Термины по юридической педагогике. Объект, предмет и цели юридической педагогики. Правовое государство, правопорядок и педагогика

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

ПРЕДИСЛОВИЕ

Обязательное изучение педагогики во всех высших образо­вательных учреждениях России предусмотрено учебными пла­нами. Она изучается и в системе среднего, а порой и началь­ного профессионального образования сотрудников правоохра­нительных органов, но на практике изучение нередко строится в отрыве от правоохранительной деятельности. Основная при­чина этого - плохое знание организаторами образования разветвленной системы специального педагогического знания - юридической педагогики. Практически отсутствуют изданные массовым тиражом пособия и учебники по ней . Имеющиеся учебники под названием «Педагогика» ориентированы на сту­дентов педагогических вузов и подготовку их в качестве учи­телей, на работу с детьми и реально являются учебниками по школьной педагогике. Естественно, что они мало пригодны для подготовки специалистов правоохранительных органов, ко­торым придется работать в среде взрослых людей, преимущест­венно со взрослыми людьми, в процессе труда, а не учебы, и не простого труда, а связанного с укреплением законности, правопорядка и борьбой с преступностью. Педагогические про­блемы, возникающие перед ними, своеобразны, как и педаго­гические способы их решения.

Юридическая педагогика - особая область научного педаго­гического знания - юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики. Ис­токи ее знания по отдельным юридическим проблемам можно найти в публикациях XVIII в. и ранее, но окончательно она сло­жилась и получила свое нынешнее название только в конце XX в. . Ее основная цель - всемерное способствование созданию в Рос­сии правового общества, укреплению законности и правопоряд­ка, а специальная - познание юридико-педагогических явлений, существующих в правовой сфере, разработка системы научных знаний о них, а также педагогически обоснованных и эффек­тивных путей укрепления законности и правопорядка, оказание помощи всем, кто занимается этим на практике. Значение ее особенно велико при современных трудностях укрепления за­конности и правопорядка, правовоспитания населения, борьбы с преступностью, работы с кадрами правоохранительных органов.

Учебник ориентирован на изучение педагогики в образова­тельных учреждениях юридического профиля, подготовку профес­сионалов для правоохранительных органов. В нем решаются две основные задачи: первая - общеобразовательная (федераль­ный компонент) - ознакомление студентов, курсантов, слу­шателей с основами педагогики (часть I) и вторая - профес­сионально-педагогическая - изучение юридической педаго­гики (части II и II I ).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Юридическая педагогика

К. М. Левитан

Москва - 2007

УДК 340.115(075)

Константин Михайлович Левитан -- доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русского, иностранных языков и культуры речи Уральской государственной юридической академии. Заслуженный работник высшей школы РФ, член Российской академии юридических наук. Автор более 150 научно-методических работ, в том числе «Личность педагога: становление и развитие», «Основы педагогической деонтологии», «Немецкий язык для студентов-юристов».

Рецензенты:

Горб В. Г., доктор педагогических наук, заведующий кафедрой современных образовательных технологий Уральской академии государственной службы;

Зеер Э. Ф., доктор психологических наук, профессор Российского профессионально-педагогического университета, член-корреспондент Российской академии образования.

Левитан К. М.

Л36 Юридическая педагогика: учебник / К. М. Левитан. -- М.: Норма, 2008. - 432 с.

ISBN 978-5-468-00150-9 (в пер.)

Книга является одним из первых учебников, в котором системно излагается курс «Педагогика высшей школы» для магистров, аспирантов и преподавателей юридических вузов с учетом специфики высшего юридического образования. Дается краткий очерк истории и современного состояния отечественного юридического образования; рассматриваются тенденции и проблемы развития юридического образования в России и за рубежом; анализируются его цели, содержание и методы; в приложении помещены тесты для самодиагностики и оценки личности преподавателя.

Для студентов системы дополнительного образования, магистрантов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов.

УДК 340.115(075)

ББК67.5я7-1

ISBN 978-5-468-00150-9

© Левитан К. М., 2008

© Перевалов В. Д., предисловие, 2008

© ООО «Издательство НОРМА», 2008

Предисловие

Глава 1. Педагогика как наука об образовании

1.1 Основные понятия педагогики

1.2 Система педагогических наук

1.3 Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании

1.4 Задачи курса педагогики для юристов

Глава 2. Цели и содержание образования

2.1 Понятие педагогического идеала

2.2 Цели образования

2.3 Технология постановки и достижения образовательных целей

2.4 Развитие и автономия личности

2.5 Основные модели педагогической деятельности

Глава 3. Из истории юридического образования

3.1 Гуманистическая концепция образования М. Пселла

3.2 Становление и развитие юридического образования в императорской России

3.3 Особенности советской системы юридического образования

3.4 Проблемы юридического образования в постсоветский период

Глава 4. Современное состояние и перспективы развития юридического образования

4.1 Цели и содержание юридического образования

4.2 Требования к профессиональным качествам личности юриста

4.3 Современные тенденции развития юридического образования

4.4 Сравнительно-педагогический анализ профессиональной подготовки юристов в России и за рубежом

Глава 5. Дидактика юридического образования

5.1 Основные понятия дидактики высшей школы

5.2 Реализация дидактических принципов в юридическом образовании

5.3 Формы и методы обучения

5.4 Классификация методов обучения

5.5 Современные образовательные технологии

Глава 6. Воспитание в юридическом вузе

6.1 Цели, принципы, содержание и методы воспитания

6.2 Деонтологическая подготовка юристов

6.3 Управление конфликтами

6.4 Профилактика и коррекция девиантного поведения

Глава 7. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя

7.1 Структура и содержание профессионально-педагогической компетентности преподавателя

7.2 Профессионально значимые качества личности преподавателя

7.3 Коммуникативная компетентность преподавателя

7.4 Самосовершенствование личности педагога

Приложения

Предисловие

Актуальность появления настоящего учебника обусловлена обострившимся в последние годы противоречием между резко возросшей общественной потребностью в достаточно большом количестве компетентных юристов, качество профессиональной подготовки которых должно соответствовать современным международным и внутригосударственным образовательным стандартам, и не удовлетворяющим этим критериям уровнем личностно-профессионального развития выпускников многих юридических вузов и факультетов. Очевидно, что повышение качества и эффективности юридического образования невозможно без высококлассных преподавателей-профессионалов. Преподаватели юридических вузов и факультетов, как правило, не имеют профессионального педагогического образования, а являются специалистами разных предметных областей, не ориентированных на деятельность в сфере образования. Нельзя забывать и о важной роли фонда актуальных педагогических знаний, умений и навыков юристов в их практической деятельности.

Эту актуальность усиливает почти полное отсутствие в стране учебников по педагогике юридического образования за исключением ведомственной педагогической литературы инструктивного характера для юридических вузов МВД России. Педагогика высшей школы, сложившаяся как самостоятельная дисциплина в системе повышения квалификации преподавателей вузов в 1980-е гг., предлагает научно обоснованный путь освоения новой для юристов профессионально-педагогической деятельности вместо копирования не всегда лучших педагогических образцов, трудных проб, ошибок и находок.

Автор учебника доктор педагогических наук, профессор К. М. Левитан почти 30 лет преподает в одном из передовых юридических вузов страны -- Уральской государственной юридической академии, отметившей в 2006 г. свой 75-летний юбилей. За эти годы в УрГЮА сформировались солидные научно-педагогические школы по многим отраслям права, накоплен богатый опыт профессионального образования высококвалифицированных юристов, проведены десятки научно-практических конференций различного уровня в поисках оптимальной модели юридического образования. Обобщение передового педагогического опыта в сфере юридического образования, анализ достижений современной педагогической науки, экспериментально-поисковая работа побудили автора разработать курс педагогики высшей школы, который он читает в магистратуре и институте повышения квалификации. Материалы этого курса легли в основу данного учебника.

Структура книги обусловлена авторским пониманием предмета юридической педагогики как исследования и проектирования учебно-воспитательного процесса в юридическом вузе и управления данным процессом. Исходя из этого в первых главах книги определяются основные понятия педагогики высшей школы как науки о высшем профессиональном образовании, месте педагогики в системе педагогических наук, раскрывается сущность компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании. Цель настоящей работы -- содействие повышению качества и эффективности юридического образования на основе исследования и проектирования учебно-воспитательного процесса в юридическом вузе и управления этим процессом. Также формулируются главные задачи курса в свете прогрессивных идей и концепций гуманистической педагогики, среди них:

содействие развитию педагогического мышления (усвоение идеи уникальности каждого человека; отношение к личности как высшей ценности; формирование представлений об активном, творческом характере человеческой личности; признание межличностных отношений в качестве главной движущей силы развития и источника психических новообразований личности, установление партнерских отношений между преподавателем и студентами; принятие идеи единства органической и духовной жизни человека с утверждением примата духовного начала, его ведущей роли в развитии личности специалиста);

ознакомление с современными трактовками предмета педагогики высшей школы и предмета юридической педагогики, изложение основных проблем и тенденций развития юридического образования в стране и за рубежом;

ознакомление с историей и современным состоянием юридического образования в России (основными подходами к определению целей высшего образования, в том числе юридического, методами обучения и воспитания студентов-юристов, способами педагогического контроля);

формирование установки на непрерывное образование в течение всей жизни и саморазвитие личности;

способствование усвоению норм педагогической этики в соответствии со спецификой профессиональной деятельности преподавателя юридического вуза.

Центральное место по своему значению занимают главы, посвященные дидактике юридического образования и воспитанию студентов-юристов, поскольку юридическое образование правомерно рассматривается автором как единый, неразрывный процесс обучения, воспитания и развития личности специалиста в юридическом вузе. Значительный интерес представляет освещение автором учебника способов реализации дидактических принципов в юридическом образовании, описание методов и форм обучения и современных образовательных технологий (личностно-ориентированного, модульно-рейтингового, проблемного, игрового, компьютерного обучения).

Научная новизна есть и в главе о воспитании в юридическом вузе. Здесь применительно к специфике юридической деятельности раскрываются цели, принципы, содержание и методы воспитания студентов-юристов, сущность и содержание деонтологической подготовки юристов, основы формирования конфликтной компетентности, причины и сущность девиантного поведения, способы его профилактики и коррекции. Изучение этих вопросов должно способствовать становлению компетентного юриста не только как узкого специалиста, оснащенного определенными знаниями, умениями и навыками, но и как высококультурного человека, обладающего социально ценными компетенциями и качествами личности с гуманистической направленностью.

Заключительная глава учебника посвящена личности основного субъекта организации образовательного процесса в юридическом вузе -- преподавателя. В ней подробно анализируются структура и содержание профессионально-педагогической компетентности преподавателя, профессионально значимые качества его личности, коммуникативная компетентность, организация, содержание и методы самосовершенствования личности педагога. Приложения содержат практико-ориентированные методические рекомендации по анализу и самоанализу педагогической деятельности преподавателя, а также тесты для самодиагностики и оценки его личности.

Надеюсь, что предлагаемый учебник будет способствовать профессионализации личности преподавателя юридического вуза, развитию его профессионально-педагогической компетентности, т. е. готовности и способности осуществлять образовательную деятельность в соответствии с педагогическими закономерностями юридического образования, ориентацией на гуманистические и демократические ценности, а также четко осознаваемой ответственностью за качественное исполнение своего профессионального долга и призвания.

В. Д. Перевалов,

ректор Уральской государственной

юридической академии,

заслуженный юрист РФ,

доктор юридических наук, профессор

Глава 1. Педагогика как наука об образовании

1.1 Основные понятия педагогики

Все люди так или иначе являются воспитателями. Кто-то, получив специальное педагогическое образование, занимается воспитанием и обучением детей и взрослых профессионально, остальные -- неосознанно или сознательно, ориентируясь на свой жизненный опыт и индивидуальные представления о должном поведении человека. Рождаясь чисто биологическим существом, индивид в процессе социализации, т. е. усвоения и активного воспроизводства социального опыта в общении и деятельности, приобретает социально значимые качества, становится личностью. Такое усвоение принятых в обществе норм поведения происходит путем подражания, идентификации с каким-то образцом в результате перенимания социального поведения тех, кто служит примером.

Естественно, преступные взгляды и способы поведения также могут формироваться на основе подражания успешным примерам и ситуациям в ходе социального взаимодействия. Отсюда вытекают необходимость и важность педагогических знаний для всех образованных людей, в первую очередь для тех, кто наряду с педагогическими работниками занят непосредственно в производственных системах «человек--человек», например, для юристов, социальных работников, руководителей всех рангов, актеров, врачей, работников сферы обслуживания и т. п.

Жизнедеятельность любого человека имеет педагогический аспект, так как неизбежно включает в себя взаимоотношения с детьми, родителями, супругой или супругом, товарищами, коллегами, руководителями, подчиненными и т. д., т. е. те сферы, где требуется оказание воздействия на людей с целью значительного изменения или частичной коррекции их поведения. Эффективность такого воздействия напрямую зависит от уровня педагогической грамотности того, кто выступает в роли воспитателя. А педагогическая грамотность предполагает изучение педагогики.

Педагогика -- это наука об образовании и развитии человека.

Термин «педагогика» происходит от двух греческих слов -- «дитя» и «вести» -- и буквально переводится «детовождение». Педагогом в Древней Греции назывался раб, сопровождавший ребенка своего господина в школу. Позднее слово «педагогика» стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства воспитания и обучения, причем не только детей, но и взрослых.

Овладение педагогической наукой, развитие научно-педагогического мышления не может происходить иначе, как через усвоение соответствующих научных категорий и понятий. Педагогику, как каждую отрасль знания, условно можно сравнить с гигантской пространственной решеткой, в узлах которой находятся понятия, отражающие объективные предметно-логические связи между явлениями внешнего мира и сохраняющие свою действенность для человеческой деятельности. Понятийно-терминологическая система представляет собой совокупность тех «кирпичиков», из которых уже выстроено «здание» современной науки и с помощью которых осуществляется выработка нового знания. Будучи проводниками научно-педагогической информации, понятия и термины способствуют адекватному постижению педагогической реальности и эффективному поведению. Основными понятиями педагогики являются: воспитание, обучение, образование, развитие личности, и соответственно, самовоспитание, самообучение, самообразование и саморазвитие личности.

Понятие «личность» -- одно из центральных в понятийно-терминологической системе гуманитарных и социальных наук. Подход к определению личности основывается на общем философско-психологическом различии понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Понятие человек выражает общеродовые черты, присущие человеческому существу, указывает на его принадлежность к человеческому роду. Понятие индивид обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, принадлежащего одновременно природе и человеческому обществу. Понятие личность фиксирует общественно значимые черты человека, меру его социальности, а понятие индивидуальность выражает способ ее бытия как субъекта самостоятельной деятельности.

Понятие личность, следовательно, включает в себя совокупность присущих индивиду социальных качеств, которые образовались у него на основе природных свойств (пол, темперамент и т. д.) в процессе активных взаимодействий с социальной средой (семья, школа и проч.) и деятельности (игровой, познавательной, трудовой). Личность человека представляет собой синтез всех его характеристик в уникальной структуре, которая определяется и изменяется в результате адаптации к социальной среде. Уровень развития личности характеризуется степенью сформированности социально значимых качеств, которые позволяют человеку управлять своими природными, биологическими инстинктами.

Развитие личности есть последовательные количественные и качественные прогрессивные и регрессивные изменения, которые происходят в ее структуре. Они затрагивают все сферы личности: потребностно-мотивационную, интеллектуальную, поведенческую. Личностное развитие не прекращается до момента смерти человека, изменяясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. В связи с этим возможны разные модели поведения для каждой стадии развития личности. Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс или регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения качеств.

Развитие личности учащегося является основной целью любой системы образования. Истоки самого понятия «образование» восходят к раннему Средневековью, соотносясь с понятиями «образ», «образ Божий». Образование с эпохи Возрождения понималось как постижение этого образа и следование ему. Образование становится способом создания своего образа, своей личности.

Аналогичное содержание имеет немецкоязычный термин «Bildung» -- образование, корневой морфемой которого также является «образ» -- Bild. С позиций гуманитарного образования образованным человеком считается тот, кто может управлять своими природными инстинктами, делать сознательный нравственный выбор, устанавливать отношения с другими людьми, понимать основные взаимосвязи в окружающем мире, логически мыслить, размышлять об основных вопросах бытия: о смысле и цели жизни, смерти, возможностях человеческого разума и познания. Согласно классику немецкой философии И. Канту (1724--1804), образование -- это приобретение способности к разумному самоопределению и самосовершенствованию, способности вырабатывать собственные моральные убеждения и пользоваться своим разумом без руководства со стороны другого человека. Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци (1746--1827) рассматривал всестороннее общее образование как образование «головы, сердца и руки», т. е. развитие интеллекта, воспитание чувств и формирование практических трудовых навыков.

Образование возникло вместе с обществом и стало органичной частью его жизни. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми условиями и факторами существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными. История человеческого общества свидетельствует, что больших успехов в развитии всегда достигали те народы и государства, у которых образование было поставлено лучше. Образование ориентировано на характер и ценности культуры, освоение ее достижений и ее воспроизводство, принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие. Культура понимается как система сознания и образцов поведения людей, предметов и явлений в жизни общества, воспроизводящаяся при смене поколений.

Термин «образование» употребляется обычно в трех значениях:

для обозначения системы образования;

для обозначения образовательного процесса;

для характеристики результата этого процесса.

Понятие «система образования» раскрывается в ст. 8 Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ): «Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;

объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования».

Следовательно, система образования может быть государственной, частной, муниципальной или федеральной. Она характеризуется уровневостью: дошкольное, школьное (начальная, средняя, старшая ступень); высшее (бакалавриат, подготовка специалиста, магистратура); повышение квалификации; аспирантура, докторантура.

Образование имеет профиль: общее, специальное (естественно-научное, математическое, юридическое и т. д.). Для каждого уровня характерны определенные образовательные учреждения: детские сады, школы, гимназии, лицеи, институты, университеты, академии со своими организационными формами обучения -- урок, лекция, семинар и т. п. -- и специфическими формами контроля -- опрос, зачет, экзамен и др. Обязательный минимум каждой образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом (ст. 9 Закона РФ «Об образовании»).

Образование как процесс определяется в преамбуле Закона РФ «Об образовании»: «Под образованием... понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государственных образовательных уровней (образовательных цензов)».

Исходя из данного определения, важно подчеркнуть, что в настоящее время образование рассматривается в качестве главного инструмента культурной преемственности поколений, что обучение и воспитание суть стороны единого процесса образования. Образование понимается сегодня как плодотворный процесс соединения знаний с качествами личности, вследствие чего эти знания, сформированные умения, установки и мировоззрение приобретают индивидуализированный образ, позитивно преображая личность. Непрерывность образования в настоящее время выступает в качестве его основной черты как процесса, который не прекращается до конца сознательной жизни человека, а лишь видоизменяется по целям, содержанию и формам.

Образование как результат подразумевает совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, а также интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, сформированных в результате обучения и воспитания в определенной образовательной системе. В этом смысле можно говорить об общем или профессиональном, широком или недостаточном образовании. Стандартизированные требования к знаниям, умениям, навыкам, качествам выпускника специального учебного заведения содержатся в так называемых профессионально-квалификационных характеристиках. Например, международный стандарт специалиста с высшим образованием, рекомендованный ЮНЕСКО, предполагает, в частности, владение одним или двумя иностранными языками и компьютером. Важно подчеркнуть, что любое образование, общее или профессиональное, должно обязательно включать воспитание личной ответственности каждого за использование тех или иных знаний и умений.

Образованный человек сегодня должен быть:

ответственным за осуществление гуманистических ценностей;

способным это делать;

терпимым (диалогичным) по отношению к инакомыслящим людям.

Можно согласиться с древним афоризмом: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».

Образование человека осуществляется через его воспитание и обучение. Понятие «воспитание» употребляется в педагогике в широком и узком смыслах. В широком смысле воспитание -- это передача социального опыта, знаний, умений, нравственных и правовых норм, духовных ценностей от старших поколений младшим. В узком смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека с целью формирования (сохранения) у него желательных и устранения нежелательных установок и способов поведения.

В современном обществе действует целый ряд институтов, занимающихся воспитанием: семья, образовательные учреждения различного типа, средства массовой информации (СМИ), литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. В этой ситуации нередко возникают вопросы о том, кто более других ответствен за воспитание людей; стоит ли винить только семью или педагогов в неудачах воспитания; какова роль СМИ в формировании поведенческих установок молодежи и т. д. Очевидно, что инструментом координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов может стать ориентация на многовековые общечеловеческие ценности, нашедшие отражение как в заповедях всех мировых религий, так и в сводах писаных и неписаных правил человеческого общежития.

Анализируя понятие «воспитание», можно выделить в нем четыре аспекта:

воспитатель;

целенаправленные действия воспитателя;

воспитываемый;

поведение воспитываемого, которое хочет изменить воспитатель.

Этот анализ позволяет высветить процессуальный характер воспитания: то или иное поведение воспитываемого зависит от успешных или неудачных действий воспитателя. Исходя из цели, которую намеревается достичь воспитатель в процессе изменения поведения воспитываемого, воспитание можно рассматривать как формирование социальной зрелости, деловой и социальной компетентности, самостоятельности воспитанника, а также как включение в социум и культуру. В педагогике различают интенциональное (направленное, сознательное) и функциональное (ненамеренное, неосознанное) воспитание, а также опосредованное воспитание и самовоспитание.

Таблица 1 - Содержание понятия «воспитание»

Аспект

С точки зрения общества

Процесс становления социальной зрелости, самостоятельности.

Включение в социум, усвоение социальных ценностей, норм, статусов и ролей (социализация). Включение в культуру

С точки зрения воспитателя

Формирование социальной зрелости: все сознательные, намеренные, целенаправленные, а также неосознанные, спонтанные действия воспитателя по формированию желательных и устранению нежелательных установок и способов поведения

С точки зрения воспитываемого

Воздействие других людей, процесс социальной адаптации, приобретение социальной зрелости, самостоятельности

С точки зрения всех названных участников воспитательного процесса

Взаимовлияние, социальное взаимодействие и коммуникация

Таким образом, воспитание есть исторически определенный способ социокультурного воспроизводства человека, представляющий собой единство воспитательных воздействий и собственной активности воспитываемого.

Объем содержания понятий «воспитание» и «обучение» частично совпадает. Не бывает воспитания без обучения и обучения без воспитания, тем более что они составляют единый процесс образования человека. Обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, а воспитание направлено преимущественно на усвоение воспитуемым определенных ценностей. Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленный двусторонний процесс передачи и усвоения социокультурного опыта (знаний, умений, навыков) в специально организованных условиях (семья, школа, вуз и т. д.). Знания -- это адекватное отражение в сознании человека объективной действительности в виде представлений, понятий, теорий, законов. Умения -- владение практическими и теоретическими действиями на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков. Навыки -- действия, доведенные до автоматизма путем многократных упражнений.

В обучении, как и в воспитании, различаются две взаимосвязанные стороны образовательного процесса: обучение, осуществляемое педагогом, и учение, осуществляемое учащимся. Деятельность обучения, педагогическая деятельность, определяется соответствующей программой, которая охватывает цели и задачи, принципы, содержание и методы, средства и формы, контроль и оценку результатов обучения. Учение -- это целенаправленный, сознательный процесс присвоения учащимся передаваемого ему общественно-исторического опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта (индивидуализированной системы знаний, умений, навыков). Обучение выступает условием, основой и средством личностного развития человека.

Педагогика как наука выполняет три основные функции: теоретическую (исследование способов и путей передачи и получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы), прикладную (по отношению к другим наукам), практическую (по совершенствованию конкретной практики обучения и воспитания человека). Предмет педагогики -- исследование сущности образования и развития личности и разработка на этой основе теории и методики образования как специально организованного и управляемого процесса.

С учетом вышеизложенного педагогику можно определить как науку о специально организованных процессах изменения внутреннего образа человека, в которых происходит изменение потребностей (воспитание), норм (обучение), способностей (развитие).

1.2 Система педагогических наук

Определив предмет педагогики как целенаправленный процесс образования и развития личности в условиях ее воспитания и обучения, можно констатировать, что изучаемый предмет является весьма сложным, многоаспектным и обнаруживает большое количество связей и опосредовании. Педагогика, зародившаяся в недрах философии, представляет в настоящее время разветвленную систему научных знаний. Каждая педагогическая отрасль определяется особенностями предмета изучения.

В системе педагогических наук выделяют следующие основные дисциплины.

Общая педагогика -- изучает общие закономерности воспитания, обучения и развития человека независимо от его возраста и типа образовательного учреждения. Состоит из следующих разделов: общие основы, теория воспитания, теория обучения (дидактика), теория организации и управления в системе образования.

История педагогики -- исследует развитие педагогических идей и представлений в прошлом, изучает педагогическую реальность в различных странах в разные эпохи, жизнь и деятельность выдающихся педагогов, занимается интерпретацией педагогических текстов.

Возрастная педагогика -- включает в себя дошкольную педагогику (изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста) и школьную педагогику (исследует закономерности воспитания, обучения и развития учащихся в системе среднего образования).

Педагогика высшей школы -- изучает закономерности образовательного процесса в условиях высшего учебного заведения.

Специальная педагогика -- разрабатывает проблемы обучения и воспитания людей с различными нарушениями и отклонениями в развитии. В зависимости от вида дефектов здесь выделяют следующие направления: сурдопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания глухих и глухонемых, тифлопедагогика -- слепых, олигофренопедагогика -- умственно отсталых, логопедагогика -- людей с дефектами речи.

Социальная педагогика -- исследует проблемы воспитания, социальной реабилитации и педагогической помощи людям в определенных социальных условиях (безработные, бедные, беспризорные, бездомные, наркоманы, алкоголики, правонарушители и проч.). Социальная педагогика разрабатывает научные основы социальной работы, которая направлена на оказание помощи людям всех возрастных групп с целью преодоления их социальных и психологических трудностей.

Исправительно-трудовая (коррекционная) педагогика -- изучает вопросы перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

Андрагогика (образование взрослых) -- занимается обучением и развитием взрослых людей, включая повышение квалификации и переквалификацию работников, приобретение новой профессии.

Кроме того, некоторые исследователи выделяют следующие отрасли педагогической науки, предмет изучения которых понятен из их названия: военная педагогика, профессиональная педагогика, семейная педагогика, сексуальное воспитание, педагогика СМИ, педагогика досуга. Особую группу педагогических наук составляют так называемые предметные методики, исследующие содержание, формы, методы преподавания и изучения конкретных учебных предметов во всех типах образовательных учреждений.

Педагогика развивается в тесной взаимосвязи с другими науками, в первую очередь, с теми, в центре исследования которых находится человек. Изучение философии, социологии, этики и эстетики способствует адекватному пониманию педагогами закономерностей развития человека и общества, правильному определению педагогического идеала и целей образования. Философские знания образуют методологическую основу научно-педагогических исследований и педагогических теорий. Так, в основу долгое время определявшей развитие советской школы концепции политехнического образования и теории трудового обучения в коллективе А. С. Макаренко были положены соответствующие идеи К. Маркса и Ф. Энгельса. А получившая широкое распространение в последнее время концепция личностно-ориентированного образования базируется на философских постулатах Ж. П. Сартра, Э. Фромма, К. Ясперса. Очевидно, что этическое или эстетическое воспитание может быть эффективным, только опираясь на результаты фундаментальных исследований в соответствующих областях науки.

Особенно тесно педагогика связана с психологией и физиологией. Развитие способностей человека, его личности в целом невозможно без понимания его биологической сущности: природных задатков, типологических особенностей нервной системы, функционирования органов чувств, других физиологических систем. По мнению выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского (1824--1871), каждый учитель обязан быть практическим психологом. Используя выявленные психологией закономерности развития психики человека, педагогика повышает эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении воспитываемого.

На стыке с педагогикой возникают пограничные отрасли. Педагогическая психология исследует механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе. Педагогическая этика изучает специфические особенности профессиональной морали педагогов. Педагогическая деонтология -- наука о должном поведении педагогических работников -- исследует всю совокупность формализованных и неформализованных норм профессионального поведения и деятельности педагогов. Школьная гигиена изучает и определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся. Этнопедагогика занимается изучением обычаев и традиций различных народов в обучении и воспитании.

Предмет педагогики составляет вся педагогическая действительность. С тех пор как педагогика сформировалась как самостоятельная наука, не прекращаются дискуссии о соотношении педагогической теории и практики. В вышедшей в 1867 г. книге «Человек как предмет воспитания» Ушинский утверждал, что педагогика -- это самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое искусство, которое опирается на науку и, кроме знаний, требует способностей и наклонностей. Это суждение о педагогике как искусстве становится понятным, если вспомнить, что все свои великолепные педагогические сочинения Ушинский создал на основе анализа собственного обширного опыта преподавания в Демидовском юридическом лицее г. Ярославля, Гатчинском сиротском институте и в Смольном институте благородных девиц.

Ушинский не имел специального педагогического образования, он блестяще закончил юридический факультет Московского университета, Совет которого присудил ему в 20 лет степень кандидата юриспруденции. Усиленно занимаясь самообразованием, Ушинский глубоко изучал философию и иностранные языки. Свободно владел английским, немецким, французским. Читал в оригинале труды Ф. Бэкона, Г. В. Ф. Гегеля, П. А. Гольбаха, Р. Декарта, Д. Дидро, И. Канта, Дж. Милля, Ж. Ж. Руссо. Был направлен для ознакомления с организацией школьного образования за границу, где в течение пяти лет посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию, Италию. До 1917 г. вышло более 10 млн экземпляров книг Ушинского; среди них выдержавший 187 переизданий учебник «Родное слово» и блестящий труд 24-летнего профессора «О камеральном образовании» Камеральные науки -- цикл административных и финансово-экономических дисциплин в российских университетах XIX в..

Сегодня никто не отрицает научный статус педагогики. Педагогическая теория и практика развиваются в неразрывной взаимосвязи и взаимовлиянии. Успехи педагогов могут быть обусловлены как глубокими знаниями и умелым применением педагогической теории, так и искусством педагогического воздействия благодаря многолетней практике. В любом случае педагог в своей деятельности, как каждый человек, руководствуется определенными представлениями, личным опытом или научными теориями. Вопрос заключается в том, что это за представления и теории, насколько они научно обоснованны и эффективны.

Большинство людей в процессе педагогического взаимодействия с другими ориентируются на личный жизненный опыт, который можно обозначить как «личную теорию». Однако личный опыт нельзя обобщать и переносить на все ситуации, как это часто случается. Опасность «личной теории» заключается в том, что устанавливаемые взаимосвязи являются часто неправильными или далеко не в полной мере отражают педагогическую действительность. А это может иметь фатальные последствия и для воспитываемого, и для воспитателя.

«Личной теории» противостоит научная теория, т. е. знания, полученные научно адекватными методами. Научная теория устанавливает и объясняет важные взаимосвязи и помогает практикам действовать педагогически более эффективно и рационально. В отличие от «личной теории» для научной теории характерны объективность и проверяемость, общезначимость, непротиворечивость и целостность. Научные теории позволяют прогнозировать педагогические ситуации и способы поведения, избегать работы вслепую; они являются ориентировочной основой профессионального поведения педагогов и помогают им осмыслять свою деятельность в научных понятиях.

Таким образом, педагогика как наука имеет четко выделенный предмет исследования, собственные методы и понятийно-категориальный аппарат, зафиксированные в виде законов и закономерностей объективные связи между факторами, процессами, составляющими предмет изучения. Установленные закономерности и законы позволяют прогнозировать развитие педагогических процессов; педагогическая теория соединяется с практикой с помощью рекомендаций и правил.

1.3 Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании

Высшее профессиональное образование сегодня характеризуют процессы глобализации, гуманизации и фундаментализации, направленные на становление человека как культурно-исторического субъекта, способного к продуктивной переработке и претворению потенциала культуры в конкретные социально и профессионально значимые качества личности (компетенции). Это связано с новой ролью образования в современном мире, сверхзадачей которого становится опережающее конструирование новых социальных отношений в контексте активно развивающихся глобальной экономики, глобальной информационной среды, межкультурного диалога, интернационализации и стандартизации различных сфер жизнедеятельности людей разных стран мира. Происходящие в мире и России изменения в характере образования, его направленности, целях и содержании все больше ориентируют его на свободное развитие человека, творческую инициативу и самостоятельность обучающихся, конкурентоспособность и мобильность специалистов.

Концепции модернизации образования в различных странах мира объединяет процесс смены образовательной парадигмы, под которой в науковедении понимается исходная концептуальная модель (схема) постановки проблем и их решения с помощью определенных средств и методов. Новая образовательная парадигма ориентирована на формирование ключевых компетенций специалиста как результата образования в совокупности его мотивационно-ценностных и когнитивных составляющих.

В условиях ускоряющихся изменений в социальной, политической, правовой, экономической и производственно-технических сферах жизни вуз призван не только дать профессиональные знания, умения и навыки, но и сформировать ряд профессионально значимых и социально необходимых личностных качеств (компетенций) специалиста. Среди последних можно назвать следующие: культура системного профессионального мышления, коммуникативная культура, умение работать в команде, толерантность, стремление к самообразованию и саморазвитию, ответственность, организаторские и лидерские качества, устойчивость к постоянным изменениям социальной и природной среды, гибкость и креативность мышления, оптимальный стиль профессионального поведения, умение представлять свои личностные и профессиональные качества, культура здорового образа жизни.

При модернизации высшего профессионального образования европейские страны учитывают принципы и подходы, содержащиеся в международных документах об образовании, в частности в Болонской декларации 19 июня 1999 г., которую к настоящему времени вместе с Россией подписали 40 государств. Согласно этому документу к 2010 г. вся Европа должна иметь единую систему высшей школы с единым образовательным стандартом и признаваемыми дипломами выпускников вузов во всех государствах -- участниках Болонского процесса.

Основные положения Болонской декларации сводятся к следующему: принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней с тем, чтобы граждане могли эффективно использовать свои квалификации во всей зоне европейского высшего образования; установление системы кредитных единиц в процессе обучения и получения квалификаций, обеспечивающей как перезачетную, так и накопительную функции; содействие социальной и профессиональной мобильности студентов и преподавателей; содействие обеспечению стандартов высокого качества и сравнимости квалификаций во всей Европе; обучение в течение всей жизни; вовлечение вузов и учащихся как компетентных, активных и конструктивных партнеров в формирование и развитие зоны европейского высшего образования.

Данные положения и подходы созвучны разработанным ЮНЕСКО глобальным стратегиям развития образования в XXI в., согласно которым важнейшими функциями образовательных учреждений являются следующие: «научиться жить вместе», «научиться познавать», «научиться делать», «научиться жить». Исходя из этого, Совет Европы определил пять ключевых компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников высшей школы: социальная и политическая; межкультурная; коммуникативная, связанная с владением устно-речевым и письменным общением на родном и иностранных языках; связанная с возникновением информационного общества; связанная со способностью учиться на протяжении всей жизни в контексте своей профессиональной деятельности.

Все названные компетенции образуют социально-профессиональную компетентность специалиста. Анализ сущности этого понятия показывает, что акцент в нем смещается с понятийного поля «знаю, что» на поле «знаю, как». В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года также указывается, что школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

Каково же сущностное содержание ключевых компетенций специалиста, которые определяют качество современного образования?

Ориентированное на компетенции образование (competence-based education) начало формироваться в 70-е гг. XX в. в США. Зарубежные и отечественные исследователи компетенций (Дж. Равен, К. Скала, Р. Уайт, В. И. Байденко, Г. Э. Белицкая, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. А. Петровская, Ю. Г. Татур, Г. Халаж, Н. Хомский, В. Хутмахер, А. В. Хуторской) связывают это понятие, прежде всего, с категориями «готовность», «способность», а также с такими психологическими качествами, как ответственность и уверенность. В списке Равена насчитывается 37 видов компетенций, многие названия которых включают слова «готовность» и «способность», например, «готовность и способность обучаться самостоятельно», «готовность использовать новые идеи и инновации», «способность принимать решения», «способность к совместной работе ради достижения цели».

На основе анализа результатов многих исследований компетентностного подхода в образовании Зимняя теоретически обосновала и выделила три группы ключевых компетенций, их необходимую номенклатуру и входящие в каждую группу виды компетенций. Первую группу составляют относящиеся к самому человеку как личности компетенции: здоровьесбережения; ценностно-смысловой ориентации в мире; гражданственности; самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии. Вторую группу образуют относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной среды компетенции: социального взаимодействия с обществом, трудовым коллективом, семьей, друзьями, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность; в устной и письменной коммуникации. В третью группу входят относящиеся к деятельности человека компетенции: познавательной деятельности, включая постановку и решение проблем; учебной, игровой и трудовой деятельности; в сфере информационных технологий, включая компьютерную грамотность и владение интернет-технологиями См.: Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004..

Анализ тенденций развития высшего профессионального образования в мире свидетельствует о том, что повышение его качества и эффективности зависит не столько от учебных планов и количества аудиторных часов, сколько от личности преподавателя, способного воплощать свои установки, знания, умения и навыки в творческий потенциал учащихся. Сегодня чрезвычайно актуален вопрос о подготовке таких преподавателей, которые способны выстраивать междисциплинарные учебные планы, вступать в продуктивную коммуникацию с другими преподавателями, администрацией и студентами, использовать различные стили педагогической деятельности, постоянно повышать свою квалификацию. Развитие продуктивной учебной деятельности, автономии личности и креативности учащихся, естественно, требует, чтобы преподаватель сам обладал ярко выраженной педагогической индивидуальностью, креативностью, способностью к гибкому профессиональному поведению, творческому поиску и профессиональному самосовершенствованию.

Необходимым условием и средством самосовершенствования личности преподавателя является его постоянная рефлексия своей профессиональной деятельности. Развитие профессиональной рефлексии, адекватной самооценки становится сегодня одной из приоритетных задач профессиональной подготовки и повышения квалификации преподавателей, без решения которой вряд ли возможна какая-либо существенная модернизация высшего профессионального образования. В качестве инструмента измерения уровня сформированности профессионально значимых качеств личности преподавателя, ключевых компетенций, развития его рефлексивно-оценочного сознания необходимо широко использовать разработанные в педагогической деонтологии и психологии диагностические методики и технологии.

1.4 Задачи курса педагогики для юристов

Основной задачей педагогической науки является изучение педагогической действительности с целью накопления и систематизации научных знаний для понимания, объяснения и прогнозирования процессов обучения, воспитания, образования и развития человеческой личности. Познавая закономерности этих процессов, педагогика указывает практике наиболее рациональные пути и средства педагогического воздействия на личность, разрабатывает эффективные образовательные технологии и методики.

Другая задача педагогов-ученых заключается в исследовании и обосновании образовательных ценностей и норм, на основании которых должны определяться цели и содержание педагогической деятельности. Во все времена педагоги стремились помочь людям становиться лучше, развивать и реализовывать присущие им способности с наибольшей пользой для себя и для общества. С этих позиций педагогические знания необходимы и юристам, профессиональная деятельность которых постоянно предполагает взаимодействие с другими людьми. Но для того, чтобы помогать улучшаться другим, юрист сам должен быть образованным специалистом. Главной целью высшего юридического образования сегодня является содействие становлению демократической творческой конкурентоспособной личности специалиста, умеющего самостоятельно ставить и решать профессиональные проблемы в так называемом обществе риска.

В современной России именно от профессиональных юристов зависит максимально эффективное правовое регулирование общественных отношений, развитие демократии, укрепление законности и правопорядка. Поэтому в качестве непреходящей задачи педагогики для юристов следует назвать разработку и совершенствование научных основ высшего юридического образования, формирование ценностных ориентации и других профессионально значимых качеств.

Ценностные ориентации профессиональных юристов, для которых характерно, прежде всего, участие в государственном управлении, обусловливают степень индивидуального усвоения принципов и требований действующего права, меру убежденности в их необходимости и справедливости, готовность последовательно воплощать их в жизнь в процессе повседневной юридической деятельности. Индивидуализированная система ценностей юристов во многом определяет правовое развитие общества через создание новых и толкование устоявшихся юридических понятий, а также оценку тех или иных фактов социальной жизни и поведения людей.

Как показывает историческая практика, профессиональное сознание большинства юристов в силу их социального положения отличается консервативным, нередко даже реакционным характером. Согласно результатам большого социологического исследования профессионального сознания юристов, проведенного в нашей стране в середине 80-х гг. XX в., такое профессионально значимое качество, как демократичность оказалось на последнем (21-ом) месте в перечне необходимых юристу качеств. Только в конце этого списка можно отыскать и такие профессионально важные для творческой личности юриста качества, как самокритичность, самостоятельность, настойчивость и активность. Зато дисциплинированность -- неотъемлемое качество при штамповке «людей-винтиков» для государственной машины -- занимает достаточно высокое (6-е) место См.: Соколов Н. Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988. С. 202..

Естественно, наше сознание и поведение во многом определяются господствующими в данном обществе в данное время социально-экономическими отношениями. Однако всем нам, в первую очередь преподавателям и юристам, необходимо постоянно помнить об универсальном характере демократических ценностей, завоеванных с большим трудом и немалой кровью в течение веков европейскими народами. И, разумеется, в силу своих возможностей нужно стремиться к воплощению этих ценностей в жизнь.

Прежде всего это относится к основным правам и свободам человека, таким, как уважение достоинства человека, неприкосновенность жизни, запрет личной зависимости, рабства и пыток, защита от произвольного лишения свободы, запрет дискриминации по расовым, национальным, религиозным и другим мотивам, равноправие граждан, право на труд и свободный выбор профессии, свобода совести, информации, передвижения, избирательное право. И в качестве первостепенной задачи профессиональной деятельности юристов необходимо рассматривать обеспечение прав человека в своей стране и во всем мире в том виде, в каком они изложены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и в других соответствующих юридических документах.

Подобные документы

    Общая характеристика педагогической профессии, ее основные разновидности, структура и предъявляемые требования. Описание личности педагога, требования к его профессиональным и психологическим качествам. Специфика и категории педагогики в высшей школе.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2014

    Критерии развития личности преподавателя как профессионала. Характеристика основных педагогических задач - стратегических, оперативных и тактических. Субъективные условия развития профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы.

    реферат , добавлен 11.11.2013

    Сущность и структура педагогической деятельности, ее основные задачи. Личность и профессиональные способности преподавателя высшей школы. Принципы и правила успешного воспитания. Понятие и цель компетентностного подхода, стили педагогического общения.

    реферат , добавлен 01.12.2012

    Основные понятия о сущности и специфике педагогики высшей школы. Современные образовательные парадигмы. Цели и содержание высшего профессионального образования. Технология педагогического взаимодействия как условие эффективной педагогической деятельности.

    учебное пособие , добавлен 13.04.2012

    реферат , добавлен 24.04.2007

    Основные понятия педагогики, базовые категории дидактики. Цели и задачи преподавания, логика и структура обучения. Взаимосвязь обучения, методов образования и воспитания. Четыре уровня обучения В.П. Беспалько. Логико-дидактическая структура психологии.

    презентация , добавлен 16.02.2015

    Сущность высшего профессионального образования. Анализ трансформационных изменений в высшей школе. Разработка целостной социально-философской концепции развития высшей школы в ее динамическом взаимодействии с социумом. Предназначение и функции институтов.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Педагогические идеи в системе образования. Первые учебные заведения в России. Особенности развития высшего образования между Первой и Второй мировыми войнами. Современные тенденции развития образования за рубежом и перспективы российской высшей школы.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2014

    История становления и развития высшего образования. Основные задачи проведения лекций, практического и семинарского занятий, производственной и преддипломной практики, дипломной работы как основных информационно-методических компонент дидактики в ВУЗе.

    реферат , добавлен 12.09.2010

    Общее понятие о дидактике. Структура педагогического процесса. Законы и закономерности обучения в высшей школе. Цели профессионального образования. Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»

1. Роль науки и научного подхода в современном обществе и создании правового государства.

2. Связь правовой сферы государства и общества с педагогиче­ской сферой.

3. Основные группы социально-педагогических явлений.

4. Сущность понятий «юридико-педагогическая действительность» и «юридико-педагогические явления».

5. Общие методологические принципы пе­дагогической науки.

6. Характеристика педагогических фактов, закономерностей и меха­низмов.

7. Основные методы исследования юридико-педагогических проблем.

8. Макроструктура образовательно-педагогического процесса.

9. Основные условия эффективности образовательно-педагогического процесса.

10. Сущность и связь воспитанности человека и его воспитания.

11. Роль системы воспитательной работы в органах внутренних дел.

12. Характеристика педагогических принципов воспитания.

13. Основные методы воспитания.

14. Основные направления педагогической работы с коллек­тивом органа внутренних дел.

15. Проведение государственно-правового воспитания.

16. Место нравственного воспитания, правового воспитания, экзистенциального воспитания в органах внутренних дел.

17. Педагогическая характеристика профессиональной дефор­мации сотрудника ОВД.

18. Основные социально-педагогические и индивидуально-педагогические причины развития профессиональной деформации сотрудников ОВД.

19. Характеристика системы педагогической работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации сотрудников ОВД.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ УСВОЕНИЮ: Правовое государство и наука. Понятие о педагогике. Педагогическая и правовая действительность. Педагогические факты, закономерности, явления и механизмы. Основные педагогические свойства личности: воспитанность, образованность, обученность, развитость. Социально-педагогические явления. Социально-педагогическая среда и ее факторы. Социально-педагогические результаты. Педагогическая система. Методологические принципы педагогической науки. Воспитание. Воспитанность челове­ка. Воспита­тельная работа в органах внутренних дел.Принципы воспитания.Самовоспитание.Методы воспитания.Средства воспитания.Прие­мы воспитания. Специализированные аппараты по работе с личным составом.Неспециализированные субъекты воспитатель­ной работы.Государственно-профессиональное воспитание. Государственно-гражданское воспитание. Профессионально-правовое воспитание сотрудников.Общественно-государственное информирование.Общественно-государственная подготовка.Профессионально-нравственное воспитание.Экзистенциальное воспитание в органах внутренних дел.Профессиональная деформация личности сотрудника ОВД.

ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Основания юридической педагогики. Широко используемое в юриспруденции понятие «правовая действительность» подчеркивает, что правовая сфера - важная составляющая реальной жизни людей и общества в целом, обладающая своими закономерностями объективно-субъективного характера. Жизнь права в действительности - это то, что реально проявляется в юридически значимом поведении людей после того, как знание о праве прошло через их сознание. Непосредственным итогом усилий государства и общества по обеспечению жизни права выступает правопорядок - реальная правозаконность, степень воплощенности идеалов и принципов правового государства и право­вого общества, итоговый результат, достигнутый уровень законно­сти, фактическое правовое состояние,

Понятие «педагогическая действительность» также констатирует объективное существование в жизни общества и государства педаго­гической сферы , образующих ее педагогических явлений воспитания и воспитанности людей, образования и образованности, обучения и обученности, развития и развитости. Педагогическая действитель­ность, существуя в глобальной макросистеме государства и общест­ва и будучи взаимосвязанной с другими системами, и частности правовой, образует в ней особую систему. Находясь в зависимости от правовой сферы, она влияет на нее, сказываясь на реальной правозаконности и эффективности регулирующего влияния права на поведение граждан и успешность деятельности правоохранительных органов.

На стыке этих систем возникают и функционируют особые юридико-педагогические явления. Общепедагогические явления пред­ставлены в ней в трансформированном виде, обретая специфику, обусловленную взаимодействием правовых и педагогических законо­мерностей, условий, целей, задач, объектов, процессов, результатов, трудностей, средств, методов, относящихся одновременно и к юри­дической и к педагогической действительности. Таким образом, юри­дико-педагогические явления - это сплав влияний той и другой дей­ствительности.

Рассматривая сферу деятельности органов внутренних дел, надо отметить своеобразие юридико-педагогической действительности и юридико-педагогических явлений в ней. Юридико-педагогическая действительность и явления в ней об­наруживаются более массово, разнообразнее, рельефнее, со значи­тельной долей негатива, сложностями оптимизации при решении профессиональных задач и работе с кадрами, а поэтому они требуют постоянного пристального внимания и более высокой педагогической грамотности от всех категорий сотрудников.

Объект познания юридической педагогики - деятель­ность его органов, ее результаты и меры, направленные на повыше­ние ее эффективности.

Предмет познания юридической педагогики - педагоги­ческая действительность в сфере деятельности его органов, ее взаи­мосвязи и влияния на эту деятельность в их соответствии с процес­сами, происходящими в российском обществе, и задачами его циви­лизованного, демократического, правового развития.

Основная цель - изучение своеобразия и функционирования юридико-педагогической действительности, разработ­ка педагогических мер и помощь практике в повышении успешности решения профессиональных задач, выполнения социальной миссии органов внутренних дел и обеспечения достойной самореализации и самоутверждения в жизни их сотрудников.

Прикладной подход , реализуемый в данном учебнике, ориентиро­ван на повышенное внимание к практическим педагогическим разра­боткам и их научное обоснование.

Основные задачи прикладной юридической педагогики:

1) повышение научного юридико-педагогического уровня деятельности личного состава, формирование должного отношения его к использованию знаний юридической педагогики в службе и лич­ной жизни, повышение практической подготовленности к их ис­пользованию, содействие проникновению достижений юридиче­ской педагогики в практику органов МВД;

2) создание научной картины юридико-педагогической действи­тельности, присущей сфере деятельности органов МВД;

3) проведение педагогических исследований по актуальным практическим проблемам деятельности органов МВД;

4) участие в актуализации социальной ориентированности деятельности личного состава, исследование ее социально-педагогических аспектов, распространение социально-педагогических знаний, обучение социально-педагогическому подходу, внимательному отношению к гражданам, строгому соблюдению их прав и обеспе­чению законности;

5) всестороннее и углубленное педагогическое изучение кадро­вого обеспечения и всех его направлений в органах внутренних дел;

6) исследование и разработка педагогических мер по совершен­ствованию системы воспитания личного состава и всех его видов, а также превращение коллективов органов внутренних дел и их под­разделений в воспитывающие коллективы;

7) педагогическое содействие общему и профессиональному развитию личности сотрудников, профилактике и преодолению негативных отклонений в нем, проявляющихся в служебной деятель­ности и жизни;

8) повышение статуса и педагогического качества индивидуаль­ной работы с каждым сотрудником руководителей и работников кадровых аппаратов, обеспечение его прав, должной оценки дея­тельности, аттестования, стимулирования, профессионального рос­та и удовлетворенности службой;

9) повышение качества профессионального образования в сис­теме МВД и его новых форм на основе повышения научно-педагогического уровня и внедрения новых педагогических и ин­формационных технологий;

10) совершенствование методик преподавания юридических дисциплин, а также практической подготовки курсантов, слушате­лей, сотрудников;

11) разработка концепции, программ и программное обеспече­ние специальной учебной дисциплины «Юридическая педагогика в МВД» и ее изучение в системы профессионального образования и иных видах подготовки личного состава;

12) оптимизация педагогических систем подготовки сотрудни­ков ОВД к действиям в экстремальных условиях, к борьбе с терро­ризмом, к обеспечению личной безопасности и помощь в практи­ческом внедрении этих систем;

13) содействие качественной подготовке руководителей по педа­гогике управления в обычных и служебно-боевых условиях, текущее консультирование по педагогическим вопросам работы с сотрудни­ками и коллективом;

14) разработка системы профессионально-педагогической под­готовки работников кадровых аппаратов, других категорий сотруд­ников, содействие ее качественному проведению;

15) педагогическое изучение и помощь в расширении участия органов внутренних дел и каждого сотрудника в правовом воспита­ния, обучении, консультировании населения, в активном взаимо­действии при этом с работниками других структур, общественных формирований, средств массовой информации, искусства, культу­ры, семьи;

16) организация и совершенствование подготовки специалистов по юридико-педагогическим проблемам органов внутренних дел; содействие притоку на службу в них лиц с педагогическим образо­ванием, обеспечение их дополнительной подготовки по юридиче­ской педагогике в МВД; оказание научно-практической и методи­ческой помощи педагогам, работающим в органах;

17) разработка предложений по юридико-педагогическому обес­печению деятельности личного состава, систематизация этой дея­тельности в МВД;

18) организация общественно-педагогического движения в сис­теме МВД и секции педагогического общества России;

19) активизация подготовки кандидатов и докторов педагогиче­ских наук по юридико-педагогической проблематике,

20) изучение зарубежного опыта решения юридико-педагогичес­ких проблем, полицейской педагогики, а также возможностей и путей его использования в системе органов внутренних дел РФ.

Познанием юридико-педагогической действи­тельности призвана заниматься юридическая педагогика. Ее теоретической базой выступает общая педагогика - богатая на конструктив­ные идеи и обладающая огромным опытом наука. Вместе с тем юри­дическая педагогика не обычная (общая) педагогика с примерами из юридической практики, не педагогика для юристов.

Юридическая педагогика - это особая область научного педагогиче­ского знания - юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики.

Она опирается на разработки других отраслей педагогики: исто­рии педагогики, теории воспитания, теории обучения (дидактики), методики, возрастной педагогики, школоведения, дефектологии, со­циальной педагогики, этнопедагогики, семейной педагогики, педа­гогики управления, производственной педагогики, военной педаго­гики, педагогики спорта, сравнительной педагогики и др. Юриди­ческая педагогика является междисциплинарной областью научного знания, находящейся на стыке юридического и педагогического зна­ния, но по преобладающим признакам она отрасль педагогики, а не юриспруденции. Ее положение между юридической и педагогической науками определяет и ее название.

Традиционный для педагогики комплексный подход обусловли­вает тесноту связей юридической педагогики со всеми другими от­раслями педагогики и юридической науки, а также с социологией права, юридической психологией, общей теорией и психологией управления, организацией работы с персоналом, профессиональной деонтологией и этикой юриста и др.

Объект познания юридической педагогики - общий с юридиче­ской наукой: правовая сфера общества, законность и правопорядок, деятельность структур, органов и людей, целенаправленно занимав­шихся их укреплением. Общая у них и основная цель - всемерное способствование созданию в России правового общества, укреплению законности и правопорядка. Но существенно различие их по предмету познания. Юридическая наука имеет дело с правовой дей­ствительностью как особой системой социальных норм, правовых

форм деятельности государства и его подсистем, закономерностей их развития и т.п.

Предмет юридической педагогики иной - юридико-правовая действительность, т.е. педагогические факты, закономерности и ме­ханизмы образования, обучения, воспитания и развития, существую­щие, действующие в правовой сфере и влияющие на ее состояние, а также в обществе, но влияющие на состояние законности, право­порядка и деятельность правоохранительных органов. Познание юри-дико-педагогических явлений, относящихся к предмету юридиче­ской педагогики, разработка системы научных знаний о них, а также педагогически обоснованных и эффективных путей укрепления закон­ности и правопорядка, оказание помощи всем, кто занимается этим на практике, составляет специальную цель юридической педагогики.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Иван Ефремов: Таис Афинская Иван Ефремов: Таис Афинская Что болит в левом боку под ребрами? Что болит в левом боку под ребрами?