Страны в которых не задают домашнее задание. «Не задано!» Можно ли успешно учиться и учить без домашнего задания? «В советское время никто не жаловался»

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В США проводятся обязательные встречи с учителями: родители приходят в школу, знакомятся с преподавателями, смотрят, что и как. На одной из таких встреч Бренди, которая преподаёт у второклассников, раздала родителям записки с убойной информацией: домашних заданий не будет до конца года. Дома нужно только доделывать то, что ученик не успел закончить в классе. Учительница предложила родителям использовать освободившееся время с пользой: проводить семейные ужины, читать всей семьёй книги, больше гулять на улице и раньше ложиться спать.

Мама одной из учениц сфотографировала записку.

Идея понравилась многим, если судить по огромному количеству лайков и шеров.

И правда, домашка не нужна. Вот почему.

1. Домашнее задание вредит здоровью

Об этом говорят все родители: постоянно растущая академическая нагрузка и стрессовое тестирование бьют по здоровью детей.

  • Из-за высокой нагрузки дети меньше спят. Они засиживаются над учебниками допоздна и переживают из-за оценок, в итоге появляются проблемы со сном The relation among sleep duration, homework burden, and sleep hygiene in chinese school-aged children . .
  • Здоровых школьников у нас . Близорукость, гастрит, хроническая усталость, нарушения осанки - что-то из этого у ребёнка, вероятно, есть.

Так, может, плюнуть на это домашнее задание и оценки и заняться чем-то более полезным?

2. Домашнее задание отбирает время

Сегодня дети заняты как никогда, считает Питер Грей, профессор Бостонского колледжа. Они проводят слишком много времени в школе, потом бегут к репетиторам, на обратной дороге заворачивают в секцию. Расписание жёстко регламентировано, каждый час учтён.

Дети учат языки, математику, программирование. Но им некогда научиться жизни.

Психолог Харрис Купер проводил исследования, которые доказали, что задания на дом не очень-то эффективны: слишком большой объём информации ребёнок не усвоит. Малышам нужно не больше 20 минут дополнительных занятий, старшим - полтора часа Homework in Elementary School . .

Для сравнения: по нашим санитарным правилам полтора часа - это объём для второго класса. Выпускники могут тратить на уроки по три с половиной часа. Почти половина рабочего дня, и это после школы. А жить-то когда?

3. Домашнее задание не влияет на успеваемость

Алфи Кон, один из главных критиков образования, написал в 2006 году книгу «Мифы о домашнем задании». В ней он рассказал, что для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что почти исчезает, если применять в исследовании более точные методы измерений Rethinking Homework . .

С этим согласны не все. Том Шеррингтон, учитель и защитник практики заданий на дом, пришёл к выводу, что в начальной школе пользы от домашнего задания действительно немного, зато когда ученикам больше 11 лет, уроки помогают добиваться блестящих результатов Homework Matters . .

Долгосрочную пользу от отмены домашнего задания толком не измерить. Исследовательский центр TMISS выяснял, сколько времени школьники тратят на домашнее задание в разных странах. Так вот, в четвёртом классе только 7% учеников не делают домашнее задание How Much of Their Out-of-School Time Do Students Spend on Homework During the School Week . . Небольшая цифра для анализа.

4. Домашнее задание ничему не учит

Школьное образование абсолютно оторвано от жизни. После многих лет изучения английского выпускники двух слов связать не могут, понятия не имеют, в каком полушарии отдыхают, свято верят в силу . Домашние задания продолжают тенденцию: забивают головы фактами, которые дети не могут применить.

Студенткой я подрабатывала репетитором, помогала школьникам подтянуть русский язык. Изначально дети не могли просклонять самое простое существительное «дверь». В глазах был только страх: сейчас поставят оценку. Половину каждого занятия пришлось посвящать теме «русский язык в быту», доказывать, что мы так разговариваем. На каждый падеж я придумывала предложение. Не такое, как в учебнике, а такое, как в жизни: «Тихо, кошке дверью хвост прищемишь!» Когда дети понимали, что все школьные знания - это и есть наш мир, оценки резко улучшались и моя помощь становилась не нужна.

Вспомните, как вы учились, и сравните процесс с уроками в . Если бы домашние задания помогали сокращать разрыв межу классом и жизнью, от них был бы толк. Но это не так.

5. Домашнее задание убивает желание учиться

«Сделать уроки» до сих пор означает либо прорешать школьные примеры, либо прочитать несколько параграфов. По сути, учителя спихивают на дом то, что не успели рассказать от звонка до звонка. Это настолько тоскливо, что домашнее задание превращается в тяжёлую повинность.

Хуже этой скуки только «творческие» задания, которые сводятся к рисункам и презентациям в PowerPoint. Свежая история с работы:

A post shared by Kess (@chilligo) on Oct 17, 2016 at 10:11am PDT

В задании про скворца нужно было ещё и объяснить причины его грусти. Сомневаюсь, что скворцы и правда до слёз переживают из-за предстоящего отпуска и станут скучать по берёзкам, но именно так и надо было отвечать.

То есть дома ребёнок должен скучать или заниматься глупостями вместо общения с друзьями, прогулок и занятий спортом. И кто после этого полюбит учиться?

6. Домашнее задание портит отношения с родителями

Многие родители делают уроки с детьми и за детей. Получается так себе.

  • Школьная программа поменялась, знания родителей устарели.
  • Многие родители сами не помнят простых примеров из школьной программы и пытаются выполнять задания с точки зрения взрослого. Дети так не умеют.
  • Родители не педагоги. Они не учились объяснять материал, правильно его подавать и проверять. Нередко такое обучение хуже, чем никакого.
  • Домашнее задание - это постоянные конфликты. Дети не хотят его делать, родители не умеют мотивировать, совместные занятия заводят в тупик, и всё это выливается в ссоры.

Что хорошего в домашнем задании

Проблема не в домашнем задании и не в его количестве. А в том, что в готовом виде, как оно есть сейчас, оно абсолютно бесполезно, только уничтожает время и здоровье. От домашней работы можно добиться результатов, если пересмотреть подход к ней.

Домашнее задание выполняется в комфортных условиях, поэтому дома можно найти ответ на сложный вопрос и понять материал. Если, конечно, на это есть время и силы.

Если для каждого ученика разрабатывать индивидуальное домашнее задание, то школьник сможет подтянуть темы, которые ему не даются, и развить сильные стороны Домашнее задание как важный компонент непрерывного образования . .

Бренди Янг считает так:

Ученики весь день работают. Дома есть более важные занятия, которым тоже нужно учиться. Развиваться нужно в разных сферах, какой смысл приходить домой и утыкаться в тетрадки?

А вы как думаете, нужно ли домашнее задание?

Многие учителя и родители считают, что домашняя работа помогает ученикам получить учебные навыки и повторить школьный материал. Другие считают, что домашняя работа необязательна и разрушительна: дети выгорают и теряют интерес к учёбе. Исследования показывают, что ответ на вопрос о необходимости домашних заданий не так прост: домашняя работа приносит пользу в зависимости от возраста. Ученики старшей школы получают от неё больше пользы, чем ученики начальной и средней школ.

Родительские комитеты и Национальная Ассоциация образования (профсоюз учителей в США) поддерживают «правило 10 минут» - 10 минут домашней работы на каждый год обучения. Например, в 1 классе - 10 минут, во 2 классе - 20 минут и так далее. Но многие родители и учителя выступают против: ведь главное - не время выполнения, а качество заданий и насколько они помогают развить способности ребенка.

Некоторым ученикам может понадобиться больше или меньше времени на выполнение домашней работы. В классе учитель может помочь ученику, испытывающему проблемы с заданием, а дома ученик может потратить час на задание, которое нужно было выполнить за 30 минут. Такой подход разовьет пропасть между плохо и хорошо успевающими учениками, с каждым домашним заданием она будет только увеличиваться. Не говоря уж о том, что плохо успевающий ребенок может заболеть и совсем выпасть из образовательного процесса.

Однако у такого подхода есть и положительные стороны: если ребенок не успевает выполнить задание за отведённое время, это станет первым сигналом, что в его обучении не все в порядке.

Невысокая польза для начальной школы

В начале школьного пути стоит уделить время на формирование любви к обучению у ребенка. Большое количество домашней работы скорее всего убьёт всякий интерес к учебе. У учеников младших классов нет достаточных учебных навыков, чтобы вынести пользу из домашних заданий, так что их выполнение может стать пустой тратой времени (см. исследования Купера, и (англ.); Марцано и Пикеринга, (англ.)). Эффективнее будет задавать домашнее чтение. Ещё лучше, если дети будут читать вместе с родителями. Польза чтения очевидна: если ученик не умеет хорошо читать и понимать простые тексты к третьему классу, у него мало шансов преуспеть в средней школе и почти нет шансов закончить старшую (см. исследование Фистера (англ.), ).

Учительница второго класса Жаклин Фьорентино решила, что хорошее отношение её учеников к школе важнее, чем небольшая польза от работы дома. Она провела эксперимент: отменила в классе обязательную домашнюю работу. «Произошло нечто необычное: дети стали делать больше заданий дома самостоятельно, - написала она в своем блоге, - мои второклашки в свободное время решили изучить темы, интересные для них». Она стала задавать им чтение на дом и предложила домашнюю работу по выбору, чтобы они могли дома повторить материал урока.

Умеренная польза для средней школы

С возрастом ученики развивают учебные навыки, необходимые для лучшего погружения в тему и сохранения в памяти основных положений. В этом возрасте домашняя самостоятельная работа начинает приносить пользу. Она помогает им лучше подготовиться к занятиям в классе, исследования показывают умеренную пользу домашней работы для учеников средней школы (Купер, ). Ещё одно исследование также показывает, что онлайн-задания по математике, которые подстраиваются под уровень каждого ученика, значительно повышают результаты экзаменов (Рошель, ).

Однако на этом этапе появляется риск перегрузить ученика: исследование 2015 года показало, что ученики средней школы, которые тратили на домашнее задание 90-100 минут в день, начали хуже выполнять контрольные по математике и химии (Фернандес-Алонсо, Саурес-Альварес и Муньис, (англ.)). Превышение этого лимита способно уничтожить мотивацию и внимание ученика. Исследователи советуют задавать «домашнюю работу умеренной сложности, слишком сложное задание отобьёт желание даже попробовать его выполнить». Учителям рекомендуется избегать простых, повторяющихся заданий и задавать домашнее задание «с целью вселить привычку работать над заданием самостоятельно».

Иными словами, имеет значение качество, а не количество домашней работы. Брайан Штабник, опытный учитель английского языка в средней и старшей школах, предлагает учителям задать себе пять вопросов:

    Сколько времени займёт выполнение задания?

    Все ли ученики могут его выполнить?

    Поможет ли задание достичь ученику успеха в будущем?

    Возможно ли выполнить задание иным способом, чем предложено в классе?

    Возможно ли выполнить задание без помощи учителя?

Большая польза и большие риски для старшей школы

К старшей школе ученики становятся более независимыми, в полной мере познают учебные навыки. Домашняя работа для них - способ глубже понять тему и закрепить знания, полученные на уроке. Однако и для них необходимо установить лимит заданий в день. Если ученик тратит более двух часов на выполнение заданий дома, он лишается возможности провести время с семьёй и друзьями, ему не хватит времени на отдых. Исследование 2013 года показало, что старшеклассники страдают от физических и психологических проблем от постоянного недосыпа и стресса, вызванного большим количеством домашней работы (Гэллоуэй, Коннер и Поуп, ).

В старших классах домашняя работа должна быть всегда связана с темой урока, она должна быть посильной для каждого ученика, а комментарий учителя после её выполнения - подробным и чётким.

Следует обращать внимание и на окружение школьника: не каждый из них имеет равные условия для выполнения заданий дома. Поэтому невыполненное задание не всегда будет отражением учебных неуспехов школьника. Возможно, им мешает шум домашних или поломка компьютера и сети, необходимых для выполнения задания. В таком случае выставление низких оценок будет несправедливым и может снизить мотивацию школьника к обучению.

Чтобы не перегрузить ребенка, надо держать связь с учителями других предметов и знать, сколько заданий они выдают. Может показаться, что заданий на 30 минут будет достаточно для ребенка, но, когда столько упражнений зададут по каждому из шести предметов, это превратится в три часа домашней работы. Даже для старшеклассника это очень много.

Психолог Морис Элиас называет это типичной ошибкой учителя: каждый разрабатывает домашние задания, не обращая внимания на другие предметы, что в итоге и приводит к сильной загруженности учеников. Она предлагает учителям разработать в каждой школе отдельную политику по домашним заданиям и обсудить на первом родительском собрании в году.

Родители играют ключевую роль

Домашняя работа помогают родителям быть в курсе учебных дел детей. Родители могут лучше узнать интересы детей и их сильные стороны. Если родители выступают за домашние задания, то и для ребёнка его выполнение становится ценным, что приводит к улучшению успеваемости в школе.

При этом завышение значимости домашней работы со стороны родителей и повышенный интерес к оценкам могут повредить эффективному обучению ребенка. Родителям не стоит навязывать и контролировать выполнение домашних заданий: ученики от этого становятся менее мотивированными (см. исследование Оркина, Мэя и Вольфа, ). Родителям стоит учесть это, чтобы не превратить домашние задания ребенка в постоянный источник конфликтов.

Нормативы по домашней работе в России

Минобрнауки запрещает задавать домашние задания в 1-х классах. Во 2-3 классах время на выполнение домашних заданий не должно превышать 1,5 часов, в 4-5 - 2 часов, в 6-8 классах – 2,5 часов, а в 9-11 классах время выполнения может доходить до 3,5 часов. Интересно, что санитарные нормы запрещают задавать школьникам домашнюю работу на выходные. О запрете на задания в каникулы в нормах ничего не говорится.

Примерное количество заданий на дом по каждому предмету могут быть прописаны в локальных актах школы - Положении о домашнем задании.

Домашнее задание - не всегда именно то, чем любят заниматься учащиеся после школы. Ведь иногда на выполнение этого задания приходится тратить много часов внеурочного времени тогда, когда можно было бы отдыхать и веселиться. Интересно, а сколько именно часов посвящают выполнению домашнего задания учащиеся в разных странах?

Согласно информации, поступившей от Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2012 американские подростки уделяли домашним заданиям в среднем 6 часов в неделю. Эта цифра меньше для всех учащихся из стран, входящих в ОЭСР (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Канада, США и др.), - около 4,9 часов в неделю. Меньше всего времени отводят на учёбу дома школьники из Кореи и Финляндии – они занимаются около трёх часов в неделю. Учащихся из России можно похвалить за усердие – наши дети выполняют задания на дом 10 часов в неделю. А школьники в Шанхае и того больше – целых 14 часов.

Специалисты из ОЭСР также отметили, что подростки из благополучных, как правило, уделяют учёбе дома больше времени, чем из сверстники из неблагополучных семей. В связи с этим, возник вопрос: «Не способствует ли само наличие домашнего задания усилению расслоения между семьями с разным уровнем достатка?» Исследователи считают, что этому вопросу должно уделяться больше внимания:

Домашнее задание - неотъемлемая часть образовательного процесса, при этом школы и педагоги должны искать новые, более эффективные способы мотивации учащихся из неблагополучных семей на самостоятельные занятия дома.

Исследователи также попытались выяснить, какое значение задания на дом в целом имеет для образовательного процесса. Как правило, учащиеся, усердно занимающиеся дома, показывают лучшие оценки во время экзаменов, чем их не столь усидчивые сверстники. Если обратиться к данным , о которой мы уже писали, то мы увидим, что такая зависимость существует на самом деле, но вместе с этим количество часов, уделяемое школьниками на выполнение домашней работы, не влияет на эффективность и производительность школьной системы в целом. Таким образом, залогом качественного образования в большей степени являются грамотно организованный учебный процесс и высокая квалификация преподавателей.

Россия . Вместе с тем, согласно исследованиям, школьники из России много занимаются самостоятельно, ответственно подходят к выполнению домашнего задания. Можно ли говорить о наличии прямой связи между домашними заданиями и эффективностью обучения в нашей стране?

Это еще одно противоречие между школами и семьями — не всем родителям по карману дополнительный месяц каникул. Середина июля. Пока английские и уэльские школьники маются в школе, финские дети уже шестую неделю отдыхают на каникулах, ведь летние каникулы в Финляндии длятся около 10-11 недель.

Разница в том, как дети проводят лето, довольно большая. При этом Саку Туоминен, глава проекта HundrEd (игра слов: Hundred — сотня, Education — образование), сообщил, что родители в Финляндии не хотят увеличивать время пребывания их детей в школе.

И для полноты картины добавим: финским детям необязательно начинать ходить в школу до достижения семилетнего возраста. Тем не менее большинство начинают раньше. Но когда дело доходит до тестов PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), Финляндия на 6-м месте, а занимает лишь 23-е в чтении. Что касается математики — Финляндия на 12-м, а Великобритания на 26-м.

Так в чем же проблема? Почему финские школьники заканчивают школьный год раньше, учатся меньше, а результат получается лучше?

В честь празднования столетней годовщины дня независимости в следующем году Финляндия запускает проект, в ходе которого она поделится секретом своего успеха с другими странами.

Уважение к учителям

У детей меньше домашней работы, если сравнивать с Великобританией, и репетитор в Финляндии довольно редкое явление.

Ключевой концепт финляндской образовательной системы — это доверие. Родители верят, что школа знает, как принимать правильные решения, как обеспечивать достойный уровень образования, а школы, в свою очередь, доверяют учителям. Преподавание здесь считается престижной работой, и учителя соответствуют своему высокому статусу.

Этот подход отличается от общепринятого в Англии, где всё строится на проверках, тестах, постановках целей и общественной подотчетности. Все это приводит к тому, что “хвост виляет собакой”, а не собака хвостом.

Но прежде чем делать выводы о том, что такой легкий финский подход должен быть повсеместным, взгляните на то, как дети в Сингапуре и Южной Корее учатся по технике “hothousing”, что означает долгие часы интенсивного запоминания огромных массивов информации с раннего возраста. Там дети также справляются лучше, чем в школах Великобритании, но подход к образованию строится на долгих часах усердной учебы и постоянном давлении.

Планирование на долгие годы вперед

Это все приводит к мысли о том, что системы образования не формируют новое поколение, а топчутся на месте и всего-навсего отражают современное общество. В то же время финская школьная система неотделима от культуры, которой она служит.

Это сплоченное, справедливое и эффективное общество, и у него есть постоянная, надежная система школьного обучения, соответствующая ему. Все выглядит так, как будто другие страны навсегда застряли в той системе образования, которую они унаследовали.

Но стоит упомянуть, что ситуация в Финляндии не всегда была такой. Их образование построено на фундаменте реформ, начатых в 1970-х и 1980-х годах, которые превратили обычную школьную систему в лидирующую во всем мире.

Рассел Хобби, лидер Национальной ассоциации старших преподавателей (NAHT), видит в этом фундаменте стабильность. И это основное отличие школ в Финляндии от школ в других странах.

«В Финляндии есть долгосрочный подход к политике в области образования, и это означает, что планы остаются в силе в течение значительного периода времени, давая им возможность работать», — говорит он и добавляет: «В то же время в Англии верно обратное. Правительство небрежно относится к политике образования из-за одержимости гимназиями и академиями, оставляя без внимания современные реалии в сфере образования».

Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия уже перешагнули через среднее количество часов обучения в день по стандартам ОЭСР. И нет никаких признаков того, что эти цифры собираются сокращать.

Более того, в Англии собираются выделить дополнительные средства на то, чтобы продлить учебный день в средней школе, хотя у британских учеников и так на 150 школьных часов больше, чем у их финских ровесников.

Домашние задания дают результат

Глава образования ОЭСР Андреас Шлейхер говорит, что дополнительные часы имеют непосредственное отношение к лучшим результатам. Он говорит: «Если дать хотя бы один дополнительный час в неделю на естественные науки, вы сами сможете убедиться, как это повлияет на средние показатели».

Это, конечно, всё правда, но хватит ли этих мер для того, чтобы догнать такие страны, как Финляндия, ведь они, по словам того же Шлейхера, «обеспечивают лучшее качество в обучении за меньшее количество часов».

Что затрагивает еще одну проблему образования. Проблему баланса между количеством и качеством.

Если сократить часы и увеличить школьные каникулы — чем это обернётся для работающих родителей и как это повлияет на стоимость ухода за ребёнком? Если и забыть про все эти проблемы с переизбытком часов и короткими каникулами, еще не все понятно с домашней работой.

Даже если финнам она не нужна, исследования показывают, что выполнение домашнего задания даёт значительное позитивное влияние на успехи в школе.

Профессор Сьюзан Халлам из Института образования уверена, что есть «убедительные доказательства» того, что домашнее задание действительно улучшает достижения детей. Исследование Департамента образования показало, что студенты, которые выполняли два-три часа домашней работы в сутки, имели почти в 10 раз больше шансов лучше сдать экзамены, чем те, кто не делал домашнего задания.

Да, финское образование, конечно, хорошее, но на данный момент все, что остается нам, — продолжать проводить бессонные ночи с нашими детьми, помогая им доделать домашнюю работу.

Стоило журналистам написать, что Финляндия отменила предметы в школах, и мир буквально сошел с ума. Новость перепечатали на всех языках мира, а толпы людей бросились выражать свое восхищение и непонимание. Что в действительности произошло в Финляндии можно было выяснить только одним способом: стать учеником самому. Что я и сделал в школе Ressu в Хельсинки, раньше всех в стране применившей новый метод преподавания. Более того, в августе 2016 года в школе приняли еще более экспериментальную программу и уже сейчас можно понять, к чему она привела. Опережая события, я позволю себе спойлер: то, что я увидел, просто снесло мне голову.

Начиная с этой строчки будет очень много слов, которые с трудом поддаются адекватному переводу на русский. Первое из них-само название новой методики. Финны называют ее phenomenon based learning, и в реальности школьники действительно изучают не предметы, а явления. Математика, история и прочая школьная классика никуда не делась, но уроков в традиционном понимании теперь действительно нет. Их место заняли «разделы» (units): в течение шести недель школьники изучают определенную тему с помощью разных дисциплин.

«Явлением может быть тема мигрантов,-объясняет мне директор школы Лина Лиусваара.-То есть-социология. К ней добавляется география: откуда приехали эти люди? Почему они приехали? Потом добавляется история: что произошло перед этим? Что может произойти дальше? Есть ли какие-то повторяющиеся события в истории человечества, когда люди перемещаются по миру в поисках прибежища? Сюда же легко добавить экономику: культуру еды, которую привозят эти люди вместе с собой. Ведь мы, финны, сами кочевники с берегов Волги. Сейчас у нас есть СМИ, и мы можем открыто об этом говорить. Семьсот лет назад у нас не было таких средств, но «явление» было: люди в поисках лучшего меняют место жительства. В этом и есть «феномен»: изучать не предмет, а смысл через предмет».

Перед моей одиссеей по школе, Лина чертит на листе что-то похожее на египетскую наскальную живопись. По сути, с этого рисунка начинается та самая революция, ради которой в эту страну приезжают перенимать опыт учителя со всего мира. Финны начали с нуля, ответив на самые пугающие вопросы нынешней системы образования: какая информация и знания нам сейчас могут действительно пригодиться в жизни? Как эти знания на нас влияют? Наконец, самый важный: для чего нужна школа в век, когда от информации тяжелее защититься, чем ее получить? «Это-голова ученика,-говорит Лина, расставляя в круге точки и соединяя их между собой.-Мы задаем этому миру вопросы и получаем на них ответы из самых разных источников. Ученики пытаются найти связь между тем, что они уже знают и той информацией, что приходит из внешнего мира. А учитель нужен для того, чтобы помочь эту связь найти. Скажем, мама чему-то меня научила. Затем я прочел об этом сам. Появляется связь. Затем об этом говорит учитель в школе. Теперь у меня есть полное понимание. Так появляется цельный «феномен».
Много раз позже я увижу это своими глазами: вопросы ученикам не задаются-они должны придумать их сами. А учитель помогает им прийти к собственным заключениям. Для финской школы именно в этом основа всего образовательного процесса. Школьные коридоры и стенки классов увешаны рисунками и табличками с нашими «запросами»: «Кто мы?», «Как это устроено?», «Как происходят изменения?». «Такой подход мы начинаем практиковать с первого класса,-рассказывает Лина.-Тема для всех одинаковая, но какие запросы они делают и как к ней подойти-дети решают сами. Вот это раздел четвертого класса. Сейчас тема «кто мы такие?». Каждый год подход к феномену меняется. В первом классе-это кто я такой? Откуда я? Каков мой родной город Хельсинки? Мои корни, откуда мои родители и ближайшее окружение, жил ли я в другой стране и как мы прибыли в Финляндию? Теперь же центральная идея-изменения, через которые проходят люди на разных этапах жизни, и как они влияют на то, как мы воспринимаем «себя». Физические, социальные, психологические изменения. Как вы себя воспринимаете? Как это влияет на ваши отношения с другими? Это ключевые концепции, платформа ученика. Начиная с пятого класса все идет еще глубже. Мы начинаем искать связи между вопросами, рассматриваем как вещи сочетаются определенным образом, больше и больше создаем сеть связей в своем мозгу».
Мигранты-тема хоть и актуальная, но не самая острая. В прошлом году восьмиклассники захотели обсудить вопрос абортов, что наверняка повергло бы в шок россиян, напуганных историями о сексуальном воспитании в западных школах. «Девочки объясняли дилемму внутри этого феномена: «в мире есть такое явление, как «аборт». Но что за ним стоит? Как мы принимаем это явление и как нет?-говорит Лина.-И дискуссия, и письменные работы на эту тему были глубокими. Учителя помогали детям правильно подойти к этическим дилеммам и ресурсам, которые они искали. На подготовку такой работы уходят недели. Это были не только эссе, кто-то делал презентации и видео. Рамок в выборе тем фактически нет-главное этика. А этично то, что ты сам считаешь хорошим и плохим, правильным и неверным».

Первый же шестинедельный раздел, который я вижу своими глазами-«механизмы и изобретения». «Это что-то вроде естествознания?»-пытаюсь я перевести финские инновации на понятный для классического школьного мышления язык. «Может быть,-отвечает Лина.-А еще это может быть искусство. История: как вещи вокруг нас развивались и менялись с древних времен. И главное-как эти механизмы и изобретения влияют на нашу повседневную жизнь».
За что я готов устроить финнам стоячую овацию-так это за то, что абсолютно все получаемые в школе знания неразрывно связаны с реальной жизнью. Детям все время предлагают задать себе вопросы, что лично им дает каждый изученный раздел. В классе работы по текстилю (факультативное, но весьма популярное занятие как среди девочек, так и мальчиков) Лина наклоняется к восьмилетней школьнице, что-то увлеченно печатающей на iPad: «Не хочешь рассказать русскому журналисту мистеру Мурашеву, чем ты тут занимаешься?». На идеальном английском школьница рассказывает мне о том, что фиксирует свои ощущения от работы с «изобретением»-швейной машинкой. Записывает, что она чувствует в процессе выполнения работы, насколько легко ей это дается, как именно изобретение может пригодиться в жизни… Ее не смущает ни один из вопросов, который задает ей незнакомый человек с камерой наперевес. Но это отсутствие благоговения перед учителем и стеснения перед посторонними вообще объединяет всех школьников в Ressu. Здесь ощущается вежливое и уважительное отношение, но нет затравленных взоров в сторону директора. Учителя и ученики общаются на равных: дети могут называть взрослых по имени, свободно с ними советоваться и перешучиваться. «Есть ли кто-то, кто не хочет фотографироваться для материала о финском обучении?»,-спрашивает у детей Лина. Этот вопрос будет повторяться в каждом классе и каждый раз дети будут давать взвешенные ответы (откажется только три ребенка). Может, в этом общении на равных с детства и скрывается секрет того, что в разговорах со мной школьники выражали мысли глубже и мудрее, чем многие мои тридцатилетние знакомые.

На другом из уроков третьеклассники изучают новые слова на английском: reuse и recycle (повторное использование, вторичная переработка). Тема раздела, который они проходят в течение шести недель-разумное использование природных ресурсов. С первых классов дети узнают о влиянии наших действий на окружающее пространство. В процессе языковой практики учительница Анна Харт рассказывает им о том, что используемые нами бумажные полотенца на самом деле сделаны из дерева. После чего детей побуждают самих искать причинно-следственные связи: как наши действия могут помочь уменьшить количество мусора на планете и сэкономить драгоценные ресурсы? За неделю до моего визита у детей была горячая дискуссия на эту тему и все выступали со своими предложениями. Так, для начала школьники сами решили разрезать бумажныесалфетки надвое, а затем придумали сшить вместо них полотенца из ткани. Все просто: зачем тебе новое слово, если ты не понимаешь что за ним стоит? И зачем тебе новые знания, если ты не понимаешь, как применить их в реальной жизни?
«Говоря о вторичном использовании и переработке мы обсуждаем материалы, которые используют люди,-говорит Анна.-Дети изучают их, описывают ощущения, проводят собственные тесты-например, на водонепроницаемость. А потом мы вместе разбираем результаты в классе. В пример приводятся игрушки: какие материалы используются для их создания? В качестве задания дети приносят старые игрушки из дома и составляют план как их можно использовать вторично-например, перекрасить или сделать из них что-то новое».

Во время урока дети сидят на ковре в круге, а учительница-рядом с ними. Когда школьники начинают слишком громко между собой общаться, Анна переходит на шепот. «Я поняла, что это более действенный метод для привлечения их внимания, чем повышать голос»,-объяснит мне она позже. Еще один элемент-наушники для каждого ребенка. Как только кто-нибудь из ребят в классе чувствует, что его отвлекают звуки, он просто надевает звуконепроницаемые наушники и удаляется для самостоятельной работы. Так, один очень серьезный мальчик взял их и целиком погрузился в процесс шитья полотенца.
Почти каждой фразой Анна обращается к детям, побуждая их выносить собственные суждения. После занятий она показывает мне конспект того, как проходят занятия: Анна старается фиксировать, какие вопросы дети задают, к каким выводам приходят и как это влияет на обучение. «Я делаю это, чтобы они видели: от личного вклада каждого выигрывают все,-говорит Анна.-И еще я поняла, что детей прекрасно мотивирует принятие собственных решений. Даже если я придумала какую-то идею, куда действеннее, если они додумаются до нее сами. Я могла бы предложить им сшить эти полотенца, потому что сама считаю это более экологичным способом вытирать руки. Но они дошли до этой мысли в процессе бурной дискуссии. У нас до сих пор есть школьники, которые просят им сказать, что делать. Но наша цель в том, чтобы ребенок сам осознал свои навыки и таланты, сам понял как их можно использовать. Когда я училась в школе, все было иначе. Самым важным считались академические успехи и вам не нужно было быть независимым мыслителем. Не нужны были социальные навыки или понимание как делиться мыслями с другими. Вы должны были просто слушать учителя и делать так, как он говорит. Но когда вы заканчиваете школу, что вы можете сделать с таким багажом? Особенно учитывая, что мы не знаем, какие профессии будут у этих детей через много лет. Возможно, еще будут учителя и врачи, но все остальные виды деятельности могут совершенно отличаться».

Даже если ученик отказывается отвечать на какой-то вопрос учителя, это остается его выбором-и преподаватель его уважает.

Перед уходом я подмечаю еще один момент: Анне приходится буквально уговаривать детей выйти на переменку и побеситься на улице. Многие школьники просят у нее разрешения остаться в классе и продолжить работу.

«Сегодняшние первоклассники будут работать через двадцать лет, когда мир будет совершенно другим,-подтверждает позднее Лина.-Мы не знаем, какие предметы или знания будут нужны через пятьдесят лет, когда сегодняшние школьники еще еще будут активно работать (в Финляндии мы выходим на пенсию в возрасте 70 лет). Правда в том, что обучение через «традиционные предметы» не отражает настоящую жизнь. Попадая в какой-нибудь новый город мы не идем в уме за разделом «история», доставая все свои знания по этой дисциплине. Нужно очень точно понимать какая информация действительно потребуется во взрослой жизни. Например, я не помню названия растений или птиц у себя во дворе. Но к счастью, на этот случай у меня под рукой есть интернет. Да, некоторые вещи не так легко освоить в пятьдесят лет: скажем, выучить язык. Поэтому школа-правильное место для изучения языков и взаимодействия с их носителями. Точно также в школе вы узнаёте, как устроена базовая математика, но вам необязательно зубрить интегралы. Я учила их тридцать пять лет назад, когда они были нужны для подготовки к экзамену. Но с тех пор я их ни разу не использовала. Так зачем мне тратить столько времени на вещи, которыми я никогда не воспользуюсь в жизни?».
Формулы и интегралы заменило понимание причин и следствий каждого решения в нашей жизни. В этом смысле у классических школьных предметов появляется конкретная цель: если вы станете политиком, вам потребуется изучить историю и узнать последствия определенных поступков. «Детям нужно научиться самому процессу обучения-так, чтобы во взрослой жизни они всегда могли адаптироваться к новому.-говорит Лина.-Они должны уметь работать друг с другом и быть открытыми самым разным людям: разного цвета кожи, с разными ограничениями… ведь эти люди вокруг нас. Они должны знать об экологичных решениях, ведь у нас на всех только одна планета и нам нужно жить соответственно».

Навязшее в зубах и донельзя исковерканное понятие «толерантности» в финской школе носит такой же прикладной характер: три часа в неделю у семиклассников проходят уроки экономики. Практические занятия проводятся… на кухне. Дети готовят вместе еду, а затем вместе ее едят. Я замечаю девочку в хиджабе, которая бок о бок с финнами готовит какое-то блюдо. Знакомство с другими культурами через еду и традиции сервировки блюд-часть обучения через явления. «Восприятие международных элементов-один из процессов обучения, на которой мы делаем упор,-говорит Лина.-Детям нужно понимать и уважать, что не все в мире одинаково. Выезжая за пределы страны, они увидят, насколько отличается мир». Единственный вопрос, который у меня остается-как все это связано с экономикой? Оказывается, в рамках раздела у школьников есть один предмет на выбор-и они решили «создать» кафетерий. «Теперь им нужно рассчитать финансовые затраты, определить какие ингредиенты закупать, по каким ценам продавать и как выйти на прибыль,-говорит Лина.-Фактически, они тренируются друг на друге».

Впрочем, часть увиденных мной занятий все еще проходит в той самой «старомодной» манере. «В прошлом есть много хорошего и мы не хотим это просто так отбрасывать,-объясняет Лина.-Школа, которую мы хотим видеть-это комбинация нового и старого. Если какие-то приемы из пролшлого работают-не нужно от них избавляться просто из принципа. Поменяйте их так, чтобы было лучше ученикам. Но не лучше системе образования, не лучше школе как институту. Потому что школа-это дети. По крайней мере, я это вижу именно так».

В перерыве между занятиями я чувствую себя Болтуном Кинтом в «Обычных подозреваемых»: сижу в учительской, внимательно изучая стены и запоминая информацию. Старая истина: все складывается из мелочей. Вот на стенке результаты преподавательского коллоквиума по психологическому самочувствию каждого из учеников. Вот список детей, у которых диабет-с фотографиями и рекомендациями по питанию. А вот фотография девочки, у которой аллергия на укусы пчел и подробная инструкция, что делать в случае анафилактического шока (лекарство для нее всегда есть в учительской). «Это муниципальная, не частная школа», напоминаю я самому себе.

В тот день я увижу еще много уроков. Изучающие солнечную систему второклассники будут создавать планеты из яичных упаковок и красок. Темой раздела окажется вращение земли и влияние этого явления на смену сезонов и на всех живых существ. Группы детей создавали свои модели (каждая группа-свою планету), а потом рассказывали классу о собственных открытиях. В каждой группе ученики распределялись по ролям: один-лидер, второй-писатль, фиксирующий процесс. Третий отвечает за все материалы. А четвертый следит, чтобы все было сделано вовремя. В качестве другого раздела дети проходят то, как безопасно делиться своей информацией в интернете-своеобразный онлайн-этикет. К слову, у школьников есть своя интернет-платформа, где к их блогам есть доступ только у одноклассников и родителей. Считайте это тренировкой перед осознанным вступлением во взрослый мир «Фейсбука».

Напоследок настоящим ударом под дых для меня станет урок труда-вернее, как здесь это называют, «мастерство». Такие занятия начинаются с восьмого класса: они факультативны, но отбоя от желающих заниматься нет. Хватит нескольких минут, чтобы понять причину популярности этих уроков: трудно удержаться от зависти, когда видишь, что у этих школьников нет абсолютно никаких рамок того, что они могут создать. Огромный сварочный и лакокрасочный цех, набор инструментов во всю стенку, 3D-принтеры-размаху позавидовала бы IKEA.

Перед уроком длинноволосый восьмиклассник показывает мне сделанную им электрогитару-с дизайном, который разработал он сам. «Это факультативный курс, поэтому я не собираюсь говорить им что сделать. Я хочу, чтобы у них была свобода.-рассказывает мне учитель Пааво Пелтомаа.-Я прошу их сделать какие-то обязательные вещи только первые два года. Какие? Дверной звонок, радио, аудиоколонки, настенные часы…». Пааво показывает мне усилители звука с разным дизайном, которые создавали школьники. Дети могут делать что-то в одиночку, а могут объединяться-если проект большой и интересен кому-то еще из одноклассников. При мне одна из девочек с азартом занималась сваркой огромного педального веломобиля-из тех, что ездят по городским паркам. Задача учителя-обеспечить возможность и безопасность процесса. А еще ненавязчиво разряжать атмосферу. «Я бы повесил такую вещь дома,-говорит Пааво, любуясь очередными дизайнерскими настенными часами.-Когда автор этих часов придет ко мне их забирать, я скажу: «Прости, они где-то потерялись». Я бы не удивился, если бы кто-то выложил за эти часы круглую сумму на аукционе».

«Мы могли бы заканчивать свои проекты раньше, просто мы ленивые,-объясняет мне другой школьник во время экскурсии, которую сам же решил мне провести.-Я вот закончил колонку, но мне не понравился дизайн-так что я его переделал. Это маленький проект, на один-два месяца». Так я и провожу остаток вечера в финской школе-за обсуждением достоинств и осмысленности обучения. С четырнадцатилетними ребятами.

«Хотел бы я чтобы у меня в детстве была такая школа»,-вздыхаю я, выходя из очередного кабинета. «Да… Я тоже»,-говорит мне ее директор Лина. Даже домашние задания (которые, вопреки популярным слухам, в Финляндии все-таки есть) отличаются от того, к чему мы привыкли. И дело не только в том, что школьники могут выбрать день, когда его сделать. «Весь вопрос почему им дается работа и какая именно,-объясняет Лина.-Это может быть интервью. Или помощь маме по работе на кухне: скажем, вынести мусор. Успех измеряется тем, насколько ребенок помог маме. На уроках истории школьникам задают узнать, как жили их бабушки в пятидесятые, какой в то время была школа. Им нужно сравнить и оценить как изменилась система образования, как учеба помогла семье создать что-то большее. Или это может быть два-три простых математических примера, просто чтобы поддерживать практику. Ничего больше. Если вы спросите школьников, они скажут: я делаю домашнюю работу максимум 20 минут. Или иногда даже так: «Если я делаю работу, то на это уходит не больше двадцати минут».

В этом еще один, совсем простой, но невероятно важный секрет финской школы. Прямо сейчас все больше родителей в мире обвиняют школу в том, что за подготовкой к экзаменам и кучей домашних заданий дети лишаются главного-своего детства. «У детей есть возможность учиться за пределами школы,-говорит Лина.-Эта учеба-их социальная жизнь и семья. Я как директор хочу, чтобы дети проводили время с родителями. Мама и папа-это не просто люди, которые приводят детей в школу, они участвуют в их жизнях. Вполне достаточно хотя бы спросить как прошел твой день в школе. Покажи свой интерес, но не встревай. Сейчас их очередь учиться, не твоя».

По результатам международной программы по оценке качества обучения PISA финские школы остаются в первой пятерке сильнейших. Но за этими результатами в Ressu никто не гонится и никто им не следует. С оценок и соблюдения школьной программы всю систему развернули в сторону самого ученика и его собственное познание мира-решение, которое лично у меня вызывает настоящее восхищение. «Технологии меняются, но школьная система осталась фактически неизменной с шестнадцатого века,-говорит Лина.-И мы должны постоянно бросать этому вызов. Зачем нам нужны школы как институты? На мой взгляд, нам все еще нужно собирать детей вместе, потому что они должны учиться друг у друга. Это правило коммуникации-ты не можешь научиться чему-то только при общении с людьми старше тебя на тридцать лет. Сейчас мы смотрим в будущее: будут ли в нем дети все еще ходить в здание, которое называется «школой»? Или школа просто останется понятием, некой платформой, в которую ты можешь выходить из любого места с помощью очков виртуальной реальности?».

Я не знаю, верный ли ответ на вопрос «для чего нужна школа» нашли в Финляндии: это мы увидим через те самые двадцать лет, когда сегодняшние финские школьники будут создавать совсем другой мир. Но я уходил из школы Ressu с очень сильным ощущением: предложенные здесь ответы остаются для меня одними из самых убедительных.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что болит в левом боку под ребрами? Что болит в левом боку под ребрами? Сон про больших клопов на теле Сон про больших клопов на теле Жизнь как МиГ: скончался известный авиаконструктор Иван Микоян Жизнь как МиГ: скончался известный авиаконструктор Иван Микоян