Занятие на тему звук и средняя группа. Конспект занятия с родителями в средней группе «Звук. Буква М. Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Тема: «Звук и буква А»

Цели. Коррекционно – образовательные. Знакомство с буквой А. Закрепление правильного произношения звука «А». Обучение выкладыванию буквы из полосок.

Коррекционно – развивающие. Совершенствовать тактильные ощущения, развивать артикуляционную и мелкую моторику рук.

Коррекционно – воспитательные. Воспитывать любознательность, трудолюбие, усидчивость.

Материал. Игрушка доктор Айболит, буква А, вырезанная из красной бархатной бумаги, карточки с буквой А,красные полоски для складывания буквы, альбомы для детей.

ХОД НОД.

1.Игра «Подарок доктора Айболита».

Воспитатель. Дети, к нам в гости пришел доктор Айболит. Он хочет про верить, здоровы ли вы. Давайте покажем наши горлышки и скажем: «А-А-А». Дети повторяют,воспитатель контролирует, чтобы все четко произносили звук.

Воспитатель. Доктору Айболиту очень понравилось, как вы говорите: «А-А-А», поэтому он решил подарить вам эту красивую букву А (показывает букву из красной бархатной бумаги). Давайте посмотрим и потрогаем эту букву. Подносит букву А каждому ребенку, дети проводят по ней пальчиками. Эту букву я написала каждому в альбом, а вы покажете ее своим родителям.

2.Игра «Веселый язычок». Дети с педагогом подходят к зеркалу.

Воспитатель. Жил — был Веселый Язычок в своем домике. В домике этом красные двери, рядом с дверями веселые звери. Любят зверюшки конфеты и плюшки. Воспитатель показывает на губы, дети повторяют движение, педагог показывает на зубы, дети повторяют движение. Все дети повторяют за воспитателем четверостишие, показывая на губы и зубы.

Воспитатель. Догадались, что это? Это домик – рот. Красные двери – это губы, посмотрите, как они открываются и закрываются(показывает). Дети повторяют. А звери – это зубки. Зубками мы кусаем конфеты и плюшки (показывает конфеты и булочки – плюшки). Дети смыкают и размыкают зубы.

Кто в домике живет? Веселый Язычок. Высунули язычок и убрали обратно(сделали 2-3 раза).

3.Игра «Выложи букву».

Воспитатель. Айболит принес нам конверт. Посмотрите, что в нем лежит?(Вынимает из конверта карточку с буквой А и полоски для складывания буквы). Дети, как называется эта буква? Дети совместно с воспитателем говорят: «Это буква А.»

Воспитатель. Показывает на букву А на доске. Буква состоит из двух длинных палочек и одной короткой. Сейчас вы будете из полосок выкладывать букву А. (Раздает детям по две длинные полоски и одной короткой и карточку с буквой А.) Возьмите две длинные полоски и положите сверху на букву. Потом короткую полоску положите поперек посредине. Какая получилась буква у Сони? (Соня: «Это буква А.») Так воспитатель спрашивает 2-4 детей.

4.Итог НОД. Какую букву вы сегодня узнали? Хорошо выложили букву А из полосок. Давайте похлопаем.

Задачи:

  1. Познакомить детей с новым звуком и буквой, интонационно выделять звук «Н» в словах.
  2. Закрепить понятие «согласный».
  3. Развивать способность определять месторасположение звуков [Н] и [Н’] в трех позициях: в начале, середине, конце слова.
  4. Закреплять звуковой анализ слова (НОС).
  5. Воспитывать самостоятельность при выполнении индивидуальных заданий.

Материал: Картинки демонстрационные (нож, слон, санки); схемы местоположения звука в слове, цветные карандаши, счетные палочки, индивидуальные листы с заданием, цветные карточки (зеленого, синего и красного цветов).

Ход занятия

  1. Воспитатель загадывает детям загадку:

«Режет, чистит и скоблит

осторожным быть велит»

  1. Воспитатель дает характеристику звукам [Н] и [Н’]. При произношении этого звука воздух проходит через нос, и поэтому звук называется носовым. Попробуйте закрыть нос пальцами и произнести этот звук. Уточняют артикуляцию звука (губы разомкнуты, между зубами тоненькая щель, язык спрятан за верхними зубами).

Дети доказывают, что это - согласный звук (не тянется и не поется, встречает «преграду» при произношении).

  1. Игра «Придумай слово со звуком «Н».
  1. Игра «Подбери картинку к схеме»

* ________ ____* ____ ________*

На доске три картинки (нож, санки, слон) и три схемы местоположения звука в слове.

Делаем вывод о том, что звук «Н» может находиться в начале, в конце и в середине слова.

  1. Звук может быть мягким [Н’] и твердым [Н].

Проводиться игра «Синий-зеленый». У каждого ребенка две карточки. Там, где звук звучит твердо, он поднимает синюю карточку. А там, где звук звучит мягко – зеленую. Воспитатель говорит слово, а дети поднимают цветную карточку.

  1. Физкультминутка:

«Отдых наш – физкультминутка

Занимай свои места

Раз - присели, два – привстали

Руку кверху все подняли

Сели – встали, сели – встали

А потом пустились вскачь

Будто мой любимый мяч».

  1. Знакомство с буквой Н.

Определяют сходство с лесенкой, «прописывают» в воздухе, складывают из палочек. Пропечатывают букву Н на индивидуальном листе с заданием.

  1. Звуковой анализ слова НОС (в слове слог, три буквы, три звука). Дети анализируют каждый звук и обозначают его цветным карандашом.
  2. Проводится рефлексия занятия

а) с каким звуком познакомились, какой это звук – гласный или согласный

б) в каком месте слова может находиться звук (начале, середине, конце слова)

в) в чем различие твердого и мягкого согласного звука [Н] и [Н’].

г) с какой буквой познакомились, на что она похожа.

Жохова О.В.
учитель-логопед, ГБОУ д/с №437 г.Москвы

Тема: «Звук А».

Цели: 1. познакомить детей с понятием «звук»;

2. учить детей выделять на слух и в произношении звука А в начале слова;

3. познакомить с правильной артикуляцией звука А;

5. совершенствование фонематического восприятия, внимания и памяти.

Оборудование: кукла, картинки с изображением Айболита, акулы, аиста, апельсина, антенны; зеркала.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Сядет тот, кого я назову по имени. (Маша, Алеша, Саша…)

2. Знакомство с понятием «звук».

На прошлом занятии мы учились с вами слушать звуки, которые издают разные предметы. Мы слушали, как дудочка дудит, как барабан стучит, бумага шуршит, вода булькает. Мы тоже с вами произносим разные звуки. С помощью звуков мы разговариваем. Если мы хотим сказать слово «самолет» мы должны сначала засвистеть: ССС, СССамолет (дети повторяют), а если хотим сказать слово «шапка», мы должны сначала зашипеть: ШШШ, ШШШапка, если «рыба» - зарычать: РРР, РРРыба.

3. Знакомство со звуком А.

К нам на занятие сегодня пришла кукла, зовут ее Аня. Она хочет познакомить вас со своим любимым звуком. Послушайте, пожалуйста, еще раз ее имя: Ааааня. Ее имя начинается на звук А. этот ее любимый звук. Какой звук любит Аня?

Посмотрите, какие картинки принесла нам Аня. На них нарисованы предметы, которые тоже начинаются на звук А.

Логопед произносит слова со звуком А, выставляя на доску картинки: Айболит, апельсин, акула, аист, антенна, выделяя звук А голосом.

Вы слышите в этих словах звук А?

Правильно, в этих словах звук А стоит первым, в начале слова.

4. Уточнение артикуляции звука А:

Горлышко «гудит» (проверяем, прикладывая ладонь);

Воздух легко выходит изо рта, ему ничего не мешает;

Рот широко открыт, «большие ворота»;

Его можно тянуть, петь, громко крикнуть (проверяем: тянем, поем, громко кричим).

5. Динамическая пауза.

Игра «Положим малыша спать» - развитие умения менять высоту голоса, формирование длительного ротового выдоха.

Дети качают на руках воображаемого малыша и тянут: АаАаАаАаАаАаАаА… .

6. Игра «Чего не стало?».

Логопед выставляет на доску картинки с изображением предметов, начинающихся на А. По сигналу логопеда «ночь» дети закрывают глаза, логопед в это время убирает 1 картинку. По сигналу логопеда «день» дети открывают глаза и говорят, чего не стало. Например, «нет акулы», «нет апельсина».

7. Артикуляционная гимнастика.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки -

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем - перестанем

И нисколько не устанем. (упражнение «Заборчик»)

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи. (упражнение «Трубочка»)

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем. (Упражнение «Надуй шарики»)

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов? (упражнение «Часики»)

Кто пришел к нам сегодня на занятие?

Какой звук любит Аня?

Какое слово ты запомнил на звук А?

С каким звуком мы познакомились?

Конспект логопедического занятия в

средней группе по теме «Звук и буква А».

Цель: Развивать фонематическое восприятие и фонематический анализ.

Задачи: 1. Познакомить детей со звуком /А/.

2. Уточнить артикуляцию звука /А/ .

3. Упражнять детей в длительном и кратком произнесении звука /А/.

4. Учить выделять звук /А/ из ряда других звуков.

5. Познакомить детей с буквой /А, учить выкладывать букву из палочек, пальчиков, печатать в тетради.

6. Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.

7. Развивать зрительное и слуховое внимание.

Оборудование: листочки, вырезанные из тонкой бумаги, символическое изображение звука /А/ - «Звучок А», зеркала, длинные и короткие полоски красного цвета, тетради с заданием, карандаши, буква «А», счётные палочки.

Ход занятия.

    Оргмомент

Развитие дыхания «Упр. Осенние листочки».

    Сообщение темы занятия.

-Сегодня к нам пришёл гость, с которым мы с вами обязательно сейчас познакомимся.

III . Знакомство с звуком /А/.

    Демонстрируется «Звучок А»

(обращается внимание на цвет одежды, на наличие колокольчиков на колпачке, на ротик).

    Дети произносят звук /А/, смотрят в зеркала.

Уточняется, что:

    При произношении звука /А/ рот широко открыт, воздух свободно выходит.

    Язычок спокойно лежит во рту.

    Звук /А/ можно петь (« Споём вместе с звучком песенку »)

    Упр. в длительном (« Тянем ниточку» ) и кратком произнесении звука

(демонстрируются длинные и короткие полоски красного цвета).

    Развитие фонематического восприятия.

Игра « Поймай звук»

Один, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы молчать

И спокойно слушать звуки.

- Я буду называть вам разные звуки, а вы внимательно слушайте, и если услышите звук /А/ - Хлопайте в ладоши, как будто поймали звук:

1). аоуиааоуэуаоауэуиаоаиааэуаоаэиоааау

2). Ап, ум, иш, ам. аф, ох, ух, ах, ас…

    Развитие мелкой моторики, зрительного внимания.

Работа в тетрадях.

- Найдите фигуру, на которую похожи ваши губы, когда вы произносите звук /А/, закрасьте эту фигуру красным цветом.

    Развитие координации речи с движением «Листочки».

Мы листочки, мы листочки

Мы осенние листочки.

Полетать все захотели,

Ветер дунул – полетели!

Кружатся.

Руки в стороны, плавные движения.

Бегают по кругу.

    Знакомство с буквой «А».

- Звук /А/ мы произносим и слышим, а чтобы его записать, нам на помощь придёт буква «А» (демонстрируется буква):

Вот две палочки наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь, а?

Перед тобою буква «А».

    Выкладывание буквы из палочек.

    «Сделаем букву из трёх пальчиков на руке».

    На что похожа буква «А»?

    Рисование буквы «А» в тетради.

    Подведение итогов занятия.

Программное содержание:

— познакомить со звуком и буквой А;

— развивать артикуляционную и пальчиковую моторику. Развивать фонематические процессы: различение звукоподражаний и бытовых шумов, выделение изолированного звука А среди других, выделение звука в начале слова. Развивать конструктивный праксис, зрительное восприятие;

— воспитывать познавательный интерес через игровые моменты.

ОБОРУДОВАНИИЕ: ноутбук, компьютерная игра «Учимся говорить правильно» из серии «Скоро в школу»; символы гласных звуков, фотоальбом; картинка-сюрприз; индивидуальные зеркала; сюжетные картины для звука А; предметные картинки, названия которых начинаются на звук А и другие звуки; буква А; «Волшебные» квадраты по числу детей.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: стихотворение о букве А.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

— Ребята, кто из вас любит играть в компьютерные игры. Сегодня я принесла Вам интересную игру, в нее могут играть только очень внимательные ребята. Кто из вас внимательный?

(Дети вместе в логопедом садятся перед компьютером. Игра на дифференциацию звукоподражаний, бытовых шумов и звуков природы. Дети участвуют в игре по очереди).

II. Сообщение темы занятия.

— Ребята, сейчас вы внимательно слушали и угадывали звуки, которые можно услышать на улице, звуки, которые издают предметы и животные. А вот сейчас к нам в гости придет звук, который не могут издавать предметы и животные, его может произносить только человек. Встречайте, ребята, к нас пришел звук А. Он очень любит петь и при этом очень широко открывает рот.

(Выставляется символ звука А).

— Ребята, звук А очень хочет с Вами познакомиться и подружиться. Он пришел к нам не с пустыми руками, а принес с собой сюрприз — картинку, но не хочет ее просто так отдавать, а хочет с Вами поиграть. Звук А приготовил для Вас интересные задания и за каждое выполненное задание он будет давать Вам по одной части картинки. А когда вы выполните все задания, сможете собрать картинку.

III. Знакомство с символом звука А.

— Друзья обычно показывают друг другу альбомы с фотографиями. Вот и звук А принес нам свой альбом, давайте его посмотрим: здесь фотографии звука А и его друзей. Давайте найдем фотографии звука А.

(Совместное рассматривание альбома с детьми)

— Молодцы, Вы нашли все фотографии звука А. За это вы получаете одну часть сюрприза – картинки.

IV. Сопряженная гимнастика.

— А сейчас звук А хочет научить нас петь так же как он, для этого нужно потренировать ниши губы, а помогут нам наши пальчики. Мы выполним упражнение «Птенчики в гнезде».

А) «Гнездо»;

Б) «Птенчики».

V. Характеристика звука А перед зеркалом.

(У каждого ребенка индивидуальное зеркало).

— Сейчас мы научимся также широко открывать рот так же, как звук А: рот широко открыт, похож на круг, язык спокойно лежит внизу за нижними зубками, песенка тянется, преград не встречает, гласная.

— Молодцы, ребята, здорово у Вас получается петь, как звук А. За это вы получаете еще одну часть картинки.

VI. Звукоподражания.

— Звук А очень важный, нам без него никуда: — Что просит сказать врач, когда смотрит горлышко? (Аааа), — Как мама укачивает малыша? (Аааа)

VII. Развитие фонематического слуха.

А) выделение звука из ряда других: «Похлопаем звуку А»:

— А сейчас звук А хочет для нас спеть, а мы, когда услышим его песенку, будем ему хлопать, а если Вы услышите другие звуки, то хлопать не надо.

— Молодцы, за то, что Вы были такими внимательными слушателями звук А дарит Вам еще одну часть картинки.

Б) выделение звука из начала слова: «Подарим звуку А открытки»:

— А теперь мы сделаем подарок для звука А. Мы подарим ему открытки. Нужно выбрать только те, на которых нарисованы предметы, название которых начинается на звук А.

— Звуку А очень понравились Ваши открытки, за это он дарит Вам еще одну часть картинки.

VIII. Знакомство с буквой А.

А) анализ внешнего вида буквы:

— А откуда же к нам пришел звук А? У него есть домик, он там живет, и домик этот называется – буква А. Вот он.

(На доску выставляется буква А. Дети высказывают свои мнения, на что поход домик у звука А. Затем взрослый знакомит всех со стихотворением):

«А» шалашик, посмотри,

И скамеечка внутри.

Б) конструирование буквы А из «Волшебного квадрата»:

— А давайте построим для звука А домики – Буквы А. Строить мы будем из треугольников и полосок такую же букву А, как на открытке.

— У Вас получились замечательные буквы А. Вот Вам еще одна часть картинки.

В) узнавание буквы А на сюжетной картине:

— Звуку А очень понравилось с вами играть, но ему пора возвращаться домой, и вот его последнее задание: нужно проводить нашего нового друга до дома – найти все его домики – буквы А на этой картинке.

(Дети встают со своих мест, подходят к сюжетной картине и каждый находит по одной букве).

— Молодцы, ребята, Вы справились со всеми заданиями и у Вас все части картинки – сюрприза, давайте ее соберем. Давайте поблагодарим нашего гостя и проводим его.

IX. Итог занятия.

(Итог занятия проводится на основе собранной картинки, на которой изображена буква а и аист)

— Какой звук к нам сегодня приходил в гости?

— Как называется домик звука А?

— Какой веселый стишок мы сегодня узнали про букву А?

— А почему на этой картинке наш новый друг нарисовал аиста?





Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Дидактический материал к уроку физики Дидактический материал к уроку физики "Тело Портфолио воспитателя на аттестацию Портфолио воспитателя на аттестацию Конспект занятия с родителями в средней группе «Звук Конспект занятия с родителями в средней группе «Звук