«Снежная королева» анализ. Исследовательская работа «Снежная королева» Г.Х.Андерсена и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. Опыт сравнительного анализ Анализ сказки снежная королева андерсен

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

При изучении сказки Г. -Х. Андерсена «Снежная королева» и сказа П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка» мы редко обращаем внимание на их глубокую внутреннюю взаимосвязь. Родство «Снежной королевы» и «Малахитовой шкатулки», их тем, идей, сюжетов и образов объясняется тем, что эти произведения опираются на народные мифологические представления, типологически сходные у всех народов мира. Эти произведения привлекают яркостью образов, занимательностью сюжета и художественностью формы. Они поднимают нравственные и эстетические проблемы. Поиски красоты в природе и искусстве, труд и счастье, любовь и верность - вот далеко не полный круг тем, затрагиваемых писателями. Попытаемся продемонстрировать и объяснить взаимосвязь этих произведений в сравнительном анализе с опорой на устное народное творчество.

Упомянутые сказы входили в первое издание «Малахитовой шкатулки», появившееся в 1939 году. Книга включала четырнадцать сказов и вышла как фольклорный сборник. Бажов был уверен, что его сказы нужно считать фольклорными, а не авторскими, литературными. В детстве он слышал их от замечательного народного сказителя, мастерового конца XIX века В. Хме-линина, или деда Слышко, и через сорок лет восстановил тексты по памяти. С первой публикации сказы печатались как фольклорные записи с пометой «Из сказов Хмелинина». Некоторые собиратели и исследователи уральского фольклора включали в свои сборники произведения Бажова. Но со временем стало очевидно, что сказы «Малахитовой шкатулки» нельзя считать фольклорными. Сам Бажов писал об этом: «За сорок лет, конечно, память не могла сохранить все детали. Сохранилась лишь фабула, общий стиль рассказчика и отдельные, наиболее запомнившиеся выражения». «Малахитовая шкатулка» - сборник литературных сказов, но сама история ее создания и публикации показывает, насколько сильно в ней фольклорное начало.

Сказки Андерсена также опираются на устное народное творчество. Сказочник начал свою творческую деятельность в ту пору, когда по всей Европе пробудился необычайный интерес к фольклору, стали появляться собрания и исследования народных сказок. Сам Андерсен с детства знал устное творчество, религиозно-мифологические представления датского народа. Сказки рассказывали ему мать, бабушка, старухи из соседней богадельни. Из народной поэзии писатель черпал сюжеты и образы многих своих произведений. «Снежная королева» опирается на мифологические представления датчан.

Очевидно, что данные произведения, столь тесно связанные с народной традицией, необходимо изучать, опираясь на мифологические рассказы и сказки, обрядовый и необрядовый фольклор.

Рассмотрим в первую очередь главные фантастические образы сказки Андерсена и сказов Бажова. Снежная королева и Хозяйка медной горы, две девы - ледяная и каменная. Камень и лед в фольклорной традиции всех народов являются символами безжизненности, бездушности, того, что чуждо и враждебно человеческой природе, теплу, жизни. «Каменное сердце» и «ледяное сердце» - понятия синонимичные. И Андерсен, и Бажов подчеркивают неожиданность, фантастичность того, что их героини живые, вопреки своей мертвой природе: Снежная королева «была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно белого льда и все же живая!». Хозяйка медной горы называет себя каменной: «Что каменной сделается!», героя и читателя поражает, что у нее живая женская рука: «Камешки холодные, а рука, слышь-ко, горячая, как есть живая. » Одежда героинь под стать их мертвой природе. Снежная королева укутана «в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек»; когда она заворачивает Кая в свою шубу, он «словно опустился в снежный сугроб». На Хозяйке медной горы одежда из камня: «А одежа, и верно, такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз, как шелк, хоть рукой погладить». По такой необычной одежде Малахитницу и узнают герои: «. по красоте да по платью малахитову Данилушко сразу ее признал». Героинь окружают символы смерти, безжизненные пространства. «Холодно, пустынно, мертво» в саду Снежной королевы: северное сияние, вечные льды и снега. «Веселье никогда не заглядывало сюда!». Так же мертво и в чертогах Малахитницы, здесь нет жизни, весь ее мир создан из камня: каменные деревья, «которые мраморные, которые из змеевика - камня. Понизу трава, тоже каменная».

Знаменательно, что владения Снежной королевы и Хозяйки медной годы недоступны для солнечных лучей. Солнце как источник жизни, тепла и света обожествлялось всеми народами мира. Датчане необычайно шумно и весело отмечали день летнего солнцестояния - йонсок, в ночь с 23 на 24 июня по всем датским деревням пылали костры, вокруг которых молодежь водила хороводы, и скрипачи играли всю ночь без перерыва. Это - праздник влюбленных, в Иванов день молодые пары договаривались о свадьбе. В Скандинавии в эту праздничную ночь в пламени костра сжигали человекоподобное чучело. Исследователи считают, что это языческий символ зимы и смерти, пережиток языческой церемонии победы света над тьмой. Ночь на Ивана Купала у славян сопровождалась аналогичными обрядами, прославляющими солнце, лето и любовь. Солнце - символ жизни, оно не проникает в страну смерти: в каменных садах Малахитницы «солнышка не видно», ледяные залы Снежной королевы освещаются не солнцем, а северным сиянием. Катерине (героине сказа «Горный мастер») и Герде страшна, чужда мертвенность этого царства. «Не надо мне твоего мертвого камня! Подавай мне живого Даиилушку!» - говорит Катерина Хозяйке медной горы.

Когда Кай попадает в царство Снежной королевы, живые, оставшиеся дома, считают его умершим, утонувшим: «Наконец порешили, что он умер, утонул в реке, протекавшей за городом. О Даниле-мастере, ушедшем к Хозяйке медной горы, односельчане также говорили как о мертвом: «давно человек изгиб», «нет его в живых», «давно умер человек». Итак, владение двух сказочных дев - царство смерти, героя, ушедшие в эту страну - умершие. Думается, фольклорная основа произведений Андерсена и Бажова - древние языческие мифы о потустороннем мире и посмертной жизни души.

Рассмотрим древнейшие мифологические представления о загробном мире, стране мертвых. Язычники верили, что после смерти все души уходят в иное царство. Представления о нем разнообразны. Умерший может продолжать жизнь в могиле, кургане, то есть непосредственно на месте захоронения. Он может также отправиться в дальнюю страну; чтобы попасть в нее, ему предстоит проделать долгий и трудный путь. Он должен большое расстояние пройти пешком, поэтому умершего снаряжают в «путь-дорогу»: одевают новую одежду и обувь. Широко известны русские похоронные плачи, в которых умершего вопрошают:

Ты куда собрался - собрался

На житье на вековешное?

Уж куда же ты снарядился,

Уж куда же ты сподобился,

Уже во какую ты-путь-дороженьку?

В «Старшей Эдде» - знаменитом сборнике текстов мифологических песен скандинавских народов - смерть названа «долгой поездкой», «поездкой смертельной». Один из героев «Эдды» говорит о женщине, решившей умереть вместе с любимым:

Пусть не мешают долгой поездке, не вернется она никогда оттуда.

В древних похоронных обрядах скандинавов отразилось представление о долгом пути в мир мертвых; чтобы ускорить и облегчить этот путь, умерших хоронили в повозках. Героиня «Эдды» Брюнхильд была сожжена в повозке. «Она была в повозке, увешанной драгоценными тканями. Говорят, что Брюнхильд поехала в этой повозке в Хель. ». Хель - в скандинавской мифологии - царство мертвых. Славяне также хоронили умерших предков в санях; с хозяином убивали коня, который, по мысли древних, должен был отвезти его в иной мир.

Представление об ином мире связывается также с образом реки - ее необходимо переплыть, она является границей между миром живых и мертвых. Это представление существует в античной мифологии: в подземное царство Аида можно попасть, лишь переправившись через мрачную реку Стикс в ладье Харона - перевозчика мертвых. В славянском похоронном обряде сохранилось воспоминание о реке мертвого царства и перевозчике, которому нужно заплатить, чтобы он переправил умершего в загробный мир (для этого в гроб или могилу бросают монеты), сам гроб представляет собой две ладьи, что также связано с представлением о загробной реке.

Иной мир - страна забвения. Умерший забывает свой дом и родных. Первоначально царство забвения мыслилось язычниками как страна, находящаяся внизу по течению реки.

В скандинавской мифологии все реки текут в Хель. Подобное представление было у славян, память о нем сохранилась в русском языке: выражение «пойти за водой» воспринималось как «уйти в иной мир, к мертвым, по течению реки» и в ряде деревень до недавнего времени считалось запретным, вместо него говорили «пойти по воду». В заговорах от тоски по дому и родным сохранилось воспоминание о забвении, которое приносит уход по течению реки:

Как ты, водичка-матушка,

Убегаешь - не жалеешь

Ни бережков, ни камешков,

Так и мне не жалеть.

Исполнитель заговора подчеркивает, что, произнося текст, «надо три раза умыться водой из реки. Стоять надо по течению, иначе ничего не получится». То есть для того, чтобы забыть дом и родных, нужно умыться в водах реки забвения. Образ реки забвения характерен для мифологических представлений разных народов. Но во многих мифологических рассказах забвение и отречение от одного мира с переходом в другой не связано с рекой. Так, в русских быличках популярен сюжет: герой отрекается от христианской веры и родных, после чего представитель иного мира считает его «своим», то есть мертвым, и помогает ему. В волшебных сказках герой, напротив, забывает о своей жене - представительнице другого мира, когда попадает в мир живых. Здесь важную роль играет поцелуй живого человека - он заставляет забыть женщину из загробного мира. Василиса Премудрая (героиня русских и украинских сказок) просит царевича: «Не целуй сестрицы, не то меня позабудешь» , «не целуйся только с своей крестной матерью, а то меня позабудешь», «там застанешь у себя багато и сестер, и братев, да хоть як вони будуть просить, щоб ти их поциловав,- та не цилуй, а то зараз забудеш мене». То есть поцелуй живого в фольклоре осмысливается как приобщение к миру живых. Аналогично и поцелуй мертвого должен приобщать к миру мертвых. Все эти представления о загробном мире нашли отражение в «Снежной королеве» и сказах «Малахитовой шкатулки».

В сказке Андерсена важную роль играет поцелуй Снежной королевы: «„. королева поцеловала Кая еще несколько раз - и он забыл маленькую Герду, бабушку и все родное», «. „тут снежная царица еще раз поцеловала Кая, и тогда он совершенно забыл и маленькую Герду, и бабушку, и всех оставшихся дома», «Снежная королева еще раз поцеловала Кая, и тогда он забыл маленькую Герду, бабушку, и всех, кто был ему дорог». Разные переводы «Снежной королевы» дополняют друг друга, помогают наиболее глубоко понять мысль Андерсена, идущую из фольклора. Все дорогое и родное, оставшееся дома, в мире живых, забывает душа умершего в стране смерти. По возвращении в мир людей забывается все, что было во владениях Снежной королевы: «. холодное пустынное великолепие чертогов Снежной королевы было забыто ими, как тяжелый сон». Здесь мифологический мотив получает новое осмысление - в любви и счастье забываются все беды и невзгоды. Никакие тяжелые воспоминания не омрачают «теплого, благодатного лета» Кая и Герды.

Мотив забвения отражен и в сказе Бажова «Горный мастер». Малахитница испытывает Данилу: «Выбирай,- как быть? С ней пойдешь - все мое забудешь, здесь останешься - ее и людей забыть надо». Здесь, как и в сказке Андерсена, побеждает человеческая любовь. «Не могу,- отвечает,- людей забыть, а ее (Катерину) каждую минуту помню». Данила сам делает выбор и возвращается к людям, в живой мир.

В «Снежной королеве» нашла отражение мысль о дальней стране как месте обитания умерших. Чтобы попасть в нее, Каю приходится много дней и ночей лететь по поднебесью: «. они летели над лесами и озерами, над морями и твердой землей. а над ними сиял большой ясный месяц. На него Кай смотрел всю долгую-долгую зимнюю ночь,- днем он спал в ногах у Снежной королевы». Герда идет в царство Снежной королевы, очевидно, не один год, так как, вернувшись, узнает о многих переменах в мире живых: принц и принцесса уехали в дальние края, лесной ворон умер и т. д. А сами Кай и Герда, «проходя в низенькую дверь. заметили, что успели за это время сделаться взрослыми людьми»). Путь Герды в царство смерти долог и труден. Знаменательно, что начинается он путешествием вниз по реке. «Может быть, река несет меня к Каю?» - думает Герда. К исчезнувшему Каю в мир мёртвых Герду может отнести река - этот мотив, очевидно, навеян скандинавской мифологией. Сама река в сказке фантастична, мифологична, тесно связана с древними анимистическими представлениями о живой душе всего живого мира природы, но у Андерсена этот художественный образ передает и поэзию души Герды. Живая, сочувствующая река - плод ее воображения. «Девочке почудилось, что волны как-то странно кивают ей», «Река как будто не хотела брать у девочки ее драгоценность, так как не могла вернуть ей Кая». Герда продолжает свой путь пешком. Она убегает босая от женщины, умевшей колдовать, без башмаков остается перед самыми чертогами Снежной королевы. «Ах, как болели ее бедные усталые ножки!». Думается, что мотив неоднократной смены обуви Герды (утрата красных башмаков, а затем теплых сапожек) связан с представлением, отраженным в волшебных сказках, - чтобы попасть в иной мир, нужно проделать такой долгий путь, что износится несколько пар обуви. «Три пары железных сапог истоптал» - постоянный мотив русских волшебных сказок об исчезнувшей жене или исчезнувшем женихе. В русском фольклоре в царство мертвых героя доставляет конь, для северных народов типичен образ оленя. Северный олень привозит Герду к Снежной королеве.

В сказах «Малахитовой шкатулки» отразилось представление о горах, курганах как месте обитания умерших. Загробный мир находится внутри горы. Катерина по ночам ходит на Змеиную горку в надежде увидеть Данилушку, над ней смеются: «Вовсе рехнулась мертвякова невеста. По ночам на Змеиную ходит, покойника ждет. Перед горюющей Катериной раскрывается гора, в ней она видит своего жениха: «. идет кто-то внизу, на Данилушку походит и руки вверх тянет, будто сказать что хочет. Катя свету невзвидела, так и кинулась к нему. Ну, а пала тут же на землю, где стояла». Но мотив дальней дороги, соединяющей мир человеческий со страной умерших, сохранился и здесь в ряде деталей. Так, Хозяйка медной горы учит Данилушку перед его возвращением в живой мир, чтобы он говорил людям, что «на выучку к дальнему мастеру ходил». В сказе «Малахитовая шкатулка» Малахитница навещает свою дочь Танюшку, живущую среди людей. Горная хозяйка в реальном мире предстает в облике странницы, о своем пути она говорит: «Ноженьки не несут, а итти не близко».

Таким образом, в «Малахитовой шкатулке» сочетаются различные представления о царстве мертвых: оно находится в реальной горе и одновременно в дальней стороне.

«Человек переносит в иной мир свои интересы и идеалы», - указывает В. Я. Пропп. Совершенство, не существующее в реальности, по мысли древнего человека, находится в ином мире. В русских волшебных сказках тридесятое царство - царство золотое, именно там находится Елена Прекрасная - идеал женской красоты, ослепительная жар-птица и другие диковинки. Отметим, что каменный цветок сказов Бажова - идеал красоты в природе и искусстве, воплощение совершенства, неземного мастерства - находится у Хозяйки медной горы, в ином мире. О каменном цветке самый старый мастер говорит: «В том цветке красота показана», а о горных мастерах, то есть умерших, работающих в горе, служащих Малахитнице: «Они каменный цветок видали, красоту поняли». В чертогах Снежной королевы также находится то, что, по ее представлениям, является совершенством, - зеркало разума. «Посреди самого большого снежного зала, бесконечного и пустого, сверкало замерзшее озеро. Посреди озера восседала Снежная королева, когда была дома, она называла его зеркалом разума, самым совершенным зеркалом в мире». Малахитница - покровительница творчества, в ее чертогах все прекрасно. Снежная королева - воплощение неосердеченного ума, главная ценность в ее королевстве - ледяной и абсолютно правильный разум. Это различие обусловливает и разницу в занятиях уведенных ими юношей: Данила, как и другие горные мастера, занят камнерезным делом, Кай - «ледяной игрой разума».

Сюжетная канва «Снежной королевы» глубоко родственна сюжету сказа «Горный мастер». Представительница иного мира, могущественная природная хозяйка - образ, характерный для мифологических представлений всех народов,- увлекает в свои чертоги юношу. Любящая девушка, невеста, не верит в его гибель, ей удается проникнуть в страну смерти; живая человеческая любовь оказывается сильнее великого могущества властительницы «чужого» мира. Жених и невеста возвращаются к людям. Этот сюжет складывается из двух ведущих мотивов: похищение (уход) юноши и возвращение невестой жениха в мир живых.

Остановимся подробнее на этом сюжете, его фольклорных и обрядовых истоках. В языческой древности люди верили, что из загробного мира можно вернуться; мифологический мотив временного ухода в страну смерти сохранил представление о временной смерти и воскресении человека, возрождении его в новом качестве в обряде инициации (посвящения). В период родового строя обряды посвящения существовали у всех народов. Они представляли собой испытания юношей и девушек, достигших половой зрелости, переход их в новую возрастную группу. Посвящаемый, по мысли древних, умирал, чтобы возродиться в новом качестве. Обряды посвящения окружались тайной, происходили в уединенном месте, обычно в глухом. лесу, куда уводили посвящаемых. Оставшиеся дома верили, что ушедшие умерли (вообще в древности всех покинувших родовую территорию считали умершими). Посвященные должны были хранить в тайне ото всех, что происходило с ними в период их «временной смерти». Воспоминания об обряде посвящения сохранила волшебная сказка. В ней уход в загробный мир, в тридесятое царство мыслится временным; сказочные герои возвращаются из него. Приобщившихся к миру мертвых считают взрослыми, полноправными членами рода, с этим связаны сказочные мотивы женитьбы героя и замужества героини, посетивших царство смерти. Герой наделяется знаками иного мира - «чудесными» дарами, «чудесным» знанием, умением, мастерством. Этот мотив отражен в русских мифологических рассказах, где после контакта с представителями фантастического мира (чертом, лешим, водяным) герой начинает ворожить, предсказывать будущее; вообще мастерство человека осмысливается как его причастность к иному миру: мельник и кузнец - люди, постоянно общающиеся с чертом, удачливому охотнику помогает леший и т. д. В «Малахитовой шкатулке» и «Снежной королеве» нашли отражение воспоминания об инициации (мотивы взросления и чудесного мастерства).

Чудесное мастерство Данилы осмысливается в сказе как результат контакта с Хозяйкой медной горы, недаром «по работе-то Данилу все горным мастером звали. Против него никто не мог сделать». Горные мастера - умершие, живущие в горе, «никто их не видит. что хозяйке понадобится, то они и сделают». Высокое мастерство Данила выносит из чертогов Малахитницы.

По возвращении из горы Данила женится на Катерине, обретает новый общественный статус мужа, хозяина дома.

В «Снежной королеве» также отмечено, что, побывав в мертвом царстве, герои повзрослели: «Но, проходя в низенькую дверь, они заметили, что успели за это время сделаться взрослыми людьми». У Андерсена мотив взросления обретает нравственный смысл: дети становятся старше, когда на их жизненном пути встают суровые испытания; преодолевая их, взрослеет Герда - долгие и трудные искания выпали на ее долю, холод и смерть побеждает она, чтобы спасти любимого человека, найти любовь и счастье. Но и повзрослев, Герда и Кай сохраняют детскую чистоту сердец: «. так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою».

Мотив - живой возвращает умершего в мир людей - часто встречается в сказках, мифологических рассказах, обрядовом фольклоре. Наиболее популярен вариант позднего, патриархального периода: жених (муж) уходит в иное царство за умершей невестой (женой). В древнегреческом мифе об Орфее и Эвридике молодая супруга умирает от укуса змеи, и певец Орфей спускается за ней в мрачное царство Аида, музыкой пленяет перевозчика Хароиа, незнающих жалости Эриний и самого бога Аида. Властелин, царства мертвых возвращает певцу жену. Но, не выполнив условия Аида, Орфей оглядывается, чтобы увидеть любимую,- и Эвридика исчезает навсегда. Русские волшебные сказки отразили мотив поисков утраченной жены или жениха. В русских мифологических рассказах популярен мотив: представитель мира живых возвращает в реальный мир девушку, унесенную антагонистом (чертом, лешим, банником и другими духами), и женится на ней. Очевидно, этот мотив также связан с обрядом посвящения. Эту мысль можно проиллюстрировать на примере свадебного обряда. В русском фольклоре свадьба с ее песнями и ритуалами сохранила наиболее полное воспоминание об инициации.

В свадьбе отразилось представление о том, что герой (жених) должен проделать большой путь, чтобы добыть невесту. Утром свадебного дня в доме жениха совершается обрядовый сбор свадебного поезда. Добрые кони ожидают у крыльца,

«слышат, они слышат путь-дороженьку не близкую».

Жених просит у родителей благословения на дальний путь:

«Благослови-ка, родимый батюшко,

Во путь-то, во дороженьку,

Во чужу дальну сторону,

По судьбу-то мою по верную,

По мою-то по сужену,

По сужену, по ряжену».

Путь жениха за невестой подробно описывается в песнях. Он едет через города, болота, реки, леса длинной дорогой.

«Как из лугу-то лугу,

Из зеленого лугу,

Пролягала путь дорожка,

Пролягала путь широкая,

Шириной-то она не широка,

Долиной конца-края нет».

Жених отправляется за невестой в иной, чужой мир. С этим связано частое повторение" эпитета, «чужой» в свадебных песнях. Поначалу невеста причитает, что ей предстоит попасть в чужую сторону, к чужому чужанину, чужеземному человеку. Возможно, в древности под чужим чужанином причитаний понимался не жених, а представитель «чужого», иного мира, у которого девушке предстоит жить. Свадебные обряды до позднего времени сохранили воспоминания о браке невесты с неким фантастическим духом до того, как она сама становится супругой человека. Затем жених едет в чужой мир за невестой и возвращается с ней к живым.

Свадебные песни рисуют невесту, которая в загадочном уединении в окружении девушек-подруг ожидает жениха.

«На горе стоит елочка,

Под горой стоит светелочка.

Во светелочке стол стоит,

За столом сидят девицы,

За столом сидят красные. »

Очевидно, здесь описывается место проведения обряда инициации. Никому не удается увести невесту домой:

«Приходил тут родный батюшка,

Уж он звал меня с собой домой.

Я нейду, нейду, не слушаюсь идти.

Ночь темна, темна, немесячна.

Леса темны, караулов нет,

Реки быстры, перевозов нет».

Лишь на зов жениха невеста откликается:

«Приходил тут сужен-ряженый,

Приходил тут сударь Ванюшка,

Приходил и тут Иванович,

Он и звал меня с собой домой.

Я иду, иду и слушаюсь идти.

Ночь темна, темна и месячиа,

Леса темны, караулы есть,

Речки быстры, перевозы есть».

То есть именно жених увозит невесту назад в «свой» мир, лежащий за темными лесами и быстрыми реками. В сказе Бажова и сказке Андерсена герой и героиня меняются функциями: героиня возвращает из иного мира жениха, живущего у фантастической девы - владычицы страны смерти.

Хозяйка медной горы и Снежная королева - языческие божества. Показательны их взаимоотношения с христианской религией. Когда малахитовые столбы, добытые Степаном (сказ «Медной горы хозяйка»), отвозят «в самую главную церкву в Сам-Петербурхе», то для всех добытчиков богатства горы скрываются, рудник идет на убыль. «Говорили, что это Хозяйка огневалась за столбы-то, что их в церкву поставили. А ей это вовсе ни к чему». Малахитница враждебно относится к христианской религии, не признает ее. Дочь Хозяйки горы и Степана живет в мире людей, у Степановой вдовы Настасьи; придя за ней, Малахитница «все Танюшку дитятком да доченькой зовет, а крещеное имя ни разочку не помянула». Недаром сам Бажов сравнивает свою героиню с языческими марийскими богами. Враждебность языческих духов христианству отражается в мифологических рассказах всех народов, принявших христианство. Популярный мотив русских быличек - нечистый дух боится креста, молитвы, упоминания Бога, победить его может лишь искренне верующий человек.

В сказке Андерсена Герде преграждают путь войска Снежной королевы. «Герда начала читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки. когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион».

Итак, Малахитница и Снежная королева - языческие божества, хозяйки языческого иного мира. Но писатели переосмысливают фольклорные образы, подчиняют их» характеристику своим идеям. Образы владычиц мертвого царства служат выражению авторских концепций Андерсена и Бажова.

В осмыслении Андерсена страна смерти, подвластная Снежной королеве,- мир мертвого, чистого разума, абсолютных идей, абсолютного совершенства. Как указывалось выше, озеро Снежной королевы - озеро разума, она. считает его самым прекрасным в мире - оно абсолютно правильно. Кай, приобщившись к ледяному миру, хвастает, что «знает все действия арифметики, да еще с дробями, знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей». Он хочет познать вечность, мечтает приблизиться к воплощению чистого разума и разумной красоты. Но «что значит знать?» - фаустовский вопрос, решаемый Андерсеном. Мир невозможно постичь без любви, самопожертвования, осознания глубокой душевной связи всего живого. И Герда, которая не знала арифметики и дробей, внесла высшее,. подлинное знание сердца в холодные чертоги смерти, абсолютного разума - и слово «вечность» само сложилось из льдинок, вечность сама открылась Герде и Каю. Согласно философской концепции Андерсена, мир постигается сердцем. Лишь любовь в сочетании с подлинной, детской христианской верой открывает человеку смысл и красоту бытия. Эту мысль выражают и строки старого псалма, трижды звучавшие в сказке:

Розы цветут. Красота, красота.

Скоро узрим мы младенца Христа.

В философской концепции Бажова мир Хозяйки медной горы - мир совершенного искусства, высшего мастерства, недостижимого человеком идеала, того абсолюта, постоянное стремление к которому порождает творческие муки и творит подлинное искусство. Почему «несчастный тот человек, который каменный цветок увидит»? Это созерцание родит в мастере тоску по идеалу, вечную творческую неудовлетворенность, ибо в жизни абсолютного совершенства быть не может, но именно стремление к нему и движет искусство.

Страна смерти я осмыслении Бажова - мир чистого искусства, творимого в мертвом уединении, в каменной, безжизненной горе, мире забвения; мир искусства, не согретого человеческой любовью. Вечное служение высшему, чистому, но безжизненному идеалу, по мысли Бажова, мучительно для человека. Данила-мастер не может забыть людей и любимой, его разрывают противоположные стремления, это вызывает страдания: он стремится к неземному абсолюту, и в нем бьется живое и горячее человеческое сердце.

Человеческое любящее сердце способно одушевить мертвый разум, безжизненное искусство, победить духовную и физическую смерть.

Сказка «Снежная королева» была написана в 1844 г. и опубликована в сборнике «Новые сказки» (1845). Сборник очень удачно появился 21 декабря, накануне Рождества.

В разгаре был роман Андерсена с Дженни (Йенни) Линд. Хотя трудно назвать романтические отношения романом: Линд называла Андерсена братцем. Образ холодной певицы, не отвечавшей Андерсену взаимностью и через 10 лет после знакомства вышедшей замуж за известного композитора, как считают биографы, лёг в основу образа Снежной королевы. С другой стороны, идеальная братская любовь отражена в образе Герды. Таким образом, Герда и Снежная королева – две ипостаси возлюбленной, которые не соединяются в одной личности. Это холодные поцелуи бессердечной красавицы или сердечная дружба без намёка на эротические отношения.

Мифологическая основа образа Снежной королевы

Андерсен тяжело переживал смерть отца. Мальчиком он услышал его последние слова: «Вот идёт Ледяная Дева, и она пришла ко мне». Так в скандинавских мифах обозначалась зима, холод и сама смерть – воплощённое холодное оцепенение. Так что Снежная королева – личный враг получившего детскую травму Андерсена.

Философская основа сказки

Андерсен увлекался натурфилософией Шеллинга и философом Я.Беме. Идея Беме об андрогинности человека нашла воплощение в оппозиции лета и зимы. Кай и Герда представляют собой единое целое, они неразлучны в тёплое время года. Но зимой каждый заключён в своей квартире. Это метафора докультурного андрогинного человека. Тогда зеркало тролля, ранящее сердце и изменяющее взгляд – это влияние культуры, отделяющей человека от природы. Человек не видит красоту природы, розы для Кая уродливы, человек наслаждается игрой рассудка – порождения культуры. Спасение Андерсен видит в христианских ценностях.

Литературное направление и жанр

Андерсен считается писателем-романтиком. Именно сказка – жанр, который пользовался особой любовью в эпоху романтизма. Для романтиков идеал недостижим. Мир наполнен противоположностями; добро и зло, жизнь и смерть, тепло и холод воплощены в разных героях и никогда не смешиваются. Но Андерсен в своих произведениях переплетает реальность и фантастику. Волшебное зеркало тролля разбивается, и осколки проникают в мир людей. Зло попадает в мир, вытесняет добро и смешивается с ним. Герои сказки совершенно реалистичны. Да, вороны разговаривают, а Снежная королева летает по небу, но все характеры жизненны. Так что Андерсен, очевидно, находится на переходной ступени от романтизма к реализму.

Жанр сказки «Снежная королева» часто определяют как сказочная повесть. Это самая длинная сказка Андерсена, она состоит из 7 историй, каждая из них – определённая картина мира, этап в жизни человека.

Тема и основная мысль

Тема сказки такая же, как и во всех сказках: победа добра над злом, жизни над смертью, лета над зимой. Основную мысль высказывает мудрая финка. Она объясняет оленю, что сила Герды в её «милом, невинном детском сердечке». Но Герда так сильна, что ей служат и люди, и животные, не сама по себе. В её сердце живёт Бог, именно Бог помогает человеку побороть зло и делает слабого сильнейшим. Так что основная мысль созвучна мудрости Евангелия: любовь побеждает всё.

Андерсен вслед за древними греками анализирует и взвешивает каждый вид любви. Любовь-эрос воплощена в образе Снежной королевы. Символ её – поцелуй. Снежная королева целует Кая, отчего его сердце становится льдом. Это чудесный образ: эротическая любовь сама по себе, без дружбы – дьявольская страсть. Любовь-стронге, родственная любовь, – это начало добрых дел. Нельзя относиться к родным с пренебрежением. И маленькая разбойница любит беспутную мать, так насколько же заслуживает любви бабушка, которую Кай передразнивает! Герда отправляется на поиски не друга, не жениха, а названого братца.

Любовь-филео, дружба, – основа отношений в сказке. Все сказочные герои, помогающие Герде, становятся её друзьями. Образ этой любви воплощён в принце и принцессе. Это отношения равных. Из всех женихов только будущий принц не смущался и не пресмыкался перед принцессой. Он подчеркнул, что пришёл не свататься, а только послушать умные речи принцессы.

Вершина любви – жертвенная любовь агапе. Так любил Христос человека, так может любить только Бог или человек, чьё сердце наполнено Богом. Так любила Кая Герда.

Мотив жертвенности тесно связан с образом Герды. Первая её добровольная жертва – новые красные башмачки, которые она отдаёт реке, чтобы та сказала, где Кай. Интересно, что Герда так и остаётся босоногой, несмотря на то что принц и принцесса дарят ей тёплые сапоги. Сначала их отбирает маленькая разбойница, а потом забывает отдать финка. Так что жертва должна быть постоянной.

В сказке представлены и формы извращённой любви. Эгоистичная любовь старушки, умевшей колдовать, задерживает Герду, отвлекает её от своего предназначения. Любовь разбойницы к своей дочери слепа, а такая любовь делает детей необузданными и своевольными. Обе героини лишаются объектов своей извращённой любви: Герда убегает, а маленькая разбойница отправляется путешествовать.

Христианские мотивы в сказке

В советских переводах христианские мотивы были выброшены или завуалированы. Трижды в сказке упоминается псалом, который Герда выучила ещё перед несчастьем с Каем:

Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.

Смысл этого псалма непонятен, потому что он переведён неправильно. Кажется, что псалом о радостях жизни (и розы цветут, и Рождество бывает) или о Втором пришествии, или о том, что Божий мир прекрасен. Но в оригинале псалом не так беззаботен: «Розы цветут и увядают, но вскоре мы снова увидим Рождество и младенца Христа». Это псалом о быстротечности земной жизни, о смерти, которую победил Христос, о ценности вечной жизни по сравнению с земной.

Для Герды этот псалом был утешением. Она ещё в детстве выбрала вечную жизнь. А Кай отступил от этой христианской основы, он любил математику, мудрёные забавы от лукавого. В следующий раз Герд запела псалом во дворце Снежной королевы, отчего Кай избавился от злых чар. Сказка заканчивается тем, что повзрослевшие Кай и Герда поняли смысл псалма. Впрочем, автор не раскрывает этот смысл читателю.

Среди других христианских мотивов – молитва «Отче наш», с помощью которой Герда побеждает войско Снежной королевы и усмиряет ветры. Побеждает она не сама, но легионы ангелов сражаются за неё.

В конце сказки бабушка читает Евангелие: «Если не будете как дети, не войдёте в царствие небесное». Собственно, вся сказка – это притча о том, как быть душой детьми.

В Герде даже взрослой остаётся детская непосредственность и человеческая слабость, например, подросшая маленькая разбойница покровительственно треплет её по щеке. Но дело, конечно, не в этом. В сказке детские сердце и душа противопоставлены холодному лукавому разуму. Последнее предложение сказки – скрытая цитата из Библии: «Наступит лето Господне благоприятное». Речь идёт о юбилейном годе, когда всех рабов-иудеев отпускали на свободу. Победа Кая и Герды – это символ победы рабской природы человека над грехом и смертью. Это истинная идея детской сказки.

Сюжет и композиция

Первая история сказки играет роль экспозиции. Это миф о рождении зла. Вторая история – притча о том, как зло вошло в сердце человека. Следующие 5 историй – этапы борьбы со злом, испытания, которые приводят к воссоединению человека с природой, традициями, Богом и самим собой, это восстановление его целостности. Третья история – испытание забвением в доме старушки, умевшей колдовать, четвёртая – испытание богатством в замке принца и принцессы, пятая – прямая опасность для жизни в замке разбойников, шестая – битва с войском Снежной королевы (метафора сражения христианина с бесами). Седьмая история содержит кульминацию – сражение со злом в себе, и это зло побеждается Божьей любовью. В последней истории содержится и развязка. Как и положено в сказке, добро побеждает зло.

Сюжет «Снежной королевы» напоминает сюжет народной волшебной сказки, отражающей древний обряд инициации – посвящения ребёнка во взрослую жизнь. Андерсен показывает два типа взросления. Взросление Герды происходит через обращение к традициям, общение и социализацию. Кай отрицает ценности предыдущих поколений, но такой путь не позволяет стать полноценным членом общества. Кай так же одинок, как и Снежная королева. Он не может стать взрослым без посторонней помощи. Только любовь близких может помочь такому подростку.

Сказка Г. Х. Андерсена посвящена очень известной в 18 веке Иенни Линд - оперной актрисе. Она обладала феноменальным диапазоном. Ей рукоплескал Берлин, Париж, Лондон и Вена. Ее голосом восхищались, а выступления проходили с аншлагом.

Андерсена покорил до глубины души ее прекрасный голос. Знакомство Линд и писателя произошло в Копенгагене. Буквально с первого взгляда он полюбил певицу. Было ли это чувство взаимным - неизвестно. Но его писательский талант она очень ценила.

Говорить красиво о своей любви Андерсен не мог, поэтому решил об этом написать и признаться в своих чувствах. Отправив письмо с признанием Линд, он не дождался ответа. Так и появилась на свет известная сказка, рассказывающая о трогательной любви, которую испытывали друг к другу Герда и Кай.

Прообразы героев в сказке

Через два года состоялась встреча Линд и Андерсена. Актриса предложила Андерсену стать ее братом. Он согласился (так как это лучше, чем быть никем), подумав о том, что Герда и Кай тоже были как брат и сестра.

Возможно, в поисках настоящего чувства Андерсен много времени проводил в путешествиях, пытаясь убежать из царства Снежной Королевы, которым для него был Копенгаген. В жизни все не так как в сказке. Образ Кая и Герды, придуманный Андерсеном и олицетворявший его и Линд, был таким же чистым. В жизни Кай так и не смог влюбить в себя Герду и вырваться из царства Снежной Королевы.

Краткий анализ сказки

Г. Х. Андерсен - первый датский писатель, произведения которого вошли в мировую литературу. Самыми известными являются сказки «Русалочка» и «Снежная Королева». Они знакомы практически каждому из нас. Сказка «Снежная Королева» рассказывает о добре и зле, любви и забвении. Также в ней повествуется о преданности и предательстве.

Образ Снежной Королевы в сказке был взят не просто так. Отец Андерсена перед смертью сказал ему, что за ним пришла Ледяная Дева. В своей сказке писатель олицетворял Снежную Королеву именно с Ледяной девой, которая унесла с собой его умирающего отца.

Сказка на первый взгляд проста и не содержит в себе глубокого смысла. Углубляясь в процесс анализа, понимаешь, что сюжет поднимает одни из самых важных аспектов жизни - это любовь, преданность, целеустремленность, доброта, борьба со злом, религиозные мотивы.

История Кая и Герды

Это история трогательной дружбы и любви двух сказки Андерсена. Были знакомы Герда и Кай с самого детства и много времени проводили вместе. В сказке доказывать крепость дружбы приходится именно Герде, которая отправилась в долгое и нелегкое путешествие следом за мальчиком, ставшим пленником самой Снежной Королевы. Очаровав Кая кусочком льда, она превратила его в черствого, избалованного и наглого мальчишку. При этом Кай не осознавал своих перемен. Сумев пройти через множество трудностей, Герде удалось найти Кая, растопить его ледяное сердце. Доброта и вера в спасение друга придавали девочке силы и уверенности. Сказка учит быть преданным своим чувствам, не оставлять в беде близкого человека, быть добрым и, несмотря на трудности, стремиться к достижению поставленной цели.

Характеристика Кая и Герды

Сказка Андерсена нам описывает доброго, внимательного и отзывчивого Кая. Но после брошенного самой Снежной Королеве вызова он превращается в грубого и злого мальчика, способного обидеть кого угодно, даже Герду и бабушку, сказочные истории которой он очень любил слушать. Одна из проделок Кая закончилась тем, что он оказался в плену у Снежной Королевы.

Во дворце у злой королевы он стал мальчиком с ледяным сердцем. Кай все время пытался выложить слово «вечность» из льдинок, но у него не получалось. Тогда она пообещала ему подарить коньки и весь свет. Стремление Кая постичь вечность указывает на его непонимание того, что это невозможно сделать без истинных чувств, без любви, имея только холодный разум и ледяное сердце.

Лишившись всех человеческих чувств, Кай в страхе хотел прочитать молитву, но не смог. В голове его вертелась лишь таблица умножения. Застывшие фигуры правильной геометрической формы - это единственное, что восхищало его. Когда-то любимые розы Кай топчет, а снежинки с интересом рассматривает в лупу.

Образ Герды является противопоставлением характеру Снежной Королевы. Чтобы найти Кая и вызволить его из ледяного замка, девочка отправляется в долгий и нелегкий путь. Во имя своей любви храбрая маленькая девочка отправляется в неизвестность. Препятствия, встречающиеся на этом пути, не сделали Герду злой и не заставили повернуть обратно в сторону дома, бросить друга в плену у Снежной Королевы. Приветливой, доброй и милой она оставалась на протяжении всей сказки. Храбрость, настойчивость и терпение помогают ей не унывать, а смиренно преодолевать все неудачи. Благодаря такому характеру ей удалось отыскать Кая. А любовь к нему смогла растопить его ледяное сердце и справиться с чарами злой королевы.

Описание Герды и Кая может быть в жизни прообразом реальных людей и похожих историй. Достаточно лишь внимательнее посмотреть по сторонам.

Характеристика Снежной Королевы

Снежная Королева, Ведьма-Метель, Ледяная Дева - классический персонаж фольклора Скандинавии. Безжизненное и холодное пространство, снега и вечные льды - это и есть Царство Снежной Королевы. Высокая, красивая правительница на троне, находящемся на озере, которое называют «Зеркалом разума», она является воплощением холодного разума и красоты, лишена проявления чувств.

Взросление героев сказки

Побывав в царстве Снежной Королевы, герои становятся взрослыми. Нравственный смысл обретает мотив взросления. Дети становятся старше, когда сталкиваются с суровыми жизненными испытаниями, преодолевая которые Герда сумела спасти любимого человека, устояв перед трудными исканиями и кознями, которые им устраивала Снежная Королева. Кай и Герда, несмотря на взросление, сохраняют детскую душевную чистоту. Они как будто заново родились с целью уже нового взрослого существования.

Христианские мотивы в сказке

Сказка Андерсена пропитана христианскими мотивами. В российских изданиях такое редко можно встретить. В эпизоде, когда Герда пытается войти в Королевы, ее туда не пускает стража. Попасть в него она смогла благодаря тому, что стала читать молитву «Отче наш». После чего стража, превратившись в ангелов, проложила девочке дорогу.

В то время, когда Герда и Кай возвращаются в родной дом, бабушка читает Евангелие. После встречи дети все вместе начинают танцевать вокруг куста роз и петь рождественскую колядку, чем и закончилась поучительная сказка.

А начиналось это загадочное путешествие из мира добра в страну зла с осколка попавшего в глаз Каю. Зеркало разбилось из-за того, что тролли (то есть бесы) отражали в нем все на свете в искаженном виде. Андерсен объясняет это тем, что бесы во врущем зеркале хотели отразить Творца. Бог, не допуская этого, сделал так, что зеркало вырвалось из рук бесов и разбилось.

Образ Ада отражается в слове «вечность», которое Снежная Королева поручила сложить Каю. Ледяная, не созданная Творцом, вечность - это образ ада.

В эпизоде, где олень просит волшебницу помочь Герде и дать ей силу двенадцати богатырей она отвечает, что не сможет сделать девочку сильнее, чем она есть. Ее сила - маленькое любящее сердце. А Бог ей и так помогает.

Противопоставление холода и тепла

С пролога сказки Андерсен начинает писать о том, что некоторым людям осколки льда попадают в сердце, которое замораживается, становится холодным и бесчувственным. А в конце сказки описывает, как горячие слезы Герды падают на грудь к Каю и осколок льда в сердце его тает.

Холод в сказке - это олицетворение зла, всего плохого на земле, а тепло - это любовь.

Поэтому в глазах у Снежной королевы Андерсен видит отсутствие тепла, наличие холода и бесчувственности.

5 класс, литература

Дата проведения: 7.05.18.

Урок № 88

Тема урока: Х.К.Андерсен. Сказка «Снежная королева»: реальность и фантастика. Характеристика героев сказки «Снежная королева».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: совершенствовать знания учащихся о писателе-сказочнике; обучать делать анализ текста, уметь выделять главное в произведении, развивать внимание; - раскрыть идеи, положенные автором в основу сказки; развивать образное, логическое мышление; совершенствовать речь учащихся, коммуникативные умения и навыки; развивать понятия о прекрасном в мыслях, чувствах, переживаниях; формировать уважительное отношение учеников друг к другу; уметь работать сообща, отвечая за общий результат работы.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, структурировать материал.

Регулятивные УУД: организовать своё рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения, самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Коммуникативные УУД: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, соблюдает правила речевого поведения.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый.

Оборудование: учебник литературы, тетрадь .

Ход урока:

    Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих .

    Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

В сказках всегда есть фантастика, но у Андерсена сказочное неотделимо от жизни. Тут фактически нет фантастических перевоплощений при участии какого-либо волшебного предмета или по воли волшебства. В сказках Андерсена много юмора, и поэтому фантастичное становится простым и доступным.

В конце урока мы должны будем знать:

    Главные биографические факты Х.К.Андерсена.

    Сколько сказок написал Андерсен, и как они называются.

    О чем сказка «Снежная королева» и кто её главные герои.

    Реальное и фантастическое в этой сказке.

Запишем число и тему урока.

    Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие на родину Ханса Кристиана Андерсена.

Родился будущий писатель в городе Оденсе.

Отец был сапожником, а мать - прачкой. Про своем скромном происхождении родители Ганса были незаурядными людьми. Отец научил сына мечтать и любить природу. Он страдал оттого, что не может дать мальчику образование.

Андерсен рос в бедности. Единственной гордостью семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах: в них росли тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского молотка, лихой дробью барабанщиков, песнями матросов.

Чтобы хоть как-то упрочить материальное положение семьи, отец завербовался в наполеоновскую армию. Спустя короткое время он вернулся больной, почти нищий и вскоре умер, оставив жену и сына без средств.

Пока Христиан был мал, он не решался рассказывать взрослым те невероятные истории, которые приходили ему в голову. У него в доме был только один благодарный слушатель – старый кот Карл. Однако он обладал крупным недостатком: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Но мальчик прощал ему это.

Андерсена манил к себе Копенгаген, столица Дании. Он покинул свой тихий городок и с 13 талерами в кармане ушел из родного дома. Ему было 14 лет. Копенгаген встретил подростка неприветливо: без денег, без родных, без жилья, Андерсен испытал те муки и невзгоды, о которых впоследствии поведал в своих воспоминаниях и сказках.

С трудом ему удалось поступить в гимназию. «За книгами я забывал всю окружающую действительность и тратил на чтение книг деньги, которые следовало бы истратить на обед», - вспоминал он. Учение давалось нелегко, но Андерсен мужественно боролся с голодом, нищетой и холодом. Особенно трудно приходилось мальчику в долгие северные зимы, которым, казалось, не было конца. Спустя много лет он вспомнит суровую северную зиму и опишет ее в «Снежной королеве».

В 23 года Андерсен поступил в университет. Окончив его, он целиком посвятил себя творчеству. Писателю пришлось много трудиться, чтобы завоевать привязанность и любовь читателей. А читатель у него был особенный - ребенок.

Х.К.Андерсен был поэтом бедняков, несмотря на то, что короли считали за честь пожать его сухощавую руку. Он был народным певцом. Датский сказочник подарил нам 170 прекрасных сказок, которые завоевали весь мир. Датчане в признательность своему великому земляку героев его сказок запечатлели в камне.

Сообщение учащихся о литературной премии X. К. Андерсена

Среди многих современных международных премий в области литературы одно из почетных мест занимает премия- медаль им. X. К. Андерсена, которая присуждается с 1956 года детским писателям 1 раз в 2 года. Золотая медаль

им. X. К. Андерсена была вручена Астрид Линдгрен, Туве Янсон, Джанни Родари и другим.

Весь мир знает Андерсена, его удивительные сказки. В знак признательности люди увековечили память о великом датском Сказочнике.

Метод «Ассоциативный куст»

Давайте подведём итог: что мы узнали об Андерсене и какие ассоциации вызывает это имя. Построим ассоциативный куст.

Андерсен- сказочник – народный певец – певец бедняков – преданный патриот.

А теперь начнем работу над одной из самых интересных сказок – «Снежная королева».

Сказка так называется, потому что главной героиней сказки является именно Снежная королева. Действие сказки начинается и заканчивается ею. Снежная королева разлучила Кая и Герду. И поэтому, девочка на протяжении всей сказки ищет своего горячо любимого друга.

В данной истории образы Герды и Снежной королевы противопоставлены друг другу. Девочка олицетворяет собой пробуждение жизни, счастье и радость. А Снежная королева и ее Ледяной Дворец указывают на потусторонний мир, попав в который человек обрекает себя на гибель. Друзья, которых встречает на своем пути Герда, помогают ей и указывают девочке правильный путь.

Андерсен был человеком очень религиозным, и поэтому в его историях много христианских мотивов. К сожалению, в нашей стране известен только сокращенный вариант «Снежной королевы». Так, Герда читает «Отче наш», когда ей становится холодно. В этот момент из густого тумана, в который на морозе превращается дыхание девочки, начинают появляться маленькие светлые ангелочки. А во время снежной бури героиня произведения именно силой молитвы усмиряет непогоду, грозящую смертью всему живому.

Особое значение в сказке имеет слово «вечность», которое Кай должен был сложить из кусков льда для Королевы. Когда сердце героя было заморожено, ему никак не удавалось это сделать, но как только слезы Герды пробудили мальчика, то льдинки сами сложились в слово. Тем самым, свою власть Снежная королева над героем потеряла, он сам себе «сделался господином». Получается, что только любовь и самопожертвование могут приблизить человека к вечности, вернуть его на истинный путь.

УЧИТЕЛЬ. Сегодня наша задача- вслушаться в авторский голос, понять, чему сказка учит нас, о чем нам хотел поведать автор. Первый шаг мы уже сделали- подробно проанализировали характеры героев. Но этого мало. Теперь нужно проследить, в чем особенности сюжета и композиции текста. Знаете ли вы, что такое сюжет и композиция? Обратимся к литературоведческому словарю.

Словарная работа.

Композиция- построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

Сюжет- система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры героев, отношение писателя к изображаемым событиям. События протекают во времени, отличаются завершенностью. Отсюда элементы сюжета:

экспозиция- изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки до начала действия;

завязка- начальный момент развития событий, изображенных в произведении;

развитие действия- изображение событий после завязки и до кульминации;

кульминация- высшее напряжение действия в художественном произведении;

развязка- заключительный момент в развитии действия художественного произведения.

УЧИТЕЛЬ. Начнем с композиции. Давайте попробуем перечислить все сцены в той последовательности, в какой они изложены. Как автор позаботился о нас?

Он разделил сказку на части и озаглавил каждую из них.

Анализ композиции. Наша задача – перечислить все главы, которые автор назвал сказками , записать авторское название, а рядом – свое, передающее содержание и толкование главы.

«Сказка первая, в которой говорится о зеркале и его осколках». Она начинается с истории о злом тролле и его дьявольском зеркале, позволяющем видеть людей, да и весь мир «такими, какие они на самом деле», и мы понимаем, что в мире растворено много зла. Эта часть как будто никак не связана с последующими, так как в дальнейшем действуют только осколки дьявольского зеркала.

«Сказка вторая. Мальчик и девочка». Вот истинное начало сказки о дружбе Кая и Герды и о том, как заледенело сердце Кая. Кай исчезает – с испытания начинается проверка дружбы детей.

«Сказка третья. Цветник женщины, умевшей колдовать». Колдунья искушает Герду красотой, покоем, счастливыми снами. Но Герда побеждает искушение, дружба сильнее – и девочка отправляется на поиски Кая.

«Сказка четвертая. Принц и принцесса». Герда встречает принца и принцессу, на ее пути снова искушение: рядом добрые, богатые люди, спокойная обстановка, «верный кусок хлеба», как говорит Ворон, но она верна дружбе и продолжает искать Кая.

«Сказка пятая. Маленькая разбойница». Герда встречает своенравную девочку, страдает, испытывает страх, но сила ее любви побеждает капризные желания маленькой разбойницы, и Герда продолжает поиски Кая.

«Сказка шестая. Лапландка и финка». Новые испытания: Герда встречает новых друзей и мудрых помощников, мучается от холода и жары, страха и отчаяния, но С

«Сказка седьмая. Что было в чертогах Снежной Королевы и что случилось потом». Вот и счастливый конец, но мало найти друга, нужно пробудить его от равнодушия, оживить его сердце- и только тогда возвращаться домой.

Учитель. Можем ли мы, опираясь на наши выводы, попытаться ответить на вопрос.

Почему в сказке так много отступлений от основного сюжета – рассказа о поисках Кая?

Автор хочет показать, как трудно достичь цели, как много препятствий возникает на пути любого человека, каким последовательным и отважным, мудрым и умеющим находить общий язык с разными людьми нужно быть, чтобы добиться успеха.

Автор считает: чтобы достичь счастья, человек должен стать его достоин. Он обязан быть преданным, целеустремленным, пройти через все испытания, побороть все искушения, перенести много страдания – потому что только тогда можно победить.

Учитель. На доске перечислены семь сказок, а рядом перепутанные сюжетные элементы. Наведите порядок. Расставьте их по местам.

Анализ сюжета.

На доске Правильный ответ

Сказка первая – развязка Сказка первая – экспозиция

Сказка вторая – кульминация Сказка вторая- завязка

Сказка третья- экспозиция Сказка третья – развитие действия

Сказка четвертая –развитие действия Сказка четвертая- развитие действия

Сказка пятая – развитие действия Сказка пятая –развитие действия

Сказка шестая- развитие действия Сказка шестая –развитие действия

Сказка седьмая –завязка Сказка седьмая –кульминация, развязка

Физкультминутка для глаз

Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)
Нужно глубоко вздохнуть (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)
Глаза по кругу побегут (открыть глаза, провести ими по кругу)
Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами)
Глазкам стало хорошо (легонько прикоснуться к глазам пальцами)
Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться) .

4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Подсказывают ли нам прямые авторские характеристики главную мысль сказки?

Автор не скрывает своего отношения к героям, к их характерам. Он как бы подчеркивает, что все они, кроме, может быть, тролля и Снежной королевы – обыкновенные люди с обычными человеческими слабостями и недостатками. Они боятся, переживают, испытывают и добрые чувства, и не очень добрые, обманывают, приспосабливаются. Автор мечтает о том, чтобы все люди стали добрее, лучше, чтобы они не предавали друг друга, верили в Бога, искали поддержку друг в друге. Главное в жизни – любовь и тепло, в этом нуждаются и об этом мечтают все нормальные люди.

- Как вы понимаете концовку сказки?

(Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, человек обязательно достигнет своей цели.

Концовкой автор хочет сказать, что зло истощит свои силы так же, как кончается зима. Наступит весна, человек вернётся в свой дом, но его душевный опыт станет богаче. Человек повзрослеет, и хорошо, если взрослый останется так же чист сердцем и душою, как ребёнок.

Приключения Герды – это плод фантазии автора. В поступках Герды мы видим «образцы стойкости, твёрдой воли и нежного сердца» (С. Я. Маршак). Девочка отправляется искать названого братца Кая. Она преодолевает все трудности: находит выход из заколдованного садика старушки, в осенний холод идёт без башмачков по земле, с помощью ворона проникает во дворец. Потом она сумела смягчить сердце Маленькой разбойницы, добраться до Лапландии, с помощью молитвы побороть стражей ледяного дворца и согреть сердце Кая, растопить его лёд.)

Образ Герды является противопоставлением характеру Снежной Королевы. Чтобы найти Кая и вызволить его из ледяного замка, девочка отправляется в долгий и нелегкий путь. Во имя своей любви храбрая маленькая девочка отправляется в неизвестность. Препятствия, встречающиеся на этом пути, не сделали Герду злой и не заставили повернуть обратно в сторону дома, бросить друга в плену у Снежной Королевы. Приветливой, доброй и милой она оставалась на протяжении всей сказки. Храбрость, настойчивость и терпение помогают ей не унывать, а смиренно преодолевать все неудачи. Благодаря такому характеру ей удалось отыскать Кая. А любовь к нему смогла растопить его ледяное сердце и справиться с чарами злой королевы.

Снежная Королева , Ведьма-Метель, Ледяная Дева – классический персонаж фольклора Скандинавии. Безжизненное и холодное пространство, снега и вечные льды – это и есть Царство Снежной Королевы. Высокая, красивая правительница на троне, находящемся на озере, которое называют «Зеркалом разума», она является воплощением холодного разума и красоты, лишена проявления чувств.

С пролога сказки Андерсен начинает писать о том, что некоторым людям осколки льда попадают в сердце, которое замораживается, становится холодным и бесчувственным. А в конце сказки описывает, как горячие слезы Герды падают на грудь к Каю и осколок льда в сердце его тает. Холод в сказке – это олицетворение зла, всего плохого на земле, а тепло – это любовь. Поэтому в глазах у Снежной королевы Андерсен видит отсутствие тепла, наличие холода и бесчувственности.

5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Что мы узнали на уроке?

Чему учит сказка Г.Х.Андерсена "Снежная королева"?

Что, по- вашему, было главным в дружбе Кая и Герды?

Почему же Герда победила Снежную королеву?

Запишите в тетрадях вывод полученной на уроке информации. (Например: «Красота живого сердца победила красоту льда!»

«Сердце девочки было очень горячим, в нем не было места для холода.»

«В сердце Герды жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, готовая на подвиг, любовь действенная, любовь, которая смогла преобразить человека"

Что в сказке является символом безграничной любви? (Розы)

Продолжите ряды слов.

Снежная королева – снег (лед, зима, зеркало, как отражение пороков, равнодушие, рассудочность, порядок, математический расчет, бездуховность, смерть)

Герда- цветы ( лето, тепло, сердце, красота, счастье, любовь, семья, жизнь).

Выставление оценок.

Домашнее задание: Подготовить в группах (по списку по 4 человека) подробный пересказ эпизодов сказки по плану.

1-я группа - встреча Герды со старушкой;

2-я группа - встреча с вороном;

3-я группа- встреча с принцем и принцессой;

4-я группа - встреча с разбойниками.

Мы все помним из детства про бедную босоногую девочку, которая победила могущественную и богатую снежную красавицу.
В чем психологический смысл этих сказочных героев? Какие архетипы скрыты в образах, созданных великим сказочником Андерсеном?

Это статья посвящена психологическому анализу героев сказки, и тому как эти архетипы могут проявляться в реальной жизни.

Снежная королева красивая, могущественная и холодная – архетип нарциссических ценностей.

Эта та часть нашей психики, которая отвечает за “фасад” личности. Она очень не любит неудач и стремится всегда “быть на высоте”. Всегда красивой, всегда успешной. Однако такое возможно, только, если человек полностью лишен чувств, а то есть заморожен. В основе формирования нарциссической личности лежит не осознаваемый подавленный стыд. Его крайне неприятно переживать, а поэтому такие люди всеми сила стараются скрыть от окружающих, да и от самих себя теневые аспекты своей личности.

В жизни проявление этого архетипа можно увидеть в людях, которые всеми силами стремятся показать свою успешность для окружающих. Их главный посыл: “посмотрите, как у меня все хорошо”. Их страницы в социальных сетей будут создавать видимость хороших отношений, красивых детей и радостного времяпрепровождения. На лицах выражение “манекен из магазина”. При этом реальность чаще всего сильно отличаться от того, что выставляется напоказ. Однако им кажется, что если им удается обмануть окружающих тем, что они показывают, то и их жизнь не напрасна.

Женщины часто пытаются заморозить свой возраст с помощью пластической хирургии или современной косметологии. Однако живости лицам это не добавляет, а только помогает тиражировать однотипные фото.

Несут многие черты архетипа снежной королевы по причине своей эмоциональной недоразвитости, так как в этом случае также фигурирует чувственная "замороженность".

Такой человек потерял связь со своими чувствами, а поэтому живет в мире нарциссических иллюзий в скучном ледяном, но зато дворце.

Если говорить об отношениях, то такие личности могут иметь семью и детей, но при этом понятия не иметь о близких сердечных отношениях. В лучшем случае взаимное это использование, а чаще всего манипуляции и принуждение. Однако это вовсе не означает открытое проявление агрессии. Ведь у королевы нет чувств, а поэтому она добивается своего хладнокровными хитрыми манипуляциями или шантажом, но так, чтобы никто не узнал, что она может как-то некрасиво поступать. Ведь все должно быть идеально...

Давайте вспомним то, как Королева забрала себе Кая. Он ведь сам сел к ней в сани. Она ведь ни к чему его не принуждала по крайне мере через внешние действия.

Почему, именно, на Кая подействовало снежное колдовство?

Вернемся к началу сказки. А начинается она с того, как злые тролли разбили волшебное зеркало, и миллионы осколков рассыпались на Землю. Один из таких осколков попал Каю с сердце, а другой в глаз. Добрый и открытый Кай сильно изменился после этого происшествия. Он стал раздражительным по отношению к Герде, насмешливым и излишне горделивым.

Эта ситуация символизирует детскую нарциссическую травму.

Ведь осколок попал Каю сердце, и ему стало больно, однако через некоторое время боль прошла, но осколок остался внутри, а поведение Кая изменилось. Это метафора формирования классической нарциссической защиты от переживания боли через обесценивание, унижение или критику другого. Осколок внутри, но он не чувствует боли, так как подавляет ее и защищается описанными выше механизмами. Очень важно то, что Кай не мог самостоятельно вынуть этот осколок, что символизирует беспомощность детской психики перед некоторыми сложными ситуациями, в которые мог попасть ребенок.

В результате такой человек, вырастая, испытывает сложности при создании близких отношений, и часто создает , исполняя зависимую или контр зависимую позицию.

Именно, такой человек наиболее подвержен различным влияниям и воздействиям, так как его чувственный центр личности заблокирован, а значит им легко управлять. Он может быть строптив и упрям, из-за активно работающего обесценивания, но это только еще больше мешает ему увидеть свою зависимую ситуацию в жизни.

Таким положением дел с большим удовольствием пользуются расчётливые ”снежные королевы”, которые не верят в то, что отношения могут быть живыми и естественными, а поэтому стремятся сделать их так, как они умеют, а то есть через подчинения своей воле.

Внутри снежной королевы пусто, есть одна красивая и блестящая ледяная оболочка. Она боится одиночества, а человеческие отношения построить не может. Просто нечем. А поэтому она действует против воли других, в полном безразличии к чувствам и боли другого человека.

Ей захотелось забрать Кая к себе во дворец, так она сделала, несмотря на, те чувства, которые испытывали друг к другу дети.

Кай попадает в ледяной дворец, он совсем забывает про Герду и те, чувства, которые, когда-то к ней испытывал. Ему нравится играть в льдинки, и он не замечает того, что на самом деле с ним происходит:

“Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого - поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его было все равно, что кусок льда. Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады. Есть ведь такая игра-складывание фигур из деревянных дощечек, - которая называется китайской головоломкой. Вот и Кай тоже складывал разные затейливые фигуры, только из льдин, и это называлось ледяной игрой разума. В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их - занятием первостепенной важности.”

Однако замороженное сердце довольно скоро начинает давать сбои. И в реальной жизни такие Каи со временем попадают в депрессию, алкогольную, сексуальную или другую зависимость.

И единственным спасением может оказаться только настоящая теплая любовь

Герда это символ истинной любви и преданности. Это ресурс той живости, которая остается в нас несмотря ни на что. Эта вера в добро, в себя и людей. Да она слаба и беззащитна перед магической силой Снежной королевы, однако, окружающие люди помогают ей пройти все испытания и сложности в поисках брата.

Интересен еще и то факт, что Кай и Герда не были родными братом и сестрой. Однако в сказке Герда разыскивает своего названного братца.

Это является символом сердечной любви, принятия и дружбы.

Ведь на сексуальном влечении полсвета босиком пройти невозможно.:)

А от королевы Кай получает холодные поцелуи, что возможно, является символом сексуальных отношений без любви.

Снежная королева вроде бы старше намного Кая и Герды, однако, ее размер и возраст находится в контрасте с детской наивностью и открытостью. Это лишь разные подходы в мировосприятии наших различных частей психики. Изначально в сказке Снежная королева большая и могущественная, а затем она тает и исчезает, что говорит о духовном развитии и преобразовании героев.

Герда проходит через ряд испытаний, в результате которых она взрослеет и становится сильнее. Она находит много сочувствующих друзей, которые становятся для нее опорой.

Это символизирует здоровое развитие и взросление психики, когда мы учимся переживать горе и потери через поддержку, а не обесценивания значимости происходящего, когда мы начинаем бороться за свое счастье и берем ответственность на себя за то, что происходит у нас в жизни.

Герда верила в настоящую любовь между ней и Каем, и это давало ей силы продолжать путь и бороться за свое счастье, даже, казалось бы, с заведомо более сильным и могущественным врагом.

Снежная королева большая и сильная, однако, внутри ее пустота. Герда маленькая и слабая, но внутри нее живет настоящая любовь!

Что окажется сильнее?

Герде удается проникнуть в замок и найти Кая. Однако самая главная битва оказывается впереди. И совсем не с королевой...

Как оказалось, все ее усилия были бесполезными! Кай ее просто не помнит и не узнает!

Она так долга искала его, так скучала! Она пришла босиком на край света!

Слезы отчаяния вырываются у нее прямо из сердца, и она начинает рыдать! Ведь, несмотря на все преодоленные испытания, она проиграла эту битву со снежной красавицей.

И тут произошло то, что называют обыкновенным чудом...

Ее слезы орошают Кая, осколки выпадают из его глаз и сердца, он оживает и вспоминает Герду.

Только живая энергия настоящего чувства смогла пробудить Кая от холодного сна

“Герда! Милая Герда!.. Где же это ты была так долго? Где был я сам?

И он оглянулся вокруг. - Как здесь холодно, пустынно!”

“Герда поцеловала Кая в обе щеки, и они опять зарделись, как розы; поцеловала его в глаза, и они заблестели; поцеловала его руки и ноги, и он опять стал бодрым и здоровым.”

“Герда сразу узнала и лошадь - она была когда-то впряжена в золотую карету - и девушку. Это была маленькая разбойница.

Она тоже узнала Герду. Вот была радость!

Ишь ты, бродяга! - сказала она Каю. - Хотелось бы мне знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света?”

А случается в реальной жизни обыкновенное чудо?

Были в Вашей жизни люди, ради которых стоило идти на край света? Ведь на такое можно решиться только, если чувства и отношения были очень ценными!

Умеете ли ценить настоящие чувства или предпочитаете заморозить себя в видимости или самообмане того, что все в порядке?

Думаю, что все зависит от Вашей веры в настоящую любовь!

А если Вы в нее не верите, то рискуете замерзнуть в замке у ледяной красавицы!:)

А если Вы уже туда попали и хотите выбраться, то выбирайте правильные глаза!

Горделивая пустота в светлых глазах
Блещет ярким холодным светом
Молчаливая глубина в темных глазах
Манит теплым знакомым сюжетом

Растворится ли холод в тепле?
Иль убьет все живое во тьме,
Чтобы только блистать самому
Среди мрачного ада фальшивых людей?

Лишь фасад прикрывает зло
Лишь расчет управляет судьбой
Лишь обман окружает весь дом

Как найти дорогу любви
Среди страшной власти холодной лжи?

Не позвать ли Солнышко ясное?
Не зажечь ли сердце прекрасное?
А оно ведь может сгореть!
Не беда!
Ведь не в силах оно больше терпеть!



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Царство животные особенности представителей царства животные Царство животные особенности представителей царства животные Конспект урока Конспект урока "многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека" Значение крабов в природе и жизни человека Значение ракообразных в природе и жизни человека Значение ракообразных в природе и жизни человека