Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Технологическая карта урока русского языка.
Тема урока : Вопросительно-относительные местоимения.
Составила: Климова Александра Владимировна.
Класс : 6
Предмет : русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока : открытие нового знания
Цели урока :
Обучающая цель:
Сформировать умения правильно употреблять вопросительные и относительные местоимения в речи, учитывать особенности их склонения;
Выработать умение отличать относительные местоимения от вопросительных;
Расширить лексический запас учащихся;
Отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
2.Развивающая цель:
Развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3.Воспитывающая цель:
- вызвать интерес к урокам русского языка.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доб рожелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправ ляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: составляют сложный план тек ста, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаи вают свою точку зрения, подтверждают аргумен ты фактами.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
1.Организация рабочей обстановки. Приветствие.
Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II . Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
1. Проверка домашнего задания.
Учащиеся зачитывают рассказы о том, как они проводят свободное время.
2. Объяснительный диктант.
Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нем, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясниться с ним, сожалеть о нем, подарил им
Зачитывают рассказы о том, как проводят свободное время.
Записывают объяснительный диктант, при проверке оценивают друг друга.
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III . Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.
1. Беседа.
Назовите известные вам вопросительные местоимения.
Правильно. А где они используются?
Вопросительные местоимения, выступающие в иной функции, а именно используемые для связи частей сложного предложения, называются относительными. Они выполняют функцию члена предложения в придаточной части сложноподчиненного предложения. В этот разряд входят те же местоимения, что и в разряд вопросительных.
Все вопросительные местоимения изменяются по падежам, например:
И. п. – кто?
Р. п. – кого?
Д.п. – кому?
В. п. – кого?
Т. п. – кем?
П. п. – о ком?
По родам и числам из вопросительных местоимений не изменяются только местоимения кто? и что? При чтении предложений с вопросительными местоимениями нужно соблюдать вопросительную интонацию.
2. Чтение теоретического материала учебника на стр. 34 § 7.
Кто?, что?, какой?, который?, чей?, каков?, сколько?
Они используются в вопросительных конструкциях для уточнения лица, предмета, качеств и свойств предметов, их принадлежность кому-либо, чему-либо, а также очередности и качества.
Изменяют вопросительное местоимение по падежам.
Работают с теорией учебника в парах.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV . Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
1. Работа с таблицей.
Заполните таблицу своими примерами местоимений. Придумайте с ними предложения.
Склоняется как
Пример местоимения
Предложение, иллюстрирующее пример
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
2. Самостоятельная работа.
Запишите все возможные формы слов (включая формы всех падежей, рода и числа)
Кто, какой, каков, чей, сколько, что.
3. Коллективная работа.
Определите, к какому разряду относятся местоимения в данных предложениях: к относительным или вопросительным.
Что такое, кто такой? Теперь я точно знаю, кто поедет на экскурсию. Что у вас происходит? Что тебе подарить на день рождения? Что хочешь, то и дари. Сколько стоит эта вещь? Теперь я знаю, сколько она стоит. Который час? Который раз повторяю, не шумите. Чья у тебя тетрадь? Интересно узнать, чьи это слова.
4. Диктант.
Запишите предложения, найдите вопросительные и относительные местоимения, подчеркните их как члены предложения.
Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине (М.Лермонтов). Плакала Сашка, как лес вырубали, ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! (Н.Некрасов). Кто там стучится у ворот? (С.Маршак). Как увядающее мило! Какая прелесть в нем для нас, когда что так цвело и жило, теперь, так немощно и хило, в последний улыбнется раз!.. (Ф.Тютчев).
5. Работа с учебником.
1) определение вопросительных и относительных местоимений в тексте.
Упр. 39.
2) «превращение» вопросительных местоимений в относительные и относительных в вопросительные.
Упр. 40, 41
3) склонение местоимений.
Упр. 42
4) анализ отрывка из рассказа «Живые часы».
Упр. 43.
Работают с таблицей в парах, заполняют примерами, при проверке оценивают друг друга.
Выполняют самостоятельную работу, при проверке оценивают друг друга.
Работают с предложениями в парах, определяют относительные и вопросительные местоимения.
Записывают предложения под диктовку, определяют грамматическую роль вопросительных и относительных местоимений. При проверке оценивают друг друга.
Выполняют тренировочные упражнения учебника.
Определяют роль вопросительных и относительных местоимений в тексте.
Изменяют вопросительные местоимения в относительные и наоборот.
Склоняют местоимения устно, в парах.
Анализируют отрывок из рассказа «Живые часы».
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V .Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Работа с рубрикой «Проверяем себя»
Расскажите об особенностях указательных местоимений.
Как изменяются определительные местоимения?
Почему вопросительные и относительные местоимения можно объединить в один разряд «вопросительно-относительные местоимения»?
Придумайте и запишите предложения, в которых одно и то же местоимение было бы то вопросительным, то относительным.
- Домашнее задание. § 7, словарный диктант на стр. 38.
Работают с рубрикой «Проверяем себя» в парах, дают ответы на вопросы, приводят примеры.
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
В русском языке относительные местоимения выполняют функцию союзных слов, соединяя друг с другом части сложноподчиненного предложения. В статье приведены синтаксические и грамматические признаки относительных местоимений с примерами, а также вопросы, на которые они отвечают в предложении.
Относительные местоимения – разряд местоимений по значению, представленный группой слов, которые указывают на предметы, признаки и количество. Относительные местоимения служат для соединения частей сложноподчиненного предложения, выполняют функцию союзных слов. Отвечают на вопросы: Кто? Что? Чей? Какой? Сколько?
Примеры относительных местоимений : кто, что, какой, который, каковой (каков), кой, чей, сколько.
Относительные местоимения в русском языке омонимичны вопросительным местоимениям, поэтому некоторые авторы выделяют их в один вопросительно-относительный разряд местоимений по значению. Кроме того, в ряде учебников к относительным местоимениям также относят местоименные наречия (как, где, когда, откуда и др.).
Грамматические признаки относительных местоимений
У относительных местоимений выделяют грамматические признаки рода, числа и падежа:
- Местоимения какой, который, чей, кой, каковой изменяются по родам, числам, падежам. Местоимение каковой также имеет краткие формы.
- Местоимения кто, что, сколько изменяются только по падежам.
Единственное число | Множественное число | |||||
М. р. | С. р. | Ж. р. | ||||
И. п. | кто | чей | чье | чья | чьи | сколько |
Р. п. | кого | чьего
которого |
чьей | чьих | скольких | |
Д. п. | кому | чьему
которому |
чьей | чьим | скольким | |
В. п. | кого | чей (чьего)
какой (какого) который (которого) |
чье | чью | чьи (чьих)
какие (каких) которые (которых) |
сколько (скольких) |
Т. п. | кем | чьим | чьей | чьими
которыми |
сколькими | |
П. п. | о ком | о чьем
о котором |
о чьей
о которой |
о чьих
о которых |
о скольких |
Местоимение кто обычно указывает на одушевленный предмет (лицо), местоимение что – на неодушевленный.
Вопросительно-относительные местоимения могут выполнять две функции: во-первых, выступать в качестве вопросительного слова в вопросах, указывая на то, что именно неизвестно говорящему, а во-вторых, выступать в качестве союзных слов, связывая две части сложноподчиненного предложения. Иногда говорят о разных разрядах местоимений: вопросительных и относительных, так как они играют разные роли в языке, но мы объединяем их в один разряд, поскольку и вопросительные и относительные местоимения - это одни и те же слова: кто, что, какой, каков, который,
чей, сколько.
Вопросительные местоимения оформляют вопросительные предложения: Что это? Какое сегодня число? Вопросительные местоимения кто и что позволяют определить значение одушевленности или неодушевленности имени существительного: на вопрос кто? отвечают одушевленные существительные (Это кто? - Медведь), а на вопрос что? - неодушевленные (Это что? - Дом).
Независимо от пола действующего лица и от количества действующих лиц сказуемое при подлежащем кто обычно ставится в форме мужского рода единственного числа: А если кто для меня непонятен, так это моя бабушка, графиня Анна Федоровна (А. С. Пушкин).
Относительные местоимения встречаются в придаточных предложениях, их нужно уметь отличать от омонимичных союзов. В отличие от союзов местоимения всегда являются членами предложения, отвечают на вопросы и заменяют слово, которое уже встречалось в главной части сложноподчиненного предложения или в предшествующем предложении.
Другие работы по этой теме:
- Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета или признака, а также служат для усиления отрицательного смысла всего предложения. Все отрицательные местоимения - производные, они образуются от...
- Указательные местоимения указывают на предмет, признак, количество, обстоятельства, выделяя их в речи. К указательным местоимениям относятся: этот, тот, такой, таков, столько. Некоторые указательные местоимения характеризуют...
- Местоимения - особая группа именных слов, которые не называют предметы, признаки и количество, а только указывают на них, то есть обладают “местоименной” семантикой. К местоимениям...
- Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета собеседнику или любому другому лицу (предмету). К притяжательным местоимениям относятся следующие: мой, твой, наш, ваш, его, её, их, свой....
- Относительные прилагательные - это прилагательные, обозначающие признак опосредованно, через его соотношение с какими-то предметами, лицами или явлениями. Такие признаки обычно являются постоянными, их невозможно оценить...
- Личные местоимения указывают на участников коммуникации (лица). К личным местоимениям относятся я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Местоимение я обозначает говорящего, то есть...
- Придаточное времени - придаточное предложение, которое характеризует действие, выраженное предикативной основой главной части сложноподчиненного предложения с точки зрения существования во времени. Придаточные времени отвечают на...
- Определительные местоимения указывают на то, что предмет обладает определенным признаком, объединяющим его с другими предметами или, наоборот, отличающим его от похожих предметов. К определительным местоимениям...
Среди многочисленных разрядов местоимений два принято выделять в единую группу - это вопросительные и относительные местоимения. По написанию и звучанию они совершенно одинаковы, однако имеют разный смысл в предложении - то есть, являются омонимами по отношению друг к другу.
Как не перепутать разряды? Для этого нужно понять, в чем заключается их суть.
Относительные местоимения - что для них характерно, и для чего они служат?
Слова из этого разряда местоимений могут выражать принадлежность каких-либо предметов, их количество и сами предметы. К относительным принадлежат такие местоимения, как «сколько», «кого», «что», «кто», «какой», «который» и «чей». Обычно в речи они используются в качестве связующих звеньев. Например:
- Ему больше понравился тот шкаф, который был белого цвета.
- Я спросил, какой автобус идет до метро.
- Никто не знал, чей это шарф.
Относительные местоимения могут склоняться по всем основным признакам. Однако надо помнить, что в словах «что», «сколько» и «кто» изменяется только падеж - например, «кого» или «чего», «скольких». А вот остальные местоимения склоняются в том числе по родам и числам. Например - «какой», «какая», «какие», или «чья», «чье», «чьи». Кроме того, для слова «каковой» предусмотрена еще и краткая форма «каков».
Местоимения вопросительные - суть и главное отличие от предыдущей группы
Вопросительные местоимения очень похожи на относительные - недаром их так часто путают. Звучат они и пишутся точно так же - «кто», «что», «сколько», «какой» и так далее. Аналогичны и правила их склонения - «что», «кто» и «сколько» изменяются лишь в соответствии с падежами, остальные слова - по числам, родам и падежам.
Но есть одно принципиальное отличие. Вопросительное местоимение может использоваться исключительно в предложениях, где задается вопрос. В любом из случаев оно подчеркивает, что спрашивающий чего-то не знает - и обращается к кому-то или чему-то, чтобы это узнать.
Примерами вопросительных местоимений будут:
- Сколько килограммов картошки в этом пакете?
- Чье это пальто?
- Кто открыл окно в комнате?
Таким образом, отличить две группы местоимений очень просто. Например, во фразе «Кто забыл книгу на подоконнике?» мы имеем дело с вопросительным местоимением, поскольку видим вопрос. А вот во фразе «Я спросил, кто забыл книгу на подоконнике» слово «кто» будет уже местоимением относительным - поскольку вопроса не задается, предложение лишь повествует о том, что он прозвучал.
Местоимение who кто относится к лицам. При употреблении who? кто? в качестве вопросительного местоимения в функции подлежащего сказуемое употребляется в единственном числе (см. здесь):
- Who helps you in your work? => Кто помогает вам в работе?
- Who is the inventor of the radio? => Кто изобрел радио?
При употреблении who в качестве вопросительного местоимения в функции именной части сказуемого глагол- связка согласуется в лице и числе с существительными или местоимением, которым выражено подлежащее:
- Who are they (those people)? => Кто они (эти люди)?
- Who is she (the girl)? => Кто она (эта девушка)?
При употреблении who кто, который в качестве относительного местоимения в функции подлежащего сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе:
- This girl who was still barely twenty had already worked five years. => Эта девушка, которой едва исполнилось 20, уже проработала 5 лет.
- They heard the slow and guarded movements of those who were on the bank. => Они слышали медленные осторожные движения тех кто был на берегу.
Who в качестве относительного местоимения употребляется в обороте it is (was)...who при выделении подлежащего, обозначающего лицо.
It was Soviet scientists who launched the first sputnik in the world on October 4, 1957. (Выделено подлежащее: Soviet scientists.) Именно советские ученые запустили первый в мире искусственный спутник Земли 4 октября 1957 г.
Местоимение whom является формой объектного падежа местоимения who. Так же как и who, местоимение whom употребляется по отношению к лицам; Whom употребляется в качестве как вопросительного, так и относительного местоимения:
- Whom do you represent? => Кого вы представляете?
- Не inquired politely after my brother whom he remembered as a young man. => Он вежливо осведомился о моем брате, которого он помнил еще молодым.
Вопросительное местоимение whom с относящимся к нему предлогом соответствует в русском языке местоимению кто в косвенных падежах с предлогами и без предлогов. Предлог, относящийся к whom, обычно занимает место после глагола, а если есть дополнение – после дополнения:
- Whom was the law discovered by? => Кем был открыт этот закон?
- Whom did you give the book to? => Кому вы отдали книгу?
Примечание. В современном английском языке имеется тенденция употреблять вопросительное местоимение who вместо whom:
- Who is Lily talking to? => С кем разговаривает Лили?
- Who are they going to give it to? => Кому они собираются дать это?
Если whom в качестве относительного местоимения употребляется с предлогом, то предлог занимает место перед whom:
- Is that the roan to whom you spoke yesterday? => Это тот человек, с которым вы говорили вчера?
Более обычен, однако, пропуск относительного местоимения в определительном ограничительном придаточном предложении, причем в этом случае предлог занимает место после глагола: Is that the man you spoke to yesterday?
Местоимение whose обычно употребляется в отношении лиц. В предложении местоимение whose выполняет Функцию определения и стоит непосредственно перед существительным, к которому оно относится. Артикль перед существительным в этом случае не употребляется. Whose в качестве вопросительного местоимения имеет значение чей?
- Whose name does Moscow University bear? => Чье имя носит Московский университет?
Whose в качестве относительного местоимения имеет значение который:
- Doctor Manson, whose speciality was lungs, examined her. => Доктор Мэнсон, специальностью которого были легочные заболевания, осмотрел ее.
Whose в качестве относительного местоимения иногда употребляется в отношении неодушевленных предметов:
- All particles of a rotating body describe circles whose centers are in axis. => Все части вращающегося тела описывают круги, центры которых находятся на оси.
Местоимение what относится к неодушевленм предметам*.
* Местоимение what может относиться к лицам, если выясняется профессия или занятие лица, о котором задается вопрос.
What в качестве вопросительного местоимения в функции подлежащего или прямого дополнения имеет значение что, в функции именной части сказуемого или определения – какой, каков.
Примечание. Местоимение what в качестве вопросительного местоимения выполняет функцию подлежащего, когда вопрос относится к подлежащему; прямого дополнения, когда вопрос относится к прямому дополнению; определения, когда вопрос относится к определению, и именной части сказуемого, когда вопрос относится к именной части сказуемого. Такт образом, в зависимости от того, к какому члену предложения относится вопрос, меняется функция, а также значение местоимения what.
Глагол-сказуемое при местоимении what в функции подлежащего употребляется в единственном числе:
- What has happened? => Что случилось?
Глагол-сказуемое при местоимении what в функции именной части сказуемого согласуется в числе (и лице) с существительным (или местоимением), являющимся подлежащим в предложении:
- What is your opinion on this question? => Каково ваше мнение по этому вопросу?
- What are the physical properties of the material? => Каковы физические свойства этого материала?
Местоимение what в функции дополнения в сочетании с предлогами соответствует в русском языке местоимению что в косвенных падежах без предлогов или с предлогами. Предлог, относящийся к местоимению what, обычно занимает место после глагола, а если есть дополнение – после дополнения:
- What is strain caused by? => Чем вызывается напряжение?
- What is he going to talk about? => О чем он собирается говорить?
- What did you do it for? => Для чего вы это сделали?
Местоимение what в функции определения стоит перед существительным, к которому оно относится. Если существительное имеет другие определения, what ставится перед ними. Когда what является определением существительного, артикль с существительным не употребляется:
- What form of energy does а steam engine produce? => Какую форму энергии производит паровой двигатель?
- What other forms of motion do you know? => Какие другие формы движения вы знаете?
Местоимение what в функции определения в сочетании с предлогами соответствует в русском языке местоимению какой в косвенных падежах с предлогами и без предлогов:
- What temperature does aluminium melt at? => При какой температуре плавится алюминий?
Which в качестве вопросительного местоимения может относиться как к лицам, так и к предметам. Which имеет значение какой, который (из), кто (из) и употребляется при выборе из определенного числа лиц или предметов.
- Which of you will go with me? => Кто из вас пойдет со мной?
- In mechanics we classify energy as either kinetic or potential. => В механике мы определяем энергию или как кинетическую, или как потенциальную.
- To which of these classes does heat belong? => К какому этих видов принадлежит тепло?
Which в качестве относительного местоимения употребляется в отношении неодушевленных предметов. Обычно which относится к одному из членов главного предложения и переводится который:
- They returned to their canoe which they had left in the stream. => Они вернулись к своей лодке, которую (они) оставили на реке.
Иногда which может относиться к дополнению, выраженному местоимением, в состав которого входит элемент thing (something и т, д.), или ко всему предложению в целом. В этом случае which переводится словом что
- "I"ve found out something which might improve your working conditions," said Andrew. => «Я открыл нечто, что может улучшить ваши условия труда», – сказал Эндрю.
- He goes there whenever he has time, which is not often. => Он ходит туда, когда у него есть время, что бывает и часто.
- Then the alternating current was converted into the direct current, which was done by means of a diode rectifier. => Затем переменный ток был преобразован в постоянный ток, что было сделано при помощи диодного выпрямителя.
Who, what и which в качестве относительных местоимений в сочетании с наречием ever употребляются для усиления значений местоимений: whoever кто бы (ни), whatever что бы (ни), какой бы (ни), whichever который бы (ни):
- Friction always opposes the motion, whatever its direction. => Трение всегда действует противоположно направлению движения, каково бы ни было это направление.