Митрополит Климент: биография и фото. Митрополит климент Климент калужский и боровский биография

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

КАПАЛИН Климент (Герман Михайлович)

Митрополит Калужский и Боровский, бывший? управляющий делами Московской Патриархии

Родился 7 августа 1949 в г.Раменское Московской области, в семье рабочего. Брат, Алексей Михайлович Капалин, в монашестве Димитрий , - архиепископ Тобольский и Тюменский. Окончил среднюю школу, затем Московский машиностроительный техникум. В 1970 г. поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии. С октября 1970 года по ноябрь 1972 г. служил в рядах Сов. Армии. После армии продолжил обучение в МДС, которую окончил в 1974 году. В 1974-1978 годах учился в МОсковской духовной академии (МДА), которую окончил со степенью кандидата богословия за сочинение по кафедре пастырского богослужения "Духовный облик и поведение пастыря" . Оставлен при МДА помощником инспектора и преподавателем сектора заочного обучения. 7 декабря 1978 года инспектором МДА архимандритом Александром (Тимофеевым, затем - архиепископ Саратовский и Вольский) пострижен в монашество. 24 декабря 1978 года ректором МДА архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом, затем - митрополит Киевский и всея Украины) рукоположен во иеродиакона. 7 апреля 1979 года рукоположен во иеромонаха. В 1979 году - преподаватель Общей Церковной истории в МДС. В 1981/82 учебном году - старший помощник инспектора. 14 января 1981 года возведен в сан игумена. 18 июля 1982 года возведен в сан архимандрита. В 1977-1982 годах активно участвовал в экуменической деятельности в структурах СИНДЕСМОСа и ЭСМЕ. 16 июля 1982 на заседании Священного Синода определен быть епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в Канаде и временно в США. Хиротонисан 8 августа 1982 года. С 23 марта 1987 года освобожден от управлениями Патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим приходами в США. 19 мая 1989 года возведен в сан архиепископа. 20 июля 1990 года, на первом заседании Священного Синода под председательством нового Патриарха Алексия II (Ридигера), определен быть архиепископом Калужским и Боровским, заместителем председателя ОВЦС33. По должности руководил всеми зарубежными приходами РПЦ, подчиненными ОВЦС, и курировал деятельность всех зарубежных епархий. 1 октября 1990 года вошел в состав Синодальной комиссии по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности.

В 1992 году священник РПЦЗ, настоятель вашингтонского храма в честь Иоанна Предтечи протоиерей Виктор Потапов опубликовал антисергианскую брошюру «Молчанием предается Бог», в которой утверждается: "Парламентская Комиссия выяснила, что бывший представитель Патриархии в США архиепископ Климент (ныне Калужский) - агент "Топаз" (в опубликованных выписках из материалов комиссии Верховного Совета ("комиссии Якунина-Пономарева") "агент Топаз" не фигурирует, однако он упоминается в "частном определении" комиссии).

С 1993 по 1996 года - член Общественной палаты при Президенте РФ Б.Н.Ельцине. С 6 июня 1995 года - председатель комиссии по награждению орденами и медалями св. мч. Трифона. С 27 декабря 1995 - руководитель делегации РПЦ в составе межправославной Координационной комиссии по проведению в Святой Земле специальных торжеств по случаю празднования 2000-летия Рождества Христова. С 15 мая 1996 - член комиссии Правительства РФ по совершенствованию налогового законодательства. Член Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ. С 11 октября 1996 - член рабочей группы Священного Синода по выработке проекта концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом. С 27 декабря 1996 года по 17 февраля 1997 года возглавлял Комиссию по экономическим и гуманитарным вопросам, в которую после появившихся в прессе критических статей об экономической деятельности церкви была преобразована Комиссия МП по гуманитарной помощи, возглавлявшаяся председателем ОВЦС митрополитом Кириллом (Гундяевым). На Архиерейском Соборе 1997 года пост председателя Комиссии был передан епископу Орехово-Зуевскому Алексию (Фролову).

С 1997 по 2000 г. представлял РПЦ в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова; возглавлял секретариат по подготовке и проведению. В январе 2001 на праздновании 10 летия со дня создания промышленного холдинга "Агрисовгаз" в Малоярославце сказал: "Нельзя называть эту землю забытой Богом. Потому что Он ничего и никого не забывает. Но порой случается, что люди забывают о какой-то земле. И тогда Господь посылает туда Газпром."

26 декабря 2003 назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода. 25 февраля 2004 возведен в сан митрополита. С октября 2005 г. - член Общественной Палаты Российской Федерации. C января 2006 г. - Председатель Комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной Палаты Российской Федерации. Председатель оргкомитета Международных образовательных Рождественских чтений. Возглавлял оргкомитет по подготовке и проведению Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (октябрь 2004 г.), Первого фестиваля православных СМИ «Вера и слово» (ноябрь 2004), празднования 625-летия Куликовской битвы (май-ноябрь 2005). После смерти в конце 2008 года Патриарха Алексия II соперничал с митрополитом Кириллом Гундяевым за престолонаследие, однако 27 января 2009 года Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал Патриархом Московским и всея Руси Кирилла.

Награды: светские - орден Дружбы Народов (1988, к 1000-летию Крещения Руси), орден Почета (2000), медаль 850-летие Москвы (1997) Награжден церковными наградами Русской Православной Церкви: орденом преподобного Сергия Радонежского II степени (1986), орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени (1996), орденом святителя Иннокентия Московского II степени (1999), орденом мученика Трифона II степени (2000); орден Святого равноапостольного князя Владимира II степени (2004); преподобного Серафима Саровского II степени (2007),
орденами Поместных Православных Церквей: орденом Святогробского братства I степени Иерусалимской Церкви (1997), Орденом апостола Марка Александрийской Церкви I степени (2000), орденом Святого Климента Охридского I степени Болгарской Церкви (1998), Орденом преподобного Германа Аляскинского Православной Церкви в Америке (1989).
В 2001 и 2003 гг. удостоен национальной премии Русского биографического института по номинации «Человек года».

Упоминание агента КГБ "Топаз" в "Частном определении" комиссии Верховного Совета:
Комиссия обращает внимание руководства РПЦ на антиконституционное использование Центральным комитетом КПСС и органами КГБ СССР ряда церковных органов в своих целях путем вербовки и засылки в них агентуры КГБ. Так, по линии Отдела внешних церковных сношений выезжали за рубеж и выполняли задания руководства КГБ агенты, обозначенные кличками "Святослав", "Аламант", "Михайлов", "Топаз", "Нестерович", "Кузнецов", "Огнев", "Есауленко" и другие. Характер исполняемых ими поручений свидетельствует о неотделенности указанного Отдела от государства, о его трансформации в скрытый центр агентуры КГБ среди верующих.

Герман (такое имя до пострига носил будущий архиерей) родился в послевоенное лето в маленьком поселке Московской области. 7 августа 1949 года в рабочую семью Капалиных, проживающих в поселке Удельная Раменского р-на, несмотря на тяжелое время, посетила настоящая радость. На свет появился помощник родителям, ведь война изрядно выкосила мужское население страны.

Мальчик рос, крепчал, пошел в школу. По ее окончании поступил в Московский машиностроительный техникум. Будучи юношей он сумел возгреть в себе православную веру предков, поэтому неудивительно, что в 1970 году он становится семинаристом. Но продолжить обучение в Московской духовной семинарии он смог только через два года - после службы в Советской Армии. В 1974 году, после получения семинарского образования Герман Капалин становится абитуриентом Московской духовной академии.

Видного молодого человека заметило руководство духовного учебного заведения. В 1977 году он представляет Русскую Православную Церковь на слете Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» и Совете молодежи Европы. Еще через год для верующего парня подошел к концу последний учебный курс в Московской духовной академии. Будущий митрополит Климент получает диплом со степенью кандидата богословия, и остается при своей духовной альма-матер помощником инспектора, а также преподает на секторе заочного обучения.

От пострига до управделами

7 декабря 1978 г. Герман Михайлович Капалин принимает монашеский постриг с наречением имени в честь священномученика Климента Римского. Не прошло и месяца, как тем же Рождественским постом его рукополагают во иеродиакона. На Благовещение следующего года иеродиакон Климент становится священником. Вскоре он уже читает лекции по «Общей церковной истории» в Московской духовной семинарии. Через два года священник-преподаватель возводится в сан игумена. А еще через 9 месяцев за особые заслуги становится архимандритом.

8 августа 1982 года в Свято-Духовском соборе г. Минска архимандрит Климент был рукоположен во епископа Серпуховского, викария Московской епархии и назначен Управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США. Через пять лет освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США. 19 мая 1989 года Указом Святейшего Патриарха Пимена возведен в сан архиепископа.

С 20 июля 1990 года владыка Климент становится епархиальных архиереем в Калужской области. Архиепископ Калужский и Боровский одновременно получает должность первого заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 26 декабря 2003 г. назначен Управляющим делами Московской Патриархии, а значит становится постоянным членом Священного Синода. В конце февраля 2004 года возведен в сан митрополита.

Митрополит Климент и Калужская епархия

После назначения владыки Климента в 1990 году на калужскую кафедру, начался новый этап развития церковной жизни . При нем состоялась передача и восстановление Свято-Троицкого кафедрального собора Калуги. Знаменательным событием стало и возвращение епархиальному управлению зданий комплекса бывшей Духовной семинарии. Началось настоящее возрождение монастырской жизни: передача монастырей и открытие новых. Стоит отметить открытие Калужского духовного училища, из которого выросла целая семинария. Также активизировалась духовно-просветительская и издательскя деятельность. Ярким примером может служить организация на базе бывшего оздоровительного лагеря «Костер» православного молодежного центра «Златоуст», в котором действует храм в честь святителя Иоанна Златоустого.

При митрополите Клименте количество храмов епархии увеличилось почти в 10 раз, открылось около 10 монастырей, 2 благотворительных миссии, духовно-просветительский центр «Вера Надежда Любовь» в г. Обнинске и вечерняя богословская школа для мирян в г. Калуге. Епархией стали издаваться православный журнал, две газеты, богословско-исторический сборник, создан интернет-сайт.

Особое внимание калужский архиерей уделяет работе с молодежью. При многих церквях и монастырях сегодня работают воскресные школы, первые из которых появились благодаря личному попечению владыки. Калужская область стала одним из первых регионов, где были возрождены рождественские традиции: изготовление из снега вертепов с изображением святого Семейства рядом с храмами, а также шествия христославов. По благословению калужского архипастыря создан первый в стране детский приют для девочек из семей, страдающих наркозависимостью и алкоголизмом, при Свято-Никольском женском монастыре в г. Малоярославце.

Установилось сотрудничество Церкви и светских учреждений, в частности, в организации празднования Пасхи и Рождества Христова, юбилеев храмов и монастырей, проведения ежегодных Киреевских и Образовательных чтений, фестивалей детского творчества. Возрождено всенародное празднование великих общецерковных праздников, памяти Калужских святых.

Благословение православного поселения

В 2007 году в епархиальное управление на прием к митрополиту Клименту пришли руководители группы компаний «Статус», которые активно участвуют в возрождении Спаса Нерукотворного пустыни. В этот раз разговор пошел не о восстановлении мужской обители, а о возле него.

Меценаты переживали, что эта идея может расстроить монашескую жизнь, привнесет мирскую суету к стенам мужского монастыря. Но к удивлению всех, владыка Климент одобрил это предложение, объяснив, что это очень правильно строить поселение для тех, кому интересно монашество. И он официально благословил начало этого благого дела.

С архипастырским визитом владыка посетил Спаса Нерукотворную пустынь на престольный праздник обители 29 августа 2007. После Божественной литургии архиерей сказал проповедь, в которой в частности отметил: «Монастырь является той духовной лечебницей, куда приходят люди. Монахи уходят из мира и удаляются от греха мира, но не от людей. И когда было самое сильное развитие монастырей, тогда было самое крепкое Российское государство. Говорят здесь место красивое, а я вам скажу вся Россия красивая, но там где есть храм, а особенно монастырь, то место становится духоносным, благодатным местом для поселения».

Поиск по "Климента ". Результатов: климента - 24 .

Результаты с 1 по 20 из 24 .

Результаты поиска:

1. Климент Калужский и... кремлевский. Впрочем, должность обязывает владыку Климента выступать с "оригинальными" инициативами.
Дата: 14.10.2005 2. "Табачно-алкогольная" гуманитарка архиепископа Калужского Климента . Калужский архиепископ Климент , который был назначен тогда председателем комиссии по гуманитарной помощи Московской патриархии, сам, к примеру, участвовал в создании коммерческого банка "Пересвет".
Дата: 26.01.2009 3. Нефтяная епархия Климента . Ну а глава Тюменской епархии и вовсе не реагировал на подобные вещи, хотя зная этих персонажей лично, мог бы и внести свою лепту против дискредитации РПЦ. Впрочем, наблюдая за сегодняшними действиями о. Димитрия по продвижению интересов своего родного старшего брата Климента , аналогии с агрессивностью НК ЮКОС напрашиваются сами собой.
Дата: 16.01.2009 4. Возлюбил ближнего своего. По мнению Андрея Кураева, в интересах митрополита Климента «отмежеваться от своего брата и от того безобразия, которое имело место в четверг».
Дата: 26.12.2008 5. Пять претендентов на престол Патриарха. Пять претендентов на престол Патриарха "Государственник" Кирилл (Гундяев), "Раскольник" Владимир (Сабодан), "Красный директор" Ювеналий (Поярков), "Серый кардинал" Арсений (Епифанов), "Ссыльный" Мефодий (Немцов), "Младореформатор" Климент (Капалин) Оригинал этого материала © "Профиль", 26.09.2005, Next Иван Сухоцкий Многолетняя борьба за престол ныне здравствующего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси вступила в новую фазу.
Дата: 27.09.2005 6. Агент КГБ "Михайлов" принципиально не вступал в пионеры и в комсомол. В бизнес-команду митрополита помимо уже упоминавшихся архиепископа Климента и протоиерея Владимира входят и другие люди: например, бывший генерал КГБ, который лично возглавляет ряд аффелированных коммерческих структур.
Дата: 30.01.2009 7. Правая рука Алексия II архиепископ Арсений. Почему ничего не предпринимает управляющий делами, митрополит Калужский и Боровский Климент ?” Думаю, что вряд ли патриарх знает о трагедии Марфо-Мариинской обители. Под предлогом охранения его здоровья ближайшее окружение оберегает его от новостей, которые могут уложить его в постель. Владыка Климент вынужден сам обороняться от подкопов владыки Арсения. Сегодня архиепископ Арсений, в отличие от владыки Климента , не только церковный, но и политический “тяжеловес”, сосредоточивший в своих руках...
Дата: 28.07.2006 8. "Примерный семьянин". ... не ограничиваются «квартирным» вопросом, а делают «найденный ими компромат на Патриарха Кирилла» поводом к тому, чтобы создать у читателей мнение, что, якобы, Патриарх Кирилл не обладает доверием Церкви и его вот-вот «скинут», что Святейший держится только на Владимире Путине, которого авторы и публикаторы статьи также ненавидят, исходя из своей технологии сеяния мнимых разделений, создания их видимости, противопоставляют Патриарху Кириллу фигуру «аскета и нестяжателя» митрополита Климента ...
Дата: 26.03.2012 9. Табачный митрополит Меня чрезвычайно удивляет то, что государственные чиновники искренне считают, что митрополит Кирилл, архиепископ Климент и архимандрит Феофан (Ашурков) - это и есть Русская Православная Церковь. 10. Православная торговля. Фондов ГИБДД тоже было два. И «Врат-8» двое, обе фирмы зарегистрированы по адресу церкви Священномученика Климента , обе - для ювелирной торговли, в обоих - гендиректор Вишняк.
Дата: 29.10.2012 11. Активы братьев Ананьевых пошли под суд. Среди картин - полотно «Над заснеженными полями» и «В пути» Георгия Нисского, «Портрет Климента Ворошилова в кабинете» Исаака Бродского, «Спортсменка, завязывающая ленту» Александра Дейнеки, «Беседа президента США Франклина Делано Рузвельта с шахом Ирана Мохаммедом реза Пехлеви. Тегеранская конференция» и «Климент Ворошилов и Максим Горький в тире Центрального дома Краснои?
Дата: 31.05.2019 12. Выборы Патриаха как "съезд промышленников и предпринимателей". Выборы Патриаха как "съезд промышленников и предпринимателей" Предстоятеля церкви будут выбирать бывший табачный магнат, сын президента Приднестровья, одесский нефтяной король и даже директор цирка Оригинал этого материала © "Аргументы недели", 15.01.2009, Фото: "Коммерсант", Полный приход За фасадом церковного благолепия стоят финансовые и политические интересы Константин Гурдин Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл Митрополит Калужский и Боровский Климент Через две недели состоятся...
Дата: 15.01.2009 13. "Почти все вновь назначенные иерархи РПЦ - нетрадиционной ориентации." ... 2006, Фото: PhotoXpress Синод приголубил новых епископов Почти все вновь назначенные иерархи РПЦ - нетрадиционной ориентации Сергей Бычков Очередное заседание Священного синода Русской церкви на этот раз было напряженным и длилось три дня. Наблюдатели со вниманием следили за битвой двух тяжеловесов - митрополитов Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) и управляющего делами РПЦ Климента (Капалина). На этот раз митрополиту Клименту удалось одержать на первый взгляд убедительную победу...
Дата: 24.07.2006 14. Состояние Гундяева оценивается в $4 млрд. Подозревается, что Климент работал на КГБ под псевдонимом "Топаз".[...] Митрополит Филарет, в 1978 году назначенный митрополитом Минским, в восьмидесятые был главой Отдела внешних церковных сношений. В 1989 году эту могущественную структуру возглавил митрополит Кирилл. Климент , закончивший учебу в 1974 году, в восьмидесятые посещал с официальными визитами США и Канаду.
Дата: 30.01.2009 15. Из квартир российских VIPов воры вынесли в 25 раз больше, чем из дворца принца Уэльского. Однажды он через крышу собора Святого Петра проник в покои папы римского Климента VII (на илл.) и утащил епископский посох Недавно в Москве обобрали квартиру первого вице-спикера Госдумы Любови Слиски (1).
Дата: 01.12.2006 16. Табачный митрополит Кирилл (Гундяев). Вот немного скучных цифр, также почерпнутых из таможенных документов: “Штаб гуманитарной помощи Русской православной церкви (его до недавнего времени возглавлял архиепископ Калужский и Боровский Климент Капалин) при Отделе внешних церковных сношений Московской патриархии (ОВЦС МП) обязуется осуществить фактический ввоз в Российскую Федерацию подлежащих маркировке товаров в соответствии с таможенным режимом выпуска до свободного обращения табачных изделий в количестве 96.591.000 пачек сигарет...
Дата: 25.05.2001 17. Церковный офшор. Между прочим, вопреки молве, вовсе не глава Отдела внешних церковных связей Кирилл (Гундяев) является «табачным митрополитом», а его бывший заместитель, архиепископ Климент (Капалин), только что назначенный управделами Патриархии и в самом деле получивший сан митрополита.
Дата: 22.03.2004 18. Прихожанам – скидки? Кстати, именно с ее расширением связывают эксперты назначение на пост управделами патриархии митрополита Климента (Капалина), все чаще заменяющего Алексия II на тех важных совещаниях, на которых святейший почему-либо не может появиться, а там, где может – неизменно его сопровождающий...
Дата: 19.09.2005 19. "На стенах кровавые следы от рук" Патриарха. Вот Климент мне нравится, он мой сосед, он удивительный.
Дата: 07.09.2009 20. "А поцеловать?" После президента России выступили митрополит Калужский и Боровский Климент , который в своем выступлении отметил, что вступление в должность мэра совершается в день иконы Владимирской Божией Матери, а также Александра Пахмутова, которая сравнила нынешнюю Москву с той, которую она застала еще девочкой во время второй мировой войны, в 1943 году.
Дата: 09.07.2007

Архиерей Русской православной церкви, глава Издательского совета Московской патриархии

Митрополит Калужский и Боровский, с марта 2009 года - глава Издательского совета Московской патриархии, ранее - управляющий делами Московской патриархии (2003-2009). Постоянный член Священного Синода, член Общественной палаты РФ. Награжден высокими государственными и церковными наградами. В январе 2009 года являлся официальным кандидатом на пост главы РПЦ.

Митрополит Климент (в миру Герман Михайлович Капалин) родился 7 августа 1949 года в поселке Удельная Раменского района Московской области в семье рабочего , .

По окончании средней школы Капалин поступил в Московский машиностроительный техникум, а позднее, в 1970 году, поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии (МДС), которую окончил в 1974 году. Во время обучения в семинарии (в 1970-1972 годах) он призывался на службу в ряды Советской армии .

После окончания семинарии Капалин поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1978 году со степенью кандидата богословия, после чего был оставлен при ней помощником инспектора и преподавателем сектора заочного обучения. В этом качестве Капалин начал выезжать за границу по линии Всемирной православной молодежной организации "Синдесмос" и экуменическом Совете молодежи Европы (ЭСМЕ) , .

7 декабря 1978 года Капалин принял монашество с наречением имени Климент в честь священномученика Климента, епископа Римского, а 24 декабря того же года рукоположен во иеродиакона. Иеромонахом Климент стал в 1979 году. В том же году он был назначен преподавателем Общей церковной истории в МДС. После того, как в октябре 1981 года Климент был возведен в сан игумена, он до 1982 года являлся исполняющим обязанности старшего помощника инспектора МДС. Продолжил он и свою деятельность и на поприще международных церковных контактов, и в 1981 году был избран членом исполкома ЭСМЕ , .

В июле 1982 года Климент был возведен в сан архимандрита. В том же году он был возведен в сан епископа Серпуховского, викария Московской епархии (таинство хиротонии, или рукоположения, совершено 8 августа 1982 года в Свято-Духовском соборе города Минска) и назначен управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США. Тогда же он стал обладателем советского дипломатического паспорта. От управления патриаршими приходами в Канаде Климент был освобожден в 1987 году, после чего назначен управляющим патриаршими приходами в США , .

В мае 1989 года указом святейшего патриарха Пимена Климент был возведен в сан архиепископа, а в 1990 году назначен управляющим Калужской епархией - архиепископом Калужским и Боровским. Одновременно с этим он занял пост первого заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (в этой должности курировал загранучреждения и паломнические поездки) , .

В сообщениях о деятельности Климента как главы епархии, подчеркивалось, что при нем количество храмов увеличилось в 6 раз, открылось 7 монастырей, духовная семинария и духовное училище. Также были открыты 2 благотворительные миссии, духовно-просветительский центр "Вера, Надежда Любовь" в Обнинске и вечерняя богословская школа для мирян в Калуге. Епархией Климента стали издаваться православный журнал, две газеты, богословско-исторический сборник, создан интернет-сайт. В 2003 году под редакцией архиепископа вышел в свет альбом "Земля Калужская - земля святая", удостоенный в том же году национальной премии Русского биографического института в номинации "Лучшие книги и издательства года". Отмечалось также, что особое внимание архиепископ Калужский и Боровский уделял работе с молодежью - вопросам ее духовного и нравственного воспитания, проблемам молодой семьи и прочим . Известен Климент как сторонник запрета абортов, поборник введения в курс общеобразовательной школы предмета "Основы православной культуры" и прихода священников в российскую армию. В прессе подчеркивалась его роль во внесении "церковных поправок" в Налоговый и Земельный кодексы РФ, согласно которым храм может получить в собственность землю, на которой стоит. "Для социального служения нужна недвижимость", - приводили слова владыки "Московские новости" , .

В декабре 2003 года Климент был назначен управляющим делами Московской патриархии и постоянным членом Священного Синода. В феврале 2004 года патриархом Алексием II иерарх был возведен в сан митрополита , . По данным на 2008 год, Климент, помимо управления делами, также курировал пресс-службу, Отдел религиозного образования и катехизации, а также учебный комитет Московской патриархии .

Известен Климент и как общественный деятель. В 1993-1996 годах он являлся членом Общественной палаты при президенте РФ Борисе Ельцине . В октябре 2005 года он вошел в состав Общественной палаты Российской Федерации , , где в 2006 году возглавил комиссию по сохранению духовного и культурного наследия . СМИ писали, что у многих наблюдателей вызвал удивление тот факт, что РПЦ в Общественной палате будет представлять митрополит Климент, поскольку его фигура была малознакома светской публике. Особо было отмечено то обстоятельство, что назначение Климента произошло вскоре после того, как председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл (Гундяев) , фигурировавший в СМИ как иерарх, известный своим "стремлением рассматривать РПЦ в качестве "равноправного партнера" путинской администрации", высказался против включения в Общественную палату духовных лиц. Более того, он публично призвал лидеров других российских конфессий, входивших в опекаемый палатой Межрелигиозный совет России, в Общественную палату не входить. Однако вскоре президент России Владимир Путин включил в состав Общественной палаты нескольких религиозных деятелей, а представлять РПЦ поручил Клименту .

В 2005-2006 годах о Клименте заговорили как об одном из потенциальных преемников главы РПЦ Алексия II (другим и, по мнению наблюдателей, наиболее вероятным кандидатом назывался митрополит Кирилл). Поводом для упоминания о Клименте как о возможном преемнике патриарха стали ситуации, когда он вместо Кирилла сопровождал Алексия в ряде его зарубежных поездок , .

В декабре 2008 года, после скоропостижной кончины Алексия II , Климент и Кирилл вновь были названы наиболее вероятными кандидатами на патриарший престол. Высказывалось мнение, что противопоставлении Кирилла и Климента можно рассматривать как "всего лишь церковное преломление классического противостояния политиков-"харизматиков" и политиков-"аппаратчиков"" . Однако некоторые наблюдатели считали, что в нем стоит усматривать не противопоставление "концепций Церкви", а "борьбу личных амбиций относительно молодых иерархов" (Кириллу на тот момент было 62 года, Клименту - 59 лет) .

В том же месяце разразился скандал с участием младшего брата Климента - архиепископа Тобольского Димитрия, которого, по данным СМИ, тот прочил на должность главы учебного комитета Московской патриархии . Димитрия в прессе характеризовали как "чрезвычайно властного и жесткого, совершенно безапелляционного", что в полной мере проявили обстоятельства состоявшихся в декабре 2008 года выборов представителей духовных учебных академий - делегатов от Поместного собора, где должен быть избран новый глава РПЦ - и стремление архиепископа Димитрия "продвинуть" Климента на патриарший престол. Сообщалось, что на совещании ректоров духовных образовательных заведений архиепископ Димитрий навязал свою повестку дня, "захватил микрофон и никому его не отдал". В соответствии с требованием архиепископа, делегатами собора стали представители семинарий Дальнего Востока, Сибири и Одессы - люди, по словам известного церковного публициста диакона Андрея Кураева, "церкви абсолютно неизвестные", чей "главный признак - послушность местному епископу и заведомое согласие с позицией архиепископа Димитрия". Охаракатеризовав действия Димитрия как "рейдерский захват", Кураев сделал вывод о том, что произведен он был с целью не допустить на собор "людей, которые могли бы поддержать нынешнего местоблюстителя митрополита Кирилла" .

25 января 2009 года на Архиерейском соборе Климент наряду с митрополитом Кириллом и митрополитом Минским и Слуцким Филаретом стал официальным кандидатом на пост главы РПЦ. Как отмечалось, список мог быть расширен, поскольку Поместный собор наделен правом выдвижения дополнительных кандидатов , . Однако Филарет взял самоотвод и призвал своих сторонников отдать голоса за митрополита Кирилла , Поместный же собор не предложил никаких кандидатур. 27 января 2009 года митрополит Кирилл был избран патриархом: за него проголосовали 508 членов собора, за Климента - 169 , .

В марте 2009 года на первом заседании Священного синода РПЦ под председательством патриарха Кирилла были приняты решения о кадровых перестановках в церковном руководстве. Так, митрополит Климент был понижен в должности - с поста управляющего делами Московской патриархии он был переведен на должность главы Издательского совета МП. Это назначение было воспринято неоднозначно: если противники патриарха расценили его "как расправу с оппонентом", то сторонники заявили о решимости Кирилла "быстро приступить к управлению церкви при помощи более профессиональной команды" , .

О Клименте в прессе писали как о совершенно непубличной фигуре, незнакомой светской публике , противопоставляя его "медиаактивному" Кириллу [

Мы вступаем в Великий пост. Накануне этого важного периода Церковь напоминает, что преступлением заповеди в раю человек лишил себя благодатного единства с Богом. Пост же дан нам, чтобы, совершая его с верой, мы обрели благодать Господню.

Закон благодатной веры Христовой особый, и «законом» он назван условно. Известные до него закон совести и Моисеево законодательство говорят людям, как жить, чтобы спастись, не утратить связь с Богом. Закон благодати возводит человека на невообразимые высоты духовного совершенства единого бытия с Творцом и Спасителем мира.

В отличие от закона совести, который дан всем людям без исключения, закон благодати даруется только христианам. Духовное совершенство, по определению преподобного Иустина (Поповича), состоит в полноте евангельских добродетелей. А этого человеку своими силами достичь «невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк. 20, 27). Путь к уподоблению Богу по благодати, богосыновству, обожению открыт Богочеловеком Христом и обретается только в Нем.

Достичь евангельского совершенства способны далеко не все христиане, а лишь те из них, кто более всего земного возлюбил Христа и принес Ему в дар всю свою жизнь. Они посвятили себя исполнению Его воли, совершенному очищению от страстей, пребыванию в молитве, покаянии и богомыслии ради познания Бога и соединения с Ним в единую жизнь. Таковы преподобные Антоний Великий, Мария Египетская, Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Нил Сорский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, святители Феофан (Затворник), Игнатий (Брянчанинов) и другие святые отцы и жены, которые стяжали евангельское совершенство на монашеском пути.

Для спасения достаточно поступать по совести, выполнять заповеди, и это возможно всем, живущим в миру. А если человек желает большего, то он оставляет мирскую жизнь с ее трудами, житейскими радостями и огорчениями, чтобы, не отвлекаясь на земные заботы, идти за возлюбленным Христом и достигать полноты единства с Ним. Преподобный Иустин (Попович) подчеркивает, что первый подвиг, открывающий путь духовного совершенства, — это нищета ради Христа, которая «доказывает, что тебе Христос Господь стал всем и вся во всех мирах».

Разницу между спасением и духовным совершенством святитель Игнатий (Брянчанинов) объяснял, приводя беседу Спасителя с богатым юношей (см. Мф. 19, 16—21). В ответ на первый вопрос: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?», Христос указывает на известные заповеди Моисея. Когда же юноша признается в соблюдении всех норм Декалога и спрашивает: «Чего еще недостает мне?», Господь говорит, что, если он хочет не просто спасения, но совершенства, то ему надо продать имение и раздать нищим, а затем стать последователем Христа. Юношу опечалил этот совет, ведь он не смог ему последовать, будучи привязанным к своему богатству. На этом основании святитель Игнатий заключает, что «спасение необходимо для всех», а «снискание совершенства предоставлено произволяющим».

По евангельскому учению, путь к духовному совершенству требует отречения не только от материальных благ, но даже от своей души со всеми ее дарованиями (см. Ин. 12, 25—26). В этом суть монашества — умереть не только для мира, но и для себя самого, всецело предать себя в руки Богу, уподобиться железу в руках искусного кузнеца. Через подвиг полного самоотречения подвижник приобретает Христа, и в Нем, как пишет преподобный Иустин (Попович), получает все: «и землю и небо, и бессмертие и вечность, и Истину и Правду, и Любовь и Мудрость», то есть блага неизмеримо высшие, чем все земные сокровища и самые выдающиеся способности человеческой личности.

Владимир Алексеевич Троицкий, будучи одаренным церковным писателем, написал немало ярких богословских сочинений. Всем сердцем он желал посвятить Богу свою жизнь, но не решался стать на иноческий путь из-за опасений, что после пострига ему придется исполнять послушания, далекие от его любимого дела. Этот страх мучил его до тех пор, пока однажды Владимир не осознал, что свои богословские занятия он, по сути, любит более Самого Христа. После этого он без колебаний принял монашество, чтобы служить Богу на том поприще, которое Он Сам ему укажет.

Став иноком Иларионом, он действительно исполнял послушания, забиравшие все его силы и время и не оставлявшие возможности писать. Но затем Господь дал ему еще более плодотворно потрудиться и устным словом, и пером в защиту Церкви, которая переживала тяжелые годы гонений. Став «правой рукой» святителя Тихона (Белавина), архимандрит Иларион много проповедовал, вел богословские диспуты с обновленцами, убедительно опровергая всю их аргументацию. Каждое его слово было веско, налито мудростью, как спелое зерно. Оно ценилось верующим народом, ему верили. Пройдя тернистым путем евангельского крестоношения, до своей кончины святой Иларион (Троицкий) следовал за Христом и стяжал мученический венец.

Господь всех призывает к совершенству (см. Мф. 5, 48). Но затем говорит, что добровольно стать скопцами ради Небесного Царства способны не все, но кому дано (см. Мф. 19, 12). Следовательно, к евангельскому совершенству призываются все люди без исключения, однако достичь его в земной жизни могут лишь немногие. Большинство людей не в состоянии бросить все и отказаться от себя, чтобы пойти за Христом.

По образному сравнению святителя Игнатия (Брянчанинова), мирянин похож на полевой цветок, который по красоте уступает тепличным цветам, но более устойчив к непогоде и ветрам искушений. А монах подобен цветку оранжерейному: он достигает необычайной красоты, но требует тепличных условий. Малейшее нарушение климата может погубить его. Достичь евангельского совершенства в полной мере можно только при довольно жестких условиях. Эти условия — монастырский устав с продолжительными службами, общими послушаниями, скромной трапезой, минимизация контактов с похотями мира (см. 1 Ин. 2, 16), уединение в келье (см. Мф. 6, 4), непрестанная и неразвлекаемая молитва, срастворенная покаянием.

Господь не закрывает двери спасения и для тех христиан, которые не могут вместить полноту евангельского совершенства. Он применяется к нашим силам и возможностям. Но мы должны свидетельствовать о своей вере и о желании наследовать спасение исполнением заповедей. Начать можно с немногого, но важно хранить постоянство. Не все способны идти путем постоянного самоограничения, но никому нельзя жить по принципу вседозволенности. Впоследствии придется слишком дорого расплачиваться за такую жизнь. Не все могут читать обширное молитвенное правило, но все должны помнить, что мы ходим перед Богом, и обращаться к Нему в молитве не от случая к случаю, а ежедневно. И начать надо сегодня, пока мы еще проходим земной путь, мы можем меняться к лучшему и приближаться к Богу.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Митрополит климент Климент калужский и боровский биография Митрополит климент Климент калужский и боровский биография Молитвы на каждый день Служба с чтением 12 евангелий Молитвы на каждый день Служба с чтением 12 евангелий Почил архимандрит Лазарь (Абашидзе), ревностный служитель Церкви Христовой Почил архимандрит Лазарь (Абашидзе), ревностный служитель Церкви Христовой