Роспотребнадзор орган исполнительной власти. Внеплановые проверки роспотребнадзора

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Организациям (предпринимателям) пройти проверку Роспотребнадзора без выявления каких-либо нарушений не просто. Однако при условии знания своих прав, порядка проведения проверок и их видов, а также полномочий и обязанностей проверяющих такое мероприятие может пройти с гораздо меньшим уроном.Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению эпидемиологического надзора и надзора в области защиты прав потребителей. Согласно Положению о Роспотребнадзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322) он наделен довольно обширными полномочиями. Так, Роспотребнадзор осуществляет профилактику инфекционных заболеваний, лицензирование отдельных видов деятельности, защиту прав потребителей, санитарный надзор и т.д.

Практически любая организация может быть проверена Роспотребнадзором, но особое внимание уделяется юрлицам и предпринимателям, которые занимаются реализацией товаров (работ, услуг) населению. Несмотря на то что по общеустановленному правилу Роспотребнадзор может проводить проверки только один раз в три года (плановая проверка), данные организации (предприниматели) проверяются гораздо чаще (внеплановая проверка). В большинстве случаев это связно с тем, что в Роспотребнадзор поступают обращения граждан с жалобами на нарушение их прав и законных интересов или санитарно-эпидемиологических правил.

При осуществлении контрольных мероприятий Роспотребнадзор может проверить практически все, поэтому организациям (предпринимателям) следует вести всю необходимую документацию и соблюдать соответствующие требования законодательства с момента открытия. Если оставлять это на потом, то в итоге будет очень сложно все привести в порядок и пройти проверку без замечаний или штрафов.

Итак, рассмотрим виды проверок, которые проводит Роспотребнадзор, права и обязанности его должностных лиц, а также допускаемые ими нарушения, на основании которых результаты проверки можно оспорить.

Виды проверок

Порядок проведения проверок Роспотребнадзором регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее — Закон N 294-ФЗ) и положениями Административного регламента, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 N 764.

Согласно ст. ст. 9 и 10 Закона N 294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановая проверка проводится Роспотребнадзором не чаще чем один раз в три года в отношении одного юрлица или одного предпринимателя на основании утвержденного ежегодного плана проведения проверок. При этом план проведения проверок в отношении юрлица, ведущего свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу либо представительству, расположенному в соответствующем субъекте РФ.

Основанием для проведения у организации или коммерсанта плановой проверки является истечение трех лет со дня:

— государственной регистрации;

— окончания проведения последней плановой проверки;

— начала ведения деятельности в соответствии с представленным уведомлением в Роспотребнадзор о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (уведомление должны представлять лица, которые намерены выполнять работы (оказывать услуги), указанные в Приложении N 1 к Правилам, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584).

Данный Перечень является закрытым, и Роспотребнадзор не вправе проводить плановые проверки по не указанным в нем основаниям.

Стоит отметить, что плановые проверки юрлиц (предпринимателей), осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, могут проводиться два раза и более в течение трех лет. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944. Например, организации (бизнесмены), согласно данному Перечню осуществляющие деятельность детских лагерей на время каникул, проверяются один раз перед началом каникул и далее не чаще одного раза в смену.

План проверок утверждается ежегодно. Данный план Роспотребнадзор должен доводить до сведения заинтересованных лиц путем размещения в сети Интернет либо иным доступным способом.

Так, с планом проверок на 2014 г. можно ознакомиться на сайте Роспотребнадзора http://inspect.rospotrebnadzor.ru/2014 либо на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Также, согласно пресс-релизу от 01.07.2014, размещенному на сайте Роспотребнадзора, план проверок на 2015 г. будет опубликован в сети Интернет в срок до 31 декабря 2014 г.

Роспотребнадзор обязан уведомить организацию (коммерсанта) о проведении плановой проверки не позднее чем за три рабочих дня до ее начала, даже несмотря на существование плана в открытом доступе. В качестве уведомления в адрес проверяемого направляется копия распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о начале проведения проверки (типовая форма утв. Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Нарушение данного срока признается грубым нарушением требований к организации и проведению проверок и может привести к отмене результатов проверки по заявлению проверяемого (ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

Внеплановая проверка чаще всего проводится из-за поступивших в Роспотребнадзор жалоб от граждан о нарушении их потребительских прав. Однако это не единственное основание для проведения такой проверки. Так, в п. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ указаны следующие причины:

— истечение срока исполнения организацией (предпринимателем) ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

— поступление в Роспотребнадзор информации о возникновении угрозы либо о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— Приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Если внеплановая проверка проводится на каких-либо других основаниях, то это является нарушением, которое влечет за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого. Помимо этого, за такое нарушение виновные сотрудники Роспотребнадзора могут быть привлечены к ответственности.

Роспотребнадзор обязан уведомить проверяемого о внеплановой проверке не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом, но только в том случае, если она обусловлена истечением срока исполнения ранее выданного предписания либо приказом руководителя органа Роспотребнадзора, изданным в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ. Если данное требование нарушено, то проверяемый может подать заявление, на основании которого результаты проверки будут отменены.

В остальных случаях (нарушения прав потребителей, причинения вреда жизни) внеплановая проверка может проводиться без предупреждения. Однако сотрудники Роспотребнадзора перед непосредственным началом проведения соответствующих мероприятий должны предъявить проверяемому копию распоряжения (приказа) о начале проведения проверки.

Поскольку сотрудники Роспотребнадзора должны предъявлять проверяемому распоряжение (приказ) о начале проверки, то следует знать, что в нем должно содержаться. В документе указывается:

— наименование органа госконтроля (надзора) или органа муниципального контроля;

— Ф.И.О. и должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

— наименование юрлица или Ф.И.О. предпринимателя, проверка которых проводится, место нахождения организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или место жительства предпринимателя, а также место фактического осуществления ими деятельности;

— цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

— правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

— сроки проведения и перечень мероприятий по контролю;

— перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;

— список документов, представление которых фирмой (бизнесменом) необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

— даты начала и окончания проведения проверки.

Если в документе отсутствует хотя бы один из вышеуказанных пунктов, то проверяемый вправе отказаться выполнять требования контролеров до тех пор, пока в распоряжение не внесут все необходимые сведения. Проверяемый также может отказаться от выполнения требований в том случае, если сотрудники Роспотребнадзора не предъявили ему приказ о начале проведения проверки.

Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Помимо этого, в распоряжении указывается форма проводимой проверки. Решение о форме проверки принимает руководитель органа Роспотребнадзора. Она может быть как документарной, так и выездной.

Документарная

При документарном контроле инспекторы проверяют документы организации (предпринимателя). Такая проверка проводится по месту нахождения органа Роспотребнадзора.

Предметом документарной проверки являются:

— сведения, содержащиеся в документах фирмы (бизнесмена), устанавливающих ее организационно-правовую форму, права и обязанности;

— документы, используемые при осуществлении юрлицами (коммерсантами) деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, предписаний и постановлений органов контроля.

Роспотребнадзор сначала должен рассмотреть документы проверяемых, которые имеются у него в распоряжении. К ним, например, относятся уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и т.д. Если сведения в данных документах вызывают сомнения либо не позволяют оценить исполнение обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, то инспектор, проводящий проверку, вправе затребовать у проверяемого иные документы. Для этого в адрес организации (предпринимателя) направляется мотивированный запрос, к которому должна быть приложена копия распоряжения (приказа) о начале проведения проверки.

Проверяющие могут потребовать следующие документы:

— договор аренды или свидетельство о праве собственности помещения;

— медицинские книжки с отметками о прохождении медобследования;

— приказы о назначении ответственных должностных лиц;

— договоры с организациями, производящими дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию помещения, а также вывоз отходов, журнал учета санитарных проверок и т.п.

Обратите внимание, что требования к наличию тех или иных документов в разных регионах могут отличаться.

Документы в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя организации (иного уполномоченного должностного лица), индивидуального предпринимателя, должны быть направлены в орган Роспотребнадзора в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.

За непредставление документов может быть наложен штраф в размере от 100 до 300 руб. — для граждан; от 300 до 500 руб. — для должностных лиц; от трех до пяти тысяч рублей — для юрлиц (ст. 19.7 КоАП РФ).

Стоит отметить, что сотрудники Роспотребнадзора при проведении документарной проверки не имеют права:

— требовать у проверяемого сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки;

— требовать нотариального удостоверения копий документов, если это не предусмотрено законодательством РФ;

— требовать сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Если в ходе данной проверки инспекторы выявят ошибки (противоречия) в представленных документах либо несоответствие сведений, то они вправе направить в адрес проверяемого информацию об этом и потребовать представить необходимые пояснения в письменной форме. Пояснения необходимо направить в Роспотребнадзор в течение 10 рабочих дней с момента получения требования. При этом проверяемый вместе с пояснениями вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Если после рассмотрения пояснений и документов либо при отсутствии пояснений контролеры выявят нарушения, то они имеют право провести выездную проверку.

Федеральная служба по надзору в сфере и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальные органы уполномочены осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ (п. 3 Постановления Правительства РФ от 15.09.2005 N 569).
Основные задачи такого надзора - предупреждение, обнаружение, пресечение нарушений законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания (ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Данный вид надзора осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя (п. п. 2, 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ) на основании утвержденного руководителем территориального органа Роспотребнадзора ежегодного плана проведения проверок.
В плане перечисляются субъекты, подлежащие проверке, а также цель, основание, дата и сроки проведения плановой проверки.
Ежегодный план утверждается руководителем органа Роспотребнадзора, размещается на сайте rospotrebnadzor.ru или распространяется другим образом.
А еще раньше этот план должен быть одобрен прокуратурой, для чего каждый год до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, проект плана направляется в прокуратуру (п. 6 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Рассмотрев план на предмет законности, прокуратура в срок до 1 октября выносит предложения руководителям органов Роспотребнадзора о проведении совместных плановых проверок с иными органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля (п. 6.1 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Далее в срок до 1 ноября Роспотребнадзор направляет в прокуратуру окончательный вариант плана проверок, подписанный руководителями органов Роспотребнадзора либо их заместителями (п. 6.2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Генеральная прокуратура формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок субъектов предпринимательства и размещает его на сайте genproc.gov.ru до 31 декабря текущего года (п. 7 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Плановые проверки: основания и порядок

Основанием для включения плановой проверки юридического лица , предпринимателя в ежегодный план ее проведения является окончание трехлетнего срока со дня (п. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ):
- их ;
- окончания проведения последней плановой проверки;
- начала осуществления ими деятельности, требующей представления уведомления для отдельных видов деятельности (п. 2 ст. 8 Закона N 294-ФЗ).
Это закрытый перечень, и если проверка будет проведена при отсутствии на то оснований, то данный факт послужит причиной для привлечения проверяющих к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 19.6.1 КоАП РФ).
Плановые проверки могут проводиться в форме документарной или выездной проверки (п. 11 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Документарная проверка проводится по месту нахождения проверяющего органа и осуществляется на основании сведений, содержащихся в документах юридического лица, предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, используемых при ведении деятельности и связанных с исполнением ими обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, исполнением предписаний и постановлений органов (ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Выездная проверка проводится по месту фактического осуществления деятельности хозсубъекта.
Проверяются сведения, содержащиеся в документах, соответствие работников установленным требованиям, состояние используемых территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимых и реализуемых товаров, услуг и принимаемые меры по исполнению обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 12 Закона N 294-ФЗ).
О проведении проверки Роспотребнадзор должен уведомить предприятие не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения путем направления в адрес проверяемого заказного письма с уведомлением о вручении или иным доступным способом (п. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Срок , в течение которого осуществляется плановая проверка, не может превышать 20 рабочих дней, а общий срок проведения плановых выездных проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год (п. п. 1, 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
В исключительных случаях срок выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на 15 часов (п. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).

Жалоба как повод для внеплановой проверки

Согласно ст. 33 Конституции РФ гражданин имеет право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе в Роспотребнадзор.
Согласно Федеральному закону от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин может реализовать свое право на обращение в одной из трех форм: предложение, заявление и жалоба.
Обращение может быть направлено в письменной, устной форме и (начиная с 1 января 2011 г., после вступления изменений, внесенных Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ) в форме электронного документа. Отправить обращение можно и через официальный сайт Роспотребнадзора.
Если в результате проверки обращения выяснится, что:
- события, описанные в нем, затрагивают исключительно личные имущественные интересы потребителя;
- отсутствуют основания для возбуждения дела об административном правонарушении, -
то Роспотребнадзор предлагает заявителю самостоятельно отстаивать свои права в суде.
Гражданин при этом вправе привлечь Роспотребнадзор для дачи заключения в суде по делу в целях защиты прав потребителей (ст. 47 ГПК РФ, п. 3 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Если, напротив, выяснится, что затронуты законные интересы неопределенного круга потребителей, то территориальный орган Роспотребнадзора может принять решение о предъявлении в суд искового заявления о признании противоправными действий соответствующего лица в отношении неопределенного круга потребителей (п. 1 ст. 46 ГПК РФ).
Однако прежде контролирующий орган может провести внеплановые мероприятия по контролю за деятельностью предприятия и при наличии оснований возбудить дело об административном правонарушении (п. 5 Письма Роспотребнадзора от 24.03.2008 N 01/2555-8-32).
Поводом для внеплановой проверки может послужить жалоба гражданина , содержащая информацию о нарушении его потребительских прав. Это является одним из оснований для проведения внеплановой проверки (пп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Проверка может быть документарной и (или) выездной (п. 4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Кстати, на внеплановую проверку в связи с нарушением прав потребителей согласование с органами прокуратуры не обязательно (п. 5 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ).
На внеплановые проверки не распространяется упомянутое выше ограничение по продолжительности проверок, установленное п. п. 1 и 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ.
О проведении внеплановой проверки по жалобе потребителя Роспотребнадзор не обязан предупреждать проверяемое лицо (п. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Тот факт, что продавец, изготовитель, исполнитель устранили последствия допущенного ими нарушения прав потребителя, не может служить поводом для прекращения внеплановой проверки, основанием для которой послужила жалоба потребителя. Этот факт может быть только учтен при назначении административного наказания как обстоятельство, смягчающее административную ответственность.
По результатам внеплановой проверки составляется акт по установленной форме в двух экземплярах:
- один - для проверяемого лица;
- другой - для контролирующего органа (ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Если нарушения выявлены, то представитель Роспотребнадзора прежде всего выдает предписание о сроках их устранения.
Невыполнение такого предписания в срок влечет за собой наложение административного штрафа (ст. 19.5 КоАП РФ):
- на граждан - от 300 до 500 руб.;
- на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;
- на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.
При предъявлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в орган Роспотребнадзора до вынесения им предписания доказательств, свидетельствующих о добровольном прекращении нарушений обязательных требований, предписание не выносится (п. 10.5 Приказа Роспотребнадзора от 24.03.2010 N 103).
Далее представитель Роспотребнадзора должен принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Если в ходе проверки обнаруживаются достаточные данные, указывающие на наличие состава административного правонарушения, возбуждается дело об административном правонарушении в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.
В частности, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения грозит штрафом:
- должностным лицам и предпринимателям - от 2000 до 3000 руб.;
- юридическим лицам - от 20 000 до 30 000 руб. или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.
Если будет установлено, что деятельность проверяемого лица представляет непосредственную угрозу причинению вреда жизни, здоровью граждан, возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред уже причинен, то должностное лицо Роспотребнадзора, проводившее проверку, обязано незамедлительно принять меры:
- по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности в порядке, установленном КоАП РФ;
- отзыву продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота;
- доведению до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения (п. 2 ст. 17 Закона N 294-ФЗ).
При выявлении в ходе проверки признаков уголовно наказуемых преступлений, связанных с нарушением санитарного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, представитель Роспотребнадзора направляет в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (Письмо Роспотребнадзора от 28.07.2010 N 01/11198-0-23) по факту, например:
- нарушения санитарно-эпидемиологических правил, повлекшего по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, а также смерть человека (ст. 236 УК РФ);
- производства, хранения, перевозки либо сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ).



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Иван Ефремов: Таис Афинская Иван Ефремов: Таис Афинская Что болит в левом боку под ребрами? Что болит в левом боку под ребрами?