Учитель играет важную роль. Сочинение-рассуждение на тему роль учителя в жизни человека. Б.Кауфман "Вверх по лестнице, ведущей вниз"

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Роль первого учителя в жизни человека

Профессию учитель нельзя списать во времени. Испокон веков и до скончания времен учителя востребованы в любом обществе, ведь именно они формируют социальную среду, они готовят кузницу кадров, они адаптируют к жизни наше будущее поколении столетие за столетием.

Любой человек испытывает потребность в поиске знаний, в постижении мира, и, как следствие, потребность в следовании за наставником и учителем, взрослым и мудрым, который помогает разбираться в трудных вопросах жизни. В народе принято говорить: «Кто войдет в мир знания один, тот один оттуда и выйдет». Известно, что с самого рождения человек воспринимает окружающую действительность не на основе собственного опыта, которым он фактически не обладает в младенчестве, а под влиянием взрослых, обладающих престижем и компетентностью. И учитель фактически призван удовлетворять стремление человека к знанию, а так же максимально мотивировать его на этот путь.

В повседневности учителем принято считать не только того, кто обучил грамоте, счету, письму и чтению; по сути, любой человек, который научил другого какому угодно виду мастерства, по праву возвышенно называется учителем. Но если речь идет о профессиональных педагогах, преподавателях, воспитателях, наставниках и тренерах, то с уверенностью можно сказать, что достойно носить благородный титул учителя по праву заслуживает человек одаренный и талантливый.

Задача учителя суметь приобщить ученика к науке, удовлетворить базисные потребности, то есть организовать общие совместные с ним переживания красоты мысли, удивления, радости открытий, собственных удач и достижений. Только тот сможет этого добиться, кто смог сохранить в себе самом живую энергию ребенка и пронести ее сквозь рутину официального образования и трудности взрослого выживания. Дмитрий Иванович Писарев говорил: «В воспитании все дело в том, кто воспитатель».

У каждого из нас был свой первый учитель , тот, который тем или иным способом повлиял на формирование нашей личности, на наш процесс совершенствования. И важно помнить при этом, что помимо общеобразовательного развития индивидуума, педагог берет на себя ответственность за его духовно-нравственное образование.

Главная функция учителя, скорее всего, именно в этом и заключается – в формировании духовного мира молодежи, в определении правил и убеждений общежития человечества в целом. Учитель с малолетства прививает понятия общечеловеческих ценностей, прав, эстетики и культуры, воспитывает правильные представления о мире, учит регулировать свое поведение в соответствии с этими представлениями, учит жить по принципам доброты и милосердия, терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.

Немецкий педагог, живший в середине 1800 годах, Адольф Дистервег, на основе личного опыта утверждал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».

Особо надо отметить роль учителя в формировании отношения к самому себе, в формировании личной самооценки. И не смотря на то, что развитие человека происходит на протяжении всей жизни, основы социализации человека происходят именно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Преподаватель должен мастерски проявлять рационализацию и сочувствие, уметь выравнивать культурно – образовательные возможности каждого ребенка индивидуально. А ведь это колоссальный труд.

Период начальной школы – это период интенсивного роста, укрепления организма, и развитие всех основных его функций. Именно в школе дети впервые попадают в различные конфликтные ситуации, и здесь авторитет педагога и его личный пример и позитивное воздействие помогают ребенку вовремя корректировать и преодолевать трудности общения со сверстниками, повышая тем самым статус ребенка.

Подростковый возраст для учебно–воспитательных процессов может быть более сложным для учителя. В таком возрасте у молодых людей возникает раннее чувство взрослости, вызывающее стремление избавиться от опеки старших (и родителей, и учителей), а отсюда известный негативизм в поведении, сопротивление воспитательным воздействиям, склонность к противоречию, отстаивание своих прав и желание поступать по – своему. И здесь учителю очень важно суметь добиться у старшеклассников доверия и уважения, чтобы стать действительно их духовным наставником, помочь им разобраться в волнующих их вопросах, определить свое место в жизни.

Нельзя оставить без внимания отношение ученика к учителю, ведь если учесть ту огромную роль, которую педагог играет в жизни человека, то ученик должен оставаться на всю жизнь благодарным учителю.

Учитель в жизни человека, в его формировании выполняет огромную функцию. Это тот, кто содействует превращению ребенка в полноценную гармоничную личность. Профессия учителя, безусловно, трудная, ведь очень тяжело бывает разбудить в детях стремление работать над собой и воспитывать отзывчивость сердца.

Родители, доверяя свое чадо, как правило, малознакомому учителю в школе, должны максимально ответственно подойти к выбору первого преподавателя. Это ключевой, кардинально важный момент. По всей видимости, лучше даже познакомить ребенка с будущим учителем заранее, чтобы по возможности можно было определить, наладится ли между ними контакт, установится ли внутренняя связь, совпадает ли темперамент, потому как первое впечатление – самое важное, оно формирует последующее восприятие всего процесса обучения.

Первый учитель у ребенка должен быть безупречен во всем, как по Чехову: «…и душа, и одежда, и мысли…». Для формирования эстетического восприятия классная дама должна быть приятна на глаз, не как серый сухарь, в скучно коричнево – черном, и не как клоун на маскараде! В одежде все должно быть в меру: скромно и красиво. Ее голос должен приятно радовать слух, интонации не убаюкивать, а заинтересовывать. Поверьте, слушать писклявый голос, напоминающий комариный писк, не только бесполезно для усваивания материала, но и вредно для формирования слуха.

Необходимо преподавателю обладать такими качествами, как понимание, безусловная поддержка, любовь к ученикам, умение с мудростью рисковать в пикантные моменты, своевременная невозмутимость и, конечно же, творческий подход во всем! Не менее важным является уверенность в себе и профессионализм педагога, то есть его умение передавать знания, доносить их в понятной и легко усваиваемой форме, для этого надо любить свой предмет, как минимум. Наверное, учитель должен сам постоянно учиться, иначе как может научить детей человек, который не умеет этого делать сам?

Мы говорим об Учителе с большой буквы, не столько как о человеке, который преподает какой – то предмет, а именно о том Учителе, который является для детей ведущим ориентиром. Гармоничный и живой, самосовершенствующийся, не относящийся к детям как к досадной обязанности учитель – надежный фундамент для нашего будущего поколения. Как сегодня говорят молодые, open – minded: свободный, непредубежденный, открытый.

Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих трудов: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Литература

1. Агеева И. А. Успешный учитель:тренинговые и коррекционные программы [текст] / И. А. Агеева. – Санкт – Петербург: Речь, 2007. – 208 с.

2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения [текст] / Е. А. Климов. – М., 1996. – 420 с.

3. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя [текст]. М.: Академия, 2004.

4. Новиков А. М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей [текст] / А. М. Новиков – М.: Эгвес, 2010.

5 Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства [текст]: учеб.пособие / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.

Многому я научился у своих наставников, еще большему у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников.
Талмуд

В наши дни в интернете можно найти ответ практически на любой вопрос. Есть автоматическое исправление ошибок в тексте, калькулятор, Яндекс карты и всевозможные приложения в помощь при разных ситуациях. Не обязательно что-либо запоминать, а при необходимости просто ввести запрос в Google…

Знания, накопленные человечеством за несколько сотен тысяч лет, вмещают огромный объем информации. А прорывы и открытия в различных областях за последнюю сотню лет показывают, на сколько развитие науки, культуры и техники ускорилось в своем прогрессе.

Разрыв между человеком, родившимся с нулевым представлением об этом мире, и объемом информации, что нужно пропустить через себя, увеличивается с каждым годом все больше и больше. Попросту говоря - мы не успеваем учить ни то, что было до нас, ни все, что появляется во время нашей жизни.

Возникает вопрос о том, на сколько актуальна система образования в школах и высших учебных заведениях, которая остается неизменной на протяжении десятилетий?

А также, лично я хочу разобраться нужны ли учителя, наставники и гуру, для изучения какого-либо направления? Или же можно научиться самому, при помощи интернета, бесплатных курсов, книг и своего опыта?

Кто такой наставник?

У Юлия Цезаря был учитель Александр Македонский, у Македонского - Аристотель, у Аристотеля - Платон, у Платона - Сократ.

Пожалуй, правильнее будет сказать, что наставник передает не столько знания, сколько свой опыт, обучая жизненной мудрости.

Собери всех великих учителей вместе в одной комнате, и они будут согласны во всём друг с другом. Собери вместе их учеников, и они во всём будут спорить друг с другом.
Брюс Ли

Хороший Плохой пример

Психологи утверждают, что ребенку не нужно говорить, как именно он должен себя вести, поскольку он скопирует модель поведения родителей. Поэтому, к примеру, если родители в семье курят и запрещают своему чаду иметь эту вредную привычку, то скорее всего, ребенок тайком будет также курить, поскольку пример сильнее слов.

Та же история в вопросе учителя и ученика. Я считаю, что наставник должен, прежде всего, своим примером убедить человека доверять ему.

Согласись, странно слушать бедного бизнес-тренера или бездарного педагога по рисованию, не умеющего держать кисть в руках)) Безусловно, есть примеры, допустим в спорте, когда тренер ни разу не становясь чемпионом Мира, воспитывает чемпионов один за одним.

Иногда педагогический дар сильнее исполнительского. Одно другому не противоречит, а как раз наоборот - дополняет!

Чтобы проверить, на сколько грамотный и успешный наставник - посмотри на результаты его подопечных, его учеников.

Когда информация доходит лучше всего?

На этот вопрос, на мой взгляд, наиболее удачно ответил консультант по вопросам руководства, управления жизнью, лектор и автор книги «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивен Кови:

Быстрее всего учишься в трех случаях: до 7 лет, на тренингах и когда жизнь загнала тебя в угол.

В каждом из этих случаев может присутствовать наставник, и не один. В детстве это родители и учителя в школе. На тренингах и обучающих программах - успешные люди, которые делятся своим опытом, инструментами и стратегиями достижения результатов. В экстремальных ситуациях главный учитель – это само событие и опыт, который мы из него выносим.

Хоть в детстве и закладывается фундамент личности, но нет той жизненной осознанности и ответственности за свои действия, как во взрослом возрасте. Соответственно, обучение может быть малоэффективным, да и среднее образование лично у меня вызывает множество спорных вопросов.

В ситуациях, когда жизнь загнала в угол, конечно, уроки бывают очень ценными, но и плата иногда слишком велика - здоровье психическое, физическое, финансовые и моральные потери. В общем, не совсем экологично, да и не факт, что эти «жизненные углы» не встретятся вновь.

Говорят дважды в одну реку не ходят. А я и трижды вошел, да еще и на грабли там наступил.

Что же касается осознанного решения образовываться и обучаться, то я считаю, что тренинги дают возможность за короткий промежуток времени получить ответы на волнующие вопросы. Найти позитивное окружение и, что наиболее важно, иметь возможность обучаться у наставника, имеющего огромный опыт и знания.

Танцуют все

По своему опыту участия в телевизионных танцевальных проектах, я давно научился различать (думаю, что не только я, а и обычные телезрители тоже) участников-самоучек и тех, кто пришел со школьной базой знаний. Самоучки бывают уникальными и неповторимыми, но это случается очень редко, при условии большого таланта от природы, а в остальных случаях это всегда смотрится очень смешно.

Та же ситуация и на вокальных проектах, цирковых, актерских… Да и не только в творческих профессиях.

Зачем самому изобретать велосипед, если можно найти того, кто уже знает как его сделать, собрать, научит ездить, да еще и продать)) Эти функции выполняет учитель и наставник.

Поэтому, подводя итог нашим размышлениям на эту важную тему, можно сделать вывод, что учитель необходим, при двух условиях:

  1. Ты хочешь обучаться быстро и качественно.
  2. Твой наставник опытный, успешный и воспитал уже не одного чемпиона.

А когда станешь наставником Ты, не забывай учиться у своих учеников!

Благодарю своих педагогов и учителей, благодаря которым я стал тем, кем являюсь сейчас.

Желаю найти и Тебе хороших учителей по жизни и приобрести ценный опыт.

Будь Экстраординарным!

Тюльменкова Анастасия Александровна,

соискатель Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева.

The role of the teacher in the life of man

Tyul’menkova A. A.

В данной статье речь пойдет о педагогах, преподавателях, воспитателях, наставниках и тренерах, т. е. о тех, кто по праву заслуживает носить благородный титул учителя. Статья посвящена описанию и раскрытию роли учителя в жизни человека, в формировании его личностных качеств, которые приобщают ученика к науке, удовлетворяют базисные потребности, радости открытий, собственные удачи и достижения.

Ключевые слова: учитель, профессия учитель, роль учителя.

In this article, we will focus on teachers, teachers, educators, mentors and trainers, i.e. those who rightfully deserves to wear the noble title of teachers. The article is devoted to the description and the disclosure of the teacher"s role in human life, in the formation of his personal qualities, which educate the student to science, meet basic needs, joy of discoveries own fortunes and achievements.

Keywords: teacher, profession teacher, role of the teacher.

Профессию учитель нельзя списать во времени. Испокон веков и до скончания времен учителя востребованы в любом обществе, ведь именно они формируют социальную среду, они готовят кузницу кадров, они адаптируют к жизни наше будущее поколении столетие за столетием.

Любой человек испытывает потребность в поиске знаний, в постижении мира, и, как следствие, потребность в следовании за наставником и учителем, взрослым и мудрым, который помогает разбираться в трудных вопросах жизни. В народе принято говорить: «Кто войдет в мир знания один, тот один оттуда и выйдет». Известно, что с самого рождения человек воспринимает окружающую действительность не на основе собственного опыта, которым он фактически не обладает в младенчестве, а под влиянием взрослых, обладающих престижем и компетентностью. И учитель фактически призван удовлетворять стремление человека к знанию, а так же максимально мотивировать его на этот путь.

В повседневности учителем принято считать не только того, кто обучил грамоте, счету, письму и чтению; по сути, любой человек, который научил другого какому угодно виду мастерства, по праву возвышенно называется учителем. Но если речь идет о профессиональных педагогах, преподавателях, воспитателях, наставниках и тренерах, то с уверенностью можно сказать, что достойно носить благородный титул учителя по праву заслуживает человек одаренный и талантливый.

Задача учителя суметь приобщить ученика к науке, удовлетворить базисные потребности, то есть организовать общие совместные с ним переживания красоты мысли, удивления, радости открытий, собственных удач и достижений. Только тот сможет этого добиться, кто смог сохранить в себе самом живую энергию ребенка и пронести ее сквозь рутину официального образования и трудности взрослого выживания. Дмитрий Иванович Писарев говорил: «В воспитании все дело в том, кто воспитатель».

У каждого из нас был свой первый учитель, тот, который тем или иным способом повлиял на формирование нашей личности, на наш процесс совершенствования. И важно помнить при этом, что помимо общеобразовательного развития индивидуума, педагог берет на себя ответственность за его духовно-нравственное образование.

Главная функция учителя, скорее всего, именно в этом и заключается – в формировании духовного мира молодежи, в определении правил и убеждений общежития человечества в целом. Учитель с малолетства прививает понятия общечеловеческих ценностей, прав, эстетики и культуры, воспитывает правильные представления о мире, учит регулировать свое поведение в соответствии с этими представлениями, учит жить по принципам доброты и милосердия, терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.

Немецкий педагог, живший в середине 1800 годах, Адольф Дистервег, на основе личного опыта утверждал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».

Особо надо отметить роль учителя в формировании отношения к самому себе, в формировании личной самооценки. И не смотря на то, что развитие человека происходит на протяжении всей жизни, основы социализации человека происходят именно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Преподаватель должен мастерски проявлять рационализацию и сочувствие, уметь выравнивать культурно – образовательные возможности каждого ребенка индивидуально. А ведь это колоссальный труд.

Период начальной школы – это период интенсивного роста, укрепления организма, и развитие всех основных его функций. Именно в школе дети впервые попадают в различные конфликтные ситуации, и здесь авторитет педагога и его личный пример и позитивное воздействие помогают ребенку вовремя корректировать и преодолевать трудности общения со сверстниками, повышая тем самым статус ребенка.

Подростковый возраст для учебно – воспитательных процессов может быть более сложным для учителя. В таком возрасте у молодых людей возникает раннее чувство взрослости, вызывающее стремление избавиться от опеки старших (и родителей, и учителей), а отсюда известный негативизм в поведении, сопротивление воспитательным воздействиям, склонность к противоречию, отстаивание своих прав и желание поступать по – своему. И здесь учителю очень важно суметь добиться у старшеклассников доверия и уважения, чтобы стать действительно их духовным наставником, помочь им разобраться в волнующих их вопросах, определить свое место в жизни.

Нельзя оставить без внимания отношение ученика к учителю, ведь если учесть ту огромную роль, которую педагог играет в жизни человека, то ученик должен оставаться на всю жизнь благодарным учителю.

Учитель в жизни человека, в его формировании выполняет огромную функцию. Это тот, кто содействует превращению ребенка в полноценную гармоничную личность. Профессия учителя, безусловно, трудная, ведь очень тяжело бывает разбудить в детях стремление работать над собой и воспитывать отзывчивость сердца.

Родители, доверяя свое чадо, как правило, малознакомому учителю в школе, должны максимально ответственно подойти к выбору первого преподавателя. Это ключевой, кардинально важный момент. По всей видимости, лучше даже познакомить ребенка с будущим учителем заранее, чтобы по возможности можно было определить, наладится ли между ними контакт, установится ли внутренняя связь, совпадает ли темперамент, потому как первое впечатление – самое важное, оно формирует последующее восприятие всего процесса обучения.

Первый учитель у ребенка должен быть безупречен во всем, как по Чехову: «…и душа, и одежда, и мысли…». Для формирования эстетического восприятия классная дама должна быть приятна на глаз, не как серый сухарь, в скучно коричнево – черном, и не как клоун на маскараде! В одежде все должно быть в меру: скромно и красиво. Ее голос должен приятно радовать слух, интонации не убаюкивать, а заинтересовывать. Поверьте, слушать писклявый голос, напоминающий комариный писк, не только бесполезно для усваивания материала, но и вредно для формирования слуха.

Необходимо преподавателю обладать такими качествами, как понимание, безусловная поддержка, любовь к ученикам, умение с мудростью рисковать в пикантные моменты, своевременная невозмутимость и, конечно же, творческий подход во всем! Не менее важным является уверенность в себе и профессионализм педагога, то есть его умение передавать знания, доносить их в понятной и легко усваиваемой форме, для этого надо любить свой предмет, как минимум. Наверное, учитель должен сам постоянно учиться, иначе как может научить детей человек, который не умеет этого делать сам?

Мы говорим об Учителе с большой буквы, не столько как о человеке, который преподает какой – то предмет, а именно о том Учителе, который является для детей ведущим ориентиром. Гармоничный и живой, самосовершенствующийся, не относящийся к детям как к досадной обязанности учитель – надежный фундамент для нашего будущего поколения. Как сегодня говорят молодые, open – minded: свободный, непредубежденный, открытый.

Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих трудов: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Литература

1. Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы [текст]/ И. А. Агеева. – Санкт – Петербург: Речь, 2007. – 208 с.

2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения [текст] / Е. А. Климов. – М., 1996. – 420 с.

3. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя [текст]. М.: Академия, 2004.

4. Новиков А. М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей [текст]/ А. М. Новиков – М.: Эгвес, 2010.

5. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства [текст]: учеб. пособие / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.

6. Резапкина Г. В. Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики [текст] // Практика административной работы в школе. – 2006.

7. Роботова А. С., Шапашникова И. Г. Профессия учитель [текст]: Учебное пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. – М.: Академия, 2005. – 365 с.

8. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания [текст]. – Том 1 / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова // Под общ. Ред. Л. И. Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002.

9. Шингаев С. Психологический портрет педагога: взгляд с точки зрения социального здоровья [текст] // Психология обучения. – 2009. – № 10.

Дата публикации: 25.04.2017

Аргументы для сочинения по слеждующим проблемам:

Проблема роли учителя в жизни человека

Роль учителя в формировании личности ребенка

Какую роль играет учитель в формировании личности?

Какова роль учителя в жизни человека?

Каким должен быть настоящий учитель (педагог)?

Какими качествами должен быть наделен настоящий учитель?

Пробелама отношения к учителям.

Как относятся выпускники к своим учителям?

Возможные тезисы:

  1. Учитель оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка
  2. Настоящий учитель стремится не только передать детям знания, но и привить важные нравственные качества
  3. Для некоторых людей именно учитель становится эталоном доброты и человечности
  4. Истинный педагог искренне любит своих учеников и волнуется за судьбу каждого из них
  5. Многие выпускники всю жизнь с благодарностью вспоминают некоторых учителей

Готовые аргументы:


В повести «Первый учитель» Чингиз Айтманов демонстрирует влияние учителя на будущее ребенка. Герой произведения Дюйшен, сам читавший по слогам, организовал школу для бедных детей. Он верил, что детей ждет совсем другая жизнь. Именно этот учитель сыграл огромную роль в жизни сироты Алтынай. Дюйшен наполнил ее сердце теплом, переживал за нее. Благодаря ему Алтынай уехала учиться в город, а после стала академиком.

Чингиз Айтманов повесть «Первый учитель»

Учитель Дюйшен считал своей обязанностью не только учить детей грамоте, но и заботиться об их будущем. Алтынай, одной из учениц, было всего пятнадцать, когда тетка отдала ее в жены жестокому мужчине. Дюйшен, рискуя жизнью, защищал девочку, но не справился. Чуть позже он появился с милиционерами, спас Алтынай, отправив ее учиться в город.

В. Распутин повесть «Урок французского»


Лидия Михайловна не смогла остаться равнодушной, зная, что ее ученик «недоедает». После тщетной попытки, отправить посылку Володе, педагог решается на риск: она играет с мальчиком на деньги, намеренно поддаваясь. Узнав об этом, директор школы уволил Веру. Поступок учительницы навсегда остался в памяти мальчика: это был главный урок в его жизни - урок человечности и великодушия.

В. Быков повесть «Обелиск»

До последней минуты жизни нес ответственность за своих учеников Алесь Иванович. Мороз продолжал вести уроки, несмотря на войну. Узнав, что его ребят схватили немцы, он отправился к фашистам, осознавая возможные последствия. Алесю удалось спасти только одного мальчишку Миклашевича, и он принял смерть вместе с остальными учениками.

А. И. Куприн рассказ «Тапер»


Жизнь четырнадцатилетнего тапера Юрия Агазарова решительно изменил А. Г. Рубинштейн. Мальчик не мечтал о великом будущем, но композитор, услышав его игру на балу, забрал парнишку с собой. Видимо, Антон Григорьевич разглядел в мальчике талант и, что очень важно, поверил в него. Впоследствии Юра стал известным композитором, но никому не поведал о «священных словах», которые сказал ему наставник в день знакомства.

Евдокия Савельевна никогда не была равнодушна к ученикам, именно поэтому она старалась выделять «незаметных» ребят, а для выпускников устраивала встречи, куда приходили повара, сантехники, слесари - в общем всякая «серость». Этого никак не могла понять Оля, учившаяся в элитной художественной школе. Учительница же считала, что важно не только передать детям знания, но и привить такое важное качество, как человечность.

А. Г. Алексин повесть «Безумная Евдокия»


Евдокия Савельевна была внимательна к каждому ученику, в том числе и к избалованной Оле. Девочка не любила «классную» и прозвала ее Безумной Евдокией. Несмотря на упрямство родителей, учительнице удалось донести до них, что девочка любит только себя, и заставить их задуматься об этом.

Профессию учитель нельзя списать во времени. Испокон веков и до скончания времен учителя востребованы в любом обществе, ведь именно они формируют социальную среду, они готовят кузницу кадров, они адаптируют к жизни наше будущее поколении столетие за столетием.

Любой человек испытывает потребность в поиске знаний, в постижении мира, и, как следствие, потребность в следовании за наставником и учителем, взрослым и мудрым, который помогает разбираться в трудных вопросах жизни. Главный учитель мусульман, сам Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Стремление получить знания обязательно для каждого мусульманина» (передано Анас Б. Малик)

В народе принято говорить: «Кто войдет в мир знания один, тот один оттуда и выйдет»
Известно, что с самого рождения человек воспринимает окружающую действительность не на основе собственного опыта, которым он фактически не обладает в младенчестве, а под влиянием взрослых, обладающих престижем и компетентностью. И учитель фактически признан удовлетворять стремление человека к знанию, а так же максимально мотивировать его на этот путь.

В повседневности учителем принято считать не только того, кто обучил грамоте, счету, письму и чтению; по сути, любой человек, который научил другого какому угодно виду мастерства, по праву возвышенно называется учителем. Но если речь идет о профессиональных педагогах, преподавателях, воспитателях, наставниках и тренерах, то с уверенностью можно сказать, что достойно носить благородный титул учителя по праву заслуживает человек одаренный и талантливый.

Задача учителя суметь приобщить ученика к науке, удовлетворить базисные потребности, то есть организовать общие совместные с ним переживания красоты мысли, удивления, радости открытий, собственных удач и достижений.

Только тот сможет этого добиться, кто смог сохранить в себе самом живую энергию ребенка и пронести ее сквозь рутину официального образования и трудности взрослого выживания. Дмитрий Иванович Писарев говорил: «В воспитании все дело в том, кто воспитатель»

У каждого из нас был свой первый учитель, тот, который тем или иным способом повлиял на формирование нашей личности, на наш процесс совершенствования. И важно помнить при этом, что помимо общеобразовательного развития индивидуума, педагог берет на себя ответственность за его духовно-нравственное образование.

Главная функция учителя, скорее всего, именно в этом и заключается, - в формировании духовного мира молодежи, в определении правил и убеждений общежития человечества в целом. Учитель с малолетства прививает понятия общечеловеческих ценностей, прав, эстетики и культуры, воспитывает правильные представления о мире, учит регулировать свое поведение в соответствии с этими представлениями, учит жить по принципам доброты и милосердия, терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.

Немецкий педагог, живший в середине 1800 годах, Адольф Дистервег, на основе личного опыта утверждал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».

Особо надо отметить роль учителя в формировании отношения к самому себе, в формировании личной самооценки. И не смотря на то, что развитие человека происходит на протяжении всей жизни, основы социализации человека происходят именно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Преподаватель должен мастерски проявлять рационализацию и сочувствие, уметь выравнивать культурно-образовательные возможности каждого ребенка индивидуально. А ведь это колоссальный труд.

Период начальной школы - это период интенсивного роста, укрепления организма, и развитие всех основных его функций. Именно в школе дети впервые попадают в различные конфликтные ситуации, и здесь авторитет педагога и его личный пример и позитивное воздействие помогают ребенку вовремя корректировать и преодолевать трудности общения со сверстниками, повышая тем самым статус ребенка.

Подростковый возраст для учебно-воспитательных процессов может быть более сложным для учителя. В таком возрасте у молодых людей возникает раннее чувство взрослости, вызывающее стремление избавиться от опеки старших (и родителей, и учителей), а отсюда известный негативизм в поведении, сопротивление воспитательным воздействиям, склонность к противоречию, отстаивание своих прав и желание поступать по-своему. И здесь учителю очень важно суметь добиться у старшеклассников доверия и уважения, чтобы стать действительно их духовным наставником, помочь им разобраться в волнующих их вопросах, определить свое место в жизни.

Нельзя оставить без внимания отношение ученика к учителю, ведь если учесть ту огромную роль, которую педагог играет в жизни человека, то ученик должен оставаться на всю жизнь благодарным учителю.
Посланник Аллаха говорил: «Не из моей общины тот, кто не уважает старшего, не милосерден к младшему и не отдает должное тем, кто обладает знаниями», а так же: «Изучайте науку, приобретайте знания и уясните, что для знания и для науки нужно терпение с теми, у кого вы приобретаете знания».

В уникальном пособии для ищущего знания говорится: «Искатель знания должен подумать и попросить у Аллаха помощи в выборе того, у кого он будет перенимать знание и учиться благонравию и благовоспитанности. И пусть он будет, если это возможно, из тех, кто полностью для этого подготовлен, кто известен своими добротой, благородством, добродетельностью и нравственной чистотой. Искатель знания не должен стремиться приумножить свое знание, обучаясь у того, кто недостаточно благочестив и набожен или кто не обладает благим нравом».

Учитель в жизни человека, в его формировании выполняет огромную функцию. Это тот, кто содействует превращению ребенка в полноценную гармоничную личность. Профессия учителя безусловно трудная, ведь очень тяжело бывает разбудить в детях стремление работать над собой и воспитывать отзывчивость сердца.

Родители, доверяя свое чадо, как правило, малознакомому учителю в школе, должны максимально ответственно подойти к выбору первого преподавателя. Это ключевой, кардинально важный момент. По всей видимости, лучше даже познакомить ребенка с будущим учителем заранее, чтобы по возможности можно было определить, наладится ли между ними контакт, установится ли внутренняя связь, совпадает ли темперамент, потому как первое впечатление - самое важное, оно формирует последующее восприятие всего процесса обучения.

Первый учитель у ребенка должен быть безупречен во всем, как по Чехову: «... и душа, и одежда, и мысли...» Для формирования эстетического восприятия классная дама должна быть приятна на глаз, не как серый сухарь, в скучно коричнево-черном, и не как клоун на маскараде! В одежде все должно быть в меру: скромно и красиво. Ее голос должен приятно радовать слух, интонации не убаюкивать, а заинтересовывать. Поверьте, слушать писклявый голос, напоминающий комариный писк, не только бесполезно для усваивания материала, но и вредно для формирования слуха.

Необходимо преподавателю обладать такими качествами, как понимание, безусловная поддержка, любовь к ученикам, умение с мудростью рисковать в пикантные моменты, своевременная невозмутимость и, конечно же, творческий подход во всем! Не менее важным является уверенность в себе и профессионализм педагога, то есть его умение передавать знания, доносить их в понятной и легко усваиваемой форме, для этого надо любить свой предмет, как минимум. Наверное, учитель должен сам постоянно учиться, иначе как может научить детей человек, который не умеет этого делать сам?

Мы говорим об Учителе с большой буквы, не столько как о человеке, который преподает какой-то предмет, а именно о том Учителе, который является для детей ведущим ориентиром. Гармоничный и живой, самосовершенствующийся, не относящийся к детям как к досадной обязанности учитель - надежный фундамент для нашего будущего поколения. Как сегодня говорят молодые, open-minded: свободный, непредубежденный, открытый.

Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих трудов: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Иван Ефремов: Таис Афинская Иван Ефремов: Таис Афинская Что болит в левом боку под ребрами? Что болит в левом боку под ребрами?