Шпаргалка: культурная революция в ссср. Культурная революция Причины культурной революции 1930 х

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

За годы первой и второй пятилеток в СССР была осуществлена культурная революция. Важнейшая задача культурного строительства в период первой пятилетки состояла в ликвидации неграмотности. В 1926 г. в СССР среди населения в возрасте от 9 лет и старше было только 51,1 % грамотных, а среди отдельных национальностей грамотные составляли незначительную часть: у казахов - 9,1 %, якутов - 7,2, киргизов - 5,8, таджиков - 3, туркмен - 2,7 %.

По призыву Коммунистической партии по всей стране с новой силой развернулось массовое движение за ли­квидацию неграмотности под лозунгом «Грамотный, обучи неграмотного!». В это движение были вовлечены сотни тысяч людей. Общее число лиц, принимавших участие в ликвидации неграмотности, в 1930 г. по всей стране составляло около 1 млн. человек. В 1930 - 1932 гг. различными школами ликвидации неграмотности было охвачено свыше 30 млн. человек.

Для того, чтобы раз и навсегда покончить с неграмотностью населения, необходимо было приостановить поток неграмотных из среды подрастающего поколения, введя в стране всеобщее обязательное обучение.

Всеобщее обязательное обучение имело огромное хозяйственно-политическое значение. В.И.Ленин указывал, что неграмотный человек стоит вне политики, он не может овладеть техникой и сознательно принимать участие в строительстве социалистического общества.

Согласно решениям партии и правительства всеоб­щее бесплатное обучение в объеме 4-летней начальной школы (для детей 8, 9, 10 и 11 лет) стало осуществляться с 1930/31 учебного года. В промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках с 1930/31 г. вводилось обязательное 7-летнее обучение для детей, окончивших 4-летнюю школу. К концу первой пятилетки всеобщее обязательное обучение в основ­ном было осуществлено на всей территории СССР.

В годы двух первых пятилеток по всей стране развернулось грандиозное школьное строительство. В 1929 - 1932 гг. было построено 13 тыс. новых школ на 3,8 млн. ученических мест, а в 1933 - 1937 гг. - 18778 школ.

Введение всеобщего начального обучения и большие масштабы школьного строительства дали возможность увеличить число учащихся в начальных и средних школах в 1937 г. до 29,6 млн. человек (а в 1914 г. - 8 млн. человек). Огромные успехи были достигнуты в развитии школьного образования в союзных республиках. Например, число учащихся в Таджикской ССР к 1938 г. выросло по сравнению с 1914 г. в 682 раза. Были созданы сотни новых педагогических институтов и техникумов в РСФСР и других республиках. Рост сети высших и средних учебных заведений дал возмож­ность подготовить в течение первой пятилетки свыше 400 тыс. специалистов с высшим и средним образованием, а за вторую пятилетку - около 1 млн. человек.

Значительных успехов в годы первой и второй пятилеток добилась советская наука. Задачи хозяйственного строительства, поставленные в пятилетних планах, потребовали от ученых установления самой тесной связи с производством, с практикой социалистического строительства. Работы И.П.Павлова, И.В.Мичурина, А.Е.Ферсмана, Н.Д.Зелинского, К.Э.Циолковского, А.П.Карпинского, В.А.Обручева и других получили мировое признание и известность. В период двух первых пятилеток были созданы и развернули работу Академия наук Белорусской ССР, а также филиалы Академии наук СССР на Урале, Дальнем Востоке, в Азербайджанской, Армянской, Грузинской, Казахской, Таджикской, Туркменской и Узбекской союзных республиках.

В Советской стране возникла новая интеллигенция, вышедшая из среды рабочих и крестьян, тесно связанная с народом, беспредельно преданная и верно служащая ему. Она оказала огромную помощь Коммунистической партии и правительству в строительстве социалистического общества. Что же касается старых специалистов, то абсолютное большинство их окончательно перешло на сторону Советской власти.

Культурная жизнь в СССР в 1920-1930-е годы.

В культуре 1920-1930-х гг. можно выделить три направления:

1. Официальная культура, поддерживаемая советским государством.

2. Неофициальная культура, преследуемая большевиками .

3. Культура русского зарубежья (эмигрантская).

Культурная революция - изменения в духовной жизни общества, осуществлённые в СССР в 20-30-е гг. XX в., создание социалистической культуры. Термин «культурная революция» введён В.И. Лениным в 1923 г. в работе «О кооперации».

Цели культурной революции:

1. Перевоспитание народных масс - утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.

2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.

3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.

4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.

5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.

6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.

Начало ликвидации неграмотности. Придя к власти, большевики столкнулись с проблемой низкого культурного уровня населения. Перепись населения 1920 г. показала, что в стране 50 млн. человек неграмотны (75% населения). В 1919 г. был принят дек-рет Совнаркома «О ликвида-ции неграмотности ». В 1923 г. учреждено обще-ство «Долой не-грамот-ность » во главе с председателем ВЦИК М.И. Калининым . От-крылись тысячи изб-читален, где обу-чались взрослые и дети. По переписи 1926 г. грамотность населения составила 51%. Открылись новые клубы, библиотеки, музеи, театры.

Наука. Власть стреми-лась использовать техническую интеллигенцию для укрепления эко-номического потенциала Советского государства. Под руко-водством академика И.М. Губкина велось изучение Курской магнитной анома-лии, раз-ведка нефти между Волгой и Уралом. Акаде-мик А.Е. Фéрсман вёл геологические изыскания на Урале и Даль-нем Востоке. Открытия в области теории исследования космоса и ра-кетной техники сделали К.Э. Циолковский и Ф.А. Цáн-дер . С.В. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука. Теорией авиации занимался основопо-ложник самолётостроения Н.Е. Жу-ковский . В 1929 г. открылась Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент - Н.И. Вавилов ).

Отношение власти к гуманитарной интеллигенции. Власть ограничивала возможность гуманитарной интелли-генции участ-вовать в политической жизни, влиять на об-щественное созна-ние. В 1921 г. упразднили автономию высших учеб-ных заведений. Про-фессоров и препо-давателей, не разде-лявших коммунистические убеж-дения, увольняли.


В 1921 г. сотрудник ГПУ Я.С. Агрáнов сфабриковал дело о «Петроградской боевой организации». Её участниками была объявлена группа учёных и деятелей культуры, в том числе профессор В.Н. Таганцев и поэт Н.С. Гумилёв . Был расстрелян 61 человек, в том числе Гумилёв.

В 1922 г. был создан специальный цензурный коми-тет - Главлит , осуществлявший контроль за «враждеб-ными вы-падами» против по-литики правящей партии. Затем создан Главрепет-ком - комитет по контролю репертуаров театров.

В 1922 г. по инициативе В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого на двух «философских паро-ходах» из страны были высланы свыше 160 оппозиционно настроенных вид-ных учёных и деятелей культуры - философы Н.А. Бердяев, С.Н. Бул-гаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин и др. Был выслан П.А. Со-рокин (он учился в Ивановском крае, - впоследствии - крупнейший социолог США).

В 1923 г. под руководством Н. К. Крупской прошла чистка библиотек от «анти-советских и антиху-дожественных книг». В их число попали даже произве-дения античного философа Пла-тона и Л.Н. Толстого . К сер. 1920-х гг. были закрыты ча-стные книгоизда-тельства и журналы.

Высшая школа. Подготовка новой интеллигенции. ВКП(б) взяла курс на формирование новой интеллигенции, безогово-рочно пре-данной режиму. «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически, - заявлял Н.И. Бухарин. - И мы будем штамповать интеллигенцию, вырабаты-вать её, как на фабрике». В 1918 г. были отменены вступитель-ные экзамены в вузы и плата за обучение. Открылись новые институты и уни-вер-ситеты (к 1927 г. - 148, в дорево-люционное время - 95). Например, в 1918 г. был открыт политехниче-ский институт в Иваново-Возне-сенске. С 1919 г. в вузах были созданы рабочие фа-культеты (раб-факи ) для подготовки к обучению в высшей школе рабоче-крестьянской молодёжи, не имевшей средне-го образования. К 1925 г. выпускники рабфа-ков со-ставляли половину студентов. Вы-ходцам из бур-жуазно-дворянских и интеллигентских «соци-ально чуждых» слоёв доступ к высшему об-разованию был затруднён.

Школьная система 1920-х гг. Ликвидировалась трёхзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия — реальное училище — коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу. Из системы народного образования были удалены такие школьные предметы, как логика, богословие, латинский и греческий языки и другие гуманитарные предметы.

Школа стала единой и общедоступной. Она состояла из 2 сту-пеней (1-я ступень - че-тыре года, 2-я - пять лет). Подготовкой рабочих кадров занимались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы рабочей молодёжи (ШРМ), а кадры админи-стративного и технического персонала готовились в техникумах. Школьные программы были ориенти-рованы на коммунистическое воспитание. Вместо истории преподавалось обще-ствове-дение.

Государство и церковь в 1920-е годы. В 1917 г. было восстановлено патриаршество. В 1921-1922 гг. под предлогом борьбы с голодом большевики начали изымать цер-ков-ные ценности. В г. Шуе были расстреляны прихожане, пытавшиеся воспрепятствовать изъятию церковных ценностей. В рамках политики «воинствующего атеизма» закрывались церкви, сжигались иконы. В 1922 г. в Москве и Петрограде были организованы судебные процессы против служителей церкви, некоторые из них были приговорены к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Возникла борьба между «староцерковниками» (пат-риарх Тихон ) и «обновленцами» (митрополит А.И. Введенский ). Патриарх Тихон был арестован и вскоре умер, пат-риаршество упразднено. В 1925 г. местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Пётр , но в декабре 1925 г. он был арестован и выслан. Его преемник, митропо-лит Сергий и 8 архиереев в 1927 г. подписали обращение, в котором обязывали священников, не признававших Советской власти, отойти от церковных дел. Против этого выступил митро-полит Иосиф . Многие священники были высланы на Соловки. Гонениям подверглись представители и других вероисповеданий.

Литература и искусство в 1920-е гг. Продолжали публиковать свои произве-дения писатели и поэты «серебряного века» (А.А. Ах-ма-това, А. Белый, В.Я. Брюсов и др.) В театрах работали режиссёры Е.Б. Вах-тангов, К.С. Станиславский , В.И. Немирович-Данченко, актриса М.Н. Ермолова. Устраивали вы-ставки последователи «Мира искус-ства», «Бубнового валета», «Голубой розы» и других объединений художни-ков (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др. ). Рево-люция дала новый импульс творчеству В.В. Маяковского, А.А. Блока , С.А. Есенина. Большую актив-ность проявляли представители левомодернистских течений - футуризма, кубизма, кон-структивизма - в живописи, театре, архитек-туре (В.Э. Мейерхóльд, В.Е. Тáтлин и др.).

Возникает множество новых литературных груп-п и организаций:

Группа «Серапионовы братья » (М. М. Зощенко, В. А. Каверин, К. А. Фе-дин и др.) искала новые художест-венные формы отражения послереволюционной жизни страны;

Группа «Перевал » (М.М. Пришвин, В.П. Катаев и др.)выступала за сохранение преемственности и традиций русской литературы.

Возникли литературно-художествен-ные объединения пролетарско-большевистской коммунистичес-кой ориентации:

- Пролеткульт (1917-1932 г.) - формировал новую пролетарскую социалистическую культуру (А.А. Богданов, П.И. Лебедев-Полянский , Демьян Бедный );

Литературная группа «Кузница » (1920-1931 гг.), вошла в РАПП;

- Российская ассоциация пролетарских писа-телей (РАПП), (1925-1932 гг.) используя лозунг «партийности литературы» боролась с другими группами. Издавала журнал «На посту» ;

Группа ЛЕФ «Левый фронт искусств » (1922-1929 гг.) - поэты В.В. Маяковский , Н.Н. Асеев и др.творили с учётом требований Пролеткульта, издавали журнал «ЛЕФ».

Эти группы подвергли травле бес-партийных деятелей культуры, называя их «внутренними эмигран-тами» за укло-нение от воспевания «героики револю-ционных свершений». Критико-вались также «попут-чики» - литера-торы, поддержавшие Советскую власть, но допускавшие «ко-ле-бания» (М.М. Зощенко, А.Н. Толстой, В.А. Каверин, Э.Г. Багрицкий, М.М. Пришвин и др.).

Культу́рная револю́ция - комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции.

Термин «культурная революция» в России появился в «Манифесте анархизма» братьев Гординых в мае 1917 года, а в советский политический язык введён В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»: «Культурная революция - это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы».

Культурная революция в СССР как целенаправленная программа по трансформации национальной культуры на практике зачастую буксовала и была массированно реализована лишь в годы первых пятилеток. В результате, в современной историографии существует традиционное, но, по мнению ряда историков, не вполне корректное, а потому зачастую оспариваемое соотнесение культурной революции в СССР лишь с периодом 1928-1931 гг. Культурная революция в 1930-е годы понималась как часть больших преобразований общества и народного хозяйства, наряду с индустриализацией и коллективизацией. Также, в ходе культурной революции значительной перестройке и реорганизации подверглась и организация научной деятельности в Советском Союзе.

Культурная революция в первые годы советской власти.

Культурная революция как изменение идеологии общества была начата вскоре после Октябрьской революции. 23 января 1918 года появился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы, связанные с религиозным образованием: богословие, древнегреческий язык и другие. Главной задачей культурной революции было внедрение в личные убеждения советских граждан принципов марксистско-ленинской идеологии.

Для реализации программы в первые месяцы советской власти была создана сеть органов партийно-государственного управления культурной жизнью общества: Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б)), Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и другие. Подверглись национализации учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию, в храмах устраивались клубы, склады, производства.

Большая часть народных масс была необразованна и неграмотна: так, из результатов переписи населения 1920 года следовало, что на территории Советской России умело читать всего 41,7 % населения старше 8 лет. Культурная революция предполагала прежде всего борьбу с безграмотностью, что было необходимо для последующего научно-технического развития и одновременно отторжение масс от усвоения высших культурных ценностей. Культурная работа намеренно ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку, по мнению ряда исследователей, советскому режиму нужна была культура исполнительская, но не творческая. Однако темпы ликвидации безграмотности в силу целого ряда причин были неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование в СССР де-факто было введено в 1930 году. Массовая безграмотность была ликвидирована после Великой Отечественной войны.

В это время были созданы национальные алфавиты нескольких народностей (Крайнего севера, Дагестана, киргизов, башкир, бурят и т. д.). Была развёрнута широкая сеть рабочих факультетов для подготовки трудящейся молодёжи к поступлению в ВУЗы, в которые сначала был открыт путь молодёжи пролетарского происхождения независимо от наличия начального образования. В целях воспитания новой интеллектуальной элиты учреждены Коммунистический университет, Истпарт, Коммунистическая академия, Институт красной профессуры. Для привлечения «старых» научных кадров создавались комиссии по улучшению быта учёных, издавались соответствующие декреты.

Вместе с тем принимались репрессивные меры по устранению интеллектуальных политических противников: так, более 200 видных представителей российской науки и культуры были высланы из страны на «Философском пароходе». С конца 1920-х годов проводилось «вытеснение» буржуазных специалистов: «Академическое дело», «Шахтинское дело», «Дело Промпартии» и т. п. С 1929 года начали свою деятельность «шарашки» - организованные органами внутренних дел особые технические бюро из заключённых для проведения важных научно-исследовательских и конструкторских работ.

Большую роль в выполнении задач партии по проведению культурной революции играл комсомол.

Итоги культурной революции в СССР.

К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87,4 % населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства. Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды.

Согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия.

С другой стороны, целый ряд авторов оспаривают это положение и приходят к выводу о том, что традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным.

Тоталитарный режим И.В.Сталина и его признаки и последствия.

1) СССР - тоталитарное государство, так как основа экономики - командно-административная система, состоящая из партийных и государственных органов власти.

2) У власти находится один человек (Сталин)

3) Массовые репрессии, нарушение законности и прав человека, террор НКВД.

4) Политическое лицемерие и ложь, объявляющие СССР демократической страной (конституция 1936 г.).

5) Пропаганда готовности отдать все силы и жизнь за страну, партию и конкретно Сталина.

6) Система концлагерей (ГУЛАГ).

7) Наращивание военного потенциала для совершенно не мирных целей (захват Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии, Бессарабии в 1939 г., война с Финляндией в 1940 г.).

8) Двойственная политика на международной арене (см. п.7) при официальных мирных заявлениях и как следствие - исключение из Лиги Наций, договор о дружбе и распределении сфер влияния в фашистской Германией (при официальном осуждении фашизма).

9) Сосредоточение всей государственной власти в руках одной партии и её представителей.

10) Откровенный геноцид собственного народа (гражданская война и непрекращающиеся репрессии).

11) Выращивание "нового человека" - человека, беззаветно преданного идеям коммунизма (воспитание в школах, система "октябрята-пионеры-комсомольцы-коммунисты").

Культурная революция – изменения в духовной жизни общества, осуществлённые в СССР в 20-30-е гг. XX в., создание социалистической культуры. Термин «культурная революция» введён В. И. Лениным в 1923 г. в работе «О кооперации».

Цели культурной революции.

1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.

2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.

3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.

4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.

5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.

6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.

Начало ликвидации неграмотности. Придя к власти, большевики столкнулись с проблемой низкого культурного уровня населения. Перепись населения 1920 г. показала, что в стране 50 млн. человек неграмотны (75% населения). По переписи 1926 г. грамотность населения составила 51%.

Наука. Власть стремилась использовать техническую интеллигенцию для укрепления экономического потенциала Советского государства. С.В. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука.

Отношение власти к гуманитарной интеллигенции. Власть ограничивала возможность гуманитарной интеллигенции участвовать в политической жизни, влиять на общественное сознание. В 1921 г. упразднили автономию высших учебных заведений. Профессоров и преподавателей, не разделявших коммунистические убеждения, увольняли.

Высшая школа. Подготовка новой интеллигенции.ВКП(б) взяла курс на формирование новой интеллигенции, безоговорочно преданной режиму. В 1918 г. были отменены вступительные экзамены в вузы и плата за обучение. Открылись новые институты и университеты (к 1927 г. – 148, в дореволюционное время – 95). С 1919 г. в вузах были созданы рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки к обучению в высшей школе рабоче-крестьянской молодёжи, не имевшей среднего образования. К 1925 г. выпускники рабфаков составляли половину студентов.

Школьная система 1920-х гг. Из системы народного образования были удалены такие школьные предметы, как логика, богословие, латинский и греческий языки и другие гуманитарные предметы. Школа стала единой и общедоступной. Она состояла из 2 ступеней(9 лет). Подготовкой рабочих кадров занимались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы рабочей молодёжи (ШРМ).

Государство и церковь в 1920-е годы. В 1917 г. было восстановлено патриаршество. В 1921–1922 гг. под предлогом борьбы с голодом большевики начали изымать церковные ценности. В г. Шуе были расстреляны прихожане, пытавшиеся воспрепятствовать изъятию церковных ценностей. В рамках политики «воинствующего атеизма» закрывались церкви, сжигались иконы. В 1922 г. в Москве и Петрограде были организованы судебные процессы против служителей церкви, некоторые из них были приговорены к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Возникла борьба между «староцерковниками» (патриарх Тихон) и «обновленцами» (митрополит А.И. Введенский). Патриарх Тихон был арестован и вскоре умер, патриаршество упразднено. В 1925 г. местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Пётр, но в декабре 1925 г. он был арестован и выслан. Его преемник, митрополит Сергий и 8 архиереев в 1927 г. подписали обращение, в котором обязывали священников, не признававших Советской власти, отойти от церковных дел. Против этого выступил митрополит Иосиф. Многие священники были высланы на Соловки. Гонениям подверглись представители и других вероисповеданий.

Литература и искусство в 1920-е гг .Продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты «серебряного века» (А.А. Ахматова, А. Белый, В.Я. Брюсов и др.) В театрах работали режиссёры Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, актриса М.Н. Ермолова. Устраивали выставки последователи «Мира искусства», «Бубнового валета», «Голубой розы» и других объединений художников (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др.). Революция дала новый импульс творчеству В.В. Маяковского, А.А. Блока, С.А. Есенина. Большую активность проявляли представители левомодернистских течений – футуризма, кубизма, конструктивизма – в живописи, театре, архитектуре (В.Э. Мейерхóльд, В.Е. Тáтлин и др.).

5. Начало культурной революции

Придя в 1917 г. к власти, большевики поставили задачу изменить духовный мир народов России, организовав его на коммунистических принципах. Они решили в сжатые исторические сроки осуществить «культурную революцию», используя всю силу государства для целенаправленного и планомерного культурного строительства. Центральным государственным органом по руководству процессом преобразований в сфере культуры стал Наркомпрос РСФСР (нарком А. В. Луначарский).

Политическое просвещение. Основной целью политпросветработы было укрепление связи просвещения с политикой партии. Руководство государственной пропагандой коммунизма было возложено на Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет), с 1921 г. – Главное внешкольное управление во главе с женой Ленина Н. К. Крупской. Входя в состав Наркомпроса, комитет одновременно являлся органом ЦК партии. По решению X съезда РКП (б) в круг его ведения были включены политпросветорганы почти всех государственных и общественных организаций. В начале 20-х годов политическим просвещением масс занималось более 500 тыс. человек.

С 1918 г. главной формой работы были лекции по актуальным вопросам внутренней и внешней политики. По инициативе Ленина к их чтению привлекались почти все партийные и государственные руководители (проводились так называемые «партийные пятницы»). Регулярно выступал с лекциями на предприятиях сам В. И. Ленин, разъясняя сущность диктатуры пролетариата и диктатуры буржуазии. После одной из них 30 августа 1918 г. он был тяжело ранен.

Использовались и другие формы работы. Популярными стали массовые демонстрации в дни революционных праздников, прежде всего посвященные дню пролетарской солидарности (1 мая) и годовщинам Октябрьской революции (7 ноября). Коммунистические принципы пропагандировались с помощью лозунгов, размещенных на видных местах, в том числе на фасадах домов. Некоторые из них, выложенные мозаикой, сохранились на московских зданиях до наших дней («Кто не работает, да не ест», «Только диктатура пролетариата спасет человечество от ига капитала»).

Ленин был инициатором политического просвещения масс с помощью монументальной пропаганды – памятников революционерам всех времен и народов (ленинский план монументальной пропаганды). Он составил список, который включал 69 имен (А. Радищев, Н. Чернышевский, А. Герцен, Н. Огарев, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.). В первые послереволюционные годы только в Москве и Петрограде было установлено более 40 памятников. Сделанные из дешевого, непрочного материала, они простояли недолго. Однако два из них (Герцену и Огареву) сохранились и ныне стоят в центре Москвы, у старого здания МГУ им. М. В. Ломоносова.

Монументальная пропаганда должна была наглядно показать массам, что большевизм имеет глубокие корни, уходящие в историю российского и мирового революционно-освободительного движения.

С переходом к нэпу Ленин указал «три главных врага», с которыми должны бороться политпросветчики – коммунистическое чванство (комчванство), безграмотность, взятка.

Борьба с неграмотностью. Важнейшей задачей культурной революции стала ликвидация неграмотности, охватывавшей 75 % населения страны. Бороться с неграмотностью начали во время гражданской войны, прежде всего в рядах Красной армии. В декабре 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности», по которому граждане от 8 до 50 лет, не умевшие читать и писать, были обязаны обучаться грамоте. В 1920 г. при Наркомпросе создали Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации неграмотности и малограмотности (ВЧКликбез). Обучение взрослого населения вели школы грамоты и пункты ликбеза, создававшиеся при библиотеках, красных уголках, клубах, народных домах, избах-читальнях, на предприятиях. Система обучения имела 2 основные формы: школьную (ликпункт – ликвидационный пункт) и индивидуально-групповую, широко распространенную в деревне. В гражданскую войну было обучено грамоте около 7 млн. человек. Основным успехом стала ликвидация неграмотности в Красной армии.

В 20-е годы темпы ликвидации неграмотности упали. Не было средств, государственное финансирование социально-культурных программ сократилось, местные бюджеты были слабы, принуждение к обучению отменили. Упор был сделан на сознательность и общественность. В 1923 г. создали Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» (ОДН) во главе с председателем ЦИК СССР М. И. Калининым. Активистами ОДН было обучено грамоте около 40 % общего числа взрослых.

Особенностью борьбы с неграмотностью у тюркоязычных народов стала реформа алфавита, проведенная во второй половине 20-х годов. Этой работой занимался созданный в 1925 г. Всесоюзный центральный комитет нового алфавита (ликвидирован в 1937 г.). Вместо сложного арабского был введен латинский алфавит. В 1923–24 гг. эксперимент был начат в Азербайджане, где с 1925 г. на новый алфавит перевели школы первой ступени.

В 1926 г. в Баку состоялся первый тюркологический съезд, на котором в острой борьбе с арабистами победили латинисты, считавшие, что в скором времени и русский алфавит будет заменен латинским в интересах мировой революции. В августе 1929 г. Президиум ЦИК СССР и СНК СССР приняли совместное постановление о введении в действие нового, латинизированного алфавита. Через год новое постановление обязало Наркомпрос СССР завершить реформу в двухмесячный срок. Новый алфавит был введен у 68 народов общей численностью 25 млн. человек.

В тридцатые годы «левацкий загиб» латинистов был осужден, и у тюркоязычных народов провели вторую реформу – вместо латинского был введен русский алфавит. Замена латиницы кириллицей объяснялась интересами сближения культур народов СССР с русской культурой. Реформа усилила роль русской интеллигенции, прежде всего научно-педагогической, в ликвидации неграмотности.

Второй особенностью борьбы с неграмотностью стало создание письменности у народов, не имевших таковой (малые народы Севера, Сибири, Дальнего Востока). Работа была начата в 20-х годах за счет госбюджета. За 10 лет 46 народов получили свою письменность на основе русского алфавита. Это был настоящий прорыв в цивилизацию.

По переписи 1926 г. грамотность населения составила 51,1 %, в т. ч. по России – 55 % (против 32 % в 1920 г.). Грамотность городского населения была выше, чем средняя по стране (76,3 %), а сельского – ниже (45,2 %). По уровню грамотности СССР вышел на 19-е место в Европе. На рубеже 20-х – 30-х годов борьба с неграмотностью усилилась. Этого требовали задачи реконструкции народного хозяйства на новой технической основе.

Общеобразовательная школа. Строительство советской общеобразовательной школы было начато в 1918 г. декретом СНК РСФСР об отделении церкви от государства и школы от церкви («О свободе совести, церковных и религиозных организаций», январь) и постановлением ВЦИК «О единой трудовой школе» (октябрь). Школа становилась не только главным средством образования народа, но и очагом его коммунистического воспитания. Большевики строили государственную, общенародную, трудовую школу с бесплатным и совместным обучением детей, независимо от их национальности, пола и социального происхождения. Национальность учитывалась как специфика образования в национальных районах.

Прежде всего, было упразднено дореволюционное деление школ на церковно-приходские, начальные, гимназии, реальные училища (всего около 30 типов школ, принадлежавших 17 ведомствам). Вводилась единая трудовая школа с делением на 2 ступени: первая (5 лет обучения) – для детей от 8 до 13 лет, вторая (4 года обучения) – от 13 до 17 лет. Устанавливалось совместное обучение мальчиков и девочек, равенство представителей всех национальностей. В национальных районах обучение велось на родном языке. Из учебных планов были исключены древние языки, закон Божий и введены общественно-политические дисциплины коммунистического содержания. Школа обязана была соединить обучение с общественно полезным трудом. В ней создавались органы школьного самоуправления. Школьная реформа демократизировала систему школьного обучения, но серьезно подорвала его качество.

В трудные для школьного образования двадцатые годы широко распространилась теория отмирания школы как особого общественного института. Это был период разнообразных педагогических экспериментов, поощрения детской самодеятельности. Одни педагоги следовали призыву французского просветителя Ж. Ж. Руссо «Назад к природе!», упор делали на развитие природных способностей детей. Другие проводили в жизнь призыв большевиков «Вперед, к коммунизму!», усиленно формировали у детей качества «нового человека» – коллективиста и труженика.

Высшая школа. После Октябрьской революции глубокой реформе была подвергнута высшая школа, готовившая кадры интеллигенции, специалистов высшей квалификации. Целью реформы была демократизация вузовского образования, приближение его к практике. До революции в России было 105 вузов со 127 тыс. студентов. Большинство вузов находилось на территории Европейской России. После революции почти все вузы подчинили Наркомпросу, остальные – различным наркоматам. В 1918 г. были отменены вступительные экзамены, и пролетарской молодежи предоставили право поступать в вузы без предъявления аттестата о среднем образовании. Была отменена плата за обучение, упразднены ученые степени и звания преподавателей.

С 1919 г. при многих вузах стали создавать рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки к обучению в высшей школе молодежи, не имевшей среднего образования. Луначарский назвал их «штурмовыми лестницами» крепости под названием вуз. В 20-е годы создание рабфаков стало ударной задачей Наркомпроса. С 1922 г. рабоче-крестьянская вузовская молодежь получала государственные стипендии. Отмеченные меры преследовали цель изменить социальный состав студенчества и преподавательского состава.

Для идеологизации и политизации вузовского образования в 1919–1921 гг. в университетах вместо юридических факультетов и исторических отделений историко-филологических факультетов были созданы факультеты общественных наук (ФОНы). Там изучали работы К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, историю формаций, классовой борьбы, революций, советского строительства. С этой целью были пересмотрены учебные пособия, планы и программы вузов. Контроль за проведением реформы высшей школы осуществлял Государственный ученый совет Наркомпроса (ГУС).

Реформа была закреплена в первом советском Уставе высшей школы, принятом 2 сентября 1921 г. Он определил три основные задачи вузов: подготовка кадров специалистов, ведение научно-исследовательской работы, популяризация знаний среди народа. Устав предусматривал создание в вузах партийных ячеек. Автономия старейших и наиболее крупных вузов и влияние старой профессуры резко ограничивались Наркомпросом. Он назначал ректоров и правления, которые совместно с президиумами факультетов управляли вузами. К работе в советах вузов и факультетов привлекалось пролетарское студенчество.

Вузовская реформа весной 1922 г. вызвала несколько студенческих забастовок, организованных старыми профессорами и преподавателями ряда вузов, в т. ч. Московского, Петербургского и Киевского университетов. Они были пресечены. В мае 1922 г. Ленин призвал Дзержинского наказать «реакционеров», «растлителей учащейся молодежи», сознательно срывавших работу вузов. В итоге из крупнейших вузов Москвы, Петрограда и Киева были уволены и осенью 1922 г. на двух «философских» пароходах высланы в Германию более 150 профессоров и преподавателей. Среди них были Н. А. Бердяев, П. А. Сорокин, С. Л. Франк, Н. О. Лосский, Ф. А. Степун, С. Н. Булгаков, М. А. Осоргин, Л. П. Карсавин, Г. П. Федотов, А. А. Кизеветтер, Ю. И. Айхенвальд и др.

В системе высшей школы появились и коммунистические вузы, готовившие партийные, советские и профсоюзные кадры. Первым высшим партийным учебным заведением стал Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова. Он был создан в 1919 г. в Москве на базе агиткурсов ВЦИК, организованных Свердловым в 1918 г. К 1926 г. комвузов было уже 13, в них обучалось около 6,5 тыс. человек. А всего в СССР, согласно всесоюзной переписи 1926 г., было 145 вузов, в которых обучалось 167 тыс. студентов.

В конце 20-х годов резко ускорилось создание технических и сельскохозяйственных вузов. Это было вызвано курсом на коренную реконструкцию народного хозяйства. Одновременно широкое распространение получило высшее и среднее специальное образование без отрыва от производства (вечернее и заочное).

Наука. Глубокой перестройке подверглась и сеть научных учреждений. Главным научным центром страны была Российская академия наук (РАН). Весной 1917 г. ее первым выбранным президентом стал академик А. П. Карпинский. До революции РАН насчитывала 44 академика. За годы гражданской войны их число увеличилось на 10 человек.

В 1925 г. РАН отметила свой 200-летний юбилей. К этому времени она располагала разветвленной системой научных учреждений (40 институтов, комиссий, обсерваторий, музеев и др.), в которых работало более 1 тыс. сотрудников. Число академиков составляло 42 человека. В том же году ЦИК и СНК СССР преобразовали РАН во всесоюзный научный центр – АН СССР, подчинив его правительству. Учреждения академии стали переводить из Ленинграда в Москву.

Во время выборов 1929 г. АН пополнилась 42 новыми академиками. В 1929–31 гг. в состав академии впервые были избраны 10 ученых-коммунистов. Их стали называть «первыми советскими академиками» (И. М. Губкин, Н. И. Бухарин, Г. М. Кржижановский, А. В. Луначарский, В. П. Волгин, С. Г. Струмилин и др.). Они смогли переломить глухую оппозицию академии советским преобразованиям общества.

Ученые АН СССР внесли большой вклад в развитие фундаментальных наук, изучение естественных производительных сил России и СССР, в разработку и осуществление плана ГОЭЛРО.

Для изучения и развития гуманитарных наук на основе марксистской методологии и подготовки ученых-марксистов Советское государство создало научные учреждения нового типа: Социалистическую академию общественных наук (1918 г., с 1924 г. – Коммунистическая академия, президент М. Н. Покровский), Институт научной методологии, Институты красной профессуры, Институт Маркса – Энгельса, Институт Ленина.

В 1929 г. был создан центр сельскохозяйственной науки – Всесоюзная сельскохозяйственная академия им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент Н. И. Вавилов). Перед ней были поставлены задачи как фундаментального, так и прикладного характера, прежде всего помощь колхозному строительству.

Крупные научные работы и достижения с 1925 г. поощрялись премией им. В. И. Ленина. Ее первыми лауреатами стали академики А. Н. Бах, В. А. Обручев, Д. Н. Прянишников, Н. С. Курнаков, а также харьковский профессор В. П. Воробьев, по своему методу забальзамировавший тело В. И. Ленина.

Интеллигенция. Большевики смогли привлечь на свою сторону значительную часть российской интеллигенции. В 1917 г. ее численность составляла около 1 млн. человек (менее 1 % населения), в том числе 19 % с высшим образованием. Ее наиболее крупными отрядами были учителя, врачи, деятели науки. Численность творческой интеллигенции не превышала 35 тыс. человек.

Интеллигенция была неоднородна по своему социальному происхождению. Это отражалось на ее жизненных ценностях и идейно-политических взглядах. Вихри трех русских революций, во многом вызванные и усиленные интеллигенцией, ускорили процесс ее расслоения. Наиболее отчетливо оно проявилось после Октябрьской революции. Одни примкнули к белому движению, затем эмигрировали, а в 20-е годы некоторые из них вернулись на родину. Другие не поддержали большевиков, но и не покинули свой народ и свою землю в смутное время гражданской войны. Не собирались покидать Россию Ф. И. Шаляпин и А. М. Горький. Но в начале 20-х годов различные обстоятельства вынудили их уехать. Например, Горький в 1921 г. уехал в Италию по настоянию Ленина «подлечиться», после того как он обвинил Г. Е. Зиновьева в провоцировании «кронштадтского мятежа». Наиболее революционная часть интеллигенции активно участвовала в создании новой, советской культуры.

Литература и искусство. В двадцатых годах было много творческих союзов и групп: всероссийские союзы поэтов, крестьянских писателей, русских художников, литературные группы «Серапионовы братья», Левый фронт (ЛЕФ). Самым большим был созданный в 1917 г. союз пролетарской культуры – Пролеткульт. Под руководством А. А. Богданова, В. Ф. Плетнева и др. он вел активную работу среди рабочей молодежи, приобщая ее к революционному искусству. Пролеткульт стремился создать особую, «пролетарскую культуру», пренебрежительно относясь к культурному наследию прошлого. В 1920 г. ряд московских поэтов (В. Д. Александровский, М. П. Герасимов, В. В. Казини др.) покинули Пролеткульт, создав группу «Кузница». Программе Пролеткульта была близка программа «Театральный Октябрь», созданная В. Э. Мейерхольдом в конце 1920 г. и воплощенная на сцене 1-го театра РСФСР, которым руководил режиссер-новатор.

В двадцатые годы были созданы новые пролетарские творческие организации: Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), Ассоциация художников революционной России (АХРР), Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ).

«Важнейшим из искусств» большевики считали кино. Экран стал орудием коммунистической пропаганды и агитации. При демонстрации фильмов использовали метод «ленинской пропорции» – сочетание развлекательных фильмов с политическими и научно-документальными.

В двадцатые годы деятели литературы и искусства создали работы, вошедшие в сокровищницу советской культуры. В их числе:

кинофильмы А. П. Довженко («Звенигора», 1928 г.; «Арсенал», 1929 г.), С. М. Эйзенштейна («Броненосец Потемкин», 1925 г.; «Октябрь», 1927 г.), В. И. Пудовкина («Мать», 1926 г.; «Конец Санкт-Петербурга», 1927 г.);

живопись М. Б. Грекова («В отряд к Буденному», 1923 г.; «Тачанка», 1925 г.), И. И. Бродского («Торжественное открытие II конгресса Коминтерна», 1920–24 гг.), С. В. Герасимова («Фронтовик», 1926 г.), К. П. Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде», 1920 г.), А. А. Дейнеки («Оборона Петрограда», 1928 г.), плакаты Д. Моора («Ты записался добровольцем?», 1920 г.; «Помоги», 1922 г.), работы Н. А. Андреева (серия графических портретов и скульптур В. И. Ленина 1919–32 гг.);

спектакли В. В. Маяковского («Мистерия-Буфф», 1921 г., 1-й театр РСФСР), К. А. Тренева («Любовь Яровая», 1926 г., Малый театр), М. А. Булгакова («Дни Турбиных», 1926 г., МХАТ), Вс. В. Иванова («Бронепоезд 14–69», 1927 г., МХАТ), Д. А. Фурманова и Д. Поливанова («Мятеж», 1927 г., театр им. МГСПС);

поэмы А. А. Блока («Двенадцать», 1918 г.), В. В. Маяковского (150000000», 1921 г.; «Владимир Ильич Ленин», 1924 г.; «Хорошо», 1927 г.), Б. Л. Пастернака («Лейтенант Шмидт», 1926–27 гг.), С. А. Есенина («Пугачев», 1921 г.; «Анна Снегина», 1925 г.);

романы Д. А. Фурманова («Чапаев», 1923 г.), М. А. Шолохова («Тихий Дон», кн.1, 1928 г.), А. Н. Толстого («Хождение по мукам», т. 2 «Восемнадцатый год», 1927–28 гг.);

балеты В. М. Дешевова («Красный вихрь», 1924 г.), Р. М. Глиэра («Красный мак», 1927 г.);

оперы А. Гладковского («За красный Петроград», 1925 г.), В. А. Золотарева («Декабристы», 1925 г.);

скульптура И. Д. Шадра («Булыжник – оружие пролетариата», 1927 г.), Н. А. Андреева (памятники А. И. Герцену и Н. П. Огареву у здания Московского университета, 1922 г.; памятник А. Н. Островскому у Малого театра, 1928–29 гг.), Л. В. Шервуда (памятник А. Н. Радищеву в Петрограде, 1918 г. – первый из серии памятников «революционерам всех времен и народов»).

В то же время многие произведения деятелей культуры запрещались или замалчивались. В первую очередь это касалось работ, чьи авторы не признали советскую власть, эмигрировали или были высланы из страны. Замалчивалось творчество поэта Н. Гумилева, расстрелянного в 1921 г. по ложному обвинению в подготовке антисоветского заговора. Запрещались некоторые произведения писателей М. А. Булгакова и А. П. Платонова, имевшие антипролетарский характер. По инициативе Бухарина начался поход на творчество С. А. Есенина. 12 января 1927 г. в газете «Правда» член Политбюро ЦК опубликовал «Злые заметки», в которых вскрыл «вред» русского поэта. Он состоял в том, что Есенин воспевал не «великие образцы борьбы за свободу и социализм», а «рабское прошлое», «пьяную кулацкую Русь». В 1920-е годы система замалчивания и запретов на творчество не была всеохватной, она только складывалась.

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

5. Начало культурной революции Придя в 1917 г. к власти, большевики поставили задачу изменить духовный мир народов России, организовав его на коммунистических принципах. Они решили в сжатые исторические сроки осуществить «культурную революцию», используя всю силу

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

5. Завершение культурной революции 30-е годы – самый противоречивый период не только политико-экономического, но и культурного развития Советского государства. С одной стороны, огромные массы народа приобщились к сокровищам культуры, талантливые представители

Из книги История Китая автора Меликсетов А. В.

4. Политическая борьба на завершающем этапе «Культурной революции» (1969-1976) Одним из результатов деятельности маоистов на «активном» этапе «культурной революции» стало радикальное изменение внешнеполитической стратегии. После идейно-политического разрыва с КПСС и СССР

Из книги Еврейский смерч или Украинский прикуп в тридцать серебреников автора Ходос Эдуард

Пример хабадской «культурной революции» в Украине – «Словарь» мерзостей Этот с позволения сказать «Словарь» был выпущен одним из крупнейших издательств Украины – «Фолио» (Харьков) под руководством харьковского еврея А. Красовицкого, который, в свою очередь, действует

Из книги Завершение социалистического преобразования экономики. Победа социализма в СССР (1933-1937 гг.) автора Коллектив авторов

Глава шестнадцатая ВТОРАЯ ПЯТИЛЕТКА - ВАЖНЫЙ ЭТАП КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В СССР Вторая пятилетка ознаменовалась решающими успехами культурной революции в СССР. Завершая построение материально-технической базы социализма, Коммунистическая партия и Советское

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

НАЧАЛО «КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» МАО ЦЗЭДУНА Методы «убеждения» во времена «культурной революции»Разногласия в руководстве Коммунистической партии Китая (КПК) по проблемам определения внутриполитического курса и внешнеполитической ориентации к концу 1965 г. достигли

Из книги Дочь автора Толстая Александра Львовна

Начало культурной работы Московские дела - наше кооперативное "Товарищество изучения творений Л.Н.Толстого", занятое разбором и подготовкой к печати рукописей отца, требовали много времени и забот. Разгромили кооперативное издательство "Задруга", давшее нам деньги на

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1.2. Начало революции Победа восстания в столице Стачки, возникшие на предприятиях Петрограда в первой половине февраля 1917 г., в конечном счете вылились на улицы - сначала стихийными митингами у ворот бастующих заводов, затем спонтанным и неуправляемым движением толп от

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги История Франции в трех томах. Т. 2 автора Сказкин Сергей Данилович

Начало революции Тысяча семьсот восемьдесят девятый год стал переломным в истории Франции.Уже давно, с середины XVIII столетия, ряд признаков, ряд примет предвещали близость больших событий. Даже осмотрительные, осторожные люди, не лишенные наблюдательности, в

Из книги Политическая история брюк автора Бар Кристин

Унисекс в стиле культурной революции Как мы уже убедились, у моды много источников: от Брижит Бардо до американских студенческих городков и Катманду. Нельзя обойти вниманием один из них - вдохновляющий новый революционный романтизм (маоизм). Начиная с 1966 года культурная

Из книги Скрытый Тибет. История независимости и оккупации автора Кузьмин Сергей Львович

Глава 8. От Народного восстания до Культурной революции Как сказано выше, китайские власти старались привлечь на свою сторону тибетское население. Они обещали блага, поначалу хорошо платили. Но тибетцы Кама (кампа) и Амдо (амдова) привыкли к вольной жизни. Отдельные

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том пятый: Украина в период империализма (начало XX в.) автора Коллектив авторов

1. НАЧАЛО РЕВОЛЮЦИИ Кровавое воскресенье. Январско - мартовские стачки. В воскресенье 9 января 1905 г. царская охранка с помощью своего агента попа Гапона спровоцировала шествие к царю 140 тыс. рабочих Петербурга для подачи петиции с просьбой об улучшении условий их жизни.

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том седьмой автора Коллектив авторов

Глава XVIII РЕШАЮЩИЕ УСПЕХИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В плане дальнейшего развития культурной революции, намеченном XVII съездом ВКП(б), партия, как и раньше, большое значение придавала последовательному осуществлению ленинской национальной политики, усилению

автора

Экономика Культурной революции Обычно Культурную революцию в Китае рассматривают как чисто политическую кампанию. Это неверно. Культурная революция была прежде всего попыткой социально-экономического переворота гигантского масштаба.Также, вопреки

Из книги Империализм от Ленина до Путина автора Шапинов Виктор Владимирович

Тупик Культурной революции и поражение левых В период 1970–1973 годов в руководстве партии произошел сильный правый поворот. X съезд КПК, отчасти закрепивший его результаты, состоялся в августе 1973 года, то есть через два года после устранения Линь Бяо и его группировки



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Иван Ефремов: Таис Афинская Иван Ефремов: Таис Афинская Что болит в левом боку под ребрами? Что болит в левом боку под ребрами?