Зависимость направлений в социальной помощи. Принципы и стандарты этического поведения социального работника

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Сущность социальной политики ее принципы и функции. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. Сущность социальной политики ее принципы и функции. Среди факторов способствующих гармонизации интересов личности и общества гарантирующих защиту интересов человека его прав и свобод особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 8. Социальная работа и социальная политика:

взаимосвязь и взаимовлияние

План

1.Сущность социальной политики, ее принципы и функции

2.Взаимосвязь социальной политики и социальной работы

1. Сущность социальной политики, ее принципы и функции. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.

Существует многообразие определений категории политика. Политика – это:

  • сфера деятельности связанная с социальными отношениями по поводу проблем завоевания, удержания и использования государственной власти;
  • отношения между социальными группами, классами государствами по поводу завоевания, сохранения и упрочения власти;
  • система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, социальной сферы и др.;
  • практическая деятельность по реализации политического курса, по достижению политических целей.

Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп и связано с использованием государственной власти.

Существенный признак политики – это то, что она предстает как форма обобщения, интеграции интересов и воли социальных групп или общества в целом.

Главный субъект государственной политики – государство. Еще одним важным признаком политики выступает характер использования механизма власти. Поэтому политика – это и участие народа в делах государства, направление деятельности государства, определение задач, содержания и форм его деятельности.

По своей структуре политика подразделяется на две крупные составляющие: внутреннюю и внешнюю политику. Содержание внутренней политики - отношение классов, социальных слоев и групп данного общества к существующей государственной власти; устойчивые интересы социальных групп в обществе и их взаимоотношения; глубинные процессы социально-экономического и культурного развития общества. Успехи в области внутриполитической неизбежно отражается на внешне политической деятельности государства, умножают его авторитет и популярность на международной арене.

Внутренняя политика государства в соответствии с потребностями общественного развития включает в себя ряд крупных разделов, которые отражают приоритеты в концентрации материальных и духовных ресурсов для решения актуальных задач государственного развития.

Важным разделом внутренней политики является социальная политика , которая воплощается в социальных программах и практике государства и регулирует отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

Социальная политика по своему происхождению вторичная относительно экономики, так как экономика основа для реализации, решения социальных задач, проблем, социальных проектов. Вторичность социальной политики не означает ее второстепенность так как она влияет на развитие, благополучие социальной сферы.

В социальной сфере реализуются и оцениваются результаты хозяйственной, экономической деятельности, проверяется ее эффективность по удовлетворению потребностей и интересов людей. Социальная политика отражает также и степень гуманности государства по отношению к своим членам. Без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного, творческого начала в деятельности человека. Человек главная составляющая производительных сил общества. Невнимание к нуждам людей, к социальным аспектам труда, досуга, быта приводит к падению производства и обостряет социальное напряжение в обществе.

Задача социальной политики – гармонизация общественных отношений путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственных мер по их регулированию.

Социальная политика основывается на системе принципов, которые выражают характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации: гуманизма и социальной справедливости; системности и непрерывности, преемственности; сбалансированности целей и возможностей реализации социальной политики; открытости; демократизм выработки и реализации социальной политики; действенный контроль со стороны общества за реализацией социальной политики; адресность мер по социальной защите населения.

Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются через систему функций - относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных видов политической деятельности. Важнейшими из них выступают: прогностическая; социально-защитная; управленческая (управление социальными процессами); интегрирующая (объединение различных социальных групп и слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание социальной стабильности); оптимальное разрешение социальных противоречий в социальной сфере.

В социальной политике целесообразно выделять два относительно самостоятельных аспекта:

Социальная политики в широком смысле – это совокупность решений, мероприятий, которые затрагивают все стороны жизни членов общества и направленных на обеспечения населения продуктами питания, жильем, социальными услугами, рабочими местами, охрану здоровья населения, его образование, создание гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан и т.д.

В узком смысле – собственно социальная политика – т.е. социальная политика сориентированная на социальную защиту и поддержку конкретных категорий населения: молодежная социальная политика, семейная социальная политика и т.д.

Устойчивая социальная политика способствует упрочению политической устойчивости и стабильности общества.

2. 2.Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. Концептуальные основы социальной политики, ее содержание служат содержательной и организационной основой для социальной работы. Опираясь на силу законов и различных подзаконных актов, структуры органов государственного управления социальная политика должна создать предпосылки для успешной адаптации человека к постоянно изменяющим условиям жизнедеятельности. Социальная работа также призвана оказывать помощь человеку, имеющему проблемы в адаптации к социокультурным условиям. На выполнение целей и задач социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом:

  • субъект социальной политики — государство, т.е совокупность всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений;
  • политические партии, общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;
  • объект социальной политики — социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления;
  • система нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие между субъектами и объектами социальной политики;
  • предметно-политическая деятельность по решению задач социальной политики на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации социальных программ.

При решении конкретных задач эта структура дополняется и другими элементами, в частности таким как социальная работа.

Существует несколько технологических фаз механизма реализации социальной политики:

Научный анализ и изучение реально существующей социальной ситуации, ее всесторонний и углубленный анализ, выявление главных проблем и основных противоречий в развитии конкретных социальных отношений;

Определение конкретных стратегических и тактических целей социальной политики, методов и средств их достижения, исходя из наличных материально-финансовых, организационных и иных возможностей;

Нормативно-правовое оформление избранного варианта решения той или иной социальной проблемы — принятие законов и иных нормативно-правовых актов законодательной и исполнительной власти;

Административно-организационное и мотивационно-пропагандистское обеспечение мер по реализации социальной политики на уровне государства, регионов и на местах;

Контроль за ходом и эффективностью проведения социальной политики и внесение соответствующих коррективов в предыдущие технологические фазы.

В социальной политике государства выделяют два взаимосвязанные и взаимодействующие стороны: научно-познавательную и практически- организационную.

Научно-познавательный компонент предполагает глубокое и основательное изучение и осмысление потребностей различных категорий населения, условий и возможностей их реализации; изучение тенденций развития социальных процессов, а также отражает уровень

общественного мнения и настроения, степень устойчивости различных слоев общества. На основании данного компонента разрабатывается концепция государственной социальной политики, определяются ее задачи и направления. Все эти позиции влияют также и на теоретическое осмысление социальной работы.

Практически - организационный компонент социальной политики связан с непосредственным осуществлением концептуальных положений, стратегических задач социальной политики. В реализации данного компонента огромную роль играет социальная работа, в частности деятельность органов государственного управления системой социальных служб на разных уровнях, а также организация социальной работы с населением.

Организационный уровень социальной работы предполагает: четкое понимание задач, определенных социальной политикой государства, анализ и оценку условий для их решения; подбор, расстановка кадров, подготовленных для решения социальных задач; координацию усилий структурных подразделений и конкретных исполнителей; доведение до исполнителей задания, определение их функций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении; проверку хода исполнения заданий по этапам и в целом.

Оба компоненты (научно-познавательный практически организационный) равнозначны в реализации задач социальной политики. Их следует рассматривать в единстве и взаимосвязи.

Успех в социальной работе также зависит от социальной ориентированности кадров, под которой понимают слитность социально-политического мышления с навыками непосредственного практического управления социальными процессами на всех уровнях.

Социальная политика предусматривает: учет и эффективную реализацию основных направлений социальной работы: социальной диагностики, социальной профилактики, социального надзора, социальной коррекции, социального попечительства; направленность на основные социальные объекты, которые нуждаются в социальной защите, помощи и поддержке: инвалидов, семьи, безработных, участников Великой Отечественной войны, детей-сирот и т.д.

Социальная политика государства имеет различные измерения:

экономическое; организационное; правовое; собственно социальное; личностное; культурологическое. Среди объективных критериев реализации социальной политики наиболее важными являются: реализация социальной справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их потребностей; социальная защищенность малоимущих слоев населения, детей, пенсионеров и т.д.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

20484. Социальная работа и социальная педагогика: сущность и различие 70.78 KB
Теоретические аспекты социальной работы и социальной педагогики. Понятие социальной работы как самостоятельной науки. Технологии социальной работы как особая группа социальных технологий. Технологии социальной педагогики.
20591. Социальная политика и социаьная работа в негосударственных общественных организациях 495.52 KB
Проблемами беженцев в России занимается Федеральная миграционная служба и подведомственные ей учреждения. К основным направлениям работы федерального органа миграционной службы и территориальных органов миграционной службы с беженцами и вынужденными переселенцами относятся прием беженцев предоставление им статуса вынужденного переселенца или беженца ведение учета оказание им содействия в обустройстве и всесторонняя их поддержка в пределах своих полномочий. Проблема беженцев несет международный характер и последнее время актуальность этой...
17359. Социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь, социальное управление 21.26 KB
Разработка и управление программой достаточно просты. Социальное управление Социальная работа немыслима без такого компонента как управление. Управление социальной работой имеет дело с особой категорией людей нуждающихся в поддержке не способных зачастую жить без посторонней помощи.
9875. Социальная работа с военнослужащим и его семьей 37.32 KB
Проблемы социальной защиты военнослужащего и членов его семьи. Методы социальной работы с военнослужащим и его семьей. Процессы государственной деятельности приобретают в официальных актах наибольшую социальную направленность то есть в процессе определения приоритета развития начинают наиболее учитываться комплекс человеческих потребностей как высших общественных ценностей соответствуя которым происходит становление государственной социальной политики. Основная цель социальной защиты представляет собой процессы оказания разовой...
20107. Социальная работа с алкоголиками и наркоманами 46.68 KB
Распространение наркомании и алкоголизма в современном российском обществе как социальная проблема. Связано это не только с массовым распространением тех или иных зависимостей но и с тем какое пагубное влияние они оказывают на все общество в целом в том числе и на тех кто им не подвержен. Распространение наркомании и алкоголизма в современном российском обществе как социальная проблема По мере развития производства и способов получения алкоголя учащаются поводы его употребления. Вопрос Быть или не быть решается личностью как...
16050. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ 70.82 KB
В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают как теоретические проблемы, связанные с семьей в целом, так и многодетной семьей в частности, так и практические вопросы социальной работы с этими семьями.
1227. Социальная политика организации 2.29 MB
Изучение затрат рабочего времени сотрудников в организации. Изучение затрат рабочего времени сотрудников в организации Проанализируйте свой рабочий день и дайте рекомендации по снижению потерь рабочего времени. Хронометраж рабочего дня № операции.
20587. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 51.12 KB
Пожилых людей становится с каждым годом все больше. Эта тенденция характерна не только для России, но и для большинства развитых стан мира. Стремительное старение населения порождает новые вызовы времени, в числе которых одно из главных мест занимает проблема продления трудоспособного возраста наших граждан, максимального сохранения их физической и интеллектуальной активности, улучшения (или хотя бы не ухудшения) качества жизни.
19673. Политика доходов и социальная защита населения 353 KB
Проблемы справедливого распределения доходов стояли перед человечеством вовсе времена. На почве разделения прибылей вспыхивали конфликты и войны, но мы живём в цивилизованном обществе и вопросы дифференциации доходов для всех нас более чем важны.
10513. Доходы населения и социальная политика государства 19.61 KB
Дифференциация доходов и её причины. Государственная социально-экономическая политика доходов населения: её роль элементы цели и методы. Дифференциация доходов и её причины.

Социальная помощь - временные меры индивидуальной адресной поддержки в кризисной ситуации (пособия, услуги), которые проводятся в рамках общей политики контроля над доходами (пособие по нуждаемости), а так же в особых ситуациях (вынужденные переселенцы, ликвидация подследственных бедствий и техногенных катастроф и т. П.).

Социальная помощь- поддержка, которую оказывает людям, чтобы они могли осуществлять свою физическую и социальную жизнедеятельность.

В длительном процессе их перевоспитания нужно обратить особенное внимание на преодоление атрофии нормальных человеческих ощущений у подобных правонарушителей. В целях исправления не следует: закреплять негативную оценку за подобными молодыми людьми, препятствовать их участию в обычных молодежных объединениях, очень настойчиво и бесцеремонно вовлекать в общие дела коллектива учеников. Напротив, при перевоспитании трудных подростков нужная выдержка, умение терпеливо и настойчиво объяснить неправильность их взглядов и поведения, убеждать и открывать для молодежи достойные и захватывающие жизненные перспективы.

Агрессивность может оказываться у школьников средних классов в столкновениях между отдельными группами. Спор между проживающими по соседству подростковыми группами обычно идет из-за территориальных «сфер влияния»: клубов, кинотеатров, танцплощадок и т.п. Соперников туда стремятся не допускать. Для предотвращения подобных действий рекомендуется организация совместимых массовых мероприятий, объединяющих подростков из соседних дворов. При этом важно помнить, что в подготовке этой меры должны принять активнейшее участие лидеры этих дворовых групп подростков.

С подростками, которые присваивают чужие вещи, необходимо провести большую разъяснительную работу, показав негуманную их действий по отношению к пострадавшему и сформировав правильное содержание понятия честность как важной личной и гражданственной границы. Но дело этим не ограничивается. Следует употребить всем возможным мероприятиям по ликвидации педагогической запущенности такого школьника.

Стремление подростка испытать себя в рискованном деле (набег на соседский сад, сельскохозяйственные угодья и т. п.) не позволяет ему глубоко и серьезно задуматься над неправильной формой его осуществления. Потому необходимая разъяснительная работа воспитателей по раскрытию противоправности таких действий. Нужный также, чтобы подросток понимал не только свои интересы, но и встал на позицию пострадавшего. Наконец, необходимо больше и чаще вовлекать подростка в разные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удовлетворить указанные выше потребности.

Проблема предупреждения и преодоления негативного девиантного поведения подростков и молодежи актуальная проблема современной педагогической науки, потому что современных исследований в этой отрасли, обобщение практического опыта очень мало. Сейчас мы имеем совсем другие общественно-политические и экономические условия жизни, другие ориентиры в обществе, другие интересы молодежи с одной стороны и из другого - резкое расслоение, обнищание населения, распространение наркомании, алкоголизма, проституции, преступлений и правонарушений среди подростков. Причинами этого являются:

1) недостатки воспитательной работы в системе образования;

2) особенности нашего законодательства: ответственность за особенно тяжелые преступления несовершеннолетние несут с 14 лет, лишь с 11 лет до них могут быть примененные принудительные воспитательные мероприятия (ограничение дни, поведения в специальных заведениях для несовершеннолетних);

3) недостатки работы государственных служб, которые занимаются несовершеннолетними;

4) нестабильность в обществе;

5) свободный доступ несовершеннолетних к СМИ, которые тиражируют насилие, разврат, культ силы;

6) потеря возможностей положительно реализовать себя через честный труд (несовершеннолетние, хотя и имеют право на трудоустрой, но реально реализовать это право в условиях безработицы взрослого населения не могут) .

На сегодня существуют такие подходы к профилактике преступлений несовершеннолетних :

1. Биологический (физиологичный) коррекция или контроль над условиями, которые вызывают преступное поведение.

2. Психологический (психиатрический) - изменение психологического состояния и устранения причин, которые его вызывали.

3. Социальный - укрепить связи и взаимодействие между несовершеннолетними правонарушителями и законопослушными однолетками, родителями и другими взрослыми.

4. Подход, который выходит с того, что преступное поведение определяется отсутствием контроля в микросреде, где живет подросток. Усиление влияния со стороны группы, членом которой он является.

5. Подход, который предусматривает, что причиной преступности является отсутствие возможности выполнения в пределах законности роли, которая отвечает интересам личности. Уменьшение преступности путем расширения и развития возможностей.

6. Организация досуга подростков.

7. Повышение образовательного и профессионального уровня подростков, поскольку за этим подходом в основе преступности отсутствие жизненных навыков в несовершеннолетних.

8. Подход, согласно которого причины преступности в негативном влиянии других лиц, что требует уменьшение этого влияния со стороны преступных группировок и лиц.

9. В основе преступности неадекватные социальные ожидания и противоречии социальные требования. Необходимо согласовывать эти ожидания с разными институтами, организациями и влияниями, которые осуществляют влияние на молодежь.

10. Экономический подход. Причины преступности - в плохих материальных условиях жизни молодежи и их семей, что требует материальной помощи.

11. Сдерживающий подход. Причины преступности связанные с легкостью осуществления преступных действий, следовательно, необходимо ограничивать эти возможности, в т.о. через суровое наказание.

12. Отказ от правового контроля и общественная терпеливость: зло действие увеличивается, если общество непримиримо даже к плохому поведению, следовательно, необходимо воспитывать терпимость к определенным формам не адекватного поведения, чтобы не все подростки считались преступниками .

Эти подходы предоставляют возможность увидеть многообразие причин делинквентного поведения, следовательно, и многообразие возможностей для их профилактики, необходимость работы в команде социальных работников.

Девиантное поведение не всегда становится делинквентным, а семья является не единственной, хотя и определяющим фактором воспитания и развития подростка.

Анализ международных документов по проблеме предупреждения и преодоления негативного девиантного поведения подростками позволяет очертить направления, содержание, методы и формы такой работы с несовершеннолетними с девиантным поведением.

Различаются следующие виды социальной помощи: социально-медицинская, социально-психологическая, педагогическая, социально-экономическая профессиональная, трудовая терапия, арт-терапия, спортивная и так далее.

Другими направлениями социальной работы является работа с «подростками улицы», подростками, которые остались по различным причинам без родительской заботы, что предусматривает либо размещение ребенка в приемную семью, либо возвращение ее к родной, биологической семье. Программы работы с такими подростками включают:

1) Сбор информации о родной семье, родственников (проводится социальными педагогами вместе с органами власти, силовыми структурами).

2) Установление контакта с родителями работников детских заведений через письма, телефонные разговоры, в которых освещается вопрос возможностей взаимодействия родителей и детей, контактов между ними, правила посещения детей в детских учреждениях. Такой контакт позволяет контролировать ситуацию в семье, ознакомиться с родителями, их наклонами, сообщить родителям о делах подростка, научить их поведению с ребенком при встрече.

3) Подготовка подростка до встречи со своими родителями, близкими родственниками. Осуществляется через беседу с подростком о семье на основе «истории жизни ребенка». Пробудилось припоминание позитивных сторон жизни ребенка в семье. Если подросток хочет встретиться с родителями и дает согласие на встречу, которая предлагается, необходимо подготовить ребенка к ней: что рассказать родителям о своей теперешней жизни, школе, друзей, что подарить родителям и как это сделать. Подросток заверят в безопасности и красивом обращении педагогов к родителям.

4) Знакомство родителей с работниками детского пристанища, центра, дома. Обязательно присутствуют администрация и воспитатель группы. В беседе с родителями выясняется: как воспитывается подросток в государственном учреждении, как она здесь живет, чего хотят родители, какой помощи детям ожидают, какие проблемы были у родителей при воспитании подростка дома, как родители хотели бы помочь ребенку, как будут осуществляться последующие контакты с ребенком (условия, время, место).

5) Организация встречи родителей с подростками. Осуществляется выбор места встречи, ее участников: в поле зрения педагогов, в их присутствии, в специальной комнате для встреч, где есть работы, фотографии детей, стол, стулья. Такая встреча необходима для реабилитации семье, ее соединению, установлению взаимоотношений. Объясняется, почему родители не могут сейчас забрать ребенка домой, приводятся весомые аргументы. После встречи осуществляется разговор с ребенком: что нового она узнала о жизни родителей.

6) Поддержка регулярного контакта с родителями, информирование их об успехах терапии подростка.

7) Возвращение подростка домой. Возможно лишь при условиях, что отношения дома нормализовались, есть безопасность в семье. Критериями для выявления этих условий безопасности являются:

а) помещение, где подростка может комфортно себя чувствовать (удовлетворение потребностей в еде, жилье, досмотре);

б) последовательный режим дня (кто и как присматривает за подростком дома, отводит ее к школе, обеспечивает его питание, сон, учебу и досуг дома);

в) физическая и психическая безопасность подростка;

г) воспитание в семье направлено на учебу и сопровождение (поддержка больного подростка, возможность посещения школе, родители берут на себя задачу и в состоянии научить его определенным вещам);

д) наличие социальной поддержки среди знакомых и родственников, лиц, к которым ребенок может обратить себя в трудное время.

8) Возвращение подростка домой. Осуществляется постепенно: каждый раз подросток остается дома все большее время, что дает ей возможность привыкнуть к семье. Каждый раз с родителями обсуждаются результаты посещения подростка семьи, по возвращении подростка осуществляется надзор за ситуацией в семье и помощь семьи работниками пристанища, детского дома

Деятельность социального работника в данной сфере должна быть основана на следующих фундаментальных принципах:

учет региональных особенностей, социо-культурной, этнической и экономической ситуации в регионе;

партнерство и преемственность всех заинтересованных государственных и общественных структур;

комплексность и целостность профилактических и реабилитационных мероприятий;

индивидуальный и дифференцированный подход: проектирование и реализация персонифицированных программ развития детей и подростков;

диагностический подход: глубокая психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика детей, мониторинг развития; сочетание диагностических и корректирующих воздействий;

учет закономерностей развития, возрастных и индивидуальных психологических особенностей подростка, этапность, последовательность и преемственность;

профилактический подход, раннее выявление, профилактика и коррекция детей с проблемами;

оптимистическая гипотеза: ориентация на позитив в поведении и характере ребенка;

принцип гуманизма: гуманно-личностный подход, оказание ребенку необходимой поддержки в адаптации к социальным условиям, защита его от педагогических ошибок, некомпетентности и агрессии взрослых, методы положительного стимулирования; гуманизация отношения общества к детям с проблемами;

принцип адаптивности воспитания к уровням и особенностям развития и подготовленности детей: вариативность содержания и методов;

принцип охраны и защита прав, интересов и здоровья подростка;

использование позитивного влияния дееспособных коллективов и объединений, в которые входит подросток;

педагогизация окружающей среды: интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания -- семьи, школы, учреждений дополнительного образования, административно-правовых структур и общественности;

единство биологических, психосоциальных и педагогических методов, включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно полезную деятельность) и эмоциональной (отношения с окружающими); социальная помощь трудный подросток

сочетание процессов воспитания и самовоспитания, перевоспитания и самоперевоспитания.

Оптимальный выбор индивидуально-профилактических мероприятий действия на лицо правонарушителя в значительной степени зависит от того, насколько состоятельные профилактические программы его социального оздоровления, которые должны включать следующие важнейшие компоненты:

Цели индивидуально-профилактического действия, главная из которых - формирование у подростка убежденности в том, что необходимое неуклонно следовать требованиям норм морали и права;

Методы и приемы воспитательного и контролирующего действия на лицо, учитывающие какие качествам следует привить и какие отрицательные черты необходимо устранить;

Формы действия на непосредственное окружение лица с тем, чтобы ликвидировать, негативно влияя на нее факторы и утвердить содействующую перевоспитанию систему межличностных отношений;

Средства индивидуально-профилактического действия, ориентованые именно на те трудовые и учебные коллективы, социальные ячейки, общественные и государственные организации, которые в состоянии дать наибольший воспитательный эффект относительно данного подростка;

Основные этапы реализации профилактических программ социального оздоровления лица.

При реализации профилактической программы необходимое соблюдение следующих требований:

Осознание перспективности в перевоспитании;

Изучение, с одной стороны, требований общества к несовершеннолетнему правонарушителю, а с другой - индивидуальных особенностей и общих законов развития лица подростка;

Поддержка и развитие внутренних, таких, что часто внешне не оказываются, общественно полезных интересов и способностей подростка;

Отсутствие навязчивости и назойливости в перевоспитании;

Терпение и выносливость всех участников воспитательного профилактического процесса.

Активность самого подростка, чтобы он понимал действие, что предоставляется на него, проявляя при этом свою инициативу и волевое усилие.

Для достижения поставленных заданий перевоспитания подростка, по нашему мнению, важно составить психологический, социальный, моральный «портрет» трудного ребенка с целью выявления, прежде всего позитивных моментов в образе жизни данного подростка, их стойкости, а также его потребностей, интересов, склонностей. Изучается прошлый опыт подростка, конкретные криминогенные факторы среды, оценивается его готовность к восприятию воспитательного действия, что предоставляется на него, и отношения к общественно полезным ценностям.

Выбор методов индивидуального профилактического действия, мы осуществляем, с учетом ведущей сферы деятельности подростка. В индивидуальной профилактике подростка активно могут применяться методы стимулирования, торможения. По своему содержанию они значительно богаче, чем традиционные методы поощрения и наказания.

К важнейшим методическим приемам стимулирования мы отнесем: одобрение, похвалу, доверие, оценку, поощрение, благодарность, награду и т.д. Поощрять нужно лишь те действия и поступки ребят или девушки, которые требовали от них воли и трудолюбия, а не те, какие они сделали без особенной затраты сил и времени.

Приемы метода торможения рекомендуется выражать в виде осуждения, предупреждения, то есть повышенных требований к подростку. Они включают особенную форму общественного требования в поведение человека, в котором одновременно дается и заслуживание того, что сделано неправильно, и распоряжение, как поступать в дальнейшем, а также предупреждение на будущее в целях предотвращения возможного повторения поступка. Однако и само поведение подростка мы считаем нельзя, рассматривать вне связи с формированием привычки тормозить себя. Торможение необходимое каждому индивиду повседневно, и его должно быть благовоспитанно, превратиться в привычку, выражаться в каждом физическом и психическом движении, особенно оказываться в спорах и ссорах. Приемы торможения могут сделать особенно благоприятное влияние, если их поддерживают коллектив, общественные организации.

В целом торможение призванное выполнять три основных функции: помочь осознать свои недостатки, понять их нетерпимость, устранить эти недостатки саморегулированием поведения. Указанные моменты в перевоспитании подростка сложно размежевать между собой. Они тесно переплетены, взаимосвязанные, но, опираясь на них, можно достичь многого в осуществлении поставленной цели - перевоспитание молодого человека, воспитания в нем общественно-полезных, социально значимых черт характера.

Дальше определим средства, соответствующие целям и лица, которые учитывают особенности, а также наиболее уязвимые периоды времяпровождения (для усиления контроля). Они должны, на наш взгляд, включать самый разнообразный комплекс мероприятий, а не подкрепляться лишь одними словесными моралями, как это нередко делается. Профилактические средства, даже такие распространенные, как внушение, объяснение, беседа или общественное действие, не могут быть признаны всегда абсолютно полезными. Кроме того, любую систему средств нельзя рекомендовать как постоянную, поскольку подросток в процессе развития изменяется, вступает в новые отношения, меняются условия ее жизнедеятельности.

Одним из эффективных средств перевоспитания подростка, мы считаем, есть действие на его эмоционально-волевую сферу, какая по-своему индивидуальная, динамическая, находится в сложных взаимодействиях со всеми другими сторонами внутреннего мира человека. Целеустремленное воспитательно-профилактическое действие должно вызывать у молодого человека движение мыслей и ощущений, способствовать познанию действительности через конкретные образы, этические идеалы.

У трудных подростков, как обнаружено в процессе наблюдений за подростками с отклоняющимся поведением, что отклоняется, трансформируемые или малоразвитые непосредственные отношения с обществом. Вместе с тем они нуждаются в общественном признании и в удовлетворении чувства собственного достоинства. Потому важно, как нам кажется, чтобы несовершеннолетний правонарушитель мог видеть не отчужденность по отношению к себе, а общественное расположение, заинтересованность других людей в его жизни, помощь ему в трудоустройстве. Все это является важным стимулом его активности, утверждение для себя правильных и твердых норм социального поведения и полного становления на путь формирования нормального образа жизни.

Таким образом, можно сказать, что выбор методов, средств и форм воспитательно-профилактического действия для подростка, как это обнаружено нами, зависит от наличия многих обстоятельств, часть из которых была описана выше. Индивидуальная профилактика требует учета активности лица, его желания способствовать или препятствовать проведению соответствующих мероприятий, направленных на устранение отрицательных черт поведения, утверждения позитивных принципов саморегуляции, ускорения процесса формирования с общей позитивной направленности поведения индивида.

Для оказания социальной помощи подросткам и их родителям необходимы условия и высокая профессиональная подготовка социальных педагогов и работников. Благодаря совместной работе специалистов и родителей можно добиться положительного эффекта.

Основные направления социальной работы

В своей совокупности эти направления представляют собой социальную работу как что-то целое, систему, выступая ее структурными элементами (компонентами).

В свою очередь, каждая из них представляет собой нечто законченное, подсистемы целого - социальной работы.

1. Социальный диагноз в социальной работе означает изучение социальных мотивов и причин поведения личности, слоя, группы, общности, их состояний (материального, психического, духовного), определение форм и методов работы с ними.

2. Социальная реабилитация представляет собой реализацию комплекса мер (медицинских, юридических, социальных, психологических, педагогических), нацеленных на восстановление основных социальных функций личности, социальной группы (здоровья, социального статуса и т.д.), их социальной роли как субъектов основных сфер жизни общества.

3. Социальную профилактику можно определить как систему мероприятий по охране здоровья, продления жизни, обеспечению условий для активного участия индивидов, семей, групп в жизни общества, выполнения ими различных социальных ролей.

4. Социальный контроль применительно к социальной работе представляет собой одну из социальных функций гражданского общества, заключающуюся в надзоре за соблюдением государственными хозяйственными, общественными организациями законности, соблюдения прав граждан, в том числе в области их социальной поддержки, защиты и помощи.

5. Социальное страхование как одно из важнейших направлений в социальной работе означает систему социально-экономических отношений, при которых за счет взносов предприятий, организаций и населения создаются страховые фонды, предназначенные для возмещения ущерба от стихийных бедствий и других неблагоприятных случайных явлений, а также для оказания гражданам или их семьям помощи при наступлении определенных событий в их жизни, являющихся предметом страхового договора.

Принципы и стандарты этического поведения социального работника

Международная Декларация этнических принципов социальной работы

Принципы

Социальные работники служат на благо людей, действуя на основе следующих основных принципов:

· Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать.

· Каждый человек имеет право на самореализацию до той степени, пока не нарушаются подобные права других людей, и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества.

· Каждое общество, независимо от его формы, должно функционировать так, чтобы предоставлять максимум благ всем его членам.

· Социальные работники привержены принципам социальной справедливости.

· Социальные работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом.

· Предполагается, что социальные работники оказывают помощь каждому, кто обращается к ним за помощью и советом, без несправедливой дискриминации на основе пола, возраста, физических и умственных недостатков, цвета кожи, социальной и расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических взглядов, сексуальной ориентации.

· Социальные работники уважают основные человеческие права индивидов и групп в соответствии с Декларацией прав человека ООН и другими международными конвенциями, вытекающими из этой Декларации.

· Социальные работники соблюдают принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей работе. Социальные работники уважают оправданную конфиденциальность даже тогда, когда законодательство стран входит в противоречие с этими требованиями.

· Предполагается, что социальный работник работает в тесном сотрудничестве со своими клиентами на благо клиентов, но не в ущерб остальным. Клиенты поощряются к участию в работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий.

· Социальные работники обычно ожидают, что клиенты вместе с ними принимают на себя ответственность за выработку плана действий, направленных на изменение их жизни. К принуждению в решении проблем одной из сторон за счет ущемления интересов другой стороны можно прибегать только после тщательного взвешивания претензий конфликтующих сторон. Социальным работникам следует свести до минимума применение правового принуждения при решении вопросов клиента.

· Социальная работа несовместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, групп, властных структур, использующих терроризм, пытки или другие

· действия, направленные на угнетение людей.

· Социальные работники принимают этически оправданные действия и придерживаются их в соответствии с «Международными этическими стандартами социальных работников», принятыми их национальными

· организациями.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Основные стандарты этического поведения

· Стараться понять каждого отдельного клиента и систему клиентства, элементы, влияющие на поведение и предлагаемые услуги.

· Придерживаться и развивать ценности, знания и методологию профессии, воздерживаясь от поведения, которое нарушает правила профессиональной деятельности.

· Признавать профессиональные и личностные ограничения.

· Поощрять использование соответствующих знаний и навыков.

· Применять соответствующие методы для развития (утверждения) знаний.

· Вносить вклад в развитие политики и программ, направленных на улучшение жизни в обществе.

· Определять и описывать социальные потребности.

· Определять и описывать основу и природу индивидуальных, групповых, общинных, национальных и интернациональных социальных проблем.

· Определять и описывать содержание профессии социального работника.

· Выяснять, были ли публичные заявления и действия сделаны социальным работником от своего имени или он выступал в качестве представителя профессиональной ассоциации, агентства, организации или другой группы.

Стандарты поведения социального работника по отношению к клиентам

· Нести основную ответственность по отношению к конкретным клиентам, но в рамках ограничений, установленных этическими требованиями.

· Поддерживать право клиента на доверие, конфиденциальность, ответственное использование информации. Сбор и обмен информацией относится к функции профессиональных услуг, когда клиента информируют о необходимости ее сбора и в каких целях она будет использована. Информацией не пользуются без предварительного предупреждения клиента, кроме случаев, когда клиент не может отвечать за свои поступки или когда это может нанести серьезный ущерб другим. Клиент имеет доступ к записям социального работника и к информации, касающейся его.

· Признавать и уважать индивидуальные цели, ответственность и различия клиентов.

· Профессиональные службы должны помогать всем клиентам в равной мере и принимать на себя ответственность за личные действия. Там, где профессиональные услуги не могут быть оказаны при таких условиях, клиенты должны быть информированы, чтобы иметь свободу действий.

· Помогать клиенту, индивиду, группе, общине, обществу в самореализации и максимальном использовании своего потенциала при уважении прав других людей.

· Социальные службы должны оказывать клиенту помощь в понимании и пользовании профессиональными услугами для удовлетворения их законных требований и развитии их интересов.

Стандарты взаимоотношений социального работника с агентствами и организациями

· Работать и/или сотрудничать с теми агентствами и организациями, политика и деятельность которых направлены на осуществление услуг и профессиональной деятельности в соответствии с этическими принципами МФСР.

· Ответственно выполнять установленные цели и функции агентств или организаций, внося свой вклад в развитие социальной политики, методологии и практики с целью со здания лучших стандартов.

· Нести максимальную ответственность перед клиентом, способствуя желательным изменениям в социальной политике, методике и практике через соответствующее агентство или организацию. Если желаемые результаты через эти каналы не достигаются, инициировать обращение в высшие инстанции и к более широкой общественности, заинтересованной в решении этой проблемы.

· Обеспечивать профессиональную отчетность перед клиентом и обществом относительно эффективности работы в форме периодических обзоров предоставляемых услуг.

· Использовать все возможные этические средства для прекращения неэтичной деятельности, когда политика, методы и практика находятся в прямом конфликте с этическими принципами социальной работы.

Стандарты поведения социального работника в отношениях с коллегами

· Признавать образование, подготовку и осуществление социальной работы (коллег и представителей других дисциплин), всемерно расширяя с ними сотрудничество, которое может способствовать повышению эффективности предоставляемых услуг.

· Признавать правомерность наличия собственного мнения у коллег и других профессионалов относительно практики социальной работы; необходимо выражать

· критику в корректной форме.

· Использовать и создавать возможность обмена знаниями, опытом, идеями со всеми коллегами по социальной работе, профессионалами из других областей, добровольцами, способствовать взаимообогащению и улучшению совместной деятельности.

· Привлекать внимание соответствующих учреждений внутри и вне профессии к нарушениям профессиональной этики и стандартов и следить, чтобы соответствующие клиенты были должным образом включены в эту деятельность.

· Защищать коллег, если с ними обходятся не справедливо.

Стандарты по отношению к профессии

· Сохранять ценности, этические принципы и методологию профессии и вносить вклад в их уточнение и совершенствование.

· Придерживаться профессиональных стандартов в работе и развивать их.

· Защищать профессию от несправедливой критики и стремиться к утверждению идеи о необходимости профессиональной практики.

· Осуществлять конструктивную критику профессии, ее теории, методов, практики.

· Содействовать появлению новых методов и подходов, необходимых для отклика на новые и уже существующие потребности.

Основ напрвл деят-ти связывают как правило с группами населения (дети, пожил, инвалиды, женщины), со сферами жизнедеятельности (образов, произво-во, здравоохранение, армия), по решаемым проблемам (безраюотица, девиантное поведение, малообеспеченность).
Уровни:
1. Федеральный уровень составляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональном масштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики. Представлен в современной России подсистемами социальной защиты, дополнительного образования, молодежной программой в лице различных комитетов и министерств на уровне государства.
2. Региональный уровень определяется спецификой региона его природными, климатическими, экономическими, демографическими и другими показателями. Особенности регионального уровня выражены в приоритетах основных направлений социальной работы.
3. Муниципальный уровень отражает прежде всего специфику разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне (например, взаимоотношения управления социальной защиты и отдела народного образования в решении проблем опеки и попечительства).
4. Локальный уровень связан с особенностями конкретного микросоциума, его социально-культурного своеобразия.
В зависимости от конкретных объектов выделяют следующие уровни: с индивидом, семьей, группой, населенным пунктом.
Формы социальной работы:
1) Социальная деятельность, направленная на
гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам и общностям, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации или реформирования отдельных элементов социальной системы.
2) Теория, изучающая способы и методы содействия социальной адаптированности и реализации субъектности индивида и группы в соответствии с социальными нормами и ценностями общества.
3)Учебная дисциплина многоуровневого характера. Ее цели и задачи заключаются в формировании личностно-профессиональных качеств будущего специалиста на основе теоретических знаний реализуемых в технологиях социальной работы.

Методы социальной работы — это комплекс специфических приемов, способов достижения целей и задач социальной работы.
По отношению к социальной работе можно говорить о двух группах методов: методы социальной работы как научного знания и как практической деятельности. Классификация методов в теории социальной работы не имеет единого вида. Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что определяется универсальным характером данного вида знания.
?. По степени общности можно выделить следующие группы методов:
1. Всеобщие (философские) методы определяют всеобщий путь, способ познания и преобразования общества, мышления (гносеологический, диалектический способы познания).
2. Общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование).
3. Частные, специальные методы — специальные способы познания и преобразования отдельных областей реального мира. В современных условиях к данной группе методов относят метод «социальной биографии», семейной биографии, комплексное психосоциальное моделирование.
В практической социальной работе также существует многообразие методов. Например, специфика деятельности формирует экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и другие группы методов. Методы социальной работы во многом обусловливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также специализацией социального работника, структурой социальных и других служб.
??. Методы социальной работы в системе органов социальной защиты. В процессе деятельности органов социальной защиты выделяют социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы.
К социально-экономическим методам социальной работы относят все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежит натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п.
Организационно-распорядительные методы лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты. Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы: регламентирование, нормирование и инструктирование.
. Регламентирование — способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязанностей для исполнения в органах управления социальных служб (приказы, типовые положения, должностные инструкции).
. Нормирование — установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т. д.).
. Инструктирование — наиболее мягкий способ организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование).
Психолого-педагогические методы связаны с косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Главным методом в этой группе является убеждение в различной форме (разъяснение, совет, аргументация, рекомендации, положительный пример).
???. Методы социальной работы с позиции взаимодействия клиента и социального работника. Решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации ситуации взаимодействия социального работника с клиентом. Способы организации взаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основе, существенно различаются от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Соответственно, речь может идти о методе индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.
Метод индивидуальной социальной работы предложен М. Ричмонд и тесно связан с развитием психоанализа в начале XX столетия. Его суть — в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. Основной упор делается на адаптацию клиента к социальной ситуации. Элементы, составляющие метод: 1. Установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт). 2. Изучение и анализ проблемной ситуации. 3. Определение целей и задач совместной работы. 4. Видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой. 5. Оценка прогресса и результат совместной работы.
Метод индивидуальной социальной работы особенно оправдан в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.
Метод групповой социальной работы активно разрабатывается в 70-е гг. Особое значение для разработки метода сыграли результаты исследований теории малых групп (Я. Коломинский, Р. Кричевский, К. Рудестам и др.). К важнейшим выводам можно отнести следующие положения:
. малая группа способствует выходу из роли «только слушателя»;
. в малой группе становится реальным познание собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, личных возможностей;
. в малой группе возможна обратная связь, т. е. выяснение того, как индивид воздействует на других своим поведением и словом;
. малая группа может стать инструментом накопления личного опыта, способом управления и проверки достигнутого.
Цель метода групповой работы — оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.
Реализация метода групповой социальной работы зависит от целей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различные группы. Например, категорию социокультурных групп составляют группы восстановления умений, образовательные группы, группы самопомощи, Помимо этого существуют еще терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем.
В настоящее время появляются новые формы группового метода, такие как метод семейной терапий.
Метод общинной социальной работы основан на взаимодействии социальных служб или социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общегосударственном уровне. «Община» (коммьюнити) — сложная социально-экономическая, культурно-историческая система групповой общности людей. Она выполняет целый ряд функций по отношению к ее членам: социализации, взаимоподдержки, производства и распределения благ, социального контроля, т. е. всего того, что направлено на развитие жизненного сценария общины и личности. Приоритетные задачи общинной социальной работы:
1. Развитие социальных связей в местной общине и организация системы взаимопомощи и кооперации определенной общности людей.
2. Разработка, внедрение и оценка эффективности различных социальных программ и планов деятельности различных организаций, связанных с вопросами социального благосостояния населения.
Реализация этих задач направлена на достижение главной цели — активизацию развития общности и улучшение модели ее жизнедеятельности. Основные принципы реализации метода общинной социальной работы: доступность сервиса; активное сотрудничество потребителей и сервиса помощи; межведомственный подход; поддержка и развитие новых инициатив; децентрализация контроля за бюджетом; подвижность. Формы реализации метода общинной социальной работы различны и особенно широко представлены в европейских моделях социальной работы (социальное планирование в Швеции, создание ассоциаций жильцов в Великобритании, и т. д.).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Направления и формы социальной пом ощи малообеспеченному населению

Введение

Социальная защита малообеспеченным слоям населения на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных тем в социальной политике. На данный момент в Кыргызской Республике довольно большая часть населения, уровень доходов у которых ниже установленного прожиточного минимума. А ведь от этого страдает и экономика страны в целом, и каждый гражданин, живущий в Кыргызской Республике. Тем более что у нас в стране предложенная социальная поддержка от государства не настолько хороша и эффективна, как хотелось бы ее видеть.

Наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, при которых человек не в состоянии своим трудом создать условия, обеспечивающие ему основные жизненные потребности.

Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Одна из основных задач социальной работы в настоящее время - дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.

1. Социальная помощь

Социальная помощь - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.

Главной целью социальной помощи является обеспечение достойного качества жизни населения на основе динамичного развития экономики.

Прямые формы помощи:

Государственная социальная помощь - система мер по оказанию действительно нуждающимся лицам (малоимущим семьям и отдельным малоимущим гражданам) помощи в виде денежных выплат, натуральной, гуманитарной помощи, а так же в виде услуг и льгот, для преодоления или смягчения жизненных трудностей, для поддержания их социального статуса и полной жизнедеятельности, а также адресного и рационального использования бюджетных средств.

Государственная социальная помощь оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в следующих формах:

Ш Д енежные выплаты .

Главной формой прямой социальной помощи является денежная. Предоставление денежных пособий малообеспеченным слоям населения, обуславливаемое законодательством, имеет определяющее значение в поддержании их существования.

К денежным выплатам относятся:

Ш Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов, бюджетной системы КР.

Ш Субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Ш Социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами.

Пенсии являются важнейшим, но далеко не единственным видом денежной защиты населения.

В подавляющем большинстве случаев величина социальных пособий ориентируется либо на минимальную пенсию по старости, либо на минимальную оплату труда.

Более узким по размерам группам из числа малообеспеченных предоставляются целевые выплаты. Типичными примерами могут служить ежеквартальные компенсации семьям с несовершеннолетними детьми в связи с удорожанием товаров детского ассортимента, ежегодные выплаты на приобретение комплекта детской одежды, пособия на хлеб особо малообеспеченным категориям и др.

Ш Неденежная (натуральная) помощь

Натуральная помощь - предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, обуви, одежды), а также осуществление ремонта квартир, автотранспорта; выделение лекарственных препаратов; обеспечение бесплатного питания и предоставление топлива)

Денежные выплаты по социальному обеспечению далеко не всегда могут играть роль универсального средства защиты уровня жизни от ускоренного роста цен. Эффективность прямой социальной защиты несколько возрастет, если играющие ведущую роль денежные формы дополняются другими, преимущественно неденежными и нематериальными. Сфера подобного рода помощи жестко ограничена наиболее беззащитными и беспомощными группами населения.

Многие из их представителей отличаются не только относительно низким уровнем дохода, получаемым по линии социального обеспечения, но и плохим состоянием здоровья, физической немощью и др. Немалая их часть не живет в семье и не может рассчитывать на поддержку родственников, друзей, соседей. Поэтому выплачиваемые таким людям социальные пособия, даже если они удовлетворительны по своим размерам, на практике трудно реализуемы и поэтому сами по себе недостаточны для обеспечения существования их получателей.

Одно из таких направлений осуществляется через нестационарные учреждения, находящиеся главным образом в ведении Министерства социальной защиты населения. К ним, прежде всего, относятся центры социального обслуживания. Приоритет подобной помощи принадлежит социально-бытовой помощи на дому инвалидам и престарелым.

Другое направление социально бытовой-помощи охватывает тех нуждающихся в ней, которые постоянно проживают в интернатах. Третье направление связано с оказанием социально-бытовой помощи относительно малочисленной группе лиц без определенного места жительства.

Наряду с тремя перечисленными, основными, практикуются и другие виды социально-бытовой помощи. Они касаются как всей группы наиболее беззащитных и малообеспеченных, так и ее отдельных категорий. В переходный период получили распространение самые разнообразные проявления социальной помощи.

Натуральная помощь обычно сводится к прямому распределению предметов первой необходимости среди особо нуждающихся.

Важным проявлением натуральной помощи является бесплатное питание на постоянной или эпизодической основе.

социальный малообеспеченный население

2. Социальная защита

В последнее время все большую популярность, как на международном уровне, так и внутри нашей страны получает такой термин, как социальная защита населения или социальная защищенность. В нашей стране этот термин получил широкое распространение в связи с переименованием системы органов социального обеспечения в систему органов социальной защиты населения. Традиционно понятие социальной защиты в первую очередь ассоциируется с мерами в области Социального обеспечения (выплатой пособий, дотаций, компенсаций).

Социальная защита представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по материальной помощи наименее защищенным группам населения (престарелым, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми, учащейся молодежи, лицам, не имеющим средств существования), а также по предотвращению развала системы социальной защиты, сохранению уровня социального обслуживания. Этот комплекс мер осуществляется как за счет федерального и местных бюджетов, так и за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения.

Социальной защита одно из важнейших функций государства. При этом социальная защита подразделяется на общую и специальную.

Под общей понимается деятельность по обеспечению основных социальных и иных прав граждан, а под специальной - специальная регулятивная система стабилизации личности, социальной группы, нуждающихся в силу тех или иных особенностей в особом социальном попечении. К таким нуждающимся отнесены, например, военнослужащие.

Вообще, понятие «социальная защита» впервые использовали американские законодатели в тексте закона, принятого в 1935 г. В нем давалось правовое обоснование нового для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы. Данный термин органически вошел в понятийный аппарат ученых и практиков, так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки социально уязвимых слоев населения.

В дальнейшем рамки этого понятия значительно расширились, чему способствовала, в том числе и разработка конвенций и рекомендаций

Международной организации труда (МОТ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения, посвященных социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда, заработной плате.

Широкое применение международным сообществом категории «социальная защита» во многом обусловлено кардинальными изменениями, произошедшими в социальной политике западных стран в 30-50-х годах.

Социальная защита является целостной системой, представляет собой самостоятельный социальный институт, призванный решать определенные социальные и экономические проблемы.

3. Система социальной защиты в Кыргызской Республике

Социальный Фонд КР является государственным органом, ответственный за управление системой государственного социального страхования. Он обеспечивает управление средствами страховых взносов на государственное социальное страхование, назначение и выплату пенсий и других социальных пособий, регистрации личных страховых счетов граждан, а также, Социальный Фонд КР участвует в разработке государственной пенсионной политики.

Главной задачей Социального фонда КР является:

Ш повышение эффективной работы по сбору страховых взносов;

Ш контроль над погашением текущей и просроченной задолженностей предприятий и организаций по страховым взносам;

Ш обеспечение своевременной выплаты пенсий и регулярное их повышение.

Социальный фонд Кыргызской Республики был образован Указом Президента Кыргызской Республики в 1993 году. C созданием Социального фонда появился принципиально новый механизм финансирования выплаты пенсий, пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий были выведены в самостоятельный бюджет и стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов. В конце 1997 года был принят и вступил в действие первый закон, о трудовых пенсиях основанный на страховых принципах Закон Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании», который предопределил дальнейший курс на переход от системы государственного пенсионного обеспечения к государственному социальному страхованию. Пенсии были разделены на базовую и страховые части. При расчете базовой части пенсии в расчет берется общий трудовой стаж, первая страховая часть рассчитывается на основании трудового стажа и среднемесячной заработной платы до 01.01.1996 г., а вторая страховая часть на основании страхового стажа и произведенных страховых отчислений после 01.01.1996 года.

В настоящее время в системе персонифицированного учета зарегистрировано свыше 3 млн. граждан. Социальный фонд ежегодно предоставляет гражданам годовую выписку из личных страховых счетов. Это позволяет гражданам самим контролировать состояние личных страховых счетов, заранее подсчитать размер второй страховой части пенсии и повышает уровень их заинтересованности и участия в государственном социальном страховании. Размеры пенсий, согласно Указам Президента Кыргызской Республики, повышаются каждый год. Основным источником формирования бюджета Социального фонда являются страховые взносы. Социальный фонд обеспечивает сбор страховых вносов, администрирует ими, осуществляет финансирование расходов связанных с выплатой государственных пенсий. За последние годы Социальный фонд значительно увеличил объем роста страховых взносов по сравнению с прошлыми годами. Достигнутый уровень собираемости страховых взносов позволяет финансировать текущие выплаты пенсии без задержек и задолженностей.

Социальный фонд Кыргызской Республики состоит из Центрального аппарата и 53 районных и городских управления. Кадровый состав Социального фонда укомплектован высококвалифицированными сотрудниками, имеющими, как правило, высшее образование.

В своей работе СФ КР руководствуется следующими законами:

Ш Закон «О Социальном фонде Кыргызской Республики»,

Ш Закон «О государственном социальном страховании в КР»,

Ш Закон «О тарифах на государственное социальное страхование»,

Ш Закон «О государственном пенсионном социальном страховании»,

Ш Закон «О персонифицированном (индивидуальном) учете граждан КР в целях социальной защиты», и др.

В 1990-е годы в Кыргызстане сложилась система социальных льгот и пособий, перешедшая из советских времен, которая была неэффективной и неадресной. Кыргызская Республика приступила одной из первых в Содружестве Независимых Государств к реформе системы социальной защиты, которая проводилась в 1995-1998 годах. Итогом реформы явилось внедрение новой модели социальной защиты населения, предусматривающей адресный подход к наиболее уязвимым группам населения и адекватность выплат гражданам, имеющим на них право. Сегодня социальная защита населения реализуется с помощью шести инструментов:

Ш ежемесячное пособие малообеспеченным семьям, имеющим детей (далее - ЕПМС);

Ш ежемесячное социальное пособие для нетрудоспособных граждан (далее - ЕСП);

Ш пенсии нетрудоспособным гражданам;

Ш денежные компенсации взамен льгот;

Ш социальные услуги, предоставляемые уязвимым категориям населения;

Ш выплаты по социальному страхованию работающим гражданам.

Законодательство предусматривает назначение и выплату двух основных видов государственных пособий - ЕПМС и ЕСП. Первое пособие (ЕПМС) направлено на детей, оно нацелено на ликвидацию разрыва в доходах наибеднейших семей, имеющих детей, до уровня гарантированного минимального дохода (далее - ГМД). С 2010 года ЕСП назначается по категориальному принципу, независимо от среднедушевого совокупного дохода семьи, получателями его являются нетрудоспособные лица, не имеющие права на пенсионное обеспечение. В 2010 году средний размер ЕПМС составил 235 сомов, а средний размер ЕСП - 1503 сома.

На сегодняшний день в стране проживает 444,4 тыс. пожилых граждан, что составляет чуть более 8% от всего населения республики.

Для пособий пожилым людям 2007 годы выделялось из бюджета 2 млрд сомов, а в 2013 году этот показатель достиг 7 млрд сомов. Также выросли расходы государства для пособий по социальному обеспечению в 7 раз, то есть с 2 млрд сомов в 2007 году до 13 млрд сомов в 2013 году.

4. Социальная за щита семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Сегодня 404,5 тыс. детей, или 18,4% всех детей страны охвачены социальной защитой. Структура социальной помощи детям, находящимся в разных трудных ситуациях, характеризуется следующей картиной:

Ш дети, получающие пособия по малообеспеченности, - 362,1 тыс. человек (около 16% детей республики);

Ш дети, получающие социальные пособия - 22,4 тыс.;

Ш дети, находящиеся в интернатных учреждениях, - более 20,0 тысяч.

На протяжении многих лет одной из трудноразрешимых проблем остается недостаточность размеров предоставляемых детям выплат. Уровень дохода, гарантированного каждому ребенку из малообеспеченной семьи, несмотря на неоднократные повышения, доведен в 2010 году лишь до 10% от прожиточного минимума на ребенка и составил 310 сомов. С июля 2011 года ГМД установлен в размере 370 сомов.

Количество детей, находящихся в интернатных учреждениях, составляет более 20 тысяч, 88% из которых имеют биологических родителей или родственников. При этом численность детей ежегодно увеличивается на 1000 человек.

В настоящее время на содержание одного ребенка в интернатном учреждении государство в среднем тратит около 7,0 тыс. сомов в месяц, тогда как выплата государственных пособий составляет в среднем от 250 сомов до 3,0 тыс. сомов. Большинство государственных интернатных учреждений финансируется из республиканского бюджета, из которого лишь 3% средств направляется на предоставление услуг детям, а основная их доля - на административные расходы, коммунальные услуги, амортизацию и ремонт старых больших зданий.

В настоящее время в республике насчитывается около 50,9 тыс. работающих детей, из которых 50% не посещают школу. Как правило, они вовлечены в рынок неквалифицированной рабочей силы. Отсутствие образования в будущем ограничит доступ таких детей к хорошо оплачиваемой работе и приведет к бедности их семей.

5. Социал ьная защита лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В 2006 году 120 странами - членами ООН была принята Конвенция о правах инвалидов. В Кыргызстане на протяжении многих лет идут споры о возможности присоединения к данной Конвенции, тем самым приняв на себя ряд обязательств по защите прав и свобод ЛОВЗ.

На сегодняшний день отсутствует полная информация о количестве проживающих в республике людей, имеющих статус ЛОВЗ. Вместе с тем, по имеющимся данным, общий уровень инвалидности в республике составляет около 2,4% от всего населения (133,4 тысячи человек). Данный факт свидетельствует о недостаточном охвате или недостаточном учете всех ЛОВЗ действующей системой. В соответствии с законодательством среди ЛОВЗ выделяют следующие категории:

Ш дети с ОВЗ - к ним относятся несовершеннолетние лица, впервые получившие инвалидность в результате болезни (травмы) в возрастной период от рождения до исполнения восемнадцатилетнего возраста;

Ш ЛОВЗ с детства - совершеннолетние лица, впервые получившие инвалидность в результате болезни (травмы) в возрастной период от рождения до исполнения восемнадцатилетнего возраста;

Ш ЛОВЗ от общего заболевания - совершеннолетние лица, впервые получившие инвалидность в результате болезни (травмы) в совершеннолетнем возрасте.

В республике около 133,4 тыс. ЛОВЗ получают пенсию (61% ЛОВЗ) либо социальное пособие (39% ЛОВЗ) по инвалидности, размеры которых, несмотря на неоднократные повышения, недостаточны для нормального существования. Так, по состоянию на 1 января 2010 года средний размер пенсии по инвалидности составил 2170 сомов, что соответствует 66,5% от прожиточного минимума (3263 сома), а средний размер социальных пособий - 1503 сома или 42,1% от прожиточного минимума.

Важнейшими задачами по уменьшению бедности являются:

1) более быстрый рост реальной заработной платы;

2) становление и укрепление среднего класса;

3) сокращение межрегионального неравенства в доходах населения и численности бедных, учитывая зоны бедности, «новых бедных», экономическую бедность, устойчивую бедность;

4) разработка комплексных, федеральных и региональных целевых программ, снижение бедности, повышение уровня и качества жизни.

Решение этих задач будет эффективным в том случае, если оно будет осуществлено по следующим направлениям:

a) создание условий, позволяющих работающему населению зарабатывать достаточно для того, чтобы семья не пребывала в состоянии бедности;

b) создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальной ситуации и т.д.);

c) противостояние дискриминации бедных при доступе к бесплатным и дотируемым социальным услугам.

Преодоление бедности - первоочередная задача не только нашей страны, но и целевая установка международных организаций для 3-его тысячелетия.

Заключение

Важнейшим приоритетом системы социальной защиты является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан. С этой целью формируются и используются специальные денежные фонды.

Потребность граждан в государственной социальной защите может быть обусловлена следующими обстоятельствами:

Ш полной, частичной, временной или постоянной потерей трудоспособности из-за болезни или по возрасту;

Ш потерей кормильца, наличием многодетной или неполной семьи, уходом за детьми-инвалидами и прочими факторами личного характера;

Ш изменениями в социально-политической, экономической, международной обстановке (спад производства, рост инфляции, банкротств, безработицы и т.п.);

Ш неблагоприятными климатическими, природными и стихийными явлениями катастрофического и продолжительного характера

Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и происходящие в нем экономические и политические процессы.

Основной задачей социальной работы, становится развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.

Поскольку, даже в наше время, ощущается необходимость в дальнейшей разработки теоретических и практических основ комплексной системы социальной защиты, экономически, политически и организационно распространенной на все слои и категории населения. Концепция социальной защиты населения должна опираться на идею о том, что система социальной защиты является одной из главных составляющих процесса воспроизводства, не только населения, но и всего экономического потенциала страны.

Список использованной литературы

1. Альперович В.Д. и др. Социальная защита населения. М.:, 2004 г.

2. Финансы. Учебник. Белозеров С.А, Горбушин С.Г.М.: 2002 г.

3. Медведева Л.Ф. Социальная защита молодежи. Мн.: АУ, 2000 г.

4. Бектенова Д.Ч. Финансы, денежное обращение и кредит. Б.: - 1999 г.

5. Прошин В.М. Развитие системы социальной защиты населения н. М.: 2006 г.

6. Закон КР о Социальном фонде.

7. О Стратегии развития социальной защиты населения Кыргызской Республики на 2012-2014 годы

8. http //www.google.kg

9. http //www.google.ru

10. http //www.stat.kg

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социальная защита как важнейшая составляющая социальной политики; история социальной политики в сфере помощи малообеспеченным слоям населения. Сущность, виды и механизм предоставления государственной социальной помощи, денежные формы социальной защиты.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2010

    Сущность социальной защиты населения. Принципы и функции социальной защиты населения. Организационно-правовые формы социальной защиты населения. Формирование системы социальной защиты населения как социального института. Термин "социальная защита".

    контрольная работа , добавлен 08.11.2008

    Формирование системы социальной помощи. Изучение ее законодательной и финансовой почвы. Особенности управления социальной сферой в Российской Федерации. Виды, размер и порядок назначения государственной помощи наиболее незащищенным группам населения.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

    Определение социальной защиты населения и ее значение в политике государства. Формы осуществления социального обеспечения. Основные направления использования средств органами социальной защиты населения. Государственная адресная социальная помощь.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2011

    Сущность и принципы социальной защиты. Принципы государственной социальной политики. Особенности организации и функционирования социальной защиты. Субъективная сторона социально незащищенных групп. Формы и методы социальной поддержки и защиты населения.

    контрольная работа , добавлен 16.05.2016

    Понятие социальной защиты, органы осуществляющие данную деятельность. Центр социальной помощи семье, детям. Социальные дома для одиноких престарелых. Геронтологические и кризисные центры для женщин. Перспектива развития социальной защиты населения России.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2015

    Понятие и сущность социальной защиты населения. Основные группы граждан, нуждающихся в социальной защите. Основополагающие принципы социальной политики России. Приоритетные направления адресной поддержки. Экономико-математическое моделирование.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2011

    Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты населения в системе здравоохранения. Основные принципы охраны здоровья населения в Российской Федерации. Контроль качества предоставления медицинской помощи. Основные направления медико-социальной работы.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2013

    Положение Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Жигаловскому р-ну. Финансирование мероприятий по содействию населению. Совершенствование системы социальной защиты, проблемы и принципы ее построения.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2011

    Место социального партнерства в рыночной экономике. Поддержка бедных слоев населения как направление в социальной политике. Роль социальной защиты в обеспечении социальной справедливости. Проблемы системы социальной защиты в Республике Беларусь.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Царство животные особенности представителей царства животные Царство животные особенности представителей царства животные Конспект урока Конспект урока "многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека" Значение крабов в природе и жизни человека Значение ракообразных в природе и жизни человека Значение ракообразных в природе и жизни человека