Достижения культурной революции 1920 1930. Егэ. история. кратко. культурная революция в ссср. Большевики и церковь

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?











1 из 10

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

В 20-40-е годы в СССР, несомненно, произошел мощный культурный сдвиг. Если социальная революция уничтожила в стране полусредневековую сословность, разделявшую общество на "народ" и "верхи", то культурные преобразования за два десятка лет двинули ее по пути преодоления цивилизационного разрыва в повседневной жизни многих десятков миллионов людей. В невообразимо короткий срок материальные возможности людей перестали быть существенным барьером между ними и по крайней мере элементарной культурой, приобщение к ней значительно меньше стало зависеть от социально-профессионального статуса людей. И по масштабу, и по темпам эти изменения и в самом деле можно считать общенародной "культурной революцией".

№ слайда 3

Описание слайда:

Однако культурные преобразования, во-первых, оказались хотя и широкими, но весьма бедными. Они порождали, в сущности, "полукультуру", замешенную на причудливой духовной маргинальности* миллионов и миллионов людей. Но это не ошибка и не вина советской власти тех лет - иначе и быть не могло: грандиозность масштабов и молниеностность темпов высокого качества культурности не обеспечивают. Во-вторых, культура "навязывалась" народу: жестким регулированием сельской жизни - колхозной системой, а городской - "мобилизационными возможностями" заводских ударных строек, организационным и пропагандистским натиском государственных планов "охвата", комсомольских кампаний, профсоюзных соревнований. Тем самым проращивание потребности в культуре подменялось, по существу, диктатом общественных структур и давлением общественной атмосферы. Это уже была историческая ошибка, порожденная уверенностью во всесилии "революционного натиска". Рвение, с которым гиперполитизированный революцией строй стремился к созданию в нашей стране "культуры нового типа", уже в 20-е годы получило "марксистское" теоретическое обоснование. Были "установлены" эти "основные черты"; коммунистическая идейность и партийность, коллективизм, интернационализм и патриотизм, руководство КПСС и советского государства планомерным развитием культуры. Именно это и объявлялось "новым шагом в духовном развитии человечества", его "вершиной". В нашей стране произошел насильственный разрыв с культурно-исторической традицией. Борьба с "пороками старой культуры" привела к значительному обеднению, а во многих отношениях и разрушению этой традиции. *МАРГИНАЛЬНОСТЬ (лат. margo - край, граница)-пограничное положение личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни.

№ слайда 4

Описание слайда:

Реформирование в области образования и науки. В рассматриваемый период культурная жизнь страны развивалась весьма неоднозначно. Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования. Историческим наследием царского режима явилась значительная доля неграмотного населения. Между тем необходимость быстрой индустриализации страны требовала огромное количество грамотных производительных работников.Планомерные усилия советского государства, начавшиеся еще в начале 1920-х годов, привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов. С 1930/31 учебного года вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, к тридцатым годам советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как «буржуазные» (прежде всего история, всеобщая и отечественная). С начала 30-х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшего образования.

№ слайда 5

Описание слайда:

В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Утверждение административных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу партии были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессий академические дискуссии часто заканчивались расправой, когда один из оппонентов, будучи обвинен (пусть и необоснованно) в политической неблагонадежности, не просто лишался возможности работать, но подвергался физическому уничтожению. Подобная участь была уготована очень многим представителям интеллигенции. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик Н. И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С. П. Королев и многие другие.

№ слайда 6

Описание слайда:

Особенности развития литературы Значительно изменилась ситуация в литературе. В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. Постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» был ликвидирован РАПП. А в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был организован «Союз писателей», в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Не быть членом Союза было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался возможности публиковать свои произведения и, более того, мог быть привлечен к уголовной ответственности за «тунеядство». У истоков этой организации стоял М. Горький, однако его председательство в ней продолжалось недолго. После его смерти в 1936 г. председателем стал А. А. Фадеев (бывший РАППовец), остававшийся на этом посту на протяжении всей сталинской эпохи (до его самоубийства в 1956 г.). Помимо «Союза писателей» были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия.

№ слайда 7

Описание слайда:

Определяющим стилем в литературе, живописи и других видах искусства стал так называемый «социалистический реализм». Стиль этот имел с настоящим реализмом мало общего. При внешнем «живоподобии» он не отражал действительность в настоящем ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность– вот чем жили герои произведений официального искусства того времени. Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемого идеала. Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжала развиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, под огнем верноподданной критики, без надежды на издание продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду сталинской пропаганде. Многие из них так и не увидели свои произведения опубликованными, это случилось уже после их смерти.

№ слайда 8

Описание слайда:

Изобразительное искусство, архитектура, театр и киноискусство. В данный период происходят значительные изменения и в изобразительном искусстве. Несмотря на то, что в 20-е годы продолжают существовать Товарищество передвижных выставок и Союз русских художников, появляются и новые объединения в духе времени – Ассоциация художников пролетарской России, Ассоциация пролетарских художников. Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б. В. Иогансона. В 1933 г. была написана картина «Допрос коммунистов». Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной (1889–1953). Скульптурная группа была изготовлена В. И. Мухиной для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г. В архитектуре в начале 30-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А. В. Щусева. Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит фильм С. М. Эйзенштейна «Александр Невский». Снимаются фильмы на революционную тематику.

За годы первой и второй пятилеток в СССР была осуществлена культурная революция. Важнейшая задача культурного строительства в период первой пятилетки состояла в ликвидации неграмотности. В 1926 г. в СССР среди населения в возрасте от 9 лет и старше было только 51,1 % грамотных, а среди отдельных национальностей грамотные составляли незначительную часть: у казахов - 9,1 %, якутов - 7,2, киргизов - 5,8, таджиков - 3, туркмен - 2,7 %.

По призыву Коммунистической партии по всей стране с новой силой развернулось массовое движение за ли­квидацию неграмотности под лозунгом «Грамотный, обучи неграмотного!». В это движение были вовлечены сотни тысяч людей. Общее число лиц, принимавших участие в ликвидации неграмотности, в 1930 г. по всей стране составляло около 1 млн. человек. В 1930 - 1932 гг. различными школами ликвидации неграмотности было охвачено свыше 30 млн. человек.

Для того, чтобы раз и навсегда покончить с неграмотностью населения, необходимо было приостановить поток неграмотных из среды подрастающего поколения, введя в стране всеобщее обязательное обучение.

Всеобщее обязательное обучение имело огромное хозяйственно-политическое значение. В.И.Ленин указывал, что неграмотный человек стоит вне политики, он не может овладеть техникой и сознательно принимать участие в строительстве социалистического общества.

Согласно решениям партии и правительства всеоб­щее бесплатное обучение в объеме 4-летней начальной школы (для детей 8, 9, 10 и 11 лет) стало осуществляться с 1930/31 учебного года. В промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках с 1930/31 г. вводилось обязательное 7-летнее обучение для детей, окончивших 4-летнюю школу. К концу первой пятилетки всеобщее обязательное обучение в основ­ном было осуществлено на всей территории СССР.

В годы двух первых пятилеток по всей стране развернулось грандиозное школьное строительство. В 1929 - 1932 гг. было построено 13 тыс. новых школ на 3,8 млн. ученических мест, а в 1933 - 1937 гг. - 18778 школ.

Введение всеобщего начального обучения и большие масштабы школьного строительства дали возможность увеличить число учащихся в начальных и средних школах в 1937 г. до 29,6 млн. человек (а в 1914 г. - 8 млн. человек). Огромные успехи были достигнуты в развитии школьного образования в союзных республиках. Например, число учащихся в Таджикской ССР к 1938 г. выросло по сравнению с 1914 г. в 682 раза. Были созданы сотни новых педагогических институтов и техникумов в РСФСР и других республиках. Рост сети высших и средних учебных заведений дал возмож­ность подготовить в течение первой пятилетки свыше 400 тыс. специалистов с высшим и средним образованием, а за вторую пятилетку - около 1 млн. человек.

Значительных успехов в годы первой и второй пятилеток добилась советская наука. Задачи хозяйственного строительства, поставленные в пятилетних планах, потребовали от ученых установления самой тесной связи с производством, с практикой социалистического строительства. Работы И.П.Павлова, И.В.Мичурина, А.Е.Ферсмана, Н.Д.Зелинского, К.Э.Циолковского, А.П.Карпинского, В.А.Обручева и других получили мировое признание и известность. В период двух первых пятилеток были созданы и развернули работу Академия наук Белорусской ССР, а также филиалы Академии наук СССР на Урале, Дальнем Востоке, в Азербайджанской, Армянской, Грузинской, Казахской, Таджикской, Туркменской и Узбекской союзных республиках.

В Советской стране возникла новая интеллигенция, вышедшая из среды рабочих и крестьян, тесно связанная с народом, беспредельно преданная и верно служащая ему. Она оказала огромную помощь Коммунистической партии и правительству в строительстве социалистического общества. Что же касается старых специалистов, то абсолютное большинство их окончательно перешло на сторону Советской власти.

Революция чаще всего приводит к ухудшению экономической и культурной ситуации в стране. Наибольших успехов в социальном плане добились те государства, в которых развитие происходило эволюционно, и национальные ценности накапливались постепенно, приумножаясь от поколения к поколению. Нашей стране довелось испытать тектонические потрясения. Народ, отрекаясь от идеалов предков, в своем большинстве поверил в светлое будущее коммунизма. Немалую роль в этом сыграла культурная революция. В СССР она проходила менее драматично, чем в КНР (1966-1976 гг.), но и у нас перегибов хватало.

Предшествовавшие события

Об октябрьском перевороте 1917 года (именно так называлась в официальной советской историографии Великая Октябрьская социалистическая революция вплоть до конца 20-х годов) написано очень много, в том числе и правды. Событие это повлекло множество последствий, изменился привычный уклад жизни целой страны, прогремела на ее просторах братоубийственная Гражданская война, погибли от голода и болезней миллионы людей, число убитых и искалеченных также измерялось семизначными числами. Сотни тысяч «бывших», составлявших интеллектуальную и духовную элиту российского общества, оказались на чужбине.

Цели культурной революции

После такого чудовищного потрясения реформы были просто необходимы, требовалось не только преодолеть последствия разрухи, но и провести массовую разъяснительную работу среди населения, обосновав закономерность произошедшей общенациональной трагедии. Задача осложнялась тем, что большинство населения не воспринимало агитационной информации по очень простой причине: высокий процент граждан новой Советской России (примерно 68%) не владел элементарной грамотностью. Подъему экономики мешал недостаток специалистов. Не хватало инженеров, квалифицированных рабочих, военных командиров, учителей, профессоров, врачей, в общем, представителей всех специальностей, освоение которых требует долгой учебы. Тех, что были, разметал ветер Гражданской, иные погибли, другие нашли применение своим талантам в Парижах и Нью-Йорках. Им там было плохо и тоскливо, но оставшимся на родине чаще всего приходилось еще хуже.

Вслед за масштабной социальной требовалась действительно великая культурная революция.

Возникновение термина

В 1923 году лидер Советской республики В. И. Ленин написал статью «О кооперации». Как следует уже из названия, посвящена она была преимуществам коллективной организации труда, но попутно пролетарский вождь затронул еще один важный вопрос. Полемизируя со своими оппонентами (какими-то «педантами»), Ленин, возможно в пылу эпистолярной полемики, объявил произошедший «переворот» как бы первой фазой, за которой неизбежно последует другая, на этот раз культурная революция. В СССР ученые-историки в дальнейшем отсчитывали начало борьбы с безграмотностью именно от этой даты, т. е. от 1923 года. Именно тогда впервые был введен в оборот этот термин.

Наследие царского «прижима»

Долгие десятилетия советскими пропагандистами прилагались усилия для того, чтобы внушить согражданам мысль об образовательной отсталости старорежимного государства и главенствующей роли большевистской партии в благом деле преодоления массовой безграмотности населения. Действительно, по состоянию на 1897 год (тогда проводилась перепись) 79% жителей империи не умели читать и писать. Однако все познается в сравнении. Если учесть, что с осени 1917-го по конец 1921 года школы фактически бездействовали, и при этом, даже с учетом погибших и эмигрировавших (а бежали от красных не только великие князья и графы), этот процент к концу десятилетия опустился до 68%, то становится ясно, что царское правительство старалось ситуацию улучшить. И действовало достаточно эффективно. Реформа стартовала в 1908 году, согласно ее положениям, были учреждены свыше 10 тысяч школ, начальное образование стало не только бесплатным, но и обязательным. Самое позднее к 1925 году безграмотных людей в России не осталось бы, и для этого не требовалась никакая культурная революция. В СССР об этих планах последнего российского императора не вспоминали.

Основные направления

Столь масштабные преобразования, касающиеся основ этики, эстетики и прочих основ общественного мировоззрения, невозможно производить без предварительно разработанного хотя бы приблизительного плана. При его составлении следовало учесть как можно большее количество факторов как способствующих, так и препятствующих его осуществлению. План, по которому проводилась культурная революция в СССР, кратко можно разбить на шесть направлений. Первое, что требовалось сделать, это ликвидировать безграмотность (причем желательно не с помощью маузера). Второй пункт, невозможный без первого, предписывал в кратчайшие сроки подготовить максимальное количество новых пролетарских инженеров и техников, чтобы не зависеть от специалистов «царского призыва». Желательно и профессоров своих заиметь, но это, понятное дело, не сразу. Третья задача - создать собственное пролетарское искусство (даже название ведомства было придумано - «Пролеткульт»). При этом внимание уделялось развитию национальных форм. И последнее - по порядку, но не по значению - направление, отражающее суть культурной революции в СССР наиболее ярко, - пропаганда построения нового общества с упором на самые радужные для трудящихся перспективы.

Что делалось в 20-е годы

Наиболее трудным периодом было первое полное календарное десятилетие, в течение которого проходила культурная революция. 1920-1930-е годы ознаменовались сплошной коллективизацией села и началом индустриализации. Обе эти амбициозные программы стартовали почти одновременно с принятием первого пятилетнего (на 1928-1932 годы) плана и требовали привлечения значительных ресурсов. Только в 1930 году начальное детское образование стало обязательным, и борьба с безграмотностью пошла в полную силу. В 1928 году в Советском Союзе 169 тыс. студентов обучались в 148 высших учебных заведениях. К 1940 году число школ выросло до полутора сотен тысяч, потребности промышленности призваны были восполнить 4600 институтов. Несмотря на громкие декларации начала 20-х, настоящее начало культурной революции пришлось на конец десятилетия, время первой пятилетки, когда потребность в высококлассных специалистах стала критически-насущной.

Соцреализм и искусство

Отношения большевистских лидеров с выдающимися деятелями искусства всегда были непростыми. Ленин, Троцкий, а затем и Сталин нуждались в поддержке капризной и непокорной культурной элиты общества, их международном авторитете и талантах. Для привлечения на свою сторону выдающихся писателей, художников, музыкантов и поэтов они применяли самые изощренные методы. Культурная революция в СССР после долгих метаний и поисков новых форм привела к появлению уникального творческого метода - социалистического реализма, позже иронично названного одним из литераторов «восхвалением руководства в доступной для него форме». Перед авторами произведений ставилась конкретная и обязательная для исполнения задача: изображать жизнь примерно такой, какой она должна быть в представлении коммуниста, верящего в светлое будущее. Чтобы эффективно контролировать творческий процесс, всех хоть сколь значимых деятелей муз объединили в соответствующие союзы (композиторов, писателей, журналистов и т. д.), стимулируя их морально и материально. Парадоксальными оказались конечные итоги культурной революции. В СССР, несмотря на чудовищный прессинг чиновников, были созданы не только образцы казенщины, но и многие истинные шедевры музыки, живописи, поэзии, кинематографа и других видов искусства.

Есть у революции начало…

Процесс культурологических преобразований общества в Стране Советов нельзя ограничить строгими временными рамками. Он продолжался. И в конце 30-х (грамотных стало уже более 81%), и в суровые годы войны на территории, не попавшей в зону фашистской оккупации, действовала общепринятая система образования. В 1949 году стало обязательным семилетнее обучение (еще три класса стали платными, впрочем, расценки были доступными). В 1958-м срок школьного образования увеличили на год, а в начале 70-х еще на два, доведя до десятилетнего. В эпоху «зрелого» социализма советская школа находилась на самых передовых мировых позициях, о чем свидетельствовали успехи в самых разных областях науки и культуры. Такими стали итоги культурной революции, постепенно трансформировавшейся в эволюцию.

Культурная революция в СССР

В первые годы советской власти – 1920-1930-е г.- в культурной жизни страны главным событием была культурная революция .

Культурная революция

Культурная революция – это мероприятия, которые проводились в СССР с целью коренной перестройки культурной и идеологической жизни в стране.

История термина

    Впервые термин появился в мае 1917 года в «Манифесте анархизма» братьев Гординых

Цели

    Создание новой культуры, отражающей особенности социалистического строя

    Формирование кадров интеллигенции среди рабочих и крестьян

    Ликвидация безграмотности

    Приобщить к достижениям культуры как можно более широкие массы населения

    Идеологизация культуры в соответствии с принципами социализма, насаждение идеологического единообразия

    Отказ от культурного наследия прошлого

Мероприятия

    23 января 1918- Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви . Из системы образования были удалены предметы, которые были связаны с религией. Развёртывание атеистической пропаганды, начались гонения на религию. В храмах создавались клубы, склады.

    Созданы государственно - партийные органы для управления культурной жизнью: Агитпроп - отделы агитации и пропаганды в партии, Главполитпросвет – Главный политико-просветительный комитет РСФСР (действовал с 1920-1930 г, затем реорганизован в Наркомпрос, председатель – Крупская Н.К ., жена Ленина В.И.), Наркомпрос – Народный комиссариат просвещения(государственный орган РСФСР, который контролировал деятельность учреждений культуры, председатель – Луначарский А.В .), Главлит – Главное управление по вопросам литературы и издательства- осуществлял цензуру печатных изданий в СССР с 1920-1991г.

    Национализация учреждений культуры: издательства, музеи.

    Отменена свобода печати, установлена жёсткая цензура.

    Борьба с безграмотностью. По переписи 1920 г. в России умело читать 41.7 % населения. В 1930- введено всеобщее начальное образование . По всей стране создавались ликбезы - центры по ликвидации неграмотности людей до 40 лет. Развернулось массовое движение по борьбе с неграмотностью под лозунгом: « Грамотный обучи неграмотного»»

    Создание национальных алфавитов народностей окраины страны. Приобщение их к культуре (Дагестан, Крайний север, киргизы, башкиры, буряты и др).

    Создание условий для обучения рабочих в вузах – открывались рабфаки (рабочие факультеты), в которых готовили к поступлению.

    Начала формироваться научная элита, создавались новые учреждения: Коммунистический университет, Коммунистическая академия, Институт Красной профессуры.

    Активно привлекались к работе учёные царской России.

    Проводились репрессии по отношению к идеологическим противникам. Из страны на «Философском пароходе » (обобщённое названии операции по высылке интеллигенции в 1922-1923 г.) были высланы более 200 деятелей науки и культуры

    С конца 1920-х годов начались проводиться судебные процессы против интеллигенции - «врагов народа»: «Академическое дело» (дело против учёных Академии наук в 1929-1931), «Шахтинское дело» (обвинялись специалисты угольной промышленности. 1928), «Дело Промпартии» (о вредительстве в промышленности группы инженеров и научно-технических работников, 1930).

    С 1929 начали работу шарашки - технические бюро из репрессированной интеллигенции для проведения научной деятельности.

    Создан Пролеткульт (работал с 1917-1932).

    В искусстве был утверждён единый метод - социалистический реализм

Итоги

    К 1939 году грамотных в стране стало 87.4% населения.

    Создана большая сеть школ, других учебных учреждений.

    Сформирована официальная культура и идеология, в основе которой лежали принципы марксизма-ленинизма.

Политический и социальный переворот в России оказался предшественником культурной революции. В короткий срок предстояло решить задачи ликвидации неграмотности, создания системы народного образования, формирования кадров новой интеллигенции и идейного перевоспитания старой, создания необходимых условий для развития литературы, искусства и гуманитарных наук, использования научных достижений для социалистических преобразований. Конечной целью являлось создание пролетарской культуры. Был создан идеологический пресс, велась борьба с любыми проявлениями инакомыслия, беспощадно искоренялась религия, из страны изгонялись выдающиеся деятели культуры, а ее оставшиеся представители подвергались массовым репрессиям.

Развитие культуры в 1920-1930‑е гг. рассматривается через призму понятия «культурная революция» (его впервые употребил В. И. Ленин в работе «О кооперации»). Огромная важность задач культурного строительства определялась двумя факторами: культурной отсталостью России (80 % неграмотных) и необходимостью воспитания «нового человека».

Имеют место три периода культурного строительства:

— После революции, в период гражданской войны, применялись методы «военного коммунизма» (в т. ч. мобилизация специалистов и т. д.). Ставилась задача быстрого преодоления неграмотности, для чего применялись чрезвычайные методы «ликбеза» (вплоть до ареста не желавших обучаться).

— Нэп: отказ от чрезвычайных методов, определенный плюрализм в культурной политике. В то же время в начале нэпа «кризис культуры» — снятие многих учреждений с бюджета и их закрытие.

— С конца 1920‑х гг. во многом возвращение к чрезвычайным методам.

Ликвидация неграмотности

Борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований общественных отношений, народного хозяйства, культуры. В декабре 1917 г. в Наркомпросе РСФСР был создан внешкольный отдел под руководством Н. К. Крупской (с 1920 г. Главполитпросвет), одной из главных задач которого стала организация ликвидации неграмотности в стране.

Декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919), создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности и курсов учителей — ликвидаторов неграмотности (1920), Всероссийского добровольного общества «Долой неграмотность!» (1923), издание массовых букварей и других пособий для взрослых, увеличение числа клубов, изб‑читален, библиотек, домов крестьянина, всесоюзный культпоход по инициативе ВЛКСМ (1928), введение занятий по техминимуму и агроминимуму и обязательного курса политграмоты способствовали в основном решению к 1940‑м гг. задачи ликвидации неграмотности.

Образование и наука

В стране возникла единая школьная система, состоящая из школ трех типов: начальные (1-4 классы), неполные средние (1-7 классы) и средние (1-9, а потом и 1-10 классы). В 1934 г. принимается решение о возобновлении преподавания истории, которое было отменено после революции. Начинается перестройка среднего специального и высшего образования. Еще в 1919 г. в вузах создаются рабфаки, которые должны были почти неграмотную рабочую и крестьянскую молодежь ускоренно готовить к получению высшего образования. В начале 20‑х гг. реформируется преподавание общественных наук в вузах — оно сосредоточивается в руках членов партии. Начинаются «чистки» преподавателей и студентов. Вводился классовый принцип отбора студентов в вузы — дети так называемых бывших (дворян, духовенства, офицеров царской армии, купцов, чиновничества) лишались права получить высшее образование.

В конце 1920‑х гг. в стране была введена ускоренная система подготовки специалистов в технических вузах за 3-4 года. В 1930‑х гг. сеть таких вузов быстро росла, резко увеличился выпуск инженеров и техников. Сеть же университетов расширялась крайне медленно, гуманитарное образование стало восстанавливаться в полном объеме только с середины 1930‑х гг. С выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» И. В. Сталина появился своеобразный «эталон», по которому сверялось все написанное и высказанное. Серьезным достижением первых двух десятилетий советской власти можно считать открытие университетов и технических вузов во всех национальных союзных республиках. Обучение было идеологизировано. В ходе культурной революции формировалась новая советская интеллигенция.

Одним из новых обязательных предметов во всех вузах стал научный атеизм. Были закрыты почти все духовные учебные заведения. Создано Всесоюзное общество безбожников, проводившее массовые антирелигиозные мероприятия. Объявлялось, что пребывание в рядах компартии и комсомола, пионеров несовместимо с верой. Фактически речь шла о замене мировоззрения и делалось это насильственным путем.

Центром научной жизни в России была Академия наук, которая к концу 1920‑х гг. стала частью советской идеологической и культурной системы. С началом 1930‑х гг. международные контакты сворачивались, советских ученых практически не выпускали в зарубежные командировки, а иностранцы почти перестали приглашаться в СССР.

Политика правительства

С одной стороны — подавление инакомыслящих: в 1921 г. вместе с поэтом Н. Гумилевым расстрелян крупный правовед В. Таганцев; в 1922 г. — «философский пароход», знаменитая высылка интеллектуальной элиты (философ Бердяев, историк Карсавин, социолог П. Сорокин, всего около 200 человек); с конца 1920‑х гг. — серия процессов над инженерно‑технической интеллигенцией («шахтинское дело», «академическое дело»); процесс «Промпартии»; дело «Трудовой крестьянской партии» и др. Интеллигенция была сломлена.

В то же время для укрепления экономической и военной мощи страны поддерживаются некоторые направления науки, имеющие практическое значение.

А) Вскоре после революции впервые в России был создан научно‑исследовательский институт для изучения атомных проблем под руководством академика А. Иоффе. К 1937 г. в стране имелось 867 научно‑исследовательских институтов.

Б) В 20-30‑е гг. совершен ряд крупнейших достижений: С. Лебедев разработал процесс получения синтетического каучука; Циолковский, Цандер, Кондратюк — предпосылки для создания ракетно‑космической техники. Успешно продолжается работа классика физиологии академика И. Павлова и знаменитого селекционера И. Мичурина. В развитии науки большую роль сыграли исследователи Арктики О. Ю. Шмидт и И. Д. Папанин, геолог И. М. Губкин, биолог Н. И. Вавилов, физики А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, И. В. Курчатов, авиаконструкторы А. Н. Туполев и О. К. Антонов, геохимик В. И. Вернадский.

Основные научно‑конструкторские силы концентрируются на укреплении военной мощи. Были сконструированы лучшие в мире образцы военной техники, в частности танк Т‑34 и реактивный миномет («Катюша»).

В) Во второй половине 1930‑х гг. усилился процесс политизации и идеологизации советской науки. Были репрессированы ученые‑аграрники Н. Д. Кондратьев и А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский, биолог Н. И. Вавилов, писатель И. Э. Бабель, поэт О. Э. Мандельштам. Арестованы и работали в специальном конструкторском бюро‑тюрьме авиаконструкторы А. Н. Туполев и Н. Н. Поликарпов, физик Л. Д. Ландау.

Художественная жизнь

Режим допускал определенное разнообразие, существовало множество течений и группировок. Экстремистское течение ратовало за полный разрыв со «старой культурой» (организация Пролеткульт); писательская организация РАПП выступала за чисто «пролетарскую литературу». Начиная со второй половины 1920‑х гг. литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс. На рубеже 1920-1930‑х гг. увеличилось число литературных объединений: группы «Перевал», «Леф», Союз крестьянских писателей, группа «Серапионовы братья», «Литературный центр конструктивизма», Ассоциация художников революционной России, Общество московских живописцев и др. Через различные творческие союзы государство направляло и контролировало всю деятельность творческой интеллигенции в нужном направлении.

С конца 1920‑х и в 1930‑е гг. главной становится политика «унификации культуры» — подавления всякого многообразия и инакомыслия. В 1934 г. создается Союз советских писателей (возглавил М. Горький, основоположник метода социалистического реализма). Среди писателей выдвинулись А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев. На театральных сценах кроме пьес классического репертуара (А. Н. Островский, А. П. Чехов, А. М. Горький) шли первые советские пьесы — «Человек с ружьем» Н. Ф. Погодина, «Любовь Яровая» К. А. Тренева и др. Многие деятели культуры стали жертвами репрессий (поэты Н. Клюев и О. Мандельштам, реформатор театра Вс. Мейерхольд и пр.); другие на долгие годы потеряли возможность публиковаться (М. Булгаков), третьи поставили свой талант на службу режиму, приспосабливались (А. Толстой).

До середины 1920‑х гг. сказывалось влияние «серебряного века» русского искусства. Многих мастеров увлекла идея сделать высокую классическую культуру достоянием народа. Возникли новые формы пропаганды искусства: митинги‑концерты, театрализованные представления на улицах и площадях. С середины 1920‑х гг. многообразие форм творчества стало подавляться. Коммунистическая партия стремилась поставить под свой контроль деятельность людей искусства, при оценке их произведений на первый план выдвигались не художественная ценность и мастерство создателей, а идеологические установки, верность партийной (сталинской) линии.

В 1930‑е гг. была значительно расширена материальная база пропаганды культуры: открыты сотни новых театров, построены тысячи клубов и библиотек, музеев. Широкое распространение получила художественная самодеятельность.

Большое значение придавалось кино. Особой популярностью пользовались фильмы о революции («Ленин в Октябре», «Трилогия о Максиме», фильмы С. М. Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”», В. И. Пудовкина «Мать»), о гражданской войне («Чапаев»), комедии («Волга‑Волга», «Цирк»).

Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б. В. Иогансона (1933 г., картины «Допрос коммунистов», «На старом уральском заводе», «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола»). В 1930‑е гг. продолжают работать К. С. Петров‑Водкин, П. П. Кончаловский, А. А. Дейнека, серию прекрасных портретов современников создает М. В. Нестеров. В творчестве художников постепенно стала преобладать революционная тематика и воспевание «героических свершений».

Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной (1889-1953), изготовленная для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г.

В архитектуре начала 1930‑х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм (Мавзолей Ленина по проекту А. В. Щусева, 1930). К концу 1930‑х гг. в моду входят пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Стиль этот иногда именуют «сталинским ампиром».

Составной частью культурной жизни общества стали занятия физкультурой и спортом, поощрявшиеся государством, — стране были нужны физически крепкие граждане, способные встать в ряды бойцов Красной Армии, в самых трудных условиях вести строительство фабрик, заводов, железных дорог. Для поощрения занятий спортом в 1930‑е гг. была создана система сдачи норм ГТО (готов к труду и обороне), ГСО (готов к санитарной обороне), «Ворошиловский стрелок». Постепенно стал развиваться и профессиональный спорт.

Ряд народов получил алфавит на русской основе. Этим подрывалась связь с корнями национальной культуры. Страна была отрезана от русского зарубежья, действовала жесткая цензура.

Итоги культурной революции

  1. Повысился уровень грамотности.
  2. Создана система общеобразовательных школ, высших учебных заведений.
  3. Значительное развитие получили наука и искусство.
  4. Была сформирована официальная культура, основанная на марксистско‑классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для подготовки большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче‑крестьянской среды.
  5. Тоталитарный строй последовательно и методично уничтожал свободу творчества, духовного поиска, художественного самовыражения.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Религия бахаи в Воронеже Религия бахаи в Воронеже Мембранные органоиды клетки Образование эндоплазматической сети Мембранные органоиды клетки Образование эндоплазматической сети Достижения культурной революции 1920 1930 Достижения культурной революции 1920 1930