Великие путешественники: список, открытия и интересные факты. Пять самых древних путешественников, которые изменили мир Известные древние путешественники

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


В 6 столетии до нашей эры в восточной части Средиземного моря на островах и на побережье материка проживал древний народ Финикийцы

Красным цветом обозначена Финикия и ее торговые колонии


Финикийцы на тот момент были лучшими строителями, торговцами и мореплавателями

Финикийское торговое судно

В поисках новых рынков сбыта они отправлялись в дальние странствия


На своих землях они ловили рыбу, делали вино, алую ткань из раковин – пурпур, а также красивое цветное стекло и потом все это продавали другим народам

Взамен брали олово у британцев, лошадей у скифов, зерно у греков


В 600г до н.э. египетский фараон Нехо II поручил финикийцам задание – узнать настоящие размеры Ливии – древнее название Африки

Путешествие длилось долгих 3 года, сведения о нем дошли до наших дней через упоминание в трудах Геродота – древнегреческого ученого


Геродот - древнегреческий ученый оставивший заметный след во многих науках, но особенно в истории и географии

Геродот родился в 484 г до н.э. в древнем городе Галикарнасе , в богатой и влиятельной семье. В молодости он занимался политикой но затем все внезапно бросил и стал путешествовать



Еще одним важным путешествие Геродота была путешествие по древнему Египту.

Во время путешествия он поднимается высоко по реке Нил, покидает пределы страны Египет и первым исследует территорию неизведанную раннее.


Во всех своих путешествия он подробно описывает не только животный и растительный мир но также народы, их культуры быт, религию…После себя он оставляет огромный многотомный труд на тысячи страниц, который называется «История» а также карту древнего мира который назывался в те времена ойкумена

Карта Геродота


Наряду с финикийцами в древности существовали и другие народы, которые были знатоками в мореплавание и торговле - греки. Имя одного из них дошло до наших дней, звали его Пифей

Родился он ориентировочно в 380 году в греческом городе – Массалия. Нынче это французский город Марсель


Путешествие Пифея началось в 325 г. до н. э. На двух пентеканторах экспедиция вышла из Массилии. Ее путь был к Гибралтарскому проливу, занятому в то время карфагенянами. Гибралтар был полностью закрыт ими от прохождения чужеземных кораблей. Однако ночью Пифей под покровом темноты сумел проскользнуть мимо стражи и выйти в Атлантический океан .

Греческий пентекантор – пятидесятивесельное военно-торговое судно


Через несколько недель он достиг Корбилона, древнего города населенного кельтам, от них он узнал что они закупают олово в Британии и решается плыть туда. Олово в древности очень ценилось, сплав олова и меди дают более прочную бронзу, железо в те времена практически не знали.

г. Корбилон


Пифея хорошо приняли в Британии или Альбионе- другое название этих островов. Он загрузил 1 корабль оловом и отправил обратно, расспросив местных людей про янтарь он на оставшимся корабле поплыл дальше через Северное море

Albus - означает белый у древних римлян и греков

Южное побережье Британии обрывистое, скалистое и сложеннное обычным мелом, из-за яркого белого цвета Британию и по сей день нередко называют «туманный альбион»


Путешествуя по Северному морю Пифей достиг острова Туле (западное побережье Норвегии) но дальше плыть побоялся, так как испугался больших холодных медуз и гигантских морских чудовищ

Как вы думаете что представляли собой гигантские морские чудовища?

Зимнее побережье Норвегии


Пифей повернул обратно, достиг снова Британских островов и поплыл на запад в Балтийское море, где спокойно провел меновую торговлю с местными племенами, купил много янтаря и вернулся обратно. И хотя ему вначале не поверили но мы то все знаем…

Янтарь – окаменевшая древняя смола

Первыми собирателями сведений о Земле были войны и торговцы: их профессия просто принуждала их путешествовать. С помощью отважных землепроходцев древние государства расширяли не только свою территорию, но и круг своих знаний про окружающий мир.

Обследуя плодородную долину Нижнего Нила, древние египтяне в III-II тысячелетии до нашей эры совершали походы в Ливию, вверх по Нилу и в загадочную страну Пунт. Осмеливались они и на плавание вдоль побережья Африки. Приблизительно тогда же другие древние путешественники шумеры отправлялись в морские экспедиции вокруг Аравии.

Торговцы-ахейцы из Средиземного моря вышли в Черное и достигли Колхиды (территория современной Грузии). Возможно, их путешествие стало основой для мифов про аргонавтов. Ахейцы пересекли африканский континент по зыбучим пескам Сахары и достигли реки Нигер.

Одними из лучших мореплавателей старины были финикийцы. В XI столетии до нашей эры их маршруты проходили не только Средиземным, но и Красным морями. Шустрым финикийским торговцам-мореплавателям удалось пересечь бурлящий Гибралтарский пролив, выйти в Атлантический океан, проплыв более 1000 километров на север и достичь Англии. Еще более невероятными являются плавания финикийцев на юг: они обогнули по морю Африку, наладив торговые отношения с Индией.

Древние китайцы расширили свои владения от побережья Тихого океана до Тибетского нагорья, обследовали нижние течения Красной реки и продвинулись вглубь Индокитайского полуострова. А в 138 году до нашей эры китайский император отправил землепроходцев на запад. Чжан Цян, который возглавлял это посольство, вернулся лишь через тринадцать лет, преодолев около десяти тысяч километров через горы и пустыни Центральной Азии. Его маршрутом потом пролег Великий шелковый путь, который объединил древние народы Старого Света.

Финикийские биремы, китайские джонки и дракары викингов славились своими мореплавательными качествами. Финикийцы первыми придумали киль и крепкие ребра-шпангоуты, китайцы оснастили свои судна конопляными канатами и рулем, а носы длинных парусников викингов были украшены изображениями голов драконов – отсюда и их название.

Первооткрывателем Америки считается Христофор Колумб, который достиг ее берегов в 1492 году. Однако за пять столетий до него воинственные предки нынешних норвежцев (викинги) уже пересекли Северную Атлантику, побывали в Гренландии и на острове Ньюфаундленд.

Видео: Плоская Земля Все Части Ученые Путешественники Инженеры Летчики Южного Полюса Нет Древняя Карта

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Учёных и путешественников Античности дальние страны привлекали нисколько не меньше, чем наших современников. (2)_____ праздно тогда не странствовали, привычных нашему времени туристов тогда не было. (3)Греки и римляне отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам, принять участие в спортивных состязаниях, поступить в обучение; купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты - завоёвывать новые земли.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Античные купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты - завоёвывать новые земли.

2. Путешественники Античности отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам.

3. Древнегреческих и древнеримских путешественников дальние страны привлекали не праздными странствиями, а возможностью принять участие в спортивных состязаниях, торговать, завоёвывать новые земли.

4. В античные времена привычных нашему времени туристов не было.

5. Возможностью принять участие в спортивных состязаниях, завоевать новые земли, поторговать, а не праздными странствиями привлекали дальние страны древнегреческих и древнеримских путешественников.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Так как

3. К счастью,

4. Кажется,

5. По-видимому,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗЕМЛЯ , -и, вин. зе млю, мн. зе мли, земе ль, зе млям,

1. (в терминологическом значении 3 прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. 3. - планета людей.

2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова).

3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н.

4. Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. 3. с песком и глиной.

5. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная з. Русская з. Чужие земли.

6. Территория с угодьями, находящаяся в чьём-н. владении, пользовании. Собственность на землю. Аренда земли.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

углубИть

прИданое

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1. Всю дорогу говорили о ЖИТЕЙСКИХ мелочах.

2. Хвойный мшистый лес ОДЕВАЕТ все горы и доходит вплотную до берега моря.

3. Наши натуры так чисты, так мягки, так ЭСТЕТИЧНЫ, что болезненно сжимаются при всяком несколько грубом прикосновении.

4. АРТИСТИЧНАЯ карьера Лили Кедровой достигла пика в конце её жизни.

5. Казакевич в ЛАКОВЫХ ботинках, мгновенно промокших, медленно шагал за Боковым, отмахиваясь руками от мокрых ветвей, так и норовивших ударить по лицу.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

возвращается ИЗ ЧЕМПИОНАТА

ВКУСНЫЙ фрукт

ПЯТЕРО ягнят

плантации ЧАЯ

килограмм ВАФЕЛЬ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1) В газете «Аргументы и факты» опубликовали интервью с известным русским художником И. Глазуновым.
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 2) Собирая в лесу грибы, грибница не должна быть повреждена.
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) Попав в городской архив, мы искали всё, что приблизило бы нас к разгадке.
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 4) В своих дневниках автор детально описывает путешествие на Кавказ.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) Детский сад был открыт в запланированные сроки благодаря поддержки спонсоров.
6) Если каждый из 10 миллионов туристов будут совершать покупки, экономика Андорры продолжит процветать.
7) А. Ахматова так и не дожила до отмены постановлений о журналах «Звезде» и «Ленинграде».
8) Чаще питались растениями и существовавшие в древности мамонты.
9) Не торопясь и не перебивая, учитель выслушал меня, удивлённо смотрел и вдруг захохотал.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в..негрет

предл..гать

хв..стливый

б..рюзовый

расст..лающий

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и...гнание, ра...чертить

пр...бабка, с...жаление

пр...ображение, пр...забавный

и...полнение, бе...грамотный

пре...посылка, о...гадать

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ё .

пирож... к

размеж...вка

парч...вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

закле...вший

невид...мый

обид...вший

движ...мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Кто-то суетился, кричал, что необходимо сейчас же, тут же, (НЕ)СХОДЯ с места, составить какую-то коллективную телеграмму.

2. В передней, (НЕ)ОСВЕЩЁННОЙ лампочкой, под потолком на стене висел велосипед без шин.

3. Один лунный луч, просочившись сквозь пыльное, годами (НЕ)ВЫТИРАЕМОЕ окно, скупо освещал тот угол, где в пыли и паутине висела забытая икона.

4. На дверях комнаты № 2 было написано что-то (НЕ)СОВСЕМ понятное: «Однодневная творческая путёвка».

5. Следующая дверь несла на себе краткую, но уже вовсе (НЕ)ПОНЯТНУЮ надпись: «Перелыгино».

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.

2. (ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.

3. Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.

4. Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

5. (ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

6. Петя вздрогнул, (ОТ) ТОГО что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не ожидала звонка.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На стекля(1)ых полках шкафов, инкрустирова(2)ых перламутром, подсвече(3)ы лампочками серебря(4)ые украшения.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Работы И. К. Айвазовского пользовались огромным успехом как у художников так и у обычных зрителей.

2. Ходит по лесу осень и развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины.

3. Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.

4. Пытаюсь сравнить десятки цветов и оттенков и не могу найти удачных сравнений.

5. Весной П. И. Чайковский радовался солнцу теплу первой зелёной травке.

16

Немного подумав (1) Остап сложил на парапет (2) ограждавший шоссе от кипучей бездны Терека (3) запасы купленной во Владикавказе (4) колбасы и стал подниматься на скалу.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Весна (1) по мнению специалистов (2) будет затяжной и прохладной, а лето (3) наоборот (4) сухим и жарким.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Всё дело было в той атмосфере сказки (1) в которую я погрузился (2) и (3) которая тотчас пробудила в душе добрые (4) и светлые чувства.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В этих местах замечательная рыбалка (1) и (2) если у вас есть свободное время (3) то вы можете провести его у реки (4) которая просто кишит рыбой.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Правила требуют, чтобы движения водителя были ограничены ремешком безопасности.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(4)Автор вспоминает, как поразила его в самолёте, летевшем через океан, в США, женщина, которая сидела рядом и вязала свитер. (5)Спицы позвякивали в её руках. (6)Петля цеплялась за петлю... (7)Внутри межконтинентального времени струилось старинное, неизменное время наших бабушек. (8)На печи сонно попискивали цыплята, светилась лампадка, пахло хлебом, всё было как в детстве, в деревне Кошкино. (9)А под крылом «Боинга» проносились Азорские острова... (10)Автор также вспоминает войну, танковый триплекс, перекрестье прицела - и время, которое вдруг кончилось. (11)Оно явно остановилось вместе с сердцем - стрельба замерла, оборвался звук мотора, в раскалённой паузе дрожало перекрестье прицела и надвигалось орудие немецкой самоходки...

(12)Таким образом, время идёт то медленнее, то быстрее, иногда оно останавливается, замирает. (13)Есть моменты, когда ход Времени чувствуется воспалённо-остро, оно мчится с такой скоростью, что только ахаешь, оглянуться не успел, и день куда-то провалился, и снова стоишь перед зеркалом бреешься, а бывает, оно мучает своей неторопливостью, вязкой медлительностью. (14)Вдруг оно начинает тянуться, минуты вытягиваются нескончаемой нитью. (15)От чего это зависит? (16)Насыщенность? (17)Но есть ли тут связь? (18)Когда время не замечаешь - когда много дел или же когда отдыхаешь? (19)Заполненный работой день тоже может промелькнуть, а может и измотать душу медлительностью... (20)Нет, тут случается по-всякому, и как-то не совсем ясно, от чего зависит скорость времени, что его подгоняет, а что его тормозит...

(21)Люди деловые, организованные уверяют, что они - хозяева Времени. (22)Нарастающий культ Времени становится показателем деловой хватки, умения жить. (23)Часовые стрелки подгоняют, и человек мчится, боясь отстать. (24)Он должен находиться в курсе, на уровне, соответствовать. (25)Он служит Времени как языческому богу, принося в жертву свою свободу. (26)Не время расписано, а человек расписан. (27)Время командует. (28)Гончие Времени мчатся по пятам.(29)Каждого человека можно представить как потребителя времени. (З0)Он перерабатывает время на разные мысли, чувства, работу. (31)И хотя перерабатывается небольшая часть, а всё остальное пропадает, всё равно принято считать, что времени не хватает, его мало. (32)Автор убеждён, что проблема разумного, человеческого обращения со Временем становится всё настоятельней. (ЗЗ)Это не просто техника экономии, проблема эта помогает понять человеку смысл его деятельности. (34)Время - это народное богатство, такое же, как недра, лес, озёра. (35)Им можно пользоваться разумно, и можно его губить. (З6)Так легко его проболтать, проспать, истратить на бесплодные ожидания, на погоню за модой, на выпивки, да мало ли. (37)Рано или поздно в наших школах начнут учить детей «времяпользованию». (38)Автор убеждён, что с детства надо воспитывать любовь к природе и любовь ко Времени. (39)И учить, как беречь Время, как его находить, как его добывать.

Вариант 19
Начало формы
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Учёных и путешественников Античности дальние страны привлекали нисколько не меньше, чем наших современников. (2)_____ праздно тогда не странствовали, привычных нашему времени туристов тогда не было. (3)Греки и римляне отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам, принять участие в спортивных состязаниях, поступить в обучение; купцы стремились в дальние страны \торговать, а военачальники и солдаты - завоёвывать новые земли.
1
1
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Античные купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты - завоёвывать новые земли.
2. Путешественники Античности отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам.
3. Древнегреческих и древнеримских путешественников дальние страны привлекали не праздными странствиями, а возможностью принять участие в спортивных состязаниях, торговать, завоёвывать новые земли.
4. В античные времена привычных нашему времени туристов не было.
5. Возможностью принять участие в спортивных состязаниях, завоевать новые земли, поторговать, а не праздными странствиями привлекали дальние страны древнегреческих и древнеримских путешественников.
2
2
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
1. Так как
2. Однако
3. К счастью,
4. Кажется,
5. По-видимому,
3
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЗЕМЛЯ, -и, вин. землю, мн. земли, земель, землям,
1. (в терминологическом значении 3 прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. 3. - планета людей.
2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова).
3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н.
4. Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. 3. с песком и глиной.
5. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная з. Русская з. Чужие земли.
6. Территория с угодьями, находящаяся в чьём-н. владении, пользовании. Собственность на землю. Аренда земли.
4
4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
лгАлакрапИваободрИшьсяходАтайствоватьэкспЕрт5
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. У всех ВЕЛИКИХ людей есть свои маленькие слабости.
2. ИСХОДЯЩЕМУ документу при регистрации должен быть присвоен номер.
3. Александр Михайлович Опекушин был выходцем из простого народа, сперва - самоучка, затем ПРИЗНАННЫЙ художник.
4. Открытие оказалось УДАЧЛИВЫМ, и прежде всего потому, что во многом определило уникальность этой живописной системы.
5. Некоторые МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ бактерии светятся, но это ещё не самое замечательное их свойство.
6
6
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
мебель для КУХОНЬ
прибежал ИЗ ДИСКОТЕКИ
УМНЕЕ всех
МОДНЫЙ кутюрьевыгодные ДОГОВОРЫ
7
7
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 1) Голубой горький дымок стелется вниз по течению реки, шелестит листва старых тополей.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами 2) Более восьми минут необходимы, чтобы солнечный свет дошёл до Земли.В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) Старик подбросил в костёр свежих щепок и ведёт пальцем по острию топора.
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) На последних соревнованиях автомобиль «Жигули» пришёл первым.
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5) В журнале «Смене» сообщается о самых ярких литературных открытиях года.
6) Дети редко прислушиваются и выполняют советы родителей.
7) Повесть «Последний поклон» Виктор Астафьев называет своей лучшей книгой.
8) Общество обеспокоено проблемой вымирания крупных животных: слонов, тигров и других.
9) Согласно утверждений учёных, сейчас на Земле около шестисот действующих вулканов.
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
8
8
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
акц...нтироватьзам...чатьсогр...ватьук...роченныйскл...нение9
9
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
во... произвести, бе... жалостный
на...треснутый, по...прыгнуть
пр...одолеть, приключение
пост...нфекционный, без...дейныйи...ношенный, ни...падающий
10
10
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.
смущ...нныйстаж...рхолщ...вый
нипоч...мноч...вка11
11
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
выдвин...шьрасходу...мыесреж...шьнаполн...млеле...мые12
12
Укажете все цифры, на месте которых пишется буква И.
Сколько бы ты н(1) смотрел на море, оно н(2)когда н(3) надоест: оно всегда разное, новое, н(4)виданное.
13
13
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. (В)НАЧАЛ Е месяца на новую квартиру переехали папа и дедушка, а ТАК(ЖЕ) перевезли туда и кота Стёпку.
2. Судя по всему, они останавливались (ЗА)ТЕМ домом, ЧТО(БЫ) немного отдохнуть.
3. Дул (СЕВЕРО)ВОСТОЧНЫЙ ветер, и небо было (ПО)ПРЕЖНЕ- МУ затянуто тучами.
4. (В)СКОРЕ солнце совсем скрылось за острым хребтом, и тотчас (ОТ)ТУДА вылетел в небо веер ярко-рыжих лучей.
5. Эти места, знакомые охотнику только (ПО)НАСЛЫШКЕ, (ПО)ПРАВУ могут рассчитывать на широкую известность.
14
14
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Мещёрские челны выдолбле(1)ы из одного куска дерева, только на носу и на корме они склёпа(2)ы кова(3)ыми гвоздями с большими шляпками.
15
15
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. В лесах я люблю речки с чёрной водой и жёлтыми цветами на берегах.
2. Он хотел было выехать со мною к тебе навстречу да почему-то раздумал.
3. В живом и колеблющемся кружеве листьев путается и трепещет синева осеннего неба.
4. Авдий пытался представить себе былые восточные базары в Индии Афганистане или Турции.
5. С глухим шумом крутятся дождевые потоки под ногами и падают на головы и плечи со скал и деревьев.
16
16

Старые пароходы (1) приходившие из разных стран (2) дремали у деревянных пристаней (3) тихонько посапывая паром.
17
17
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Вода (1) казалась (2) огромным волнистым зеркалом, отражавшим невидимый свет, и (3) может быть (4) это и было на самом деле.
18
18
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мне казалось (1) что я каким-то чудом попал из двадцатого века во времена Ивана Калиты (2) и что (3) если сойти с парохода (4) то тут же пропадёшь.
19
19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Широко раскрытыми глазами смотрел он на бесконечную панораму берегов (1) и ему казалось (2) что он движется по широкой серебряной тропе в те чудесные царства (3) где живут чародеи (4) и богатыри сказок.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
ВЫПРЯМИЛА
(1)Без цели и без малейшего определённого желания идти по той или другой улице я исходил однажды по Парижу десятки вёрст, нося в своей душе груз чего-то горького и страшного, и совершенно неожиданно доплёлся до Лувра. (2)Без малейшей нравственной потребности вошёл я в музей, машинально ходил туда и сюда, машинально смотрел на античную скульптуру, в которой ровно ничего не понимал, а чувствовал только усталость и шум в ушах - и вдруг, в полном недоумении, сам не зная почему, поражённый чем-то необычайным, непостижимым, остановился перед Венерой Милосской.
(3)Я стоял перед ней. смотрел на неё и непрестанно спрашивал самого себя: (4)«Что такое со мной случилось?» (5)Я спрашивал себя об этом с первого момента, как только увидел статую, потому что с этого же момента я почувствовал, что со мною случилась большая радость... (6)До сих пор я был похож (я так ощутил вдруг) вот на эту скомканную в руке перчатку. (7)Похожа ли она видом на руку человеческую? (8)Нет, это просто какой-то кожаный комок. (9)Но вот я дунул в неё, и она стала похожа на человеческую руку. (10)Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня, мурашками оживающего тела пробежало там, где уже, казалось, не было чувствительности, заставило всего «хрустнуть» именно так, когда человек растёт, заставило также бодро проснуться, не ощущая даже признаков недавнего сна, и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом.
(11)Я в оба глаза глядел на эту каменную загадку, допытываясь, отчего это так вышло? (12)Что это такое? (13)Где и в чём тайна этого твёрдого, покойного, радостного состояния всего моего существа, неведомо как влившегося в меня? (14)И решительно не мог ответить себе ни на один вопрос; я чувствовал, что нет на человеческом языке такого слова, которое могло бы определить животворящую тайну этого каменного существа. (15)Но я ни минуты не сомневался в том, что сторож, толкователь луврских чудес, говорит сущую правду, утверждая, что вот на этом узеньком диванчике, обитом красным бархатом, приходил сидеть Гейне, что здесь он сидел по целым часам и плакал.(16)С этого дня я почувствовал не то что потребность, а прямо необходимость, неизбежность самого, так сказать, безукоризненного поведения: сказать что-нибудь не то, что должно, хотя бы даже для того, чтобы не обидеть человека, смолчать о чём-нибудь нехорошем, затаив его в себе, сказать пустую, ничего не значащую фразу единственно из приличия теперь, с этого памятного дня, сделалось немыслимым. (17)Это значило потерять счастие ощущать себя человеком, которое мне стало знакомо и которое я не смел желать убавить даже на волосок. (18)Дорожа моей душевной радостью, я не решался часто ходить в Лувр и шёл туда только в таком случае, если чувствовал, что могу с чистою совестью принять в себя животворную тайну. (19)Обыкновенно я в такие дни просыпался рано, уходил из дому без разговоров с кем бы то ни было и входил в Лувр первым, когда ещё никого там не было. (20) И тогда я так боялся потерять вследствиекакой-нибудь случайности способность во всей полноте ощущать то, что я ощутил здесь, что я при малейшей душевной нескладице не решался подходить к статуе близко, а придёшь, заглянешь издали, увидишь, что она тут, та же самая, скажешь сам себе: (21)«Ну, слава богу, ещё можно жить на белом свете!» - и уйдёшь. (22)И всё-таки я не мог бы определить, в чём заключается тайна этого художественного произведения и что именно, какие черты, какие линии животворят, выпрямляют и расширяют скомканную человеческую душу. (23)В самом деле, всякий раз, когда я чувствовал неодолимую потребность выпрямить мою душу и идти в Лувр взглянуть, всё ли там благополучно, я никогда так ясно не понимал, как худо, плохо и горько жить человеку на белом свете сию минуту. (24)Никакая умная книга, живописующая современное человеческое общество, не даёт мне возможности так сильно, так сжато и притом совершенно ясно понять горе человеческой души, горе всего человеческого общества, всех человеческих порядков, как один только взгляд на эту каменную загадку. (25)И обо всём этом думалось благодаря каменной загадке, она выпрямляла во мне скомканную теперешнею жизнью душу человеческую, знакомила, неведомо как и в чём, с радостью и широтою этого ощущения.
(26)Художник брал то, что для него было нужно, и в мужской красоте и в женской, ловя во всём этом только человеческое; из этого многообразного материала он создавал то истинное в человеке, что есть в каждом человеческом существе, в настоящее время похожем на перчатку скомканную, а не на распрямлённую.
(27)И мысль о том, когда, как, каким образом человеческое существо будет распрямлено до тех пределов, которые сулит каменная загадка, не разрешая вопроса, тем не менее рисует в вашем воображении бесконечные перспективы человеческого совершенствования, человеческой будущности и зарождает в сердце живую скорбь о несовершенстве теперешнего человека. (28)Художник создал вам образчик человеческого существа. (29)И мысль ваша, печалясь о бесконечной «юдоли» настоящего, не может не уноситься мечтою в какое-то бесконечно светлое будущее. (30)И желание выпрямить, высвободить искалеченного теперешнего человека для этого светлого будущего, даже и очертаний уже определённых не имеющего, радостно возникает в душе.
(По Г. Успенскому *)
Глеб Иваноович Успенский (1843-1902) - русский писатель. Литературную деятельность начал летом 1862 года в педагогическом журнале Л. Н. Толстого «Ясная Паяна». Первые произведения Успенского, серии очерков «Нравы Растеряевой улицы (1866) и «Разорение» (1869), были посвящены изображению жизни городской бедноты. В 1868-1884 гг. Успенский постоянно сотрудничал с журналом «Отечественные записки». В 1871 году Успенский поехал за границу, побывал в Германии и во Франции. Много путешествовал по России (на Кавказ, в Сибирь), собирая материал для своих произведений.
20
20
Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Герой долго стоял у статуи Венеры Милосской, так как был большим знатоком античной скульптуры.
2. Герой не мог понять, в чём заключалась тайна статуи, вызвавшей его преображение.
3. Герой часто ходил в Лувр, чтобы посмотреть на Венеру Милосскую.
4. По рассказам сторожа, Генрих Гейне часами сидел перед статуей Венеры Милосской и плакал.
5. Созерцание Венеры Милосской пробуждает в герое не только радость, но и скорбь о несовершенстве нынешнего человека.
21
21
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1. В предложениях 1-3 представлено повествование.
2. Предложение 14 содержит ответ на вопросы, сформулированные в предложениях 11-13.
3. В предложении 17 указана причина того, о чём говорится в предложении 16.
4. В предложениях 27-30 представлено рассуждение.
5. В предложениях 23-24 представлено описание.
22
22
Из предложений 18-19 выпишите фразеологизм.
23
23
Среди предложений 21-26 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза, определительного и указательных местоимений, а также лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
24
24
«В очерке «Выпрямила» Глеб Успенский размышляет о таинственной силе искусства. Преображение, произошедшее с героем под влиянием Венеры Милосской, изображено автором с помощью такого лексического средства, как (А) _____ («что-то... дунуло в глубину моего... существа и выпрямило меня» в предложении 10), а также синтаксических средств: (Б) ____ («потребность, необходимость, неизбежность» в предложении 16) и (В) ____ (предложения 4,21). С помощью (Г) ____ (предложения 11, 12, 13) писатель строит текст-рассуждение, приглашая читателей к совместному размышлению над проблемой».
Список терминов:
1) метафора
2) литота
3) гипербола
4) синонимы
5) градация
6) парцелляция
7) риторическое обращение
8) прямая речь
9) вопросительные предложения
Часть 2.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.

25
Показать фрагмент публицистической статьи.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
1 35
2 однако
3 5
4 лгала
5 удачным или удачный
6 сдискотеки7 36259
8 склонение
9 надтреснутыйподпрыгнуть10 холщовый
11 наполним
12 12
13 вскореоттуда14 123
15 24
16 123
17 34
18 14
19 123
20 13
21 25
22 счистоюсовестью23 25
24 1589

Начало формы
Примерный круг проблем Авторская позиция
Проблема воздействия произведения искусства на человека. (Как влияет подлинное искусство на человека?) Сила искусства может преобразить человека. Статуя Венеры Милосской стала для героя своеобразным мерилом физической и духовной красоты. Созерцание этого произведения искусства пробуждает в герое не только радость от вида прекрасного, но и скорбь о несовершенстве человека.
Конец формы

1. ЗНАМЕНИТЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ДРЕВНИХ BPЕMEH

Ганнон (505) - Геродот (484) - Пифей (340) - Евдокс (146) - Страбон (63)

Ганнон Карфагенский - Острова Счастливые (Канарские), Вечерний Рог, Южный Рог, залив Рио-де-Оро - Геродот посещает Египет, Ливию, Эфиопию, Финикию, Аравию, Вавилонию, Персию, Мидию, Колхиду, Каспийское море, Скифию и Фракию - Пифей обследует берега Иберии и Кельтиш, Ла-Манш, остров Альбион, Оркадские (Оркнейские) острова, землю Туле - Неарх объезжает азиатское побережье от Инда до Персидского залива - Евдокс знакомится с западным берегом Африки - Страбон путешествует по Внутренней Азии, Египту, Греции и Италии

Первым путешественником, о котором сохранились упоминания в исторических источниках, был Ганнон , посланный карфагенским 1(цифры-см прим.в конце) сенатом для колонизации новых территорий на западном берегу Африки. Сообщение об этой экспедиции было написано на пуническом 2 языке и переведено на греческий; оно известно под названием «Морское кругосветное путешествие Ганнона». В какую эпоху жил этот исследователь? Историки придерживаются разных мнений. Но наиболее достоверной считается версия, согласно которой посещение им африканских берегов относится к 505 году до нашей эры 3 .

Карта плавания аргонавтов

Южный Рог был, без сомнения, конечной точкой, достигнутой пунической экспедицией. Некоторые историки утверждают, что карфагенский флот не заходил дальше мыса Бохадор, расположенного двумя градусами севернее тропика, но первая точка зрения кажется нам более вероятной.

Достигнув Южного Рога, Ганнон начал испытывать недостаток в съестных припасах. Тогда он повернул на север и возвратился в Карфаген, где по его распоряжению в храме Ваала Молоха была поставлена мраморная плита с высеченным на ней описанием путешествия «вокруг света».

После карфагенского мореплавателя самым знаменитым из древних путешественников во времена исторические был греческий ученый Геродот , прозванный «отцом истории». Для нашей цели мы отделим путешественника от историка и последуем за ним в страны, в которых он побывал.


Греческая галера. 500 г. до н.э.

Геродот родился около 484 года до нашей эры 9 в малоазиатском городе Галикарнасе. Он происходил из богатой и знатной семьи с обширными торговыми связями, которые могли способствовать развитию инстинктов путешественника-исследователя, пробудившихся в мальчике.

В ту эпоху не существовало единого мнения относительно формы Земли. Школа Пифагора начала уже распространять учение о том, что Земля шарообразна. Но Геродот не принимал никакого участия в этих спорах, волновавших ученых его времени. В ранней молодости он покинул родину с намерением тщательно изучить далекие страны, о которых доходили весьма скудные и противоречивые сведения.

В 464 году, двадцатилетним юношей, он оставил Галикарнас. По-видимому, Геродот сначала направился в Египет, где посетил города Мемфис, Гелиополис и Фивы. Во время путешествия ему удалось получить много ценных сведений о разливах Нила. В своих записках он приводит различные мнения относительно истоков этой великой реки, которую египтяне почитали как божество.

«Когда Нил разливается, - говорит Геродот, - не видно ничего, кроме городов; они кажутся построенными поверх воды и напоминают острова Эгейского моря».

Геродот рассказывает о религиозных обрядах египтян, о том, как они приносят жертвы своим богам и как торжественно справляют праздники в честь богини Изиды в городе Бузирисе, развалины которого видны еще и теперь. Геродот сообщает также, как египтяне почитают диких и домашних животных, считая их священными, и воздают им погребальные почести. С точностью настоящего натуралиста он описывает нильского крокодила и его повадки; описывает способы, с помощью которых ловят крокодилов. Мы узнаём, какие там еще водятся звери и что представляет собою египетский гиппопотам, птица ибис, различные змеи.

Геродот рисует домашнюю жизнь египтян, их обычаи, игры, рассказывает об искусстве бальзамирования умерших, которым египтяне владели в совершенстве. Далее он сообщает, какие сооружения были воздвигнуты при фараоне Хеопсе: построенный у озера Мериса лабиринт, остатки которого были открыты в 1799 году; озеро Мерис, созданное руками человека, и две пирамиды, поднимавшиеся над поверхностью его вод; с удивлением рассказывает Геродот о храмах, воздвигнутых в Мемфисе, о знаменитом колоссе из целого камня, над перевозкой которого из Элефантины 10 в Саис трудились две тысячи человек в продолжение трех лет.

Тщательно изучив Египет, Геродот направился в другие страны Ливии, то есть Африки, но при этом молодой путешественник даже не предполагал, что Африка простирается далеко на юг, за тропик Рака; он верил, что финикияне могли огибать этот материк и возвращаться в Египет через Гибралтарский пролив 11 .


Египетский корабль. 1600 г. до н.э

Перечисляя народы, обитающие в Ливии, Геродот упоминает пастушеские племена, кочующие вдоль берегов Африки, и называет еще аммонийцев, которые живут в глубине страны, в местах, изобилующих хищными зверями. Аммонийцы построили знаменитый храм Зевса Аммонского, развалины которого были открыты на северо-востоке Ливийской пустыни, в 500 километрах от города Каира 12 . Он подробно описывает также обычаи и нравы ливийцев и сообщает, какие в этой стране водятся животные: змеи страшной величины, львы, слоны, рогатые ослы (вероятно, носороги), обезьяны-павианы - «звери без головы, с глазами на груди», лисицы, гиены, дикобразы, дикие бараны, пантеры и т. д.

По Геродоту, Ливия населена двумя народами: ливийцами и эфиопами. Но действительно ли он путешествовал по этой стране? Историки в этом сомневаются. Скорее всего, многие подробности он записал со слов египтян. Но нет сомнения, что он действительно плавал к городу Тиру, в Финикии, так как здесь он дает вполне точные описания. Кроме того, Геродот собрал сведения, по которым составил краткое описание Сирии и Палестины.

Вслед за тем Геродот спускается на юг - в Аравию, страну, называемую им Азиатской Эфиопией, то есть в ту часть Южной Аравии, которую он считает последней обитаемой землей. Арабы, живущие на Аравийском полуострове, по его словам, народ строго религиозный. В их стране в изобилии произрастают ценные растения, из которых получают ладан и мирру. Путешественник сообщает интересные подробности о том, как из этих растений добывают благовонные вещества.

Затем мы встречаем Геродота в странах, называемых им неопределенно то Ассирией, то Вавилонией. Рассказ об этих странах он начинает тщательным описанием Вавилона, в котором жили цари со времени разрушения древней столицы Ниневии. Развалины Ниневии сохранились и поныне, в виде холмиков, разбросанных по обоим берегам Евфрата, на расстоянии 78 километров к юго-востоку от Багдада. Большая, быстрая и глубокая река Евфрат разделяла тогда город Ниневию на две части. В одной возвышался укрепленный царский дворец, в другой - храм Зевса. Далее Геродот говорит о двух царицах Вавилона - Семирамиде и Нитокриде; потом переходит к описанию ремесел и земледелия, сообщая, как возделывают в этой стране пшеницу, ячмень, просо, кунжут, виноград, смоковницу и пальмовые деревья.

Изучив Вавилон, Геродот отправился в Персию и, так как целью его путешествия было собрать точные сведения о продолжительных греко-персидских войнах, то он посетил те места, где происходили эти войны, чтобы получить на месте все необходимые ему подробности. Эту часть своей истории Геродот начинает с описания обычаев персов. Они, в отличие от других народов, не придавали своим богам человеческой формы, не воздвигали в их честь ни храмов, ни жертвенников, довольствуясь исполнением религиозных обрядов на вершинах гор.

Далее Геродот говорит о быте и нравах персов. Они питают отвращение к мясу, любовь к фруктам и пристрастие к вину; они проявляют интерес к чужестранным обычаям, любят удовольствия, ценят воинскую доблесть, серьезно относятся к воспитанию детей, уважают право на жизнь всякого, даже раба; они терпеть не могут лжи и долгов, презирают прокаженных. Заболевание проказой служит для них доказательством, что «несчастный согрешил против Солнца».

Брак сопровождался всенародной оглаской

Индия Геродота, по словам Вивьена де Сен-Мартена 13 , ограничивается странами, орошаемыми пятью притоками теперешнего Панджнада, и территорией Афганистана. Туда и направил свой путь молодой путешественник, покинув Персидское царство 14 . Индийцы, по его мнению, являются самым многочисленным из известных народов. Одни из них ведут оседлый образ жизни, другие постоянно кочуют. Племена, обитающие на востоке этой страны, как утверждает Геродот, не только убивают больных и стариков, но якобы даже и поедают их. Племена, живущие на севере, отличаются храбростью и искусством в ремеслах. Их земля богата золотым песком.

Геродот полагает, что Индия есть последняя обитаемая страна на Востоке. В ней сохраняется во все времена года такой же благодатный климат, как и в Греции, находящейся на противоположном конце земли.

Затем неутомимый Геродот отправился в Мидию 15 , где составил историю мидян, первого народа, свергнувшего иго ассириян. Мидяне основали огромный город Экбатаны (Хамадан), который был окружен семью рядами стен. Перевалив через горы, отделявшие Мидию от Колхиды, греческий путешественник проник в страну, прославленную подвигами Ясона 16 , и изучил со свойственной ему добросовестностью ее нравы и обычаи.


Афинский купеческий корабль. 500 г. до н.э

Геродот, по-видимому, был хорошо знаком с очертаниями Каспийского моря. Он говорит, что «это море - само по себе, и не имеет никакого сообщения с другим». Каспийское море, по его словам, ограничено на западе Кавказскими горами, а на востоке обширною равниной, населенной массагетами, которые, вероятно, принадлежали к скифскому племени. Массагеты поклонялись солнцу и приносили ему в жертву лошадей. Геродот говорит также о большой реке Араке, впадающей в Каспийское море.

Потом путешественник попадает в Скифию. Скифы - по определению Геродота - различные племена, населяющие обширное пространство между Дунаем и Доном, то есть значительную часть Европейской России. Наиболее многочисленным и сильным Геродот называет племя «княжеских скифов», занимавших берега реки Танаис (Дона). Кроме того, Геродот упоминает о племенах скифов-кочевников и скифов-хлебопашцев.

Хотя Геродот и перечисляет различные скифские племена, но неизвестно, посетил ли он лично страны, расположенные к северу от Понта Евксинского 17 . Он подробно описывает обычаи этих племен и приходит в искренний восторг от Понта Евксинского - этого «гостеприимного моря». Геродот определяет размеры Черного моря, Босфора, Пропонтиды 18 и Азовского моря, и его определения почти верны. Он перечисляет большие реки, впадающие в Черное море: Истр, или Дунай; Борисфен, или Днепр; Танаис, или Дон.

Путешественник передает много мифов о происхождении скифского народа; в этих мифах большая роль отводится Геркулесу. Описание Скифии он заканчивает рассказом о браках скифов с воинственными женщинами из племени амазонок, чем и можно, по его мнению, объяснить скифский обычай, состоящий в том, что девушка не может выйти замуж, пока не убьет врага.

Из Скифии Геродот прибыл во Фракию. Там он узнал о хетах - самом мужественном народе, населявшем эту страну 19 . Затем он совершил путешествие по Греции, где хотел собрать недостающие сведения для своей истории. Он посетил местности, в которых происходили главные события греко-персидских войн, в том числе Фермопильский проход, Марафонское поле и Платею. Затем он возвратился в Малую Азию и объехал ее побережье, исследуя многочисленные колонии, основанные там греками.

Вернувшись 28 лет от роду на свою родину, в Галикарнас, знаменитый путешественник принял участие в народном движении против тирана Лигдамиса и содействовал его свержению. В 444 году до нашей эры Геродот присутствовал на Панафинейских празднествах и прочитал там отрывки из описания своих путешествий, вызвав всеобщий энтузиазм. Под конец своей жизни он удалился в Италию, в Туриум, где и умер в 426 году до нашей эры, оставив по себе славу знаменитого путешественника и еще более знаменитого историка.

После Геродота мы перешагнем через полтора столетия, упомянув о враче, по имени Ктесий , современнике Ксенофонта 20 . Ктесий написал отчет о своем путешествии по Индии, хотя и нет достоверных сведений о том, что он его действительно совершил.

Придерживаясь хронологического порядка, перейдем теперь к Пифею из Массилии - путешественнику, географу и астроному, одному из ученейших мужей своего времени. В 340 году до нашей эры Пифей отважился пуститься в плавание по Атлантическому океану на одном-единственном корабле. Вместо того чтобы следовать вдоль берегов Африки к югу, как это делали обычно его карфагенские предшественники, Пифей отправился на север, где занялся исследованием берегов Иберийского полуострова 21 и побережья страны кельтов, вплоть до гранитного мыса Финистерре. Затем Пифей вошел в пролив Ла-Манш и пристал к острову Альбиону 22 . Он познакомился с жителями этого острова, которые, по его словам, отличались добродушием, честностью, умеренностью и изобретательностью. Они вели торговлю оловом, за которым сюда приезжали торговцы из отдаленных стран.

Продолжая путь к северу, Пифей миновал Оркнейские острова, расположенные у северной оконечности Шотландии, и поднялся на такую широту, где «летом ночь не превышала двух часов». После шестидневного плавания по Северному морю Пифей достиг земли, известной с тех пор под названием Крайнее Туле (Ultima Thule). По-видимому, это был полуостров Скандинавия. Но продвинуться дальше на север Пифей уже не смог. «Дальше, - говорит он, - не было ни моря, ни земли, ни воздуха».

Пифей вынужден был повернуть обратно, но путешествие его на этом не закончилось: он поплыл на восток и прибыл к устью Рейна, где жили остионы, а еще далее германцы. Оттуда он приплыл к устью большой реки, которую он называет Таисом (вероятно, это была Эльба), а затем отплыл обратно в Массилию и вернулся в свой родной город через год после того, как его покинул.

Замечательный путешественник Пифей был не менее замечательным ученым; он первый доказал влияние Луны на морские приливы и отливы и заметил, что Полярная звезда не занимает в небесном пространстве точки, которая находится над самым земным полюсом, что и было впоследствии подтверждено наукой.

Спустя несколько лет после Пифея, около 326 года до нашей эры, прославился своими исследованиями еще один греческий путешественник - Неархс острова Крита. В качестве командующего флотом Александра Македонского он получил приказание объехать все побережье Азии от Инда до Евфрата.

Матросы Неарха пугают китов

Мысль о такой экспедиции была вызвана необходимостью установить сообщение между Индией и Египтом, в чем Александр был крайне заинтересован, находясь в это время со своей армией в 800 милях от берега, в верховьях Инда. Полководец снарядил для Неарха флот, состоявший из тридцати трех двухпалубных галер и большого числа транспортных судов, на которых разместились две тысячи человек. В то время как Неарх плыл со своим флотом вниз по Инду, армия Александра шла за ним по обоим берегам. Достигнув через четыре месяца Индийского океана, Неарх поплыл вдоль берега, составляющего ныне границу Белуджистана.

Неарх пустился в море второго октября, не дождавшись зимнего попутного муссона, который мог бы благоприятствовать его плаванию. Поэтому за сорок дней путешествия Неарху едва удалось проплыть 80 миль к западу. Первые его стоянки были сделаны в Стуре и в Кореестисе; названия эти не соответствуют ни одному из нынешних селений, расположенных в тех местах. Далее он приплыл к острову Крокала, лежащему неподалеку от современной Карантийской бухты. Разбитый бурями флот укрылся в естественной гавани, которую Неарх вынужден был укрепить «для защиты от нападения дикарей».

Двадцать четыре дня спустя флотоводец Александра Македонского опять поднял паруса и пустился в море. Сильные бури заставили его делать частые остановки в различных местах побережья и защищаться от нападений арабитов, которых восточные историки характеризовали как «варварский народ, носящий длинные волосы, отпускающий бороды и похожий на фавнов или медведей».

После многих приключений и стычек с прибрежными племенами Неарх пристал к земле оритов, носящей в современной географии название: мыс Моран. «В этой области, - замечает Неарх, описывая свое путешествие, - солнце в полдень освещало все предметы вертикально, и они не отбрасывали тени». Но Неарх, по-видимому, ошибается, так как в это время года дневное светило находилось в южном полушарии, на тропике Козерога, а не в северном полушарии; кроме того, корабли Неарха плыли всегда на расстоянии нескольких градусов от тропика Рака; следовательно, даже летом в этих областях солнце в полдень не могло освещать предметы вертикально.

Когда установился северо-восточный муссон, плавание продолжалось в благоприятных условиях. Неарх следовал вдоль берегов страны ихтиофагов, то есть «людей, питающихся рыбой» - довольно жалкого племени, которое, за недостатком пастбищ, вынуждено было кормить своих овец дарами моря. Здесь флот Неарха начал испытывать недостаток в съестных припасах. Обогнув мыс Посми, Неарх взял к себе на галеру туземного кормчего. Подгоняемые береговыми ветрами, корабли Неарха успешно продвигались вперед. Берег становился менее бесплодным. Там и сям попадались деревья. Неарх причалил к городу ихтиофагов, названия которого он не указывает, и, внезапно напав на жителей, силой захватил у них припасы, в которых так нуждался его флот.

Затем корабли прибыли в Каназиду, иначе говоря, город Чурбар. Развалины этого города и теперь еще можно видеть возле залива того же названия. К тому времени хлеб у македонцев был уже на исходе. Напрасно Неарх останавливался в Канате, в Трое и в Дагазире, - ему ничего не удалось добыть у этих нищих народов. У мореплавателей не было больше ни мяса, ни хлеба, и все же они не решались есть черепах, которыми изобилуют эти страны.

Почти у входа в Персидский залив флоту встретилось большое стадо китов. Испуганные матросы хотели повернуть галеры вспять, но Неарх смело пошел на своем корабле вперед, навстречу морским чудовищам, которых удалось разогнать.

Достигнув Кармании 23 , корабли отклонились к северо-западу. Берега здесь были плодородны; всюду попадались хлебные поля, обширные пастбища, фруктовые деревья. Неарх бросил якорь у Бадиса, нынешнего Яска. Затем, обогнув мыс Масета или Муссендон, мореплаватели оказались у входа в Персидский залив, которому Неарх так же, как и арабские географы, дает несвойственное ему название Красного моря.

В гавани Гармосия (Ормуз) Неарх узнал, что армия Александра находится на расстоянии пяти дней пути. Высадившись на берег, он поспешил присоединиться к завоевателю. Александр, не получая в течение двадцати одной недели никаких известий о своем флоте, уже больше не надеялся его увидеть. Можно представить себе радость полководца, когда до неузнаваемости исхудавший Неарх предстал перед ним целым и невредимым! Чтобы отпраздновать его возвращение, Александр велел устроить гимнастические игры и принести богам обильные жертвы. Затем Неарх снова отправился в Гармосию, где оставил свой флот, чтобы оттуда плыть в устье Евфрата.

Плывя по Персидскому заливу, флот македонцев приставал ко многим островам, а затем, обогнув мыс Бестион, приплыл к острову Кейшу, на границе Кармании. Дальше уже начиналась Персия. Корабли Неарха, следуя вдоль персидского побережья, останавливались в разных местах, чтобы запастись хлебом, который посылал сюда Александр.

После нескольких дней плавания Неарх прибыл к устью реки Эндиана, затем достиг реки, вытекающей из большого, кишащего рыбой озера Катадербис, и наконец бросил якорь близ вавилонского селения Дегела, недалеко от устья Евфрата, проплыв, таким образом, вдоль всего персидского побережья. Здесь Неарх вторично соединился с армией Александра Македонского, который щедро его наградил и назначил начальником над всем своим флотом. Александр хотел еще предпринять исследование арабского берега Персидского залива, вплоть до Красного моря, и установить морской путь из Персии и Вавилона в Египет, но смерть помешала ему осуществить этот план.

Неарх составил описание своего путешествия, к сожалению, не сохранившееся. Подробный отчет о его плаваниях содержится в книге греческого историка Флавия Арриана 24 «История Индии», которая дошла до нас в отрывках.

Неарх, как полагают, был убит в битве при Ипсе. Он оставил по себе славу искусного морехода, а его путешествие составляет важное событие в истории мореплавания.

Теперь следует еще упомянуть о смелом предприятии греческого географа Евдокса , жившего во II веке до нашей эры. Посетив Египет и берега Индии, этот отважный путешественник возымел намерение объехать вокруг Африки, что в действительности удалось осуществить только шестнадцать столетий спустя португальскому мореплавателю Васко да Гаме.

Евдокс нанял большой корабль и два баркаса и пустился по незнакомым водам Атлантического океана. Как далеко он довел свои суда? Это трудно определить. Как бы то ни было, познакомившись с туземцами, которых он принял за эфиопов, он возвратился в Мавританию , а оттуда переправился в Иберию и занялся приготовлениями к новому обширному путешествию вокруг Африки. Было ли совершено это путешествие? Сомнительно. Нужно сказать, что этот Евдокс, человек, безусловно, отважный, большого доверия не заслуживает. Во всяком случае, ученые его не принимают всерьез.


Римская галера. 110 г. до н.э.

Среди древних путешественников нам остается упомянуть еще имена Цезаря и Страбона. Юлий Цезарь 26 , родившийся в 100 году до нашей эры, был прежде всего завоевателем и не ставил своей целью исследование новых стран. Напомним только, что в 58 году до нашей эры он начал завоевывать Галлию и через десять лет довел свои легионы до берегов Великобритании, которую населяли народы германского происхождения.

Что касается , родившегося в Каппадокии 27 около 63 года нашей эры, то он известен, скорее, как географ, чем путешественник. Однако он проехал Малую Азию, Египет, Грецию, Италию и долго жил в Риме, где и умер в последние годы царствования Тиберия. Страбон оставил «Географию», разделенную на семнадцать книг, большая часть которой сохранилась до нашего времени. Это сочинение, вместе с сочинениями Птолемея, составляет наиболее важный памятник древнегреческой географии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Карфаген был основан финикиянами около 850 года до нашей эры на северном побережье Африки, в Тунисском заливе.

2 Римляне называли карфагенян пунами; отсюда название языка – пунический .

3 Точную дату экспедиции Ганнона установить невозможно. Современные ученые относят ее к V или VI веку до нашей эры. Описание этого плавания дошло до нас в форме «приключенческого романа», в котором достоверные факты переплетаются с вымышленными. Однако географическое описание западного побережья Африки, рассказ о степных пожарах внутри страны не оставляют сомнений в подлинности путешествия, которое впоследствии обросло различными баснями.

Ганнон был первым мореплавателем, посетившим западное побережье Африки. Он проплыл вдоль этого побережья от Гибралтарского пролива на юг около 4500 километров. Девятнадцать столетий спустя португальским мореплавателям понадобилось пятьдесят лет для того, чтобы исследовать побережье, которое обошел Ганнон.

4 Геркулесовы столпы – две горы на европейском и африканском берегах Гибралтарского пролива, якобы воздвигнутые мифическим героем Геркулесом. По представлению древних греков, Геркулесовы столпы являлись западным краем известного мира.

5 Вероятно, река Сенегал.

6 Кимвалы – древний музыкальный инструмент в виде медных тарелок. Тамбурин – ударный музыкальный инструмент, напоминающий бубен.

7 Южный Рог – теперь залив Шерборо в государстве Сьерра-Леоне (бывш. английская колония), расположенном на берегу Гвинейского залива.

8 Надо полагать, что это были не гориллы, а шимпанзе.

9 Биографические сведения о Геродоте чрезвычайно скудны. Годы жизни его точно не известны; полагают, что он родился около 484 года до нашей эры и умер в 424 или 426 году до нашей эры. Геродот является автором первого дошедшего до нас большого исторического труда – знаменитой «Истории», в которую он включил богатый географический материал, собранный им во время длительных путешествий. Нельзя точно сказать, какие именно страны посетил Геродот во время своих путешествий. Несомненно, что он побывал в Египте и на северном побережье Черного моря. На востоке он доходил, вероятно, до Вавилона. Геродот говорит и о путешествии в Индию, но это описание не имеет исторического основания.

10 Остров Элефантина (Слоновой кости) находится на реке Нил, у первых порогов, на границе Египта и Судана.

11 Здесь автор имеет в виду рассказ Геродота, услышанный им в Египте, о путешествии финикийских мореплавателей вокруг Африки, предпринятом по приказанию египетского фараона Нехао около 600 года до нашей эры. Это предприятие не имеет себе равных в истории географических открытий, поэтому мы приведем целиком краткий рассказ Геродота: «Ливия, оказывается, кругом омывается водою, за исключением той части, где она граничит с Азией; первый доказал это, насколько мы знаем, египетский фараон Нехао. Приостановивши прорытие канала из Нила в Аравийский залив [Красное море], он отправил финикиян на судах в море с приказанием плыть обратно через Геракловы Столпы [Гибралтарский пролив], пока не войдут в Северное [Средиземное] море и не прибудут в Египет.

Финикияне отплыли из Эритрейского [Красного] моря и вошли в Южное море [Индийский океан]. При наступлении осени они приставали к берегу и, в каком бы месте Ливии ни высаживались, засевали землю и дожидались жатвы; после уборки хлеба плыли дальше. Так прошло в плавании два года, и только на третий год они обогнули Геракловы Столпы и возвратились в Египет.

Рассказывали также, чему я не верю, а другой кто-нибудь, может быть, и поверит, что во время плавания кругом Ливии финикияне имели солнце с правой стороны. Так Ливия стала известна впервые».

12 Аммон (Сива) – оазис в Ливийской пустыне.

13 Вивьен де Сен-Мартен (1802–1897) – французский географ, автор известного труда «Очерк всеобщей географии» и других работ.

14 По Афганистану и Индии Геродот не путешествовал; сведения об этих странах он собрал в Вавилоне.

15 Мидия была расположена к югу от Каспийского моря. При персидском царе Кире (ок. 558–529 г. до нашей эры) вошла в состав Персии. Главный город – Экбатана.

16 Ясон – в греческой мифологии предводитель похода аргонавтов за золотым руном. По одному варианту мифа,– погиб под обломками корабля «Арго», по другому – покончил самоубийством. Миф об аргонавтах, предпринявших плавание из Греции в Колхиду (восточное побережье Черного моря), является отражением истории ранней греческой колонизации (VIII–VII вв. до нашей эры).

17 Черное море древние греки первоначально называли Понтом Аксинским (негостеприимным) из-за сильных и частых бурь. Впоследствии, когда греки колонизовали черноморские берега, море было переименовано в Понт Евксинский (гостеприимное).

18 Пропонтида (буквально: «лежащая перед Понтом») – Мраморное море.

19 Фракия – страна, находившаяся на севере Балканского полуострова; ее берега с востока омывались Черным морем, с юга – Эгейским.

20 Ксенофонт – греческий историк конца V – первой половины IV века до нашей эры, автор «Греческой истории», «Анабасиса» и других произведений.

21 Иберия – древнее название Испании.

22 Альбион – древнее название острова Великобритания, что в переводе значит «Белый остров» (название дано Пифеем из-за меловых скал, возвышающихся над Ла-Маншем).

23 Кармания – область на юге Ирана; по представлению древних, была населена кочевниками, питающимися рыбой (ихтиофаги).

24 Арриан Флавий (около 95–175 г. нашей эры) – греческий писатель римского периода, историк и географ. Главные сочинения: «Анабасис Александра» (История походов Александра Македонского) и «История Индии».

25 Мавритания – область на северозападном побережье Африки. В начале I века нашей эры стала римской провинцией.

26 Цезарь Юлий (полное имя Гай Юлий Цезарь) – римский император,

27 Каппадокия – название местности, расположенной в юговосточной части полуострова Малая Азия.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Готовим говяжье легкое: лучшие рецепты Готовим говяжье легкое: лучшие рецепты Как готовить винегрет с фасолью Как готовить винегрет с фасолью Биография афанасия фета кратко самое главное для детей Биография афанасия фета кратко самое главное для детей