Тема урока: Вопросительно-относительные местоимения. "Английская грамматика - легко и увлекательно!"_(Бакаева И.И) Чем отличаются вопросительные местоимения от относительных

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока : Вопросительно-относительные местоимения.

Составила: Климова Александра Владимировна.

Класс : 6

Предмет : русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока : открытие нового знания

Цели урока :

Обучающая цель:

Сформировать умения правильно употреблять вопросительные и относительные местоимения в речи, учитывать особенности их склонения;

Выработать умение отличать относительные местоимения от вопросительных;

Расширить лексический запас учащихся;

Отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.

2.Развивающая цель:

Развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3.Воспитывающая цель:

- вызвать интерес к урокам русского языка.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: развивают этические чувства, доб рожелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.

Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправ ляют ошибки с помощью учителя.

Познавательные: составляют сложный план тек ста, умеют передавать содержание в развернутом виде.

Коммуникативные: при необходимости отстаи вают свою точку зрения, подтверждают аргумен ты фактами.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

1.Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II . Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1. Проверка домашнего задания.

Учащиеся зачитывают рассказы о том, как они проводят свободное время.

2. Объяснительный диктант.

Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нем, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясниться с ним, сожалеть о нем, подарил им

Зачитывают рассказы о том, как проводят свободное время.

Записывают объяснительный диктант, при проверке оценивают друг друга.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III . Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.

1. Беседа.

Назовите известные вам вопросительные местоимения.

Правильно. А где они используются?

Вопросительные местоимения, выступающие в иной функции, а именно используемые для связи частей сложного предложения, называются относительными. Они выполняют функцию члена предложения в придаточной части сложноподчиненного предложения. В этот разряд входят те же местоимения, что и в разряд вопросительных.

Все вопросительные местоимения изменяются по падежам, например:

И. п. – кто?

Р. п. – кого?

Д.п. – кому?

В. п. – кого?

Т. п. – кем?

П. п. – о ком?

По родам и числам из вопросительных местоимений не изменяются только местоимения кто? и что? При чтении предложений с вопросительными местоимениями нужно соблюдать вопросительную интонацию.

2. Чтение теоретического материала учебника на стр. 34 § 7.

Кто?, что?, какой?, который?, чей?, каков?, сколько?

Они используются в вопросительных конструкциях для уточнения лица, предмета, качеств и свойств предметов, их принадлежность кому-либо, чему-либо, а также очередности и качества.

Изменяют вопросительное местоимение по падежам.

Работают с теорией учебника в парах.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV . Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1. Работа с таблицей.

Заполните таблицу своими примерами местоимений. Придумайте с ними предложения.

Склоняется как

Пример местоимения

Предложение, иллюстрирующее пример

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

2. Самостоятельная работа.

Запишите все возможные формы слов (включая формы всех падежей, рода и числа)

Кто, какой, каков, чей, сколько, что.

3. Коллективная работа.

Определите, к какому разряду относятся местоимения в данных предложениях: к относительным или вопросительным.

Что такое, кто такой? Теперь я точно знаю, кто поедет на экскурсию. Что у вас происходит? Что тебе подарить на день рождения? Что хочешь, то и дари. Сколько стоит эта вещь? Теперь я знаю, сколько она стоит. Который час? Который раз повторяю, не шумите. Чья у тебя тетрадь? Интересно узнать, чьи это слова.

4. Диктант.

Запишите предложения, найдите вопросительные и относительные местоимения, подчеркните их как члены предложения.

Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине (М.Лермонтов). Плакала Сашка, как лес вырубали, ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! (Н.Некрасов). Кто там стучится у ворот? (С.Маршак). Как увядающее мило! Какая прелесть в нем для нас, когда что так цвело и жило, теперь, так немощно и хило, в последний улыбнется раз!.. (Ф.Тютчев).

5. Работа с учебником.

1) определение вопросительных и относительных местоимений в тексте.

Упр. 39.

2) «превращение» вопросительных местоимений в относительные и относительных в вопросительные.

Упр. 40, 41

3) склонение местоимений.

Упр. 42

4) анализ отрывка из рассказа «Живые часы».

Упр. 43.

Работают с таблицей в парах, заполняют примерами, при проверке оценивают друг друга.

Выполняют самостоятельную работу, при проверке оценивают друг друга.

Работают с предложениями в парах, определяют относительные и вопросительные местоимения.

Записывают предложения под диктовку, определяют грамматическую роль вопросительных и относительных местоимений. При проверке оценивают друг друга.

Выполняют тренировочные упражнения учебника.

Определяют роль вопросительных и относительных местоимений в тексте.

Изменяют вопросительные местоимения в относительные и наоборот.

Склоняют местоимения устно, в парах.

Анализируют отрывок из рассказа «Живые часы».

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Работа с рубрикой «Проверяем себя»

Расскажите об особенностях указательных местоимений.

Как изменяются определительные местоимения?

Почему вопросительные и относительные местоимения можно объединить в один разряд «вопросительно-относительные местоимения»?

Придумайте и запишите предложения, в которых одно и то же местоимение было бы то вопросительным, то относительным.

- Домашнее задание. § 7, словарный диктант на стр. 38.

Работают с рубрикой «Проверяем себя» в парах, дают ответы на вопросы, приводят примеры.

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

В русском языке относительные местоимения выполняют функцию союзных слов, соединяя друг с другом части сложноподчиненного предложения. В статье приведены синтаксические и грамматические признаки относительных местоимений с примерами, а также вопросы, на которые они отвечают в предложении.

Относительные местоимения – разряд местоимений по значению, представленный группой слов, которые указывают на предметы, признаки и количество. Относительные местоимения служат для соединения частей сложноподчиненного предложения, выполняют функцию союзных слов. Отвечают на вопросы: Кто? Что? Чей? Какой? Сколько?

Примеры относительных местоимений : кто, что, какой, который, каковой (каков), кой, чей, сколько.

Относительные местоимения в русском языке омонимичны вопросительным местоимениям, поэтому некоторые авторы выделяют их в один вопросительно-относительный разряд местоимений по значению. Кроме того, в ряде учебников к относительным местоимениям также относят местоименные наречия (как, где, когда, откуда и др.).

Грамматические признаки относительных местоимений

У относительных местоимений выделяют грамматические признаки рода, числа и падежа:

  • Местоимения какой, который, чей, кой, каковой изменяются по родам, числам, падежам. Местоимение каковой также имеет краткие формы.
  • Местоимения кто, что, сколько изменяются только по падежам.
Единственное число Множественное число
М. р. С. р. Ж. р.
И. п. кто чей чье чья чьи сколько
Р. п. кого чьего

которого

чьей чьих скольких
Д. п. кому чьему

которому

чьей чьим скольким
В. п. кого чей (чьего)

какой (какого)

который (которого)

чье чью чьи (чьих)

какие (каких)

которые (которых)

сколько (скольких)
Т. п. кем чьим чьей чьими

которыми

сколькими
П. п. о ком о чьем

о котором

о чьей

о которой

о чьих

о которых

о скольких

Местоимение кто обычно указывает на одушевленный предмет (лицо), местоимение что – на неодушевленный.

Вопросительно-относительные местоимения могут выполнять две функции: во-первых, выступать в качестве вопросительного сло­ва в вопросах, указывая на то, что именно неизвестно говорящему, а во-вторых, выступать в качестве союзных слов, связывая две части сложноподчиненного предложения. Иногда говорят о разных разрядах местоимений: вопросительных и относительных, так как они играют разные роли в языке, но мы объединяем их в один разряд, поскольку и вопросительные и относительные местоимения - это одни и те же слова: кто, что, какой, каков, который,

чей, сколько.

Вопросительные местоимения оформляют вопросительные пред­ложения: Что это? Какое сегодня число? Вопросительные местоиме­ния кто и что позволяют определить значение одушевленности или неодушевленности имени существительного: на вопрос кто? отвечают одушевленные существительные (Это кто? - Медведь), а на вопрос что? - неодушевленные (Это что? - Дом).

Независимо от пола действующего лица и от количества действую­щих лиц сказуемое при подлежащем кто обычно ставится в форме мужского рода единственного числа: А если кто для меня непонятен, так это моя бабушка, графиня Анна Федоровна (А. С. Пушкин).

Относительные местоимения встречаются в придаточных предложе­ниях, их нужно уметь отличать от омонимичных союзов. В отличие от союзов местоимения всегда являются членами предложения, отвечают на вопросы и заменяют слово, которое уже встречалось в главной части сложноподчиненного предложения или в предшествующем предложении.


Другие работы по этой теме:

  1. Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета или признака, а также служат для усиления отрицательного смысла всего предложения. Все отрицательные местоимения - производные, они образуются от...
  2. Указательные местоимения указывают на предмет, признак, количество, обстоятельства, выделяя их в речи. К указательным ме­стоимениям относятся: этот, тот, такой, таков, столько. Некоторые указательные местоимения характеризуют...
  3. Местоимения - особая группа именных слов, которые не назы­вают предметы, признаки и количество, а только указывают на них, то есть обладают “местоименной” семантикой. К местоимениям...
  4. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета собеседнику или любому другому лицу (предмету). К при­тяжательным местоимениям относятся следующие: мой, твой, наш, ваш, его, её, их, свой....
  5. Относительные прилагательные - это прилагательные, обозна­чающие признак опосредованно, через его соотношение с какими-то предметами, лицами или явлениями. Такие признаки обычно явля­ются постоянными, их невозможно оценить...
  6. Личные местоимения указывают на участников коммуникации (лица). К личным местоимениям относятся я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Местоимение я обозначает говорящего, то есть...
  7. Придаточное времени - придаточное предложение, которое ха­рактеризует действие, выраженное предикативной основой главной части сложноподчиненного предложения с точки зрения существова­ния во времени. Придаточные времени отвечают на...
  8. Определительные местоимения указывают на то, что предмет обладает определенным признаком, объединяющим его с другими предметами или, наоборот, отличающим его от похожих предметов. К определительным местоимениям...

Среди многочисленных разрядов местоимений два принято выделять в единую группу - это вопросительные и относительные местоимения. По написанию и звучанию они совершенно одинаковы, однако имеют разный смысл в предложении - то есть, являются омонимами по отношению друг к другу.

Как не перепутать разряды? Для этого нужно понять, в чем заключается их суть.

Относительные местоимения - что для них характерно, и для чего они служат?

Слова из этого разряда местоимений могут выражать принадлежность каких-либо предметов, их количество и сами предметы. К относительным принадлежат такие местоимения, как «сколько», «кого», «что», «кто», «какой», «который» и «чей». Обычно в речи они используются в качестве связующих звеньев. Например:

  • Ему больше понравился тот шкаф, который был белого цвета.
  • Я спросил, какой автобус идет до метро.
  • Никто не знал, чей это шарф.

Относительные местоимения могут склоняться по всем основным признакам. Однако надо помнить, что в словах «что», «сколько» и «кто» изменяется только падеж - например, «кого» или «чего», «скольких». А вот остальные местоимения склоняются в том числе по родам и числам. Например - «какой», «какая», «какие», или «чья», «чье», «чьи». Кроме того, для слова «каковой» предусмотрена еще и краткая форма «каков».

Местоимения вопросительные - суть и главное отличие от предыдущей группы

Вопросительные местоимения очень похожи на относительные - недаром их так часто путают. Звучат они и пишутся точно так же - «кто», «что», «сколько», «какой» и так далее. Аналогичны и правила их склонения - «что», «кто» и «сколько» изменяются лишь в соответствии с падежами, остальные слова - по числам, родам и падежам.

Но есть одно принципиальное отличие. Вопросительное местоимение может использоваться исключительно в предложениях, где задается вопрос. В любом из случаев оно подчеркивает, что спрашивающий чего-то не знает - и обращается к кому-то или чему-то, чтобы это узнать.

Примерами вопросительных местоимений будут:

  • Сколько килограммов картошки в этом пакете?
  • Чье это пальто?
  • Кто открыл окно в комнате?

Таким образом, отличить две группы местоимений очень просто. Например, во фразе «Кто забыл книгу на подоконнике?» мы имеем дело с вопросительным местоимением, поскольку видим вопрос. А вот во фразе «Я спросил, кто забыл книгу на подоконнике» слово «кто» будет уже местоимением относительным - поскольку вопроса не задается, предложение лишь повествует о том, что он прозвучал.

Местоимение who кто относится к лицам. При употреблении who? кто? в качестве вопросительного местоимения в функции подлежащего сказуемое употребляется в единственном числе (см. здесь):

  • Who helps you in your work? => Кто помогает вам в работе?
  • Who is the inventor of the radio? => Кто изобрел радио?

При употреблении who в качестве вопросительного местоимения в функции именной части сказуемого глагол- связка согласуется в лице и числе с существительными или местоимением, которым выражено подлежащее:

  • Who are they (those people)? => Кто они (эти люди)?
  • Who is she (the girl)? => Кто она (эта девушка)?

При употреблении who кто, который в качестве относительного местоимения в функции подлежащего сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе:

  • This girl who was still barely twenty had already worked five years. => Эта девушка, которой едва исполнилось 20, уже проработала 5 лет.
  • They heard the slow and guarded movements of those who were on the bank. => Они слышали медленные осторожные движения тех кто был на берегу.

Who в качестве относительного местоимения употребляется в обороте it is (was)...who при выделении подлежащего, обозначающего лицо.
It was Soviet scientists who launched the first sputnik in the world on October 4, 1957. (Выделено подлежащее: Soviet scientists.) Именно советские ученые запустили первый в мире искусственный спутник Земли 4 октября 1957 г.

Местоимение whom является формой объектного падежа местоимения who. Так же как и who, местоимение whom употребляется по отношению к лицам; Whom употребляется в качестве как вопросительного, так и относительного местоимения:

  • Whom do you represent? => Кого вы представляете?
  • Не inquired politely after my brother whom he remembered as a young man. => Он вежливо осведомился о моем брате, которого он помнил еще молодым.

Вопросительное местоимение whom с относящимся к нему предлогом соответствует в русском языке местоимению кто в косвенных падежах с предлогами и без предлогов. Предлог, относящийся к whom, обычно занимает место после глагола, а если есть дополнение – после дополнения:

  • Whom was the law discovered by? => Кем был открыт этот закон?
  • Whom did you give the book to? => Кому вы отдали книгу?

Примечание. В современном английском языке имеется тенденция употреблять вопросительное местоимение who вместо whom:

  • Who is Lily talking to? => С кем разговаривает Лили?
  • Who are they going to give it to? => Кому они собираются дать это?

Если whom в качестве относительного местоимения употребляется с предлогом, то предлог занимает место перед whom:

  • Is that the roan to whom you spoke yesterday? => Это тот человек, с которым вы говорили вчера?

Более обычен, однако, пропуск относительного местоимения в определительном ограничительном придаточном предложении, причем в этом случае предлог занимает место после глагола: Is that the man you spoke to yesterday?

Местоимение whose обычно употребляется в отношении лиц. В предложении местоимение whose выполняет Функцию определения и стоит непосредственно перед существительным, к которому оно относится. Артикль перед существительным в этом случае не употребляется. Whose в качестве вопросительного местоимения имеет значение чей?

  • Whose name does Moscow University bear? => Чье имя носит Московский университет?

Whose в качестве относительного местоимения имеет значение который:

  • Doctor Manson, whose speciality was lungs, examined her. => Доктор Мэнсон, специальностью которого были легочные заболевания, осмотрел ее.

Whose в качестве относительного местоимения иногда употребляется в отношении неодушевленных предметов:

  • All particles of a rotating body describe circles whose centers are in axis. => Все части вращающегося тела описывают круги, центры которых находятся на оси.

Местоимение what относится к неодушевленм предметам*.
* Местоимение what может относиться к лицам, если выясняется профессия или занятие лица, о котором задается вопрос.

What в качестве вопросительного местоимения в функции подлежащего или прямого дополнения имеет значение что, в функции именной части сказуемого или определения – какой, каков.

Примечание. Местоимение what в качестве вопросительного местоимения выполняет функцию подлежащего, когда вопрос относится к подлежащему; прямого дополнения, когда вопрос относится к прямому дополнению; определения, когда вопрос относится к определению, и именной части сказуемого, когда вопрос относится к именной части сказуемого. Такт образом, в зависимости от того, к какому члену предложения относится вопрос, меняется функция, а также значение местоимения what.

Глагол-сказуемое при местоимении what в функции подлежащего употребляется в единственном числе:

  • What has happened? => Что случилось?

Глагол-сказуемое при местоимении what в функции именной части сказуемого согласуется в числе (и лице) с существительным (или местоимением), являющимся подлежащим в предложении:

  • What is your opinion on this question? => Каково ваше мнение по этому вопросу?
  • What are the physical properties of the material? => Каковы физические свойства этого материала?

Местоимение what в функции дополнения в сочетании с предлогами соответствует в русском языке местоимению что в косвенных падежах без предлогов или с предлогами. Предлог, относящийся к местоимению what, обычно занимает место после глагола, а если есть дополнение – после дополнения:

  • What is strain caused by? => Чем вызывается напряжение?
  • What is he going to talk about? => О чем он собирается говорить?
  • What did you do it for? => Для чего вы это сделали?

Местоимение what в функции определения стоит перед существительным, к которому оно относится. Если существительное имеет другие определения, what ставится перед ними. Когда what является определением существительного, артикль с существительным не употребляется:

  • What form of energy does а steam engine produce? => Какую форму энергии производит паровой двигатель?
  • What other forms of motion do you know? => Какие другие формы движения вы знаете?

Местоимение what в функции определения в сочетании с предлогами соответствует в русском языке местоимению какой в косвенных падежах с предлогами и без предлогов:

  • What temperature does aluminium melt at? => При какой температуре плавится алюминий?

Which в качестве вопросительного местоимения может относиться как к лицам, так и к предметам. Which имеет значение какой, который (из), кто (из) и употребляется при выборе из определенного числа лиц или предметов.

  • Which of you will go with me? => Кто из вас пойдет со мной?
  • In mechanics we classify energy as either kinetic or potential. => В механике мы определяем энергию или как кинетическую, или как потенциальную.
  • To which of these classes does heat belong? => К какому этих видов принадлежит тепло?

Which в качестве относительного местоимения употребляется в отношении неодушевленных предметов. Обычно which относится к одному из членов главного предложения и переводится который:

  • They returned to their canoe which they had left in the stream. => Они вернулись к своей лодке, которую (они) оставили на реке.

Иногда which может относиться к дополнению, выраженному местоимением, в состав которого входит элемент thing (something и т, д.), или ко всему предложению в целом. В этом случае which переводится словом что

  • "I"ve found out something which might improve your working conditions," said Andrew. => «Я открыл нечто, что может улучшить ваши условия труда», – сказал Эндрю.
  • He goes there whenever he has time, which is not often. => Он ходит туда, когда у него есть время, что бывает и часто.
  • Then the alternating current was converted into the direct current, which was done by means of a diode rectifier. => Затем переменный ток был преобразован в постоянный ток, что было сделано при помощи диодного выпрямителя.

Who, what и which в качестве относительных местоимений в сочетании с наречием ever употребляются для усиления значений местоимений: whoever кто бы (ни), whatever что бы (ни), какой бы (ни), whichever который бы (ни):

  • Friction always opposes the motion, whatever its direction. => Трение всегда действует противоположно направлению движения, каково бы ни было это направление.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Иван Ефремов: Таис Афинская Иван Ефремов: Таис Афинская Что болит в левом боку под ребрами? Что болит в левом боку под ребрами?