Социальные факторы эволюции. Факторы антропогенеза Важнейшим социальным фактором эволюции

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Биологические факторы антропогенеза в эволюции человека. Человек - самый последний биологический вид, появившийся в эволюции органического мира. Такие факторы эволюции органического мира, как наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор, занимают значительное место в эволюции человека. Эти природные закономерности в эволюции человека Ч. Дарвин доказал на конкретных примерах. Благодаря влиянию факторов природы в организме древних человекообразных обезьян происходили важные анатомические и физиологические изменения. В результате у человекообразных обезьян постепенно выработалось прямохождение, разделились функции рук и ног, руки приспособились к изготовлению орудий труда. Естественный отбор создавал благоприятные условия отдельным группам людей для совершенствования орудий труда, коллективной охоты и заботы о престарелых людях. В результате такой деятельности одновременно с индивидуальным отбором шел групповой отбор. Однако для объяснения антропогенеза недостаточно одних биологических закономерностей. В своих трудах Ф. Энгельс (1820-1895) доказал огромное значение здесь и социальных факторов. Он особенно отметил труд, общественный образ жизни, сознание и речь.

Труд - важнейший фактор эволюции человека. Любой труд начинается с изготовления орудий труда, осуществляется с помощью рук. Ф. Энгельс высоко оценил роль труда в становлении человека. Он писал, что "труд - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека". Если так, то основной социальной движущей силой антропогенеза является труд. Некоторые человекообразные обезьяны могут использовать простые орудия, но не способны создать их. Животные воздействуют на природу через свою жизнедеятельность, человек же изменяет ее в процессе сознательного труда.

Влияние человека на природу значительно и многообразно. У наших обезьяноподобных предков в результате труда появились морфологические и физиологические изменения, называемые антропоморфозом. Труд - основной фактор в эволюции человека. Обезьяны жили в лесах, лазая по деревьям, затем постепенно спустились на землю. Это изменение в их образе жизни создало условия для хождения на двух ногах. Переход к прямохождению "стал решающим шагом на пути от обезьяны к человеку" (Ф. Энгельс). В результате прямохождения появился S -образный изгиб позвоночника человека, который придал упругость телу. Стопа (плюсневые кости) стала более изогнутой, пружинистой, тазовые кости расширились, упрочился крестец, челюсти стали более легкими. Такие наследственные изменения продолжались миллионы лет. Переход к прямохождению привел к определенным трудностям: ограничилась быстрота передвижения, срастание крестца с бедром затрудняло роды, тяжелый вес человека приводил к плоскостопию. Но благодаря прямохождению у человека освободились руки для изготовления орудий труда.

В начальный период формирования его рука была слаборазвитой и могла производить лишь самые простые действия. Благодаря наследственности такие признаки сохранялись и передавались последующему поколению. Ф. Энгельс объяснял, что рука - не только орган труда, но и продукт труда. С освобождением руки наши обезьяноподобные предки могли использовать простые орудия из камня и кости животных. Все это повлияло и на их уровень мышления, поведение и способствовало совершенствованию орудий труда. Развитие труда приводило к усилению роли социальных факторов в антропогенезе, но постепенно ослабляло действия биологических закономерностей (рис. 58).

Рис. 58 .

Общественный образ жизни как движущая сила эволюции человека. Любые жизненные действия животных осуществляются рефлекторно и инстинктивно. Переход к стадному образу жизни животных происходил благодаря естественному отбору. С самого начала труд был общественным, и первые обезьяноподобные предки человека жили стадами. Поэтому Ф. Энгельс подчеркивал, что неправильно было бы искать предков человека, самого общественного существа в природе, среди необщественных животных. Групповой труд способствовал развитию общественных взаимоотношений, сплочению членов общества, они коллективно охотились на зверей, защищались от хищников, воспитывали детей. Старшие члены общества передавали младшим жизненний опыт. Человек постепенно научился добывать и сохранить огонь.

Наши далекие предки постепенно переходили от растительной пищи к животной. Мясная пища обеспечивала организм человека необходимыми полезными аминокислотами, поэтому он стал совершенствовать орудия охоты и рыбной ловли. Переход к мясной пище привел к изменениям в организме человека, например укорочению кишечника, развитию жевательной мускулатуры. Применение огня также облегчило жизнь наших предков.

При общественном образе жизни имелись большие возможности у предков человека к познанию природы, накоплению жизненного опыта. Совместная деятельность членов общества вызвала необходимость общения жестами, звуками. Первые слова были напрямую связаны с трудовой деятельностью. Постепенно гортань, органы ротовой полости в результате наследственной изменчивости и естественного отбора преобразовались в органы членораздельной речи.

Человек, как и животные, воспринимает сигналы из окружающего мира через раздражение органов чувств. Это первая сигнальная система. Вторая сигнальная система связана с высшей нервной деятельностью человека. Возникновение речи, взаимоотношения предков посредством слова содействовали развитию головного мозга, мышления - речь постепенно превратилась в средство воспитания. Речь усилила общение наших предков, способствовала развитию общественных отношений. Эволюция наших предков происходила под совместным действием биологических и социальных факторов. Естественный отбор постепенно утратил значение ведущего фактора в эволюции человеческого общества. Напротив, социальные факторы (труд, речь) стали основополагающими в эволюции человека. Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способности к коллективной трудовой деятельности, мышлению и речи никогда не передавались по наследству и не передаются теперь. Эти специфические качества человека исторически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого человека в процессе его индивидуального развития только в обществе благодаря воспитанию и образованию. Известные случаи достаточно длительной изоляции ребенка с раннего возраста от человеческого общества (воспитание животными) показали, что при возвращении его в нормальные условия способность к речи, мышлению у него очень плохо или совсем не развивается. Это подтверждает то, что эти качества не наследуются. Каждое старшее поколение передает последующим жизненный опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования. С развитием общества труд людей становился более многообразным. Появились различные отрасли хозяйства, развивалась промышленность, возникли наука, искусство, торговля, религия. Племена образовали нации, государства.

Таким образом, основными движущими силами антропогенеза являлись биологические (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор) и социальные факторы (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление) (схема 2).

В социальной эволюции человека различают три основных этапа.

Первый - познание окружающей среды через произведения искусства. Например, наскальные рисунки.

Второй этап напрямую связан с приручением диких животных и развитием земледелия. Таким образом человек стал влиять на окружающую природную среду.

Третий этап - развитие научно-технического прогресса, начавшегося в XV в. в эпоху Возрождения. В настоящее время главным социальным фактором стал человеческий разум. Человечество, широко распространившись на земном шаре, осваивает космические просторы. Биосфера, населенная людьми, переходит в ноосферу, управляемую разумом человека.

Биологические факторы антропогенеза. Социальные факторы антропогенеза. Антропоморфоз. Кроманьонец. Ноосфера.

1. К биологическим факторам антропогенеза относятся наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

2. Труд - основной шаг в эволюции человека.

3. Прогрессивные изменения в эволюции человека - это изготовление орудий труда руками и переход к прямохождению.

4. Общественный образ жизни, речь, мышление, разум стали основными социальными движущими силами эволюции.

1. Какие факторы относятся к биологическим движущим силам антропогенеза?

2. Объясните значение социальных факторов в эволюции человека.

3. Какие признаки выработались в строении тела человека в результате прямо- хождения?

1. Какова роль труда в эволюции человека?

2. Какое место занимает речь в эволюции человека?

3. Что такое антропоморфоз!

1. Дайте характеристику социальным факторам.

2. Назовите три этапа социальной эволюции человека.

3. Каково влияние социальных факторов в настоящее время на эволюцию человека?

Объясните на примерах движущие силы эволюции но схеме 2, где указаны биологические и социальные движущие силы эволюции человека.

Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности. Как сформировался современный человек? Каковы движущие силы антропогенеза?

Антропогенез (от греч. antropos - человек и genesis - происхождение) - процесс историко-эволюционного формирования человека, который осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов.

Биологические факторы, или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.

Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Ч.Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на ранних этапах его становления.

У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).

К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта ф.Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека.

Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство).

Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами.

Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей.

Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование.

Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общение способствовало развитию второй сигнальной системы - общению при помощи слов. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи.

Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека.

Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому при длительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются очень плохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе.

Биологические факторы оказывают влияние на эволюцию человека.

Развитие человека исторически не могло происходить оторвано от окружающей действительности. На этот процесс влияли биологические факторы эволюции человека, такие же, как и влияли на остальную живую природу. Однако исследования показывают, что только биологических факторов явно недостаточно для антропогенеза, требовались еще и социальные факторы.

Ранние этапы эволюции человека характеризуются преобладанием биологических факторов. Решающим значением обладал природный отбор особей, обладающих лучшей приспособляемостью к постоянно меняющимся условиям среды обитания.

Шел отбор и особей, которые проявляли способность изготовлять примитивные орудия труда, без которых добыча пищи и защита от врагов становились проблематичными.

На более поздних этапах отбор уже осуществлялся на основе стадности и связанных с ней форм общения. В окружающей среде могли продолжать существования лишь группы особей, способные общими усилиями противостоять неожиданностям и неблагоприятным факторам.

На определенных этапах биологические факторы эволюции человека включали в себя и индивидуальный отбор, который основывался на избирательной гибели отдельных особей и способствовал формированию морфофизиологических особенностей человека, таких, как прямохождение, крупный мозг, развитая кисть руки.

Человек имел уже отличие от окружающего животного мира тем, что мог говорить, развивал мышление и способность к трудовой деятельности. Так в процессе антропогенеза формировался современный человек.

Биологические факторы историко-революционного процесса формирования человека были совершенно одинаковыми для всей живой природы. Они особенно важными стали на ранних стадиях становления человека. О роли биологических факторов для эволюции человека много написал еще Ч.Дарвин.

Биологические факторы эволюции человека создали предпосылки для возникновения у него наследственных изменений, определяющих, к примеру, цвет глаз и волос, рост, а также устойчивость организма к воздействиям внешней среды.

Зависимость человека от природы особенно ощущалась на ранних этапах его эволюции. Выжить и оставить потомство для продолжения рода могли лишь особи, которым были характерны выносливость, физическая сила, ловкость, сообразительность и другие полезные качества.

Начало совершенствования орудий труда значительно снизило роль биологической эволюции. Техногенная эволюция заставила человека не ждать, как говорится, милостыни от природы. Он уже не приспосабливался мучительно и медленно, а сам осознанно изменял саму окружающую природу и заставлял ее ублажать свои потребности. Для этого человек использовал мощные орудия труда.

Тем не менее, биологические факторы эволюции человека полностью не потеряли своего влияния на животный мир в целом, и на человека в частности. Природа до сих пор остается причиной продолжающейся эволюции человека.

Основными тенденциями в развитии человека были прямохождение, увеличение объема мозга и усложнение его организации, развитие руки, удлинение периода роста и развития. Развитая рука с хорошо выраженной хватательной функцией позволила человеку успешно использовать, а затем и изготавливать орудия. Это дало ему преимущества в борьбе за существование, хотя по своим чисто физическим качествам он значительно уступал животным. Важнейшей вехой в развитии человека было приобретение умения сначала использовать и поддерживать, а затем и добывать огонь. Сложная деятельность по изготовлению орудий, добыванию и поддержанию огня не могла обеспечиваться врожденным поведением, а требовала индивидуального поведения. Поэтому возникла необходимость в значительном расширении возможности обмена сигналами и появилась речь-фактор, принципиально отличающая человека от других животных. Появление новых функций в свою очередь способствует ускоренному развитию. Так, использование рук для охоты и защиты и питания размягченной на огне пищей, сделало ненужным наличие мощных челюстей, что позволило увеличить объем мозговой части черепа за счет его лицевой части и обеспечить дальнейшее развитие умственных способностей человека. Возникновение речи способствовало развитию более совершенной структуры общества, разделению обязанностей между его членами, что также давало преимущества в борьбе за существование. Таким образом, факторы антропогенеза можно разделить на биологические и социальные.


Биологические факторы - наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, а также мутационный процесс, изоляция - применимы к эволюции человека. Под их влиянием в процессе биологической эволюции произошли морфологические изменения обезьяноподобного предка - антропоморфозы. Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку стало прямохождение. Это привело к освобождению руки от функций передвижения. Рука начинает использоваться для осуществления разнообразных функций - хватания, удержания, бросания.

Не менее важными предпосылками антропогенеза были особенности биологии предков человека: стадный образ жизни, увеличение объема головного мозга по отношению к общим пропорциям тела, бинокулярное зрение.

К социальным факторам антропогенеза можно отнести трудовую деятельность, общественный образ жизни, развитие речи и мышления. Социальные факторы стали играть ведущую роль в антропогенезе. Однако жизнь каждого индивидуума подчиняется биологическим законам: сохраняются мутации как источник генотипической изменчивости, действует стабилизирующий отбор, устраняя резкие отклонения от нормы.

Факторы антропогенеза

1) Биологические

  • естественный отбор на фоне борьбы за существование
  • дрейф генов
  • изоляция
  • наследственная изменчивость

2) Социальные

  • общественная жизнь
  • сознание
  • речь
  • трудовая деятельность

На первых этапах эволюции человека главенствующую роль играли биологические факторы, а на последних - социальные. Труд, речь, сознание самым тесным образом связаны друг с другом, В процессе труда происходило сплочение членов общества и быстрое развитие способа общения между ними, в качестве которого выступает речь.

Общие предки человека и человекообразной обезьяны - мелкие древесные насекомоядные плацентарные млекопитающие жили в мезозое. В палеогене кайнозойской эры от них отделилась ветвь, приведшая к предкам современных человекообразных обезьян - парапитекам.

Парапитеки -> дриопитеки -> австралопитеки -> питекантроп -> синантроп -> неандерталец -> кроманьонец -> современный человек.

Анализ палеонтологических находок позволяет выделить основные этапы и направления исторического развития человека и человекообразных обезьян. Современная наука дает следующий ответ: у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок. Далее их эволюционное развитие пошло по пути дивергенции (расхождения признаков, накопления различий) в связи с приспособлением к конкретным и различным условиям существования.


Родословная человека

Насекомоядные млекопитающие -> парапитеки:

  1. Проплиопитеки -> Гиббон, Орангутан
  2. Дриопитеки -> Шимпанзе, Горилла, Австралопитеки -> Древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) -> Древние люди (неандертальцы) -> Новые люди (кроманьонец, современный человек)

Подчеркнем, что представленная выше родословная человека носит гипотетический характер. Напомним также, что если название предковой формы оканчивается на «питек», то речь идет о пока еще обезьяне. Если в конце названия стоит «антроп», то перед нами - человек. Правда, это не означает, что в его биологической организации обязательно отсутствуют признаки обезьяны. Необходимо понимать, что признаки человека в данном случае преобладают. Из названия «питекантроп» следует, что у данного организма наблюдается сочетание признаков обезьяны и человека, причем в приблизительно равной пропорции. Дадим краткую характеристику некоторым из предполагаемых предковых форм человека.

ДРИОПИТЕК


Жил приблизительно 25 млн. лет назад.

Характерные черты развития:

  • значительно мельче человека (рост около 110 см);
  • вел преимущественно древесный образ жизни;
  • вероятно, манипулировал предметами;
  • орудия труда отсутствуют.

АВСТРАЛОПИТЕК

Жил приблизительно 9 млн. лет назад

Характерные черты развития:

  • рост 150-155 см, вес до 70 кг;
  • объем черепа - около 600 см 3 ;
  • вероятно, использовал предметы в качестве орудий для добывания пищи и защиты;
  • характерно прямохождение;
  • челюсти массивнее, чем у человека;
  • сильно развитые надбровные дуги;
  • совместная охота, стадный образ жизни;
  • часто доедали остатки добычи хищников

ПИТЕКАНТРОП

Жил приблизительно 1 млн. лет назад

Характерные черты развития:

  • рост 165-170 см;
  • объем мозга около 1100 см 3 ;
  • постоянное прямохождение; формирование речи;
  • овладение огнем

СИНАНТРОП


Жил, вероятно, 1-2 млн. лет назад

Характерные черты развития:

  • рост около 150 см;
  • прямохождение;
  • изготовление примитивных каменных орудий труда;
  • поддержание огня;
  • общественный образ жизни; каннибализм

НЕАНДЕРТАЛЕЦ


Жил 200-500 тыс. лет назад

Характерные признаки:

Биологические:

  • рост 165-170 см;
  • объем мозга 1200-1400 см 3 ;
  • нижние конечности короче, чем у современных людей;
  • бедренная кость сильно изогнута;
  • низкий скошенный лоб;
  • сильно развитые надбровные дуги

Социальные:

  • жили группами по 50-100 особей;
  • использовали огонь;
  • изготовляли разнообразные орудия труда;
  • строили очаги и жилища;
  • осуществляли первые захоронения погибших собратьев;
  • речь, вероятно, более совершенная, чем у питекантропа;
  • возможно, возникновение первых религиозных представлений; умелые охотники;
  • сохранялся каннибализм

1. Какие социальные факторы были основными движущими силами антропогенеза?

Социальные факторы эволюции человека были раскры-ты Ф. Энгельсом в книге «Роль труда в превращении обезь-яны в человека» (1896 г.). Это труд, его общественный ха-рактер, речь, сознание и мышление. Труд начался с изготовления орудий труда. Животные могут использовать орудия труда, но не могут изготовлять одно орудие для соз-дания другого.

Общественный характер труда:

а) Стадный образ жизни переходит в общественный за счет совместного труда.

б) Труд увеличивает сплоченность, способствует защи-те, охоте и воспитанию потомства.

в) Общий труд привел к развитию членораздельной ре-чи. Изменение гортани и ротового аппарата делает их при-годными для речи. Появляется вторая сигнальная система, позволяющая воспроизводить мир с помощью слов.

Речь и мышление:

а) Совместный труд приводит к развитию мозга, в ре-зультате усложняются орудия труда. В результате труда раз-вивается рука, что приводит к развитию отдела головного мозга, отвечающего за развитие речи.

б) Развитие речи ослабило действие биологических фак-торов развития и усилило влияние социальных факторов.

в) Если морфологические и физиологические особен-ности человека передаются по наследству, то способности к коллективному труду, деятельности, мышлению и речи не передаются. Эти специфические качества человека ис-торически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого человека в процессе его индивидуального развития только в обществе благодаря воспитанию и образованию.

2. Какие стадии (фазы) различают в процессе становления человека? Назовите представителей каждой стадии, оха-рактеризуйте их. Материал с сайта

Стадия, время появления признака Представители Признаки
Отделение вет-ви гоминид, около 5 млн лет до н.э. Австралопитек Родина — Юго-Восточная Африка; объем мозга не бо-лее 600 см 3 , массивные челю-сти, прямохождение, боль-шой палец руки хорошо развит, использование есте-ственных предметов как ору-дий труда, охота, собиратель-ство
Прегоминидная стадия, 2—3 млн лет до н.э. Человек умелый Родина — Восточная Африка, Южная Африка, Юго- Восточная Азия; объем мозга: 500—800 см 3 , изготовление орудий, кооперирование во время охоты
Древнейшие люди, 1—2 млн лет до н.э. Человек выпрям-ленный: питекан-троп Синантроп Родина — Юго-Восточная Азия, Европа; объем мозга: 800—1400 см 3 , поддержание огня, простые формы кол-лективной деятельности, речь примитивная Родина — Восточная Азия; объем мозга 700—1200 см 3 , одевались в шкуры, жили в пещерах, имели более совре-менные орудия труда, ис-пользовали огонь
Древние люди, 250 тыс. лет до н.э. Человек разумный: неандертальцы Родина — Европа, Африка, Азия, жили в пещерах груп-пами; объем мозга 1400 см 3 , пользовались огнем и ка-менными орудиями, первые захоронения, речь типа ле-пета
Современные (новые) люди, 50 тыс. лет до н.э. Кроманьонец, Современныйчеловек Родина — Европа, Азия, Ав-стралия, Америка; объем моз-га: 1600 см 3 , жилище, более современные орудия труда, одежда, искусство, настоящая речь, мышление, земледелие. Живопись на стенах пещер, изготовление украшений, одомашнивание первых жи-вотных. Распространение повсемест-но, развитие сельского хо-зяйства, промышленности и культуры

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • почему развитие социальных факторов ослабило действие биологический факторов в эволюции человека
  • основные социальные факторы в эволюции человека
  • охарактеризуйте социальные факторы эволюции человека
  • факторы эволюции кратко
  • тест 1 эволюция человека социальным фактором эволюции человека стал


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Иван Ефремов: Таис Афинская Иван Ефремов: Таис Афинская Что болит в левом боку под ребрами? Что болит в левом боку под ребрами?