Внимание взрослого. Как развить внимание у младших школьников. Четыре самых эффективных упражнения для развития непроизвольного внимания

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Концентрация внимания – попросту говоря, умение сосредотачивать внимание, когда это требуется. Человеку способному вовремя сконцентрировать внимание, не отвлекаясь на внешние факторы, легче идти по жизни и добиваться успехов. Развитие внимательности с помощью упражнений и специальных техник поможет повысить концентрацию внимания.

Занимаясь важным делом, человек отвлекается на посторонние звуки, переключается на другое занятие, тем самым сбиваясь с нужного пути. Плохая концентрация и потеря внимательности может быть спровоцирована следующими факторами:

  • недостаточный сон;
  • неполноценное питание;
  • включенный телевизор;
  • шум транспорта;
  • посторонние разговоры и действия;
  • усталость;
  • стресс и депрессия;
  • лекарственное или алкогольное воздействие.

Чтобы исключить нарушение концентрации внимания во время работы, и обеспечить развитие концентрации оградите себя от перечисленных помех.

Как оценить уровень концентрации внимания

Чтобы понять состояние вашей внимательности, разработана методика изучения концентрации и устойчивости внимания. Прежде чем ответить на вопрос как повысить концентрацию внимания рекомендуется пройти тест.

  • Методика Мюнстерберга.

Тест поможет определить уровень концентрации, избирательности внимания и помехоустойчивости.

Среди указанных букв присутствуют слова, которые нужно выделить. На тест отводиться две минуты. Добейтесь того, чтобы концентрация внимания была максимальной.

За две минуты нашли все зашифрованные слова - сосредоточенность на должной высоте. Отведенного времени на тест показалось много – отличный результат. Двух минут не хватило – концентрация внимания низкая. Добавьте себе 5 секунд за каждое слово, которое не смогли найти.

  • «Десять слов».

Данный тест проверяет состояние сосредоточенности и работу кратковременной памяти.

Чтобы пройти тест нужно, чтобы другой человек прочитал для вас десять слов. Выбранные слова не могут быть связаны смыслом или ассоциациями.

Подушка, пирог, снег, пудель, тетрадь, фокус, тапочки, осень, корабль, кирпич.

Если после первого прочтения слов вы назвали 8 – уровень концентрации внимания на высоте. Повторили 7 слов – удовлетворительное состояние концентрации. Назвали меньше 7 слов – концентрация внимания на низком уровне.

Используйте одну таблицу для одной попытки. В каждой из таблиц среди вразброс расположенных цифр нужно показывать и называть цифры по порядку от 1 до 25. Засекайте время, потраченное на тест.

Концентрация внимания на высоте, если вы потратили на тест (одна таблица) не больше чем 40 секунд. На тест ушло от 40 до 50 секунд – средний уровень внимания. Затратили больше 50 секунд – низкий уровень внимательности. Методика Шульте – проверка уровня сосредоточенности и одновременно тренировка внимания.

Упражнения для развития концентрации внимания

После проверки уровня внимательности, рассмотрим, как развить концентрацию внимания. Эффективным методом усиления сосредоточенности является упражнение. Следующие упражнения не требуют много времени и сил, выполняются ежедневно, при каждом удобном случае.

  • Осознание происходящего.

Находясь дома, на улице, на работе не пребывайте в прострации. Постарайтесь сконцентрировать внимательность на том, что происходит вокруг. Сосредотачивайтесь на том, что делаете, кто рядом, чем заняты люди, какая погода.

Данное упражнение поможет легко повысить уровень сосредоточенности.

  • Выполнение осознанных действий.

Научитесь выполнять привычные действия осознанно и внимательно. К каждому моменту жизни относитесь серьезно, как будто многое зависит от того как вы переставляете ноги при ходьбе, протираете пыль, надеваете одежду.

Такого рода упражнение научит сосредоточенно относиться к делам. Занятие поможет увеличить силу внимания.

  • Умение видеть скрытое.

Выполняя упражнение, смотрите на предметы вокруг и замечайте новые свойства, качества вещей, внешний вид предметов. Постарайтесь увидеть то, что не замечали раньше.

Упражнение сформирует навык переключения сосредоточенности с одного предмета на другой, не теряя концентрации.

  • «Линия».

Для выполнения занятия приготовьте белый лист бумаги, ручку или карандаш. Линию нужно вести плавно и медленно. Сконцентрируйте внимание на проводимой линии. Как только поняли, что отвлеклись, проведите линию вверх. Должно получиться похоже на кардиограмму. Упражнение проводится 3 минуты.

Результат положительный только в том случае, если линия осталась прямой.

  • Музыка.

Классическая музыка для концентрации внимания – способ увеличить уровень сосредоточенности. Улучшение внимательности в ходе прослушивания музыки происходит за счет воздействия мелодичности и гармонии классического жанра на правое полушарие мозга . При выполнении задания нужно расслабиться и отвлечься от посторонних мыслей. Для упражнения подойдет музыка Гайдна, Мендельсона, Моцарта и Чайковского.

Техники для развития концентрации внимания

Развитие сосредоточенности пойдет быстрее, если использовать для тренировки внимания упражнения и специальные техники.

  • «Черная точка».

Данная техника развития внимательности подразумевает длительное удержание высокой сосредоточенности на предмете.

Для занятия приготовьте белый лист бумаги с нарисованной посередине черной точкой. Закрепите рисунок на расстоянии одного метра от вас. Примите удобную позу так, чтобы лист с точкой оставался на уровне глаз. Закройте глаза и отвлекитесь от мыслей и образов. После погружения в состояние покоя откройте глаза и посмотрите на точку. Постарайтесь не отводить глаз, не моргать. Ни о чем не думая, не напрягаясь, удерживайте внимание только на черной точке. Техника выполняется в течение 20–30 минут. По окончании занятия закройте глаза, наблюдая остаточное явление черной точки до полного исчезновения.

  • «Горящая свеча».

Техника сосредоточенности на пламени горящей свечи помогает повысить уровень внимательности. Поставьте зажженную свечу в полуметре от себя. Сядьте так, чтобы пламя горело на уровне глаз. Обеспечьте тишину в комнате, чтобы ничего не отвлекало от занятия. Отключите источники света и шума. Закройте глаза и абстрагируйтесь от навязчивых мыслей и образов. Когда вы расслабитесь и успокоитесь, посмотрите на пламя свечи. Не моргая, зафиксируйте взгляд на кончике огня. Техника занимает 30 минут. Далее, продолжите смотреть на свечу с закрытыми глазами до полного исчезновения картинки.

  • Медитация.

Научитесь медитировать. Техника медитации поможет добиться высочайшего уровня концентрации внимательности за счет отвлечения от постороннего и сосредоточения на внутренних ощущениях.

  • «Часы».

Для выполнения занятия возьмите механические часы и положите на стол. Займите удобное положение и расслабьтесь. Нужно сконцентрировать внимание на стрелке часов, не думая ни о чем. Техника выполняется до тех пор, пока в ходе полного оборота секундной стрелки вас не посетит ни одна мысль, ничего не отвлечет от процесса.

Техника «Часы» тренирует внимание и помогает сконцентрироваться.

  • «Випассана».

Примите удобную позу и расслабьтесь. Дышите плавно и свободно. Переведите взгляд на кончик носа, и зафиксируйте внимание на нем. Следите только за ощущениями, дыханием и взглядом на кончике носа, отвлекитесь ото всех мыслей. Как только мысли переключатся на что-то другое, верните в начальную точку.

Каждая техника или упражнение помогает развивать внимательность и учит сосредотачиваться, абстрагируясь от посторонних шумов, запахов, действий другого человека. Тренировка концентрации – залог успешного выполнения поставленных задач.

Теперь вам известно как улучшить концентрацию внимания и добиться высокого уровня сосредоточенности в работе. Уделяя время занятиям по развитию внимания, вы одновременно натренируете и память.

В этой статье пойдет речь о том, как развить внимание. В сети можно найти много статей на эту тему и массу полезных упражнений на развитие внимания. Чтобы привнести что-то новое в эту тему, я подойду к проблеме концентрации внимания с той стороны, на которой не делают акцент многие информационные источники, но которая, тем не менее, является важной составляющей умения фокусировать внимание.

Раньше я думал, что внимание – это что-то вроде какой-то изолированной мышцы. Либо она у вас развита, и вы можете в любой момент направить внимание в нужную точку и удерживать его на ней. Либо она у вас не развита, и вы постоянно отвлекаетесь и у вас не получается долго удерживать внимание на чем-то одном.

Мне кажется, что это довольно популярное мнение. И люди, которые хотят научиться лучше концентрироваться, думают, что все, что им нужно – это просто натренировать эту мышцу всякими упражнениями.
Упражнения – это бесспорно хорошо, внимание тренировать нужно. Но этого не достаточно. Что нужно делать еще, я расскажу в этой статье. В этом и заключается мой «новый» взгляд на проблему внимания.

От чего зависит ваше внимание

Внимание действительно можно сравнить с мышцей. Только эта мышца не изолирована, ее работа очень сильно зависит от работы других «мышц». И мышцу внимания очень сложно напрячь и задействовать в работе, когда остальные мышцы не в тонусе.

Например, трудно сосредоточиться, когда вы чем-то взволнованы и нервничаете, когда вы испытываете сильные желания, отвлекающие вас от работы, когда вы слишком напряжены или устали, когда вы не обдумали важную проблему, и мысли о решении этой проблемы лезут вам в голову…

Внимание зависит от многих вещей, а не только от того, насколько натренирована эта «мышца». И к проблеме внимания нужно подходить комплексно, что я и попытаюсь сделать в этой статье.

Для хорошей концентрации внимания должны быть соблюдены следующие условия.

Способ 1: Давайте своим мыслям и переживанием перевариться

Иногда я просыпаюсь в выходной день с утра и, сделав зарядку и приняв душ, сразу берусь за книгу. Эта книга может быть не самая интересная и увлекательная, но, тем не менее, с утра чтение идет легко, и я не отвлекаюсь.

Но если я принимаюсь за чтение сразу после того, как занимался каким-то другим занятием, требующим большого вовлечения в процесс (например, писал статью, отвечал на комментарии, переписывался с другом, играл в покер на компьютере и т.д.), у меня с трудом получается сосредоточиться, особенно если книга скучна.

Почему же так происходит, что в одно время легче сосредоточиться, а в другое это сделать сложнее? Так бывает не только из-за того, что с утра мозг свежий и отдохнувший и готов к поглощению информации.

Дело в том, что по утрам голова, как правило, еще не забита какими-то мыслями и заботами. И поэтому от деятельности, требующей концентрации внимания, ничего не отвлекает. Но, если мозг уже начал обработку какой-то информации и не закончил ее, то «необработанные» мысли и переживания будут постоянно отвлекать вас от чтения, работы и другой активности.

Поэтому, прежде чем приступать, например, к чтению после того, как я два часа непрерывно писал статью, я провожу 10 – 15 минут в покое и даю информации немного «перевариться». Иначе я не смогу нормально читать и буду постоянно отвлекаться на мысли, вроде: «как я плохо построил структуру статьи, нужно переделать», «вот в том месте текста можно было написать лучше», «это лишнее, надо убрать», «а это можно добавить» и т.д. и т.п.

Создание статей – это достаточно трудоемкий в плане умственных затрат процесс. Когда я некоторое время этим занимаюсь, мой мозг переключается в определенный режим, соответствующий этой деятельности. И требуется время, чтобы он вышел из этого режима и обдумал те вещи, которые не успел обдумать по ходу этого процесса.

Поэтому я позволяю своему мозгу немножко отдохнуть, чтобы все «непереваренные» мысли могли усвоиться, и я бы тогда смог нормально приступить к чтению.

Вы не сможете сконцентрироваться на каком-то процессе, если в вашей голове существует множество подавленных эмоций, необработанной информации, «повисших» проблем, которым вы не уделили достаточно внимания. Для многих людей, которые живут в авральном темпе, мало отдыхают, редко остаются наедине с самими собой, резко перескакивают с одного процесса на другой — это является постоянной проблемой.

Они получают много информации, и мозг не успевает ее переварить, потому что ему просто не дают этого сделать.

Поэтому чаще делайте перерывы в работе, во время которых старайтесь ничем не заниматься. Не обязательно нужно целенаправленно вызывать какие-то мысли, которые вы хотите обдумать до конца. Просто расслабьтесь. Мысли, которые ваш мозг хочет обдумать и, которые, впоследствии могут создать вам проблемы с концентрацией внимания придут к вам сами.

То же самое относиться к эмоциям. Если вас что-то тревожит, постарайтесь разобраться в причинах своих эмоций и решить нерешенные проблемы. Иначе подавленные переживания будут беспокоить вас, и мешать вашей концентрации. Даже, если вы понимаете, что не можете решить какую-то проблему, то уделите ей хотя бы какое-то время. Пускай проснувшиеся внутри эмоции немножко утихнут, дайте им немного времени, вместо того, чтобы сразу загонять их вглубь, отворачиваясь от них, отвлекаясь на что-то еще.

Если какие-то эмоции или желания все равно не уходят, просто посидите немного спокойно. Пока вы сидите, старайтесь осознавать эти желания, при этом не вовлекаться в них. Например, вам не дает сосредоточиться сексуальное желание. Любые мысли о работе постоянно прерываются всякими фантазиями и картинками в голове.

Если вы будете просто гнать от себя эти мысли, они вернуться бумерангом и могут стать еще более надоедливыми. Вместо этого просто понаблюдайте за возникшим желанием со стороны. Старайтесь при этом меньше думать о чем-то и что-то представлять. Просто смотрите, как желание возникает и медленно исчезает. Уделите ему немного времени и внимания, не поддаваясь ему, и тогда оно уйдет.

Я понимаю, что иногда это бывает сделать сложно. Часто, вместо того, чтобы продолжать работу и стараться привести внимание в фокус, дав голове отдохнуть, мы начинаем отвлекаться на что-то: заходить в социальные сети, болтать с друзьями в скайпе или заниматься всякой ерундой. А работа при этом будет стоять и не сдвинется с места. Мозгу однозначно надо отдыхать, но он почему-то этого не всегда хочет. Какая-то интенсивная работа как будто вводит его в определенный ритм, и он желает в этом ритме оставаться и продолжать хаотически поглощать информацию, вместо того, чтобы отдыхать.

В такие моменты, лучше оторваться от деятельности, которая вас «засасывает» в себя. Если вы сидите у компьютера – отойдите от него, пройдитесь, разомните мышцы, сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов, дайте мозгу успокоиться и «переварить» всю информацию.

И когда вы после этого вновь приступите к работе или обучению, вам будет намного легче сконцентрироваться, вот увидите. Не нужно уделять «необработанным» мыслям слишком много времени, иначе у вас не будет времени на все остальное. Просто уделяйте им чуточку внимания каждый день.

В статье про синдром дефицита внимания (эта статья и статья которую вы сейчас читаете дополняют друг-друга), я советовал заниматься медитацией для улучшения концентрации внимания. Практика медитации, как раз-таки помогает вам натренировать «мышцу внимания».

Но, не только в этом заключается ее польза для концентрации. Во время медитации вы стараетесь ни о чем не думать, но мысли, как правило, все равно приходят к вам. Некоторые люди считают, что главная цель медитации – это полностью избавиться от этих мыслей.

Но это не совсем так. Как я писал выше, в современном и напряженном городском темпе жизни человек ежедневно получает очень много информации. И зачастую, мозгу не хватает времени, чтобы эту информацию обработать. Поэтому в минуты покоя вы всегда о чем-то думаете. И это нормально.

Легко полностью избавиться от мыслей, если, например, вы живете где-нибудь в монастыре, не смотрите телевизор, не заходите в интернет, не общаетесь с кучей людей, не имеете большое количество забот и планов. Но в условиях современного быта – это сделать не так просто: информации слишком много! А медитация дает отличную возможность мозгу «переварить» огромный массив впечатлений. То, что современному городскому жителю во время медитации приходит много мыслей – это не всегда плохо.

Иногда, этот «внутренний диалог» — это просто шум неусвоенной информации, которая в данный момент обрабатывается и освобождает ваш ум от себя. Это можно сравнить с характерным «потрескиванием» жесткого диска компьютера, когда система обращается к нему, например, загружая какое-то приложение.

Так что медитация играет сразу несколько ролей в развитии концентрации внимания. Во-первых, она тренирует вашу «мышцу» концентрации. Во-вторых, она позволяет мозгу обработать данные. В-третьих… Еще об нескольких ролях медитации я расскажу потом в этой статье.

Если вашу голову переполняют мысли и вы не можете ни на чем сосредоточиться, попробуйте хотя бы 10 минут. И потом, попробуйте сосредоточиться опять. Вы увидите, что это стало сделать намного проще. Ваш собственный опыт будет намного убедительнее всех моих объяснений!

Способ 2: Концентрируйтесь на одной задаче

Ученые доказали, что мультизадачность (процесс, при котором, человек выполняет несколько задач одновременно) вредит выполнению каждого процесса в отдельности, входящего в ряд выполняемых человеком задач.

Например, водители, которые разговаривают с пассажирами во время управления автомобилем, намного чаще ошибаются, чем те водители, которые этого не делают.
Выполнение каждого процесса, согласно исследованиям, идет более медленно и менее эффективно, если вы пытаетесь выполнять их несколько сразу. Поэтому ошибочно думать, что если вы будете делать несколько дел одновременно, то вы сделаете их быстрее и лучше.

На мой взгляд, мультизадачность может негативно отражаться на концентрации внимания. Бывает, что ваш мозг не может удерживать фокус на каком-то процессе, потому что ему становится скучно, а не потому, что у него низкие способности к концентрации внимания.

Многие люди боятся скуки и, поэтому, они слушают музыку, когда занимаются спортом, разговаривают по телефону во время вождения, отвлекаются на общение в социальных сетях во время работы. Их мозг привыкает к мультизадачности, и им становиться еще сложнее концентрироваться на каком-то одном процессе длительное время.

Чтобы сохранять концентрацию, вы должны приучить свой мозг перестать бояться скуки. Если вы будете постоянно переключаться с задачи на задачу или выполнять их в параллельном режиме, то минуты покоя станут еще более нестерпимыми для вас, и вы будете стремиться чем-то заполнить образовавшееся свободное «информационное окно».

Следует придерживаться «информационной гигиены», основные этапы которой я попытался описать здесь. Некоторые мои советы можно отнести к развитию памяти. Очень сложно запомнить какую-то информацию, если вы после того, как ее получили, сразу начинаете заниматься чем-то еще и не даете ей «перевариться».

Умение концентрироваться – очень важное умение. Оно помогает не только лучше выполнять работу или внимательнее читать книги. Концентрация внимания подразумевает способность не обращать внимания на посторонние мысли, цели, задачи, желания!

Если вы хотите , то вам очень потребуется удерживать внимание на вашей цели (избавиться от зависимости, стать здоровым и т.д.), а не отвлекаться на, связанный с отменой никотина, временный дискомфорт в вашем теле или всякие посторонние мысли («а не выкурить ли мне последнюю сигарету»).

Если вам нужно научиться выступать на публике, вам очень пригодится внимание для того, чтобы сохранять фокус на вашей презентации, а не обдумывать мысли вроде: «что обо мне думает публика».

Если вы хотите назначить свидание девушке и переступить через , то лучше вам думать только о своей цели, не отвлекаясь на страх.

Такие понятия как «сила воли», «самоконтроль» и есть, с определенной точки зрения отражения способности удерживать внимание на одной цели, отсекая все лишнее. Если и нельзя обозначит полное тождество между этими понятиями, то точно можно сказать, что они очень сильно взаимосвязаны.

Как вы думаете, насколько сильна эта связь? Буду рад, если вы напишите свое мнение в комментариях.

Хорошая концентрация внимания позволит вам не отвлекаться на сиюминутные желания и достигать долгосрочных целей. Она поможет вам осознавать свои эмоции и эмоции других людей и глубже их понимать. Она сделает вас способным абстрагироваться от мелких будничных мыслей и научит мыслить в перспективе.

Невнимательность доставляет людям множество неудобств. Часто мы не можем найти ключи, губную помаду или флешку, которую только что держали в руках. Постоянные поиски страшно раздражают и вызывают ощущение неудовлетворенности и усталости.

Практически все родители упрекают в невнимательности детей, а жены мужей – и все потому, что у большинства людей недостаточно развита внимательность.

Однако если вы признаете свою проблему и хотите бороться с ней, то, скорее всего, задаете себе вопрос — как развить внимательность у взрослого? Мы предлагаем техники, с помощью которых можно легко развить внимательность у взрослого и достичь необходимой концентрации внимания.

См.также Мир не стоит на месте, и нам приходится осваивать все больше информации в каждый момент времени. Актуальным является вопрос, как развить скорость мышления в короткие сроки. Это нужно для того, чтобы быстро ориентироваться в изменениях, усваивать новое, шагать в ногу с прогрессом, и, разумеется, использовать блага цивилизации на 100%.

Задания на развитие внимания используются во всех обучающих методиках, начиная с младшего возраста. Малышей в детском саду просят называть цвета и фигуры, а также учить короткие стихотворения — это делается для того, чтобы тренировать память и учиться концентрироваться на предметах.

Однако не отчаивайтесь, развить внимательность у взрослого человека тоже реально, главное заниматься регулярно и целенаправленно. Основные факторы, которые влияют на внимательность у взрослого – это устойчивость и концентрация, а они в свою очередь зависят от свойств характера каждой отдельной личности.

Чем более волевой и дисциплинированный человек, тем меньше проблем у него с концентрацией внимания. Если вы оглянетесь вокруг, то поймете, что именно такие люди чаще всего доводят начатое дело до конца и могут концентрироваться на своей деятельности длительное время.

«Я хочу» и «мне надо» должны гармонично сочетаться в характере. Необходимо уметь сначала делать сложные дела, требующие особого внимания или усилий, а потом уже приступать к легким и приятным «обязанностям».

Хорошо может развить внимательность решение кроссвордов и игра в шахматы, однако результат будет только в том случае, если ваши стремления совпадают со способностями и желаниями. Больше всего от эффективной работы взрослого отвлекают такие мелочи, как яркие цвета, шелест книг, собственные переживания.

Если это про вас, то научитесь создавать соответствующую обстановку для работы, например, обустройте рабочее место, так чтобы вам было комфортно, купите удобное кресло или наведите идеальный порядок. Каждый выбирает что-то свое.

Длительная концентрация приводит к ослаблению внимания, поэтому обязательно каждые 50 минут надо делать небольшие перерывы в работе, заняться легкой зарядкой и выпить свежезаваренного чая. Важен и психологический настрой на работу.

Популярностью пользуется простой прием, которым по слухам пользовался Наполеон. Представьте, что в голове у вас находится большой шкаф с выдвижными ящичками, в которых находятся разные виды деятельности, выполняемой вами в жизни. Теперь мысленно задвиньте все ящики и оставьте только тот, в котором находится работа, необходимая в данный момент.

Существует множество приемов и техник, позволяющих развить внимательность у взрослых. Однако мы выбрали несколько простых методик, которые не требуют сил и времени:

  • Таблицы Шульте подходят не только для обучения скорочтению, но и хорошо развивают память, внимательность и повышают концентрацию. Методику работы с таблицами вы легко найдете сети.
  • Метод Айвазовского . В течение пяти минут внимательно смотрите на объект, который хотите запомнить, потом закройте глаза и постарайтесь воспроизвести его как можно точнее. Регулярные тренировки отлично подходят, чтобы развить внимательность и фотографическую память.
  • Заучивайте тексты . Данный метод используется, начиная с младшего дошкольного возраста, и считается одним из самых надежных. Чем больше мы тренируем мышцы, тем сильнее они становятся, тоже можно сказать и про внимательность. Запоминайте все подряд, не только стихи, песни, отрывки из книг, но и номера машин, названия магазинов. Старайтесь не просто механически заучивать, а создавать образы и ассоциации.
  • Меняйте маршруты . Ходите домой или в магазин разными дорогами. При этом тренируйте внимательность, запоминайте все, что видите вокруг себя: вывески, магазины, прохожих, автомобили. Любые новые события усиливают мозговую деятельность, поэтому чаще ходите в кино, на выставки, в театры.

Психологи предлагают использовать короткие упражнения на тренировку концентрации, которые помогают удерживать внимание на определенном предмете. При регулярном повторении это развивает внимательность, умение отвлекаться от посторонних мыслей и концентрироваться на текущей деятельности.

Для того чтобы упражнения, представленные ниже, были эффективны их следует выполнять не менее 3 раз в неделю, но желательно ежедневно.

  1. Сосредоточьте взгляд на кончике своего пальца, сконцентрируйтесь и удерживайте внимание не менее 2 минут, при этом не отвлекайтесь на происходящее вокруг. Если вы готовы усложнить задачу, то поставьте часы перед телевизором и следите за стрелкой 5 минут, не позволяя себе отвлекаться на экран.
  2. Закройте глаза и сконцентрируйтесь на биении своего сердца или дыхании. Это хорошо помогает расслабиться и успокоиться в экстренной ситуации.
  3. При поездке в транспорте, сосредоточьте внимание попеременно на стекле и на том, что происходит за ним.
  4. «Созерцание зеленой точки». Перед сном возьмите лист напечатанного текста и посередине поставьте большую точку. Сосредоточьте на ней внимание, и ни о чем больше не думая смотрите 5 минут. Потом сразу ложитесь спать – это хорошо очищает мысли и успокаивает.
  5. На протяжении 8 минут концентрируйтесь на звуках, которые вас окружают. Такой прием помогает научиться не просто слушать, а слышать.

Каждому человеку присуща разная степень внимания, но желая развить свои способности, мы учимся концентрироваться, улучшаем эффективность работы, а также существенно упрощаем свою повседневную жизнь.

Регулярно выполняйте предложенные выше упражнения, используйте описанные методики, ведите здоровый образ жизни, не забывайте отдыхать и сможете удивить не только начальство, но и ваших близких.

Поделись статьей с другом:

Шамиль Ахмадуллин

Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru .

Основная деятельность детей младшего школьного возраста - обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе - результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Что такое внимание

Внимание - понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, ) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание - это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания - недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность - результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или , дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений - научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность - неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети - собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите и поручите школьнику уход за ним.

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти - залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков - запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», - говорит первый игрок. «Морковь, редис», - произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель - игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

Например:

1 РНАКОТ НВПРАКОРОВА ЕВРАСОБАКИ ЦРВМ

Правильный ответ: собаки - лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

2 НРАЛЫПАЛЬТО ЫЕАРБРА ЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь - лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания - безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Упражнение «Найди отличия»

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка - найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания - способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.




Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Иван Ефремов: Таис Афинская Иван Ефремов: Таис Афинская Что болит в левом боку под ребрами? Что болит в левом боку под ребрами?