Святой герман свияжский при каких заболеваниях молятся. Проповедник веры христовой, обличитель сильных мира сего. Начало подвижнической жизни Германа

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Св. Герман, в миру Григорий (в честь св. Григория Декаполита, память 20 декабря), родился в г. Старицы Тверской губернии. Отец его, Феодор Афанасиевич Полев-Садырев, происходил из рода смоленских князей.

С ранней юности Герман был пострижен в монашество в обители прп. Иосифа Волоцкого, где в то время подвизался родной его дед, строгий аскет Нил (в миру Никифор Полев) и другие родственники (Серапион и Симеон Полевы). Благотворное влияние на духовное развитие Германа оказывал настоятельствовавший в монастыре с 1543 по 1552 г. св. Гурий (Руготин), впоследствии первый казанский архиепископ и просветитель Казанской области. Впоследствии и отец св. Германа Феодор в этой же обители принял монашество с именем Филофея и был известен по благочестию и твёрдости в православии; царь Иван Грозный вызывал его в Москву для увещания еретика Матфея.

Слава о подвижнической жизни и духовной мудрости Германа дошла и до родного города, и братия Успенского в Старице монастыря в 1550 г. избрали его себе в настоятели. Кроткий и смиренный Герман со слезами отказывался от предложенной чести, но братия победила его смирение, и Тверской архиепископ Акакий в 1551 г. рукоположил Германа в священный сан и возвёл его в архимандриты.

Недолго св. Герман управлял Старицкой обителью. Тяготясь почестями, он стремился в дорогой ему Иосифов монастырь, к любимым своим книжным занятиям. В звании простого инока возвратившись в Волоколамский монастырь, здесь он снова встретился с своим духовным руководителем, св. Гурием, который, отказавшись от игуменства, проживал до 1554 г. на покое.

Царь Иван Грозный с особенным уважением относился к подвижникам Иосифова Волоколамскаго монастыря и нередко вызывал их к себе для душевных бесед. Из среды иноков этой обители в то время избирались кандидаты на святительские кафедры. Св. Герман с своим отцом Филофеем, Герасимом Леньковым и другими был вызван в Москву по случаю появления вольномыслия и ереси среди белозерских иноков (Матфея Башкина, Феодосия Косого и др.). В 1555 г. на Московском соборе возник вопрос об открытии в Казани святительской кафедры, на которую был избран св. Гурий (Руготин), в сотрудники которому, не без его, конечно, влияния, дан был архимандрит Герман, а также архимандрит Варсонофий.

По прибытии в Казань первого архипастыря Гурия с свитой св. Герману было указано местожительство в г. Свияжске, а для просветительской деятельности ему назначили нагорную (правую) сторону Казанского края, а св. Варсонофию – левую (г. Казань). Первым делом св. Германа было устройство в июле 1555 г. на средства царской казны Успенского монастыря в г. Свияжске. При св. Германе построены были и доныне существующие в Свияжском монастыре соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и церковь св. Николая, также каменная, с колокольней и трапезой (Никольская церковь была освящена 6 января 1556 г., а Успенский собор – 12 сентября 1558 г.); устроены были деревянные кельи для братии и разные службы. Новая обитель была обеспечена от царских щедрот крестьянской землёй, рыбными ловлями и другими угодьями. Св. Герман строил в обители величественные храмы, а сам жил в малой келье, доныне сохранившейся под колокольней церкви св. Николая. Св. Герман, сам строгий аскет, и в своём монастыре по образцу Волоцкой обители ввёл строгое общежитие, причём настоятель во всём был примером для братии. Вся жизнь его проходила в трудах по внешнему благоустройству, и Свияжский монастырь доселе служит памятником его неусыпной деятельности и заботливости; лучшие и образцово устроенные здания в Свияжской обители называются именем св. Германа как их строителя.

Много заботился св. Герман и о духовном просвещении не только братии, но и народа в пределах своего миссионерского округа. Он собрал в обитель много книг – преимущественно в целях просвещения мусульман и язычников; писал сам, а богослужебная литература была пожертвована в Свияжский монастырь царём. При св. Германе в обители была заведена школа для обучения инородческих детей. Свияжская обитель сделалась средоточием, откуда евангельская проповедь распространялась по всему правому берегу Волги (в пределах Казанского края), и где в основном совершалось крещение инородцев.

5 декабря 1563 г. скончался св. Гурий, первый Казанский архиепископ. Собор святителей в Москве в 1564 г. вместе с царём избрали на его место ближайшего его сотрудника, свияжскаго архимандрита Германа, и 12 марта он был хиротонисан в сан архиепископа Казанского. На святительской кафедре св. Герман проявил необычайную ревность в устройстве монастырей как просветительских центров для обращения в христианство инородцев, в постройке храмов, в благоустройстве архиерейского дома и пр., но, к сожалению, слишком кратковременно было его служение на Казанской кафедре: через два года (в 1566 г.) Грозный приказал престарелому московскому митрополиту Афанасию удалиться на покой, и на его место, как достойнейший и по святой жизни, и по образованию, и по пастырской ревностной службе, собором святителей указан был св. Герман. Выбор Грозного (в 1566 г.) пал на него же. Несмотря на все отказы, Герман “принуждён” был согласиться и уже наречён был в московского митрополита. Дня через два царь посетил св. Германа в его покоях, и святитель поспешил воспользоваться этим случаем для откровенной беседы с царём. Грозный рассказал о речах святителя своим недостойным любимцам. Те испугались, как бы св. Герман не убедил царя удалить от себя опричников, и со слезами пали к ногам Грозного, умоляя не возводить Германа в митрополичье достоинство. Наветами и клеветами на св. Германа им удалось до того раздражить царя против святителя, что он послал немедленно изгнать Германа из митрополичьих палат и объявить ему: “Ты ещё и на митрополию не возведён, а уже неволею меня связуешь”.

Курбский писал, что будто бы уже через два дня по изгнании из митрополичьего дома св. Герман был найден на своём дворе мёртвым (“не то от задушения, не то от отравы”). Но это известие оказывается неверным, так как святитель прожил в Москве более года в скорбях и оскорблениях от опричников; он участвовал в торжестве посвящения в митрополиты св. Филиппа, 25 июля; от 1567 сохранилась запись св. Германа в писцовой книге г. Казани. Святитель Герман скончался, говорят, от моровой язвы в Москве 6 ноября 1567 г., во время самого разгара неистовств, которые производили опричники от имени царя, удалившегося в Александровскую слободу, убивая без разбора всех, кто им не нравился. Митрополит (впоследствии патриарх) Гермоген в составленном им житии св. Германа даёт такие сведения: “преставися сей преподобный архиепископ Герман в царствующем граде Москве, в лето 7076, ноября в шестой день; пас церковь Божию три лета и месяц восемь; бе же тогда мор силен; повеле же себе положити в чину святительском, якоже поведают ученицы его, обаче тогда не сподобися святительски погребен быти, не сущу бо тогда митрополиту, ни иному кому обрестися от святитель во граде Москве, грех ради наших, но тако просто погребен бысть архимандритами паствы своея Свияжским Иродионом и Казанским Иеремиею, в чину святительском, якоже повеле, у церкви св. Николая, иже зовется Мокрый”. Но мор послужил только удобным средством для благовидного объяснения загадочной кончины глубоко уважаемого народом святителя. Глава св. Германа оказалась отрубленной, из чего видно, что святитель сделался жертвой опричников. По ходатайству митрополита Гермогена с разрешения царя Феодора Ивановича и благословения патриарха Иова мощи его были в 1591 г. перенесены из Москвы в Свияжский монастырь.

Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местночтимых святых. Казань. 1907 (орфография и пунктуация оригинала несколько адаптированы к современному русскому языку)


ЖИТИЕ святителя Германа, Архиепископа Казанского

Святитель Герман, архиепископ Казанский (в миру Григорий), родился около 1505 года в городе Старицы Тверской области в семье боярина Феодора Афанасьевича Садырева-Полева. С юных лет Григорий возлюбил молитву и чте-ние святых книг. Монаше-ский постриг он принял в двадцатипятилетнем возра-сте в Иосифо-Волоколамском монастыре от игумена Гурия (память 5/18 декабря), впоследствии архиеписко-па Казанского, и находился под его духовным руко-водством.

В монастыре святой занимался книгописанием; был близок с жившим там в заключении преподобным Максимом Греком. Молодой монах Герман усерд-но читал книги, хранившиеся в богатой монастырской библиотеке, ревностно исполнял послушания и вел строгую подвижническую жизнь.

В 1551 году братия Старицкого Успенского монасты-ря, узнав о благочестии сво-его соотечественника, из-брала его настоятелем. И в том же году Тверской епис-коп Ананий рукоположил его во иеромонаха. Затем возвел в сан архиманд-рита и поставил настоятелем Старицкой Успенской обители.

Вступив в управление монастырем, святой Герман с пастырской ревностью забо-тился о его благоустройстве — как внешнем, так и внутреннем. Для иноков он был образцом смирения и кротости. Он увещевал всех строго соблюдать иноческие обязанности, а для руководства ввел в своей обители устав препо-добного Иосифа Волоцкого (+ 1515; память 18/31 октября).

Но через два с половиной года архимандрит Герман оставил Старицкий мона-стырь, передав начальство в нем своему постриженнику, священноиноку Иову, впоследствии первому патриарху Московскому, подвижнику и страдальцу за Русскую землю. Любовь к уединенным подвигам вернула его в родной Воло-коламский монастырь, где святой Герман спасался как простой инок. Когда же в Москве появился новый еретик Матфей Башкин, не признававший Святых Таин и отрицавший веру в Святую Троицу, святой Герман вместе со своим отцом (принявшим постриг в Волоколамской обители с именем Филофей) был вызван на Московский Собор 1553 г. Собор осудил еретика Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамскую обитель к святому Герману, из-вест-ному святой жизнью ревнителю Христовой веры.

В 1555 году, после покорения Казани, там была учреждена архиерейская кафед-ра, на которую назначили архиепископом бывшего игумена Волоко-ламского монастыря святителя Гурия. Ему было поручено устроить обитель в г. Свияжске, чтобы она была рассадником веры и благочестия в магометанской (Казанской) стране. Настоятелем новой обители Успения Пресвятой Богоро-дицы в г. Свияж-ске по указанию святителя Гурия был назначен святой Герман. Получив от Грозного царя богатые пособия, Герман ревностно занялся соору-жением камен-ного храма Успения Пресвятой Богородицы и келлий для мона-шест-вующих. Благоустрояя обитель, сам Герман жил очень скромно в малой келлии под колокольней.

Свияжская обитель сделалась средоточием христианской проповеди для язычни-ков, населявших правый берег Волги. Основа просвещения — книги. И, зная это, святой настоятель за восемь лет управления собрал более 150 книг раз-ного содержания. Опыт в этом деле он приобрел еще в Волоколамской обители. Св. Герман был усердным помощником своему архипастырю по делам веры, и свт. Гурий оказы-вал ему особенное доверие — поручил суду его все сельские церковные причты Свияжского уезда, а монастырь его освободил от своего суда. По смерти св. Гурия собором святителей Герман был признан достойным занять его кафедру. И 12 марта 1564 года святой Герман был хиро-тонисан во архиепископа Казанского и Свияжского и успешно управлял епар-хией в течение нескольких лет, продолжая дело своего предшественника и учителя. Он способствовал утверждению Православия, усилил миссионерскую деятельность, воздвигал храмы, заботился о на-сельниках монастырей, основал Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь, а при Зилантовском монастыре устроил школу для детей.

В 1566 году святителя Германа вызвал в Москву Иоанн Грозный и повелел избрать его на митрополичью кафедру. Святитель Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Царь не терпел возражений, и святитель дол-жен был поселиться в митрополичьих покоях до возведения в сан митро-полита. Видя несправедливости со стороны царского окружения, свт. Герман, верный своему пастырскому долгу, попытался вразумить царя своими увещаниями. Святитель начал говорить с царем о его грехах, о Страшном суде Божием, на котором все подданные и цари должны отдать отчет и перед ко-то-рым страшно будет презрителям закона Божия, кто бы они ни были. Царь вышел от митрополита с лицом мрачным. Смиренный, но правдолюбивый истинный светильник Церкви не понравился Иоанну Грозному, ибо при первой же встрече смело обличил бесчинства опричников. Иоанн с бесчестьем выгнал святого Германа из митрополичьих па-лат, но он не был отпущен в Казань, а со-дер-жался в Москве, в заключении, почему и не был на Соборе, на котором избран в митрополита св. Филипп; от того-то думали, что он или отравлен, или задушен. Но он был на посвящении святого Филиппа; перед ним протекла вся страшная буря гонений и страданий Филипповых; он один поднял за него на Соборе искренний голос, когда гневный царь требовал осуждения Филиппа. «Хотя бы и вся братия наша, — говорил Герман, — еще тьмами словес обносила перед тобою сего блаженного — ни один из них не сказал тебе правды. Сей человек от юности своей никогда не произно-сил неправды и не знал никакого лицемерия!» Безмолвствовал царь, внимая сей дерзновенной речи святителя, пораженный ли крайним его смирением, или стыдясь царской своей багряницы. Но слова Германа не спасли Филиппа от заточения и смерти.

Это был последний, предсмертный подвиг свт. Германа; он преставился в 1567 году, ноября 6 дня в Москве, во время морового поветрия, «погребен по чину святительскому, в церкви святителя Николая, иже зовется “мокрый”, паствы своея архимандритами Иродионом (Свияжским) и Спасским (Казанским) Иеремией».

Спустя 27 лет, в 1595 году (по другим источникам — в 1592 г.), свияжские граждане выпросили у царя и патриарха дозволения перенести тело их архи-пастыря в Свияжск. Благоуханный гроб встречал Казанский митрополит Ермоген, впоследствии патриарх Московский и всея Руси. 25 сентября мощи святителя были поставлены в алтаре Успенского храма Свияжской области. Тогда же со-вер-ши-лось несколько чудесных исцелений, в том числе прозрели два слепца.

Современник составил такой отзыв о свт. Германе: «Герман был человек... столько же высок умом, сколько ростом, муж жизни чистой и святой, ревностный после-дователь Священного Писания, подвижник духовный; он несколько перенял и учение Максима философа (Грека); был человек простой и твердый, готовый на помощь застигнутым бедой и напастью и усердный попечитель о бедных».

При Казанском митрополите Лаврентии, управлявшем Казанской епархией с 1657 по 1672 год, была составлена служба святителю Герману и написано его житие. Автором жития был инок Свияжского монастыря Иоанн, составивший жизнеописание святителя по благословению митрополита Лаврентия. Всерос-сийское прославление святителя Германа началось с 1695 года, после освиде-тельствования его святых мощей Казанским митрополитом Маркеллом, по бла-гословению патриарха Адриана. 6 октября 1695 года Казанский митро-полит Маркелл (1690—1699) переложил мощи в новую гробницу, тогда же часть их была передана в город Симбирск по просьбе жителей города.

В 1714 году, при преемнике митрополита Маркелла Тихоне (1699—1724), останки святителя Германа были перенесены из алтаря Успенского храма и поставлены за левым клиросом между колонной и западной стеной. В память этого события 23 июня было установлено празднование. Митрополитом Тихоном была состав-лена особая служба, употреблявшаяся за богослужением в Свияжской области до средины XIX века. В 1857 году архиепископ Евлампий, бывший Тобольский, живший в Свияжском монастыре на покое, составил акафист свя-ти-телю Герману, а 1860 — новую службу. Память святителя Германа, архи-епископа Казанского, совершается 6/19 ноября — в день преставления, 25 сентября/8 октября — первое перенесение святых его мощей, и 23 июня/6 июля — второе перенесение.

, 6 ноября , в Соборах Казанских и Тверских святых

В миру Григорий Садырев-Полевой . Родился в городе Старице , происходил из древнего боярского рода Садыревых-Полевых, ведущего свое начало от князей Смоленских. В молодые годы Григорий принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре от игумена Гурия . В монастыре святой занимался книгописанием, был близок с жившим там в заключении преподобным Максимом Греком .

Но через два с половиной года архимандрит Герман оставил Старицкий монастырь, передав начальство в нем своему постриженику, священноиноку Иову , впоследствии первому Патриарху Московскому, подвижнику и страдальцу за Русскую землю. Любовь к уединённым подвигам вернула его в родной Волоколамский монастырь, где святой Герман спасался как простой инок. Когда же в Москве появился новый еретик Матвей Башкин , не признававший Святых Таин и отрицавший веру в Святую Троицу , святой Герман вместе со своим отцом (принявшим постриг в Волоколамской обители с именем Филофей) был вызван на Московский Собор года. Собор осудил еретика Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамскую обитель к святому Герману, известному святой жизнью ревнителю Христовой веры.

Около двух лет святитель пробыл в опале. Он один поднял искренний голос за святителя Филиппа, когда царь требовал его осуждения. 6 ноября года скончался, полагают, что опричники были его убийцами. Его похоронили в церкви святителя Николая Гостунского .

Князь Курбский в сказаниях своих говорит о кончине святителя Германа так: "овии глаголют удушенного тайно за повелением его (царским), овии же ядом смертоносным уморенна". О свойствах же святителя изъясняет:

...и бе он яко тела великаго муж, так и разума многаго, и муж чистаго и воистину святаго жительства, и священных писаний последователь и ревнитель по Бозе, и в трудах духовных мног... человек простый, истинный и непоколебим в разуме, и великий помощник был в напастях и бедах объятым, також и к убогим милостив зело .

По просьбе жителей города Свияжск, мощи святителя в году были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. Гроб его встречал святитель Ермоген , тогда митрополит Казанский.

Тропарь, глас 4

От юности иго Христово усердно восприим, / бденными подвиги поста и молитвы прославился еси. / Отонудуже призывающу тя Богу на служение Церкви / в новопросвещеннем царстве Казанстем / вкупе со святителем Гурием воззван был еси, / идеже яко первоначальник / созданной тобою во граде Свияжске обители / и достойный первосвятителю преемник явился еси. / Духом предстоя престолу Владычню, / молися, святителю Германе, со святителем Гурием / православней пастве во благочестии преспевати, / тме иноверия светом веры разгнатися.

Будущий казанский cвятитель по происхождению был знатным человеком. Род Полевых происходил из Рюриковичей, смоленских князей. Герман - потомок Рюрика в 24-м или 25-м колене. Его предком был Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха и правнук Ярослава Мудрого, последний киевский князь (1125-1137), при котором Киевская Русь как государство еще существовала. Московские князья и цари происходили от младшего брата Мстислава, Юрия Долгорукого.

Ростислав Мстиславич, предок Полевых, четвертый сын своего отца, получил в удел Смоленск. Род смоленских князей был весьма многочисленным, и уделы его представителей становились все мельче. В XIV веке они вместе со всей Смоленской землей оказались подданными великого князя Московского, многие из них выехали в Московское княжество.

Княжеский титул утратил прадед cвятителя Германа, Дмитрий Александрович Полев, поступивший на службу к волоцкому князю Борису Васильевичу, брату великого князя Ивана III. В то время это было обычным делом. Мелкие князья поступали на службу к другим князьям, и вплоть до конца XV века это означало для них утрату княжеского титула, так как в Удельной Руси считалось, что князь должен иметь удел или, во всяком случае, претендовать на него. Среди российского дворянства довольно много Рюриковичей без княжеских титулов - Еропкины, Заволжские, Рожественские и т. д.

Полевы имели вотчины в Волоцком и Рузском уездах еще до основания Иосифо-Волоколамского монастыря и вместе со своим патроном князем Борисом Васильевичем Волоцким оказались среди тех, кто принимал участие в его создании. Почти все жертвовали монастырю часть своих земель «на помин души» и имели свой участок на монастырском кладбище.

Отец cвятителя Германа Федор (Садырь) упоминается как свидетель в грамоте о продаже деревни Иосифо-Волоколамскому монастырю. В 1530/31 г. он пожертвовал Волоколамскому монастырю свою деревню Редькино и примерно в то же время принял в обители монашеский постриг с именем Филофей. Он занимал в монастыре должности келаря (1544/45-1546/47), казначея (1547/48 и 1552/53). В 1553/54-1554/55 гг. был одним из соборных старцев и участвовал в совершении земельных сделок . В 1553 году он возглавил суд над Матвеем Башкиным.

А его сын Григорий постригся в Иосифо-Волоколамском монастыре еще в ранней юности, намного раньше отца. По словам князя А.М. Курбского, «…был тои Герман светла рода человек, еже Полевы нарицаются, та шляхта по отчине и бе он яко телом великой муж, так и разума многого, и муж честного и воистину святого жительства, и Священных Писаний последователь, и ревнитель по Бозе в трудех духовных многих. И к тому же Максима Философа мало нечто отчасти учения причастен был, а и от иосифлянских мнихов произыде, но отнюдь обычая лукавого и обыкновенного их лицемерия не причастен был, но человек истинный … был в разуме и велик помощник был в … бедах объятым, также и ко убогим милостлив зело» .

Упоминание «Максима Философа» указывает на то, что cвятитель Герман, вероятно, находился в монастыре уже до 1530 года, когда там содержался Максим Грек. Герман занимался, в частности, перепиской книг. В описи 1545 года упоминаются две книги его письма .

В начале 1551 года cвятитель Герман стал игуменом Успенского монастыря в городе Старице. В 1553 году он присутствовал на суде над еретиком Матвеем Башкиным, которым руководил его отец, и сопровождал осужденного Башкина в Иосифо-Волоколамский монастырь, где и остался. В монастырских документах его называли «бывший старицкий игумен Герман». В 1554 году он упоминается как казначей монастыря.

В 1555 году cвятитель Герман был назначен архимандритом еще не открытого Свияжского Успенского монастыря (об обстоятельствах создания Казанской епархии см. в статье о святителе Гурии). Он прибыл в Казань вместе с cвятителями Гурием и и сразу отправился в Свияжск. Уже через год после своего основания монастырь занимался сельским хозяйством и даже судился из-за спорной земли со Свияжским собором .

Как уже говорилось в статье о cвятителе Гурии, в 1557 году в Казанском крае производилась массовая раздача земель, запустевших во время Казанской войны 1552-1557 гг. , возглавляемый Германом, приобрел значительное количество земель как в Свияжском уезде, так и в Казанском. Уже через 10 лет эти земли были густо населены.

Главный монастырь Казанской епархии - Спасо-Преображенский в Казанском Кремле - стал обладателем не меньших по площадям, но, очевидно, менее перспективных владений, и только в Казанском уезде. С этого времени и на протяжении 200 лет именно Свияжский, а не Казанский Спасо-Преображенский монастырь был самым богатым в епархии. Видимо, архимандрит Варсонофий, возглавлявший Спасо-Преображенский монастырь, будучи выдающимся подвижником и молитвенником, в отличие от cвятителя Германа, не имел иосифлянской хозяйственной «закваски».

До секуляризации 1764 года Свияжский монастырь был крупнейшим землевладельцем Казанского края, уступавшим только Казанскому архиерейскому дому. В монастырских вотчинах возникло свыше 60 сел и деревень, в том числе Нижние Вязовые, Исаково, Большое Ходяшево (Зеленодольский район), Соболевское, Тихий Плес (Верхнеуслонский район), Мамадыш (ныне город) и другие. К моменту конфискации церковных земель Свияжскому монастырю принадлежали 8 тысяч ревизских душ, то есть около 16 тысяч человек, что более чем вдвое превышало владения Спасо-Преображенского монастыря.

В основанной cвятителем Германом обители уже в первые годы развернулось строительство. Те же псковские мастера Постник Яковлев и Иван Ширяй «с товарищи», которые строили кафедральный Благовещенский собор в Казани и стены Кремля, в Свияжске возвели Успенский собор , сохранившиеся до наших дней. Оба храма были очень похожи, но, в отличие от Благовещенского собора, Успенский почти не перестраивался и выглядит почти так же, как при cвятителе Германе. Внутри собора сохранились росписи XVI века, выполненные еще при святителе Германе или вскоре после его кончины.

Но архимандрит Герман занимался не только хозяйственными делами. Свияжский монастырьстал крупным миссионерским центром, в нем приняли крещение тысячи местных жителей. Архиепископ Гурий официально поручил архимандриту Герману управление и суд над всеми приходами в Свияжском уезде, таким образом миссионерская деятельность архимандрита Германа распространялась на обширную территорию Правобережья Волги.

В отличие от миссионерской практики последующих столетий, при cвятителе Германе крещение не рассматривалось как формальный акт. Перед его принятием будущие православные подолгу жили в монастыре на полном обеспечении, участвовали в службах и проходили катехизацию. Монастырская библиотека к 1568 году имела 152 книги, в том числе восемь пергаменных.

В Казани архимандрит Герман выстроил подворье Свияжского монастыря, оно упоминается в Писцовой книге 1565 года, к концу XVI века это подворье стало самостоятельным .

Заслуги cвятителя Германа в христианском просвещении Казанского края достаточно велики и не нуждаются в преувеличении и приукрашивании. В последние годы в казанской печати были опубликованы и многократно пересказаны утверждения, согласно которым Иван Федоров не в Москве, а именно в Свияжском монастыре под руководством cвятителя Германа напечатал свою первую книгу «Апостол», что в Свияжске cвятителем Германом был составлен знаменитый Лицевой свод для наглядного обучения детей. Эти утверждения не соответствуют действительности.

12 марта 1564 года cвятитель Герман, как сообщается в летописи и Житии, был «соборно избран» архиепископом Казанским и Свияжским. Это произошло на соборе, состоявшемся после смерти митрополита Макария , избравшем 24 февраля нового митрополита Афанасия. Святитель Герман участвовал в соборе как архимандрит Свияжского монастыря. Вскоре после рукоположения (его дата точно не известна) cвятитель Герман отбыл в Казань. Пребывание святителя на Казанской кафедре было недолгим и пришлось на тяжелое время. В декабре 1564 года Иван IV уехал в Александрову слободу, а еще через два месяца началась «опричнина», запомнившаяся, в первую очередь, массовыми репрессиями, в том числе против деятелей Церкви.

Официальное Житие cвятителя Германа сообщает, что в июле 1566 года он выехал в Москву на собор для избрания нового митрополита, где и жил почти полтора года на подворье Казанского архиерейского дома и умер от «морового поветрия».

Князь Андрей Михайлович Курбский в «Сказании о великом князе Московском» излагает совсем другую историю. Царь предложил cвятителю Герману стать митрополитом: «умолен был от князя великого... да будет архиепископом Руские митрополии: он же аще и много возбраняшесь от тое вещи, так от него, яко и соборне, принужден к сему». Два дня cвятитель Герман уже «нареченным митрополитом» жил в митрополичьих покоях в Кремле и в это время имел беседу с царем, в которой убеждал его вернуться к праведной жизни. На cвятителя Германа «вознегодоваху» опричники во главе с Басмановым, которые убедили царя, что в лице cвятителя Германа он увидит «нового Сильвестра».

В результате назначение cвятителя Германа было отменено, а через два дня его нашли «во дворе своем мертв... овыи глаголют удушенна его тайне, за повелением его (царя), овы же ядом смертоносным уморенна» .

Версия о насильственной смерти cвятителя Германа подтверждается актом осмотра его мощей в Свияжске в 1888 году (тогда на главу святителя налагали новую митру). Оказалось, что «голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами - одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее» .

Храм Николы Мокрого в Зарядье

Но согласно официальной версии, смерть cвятителя Германа была естественной, поэтому он был похоронен в ближайшей к подворью казанских архиереев церкви Николы Мокрого в Зарядье (этот храм был снесен при строительстве гостиницы «Россия»). Отпевали его преемник cвятителя Германа в Свияжском монастыре архимандрит Иродион и вновь назначенный cвятителем Германом архимандрит Спасо-Преображенского монастыря Иеремия. В 1591 году при перестройке церкви Николы Мокрого мощи были обретены, от них начали совершаться чудотворения. По просьбе Казанского митрополита Гермогена царь Феодор Иоаннович и Патриарх Иов разрешили перенести мощи архиерея в Свияжский Успенский монастырь. Торжественная встреча святыни в Свияжске митрополитом, братией и горожанами состоялась 25 сентября 1592 года. Мощи святителя были помещены в алтаре Успенского собора с правой стороны.

Священномученик Гермоген , составивший Житие святителей Гурия и Варсонофия, почему-то не сделал этого относительно святителя Германа. Вероятно, дело было в том, что писать правду о смерти святителя Германа Гермоген не мог, а излагать в Житии явно ложную версию не хотел. Вплоть до середины XVII века святитель Герман почитался, в основном, жителями Свияжска. Житие святителя Германа было составлено в середине XVII века, при . Оно малоинформативно, содержит, в основном, сведения, почерпнутые из Жития святителей Гурия и Варсонофия, и особенно прославляет cвятителя Германа за основание Свияжского монастыря. Служба святителю Герману была составлена, вероятно, самим митрополитом Лаврентием. В службе (5-я песнь канона) содержатся свидетельства митрополита Лаврентия об исцелении по молитвам к святителю Герману.

Мощи святителя Германа в Свияжском монастыре много раз перекладывались в новые раки. 23 июля 1714 года по указу митрополита Тихона мощи были перенесены из алтаря на середину храма, где они открыто почивали до 1918 года, второе перенесение мощей тоже стало праздноваться.

В 1888 году, когда была установлена насильственная смерть святителя, настоятель Свияжского монастыря архимандрит Вениамин внес изменения в службу и написал акафист, в котором святитель назывался страстотерпцем. Но в 1889 году постановлением Синода эти тексты были запрещены к публикации и службам. Главной причиной запрещения было упоминание в акафисте о насильственной смерти cвятителя Германа.

Под колокольней Свияжского Успенского монастыря вплоть до его закрытия сохранялась келья, где cвятитель Герман проводил время в молитвах, около трех квадратных аршин с печкой и окном, менее аршина в высоту, с иконой Богоматери в переднем углу и фонарем из слюды. В Успенском соборе хранились иглы, нитки, наперсток, которыми он пользовался в келейных занятиях.

В 1923 году, во время очередной атаки советской власти на Церковь, состоялось официальное вскрытие мощей святителя Германа. По местному преданию, в момент вскрытия по Волге прошел смерч, присутствовавшие при вскрытии разбежались. Мощи сохранялись в Свияжском Успенском монастыре и бесследно исчезли после его закрытия в 1925 году.

В 1918 году был закрыт Свияжский Успенский монастырь, в котором мирно почивали мощи cвятителя Германа. После разорения монастыря дальнейшая судьба святых мощей была довольно таинственна. Мощи исчезли, и о месте их нахождения никто ничего не знал. Существовало предание, что святые мощи были сокрыты под престолом кладбищенского храма Ярославских Чудотворцев города Казани, но это тщательно скрывалось. После падения богоборческой советской власти, в 2000 году, на 2-й седмице Великого поста, во время уборки престола под ним был обнаружен ковчежец из красного дерева. Об этом сразу было донесено архиепископу Казанскому и Татарстанскому Анастасию, управляющему Казанской епархией. По его прибытии во время богослужения ларец был открыт и после долгого забвения были вновь обретены многоцелебные мощи cвятителя Германа.

Часть мощей была перенесена во вновь открытый Казанский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь и положена в раку, которая сейчас располагается в левой стороне храма.

Остальная часть мощей была торжественно перенесена в 2000 году в Свияжский Успенский мужской монастырь, который был вновь открыт после долгих лет запустения в 1999 году. Там святые мощи покоятся и ныне.

В Казани центром почитания святителя Германа был основанный им Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1849 году сюда была перенесена из Свияжска частица его мощей. Монастырь тоже был закрыт в 1929 году, но эта частица мощей уцелела в храме Ярославских Чудотворцев. Сейчас частицы мощей имеются в обеих восстановленных обителях - Казанском Иоанно-Предтеченском и Свияжском Успенском монастырях.

Акты феодального землевладения и хозяйства. - М., 1960.Т. 2. - С. 95, 110-114.

Теги: Святитель Герман Казанский архипастыри Казанские история Казанской епархии

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках - всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по ссылке .

Среди боярских родов в Московском государстве в XV и ХVI в. особенным благочестием и ревностью по службе отличался род Полевых, потомков Смоленских князей.

Несколько лиц из сего рода восприняли иночество и отличались своей благочестивой жизнью и христианскими добродетелями. В самом начале ХVII века в городе Старице 1 у Феодора Афанасьевича Полева родился сын, нареченной во святом крещении Григорием, в честь святого Григория Декаполита 2 .

Это и был будущий великий светильник и ревностной пастырь стада Христова - святой Герман. Благочестие родителей, их строгая жизнь по заповедям Христовым, сильно влияли на юного отрока. Еще с молодости он привык соблюдать строго пост и часто предавался молитве. Родители святого старались насадить в сердце своего сына страх Божий.

С юных лет благодать Божия почивала на отроке. Среди своих сверстников он отличался скромностью, кротостью и даровитостью. Не любил он детских игр и шумливой резвости, но предпочитал услаждать свою душу полезными размышлениями и беседами. Благочестивые родители Григория обучили сына чтению божественного Писания, что было, тогда главным образованием.

Святой отрок с великою ревностью стал заниматься чтением Боговдохновенных книг. Особенно часто он читал псалмы Давидовы, которые укрепляли и воодушевляли благочестивого юношу.

С юных лет он неуклонно присутствовал в храме во время Богослужений. Часто удалялся он в уединение и здесь среди тишины горячо молился и размышлял о назначении человека и о промысле Божием. Святой отрок много думал о тщете человеческой жизни. Она мимолетна, как сон, думал он, человек умирает, и память о нем изглаживается.

Столь же скоропреходящи и все блага сей жизни: они тленны, быстро приходят и быстро исчезают. едино есть на потребу угодить Богу, служить Ему всей душой и любить Его всем сердцем. Благочестивый отрок стал вести жизнь еще более строгую, чем прежде; особенно он соблюдал пост, так что от великого воздержания едва оставался живым.

Но, умерщвляя так свою плоть, он просвещал и украшал свою душу. Видя такое воздержание своего сына, родители просили его, опасаясь за его здоровье, умерить свои подвиги. Но он еще более и более усугублял свои труды. Душа его уже давно стремилась к уединенно. Он решил всецело посвятить себя на служение Богу и вступить в число иноков.

Испросив благословения у своих родителей, он вступил в Волоколамский монастырь, славившийся строгостью своей жизни. В той же обители уже были пострижены двоюродные братья отца Григориева.

В сие время там подвизались будущий первосвятитель Казанский Гурий 3 и блаженной Максим грек 4 , отличавшийся своим просвещением и невинно заточенный, по проискам врагов, в сем монастыре. Около 25 лет от роду Григорий вступил в сию обитель, куда потом поступил и его отец под именем Филофея.

Вскоре Григорий был пострижен в иночество, причем ему наречено было имя Герман. Восприняв иночество, он стал с еще большей ревностью подвизаться в делах благочестия. Особенно трудился он над изучением Священного Писания, часто беседовал с просвещенным Максимом и извлекал пользу из сих бесед. По-прежнему он строго соблюдал пост, по-прежнему неуклонно посещал храм Божий.

Подавая всем пример своею подвижническою жизнью, он отличался необыкновенным смирением и охотно служил братии, исполняя все послушания, возлагаемые на него. Особенно он любил заниматься переписыванием богослужебных книг. Рукой Германа, последнего в иноках, как он сам называл себя, переписаны Богородичники, Евангелие, сохранившиеся до нашего времени.

Подвижническая жизнь Германа доставила ему уважение среди иноков Волоколамской обители. Они дивились трудам подвижника, назидались его смирением и благодарили Господа. Вскоре молва о благочестивой жизни Германа достигла и до родины святого города - Стариц. Иноки Старицкого Успенского монастыря, слыша о подвигах Германа, настоятельно просили его принять начальство в их обители. Смиренный Герман долго отказывался, но, наконец, уступал великим просьбам братии, отправился к Тверскому архиепископу Акакию, которой с любовью принял святого, возвел его в сан архимандрита и благословил на новое служение. Братия Старицкого монастыря с любовью встретила своего нового настоятеля, которого уже давно желала видеть в своей обители. Вступив в управление монастырем, святой Герман с пастырской ревностью сталь заботиться о его благоустройстве: он воздвигал постройки, благолепно украшал храмы. Но еще более заботился он о благолепии внутреннем: он всем подавал пример благочестивой жизни, служил для иноков образцом смирения и кротости, всех назидал, увещевал строго соблюдать иноческие обязанности, ввёл в своей обители устав Волоколамского монастыря - словом был истинным пастырем, добрым отцом и примером, достойным подражания. Иноки старались следовать стопам своего святого архимандрита и преуспевали в подвигах под руководством столь опытного в духовной жизни пастыря. Но вскоре им пришлось расстаться с своим архимандритом. Стремясь постоянно к уединению, святой Герман через 2 года оставил Старицкий монастырь, чтобы снова в уединенной келлии Волоколамского монастыря подвизаться в молитве и посте. Он передал начальство в Старицком монастыре постриженному им иноку Иову, впоследствии знаменитому подвижнику и страдальцу за Русскую землю - патриарху Московскому. Прибыв в Волоколамский монастырь, святой Герман стал подвизаться, как простой инок. Но не долго ему было суждено проводить жизнь в уединении и тишине. В Москве тогда появился новой еретик Матвей Башкин, отрицавший веру во святую Троицу, не признававший Св. Таинств. В 1553 г. на него был созван собор в Москве. На соборные заседания был вызван и святой Герман вместе с своим родителем. Собор осудил ересь Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамский монастырь к святому Герману. Так была известна всем подвижническая и святая жизнь сего ревнителя Христовой веры.

Но святого ожидало другое, более трудное поприще. Около того времени царем и великим князем Иоанном Васильевичем Грозным была покорена Казань, главной оплот и твердыня татарского Казанского царства. Царь Московский озаботился распространить свет истинной веры Христовой в покоренной стране между магометанами и язычниками - инородцами. В Казани была учреждена архиепископская кафедра, на которую впервые был возведен святитель Гурий, бывший прежде игуменом в Волоколамском монастыре. Святителю Гурию было поручено устроить обитель в городе Свияжске 5 . Настоятелем для сей обители, по указанию Гурия, был назначен святой Герман, прибывший вместе с Гурием в 1555 г. в город Свияжск. Получив богатые пособие от царя и святителей, Герман ревностно начал строить обитель. Много трудов и усилий пришлось ему положить при строении обители. Недостаток необходимых материалов, дороговизна работа, враждебное отношение инородцев - всё это затрудняло и замедляло строение монастыря. Но при помощи Божией через 1,5 года работы были закончены. Святой Герман построил Никольскую церковь, существующую доныне, и при ней высокую колокольню, потом воздвиг великолепный, сохраняющийся до сего времени, храм в честь честного и славного Успения Божией Матери. Герман благолепно украсил сии храмы иконами и другими священными предметами.

Особенно ревностно заботился Герман о распространении истинной веры Христовой между магометанами и язычниками. Строгая и подвижническая жизнь святого пастыря многих привлекала к нему. Одни приходили за советом, другие за благословением. Блаженный всех принимал с любовью, не делая различия между православными и неверующими, всем равно помогая, ко всем одинаково попечительно относясь. Такое обхождение святого мужа сильно действовало на язычников, так что те стали принимать истинную веру Христову. Святой Герман щедро помогал всем, кто обращался к нему с просьбой о помощи. Но щедрый и милостивый к другим, святой был строг и требователен к себе. Еще до сих пор сохраняется тесная и узкая келлия святого, длиной в 1,5 сажени, шириной около сажени. Помогая всем, он сам старался обходиться без посторонней помощи, сам себе чинил одежду. До сих пор сохраняются наперсток, иглы и нитки, которыми пользовался святой Герман. Заботясь о спасении своей души, сей доброй пастырь не менее заботился и об иноках Свияжской обители. Подобно настоятелю, все иноки обязаны были проводить самую строгую жизнь. Из среды их святой Герман избирал достойных проповедывать слово Божие среди неверующих, сам подавая им в семь пример. Трудами святого было собрано большое количество рукописных книг, богослужебных и других, необходимых для великого дела проповеди. Свияжский Богородицкий монастырь был средоточием, откуда стал разливаться свет Христовой веры. Благодаря неусыпным попечениям святителя, сия обитель исполнила свое высокое назначение и долго еще оставалась просветительным центром на северо-востоке России. Узы братской любви связывали святого Германа с блаженным Гурием. Сей архипастырь ценил заслуги и труды такого ревностного сподвижника, каким был Герман. Они часто переписывались о различных предметах, касающихся церковного просвещения. Со своей стороны святитель Гурий оказывал ревностному проповеднику Христовой веры доверие во всем. Он поручил суду и управлению самого Германа не только Свияжский монастырь, но и все церкви Свияжской области. Все его труды были известны и царю. Так более восьми лет подвизался святой Герман.

б декабря 1564 г. после многих трудов и подвигов мирно предал Господу свою чистую душу первосвятитель Казанский Гурий. Царь Иоанн Васильевич Грозной и митрополит Московский Афанасий вызвали в Москву святого Германа, желал возвести его на архипастырский престол в Казани. Они уже прежде слышали много о ревности сего святого мужа и видели в нем единственного достойного преемника святителю Гурию. Святой Герман, вызванный соборной грамотою в Москву, сначала отказывался, но потом должен был уступить требованиям царя и освященного собора. 12 марта 1564 г. он был рукоположен в архиепископа Казанского и Свияжскаго. Правя своей паствою, он неуклонно шествовал по следам своего великого учителя и наставника святителя Гурия. Особенно ревностно он заботился о распространении Христовой веры. Для сего он ввел общежитие в Зилантовском монастыре 6 , чтобы увеличить число иноков в сей обители и расширить школу для детей инородцев. Один из его современников, знаменитый в русской истории князь Курбский так отзывается о святителе Германе: "Герман был человек знатного рода, не столько высок телом, сколько разумом, муж честного и святого жительства, исследователь Священных Писаний и ревнитель по Боге в делах духовных; не был он причастен никакому обычаю лукавому и лицемерию, но был человек простой, истинный, непоколебимый, великий помощник объятым бедами и напастями и весьма милостивый к убогим".

При содействии святителя в Казани был построен тогда Ивановский Казанский монастырь, существующий до сего времени. Это - видимой знак ревностного старания святителя о благолепии храмов Божиих. В таких трудах святитель управлял Казанской паствою около двух лет. В 1566 г. митрополит Московский Афанасий по расстроенному здоровью отказался от управления Церковью. Строгая подвижническая жизнь святого Германа хорошо была известна Грозному, и он пожелал, чтобы Герман занял архипастырский престол. По распоряжению царя, святитель Казанский был вызван в Москву. В то время в характере Иоанна произошла печальная перемена: подозрительность, которою он отличался и прежде, стала увеличиваться. Он окружил себя толпою недостойных опричников, которые злоупотребляли доверием царя и чинили несправедливости и притеснения. Вызванный по воле царя в Москву, Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Царь не терпел возражений, и Герман должен был поселиться в покоях митрополичьих, еще до посвящения в сан митрополита. Недолго, однако, ему пришлось пробыть здесь. Он видел, какие несправедливости причиняют людям злые приспешники царя, со скорбью замечал, как сильно изменился характер Грозного - и не мог стерпеть: верный своему пастырскому долгу, он попытался вразумить царя, говорил ему о необходимости чистосердечно раскаяться, о будущих муках и о вечном блаженстве. Грозной царь не мог вынести обличений блаженного святителя. Он с сумрачным видом вышел от Германа. Опричники, узнав о сем, стали уговаривать царя. Они хорошо знали святителя, понимали, что сей пастырь - грозный для них обличитель, который будет немолчно и смело говорить правду царю.

Великий государь, - говорили коварные опричники, - не пристало тебе внимать бессмысленным речам твоего раба. Неужели ты хочешь быть в неволе, более тяжкой, чем в какой ты столько лет был у Сильвестра и Адашева.

Более всех против святителя говорили царский любимец Алексей Басманов с своим сыном. Все опричники неотступно просили царя, чтобы он не возводил Германа на Московскую кафедру. Грозный послушался своих любимцев. Он повелел передать Герману:

Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу.

Около двух лет святитель пробыл в Москве под опалой. Его не отпускали в Казань, хотя он и считался архиепископом Казанским. В сие время его держали под надзором приставов, в заключении. Но нелицемерной обличитель неправды и в неволе был страшен опричникам. 6 ноября 1567 года последовала кончина святого Германа. Как думают, опричники были убийцами сего святого мужа. Бывший в Москве при святителе архимандрит Свияжского монастыря Иродион предал погребению тело святого Германа при церкви св. Николая, именуемого Мокрым 7 .

Но Господу было угодно прославить Своего угодника чудесами и различными знамениями. При перестройке Николаевской церкви были обретены мощи сего святителя. В 1592 году жители Свияжска, услышав о чудесах от мощей святого Германа, обратились к царю Феодору Иоанновичу и к всероссийскому патриарху Иову с просьбой о том, чтобы им было позволено перенести мощи святителя из Москвы в Свияжский монастырь, основанный самим святителем. Просьба сия была исполнена: 25 сентября 1592 года мощи святителя были торжественно встречены жителями Свияжска. Много чудесных исцелений и знамений произошло при сем. Лишь только мощи святого Германа были внесены в Успенский храм Свияжской обители, великое благоухание распространилось по всему монастырю. При сем прозрели два слепца, и совершилось много других чудес. Спустя более ста лет, в 1696 году мощи святого были вновь свидетельствованы, и с сего времени началось всеобщее празднование памяти святителя по всей России. В 1704 году мощи святителя были перенесены из алтаря Успенского храма в самую церковь. Это перенесение произошло 23 июля 1704 года при митрополите Тихоне. Память о сем событии торжественно совершается и до сего дня.

Таково было житие святого Германа, таковы его труды, его твердость в Христовой вере. Последуем и мы сему подвижнику, поревнуем его добродетельной жизни, будем постоянно иметь пред своими душевными очами сего великого святителя Церкви Российской и призывать его святое имя, дабы он молил за вас Господа, Ему же слава во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Яко великим пастырем единонравна, и учителем вселенныя единомысленна, церкве Божия служителя усердна, и строителя таин Христовых благоговейна, стекшеся благовернии людие, свяжския обители богомудраго основателя, и казанския новопросвещенныя паствы святителя Германа песньми и пении восхвалим, глаголюще: не престай присещати молитвами твоими на обитель и на всю паству твою, и обитель во святыни, паству же в вере и благочестии блюсти невредимо.

Кондак, глас 4:

Бодрствуя в молитвах, послушания добрый рачитель быв, в терпении стяжал еси душу твою, делы смиренномудрия и кротости изрядствуя, престол святительства благоверием и благочестием украсил еси, отче священноначальниче Германе: моли Христа Бога о обители и о всем стаде твоем, яко паствы твоея утверждение, и сущым по тебе святителем светлое украшение.

________________________________________________________________________

1 Старица - уездной город Тверской губернии на реке Волге.

4 Блаженной Максим Грек, вызванный из Святой горы для исправления богослужебных книг, оставил много сочинений. После продолжительного заключения, скончался в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в 1656 г.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Проповедник веры христовой, обличитель сильных мира сего Проповедник веры христовой, обличитель сильных мира сего Как приготовить филе тилапии на сковороде? Как приготовить филе тилапии на сковороде? Рецепты, как приготовить пышные оладушки Рецепты, как приготовить пышные оладушки