Ледокол на реальные события 1988 года. Фильм "Ледокол" и реальная история. Актёры фильма "Ледокол"

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

15 марта 1985 года судно "Михаил Сомов" было блокировано во льдах Антарктики. Дизель-электроход оказался в вынужденном дрейфе у Берега Хобса. Экипаж судна 133 дня ждал своего освобождения. Для спасения полярников была снаряжена экспедиция на ледоколе "Владивосток"

Судно "Михаил Сомов" получило свое название в честь известного советского полярного исследователя Михаила Михайловича Сомова. Научно-экспедиционное судно было заложено в октябре 1974 года по заказу Госкомитета по гидрометеорологии и гидрологии СССР, а спущено на воду - в феврале следующего года.

Дизель-электроход принял участие более чем в 20 экспедициях в Антарктиду, где изучались гидрометеорологический и ледовый режима Южного океана, а также велись гидрографические работы, исследования физики и механики морского льда. Кроме того, судно доставляло на антарктические станции зимовщиков, а также продовольствие и различные грузы.

133 дня "плена"

В 1985 году "Михаил Сомов" работал в составе 30-й Советской Антарктической экспедиции. В середине февраля судно зашло в Новую Зеландию для закупки продовольствия и снабжения. Затем оно должно было идти в район станции Русская в море Росса.

7 марта дизель-электроход подошел к береговому припаю, на расстояние 25 миль до станции. Началась выгрузка снабжения, однако вскоре стало ясно, что это грозит попаданием в ледовый плен. В середине марта в районе стоянки "Сомова" прошел ураган, длившийся три дня.

15 марта начался 133-дневный дрейф корабля в Тихоокеанском ледовом массиве. Было принято решение об эвакуации с судна больных и части экипажа, таким образом, на борту осталась только группа добровольцев. По некоторым данным, решение о посылке спасательной экспедиции было принято после того, как о судне сообщили западные СМИ. Правительственная комиссия приняла решение о посылке к "Сомову" ледокола "Владивосток". Экспедицию возглавил Артур Чилингаров.

26 июля 1985 года "Владивосток" обколол лед вокруг дизель-электрохода и освободил его экипаж из длительной блокады. Оба судна вышли на чистую воду 11 августа. Многие участники этой экспедиции были награждены государственными наградами. Так, указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1986 года за образцовое выполнение задания по высвобождению научно-экспедиционного судна "Михаил Сомов" изо льдов Антарктики, умелое руководство судами при спасательных операциях и в период дрейфа и проявленные при этом мужество и героизм, начальнику спасательной экспедиции на ледоколе "Владивосток" Артуру Чилингарову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Получили награды и сами суда ("Владивосток" - орден Ленина, "Михаил Сомов" - орден Трудового Красного Знамени). На самом высоком уровне был инициирован разбор происшествия, однако по результатам проверки никто не был наказан.

"Вторая жизнь" судна

После этих драматических событий "Михаил Сомов" был отправлен на ремонт, после чего продолжил работу. Не всем известно, что летом 1991 года в рамках очередной Антарктической экспедиции корабль снова попал в ледяной плен в районе станции Молодежная. Однако после недолгого дрейфа судну удалось освободиться.

В середине 1990-х годов "Михаил Сомов" совершил последний антарктический рейс. Ему на смену пришло новое судно для работы в Антарктиде - "Академик Федоров". В 1999 году корабль передали на баланс Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В настоящий момент он используется для снабжения российских научных экспедиций в Арктике, а также для проведения научных исследований арктических льдов.

В 1985 году, на самой заре перестройки, Советский Союз пережил эпопею, схожую с легендарным спасением в 1930-х годах челюскинцев. Как и тогда, льдами было затерто экспедиционное судно, спасение людей стало делом всей страны. С информации о попавшем в ледяной плен судне начинались выпуски программы «Время» — главной информационной передачи страны.

30 лет спустя история спасения судна «Михаил Сомов» станет поводом для создания остросюжетного фильма, «основанного на реальных событиях». Однако художественный фильм остается художественным фильмом. Настоящая история «Михаила Сомова» не менее, а возможно, в чем-то и более героическая, чем ее экранное отражение.

В октябре 1973 года по заказу Госкомитета по гидрометеорологии и гидрологии СССР на Херсонском судостроительном заводе был заложен дизель-электроход типа «Амгуэма» проекта 550.

Новый корабль, предназначенный для ледового плавания при толщине сплошного льда до 70 см, стал 15-м и последним в семействе данного проекта.

Судно, Государственный флаг СССР на котором был поднят 8 июля 1975 года, получило название в честь Михаила Михайловича Сомова , знаменитого полярника, руководителя полярной станции «Северный полюс-2» и главы первой Советской Антарктической экспедиции.

Первый дрейф

«Михаил Сомов» был передан в распоряжение НИИ Арктики и Антарктики. Кораблю предстояло обеспечивать доставку людей и грузов на советские научные станции в Антарктиде. Первый рейс «Сомова» начался 2 сентября 1975 года.

Навигация и в Арктике, и в Антарктиде — дело трудное и порой весьма опасное. Для судов, которые работают в этих зонах, «ледовый плен» дело неприятное, но довольно привычное. Дрейф на судах, скованных льдами, ведет свою историю от первых исследователей Арктики.

Современные корабли, разумеется, оснащены куда лучше, однако и они не застрахованы от подобных ситуаций.

В 1977 году в ледовом плену впервые оказался «Михаил Сомов». Выполняя операцию по снабжению и смене персонала антарктической станции «Ленинградская», корабль лишился возможности двигаться в зоне 8-10 балльных льдов. 6 февраля 1977 года начался дрейф «Михаила Сомова» во льдах Балленского ледяного массива.

Как уже говорилось, такая ситуация неприятная, но не катастрофическая. Больше того, с корабля на «Ленинградскую» сумели перебросить и персонал, и грузы.

Ледовая обстановка стала улучшаться к концу марта 1977 года. 29 марта «Михаил Сомов» вырвался из плена. За время 53-дневного дрейфа судно преодолело 250 миль.

Ледовый капкан в море Росса

История, сделавшая «Михаил Сомов» известным на весь мир, произошла в 1985 году. Во время очередного рейса в Антарктиду кораблю предстояло обеспечить снабжение и смену зимовщиков станции «Русская», расположенной в тихоокеанском секторе Антарктиды, у моря Росса.

Этот район славится крайне тяжелым ледовым массивом. Рейс «Сомова» задержался, и к «Русской» корабль приблизился очень поздно, когда уже начиналась антарктическая зима.

Все иностранные суда стараются к этому времени покинуть регион. «Сомов» спешил завершить смену зимовщиков и разгрузку топлива и продуктов.

15 марта 1985 года произошло резкое усиление ветра, и вскоре корабль был блокирован тяжелыми льдинами. Толщина льда в этом районе достигала 3-4 метров. Расстояние от судна до ледовой кромки — около 800 километров. Таким образом, «Михаил Сомов» прочно застрял в море Росса.

С помощью спутников и ледовой авиаразведки проанализировали ситуацию. Выходило, что при сложившихся условиях самостоятельно «Сомов» выйдет из ледового дрейфа не ранее, чем в конце 1985 года.

За это время дизель —электроход мог быть раздавлен льдами, как «Челюскин». На этот крайний случай прорабатывался план создания ледового лагеря, где членам экипажа предстояло ждать спасения.

В относительной близости от «Сомова» дежурил еще один советский корабль «Павел Корчагин». Но «близость» считалась по меркам Антарктики — на деле между судами пролегали сотни километров.

«Владивосток» идет на помощь

Позже появится утверждение — «Сомова» оставили на произвол судьбы, спасением людей занялись поздно. Это, мягко говоря, не соответствует действительности. В апреле, когда стало ясно, что ситуация в ближайшее время не разрешится, с «Михаила Сомова» на «Павла Корчагина» вертолетами эвакуировали 77 человек. На корабле остались 53 человека во главе с капитаном Валентином Родченко .

В мае появилась надежда — в массиве льдов вокруг «Сомова» появились трещины. Казалось, вот-вот удастся вырваться, но вместо этого ветра стали сносить ледяное поле и корабль к югу.

5 июня 1985 года Совет Министров СССР принимает решение об организации спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток».

На подготовку, погрузку оборудования, вертолетов, топлива потратили всего пять дней. 10 июня «Владивосток» вышел на помощь.

Экипажу во главе с капитаном Геннадием Анохиным предстояла сложнейшая задача. И дело было не только в тяжести льдов вокруг «Сомова».

«Владивосток», как и все ледоколы подобного типа, имел яйцеобразную форму подводной части (для выталкивания его при сжатиях). При этом судну предстояло пройти через «ревущие» сороковые и «неистовые» пятидесятые широты, где ледокол, в силу неустойчивости конструкции, мог и сам угодить в большую беду.

Тем не менее, «Владивосток» дошел до Новой Зеландии, принял на борт груз топлива, и двинулся к берегам Антарктиды.

«Кремень» Чилингаров

Руководителем спасательной экспедиции был начальник Управления кадров и учебных заведений Госкомгидромета Артур Чилингаров . В среде полярников назначение «чиновника» вызвало, мягко говоря, противоречивые мнения.

Но вот что в одном из интервью вспоминал один из участников спасательной экспедиции, корреспондент ТАСС Виктор Гусев : «Я о Чилингарове очень высокого мнения. При некоторых чертах советского функционера для меня это персона из века географических открытий. Он и ученый, и путешественник, и просто увлеченный человек... А меня потряс в Новой Зеландии. Зашли туда на ледоколе, взяли необходимое количество топлива. Пошли к “Сомову” — и попали в шторм! Ледокол к такому не приспособлен — его бросало из стороны в сторону...Три дня тошнило! В какой-то момент думал: вот хорошо бы, если б я сейчас умер. Этот отвратительный плеск воды помню до сих пор! Три банки с яблочным соком разбились, каюта в осколках, оторвало умывальник... Поварихи лежали, все ледокольщики. А Чилингаров и передвигался, и готовил для желающих — хотя желающих было мало. Кушал один. Кремень».

Виктор Гусев ныне всем известен как спортивный комментатор «Первого канала». Но его спортивная карьера началась как раз после эпопеи со спасением «Михаила Сомова».

Битва за бочки

Героизм в этой операции пришлось проявлять всем, и ее исход не раз висел на волоске. Драматичная ситуация сложилась с бочками с топливом, загруженными в Новой Зеландии.

В большом интервью «Спорт-Экспрессу» Виктор Гусев вспоминал: «В шторм их начало смывать за борт. Чилингаров мобилизовал всех, в том числе меня. Привязывали бочки к чему только можно было привязать. Чилингаров сказал: “Я рассчитал! Если потеряем половину бочек — остатка хватит, пойдем дальше. Если 51 процент — надо возвращаться обратно”. Закрепили так, что потеряли процентов сорок. Оставшегося действительно хватило».

На «Михаиле Сомове» в этот момент старательно экономили продовольствие и топливо. Ради экономии горючего даже стирку и баню проводили только два раза в месяц. Экипаж освобождал ото льда винт и руль, перебирал двигатели — ведь в случае отказа этих систем «Сомову» не помогла бы никакая поддержка извне.

18 июля 1985 года «Владивосток» встретился с «Павлом Корчагиным», после чего сквозь льды двинулся к плененному «Сомову».

23 июля 1985 года вертолет Ми-8 под управлением пилота Бориса Лялина совершил посадку рядом с «Михаилом Сомовым». Вертолет доставил медиков и грузы первой необходимости.

Обыкновенное чудо

Но примерно за 200 километров до «Сомова» «Владивосток» и сам застрял во льдах.

Из интервью Виктора Гусева «Собеседнику» : «Это была по-настоящему критическая ситуация. Тогда я увидел и принял участие в том, во что никогда бы не поверил, если бы мне кто-то стал рассказывать. С ледокола был спущен гигантский канат с якорем. Мы все вышли на лед посреди этой Антарктики, сделали лунку и, заведя в нее якорь, всей командой начали раскачивать наш “Владивосток”... Оказалось, что раскачивание — достаточно распространенная практика. Но если когда-то кому-то удавалось таким образом вытащить ледокол изо льда, у нас это не получилось».

Но на утро случилось чудо. Ледяное поле, словно проявив уважение к мужеству людей, отступило от «Владивостока».

26 июля 1985 года произошло то, чего с замиранием сердца ждал весь Советский Союз. Москва получила сообщение: «26 июля в 9.00 ледокол “Владивосток” подошел к последней ледовой перемычке перед “Михаилом Сомовым”. В 11.00 околол его и взял под проводку».

Времени на ликование не было — антарктическая зима с лютыми морозами могла в любой момент снова захлопнуть ловушку. «Владивосток» приступил к выводу «Михаила Сомова» из зоны тяжелых льдов.

Орден для ледокола

13 августа суда пересекли кромку дрейфующего льда и вышли в открытый океан. Спустя шесть дней экипажи кораблей, как героев, встречали жители новозеландского Веллингтона.

После четырехдневного отдыха суда отправились каждый своим маршрутом — «Владивосток» во Владивосток, «Михаил Сомов» — в Ленинград.

Дрейф «Михаила Сомова» продлился 133 дня. В память об этой героической эпопее была отчеканена памятная медаль.

Начальник экспедиции Артур Чилингаров, капитан «Михаила Сомова» Валентин Родченко и пилот Борис Лялин стали Героями Советского Союза, орденами и медалями были отмечены и другие участники экспедиции. Корреспондент Виктор Гусев, к примеру, получил медаль «За трудовую доблесть». Кроме того, руководство ТАСС удовлетворило его давнишнюю просьбу о переводе в спортивную редакцию.

Интересно, что наградили не только людей, но и корабли. Ледокол «Владивосток» был отмечен орденом Ленина, а дизель-электроход «Михаил Сомов» — орденом Трудового Красного Знамени.

«Сомов» по-прежнему в строю

В 1991 году «Михаил Сомов» снова оказался в ледовом плену. В июле, во время операции по экстренной эвакуации экспедиции с антарктической станции «Молодежная» корабль был зажат льдами. 19 и 20 августа, когда вся страна была увлечена ГКЧП, летчики вывозили полярников и экипаж «Сомова» обратно на станцию «Молодежная».

На сей раз никто ледокола на помощь кораблю не прислал, но ему повезло — в отличие от Советского Союза, «Михаил Сомов» уцелел, и 28 декабря 1991 года благополучно вышел из ледового дрейфа.

31 год спустя после самого известного своего приключения дизель-электроход «Михаил Сомов» продолжает работать в интересах России. Он используется для снабжения российских научных экспедиций в Арктике, для доставки на научные станции, пограничные заставы и иные объекты персонала, оборудования и припасов, а также для проведения научных исследований арктических льдов.

В двадцатом веке прошлого столетия Россия занимала одну из высоких строчек в рейтинге судостроителей. В распоряжении страны было все: военные корабли, туристические лайнеры, ледоходы и так далее. Многие научные экспедиции финансировались государством и имели свои плоды: открытия, совершенные советскими моряками, славятся до сих пор.

Но дела шли не всегда гладко. Различные курьезные ситуации выбивали мореплавателей из колеи. А самый тяжелый случай за всю судоходную практику был в 1985 году, когда ледоход «Михаил Громов» простоял 133 дня во льдах Антарктики . Это реальная история, читая которую удивляешься мужеству и доблести советских моряков.

Немного исторических фактов
Ледоход «Михаил Сомов» назван в честь ученого-исследователя ледяных берегов М.М. Сомова. Этот корабль является прототипом ледохода «Михаил Громов» . Заложили в середине октября 1974 года, а уже в феврале 1975 года судно спустили на воду. Заказчиком выступал Государственный комитет по гидрологии и гидрометеорологии СССР .

За все время эксплуатации на ледоходе было проведено более двадцати научных экспедиций. Ученые изучали ледовый и гидрометеорологические режимы Южного океана, совершая высадку на берега Антарктики . Судно предназначалось не только для экспедиций, но и для доставки различного провианта исследователям.

Ледокол «Михаил Громов»

В ледовом плену
Самая шокирующая история ледохода «Михаил Громов» происходила в 1985 году. Реальные события, повлекшие за собой серьезные проблемы, происходили одни за другими. Главной задачей ледохода было обеспечение провиантом исследователей, находящихся на станции Русской, которая располагается у моря Росса .

Ученые прекрасно знали, что данные районы океана славятся своими толстыми льдами, окутывающими океан. Но корабль был у станции «Русская» в то время, когда уже началась суровая зима, и лед с каждым днем становился все толще и тяжелее. В этот момент все иностранные корабли уже покидали станцию, но советским мореплавателям необходимо закончить смену зимовщиков и доставить нужные вещи.

В марте 1985 года реальная история ледохода «Михаил Громов» только начинается. Ветра усиливались, температура падала, и судно надолго застряло у моря Росса . Надежды на спасение собственными силами не оставалось, поэтому нужно только ждать помощи от других судов.

История героического спасения ледохода
После безуспешных попыток выбраться собственными силами, было решено ждать помощи. По радио выяснили, что «недалеко» находится ледоход «Павел Корчагин» . К сожалению, он на помощь прийти не сможет, потому что по меркам Антарктиды расстояние было около пятисот километров между суднами.

Немногим позже было такое заявление, что ледоход остался брошенным. Однако, это утверждение ошибочно и на самом деле было совсем не так. Но в начале апреля уже было известно о том, что «Михаил Громов» остался во льдах на неопределенный срок. На «Корчагина» было эвакуировано больше семидесяти людей, а на застрявшем судне остались только добровольцы, решившие бороться до конца. Всего их было 53 человека, главой которых выступал Валентин Родченко .

Около ледохода в середине мая 1985 года лед постепенно начинал трескаться, даря надежду исследователям на спасение. Однако, не тут-то было. Ветра только усиливались, оттаскивая ледоход к югу.

Огромный вклад в спасение ученых внесли люди из министерства СССР . Именно благодаря их приказу организовали спасательную операцию на ледоходе «Владивосток» . Правда, «Михаил Громов» уже довольно долго стоял во льду, следовательно, спасти его было практически невыполнимой задачей. В начале июня 1985 года спасательное судно двинулось на помощь соотечественникам. Главой операции был Геннадий Анохин .

С трудом экипаж «Владивостока» смог дойти до берегов Новой Зеландии , приняв топливо и двинувшись дальше. В середине июля экипаж проходил рядом с «Павлом Корчагиным» . Затем продолжил путь к застрявшему ледоходу. Через несколько дней спасательный вертолет доставлен к «Громову» , привезя медицинских работников и запасы провианта.

26 июля 1985 года – судьбоносный день. Именно в это время «Владивосток» подходил к застрявшему с исследователями ледоходу. Затем он взят под проводку. Через три недели оба корабля вышли в открытые воды океана, пересекая ледовую перемычку.

После небольшой передышки в Новой Зеландии ледоходы направились восвояси: «Владивосток» , как ни странно, во Владивосток, а «Громов» в Ленинград. Орденами мужества награждены все, кто участвовал в спасении.

Все еще в строю
Во времена развала СССР ледоход опять очутился в оковах льда. В этом случае операция по спасению не затягивалась, и корабль удалось спасти буквально через несколько недель.

В данный момент «Михаил Громов» не поставлен как памятник. Он так и используется как доставщик провианта и топлива исследователям Антарктиды . Даже спустя столько времени он исправно функционирует. И все-таки советские инженеры умели делать вещи, способные служить десятилетиями.

История может восхвалять не только персоналии, но и объекты. В деле морском есть огромное количество выдающихся кораблей, имена которых известны на весь мир. Но не всегда судна становились популярными благодаря военным сражениям. Были и те, кто получил славу по иным причинам. Речь идет о судне «Михаил Сомов».

Ученый-исследователь

Начать историю об этом ледоколе стоит с его названия. Как и большинство других кораблей, этот был назван в честь известного советского исследователя. Михаил Михайлович Сомов родился в 1908 году в Москве. Он очень много лет отдал любимому делу, стал доктором географических наук, а в 1952 году его наградили Золотой

Отец будущего исследователя был рыбоводом и профессором в одном из вузов страны. Сам же Михаил Михайлович также после окончания института стал преподавать в нем. Уже в 30 лет ему представилась возможность отправиться в арктическую экспедицию.

Во время войны он участвовал в ледовых операциях в Беломорской флотилии. Несколько раз помогал суднам проходит Арктику, а позже защищал небольшой поселок Диксон от немецкого крейсера.

После войны Михаилу Сомову удалось вернуться к ученой деятельности. Он защитил диссертацию, возглавлял полярную станцию «Северный полюс 2». В 1955 году ему выпала возможность стать главой первой Советской Антарктической экспедиции. Впоследствии не раз был командующим исследовательских путешествий.

День рождения

Умер Михаил Михайлович в 1973 году. Осенью следующего года Госкомитет по гидрометеорологии и гидрологии СССР заказал проект. Им стал корабль «Михаил Сомов». Спустили судно на воду лишь в феврале 1975 г. Летом этого года на корабле был поднят Государственный флаг СССР. В этот день был официально «рожден» будущий покоритель льда. Сразу его передали в управление НИИ Арктики и Антарктики. И осенью 1975 года состоялся первый рейс.

Первые сложности

На тот момент навигация по «ледовым землям» была непростая и опасная. Несмотря на то что дрейф был всегда неприятен команде, было это делом довольно привычным. Наверное, было удивительным и то, что ледокол «Михаил Сомов» попал в дрейф лишь два года спустя после своего первого путешествия.

Это случилось в 1977 году. Задачей того рейса было снабдить и сменить персонал арктической станции «Ленинградская». Но как раз на пути к этой миссии кораблю повстречались льды сплоченностью в 8-10 баллов. Он перестал двигаться, оставалось надеяться на лучшее. Чуть позже начался первый в жизни «Михаила Сомова» ледовый дрейф на Балленском массиве.

Команда судна не растерялась. Им даже удалось выполнить поставленную задачу. Спустя почти два месяца ледокол смог вырваться из западни. За 53 дня «плена» он проплыл более 250 миль.

Громкое событие

Но по-настоящему громкое событие произошло лишь в 1985 году. Тогда ледокол «Михаил Сомов» отправился в море Росса. Там недалеко расположилась станция «Русская», которая нуждалась в припасах и смене персонала.

Уже тогда было известно, что этот тихоокеанский сектор Антарктиды славится своими опасными «сюрпризами». Ледовые массивы были очень тяжелые, поэтому судно потратило много времени и к станции прибыло значительно позже. Так получилось, что в пункте назначения уже начиналась антарктическая зима.

Время наступило непростое. Но «Михаил Сомов» не мог покинуть своих соотечественников. Судно должно было разгрузить топливо и продукты, а также сменить персонал.

Начало неприятностей

Дальше события разворачивались быстро. Уже 15 марта корабль попал в ледяную ловушку. Поднялся сильный ветер, и команда была заблокирована тяжелыми льдинами. Прочный покров моря был толщиной 3-4 метра. Стало ясно, что выбраться быстро не получится.

Началась спасательная операция. Теперь нужно было вычислить с помощью спутников и авиаразведки приблизительные сроки освобождения ледокола «Михаил Сомов». Судно, предположительно, могло выбраться из плена только к концу 1985 года.

Помимо того что за это время команда могла значительно уменьшиться в количестве, еще существовала проблемы и вовсе быть раздавленными. К тому же такая история уже случалась с «Челюскиным». Было ясно, что нужно разработать план по формированию ледового лагеря, куда должна была переместиться команда, чтобы ждать спасения.

Бездействовать не вариант

Позже стало известно, что недалеко от попавшей в плен команды находился корабль «Павел Корчагин». Но «недалеко» было достаточно субъективным понятием. По меркам Антарктики оно и вправду было близко, но вот на самом деле между судами были сотни километров.

В это время новостные каналы страны только и говорили, что о судьбе команды. Нужно было срочно спасать корабль «Михаил Сомов». Дрейф в любую минуту мог погубить жизни десятков людей. Тогда и начались утверждения, что судно бросили на произвол судьбы и спасать уже кого-то слишком поздно.

На самом деле это были лишь слухи. Уже в апреле с помощью вертолетов было транспортировано 77 человек на корабль «Павел Корчагин». 53 полярника все еще оставались на судне. В их число входил и капитан Валентин Родченко. Уже в мае стали заметны трещины во льду вокруг корабля. Появилась надежда на спасения. Но стало все еще хуже. Ветер нес судно к югу.

Помощь

Уже в начале лета 1985 года правительство решает отправить в спасательную экспедицию ледокол «Владивосток». В считаные дни судно вышло на помощь к коллегам. Всего за 5 дней на корабль погрузили запасы топлива, оборудование и вертолеты.

Но перед капитаном «Владивостока» стояла крайне сложная задача. Геннадию Анохину нужно было руководить судном так, чтобы его самого не пришлось спасать. Иначе на этом закончилась бы история ледокола «Михаил Сомов».

Проблема состояла в том, что у судна типа «Владивосток» подводная часть была яйцеобразной формы. Это делалось для того, чтобы в случае опасностей корабль самостоятельно выталкивался из ловушек. Но перед Геннадием Анохиным стояла задача не просто добраться до «Михаила Сомова», но и преодолеть знаменитые широты: сороковую и пятидесятую, которые славились своим неистовством и опасностью.

«Владивосток» успешно добрался до Новой Зеландии, там получил еще запас топлива и отправился в Антарктиду.

Известные личности

История «Михаила Сомова» дала возможность познакомиться с такими отважными людьми, как и Виктор Гусев. Первый на тот момент был руководителем спасательной операции и на «Владивостоке» добирался к пленникам. Второй - ныне известный спортивный комментатор. Мало кто знает, но его карьера началась уже после случая со знаменитым ледоколом.

Так вот, когда Чилингаров был назначен начальником спасательной операции, полярники не были в восторге. Некоторые и вовсе относились к этому с враждебностью. Но вот именно Гусев уже позже выступал в защиту чиновника. Он говорил, что Чилингаров не просто ученый и путешественник, он специалист своего дела, а главное, он предан ему.

Комментатор рассказал позже историю, которая поражает до сих пор. Оказывается, после отправки «Владивостока» из Новой Зеландии судно настиг шторм. Помимо того что команда и так не привыкла к таким событиям, корабль вовсе не был подготовлен к непогоде. Ледокол шатало со стороны в стороны. Три страдали от морской болезни. Поварихи не могли ничего сделать. И только Чилингаров спокойно передвигался по судну, готовил, если кто-то просил.

Несчастье за несчастьем

Пока судно «Михаил Сомов» выживало как могло, «Владивосток» все еще боролся со штормом. В это время бочки с топливом, которые команда получила в Новой Зеландии, начало смывать за борт. Чилингаров объявил полярникам, что если они растеряют 50% топлива, то до пленников они смогут дотянуть, но если 51%, то кораблю придется возвращаться.

Гусев вспоминает, что все, кто мог стоять на ногах, ринулись привязывать бочки. Причем делали это к чему только возможно было. В итоге оказалось, что потеряли топлива меньше половины, а оставшегося хватило, чтобы добраться до «Михаила Сомова».

Жертвы ради спасения

Топлива и продовольствия и вправду было мало. Команде приходилось максимально экономить ресурсы, чтобы не только выжить самим, но и спасти коллег. Было решено стирать и купаться лишь дважды в месяц. Целыми днями экипаж то и дело вычищал винт и руль ото льда. Нужно было быть максимально осторожными, потому что на кону стояла жизнь не только своя, но и коллег.

Спустя месяц после отправки «Владивосток» смог добраться до судна «Павел Корчагин». Теперь курс держали на дизель-электроход «Михаил Сомов». Через неделю к пленникам добрался вертолет МИ-8, доставивший на борт медиков и необходимые ресурсы.

Мужество и отвага

До судна оставалось около двухсот километров. «Владивосток» попадает в ледовую ловушку. по сей день вспоминает, как команда корабля вышла на лед. С судна был спущен огромный канат. Экипаж сделал лунку, завел в неё якорь и начал раскачивать корабль. Подобная практика уже применялась у полярников, возможно, даже успешно. Но спасательной экспедиции в этот раз не повезло.

Подобные события не могли остаться без внимания. Природа решила дать шанс морякам, и наутро ледники оставили «Владивосток» в покое. У полярников не осталось времени даже на радость. Нужно было срочно спасать коллег.

За событиями в Антарктиде наблюдал весь Советский Союз. 26 июля в 9 утра Чилингаров с командой добрались до плененного «Михаила Сомова». Уже через два часа судно окололи и взяли под проводку.

Нужно было спешить. Антарктическая зима могла застать оба экипажа врасплох. Корабль «Михаил Сомов» должен был быть выведен из тяжелых льдов. Почти через 3 недели ледоколы вышли в открытый океан, а спустя 6 дней они добрались до Веллингтона, где их встретили как настоящих героев.

Новые приключения

Так случилось, что «Михаилу Сомову» было суждено в третий раз попасть в ледовый дрейф. Случилось это не в самый подходящий момент - в 1991 году. Летом экипаж отправился на спасение станции «Молодежная». Там он эвакуировал полярников на борт судна. Но по дороге домой снова оказался пленником льдов. В середине августа летчики отправились на спасение команды.

Весь экипаж пришлось вернуть снова на станцию «Молодежная». И лишь через пару дней самолет Ил-76МД смог освободить 190 полярников. Судно продолжало находиться в западне аж до 28 декабря. Ему на помощь так никто и не пришел, было это связано со сложной ситуацией в стране. И если «Михаил Сомов» смог спастись самостоятельно, то Советский Союз навсегда остался «под холодным политическим льдом».

В строю

В 2000 году провели ремонт судна и отправили его в распоряжение Северного УГМС. По сей день «Михаил Сомов», фото которого остается в памяти многих, служит на благо полярников. За первый год после своего возрождения он прошел успешно два рейса, доставляя груз на полярные станции.

На следующий год таких экспедиций было уже семь. Помимо вспомогательных рейсов, возобновились и научно-исследовательские. В 2003 году ледокол отправился в путешествие по программе «Печора - Штокман 2003», а также совершил поход в Арктику в целях снабжения исследователей всем необходимым.

За 16 лет он выполнил десятки рейсов, которые были связаны не только с помощью полярным станциям, но и с научно-исследовательскими заданиями. Ныне он доставляет оборудование и припасы на станции и пограничные заставы, а также помогает выполнять изучение арктических льдов. Судно гордо держит имя знаменитого ученого Михаила Сомова, и продолжает делать свой вклад в науку.

Награды

Ледокол, как и его знаменитый исследователь, также удостоился награды. После тяжелой и смелой экспедиции 1985 года «Михаил Сомов» получил орден Трудового Красного Знамени за то, что на протяжении 133 дней героически устоял в ледовом дрейфе в Антарктиде.

В это же время наградили капитана судна Валентина Родченко: он стал Героем Советского Союза. Не забыли и про остальных членов его экипажа.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Лом радиодеталей — разновидности, описание, средние цены Лом радиодеталей — разновидности, описание, средние цены Фильм Фильм "Ледокол" и реальная история Пограничный корабль «Пурга Пскр пурга годы службы 1986 1989 Пограничный корабль «Пурга Пскр пурга годы службы 1986 1989