Религия бахаи в Воронеже. Религия бахаи кратко. Религия бахаи в Воронеже Религия бахаизм кратко

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

ВЕРА БАХАИ

Вера Бахаи - независимая всемирная религия, вторая в мире по географической распространенности после Христианства (согласно данным Британской Энциклопедии).
Общины бахаи существуют в 188 странах и на 45 зависимых территориях. Они объединяют в себе представителей 2112 наций и народностей, выходцев из всех социальных слоев и культур. Священные писания Веры Бахаи переведены на 802 языка. В настоящее время мировая община бахаи насчитывает более 5 млн. последователей.

Основатель Веры Бахаи - Бахаулла (1817-1892). Чье имя в переводе с арабского означает "Слава Божия". Бахаулла объявил о Своей миссии в 1863 году. Его последователи - бахаи - считают, что Он является последним на сегодня посланником Бога, продолжая миссию основателей великих религий, таких как Мухаммад, Христос, Будда, Моисей.

Главная тема учения Бахауллы - единство . Он учил, что Бог един, что все религии - выражение "неизменной веры в Бога, вечной в прошедшем, вечной в грядущем", что человечество - единый народ, который призван жить в мире и согласии. Бахаи выступают за сплочение наций во всемирное сообщество, в котором мир поддерживается на основе принципа коллективной безопасности.

Международное Сообщество Бахаи - название неправительственной организации, которая представляет всемирную общину бахаи при Организации Объединенных Наций. Оно зарегистрировано с консультативным статусом при Департаменте Информации, Экономическом и Социальном Совете (ЭКОСОК) и Детском Фонде (ЮНИСЕФ), а также имеет рабочие отношения с Программой ООН по здравоохранению (WHO), Программой по защите окружающей среды (ЮНЕП), с Фондом для развития женщин (ЮНИФЕМ) и др. Работа Международного Сообщества Бахаи сосредоточена на таких направлениях, как социально-экономическое развитие общества, права человека, повышение статуса женщин и нравственное образование.

Все финансовые средства, используемые для деятельности общин бахаи, образуются исключительно из добровольных пожертвований последователей этой религии. Никакая финансовая помощь со стороны не принимается.

В Вере Бахаи нет духовенства, поскольку в соответствии с учением Бахауллы каждый человек способен и обязан самостоятельно искать и воспринимать духовные истины. Управление всеми делами общины осуществляется через уникальную систему администрации, основными органами которой являются демократически избираемые советы. В настоящее время в мире действует более 13 тысяч административных органов бахаи на местном уровне и 181 - на национальном. Руководство на мировом уровне осуществляет Всемирный Дом Справедливости.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕНИЯ ВЕРЫ БАХАИ

Бог един для последователей всех религий и для всего человечества. Все Богооткровенные религии едины в своей основе.

"Нет никакого сомнения, что народы земли, к какому бы корню или вере они ни принадлежали, черпают вдохновение свое из одного небесного Источника и служат одному Богу. Различие между заповедями, коим они следуют, объясняется меняющимися требованиями и нуждами века, когда они были явлены. Все они, кроме немногих, что порождены человеческой испорченностью, заповеданы были Богом и отражают Волю Его и Промысел". (Бахаулла)

Человечество едино в своем многообразии . Любые разделяющие людей предрассудки, будь то расовые, национальные, классовые, политические или религиозные, должны кануть в прошлое.

"Вы - плоды с одного древа и листва с одной ветви. Относитесь же друг к другу с величайшей любовью и кротостью, дружелюбием и товариществом. Дневное Светило истины есть Мой свидетель! Свет единства столь могуществен, что может осиять всю землю". (Бахаулла)

Мужчины и женщины должны иметь равные права и возможности . Они подобны двум крылам птицы. Пока у одного из крыльев нет возможности проявить все свои возможности, птица человечества не взлетит в полную силу.

"Божественная Справедливость требует, чтобы в равной степени соблюдались права обоих полов, поскольку в глазах Бога ни один из них не превосходит другой. Достоинство человека в глазах Бога зависит не от пола, а от чистоты и озаренности сердца". (Абдул-Баха)

Религия призвана находиться в гармонии с разумом и наукой.
"Между истинной религией и наукой нет противоречий. Если религия противопоставляется науке, то она становится лишь предрассудком, ибо противоположность знанию есть невежество... Если человек попытается полететь, опираясь лишь на крыло религии, он быстро угодит в трясину суеверий; если же он полетит лишь на крыле науки, то также не продвинется, но упадет в беспросветное болото материализма". (Абдул-Баха)

Истинная религия являет собой источник любви и дружбы . Она призвана объединять людей, а не сеять вражду между ними.
"В сей День сущность Веры в Бога и Его религии - дабы различные общины земли и многочисленные вероучения никоим образом не порождали среди людей ни малейшего чувства вражды... Религиозный фанатизм и ненависть суть огонь, пожирающий мир, ярость его неукротима... Основополагающий умысел, одушевляющий Веру Божию и Закон Его, заключен в защите интересов рода людского и укреплении его единства, и в распространении духа любви и дружества между людьми. Не позволяйте, чтобы он превратился в источник раздора и распри, ненависти и зависти". (Бахаулла)

Каждый человек способен и обязан самостоятельно искать истину; он не должен слепо принимать традиционные или новые учения.
"Поскольку истина едина и неделима, разногласия, существующие между нациями, порождены лишь их приверженностью к предрассудкам. Если бы люди искали истину, они проложили бы путь к единству". (Абдул-Баха)

У всех людей должна быть возможность получить полноценное образование и воспитание.
"Взирай на человека как на рудник, полный бесценных самоцветов. Только образование и воспитание могут извлечь сии сокровища и помочь человечеству обратить их себе на пользу". (Бахаулла)

Миру нужен международный вспомогательный язык .
"Существование универсального языка облегчило бы взаимоотношение всех наций; тогда человеку было бы достаточно знать всего два языка - родной и международный". (Абдул-Баха)
Необходимо создание всемирной федерации народов для достижения всеобщего мира и согласия на планете.
"Благополучие рода людского, его мир и безопасность недостижимы до тех пор, пока прочно не утвердится его единство". (Бахаулла)

Еще одним символом Веры Бахаи считается особое каллиграфическое написание Величайшего Имени. Наиболее распространены две его формы: одна из них – собственно слово "Баха", вторая – восклицание "Йа-Баха-уль-Абха" (О ты, Слава Преславная!), использующее слово "Абха" – превосходную степень слова "Баха" (этот символ также называют "Величайшее Имя"). Ниже вы видите каллиграфическую надпись "Йа Баха-уль-Абха", размещенную в центре купола храма бахаи в Уилметте близ Чикаго, США.

Часто Величайшее Имя можно увидеть в доме бахаи помещенным в рамку на стене (но, естественно, оно не используется в качестве иконы или чего-то подобного). А вот девятиконечная звезда – в самых разнообразных вариациях – может размещаться почти где угодно, в том числе и на футболках.
В Вере Бахаи не допускается распространение изображений Посланников Бога – Баба и Бахауллы, чтобы не допустить превращения их в иконы (или же, наоборот, недостаточно уважительного к ним отношения). Эти изображения можно увидеть только на паломничестве в Святую Землю при посещении Международного Архива Бахаи.
См.

ХРАМЫ БАХАИ

Храмы бахаи (Дома Поклонения) открыты для всех людей, независимо от вероисповедания. В храме служат, естественно, не священники, а волонтеры, добровольцы на определенный срок, в чьи функции входит обслуживание храма и прием посетителей; они также разрабатывают и проводят несколько раз в день молитвенные программы, в которые входит чтение молитв и Священных Писаний (как Веры Бахаи, так и других религий), а также пение молитв а капелла (без сопровождения музыкальных инструментов). Любой человек может также зайти в храм и помолиться самостоятельно.
Первый храм бахаи был построен в Ашхабаде. В будущем Дома Поклонения будут воздвигнуты в каждом населенном пункте, но пока построено только 8 храмов бахаи – по одному на каждый континент или островную группу. Храм в Ашхабаде был разрушен, и теперь "азиатским" храмом является последний на сегодня и самый прекрасный храм бахаи "Лотос" в Нью-Дели, Индия.

Храм Лотоса

Храм Лотоса в Дели – это седьмой в мире по счету молитвенный дом, который был построен бахаистами – последователями нового типа религии, которая объединяет в себе все известные нам верования.
Храм Лотоса расположен возле города Нью-Дели в Индии. Строительство началось в 1978 году и было закончено 22 декабря 1986 года в большей части за счет средств заключенных бахаи Ирана. Архитектор Фариборз Сахба, канадец иранского происхождения. Ранее на месте постройки этого храма располагалось легендарное селение Баха Пур (в переводе с хинди «Жилище Баха»).



Храм Лотоса выглядит как огромный и красивый цветок лотоса, которые построен из бетона и с внешней стороны покрыт белым греческим мрамором. «Цветок» состоит из 27 больших лепестков (Число 27 - символ Мировой Души, символ Вселенной, а заключаемые в нём числа - это символы элементов и составных частей Вселенной, выходит, что Мировая Душа, которая есть основание и форма мирового состава и порядка, содержит в себе такие же элементы, как и число 27), которые выстроены в 3 ряда. Вокруг лепестков находятся 9 искусственных мини-бассейнов квадратной формы.
Центральный зал - диаметр 75 метров, высота 31 метр, вместимость 1300 мест.

При строительстве храма Лотоса ни одной прямой линии не было использовано, а система вентиляции храма была позаимствована у инженеров древнего времени и поэтому в помещение всегда попадает прохладный свежий воздух, который проходит предварительно через всю систему водных бассейнов около храма.
Если посмотреть на Храм Лотоса сверху, то кажется, что как будто он «вырос» из воды.
В центральный зал храма Лотоса ведут целых 9 дверей .
В арабском языке (как и во многих других) каждая буква имеет числовое соответствие; следовательно, каждому слову также соответствует некое число. Для слова "Баха" это число 9, поэтому оно считается священным у бахаи, и одним из символов Веры бахаи является девятиконечная звезда (и храмы поэтому имеют девятиугольную в плане форму). Ниже вы видите купол храма "Лотос" изнутри.

Перед входом в храм обязательно необходимо снять свою обувь. Вход в храм Лотоса абсолютно свободный, однако видео- и фотосъемка, а также разные шумные и громкие звуки в храме Лотоса запрещены как и в Мавзолее Тадж-Махал.

Пророчества про Храм

450 лет назад Шах Акбар величайший из династии Моголов мечтал о своем величественном дворце, об объединении всех народов Индии под знаменем единой всеобщей веры: «И приснилось мне что камень за камнем я воздвиг священный храм. Не пагоду и не мечеть и не церковь, но возвышенное и проще с вратами открытыми для дыхания небес и истина и мир и любовь и справедливость нашли и поселились в нем».



Секта исламского происхождения

Секта известна также под названием Вера бахаи.

I. Основные данные

1. Основатель: Мирза Хусейн Али Нури (1817 – 1892), известный под именем Баха-Улла ("Слава" или "Великолепие Аллаха").

Мирза Хусейн Али Нури родился 12 ноября 1817 г. (2 мохаремма 1233 г. по мусульманскому календарю) в Тегеране в аристократической семье. Его отец – мирза Аббас Нури был также известен как мирза Бозорг Нури. Титул Бозорг ("Великий") был присвоен ему специальным указом Фатх Али-шаха. Бахаистские источники уверяют, что его род восходит к самому Заратустре.

Хусейн Али получил прекрасное домашнее образование. Особых успехов он достиг в юриспруденции и теологии. С юности он проявял большой интерес к суфизму , был знаком со многими странствующими дервишами и проповедниками при дворе шаха. Многие его ранние труды проникнуты духом суфийского мистицизма, однако уже в это время он относился к современным ему суфиям с известной долей скептицизма.

В 18 лет он впервые женился (на Асии-ханум, младшей сестре правителя Ялруда мирзы Махмуда).

Одно время Хусейн Али был учеником известного в то время муджтахида шейха Мухаммада Таги, который предсказывал ему большое будущее.

Первоначально перед молодым аристократом открывались широкие возможности для придворной карьеры, однако в результате ряда политических событий, связанных с участием его отца в борьбе группировок за шахский трон, эти возможности были утеряны.

Невозможность занятия достойного, по его мнению, положения при дворе заставила Хусейна Али обратить внимания на те мусульманские течения, которые содержали идеи общественного переустройства. В 1844 году он стал приверженцем Баба (см. бабизм).

Постепенно влияние Мирзы Хусейна Али среди бабидов росло. В 1848 году он организовал встречу в Бедаште, где дал всем присутствующим новые имена. Себе он выбрал имя Баха (величие или слава). Впоследствии Баб назвал в письмах некоторых из бабидов именами, данными им Мирзой Хусейном Али и таким образом "узаконил" их. Самого Мирзу Хусейна Али он назвал Баха-Улла ("Слава" или "Великолепие Аллаха").

Во время преследования бабидов Баха-Улла несколько раз оказывался в тюрьме. Именно там, по его собственным словам, на него снизошло откровение о том, что он и есть обещанный Бабом посланник (Махди ). Впоследствии он был изгнан из Персии и поселился в Багдаде, где сообщил узкому кругу лиц о своем "посланничестве".

После казни Баба в 1850 г. Баха-Улла стал одним из ведущих претендентов на роль главы бабидского движения, а также Посланника Аллаха, "Того, Кого Явит Бог".

Османское правительство вызывало Баха-Уллу для разбирательства в Стамбул, а затем отправило его в ссылку в Адрианополь, где он уже публично провозгласил себя Махди. Это вызвало ссору Баха-Уллы с его братом Яхья, которого Баб назначил главой общины. В результате этой ссоры возник раскол на бахаи , сторонников Баха-Уллы, и азалии , сторонников Яхья, прозванного Бабом Собх-е Азаль ("Утро Вечности").

В ссылке Баха-Улла активно проповедовал свое учение среди бывших бабидов и местных жителей, он также писал многочисленные послания главам государств, ученым и духовным лидерам, призывая их признать его посланником Божиим.

Такая бурная активность Баха-Уллы не могла не вызвать реакции османских властей, и он был выслан в небольшой палестинский город Акку. Там он продолжал писать свои послания и книги, которые стали в последствии "священными писаниями" бахаизма. В 1877 г. он переселился к подножью горы Кармель, где похоронил останки Баба. Там же он и умер в 1892 г.

2. Время основания:

Приверженцы секты считают датой основания Веры бахаи 21 апреля 1863 года, когда Баха-Улла объявил в загородном саду Резван близ Багдада, что он – носитель божественного откровения, пришествие которого под разными именами предсказано всеми мировыми религиями.

3. Место основания:

Персия (первая община появилась среди персидских беженцев в Багдаде – териитория срвременного Ирака).

4. Регион распространения:

В настоящее время бахаизм распространен по всему миру (более чем в 200 странах).

5. Местонахождение руководящего центра:

Руководящим органом бахаи является Всемирный Дом Справедливости, который находится в Хайфе (Израиль). В нашей стране существует Национальное Духовное Собрание России в Москве.

6. Организационная структура:

Координация деятельности каждой общины бахаи в городе или деревне обеспечивается советом из 9 членов, избираемых раз в год тайным голосованием всех взрослых бахаи данной местности. Сейчас их обычно называют Местными Духовными Собраниями. В писаниях Баха-Уллы они названы Домами Справедливости. Выборы проводятся 21 апреля (1-й день Резвана по календарю бахаи). Раз в 19 дней, то есть каждый месяц по календарю бахаи, а также в бахаистские праздники, вся община собирается для богослужения и совещания. В 1991 году в мире имелось около 20 тыс. Местных Духовных Собраний.

В каждой стране, где существует достаточно большая община бахаи, избирается Национальное Духовное Собрание. Оно избирается также раз в год тайным голосованием по системе двухстепенных выборов: взрослые бахаи избирают делегатов, делегаты на съезде избирают девятерых членов Национального Собрания. В 1991 году было 155 Национальных Собраний.

Раз в пять лет члены Национальных Духовных Собраний избирают членов Всемирного Дома Справедливости. Выдвижение кандидатур, предвыборные кампании и образование фракций запрещены. Всемирный Дом Справедливости издает законы по вопросам, которые писание Баха-Уллы оставляет открытыми, и принимает решения "мирового" значения. На отдельных лицах лежит обязанность следовать решениям Духовных Собраний.

Кроме Духовных Собраний существует институт Советников . Их функции довольно неопределенны. Каждые пять лет Всемирный Дом Справедливости назначает Советников. В 1991 году их было 81. Девять из них работают во Всемирном Центре бахаи в Хайфе и подотчетны Всемирному Дому Справедливости в координации деятельности пяти Континентальных Коллегий Советников. Остальные ведут работу на разных континентах. Каждая Континентальная Коллегия Советников назначает на пятилетний срок членов Вспомогательных Коллегий. В 1991 году было 702 члена этих коллегий. Советники официально занимаются лишь "поощрением и выдачей советов Местным Духовным Собраниям и отдельным бахаи" (см. "Община бахаи: основания, цели и намерения", Всемирный Центр бахаи, Хайфа, 1990).

7. Базовая литература:

Баха-Улла написал более ста книг и "скрижалей". Эти многочисленные сочинения и составляют Откровение Веры бахаи. Важнейшими из них считаются Китаб-и-Акдас (Пресвятая Книга) и Китаб-и-Икан (Книга Достоверности). Сочинения Абдул-Баха и толкования Шоги Эффенди, хотя и считаются у бахаи комментариями, также имеют статус Священных Писаний.

Бахаи имеют около 30 собственных издательств по всему миру. В России (в Санкт-Петербурге) действует издательство "Единение".

8. Периодические издания:

Выпускается целый ряд периодических изданий, в том числе журнал "One country". На русском языке издается газета "Исцеление единством" (Онтарио, Канада).

9. Другие средства массовой информации:

Сайт Национального Духовного Собрания России: www.bahai.ru

10. Учебные заведения:

Данных нет

II. Учение

1. Истоки учения:

шиитский ислам, движение бабидов в Персии

2. Краткое изложение учения:

Бахаи признают существование единого Бога, сотворившего Вселенную, познать Которого человеку невозможно. Религиозные истины отно сительны и развиваются во времени. С этой целью Бог посылает пророков – носителей откровения. Всего на землю было послано девять пророков: Кришна, Зороастр, Авраам, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед, Баб и сам Баха-Улла. Эти пророки, подобно зеркалу, отражают все качества Бога, воплощают его волю и передают ее человечеству. (Говоря о зеркале, бахаи часто ссылаются на Ин. 14, 9). Таким образом, все религии учат одному, а если это не так, то виноваты накопившиеся искажения и суеверия, либо у Бога были разные требования к разным эпохам. Носителем последнего, самого чистого и актуального откровения является Баха-Улла. После него тоже будут пророки, но Баха-Улла благоразумно предсказал появление нового носителя откровения не ранее чем через тысячу лет после себя. Священные книги других религий признаются как истинные, но любое противоречие в них бахаизму либо истолковывается согласно учению Баха-Уллы, либо объявляется искажением.

Человеческая душа бессмертна и цель ее земного существования – совершенствование. Земная жизнь сравнивается с жизнью внутриутробной, и добродетели, развитые в ней есть "органы" в будущей жизни, где продолжится совершенствование. Важным принципом Веры бахаи является единство человечества. В своих пропагандистских книгах и брошюрах бахаи делают главный упор именно на этом. Утверждается, что объединение человечества желательно и неизбежно. Любые претензии на исключительностсть – религиозную, национальную, политическую и т. д. считаются предрасудками и осуждаются. Любое несогласие с тезисом об общности всех религий также объявляется предрасудком. Необходим всеобщий мир – для этого необходимо создание всемирного государства и международного суда. Один вспомогательный язык и одна письменность, равенство мужчин и женщин, всеобщее образование, устранение крайних форм бедности и богатства и т. д. Один мусульманский богослов верно заметил, что учение бахаи большей частью подобно "общим местам из деклараций ООН".

Раз в год, со 2 по 20 марта бахаи соблюдают пост способом, подобным мусульманскому. Существует обязательная ежедневная молитва. Всякая работа, выполняемая в духе служения, рассматривается как богослужение (например, высаживание деревьев). В секте принят религиозный календарь, состоящий из 19 месяцев по 19 дней в каждом. Некоторые запреты, например, запрет аскетизма и монашества, запрет на исповедание грехов перед человеком явно направлены против христианства.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Религиозная терпимость, которую бахаисты всячески подчеркивают как основной принцип их веры, делает бахаизм чрезвычайно привлекательным для религиозных либералов. Во многом благодаря этому бахаизм признается некоторыми исследователями в качестве новой мировой религии. В действительности для этого нет никаких оснований, поскольку доктрина бахаизма не является чем-то новым. Учение о последовательно сменяющих друг друга духовных учителях (основателях мировых религий) присутствует во многих сектах, прежде всего, оккультного происхождения. Однако, бахаизм во многом созвучен происходящим в современном мире процессам, и можно предполагать значительный рост числа его последователей в ближайшем будущем.

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

Молодой торговец Сеид Али Мухаммад, объявивший себя Бабом , в 1844 г. в персидском городе Ширазе провозгласил скорое появление Посланника Аллаха, ожидаемого народами мира, "Того, Кого Явит Бог". Исламское духовенство враждебно встретило проповедь Баба и использовало свое влияние на правительство для организации преследования Баба и его приверженцев. В 1850 г. он был расстрелян в Тебризе.

В 1844 году приверженцем Баба стал Мирза Хусейн Али Нури. Подавляющее большинство последователей Баба происходило из духовного, купеческого и крестьянского сословий, так что обращение в его веру аристократа было заметным событием. Вслед за Хусейном Али четыре его брата, среди них Мирза Яхья, приняли бабизм. От Баба Хусейн Али получил имя Баха-Улла ("Слава" или "Великолепие Аллаха").

После расстрела Баба среди его сторонников начались разногласия. Появилось несколько претендентов на роль "Того, Кого Явит Бог". В частности, в Иранском Азербайджане и Гиляне множество бабидов сплотилось вокруг мирзы Асад-Алаха, которого Баб прозвал Даййан ("Судия" – эпитет Бога).

Баха-Улла также заявил, что будучи в тюрьме во время преследования бабидов, он получил откровение о том, что он Махди – обещанный Бабом посланник. Однако Баб назначил главой общины брата Баха-Уллы, Мирзу Яхья, которого назвал Собх-е Азаль ("Утро Вечности"). Теперь Бахаи утверждют, что Баб это сделал для обеспечения безопасности Посланника, то есть Баха-Уллы.

Большинство бабидских лидеров было уничтожено, но Баха-Уллу спасло высокое положение его семьи. Он остался жив, но был изгнан из Персии и поселился в Багдаде. Там он написал одну из важнейших книг бахаизма Китаб-и-Икан . Там же, в саду усадьбы Резван (в переводе – "рай") на одном из островов на реке Тигр, он объявил свое тюремное "откровение".

Вскоре османское правительство решило удалить бабидов от границ Персии и перевело их сперва в Константинополь, потом в Адрианополь (Эдирне). Там в документе, известном как Суре-йи-Амр , Баха-Улла провозгласил, что именно он есть "Тот, Кого Явит Бог". После этого многие из "явителей" отказались от своих претензий, убоявшись вражды с Баха-Уллой.

Своего брата Баха-Улла призвал признать и поддержать его, ссылась на распоряжение, будто бы данное в свое время Бабом. Однако Собх-е Азаль не согласился и, не долго думая, объявил себя явителем откровения. Последовал раскол бабидов на бахаи (тогда и появилось это название) и азалии . Часть бабидов отвергла притязания обоих. Братья обменивались взаимными обвинениями: каждый говорил о попытках другого убить оппонента (что, скорее всего, соответствовало действительности). Посыпались доносы властям друг на друга.

Тем временем Баха-Улла приступил к выполнению своей "миссии". Он написал несколько посланий, частью адресованные "Царям земным", частью – лично конкретным правителям. В письмах Баха-Улла объявил себя "Тем, Кто предвещен в Торе, Евангелии и Коране", и призвал монархов встать на защиту его веры. Османские власти, раздраженные всем этим, решили сослать последователей нового учения, разделив бахаи и азалитов. Бахаи были сосланы в Палестину, в город Акку, а азалиты на Кипр. На новом месте Баха-Улла вскоре продолжил написание писем. Отправил он послание и папе Пию IX, в котором призвал серьезно изучить выдвигаемые им положения и признать их. В 1877 году Баха-Улла "раскинул шатер" возле горы Кармель, где выбрал место для погребения останков Баба. Впоследствии это место стало всемирным центром бахаи. В 1892 году Баха-Улла умер.

После смерти Баха-Уллы секту возглавил его старший сын Аббас Эффенди (1844 – 1921), известный как Абдул-Баха ("слуга Величия"). Его не считают пророком, но приписывают ему исключительное право толковать учение Баха-Уллы, называя "Средоточием и Толкователем веры".

С его деятельностью связано распространение Веры бахаи в Америке и Европе. В начале 90-х годов XVIII века сирийский торговец Ибрагим Хейролла, принявший Веру бахаи в Каире (Египет) и эмигрировавший затем в Соединенные Штаты, начал читать там лекции об учении бахаи. К 1897 году, по словам Хейроллы, верующие исчислялись уже сотнями (в Чикаго и Кеноше, штат Висконсин). Появились печатные издания. Однако вскоре между Абдул-Бахой и Хейроллой возник раскол. Последний пытался стать лидером бахаи в западном мире и толкователем учения Баха-Уллы. Не добившись поддержки у Абдул-Бахи, Хейролла сблизился с его братом Мохаммадом Али, также претендующим на власть в секте. Однако этот кризис был довольно быстро преодолен.

В 1910 – 1913 годах Абдул-Баха совершил поездку по Европе и Северной Америке. Он выступал где мог: в церквах, синагогах, университетах, на собраниях пацифистов, теософов, суфражисток, эсперантистов. Перед Первой Мировой Войной он вернулся в Палес тину. В своем документе "Воля и Завещание" Абдул-Баха, ссылаясь на книгу Баха-Уллы Китаб-и-Ахд ("Книга Завета") разработал организационное устройство бахаи.

Предусматривалось два института: "Хранительство" и "Всемирный Дом Справедливости". Исключительное право толковать учение бахаи передавалось "Хранителю веры". Хранителем, естественно, стал сам Абдул-Баха. В "Воле и Завещании" Всемирный Дом Справедливости был назван главным законодательным и административным органом общины бахаи. Хранителю веры в помощь придавалась группа избранных им бахаи – "Десниц Дела Божиего". Всемирный Дом Справедливости был призван осуществлять руководство всемирной общиной бахаи. Членов этого высшего административного органа надлежало избирать на международном съезде представителей Духовных Собраний всех стран мира. Избранным мог быть любой совершеннолетний бахаи. Последние годы своей жизни Абдул-Баха провел в Хайфе, где и умер в 1921 году, назначив хранителем своего внука Шоги Эффенди Раббани (1897 – 1957).

Шоги Эффенди построил в Хайфе множество зданий, составивших Всемирный Центр Веры бахаи и воплотил в жизнь задуманную его предшественником организационную структуру. За образец была взята уже сформировавшаяся к тому времени организационная структура бахаи в северной Америке.

Шоги Эффенди написал огромное число книг и писем для толкования учения, а также перевел писания Баха-Уллы и Абдул-Баха на английский язык. Дальнейшие переводы обычно делались с английского.

В 1937 году был составлен семилетний план действий, направленный в основном на распространение веры бахаи в Америке. Основные задачи этого плана были сформулированы так:

1) учредить по меньшей мере одно Местное Духовное Собрание в каждом штате США и в каждой провинции Канады;
2) направить хотя бы одного верующего для распространения Веры бахаи в каждую страну Латинской Америки;
3) завершить проектирование наружного вида первого храма бахаи в Северной Америке – сооружения, краеугольный камень которого заложил Абдул-Баха во время своего пребывания в Америке в 1912 году.

Семилетка была выполнена. После двухгодичного перерыва, в 1946 году, началось осуществление плана на следующее семилетие. На этот раз усилия были сосредоточены главным образом на странах Европы, где к тому времени насчитывалось только два Национальных Духовных Собрания: в Великобритании и Германии. Планом предусматривалось также учреждение Местных Духовных Собраний по всей Латинской Америке и значительный рост их числа в Северной Америке. Эта план тоже был осуществлен.

В 1953 году, сразу по завершении предыдущего плана, Шоги Эффенди возвестил о новом, самом грандиозном за всю историю бахаи, всеобъемлющем плане, названном "Десятилетний Всемирный Поход". Завершиться этот проект должен был в 1963 году, к очередному юбилею: столетию со дня Провозглашения Баха-Уллы в саду Резван. Предстояло начать распространение веры в 132 странах и крупных регионах, укрепить уже существующие общины в 120 государствах и административных территориях. Предусматривалось также учреждение Национальных Духовных Собраний в большинстве стран Европы и Латинской Америки, значительное увеличение количества Местных Духовных Собраний, рост числа верующих, умножение принадлежащей секте собственности. Однако в 1957 году Шоги Эфенди внезапно умер.

Институт Хранительства веры был задуман как непрерывно действующая система руководства. Абдул-Баха в "Воле и Завещании" обязал каждого очередного Хранителя Веры бахаи назначать себе преемника из прямых потомков Бахауллы. Кандидат должен был обладать рядом определенных качеств. Шоги Эффенди умер, не назначив преемника, т. к., по всей видимости, ни один из членов его семейства не отвечал тем требованиям, которые предъявляли к духовному облику Хранителя Баха-Улла в своем "Завете" и Абдул-Баха в "Воле и Завещании". Отсюда следовал вывод: поскольку нет Хранителя, то руководство сообществом бахаи полномочен принять на себя Всемирный Дом Справедливости – орган, который еще только предстояло избрать.

"Десницы Дела Божиего" организовали несколько ежегодных совещаний, на которых был разработан ряд важных документов, в том числе официальное заявление о том, что Шоги Эффенди не оставил завещания и не избрал того, кто стал бы Хранителем веры после него (Совещание 1957 года), Было также принято решение о том, что Всемирный Дом Справедливости будет избран в 1963 году. В выборах должны были принять участие представители всех существующих в мире Национальных Духовных Собраний (Совещание 1959 года).

К апрелю 1961 года возникло двадцать одно новое Национальное Духовное Собрание в Латинской Америке, годом позже состоялись выборы еще одиннадцати Национальных Духовных Собраний в Европе. Все прочие задачи, предусмотренные десятилетним планом, были также выполнены или перевыполнены. Весной 1963 года, в дни празднования столетнего юбилея событий в саду Резван, состоялись выборы Всемирного Дома Справедливости. В выборах приняли участие представители пятидесяти шести Национальных Духовных Собраний. Его избрание позволило вновь сосредоточить усилия на разработке широкомасштабных планов распространения веры бахаи, призванных воплотить в жизнь то, что Абдул-Баха называл "духовным завоеванием планеты".

В России
В России Вера бахаи начала распространяться весьма рано, еще при жизни Баха-Уллы. Ее распространителями были преимущественно беженцы из Персии. В советское время секта практически исчезла.

Вновь Вера бахаи начала распространяться в СССР в конце 80-х годов. Вскоре после принятия закона о свободе совести, в апреле 1991 г., было создано и зарегистрировано Национальное Духовное Собрание Советского Союза.

Члены Национального Собрания бахаи России впервые участвовали в избрании Всемирного Дома Справедливости в 1993 г. Теперь бахаи можно найти в более чем 400 населенных пунктах по всей России. Издано значительное количество переводов бахаистских писаний и другой литературы, связанной с Верой бахаи на русский язык. Большая часть этой литературы выпускается издательством бахаи "Единение", расположенным в Санкт-Петербурге. Оно распространяет также выпущенные другими издательствами книги, имеющие отношение к Вере бахаи.

2. Современная деятельность

В настоящее время секта широко распространена по всему миру и активно привлекает новых адептов. Храмы бахаи сооружены на всех континентах и приобретено много земельных участков под строительство новых. Литература бахаи публикуется более чем на 800 языках и диалектах.

IV. Ответвления

В истории бахаизма не раз возникали расколы, в частности, параллельную структуру создал в конце XIX века лидер американских бахаистов Ибрагим Хейролла, опиравшийся на Мухаммада Али, брата Абдул-Баха. Данных о современных последователях Мухаммада Али нет.

V. Библиография

  1. Базиленко И. В. "Бахаизм: история вероучения(середина XIX – начало XX в.)", М., Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1994;
  2. Уильям С. Хэтчер, Дж. Дуглас Мартин "Новая мировая религия: Вера бахаи", Издательский Фонд Бахаи "Единение", СПб., 1995;
  3. "Община бахаи: основания, цели и намерения", Всемирный Центр бахаи, Хайфа, 1990.

(М, 2000)

К новым религиозным культам, правда с некоторой оговоркой, можно отнести и веру Бахаи (Бахаизм) , история которой начинается со средины XIX в. в Ираке. Молодой иракский торговец по имени Сейд Али Мухаммад, известный под именем «Баб» (по арабски «Врата») 23 мая 1844 г. объявил о своей миссии Посланника Бога; его учение привлекло значительный общественный интерес. Исламские деятели, обеспокоенные распространением идей Баба, использовали свое влияние на правительство для организации преследования Баба и его приверженцев. Баб был сослан в Иранский Азербайджан и заточен в бастион Мах-Ку и Чихрик. 9 июля 1850 г. в Табризе он был расстрелян. Однако смерть лишь придала уверенность его последователям в справедливости пророчества Учителя о том, что человечество неизбежно обретет «единство», что со временем появится «Обещанный», который объединит всех последователей и сам будет проявлением единственно истинного и живого Бога.

Современный бахаизм считает, что пророчество Баба исполнилось в Мирзе Хусейн Али (1817-1892), которого «посвященные» чаще зовут Баха-Аллахом (Баха-Улла). Он признается пророком, продолжающим ряд посланников Бога, в числе которых Будда, Христос и Мухаммед, и вместе с тем - «Обещанный у всех пророков». Своего старшего сына Аббаса Эффенди (1844-1921), впоследствии известного как Абдул-Баха («Слуга Баха»), Баха-Улла объявил своим преемником и толкователем учения. В 1910-1913 гг. Абдул-Баха совершил поездки в Египет, Европу, Северную Америку, где разъяснял учение веры Бахаи. Ко времени кончины Абдул-Баха вера Бахаи имела последователей в 35 странах.

Среди основных положений бахаизма: существование непознаваемого Бога-творца, равенство всех религий, единство человечества и равенство всех людей перед Богом, самостоятельный поиск истины каждым, гармония науки и религии, равенство прав мужчин и женщин, духовное разрешение экономических проблем, всеобщий мир, международный вспомогательный язык, отказ от расовых, национальных и политических предрассудков, нравственный образ жизни. Бахаи избегают употребления алкоголя и наркотиков, важное значение придают институту семьи, особо подчеркивают святость брака.

В бахаизме культовая практика сведена к минимуму. Предписано чтение 3 обязательных молитв. Общие богослужения, проводимые в каждый 19-й день, состоят из молитв, чтения текстов Священных Писаний бахаи и других мировых религий. Всякая работа, выполняемая в духе служения, также рассматривается как богослужение.

Раз в год, со 2 по 20 марта, бахаи соблюдают пост, воздерживаясь от пищи и питья от восхода солнца до заката. От поста освобождаются дети до 15 лет и пожилые люди после 70, больные, беременные и кормящие матери, путешественники и лица, выполняющие тяжелый физический труд. По достижении 15-летнего возраста человек может заявить о своей вере в ближайшем Местном Духовном Собрании, которое принимает его в качестве члена общины бахаи. Выйти из общины можно также, уведомив об этом Местное Духовное Собрание.

Храмы бахаистов именуются Домами Поклонения. Они имеют центральный купол и 9 арочных входов, символизирующих единство и разнообразие человеческого рода, Дома Поклонения создаются как духовные центры, включающие в себя различные вспомогательные учреждения научного, воспитательного и административного характера. Бахаи совершают паломничества на святую Землю, в Хайфу и Акку, где покоятся останки Баха-Уллы и Абдул-Бахи.

У бахаи нет духовенства. Координация деятельности каждой из местных общин обеспечивается советом из девяти членов, избираемых раз в год (21 апреля) тайным голосованием всех взрослых членов общины. Эти советы, предусмотренные в Писаниях Баха-Уллы, называются Домами Справедливости, или Местными Духовными Собраниями. Они избираются раз в год, несут ответственность за организацию всей деятельности общины и заботятся о благосостоянии ее членов. По последним данным, в мире имеется около 30 тысяч Местных Духовных Собраний. Общины финансируют свою работу из добровольных пожертвований своих членов.

Раз в девятнадцать дней вся община собирается для богослужения, совещаний по делам общины и углубления дружеских взаимоотношений. Благодаря учреждению этих Встреч Девятнадцатого Дня мнения и рекомендации каждого последователя веры Бахаи могут передаваться не только местному, но и Национальному Духовному Собранию - вплоть до Всемирного Центра веры Бахаи. Другие собрания местной общины бахаи проводятся во время десяти праздников года бахаи и двух годовщин, связанных с жизнью Абдул-Баха.

Национальные Духовные Собрания имеются в каждой стране, где существует достаточно большая община бахаи. Они также избираются раз в год тайным голосованием по системе двухстепенных выборов. Национальное Духовное Собрание несет ответственность за управление делами общин бахаи и за организацию всей их деятельности в национальном масштабе. В настоящее время их число достигло 166.

Верховным органом Международной организации бахаи является Всемирный Дом Справедливости (находится в Хайфе, Израиль). Его состав избирается тайным голосованием действительных членов Национальных Духовных Собраний на 5 лет.

Всемирный Дом Справедливости каждый 5 лет назначает советников из числа выдающихся и преданных бахаи. В настоящее время их 81, 2 из них русские. Существуют пять Континентальных Коллегий Советников, которые подчиняются Всемирному Дому Справедливости. Каждая Континентальная Коллегия Советников назначает на пятилетний срок членов Вспомогательных Коллегий, они непосредственно контактируют с Местными Духовными Собраниями и отдельными бахаи. Число членов Вспомогательных Коллегий достигает 702.

Мировое сообщество бахаи сотрудничает с ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ЮНЕП и ВОЗ, отстаивая идеи создания всемирной федерации, введения общего вспомогательного языка, координации мировой экономики, всеобщей системы образования, единого кодекса прав человека, согласованного механизма коммуникаций в масштабах планеты, унифицированной системы денежных единиц, мер и весов. Бахаитская литература публикуется во всем мире на 700 языках.

В России вера Бахаи была известна еще в дореволюционный период. О ней знал И.С.Тургенев. Лев Толстой относился к ней благожелательно. В Ашхабаде в 1905 г. был построен первый в мире Дом Поклонения бахаи. Сейчас на территории СНГ действуют Российское и Грузинское национальное духовные собрания. В 1992 г. в Нью-Йорке состоялся Всемирный конгресс бахаи, одновременно с которым проводились спутниковые конференции в десяти крупнейших городах мира, в том числе и в Москве.

В настоящее время в России имеется более 350 общин бахаи, большинство из которых не зарегистрировано.

Дата создания: 05/01/2011

Хайфа. На переднем плане - усыпальница Баба и сады. 2007 г. Фото Л. Сандлера.

Бахаизм - религиозное учение, старающееся объединить все основные мировые религии (ислам , христианство , индуизм и иудаизм). Название этой религии происходит от арабского слова «сияние».

Основные свойства

Здание Всемирного Дома Справедливости в Хайфе.

Один из символов Веры Бахаи - стилизованная девятиконечная звезда с каллиграфией «Величайшего Имени» в центре.

Краеугольным камнем веры бахаи является убеждение, что Баха Улла и его предшественник, который был известен как Баб (ар. «Ворота»), были проявлениями Бога , которые по своей сути непознаваемы. Основные принципы бахаи - это необходимое единство всех религий и единство человечества.

Бахаи считают, что все основатели великих религий мира были проявлениями Бога и агентами прогрессивного божественного плана воспитания человеческого рода. Несмотря на их очевидные различия, великие религии мира, по словам бахаи, учат идентичной истине. Особенностью Баха-Улла было преодоление разобщенности религий и установление всеобщей веры.

Бахаи верят в единство человечества и посвящают себя уничтожению расовых, классовых и религиозных предрассудков. Большая часть учений бахаи связана с социальной этикой; вера не имеет священства и не соблюдает ритуальные формы в своем поклонении.

История возникновения

Абд аль-Баха и его старший внук Шоги Эффенди Раббани. Хайфа, 1939 г.

Религия бахаи первоначально выросла из секты Баба, которая была основана в 1844 году Мирзой Али Мохаммадом из Шираза в Иране . Он провозгласил духовную доктрину, в которой подчеркивается предстоящее появление нового пророка или посланника Бога, который опрокинул бы старые верования и обычаи и вступил в новую эру.

Хотя и новые, эти убеждения возникли в шиитском исламе, который верил в предстоящее возвращение 12-го имама (преемника Мухаммада), который возобновил бы религию и направлял верующих. Мирза Али Мохамад впервые провозгласил свои убеждения в 1844 году и принял титул Баб.

Вскоре учения Баба распространились по всему Ирану , что вызвало сильное сопротивление и мусульманского духовенства шиитов, и правительства. Баб был арестован за ересь и после нескольких лет лишения свободы был казнен в 1850 году в Тебризе, в возрасте 31 года. Его ученики, считающие его мучеником, привезли его останки в Хайфу в 1909 году. Крупные преследования его приверженцев, баби , продолжались и в конечном итоге стоили жизни 20,000 человек.

Одним из первых и самых сильных учеников Баба был Мирза Хусейн Али Нури (1817-92), который принял имя Баха-Улла (на арабском языке «слава Бога»). Он отрекся от своего социального положения и присоединился к Баба. Баха Улла был арестован в 1852 году и заключен в тюрьму в Тегеране , где он узнал, что он был пророком и посланником Бога, чье приближение было предсказано Бабом.

Он был выпущен в 1853 году и сослан в Багдад , где его руководство возродило общину Баба. В 1863 году, незадолго до того, как правительство Османской империи было перемещено в Константинополь (ныне Стамбул), Баха Улла объявил своим собратьям по общине Баба, что он - посланник Бога , предсказанным Бабом. Подавляющее большинство бабистов признало его требование и с тех пор стало известно как бахаи.

Впоследствии Баха Улла был посажен османами под домашний арест в Адрианополе (ныне Эдирне , Турция), а затем в Акко в Палестине , где сидел до 1877 года. За это время он написал «Китаб аль-аквас» («Святейшая книга»).

До того, как Баха Улла умер в 1892 году, он назначил своего старшего сына Абд аль-Баха (1844-1921) лидером общины бахаи и уполномоченным интерпретатором его учений. Баха-Улла похоронен возле Ако . Во время его смерти базировались в Иране и в Ако . Абд аль-Баха активно управлял делами движения и распространял веру в Северную Америку, Европу и другие континенты. Он назначил своего старшего внука Шоги Эффенди Раббани (1897-1957) своим преемником. Благодаря путешествиям Эффенди, вера распространилась во всем мире.

Практика

Писания и произнесенные слова Баба, Баха Улла и Абд аль-Баха образуют святую литературу Веры Бахаи. Членство в сообществе бахаи открыто для всех, кто исповедует веру в Баха Улла и принимает его учения. Нет церемоний посвящения, нет таинств и никакого духовенства.

Но каждый бахаи находится под духовным обязательством ежедневно молиться; полностью воздерживаться от наркотиков, алкоголя или любых веществ, которые влияют на ум; практиковать моногамию; получить согласие родителей на вступление в брак; и принять участие в праздновании Девятнадцатого Дня в первый день каждого месяца календаря Бахаи.

Если они способны, те, кто в возрасте от 15 до 70 лет, должны ускорить 19 дней в году, ходя без еды или питья от восхода до заката. Праздник девятнадцатого дня, первоначально учрежденный Бабом, объединяет бахаи в данной местности для молитвы, чтения Священных Писаний, обсуждения деятельности сообщества и наслаждения обществом друг друга. Праздники предназначены для обеспечения всеобщего участия в делах общины и совершенствования духа братства и общения.

Бахаи считают, что каждая эпоха требует нового возвещения. Хотя работа каждого «проявления» откровения Бога была успешной и полной, текущая задача откровения никогда не достигнет своей окончательной «печати»; даже Баха Улла не Последний. Согласно Китаб аль-аквас, сам Баха будет скрыт, хотя и не «тысячу лет».

В начале 21-го века было девять храмов поклонения бахаи: в Австралии , Камбодже, Чили , Германии , Индии , Панаме , Самоа, Соединенных Штатах и ​​Уганде. В храмах нет проповедей; службы состоят из чтения Священных Писаний всех религий.

Бахаи используют календарь, установленный Бабом и подтвержденный Баха Улла, в котором год делится на 19 месяцев по 19 дней каждый с добавлением 4 интеркалярных дней (5 в високосные годы). Год начинается в первый день весны, 21 марта, который является одним из нескольких святых дней в календаре Бахаи.

Организация

Сообщество бахаи регулируется в соответствии с общими принципами, провозглашенными Баха Улла, и созданными им учреждениями, которые были разработаны и расширены Абд аль-Баха.

Управление общиной бахаи начинается на местном уровне с избрания местной духовной ассамблеи. Избирательный процесс исключает партии или фракции, номинации и агитацию за работу. Местное духовное собрание обладает юрисдикцией во всех местных делах общины бахаи. В национальном масштабе каждый год бахаи избирают делегатов в национальную конвенцию, которая избирает национальную духовную ассамблею с юрисдикцией над бахаи на всей территории страны.

Все национальные духовные собрания мира периодически представляют собой международную конвенцию и избирают верховный руководящий орган, известный как Всемирный Дом Справедливости. Этот орган применяет законы, обнародованные Баха Улла, и принимает законы по вопросам, не охватываемым священными текстами. Местопребывание Всемирного Дома Справедливости находится в Хайфе , Израиль , в непосредственной близости от святынь Баба и Абд аль-Баха, а также возле Храма Баха-Улла в Бахджи вблизи Акко .

Также существуют в Вере Бахаи таких учреждений, как «Руки Дела Бога» и континентальные советники. Члены Руки Дела Божия были назначены Баха Аллахом и Шоги Эффенди. Континентальные советники назначаются Всемирным Домом Справедливости. Основными функциями обеих групп являются пропаганда веры бахаи и защита сообщества.

Немногие бахаи живут в Израиле, но около 700 добровольцев из-за рубежа служат в Бахайском всемирном центре, духовном и административном центре бахаизма. Бахаи не участвуют в миссионерской деятельности в Израиле.

См. также

Примечания

Источники

  • Jonathan Smith, ed., The HarperCollins Dictionary of Religion, (CA: HarperCollins, 1995)

История

Развитие веры бахаи, согласно классификации Шоги Эффенди, делится на несколько периодов развития. «Героический», или «Апостольский», век длился с 1844 по 1921 год, до момента смерти Абдул-Баха ; окончательно он завершился в 1932 году со смертью Бахиййе-ханум, старшей из дочерей Бахауллы. Сейчас идёт «Век Становления», или «Переходная эпоха», когда строится и укрепляется основание Администрации бахаи и эта вера выходит из безызвестности. Последней стадией развития веры будет «Золотой Век», когда она станет основанием для всей общественной жизни людей. В дореволюционной России имелось несколько крупных общин бахаи. Первый в мире храм бахаи был построен в начале XX века в Ашхабаде .

Баб

Бахаулла

Мирза Хусейн Али, уроженец области Нур, больше известный под именем Бахаулла («Божья Слава»), родился в 1817 году в аристократической семье, ведшей свой род от правящих династий времён имперского прошлого Персии и владевшей значительными богатствами и обширными землями. Отказавшись от придворных постов, положенных ему по происхождению, Бахаулла прославился своими щедростью и приветливостью, которые снискали ему любовь среди соотечественников.

Бахаулла стал одним из первых и, несомненно, самых ярких последователей Баба. Разделив судьбу многих бахаи после казни Баба, Бахаулла потерял всё своё имущество и владения, был заключён под стражу, подвергнут пыткам и выслан из страны. В 1852 году царское правительство России предложило политическое убежище Бахаулле, томившемуся в то время в тегеранской тюрьме Сиях-Чаль, однако он отказался от этого предложения, предпочтя вместо этого высылку в Ирак . В месте первой ссылки в Багдаде в 1863 году Бахаулла объявил, что он есть тот, чьё пришествие было обещано Бабом. Из Багдада Бахаулла был выслан сначала в Константинополь , затем в Адрианополь и, наконец, в Акко , куда он был доставлен в 1868 году .

В Адрианополе и в Акко Бахаулла написал ряд коллективных и индивидуальных обращений к правителям того времени , призвав их засвидетельствовать наступление Дня Божиего и признать Обетованного, предсказанного Писаниями исповедуемых ими религий. Он также советовал им примирить свои разногласия, сократить вооружения и принять систему коллективной безопасности, когда агрессия против одной из стран будет немедленно остановлена вмешательством объединённых сил всех остальных государств.

Абдул-Баха

Абдул-Баха

Аббас Эффенди, старший сын Бахауллы, родился 24 мая 1844 года . Вместе с другими членами семьи он сопровождал Бахауллу во всех его ссылках и тюремных заключениях. После смерти отца он взял себе имя Абдул-Баха (то есть «Слуга Баха») с целью подчеркнуть верность ему. Перед своей смертью Бахаулла назначил его единственным полномочным толкователем своего учения. Последователи веры бахаи видят в Абдул-Баха модель совершенного образа жизни бахаи.

Ещё в 1904 году российский писатель Сергей Игнатьевич Уманец упоминает о бахаи как о самостоятельной религии. А в 1925 году исламский суд Египта определил веру бахаи как отдельную религию, но не секту ислама .

Существуют и другие мнения на этот счёт. Так, по мнению известного сектолога Уолтера Мартина, «бахаизм является иранским трансплантатом в Соединённых Штатах, синкретической религией, нацеленной на объединение всех вероисповеданий во всемирное братство и дающей в результате людям право соглашаться или нет с тем, что в бахаизме считается второстепенными вопросами, но придерживаться основных великих истин мировых религий, почитая Бахауллу как Мессию нашего времени».

Жизненно важные принципы для достижения этого мирового единства:

  • признание общего источника и неопровержимого единства всех основных религий мира;
  • самостоятельный поиск истины каждым верующим;
  • отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических);
  • признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием;
  • значимость и необходимость всеобщего образования;
  • осуществление равноправия мужчин и женщин;
  • устранение крайних форм бедности и богатства;
  • установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости;
  • необходимость для каждого индивидуума следовать высоким личным моральным принципам;
  • всеобщий вспомогательный язык, с помощью которого люди разных народов свободно смогут понимать друг друга;
  • последовательное создание новой мировой цивилизации на основе приоритета принципов духовности.

Говоря о человеке и его предназначении, бахаи учат, что физическое тело есть форма существования людей на Земле, но изначальная сущность каждого человека - это душа, которая и отличает людей от животных. Жизнь в этом мире, по мысли Бахауллы, подобна жизни ребёнка во чреве матери: нравственные, интеллектуальные и духовные качества, которые человек с помощью Бога воспитывает в себе, будут «органами и конечностями», необходимыми для развития его души в мирах за пределами земного существования. После того, как тело умирает, душа продолжает жить. Она отправляется в путь к Богу через множество миров или плоскостей существования. Успешное духовное путешествие к Богу в традиционных терминах подобно жизни в раю. В случае неуспеха душа остаётся вдалеке от Бога, и её существование становится адом. В свою очередь, душа развивается и крепнет только через отношения человека с Богом, которые осуществляются посредством молитв, медитаций, изучения откровений Пророков, моральной самодисциплины и служения человечеству в той сфере, где каждая личность может наилучшим образом реализовать свои способности.

Когда бахаи говорят, что все религии составляют одно целое, это не означает, что различные религиозные учения похожи друг на друга. Они верят, что существует одна вера, Вера в Бога, и все Посланники Бога раскрывали её сущность. Согласно доктрине бахаи, «Для бахаи индуистского происхождения Бахаулла является новой инкарнацией Кришны. Для бахаи, являющихся выходцами из среды христиан, Бахаулла воплощает обещание Христа возвратиться „во славе Отца“, соединить всех людей, чтобы были „одна паства и один пастырь“».

В своём завещании Бахаулла назначил своего старшего сына Аббаса Эффенди (Абдул-Баха) толкователем Писаний Бахаи. Абдул-Баха, в свою очередь, назначил своего старшего внука Шоги Эффенди «Хранителем Веры», с тем же самым правом единоличного толкования Писаний. Шоги Эффенди никого не назначил своим преемником, но сделал все возможное для подготовки избрания первого состава Всемирного Дома Справедливости .

Святыни и храмы

Всемирный центр бахаи

Всемирный административный и духовный центр религии бахаи находится на севере Израиля . Он является также местом паломничества бахаи со всего мира . В городе Хайфа на склонах горы Кармель располагаются так называемые «сады бахаи», включающие Усыпальницу Баба, которую жители называют «Храмом Бахаи», и обрамляющие её террасы, а также комплекс административных зданий, образующих дугу: здание Международного центра обучения, резиденция Всемирного Дома Справедливости, Центр изучения текстов и Международный архив. Другие святыни, связанные с жизнью Бахауллы, расположены в городе Акко и его окрестностях, включая самое святое для бахаи место - Усыпальницу Бахауллы в Бахджи.

Дома поклонения - храмы бахаи

Свои храмы бахаи называют «Дома Поклонения», или Машрикуль-Азкар (с арабского «Место восхода хвалы Божьей»). Бахаулла повелел, чтобы в каждой местности, где проживают бахаи, был возведен храм с девятью входами и одним куполом, символизирующим единство религий .

Первый Дом поклонения бахаи был сооружён в в Ашхабаде по проекту российского архитектора Волкова (серьёзно повреждён землетрясением в и снесён в ) . В настоящее время действует 7 Домов поклонения бахаи, называемых «Материнскими Храмами» на каждом континенте или части света: в Индии (Азия), Австралии , США (Северная Америка), Германии (Европа), Панаме (Центральная Америка), Уганде (Африка) и Западном Самоа (Океания) . Строится храм в Чили (Южная Америка) .

Некоторые из храмов бахаи получили широкое публичное признание. Так, «Материнский храм» бахаи в Северной Америке назван одним из семи чудес штата Иллинойс , а Храм Лотоса в Нью-Дели получил целый ряд престижных архитектурных наград и является одной из самых посещаемых достопримечательностей Индии.

Численность последователей

Ежегодник Британской энциклопедии за 1998 год называет цифру 6,67 млн. , однако бахаи считают, что на тот момент она была значительно завышена, предпочитая говорить, что их было около 5 млн . Также указывается, что прирост последователей сегодня составляет 5,5 % в год по всему миру.

В России общее количество бахаи на конец 2004 года равняется 3676. На Украине с августа 2005 года чуть больше 600 бахаи. В Белоруссии на начало 2008 года насчитывается около 350 бахаи.

Международная Община Бахаи признана ООН в качестве неправительственной организации с консультационным статусом . Она аккредитована при Экономическом и социальном совете ООН и Международной организации помощи детям ЮНИСЕФ и сотрудничает с данными организациями по многим направлениям .

Примечания

  1. The Britannica Book of the Year (1992-present)
  2. Bahá"í World News Service: Statistics
  3. Stockman, R. H., Scripture
  4. Baha’i Sacred Writings
  5. Китаб-и-Агдас, К182
  6. Шоги Эффенди, Миропорядок Бахауллы, стр. 98.
  7. Baha’u’llah, The Summons of the Lord of Hosts.
  8. Удо Шефер. Вера бахаи - секта или религия?
  9. Из письма д-ру N. Kunter, Авакат, Стамбул, Турция, датировано 12 августа 1959 года. Опубл. в: British Bahá"í Journal, No. 141, p. 4, November 1959.
  10. Moojan Momen, The Babi and Baha’i Religions, p. 59.
  11. 1925 г., мусульманский суд в городе Беба рассматривал дело о заключении браков семи мужчин-бахаи с мусульманками. Поскольку вера бахаи была признана отдельной религией, «полностью независимой», со своими собственными «верованиями, принципами и законами», браки были расторгнуты.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Религия бахаи в Воронеже Религия бахаи в Воронеже Мембранные органоиды клетки Образование эндоплазматической сети Мембранные органоиды клетки Образование эндоплазматической сети Достижения культурной революции 1920 1930 Достижения культурной революции 1920 1930