Праведный авраам. Авраам. Ветхий Завет И сказал бог аврааму

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

) во всяком случае видно, что жертвоприношение Исаака происходило тогда, когда он уже успел подрасти настолько, что был в состоянии нести потребное количество дров для костра, следовательно, имел не менее 12–15 лет от роду.

Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.

Митрополит Филарет различает два рода искушений: искушение во зле, или возбуждение к действованию злых склонностей, кроющихся в человеке, и искушение в добре, или направление, даваемое действующему в нем началу добра к открытой брани против зла или против препятствий в добре, для достижения победы и славы; первое – не от Бога, но есть следствие оставления Богом (); второе – от Бога, и, в меру духовных сил, посылается как благодать тем, которые достойны принять «и благодать на благодать» (). «Не для того искушал Бог Авраама, – говорит еще блаженный Феодорит, – чтобы самому узнать, чего не знал; но чтобы научить незнающих, сколько справедливо возлюбил патриарха». Подобный взгляд на искушение, как на проявление божественной любви и на повод к развитию и укреплению добродетели, проводится и во многих других местах Библии (; ; ; ; ; и др.).

. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака;

Исаак называется «единственным» сыном Авраама, потому что он единственный сын от Сарры, законной жены Авраама, и еще больше потому, что единственно на нем, как сыне обетования, покоились все божественные благословения о будущей славной судьбе потомства Авраама. И вот этой-то единственной опоре всех заветных дум престарелого патриарха теперь и грозит жертвенное заклание!

пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

Слово «Мориа» по переводу с еврейского означает: «усмотрение Иеговы», и можно думать, что, давая Аврааму повеление идти согласно Его божественному внушению, Господь не указывал ему какой-либо определенной местности, уже в то время носившей название Мориа, а просто повелел ему идти в ту землю, куда Он поведет его, другими словами – в землю божественного усмотрения. Такой страной, как оказалось впоследствии, послужила одна из гор, лежавшая от Вирсавии на расстоянии трехдневного пути () и получившая, в память этого события, название горы Мориа. По свидетельству кн. Паралипоменон, позднее на этой самой горе был воздвигнут храм Соломона ().

Авраам дает сильнейшее доказательство своей глубокой веры и полного послушания

. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о которой сказал ему Бог.

Тяжелую ночь провел патриарх Авраам, получивши откровение о жертвоприношении своего единственного, возлюбленного сына! Но сила веры и послушание Богу восторжествовали над всеми прочими чувствами Авраама: его, как объясняет Апостол Павел, озарила мысль, что Бог, чудесно даровавший Исааку жизнь от престарелых родителей, «силен и из мертвых его воздвигнуть» (ср. ; ). И вот лишь только забрезжило утро, как Авраам уже спешил исполнить божественную волю!

. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.

В справедливом опасении за то, что слуги Авраама, не привыкшие к человеческим жертвам, помешают ему исполнить божественное повеление, Авраам оставляет их у подножия горы и обещает вскоре вместе с сыном возвратиться к ним. В этом обещании нельзя видеть обмана, хотя бы допущенного и с благой целью, а следует понимать их, как доказательство этой веры Авраама, что Бог не допустит погибели Исаака, а снова возвратит его к жизни.

. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего;

Любопытная подробность, еще более усиливающая прообразовательное сходство жертвоприношения Исаака с великой Голгофской жертвой, идя на которую Господь наш Иисус Христос сам должен был понести Свой крест ().

. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.

Весь этот диалог отца с сыном исполнен глубокой преданности Богу. Скрывая от Исаака, что именно он-то и намечен служить жертвой, Авраам невольно пророчествует, так как указывает, что жертвенного агнца Бог изберет Себе сам, что впоследствии, действительно, и оправдалось (). В самой речи Авраама об агнце заключается прообразовательное указание на великого Агнца, закланного от сложения мира, т.е. на Господа Иисуса Христа, принесшего Себя в искупительную жертву за всех нас.

. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова

Этот жертвенник, по всей вероятности, представлял небольшую груду камней, набранных там же, наверху горы.

и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

Из всех подробностей данного повествования ясно видно, что Исаак совершенно добровольно и беспрекословно подчинился божественному повелению. Хотя он и был уже в таком возрасте, когда мог оказать сопротивление своему престарелому отцу, но оказывает ему самое трогательное повиновение: послушание сына здесь равняется вере отца и оба они проявляют великое геройство духа. Если же Авраам все же, как мы видим, находит нужным предварительно связать Исаака, то он делает это или в предупреждение каких-либо невольных его движений, при виде занесенного ножа, или, что еще вероятнее, в силу общего жертвенного обычая.

Ему является Ангел и останавливает его руку

. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.

В тот самый момент, когда Авраам уже занес было свою руку для заклания сына, он внезапно был остановлен таинственным голосом с неба, шедшим от лица Ангела Господнего, Который уже являлся ему неоднократно и раньше () и в Котором вероятнее всего должно видеть самого Господа Бога, как это подтверждается и данным контекстом речи ().

. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога

Выражение человекообразное, – передающее собою ту мысль, что теперь Авраам дал самое блестящее доказательство своей глубокой веры и своего полного послушания, т.е. достиг той высоты духовно-нравственного совершенства, после которой становится уже психологически невозможной в нем какая-либо перемена к худшему.

и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

Выражение, почти буквально повторенное Апостолом Павлом в отношении Бога Отца, принесшего в жертву за грех людей Своего единородного Сына ().

. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.

По особому божественному произволению случилось так, что близ места жертвы оказался овен, запутавшийся своими рогами в чаще кустарника какой-то горной породы, которую наш славянский текст называет "савек" ; видя в этом неожиданном совпадении особое божественное указание, Авраам и приносит этого овна в жертву, вместо своего сына Исаака.

Место жертвоприношения получает наименование Иегова-ире

. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире . Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

Славянский текст дает перевод последних двух слов: «Господь виде» . Большинство комментаторов видят здесь повторение того, что было сказано Авраамом раньше (8 ст. «Бог узрит себе овча во всесожжение» в славянском тексте) и что теперь так точно оправдалось. Переименовывать же ту или другую местность в память известного, совершившегося на ней события, было в широком распространении в библейской древности ( и др.). А то обстоятельство, что в еврейском тексте в совершенно тождественных двух фразах 8 и 14 ст. употребляются различные слова для обозначения Господа, Элогим и Иегова, дает сильное возражение для борьбы с рационалистической критикой библейского текста. Что касается второй половины 14 ст., то они представляют собой своего рода пословицу, сложившуюся на основании данного факта и употреблявшуюся при аналогичных же случаях, т.е. когда все человеческие средства будут уже исчерпаны и останется только надежда на чудесную божественную помощь, наподобие той, какую явил Бог Аврааму с Исааком в самый последний решительный для них момент.

Авраам получает божественное благословение

. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба

и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,]

Лучшее объяснение этих слов дано в послании Апостола Павла к Евреям, где апостол обстоятельно доказывает, что эта божественная клятва есть человекообразное выражение мысли о безусловной непреложности божественных обетований (). Примеры подобных клятв можно находить и во многих др. местах Библии (; ; ; ; ; и др.).

. то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;

и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

Это заключительное и последнее в жизни Авраама божественное обетование отличается особенной торжественностью и силой. Подобно тому, как Авраам готовностью принести в жертву Исаака обнаружил высшую степень послушания и преданности Богу, и Господь в награду за это дает ему доказательства Своего высшего благоволения, подтверждая и усугубляя ранее данные ему обетования о многочисленности и славе его потомства. При этом в слове 18 ст. об единственном и исключительным семени, через которое имеют благословиться все народы земли большинство толкователей, вслед за Апостолом Павлом, видят указание на великое Семя жены, имеющее стереть главу змия, т.е. на Христа, Сына Божия (

Кеседа, Хазо, Пилдаша, Идлафа и Вафуила;

от Вафуила родилась Ревекка. Восьмерых сих [сынов] родила Милка Нахору, брату Авраамову;

и наложница его, именем Реума, также родила Теваха, Гахама, Тахаша и Мааху.

Когда, в силу божественного повеления, Авраам некогда двинулся из Ура Халдейского по пути в Харран и вообще в Сирию и Палестину, то он порвал все связи и отношения с оставшимся у него на родине родством. И вот вдруг, почти уже под конец своей жизни, он получает неожиданное известие о семье своего брата Нахора, разросшейся до 12 сынов (8 от законной жены и 4 от наложницы).

О некоторых из них или точнее о потомстве их, можно находить некоторые указания и в самой Библии: так, первенец Нахора – Уц, по-видимому, дал свое имя стране Уц, лежавшей в северо-восточной Аравии, из которой происходил Иов (), имя Вуз упоминается в качестве названия одного из аравийских племен, живших между Деданом и Феманом () и в некотором соседстве с родиной Иова, ибо оттуда происходит один из его друзей – Елиуй (). Под Кеседом многие, вслед за Иеронимом, склонны видеть родоначальника «халдеев» («kesed» или «kasdim»), живших на севере Месопотамии, по соседству с Сузой и Егамом, наконец, некоторое указание на Мааху усматривают в маахитах, о которых, как об одном из хананейских племен, пограничных с Месопотамией, говорится во Второзаконии и в кн. Иисуса Навина (, ).

Великое обещание было подтверждено заветом , заключенным между Богом и Аврамом по обряду того времени при посредстве рассеченных животных. Во время напавшего на Аврама глубокого сна Господь открыл ему дальнейшую судьбу его потомства (Быт. 15.12-16). Господь сказал, что потомки Аврама будут находиться в рабстве в чужой стране в продолжение четырехсот лет. Из страны порабощения они возвратятся опять в обетованную землю, которая будет простираться «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата » (Быт. 15.6). После этих слов Господа, с наступлением темноты, Аврам увидел, что между рассеченными животными прошел дым и пламя.

Авраму исполнилось уже девяносто девять лет, а Саре восемьдесят девять. Господь явился Авраму в пятый раз и сказал: «... Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя » (Быт. 17.1-2). Аврам с благоговением пал ниц, а Господь подробно раскрыл ему Свое обетование. В силу заключенного с Богом завета, Аврам сделался родоначальником многочисленного потомства, в том числе и царей, и поэтому должен уже называться не Аврамом, а Авраамом , что значит «отец множества народов». Но удивительно другое: Господь называет Себя Богом Авраама: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя » (Быт. 17.7), что показывает непостижимую близость Бога к Аврааму. Ханаанская земля отдается в вечное владение Аврааму и его потомкам. Видимым знаком этого завета по повелению Господа должно быть обрезание, которое необходимо совершать над детьми мужского пола в восьмой день от рождения. Прообразовательное значение обрезания состояло в том, что оно указывало на новозаветное таинство Крещения.

Обращаясь далее к Аврааму, Господь сказал, что и жена его Сара с этого времени должна носить имя Сарра , так как она будет матерью многочисленного потомства. «Я благословлю ее и дам тебе от нее сына ». Но при этих словах вера Авраама поколебалась: он «пал... на лице свое и рассмеялся, и сказал сам в себе: ...неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? » (Быт. 17.16-17). Господь же ответил ему: «именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него » (Быт. 17.19).

В тот же день Авраам в знак союза с Богом совершил обрезание над собой и над всеми людьми мужского пола, которые принадлежали его семейству.

Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель Содома и Гоморры

После подтверждения завета с Богом Авраам становится «другом Божиим» и живет в постоянном и тесном общении с Ним. Одно из явлений прикровенно явило тайну Святой Троицы. Однажды, в знойный день Авраам сидел при входе в свой шатер у дубравы Мамре, когда увидел, что перед ним поодаль стоят три странника. Гостеприимный Авраам тотчас побежал к ним навстречу, поклонился до земли и сказал, обращаясь к трем как к одному: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохнете под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]... » (Быт. 18.3-5). Странники приняли приглашение гостеприимного патриарха. Авраам быстро приготовил им трапезу и стал их угощать.

Насытившись, гости спросили Авраама: «Где Сарра, жена твоя? Он отвечал: Здесь, в шатре ». Тогда самый почтенный из путников сказал: «Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей » (Быт. 18.9-10). Сарра в шатре услышала эти слова, но, поскольку она была в очень преклонном возрасте, предсказание показалось ей невероятным. Она не могла удержаться от смеха, подумав: «Мне ли, когда состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар ». Таинственный всевидящий гость увидел ее внутренний смех и сказал с укоризною Аврааму: «Отчего это... рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я могу действительно родить, когда я состарилась?» Есть ли что трудное для Господа? » (Быт. 18.13-14).

Вскоре путники поднялись и пошли по направлению к Содому. Авраам решил проводить своих дорогих гостей. По дороге он также узнал, что Господь идет в Содом и Гоморру, чтобы покарать их за беззаконие и нечестие. В Содоме Ангелы повелели Лоту, захватив с собой жену, обеих дочерей, немедленно покинуть город, обреченный на погибель и без оглядки бежать и спасаться в горах. Лот страшно испугался и, полагая, что не успеет укрыться в горах, с разрешения Ангелов побежал в маленький город Сигор, который ради него был пощажен от разрушения. На Содом, Гоморру и их окрестности обрушился ливень серы и огня. Жена же Лота нарушила запрет Ангелов, оглянулась и сразу превратилась в соляной столб (см. Быт., гл. 19).

То, что Бог вступил в отношения с Авраамом исключительно по Своему изволению, было очевидно уже во время Его первого обращения к патриарху. Это не было кроткое предложение покинуть землю отцов в обмен на благословение. Напротив, слово Божие звучало как торжественное повеление: “пойди из земли твоей, от родства твоего” (Быт. 12:1).

Так же властно прозвучали Его слова при учреждении заветной печати обрезания. Бог провозгласил Аврааму: “Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; И поставлю завет Мой между Мною и тобою.” (Быт. 17:1, 2). Ничто в этих повествованиях не наводит на мысль о “соглашении” или “договоре”. Господь Бог полновластно утверждает условия Своего завета с Авраамом.

Безусловно, самый замечательный отрывок в патриархальных повествованиях, имеющих непосредственное отношение к понятию завета — это загадочное описание церемонии заключения Авраамова завета в 15 главе Книги Бытия. Этот рассказ со всей определенностью указывает, что по своей сути завет — это “узы на крови, которыми Бог по изволению Своему связывает Себя с творением”.

Этот этап исполнения Божьего обязательства совершить искупление уместнее всего определить как “завет обетования”. Бог всевластно подтверждает заветные обетования Аврааму.

Формальное заключение завета с Авраамом

Причиной формального заключения Божьего завета с Авраамом стал вопрос патриарха, вызывающий глубокое сочувствие. Авраам спрашивает в тревоге: “Владыка Господи, по чему мне узнать, что я буду владеть ею?” (Быт.15:8). Авраам верит Божьему слову. Но он просит твердой уверенности.

Бог даровал Аврааму великодушные обетования. Но патриарх старел. Жена его оставалась бездетной. Во дни Авраама было принято принимать разумные меры на случай бездетности родителей. Г931 Можно было “усыновить” одного из тех, кто служил семье. Такой приемный “сын” становился законным наследником.

Следовало ли бездетному Аврааму толковать обетование Божие таким образом, что ему придется прибегнуть к этой предусмотренной законами процедуре? Неужели его наследником неминуемо станет “этот Елиезер из Дамаска” (ст. 2, 3)?

Господь недвусмысленно возвещает о Своих намерениях. Никто иной, кроме сына чресл Авраамовых, не унаследует данных ему обетований (ст. 4).

Но как мог Авраам увериться в этом? Если ли способ подтвердить слово обетования?

Господь милостиво дает патриарху такое подтверждение, скрепляя узы завета соответствующим обрядом. Он повелевает Аврааму представить Ему определенных животных (ст. 9). В дальнейших пояснениях патриарх не нуждается. Он хорошо знает этот ритуал. По обычаям своего времени Авраам рассекает животных пополам и располагает куски друг против друга. Птиц он умерщвляет, но не рассекает.

В это время, говорит повествование, жертвенное мясо привлекает хищных птиц, которые пытаются склевать приготовленную Авраамом жертву. Патриарх считает необходимым вмешаться и отгоняет их (ст. 11).

Когда Авраам впадает в провидческий сон, Бог поясняет ему ход событий, которые должны предшествовать полному осуществлению Его обетований. Авраам не должен отчаиваться. Он не должен беспокоиться из-за отсрочки в исполнении обетований. Бог позволяет ему охватить взглядом историю, которая в конечном итоге приведет семя Авраамово к владению землей обетованной. Это видение побуждает патриарха терпеливо ждать.

В течение 400 лет потомков Авраама будут угнетать в чужой стране. По окончании этого срока они выйдут из земли с большим имуществом. И, наконец, вступят в землю обетованную (ст. 13, 14).

Зачем такой длительный период лишений и испытаний? Почему Аврааму самому немедленно не вступить во владение обетованной землей?

Только милосердие Божие к грешному человечеству дает подобающий ответ на этот вопрос. Такое промедление объясняется благодатью Божьего долготерпения к нынешним обитателям той земли. Поскольку “мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась” (ст.16), потомкам Авраама придется вынести 400 лет изгнания с земли обетованной.

В заключение этих пророчеств Авраам становится свидетелем поистине потрясающего зрелища. “Дым как бы из печи” и “пламя огня” проходят между рассеченными животными (ст.17).

Что же означает этот поражающий воображение обряд? Почему видимые знаки Божественного присутствия проходят “между рассеченными животными”?

Все поясняет следующее предложение: “В этот день заключил Господь завет с Авраамом” (ст.18). Рассечение животных и прохождение между их частями означает “заключение” (буквально “рассечение”) завета.

Рассекая животных и проходя между их частями, участники завета дают клятву верности в жизни и в смерти. Эти действия означают, что участники завета призывают на себя проклятие в том случае, если нарушат его. Они заявляют, что если нарушат свои заветные обязательства, то пусть их тела будут рассечены на части, как тела ритуальных животных.

Внебиблейские аналогии подтверждают, что подобные обрядовые действия при заключении завета означают именно призывание на себя проклятия. Недавно стали известными несколько примеров символического заклания животных при заключении завета. Один сирийский текст, относящийся к восемнадцатому-семнадцатому векам до рождества Христова, представляет собой запись соглашения, по которому некто Абба-АН дарует некий город Яримлиму: “Абба-АН связан с Яримлимом клятвой, и он перерезал горло овцы.” Другие тексты, принадлежащие к культуре Мари и датируемые восемнадцатым веком до Р.Х., упоминают о заклании осла при заключении завета. Похоже, что само выражение “закалать осла” выступало в роли специального термина, обозначавшего заключение завета.

Поскольку клятва верности до смерти являлась неотъемлемой частью церемонии заключения завета, то при этом стороны связывали себя “узами на крови.” Стороны, которые вступали в завет, принимали на себя в этих отношениях обязательства жизни и смерти.

В случае Авраамова завета Бог-Творец связывает Себя со Своим творением-человеком торжественной клятвой на крови. По Своему изволению Всемогущий принимает на Себя обязательство исполнить данные Аврааму обетования. Это Божье обязательство призвано избавить Авраама от сомнений. Бог торжественно дал обетование и скрепил его клятвой, призывающей проклятие на нарушителя. Исполнение слова Господня несомненно.

О. Палмер Робертсон,

Христос Божьих заветов, Copyright 1980, ISBN: 0-87552 — 418 – 4, Перевод Елены Бога, Редактор Елена Шустова

Спустя долгое время после Ноя жил такой же очень благочестивый человек. Звали его Авраам. Однажды Бог сказал ему: "Покинь твою землю и дом отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя большой народ и буду с тобой, и сделаю твое имя великим. Благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну. В тебе благословятся все народы земли".

Авраам отправился в путь, как повелел ему Бог. Он прибыл со всей своей семьей в землю Ханаанскую, пересек ее и дошел до места, называемое Сихем. Там Господь явился ему и сказал: "Эту землю Я дам тебе и твоему потомству". Авраам соорудил жертвенник и принес жертву Богу.

Мелхиседек благословляет Авраама

Однажды чужеземные цари вторглись в землю Ханаанскую. Они сожгли города и многих жителей захватили в плен. Авраам преследовал их, сразился с ними и победил их; он освободил пленников и вернул все, что враги захватили.

Когда Авраам возвращался к себе, навстречу ему вышел царь Мелхиседек. Он вынес хлеб и вино для жертвоприношения Богу, ибо он был священником Бога Всевышнего. Он благословил Авраама и сказал: ""Великий Бог, Творец неба и земли, да благословит Он Авраама". Авраам дал ему десятую часть добычи, отнятой у царей.

Бог является Аврааму

Бог обещал Аврааму, что у него будет очень много потомков. Однако Авраам и жена его Сарра состарились, а детей у них все не было. Но поверил Авраам Господу, и Бог вменил ему это в праведность.

Однажды Сам Бог явился Аврааму, когда тот сидел у входа в шатер во время зноя дневного. Авраам увидел трех странников, побежал навстречу им, поклонился до земли и сказал: "Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши. Отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдете; так как вы идете мимо раба вашего". Они сказали: "Сделай так, как говоришь". И взял Авраам масла и молока, и теленка приготовленного, и пресные хлебы, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

Авраам же и Сарра были стары и не могли иметь детей, но Господь сказал: "Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и будет у Сарры сын".

Так все и произошло. Сарра родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог. И назвал Авраам этого сына своего Исаак.

Бог испытывает Авраама

Прошло несколько лет. И сказал Бог Аврааму: "Возьми сына твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе".

Авраам встал рано утром, наколол дров и навьючил их на осла. Потом он позвал двух слуг и сына своего Исаака и отправился с ними в путь. Через три дня они дошли до горы о которой говорил Бог. Авраам сказал слугам: "Подождите здесь с ослом до нашего возвращения". Он велел Исааку нести дрова, а сам нес огонь и нож. Когда они поднимались на гору, Исаак спросил своего отца: "Отец, вот огонь и дрова, а где же ягненок для жертвоприношения?" Авраам ответил: "Об этом Бог позаботится, сын мой". Они взошли на гору и соорудили жертвенник. Авраам разложил дрова на жертвеннике и, связав Исаака, положил его поверх дров. Затем он взял нож, чтобы заколоть своего сына.

В это мгновение Ангел Божий явился Аврааму и сказал: "Остановись, Авраам, не причиняй никакого зла ребенку. Я вижу теперь, что ты боишься Бога". Авраам посмотрел вокруг и увидел барана, запутавшегося рогами в кустарнике. Он принес его в жертву вместо своего сына.

И сказал Ангел Божий: "Вот что говорит Господь: "Ты не пожалел принести Мне в жертву твоего сына. Поэтому Я тебя благословлю и потомки твои будут более многочисленны, чем звезды небесные. В одном из них благословятся все народы земли". Тогда Авраам и Исаак вернулись домой.

Авраам был другом Божиим, в его потомстве сохранялась истинная вера на земле, от него произошел по плоти Сам Христос, и все истинно верующие во Христа называются сынами Авраама.

Авраам - отец верующих, Исаак - пример сыновнего повиновения. Жертва Авраама была прообразом жертвы Самого Бога: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы мы не погибли, но имели жизнь вечную.

1После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика.
2Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.
3И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.
4И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.
5И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.
6Аврам поверил Господу и Он вменил ему это в праведность.

Праведный тот, кто исполняет законы Бога. Чтобы их исполнять нужно, верить Богу.

7И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.
8Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?
9Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.
10Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек.
11И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их.
12При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.
13И сказалГосподь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,
14но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом,
15а ты отойдешь к отцам твоим в миреи будешь погребен в старости доброй;
16в четвертом роде возвратятся они сюда: ибомера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.

Бог предсказал Авраму о египетском плене его потомков.

17Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дымкак бы из печи и пламя огня прошли между рассеченнымиживотными .
18В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата:
19Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев,
20Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов,
21Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев.

Бог ещё раз заключил завет с Аврамом.


Бытие, глава 16

предыдущая глава | следующая глава | Содержание книги | Содержание Библии

1Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь.
2И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары.
3И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену.
4Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою.

Аврам и Сара нарушили заповедь Божью: Не прелюбодействуй. У них не хватало веры Богу.

5И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою.
6Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее.

Аврам слушался жену и во всём с ней соглашался. В них не было сострадания к людям. Они изнасиловали свою рабыню, а потом когда она стала беременной, выгнали её из дому.

7И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру.
8И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей.
9Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей.

Ангел Господень посоветовал ей вернуться домой и смирить свою гордыню перед хозяйкой. В противном случае, она умрёт от голода.

Здесь показан пример ревности и ссоры между женщинами, имеющими половую связь с одним мужчиной. В Авраме и Саре было множество недостатков и они часто нарушали Закон Божий (10 заповедей Бога). Но эти люди были самыми лучшими среди всего народа земли. Сознание людей стояло на низком уровне.

10И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества.
11И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое;
12он будетмежду людьми,как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих.
13И нареклаАгарь Господа, Который говорил к ней,сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня.
14Посему источниктот называется: Беэр-лахай-рои. Он находится между Кадесом и между Баредом.
15Агарь родила Авраму сына; и нарекАврам имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил.
16Аврам был восьмидесяти шести лет , когда Агарь родила Авраму Измаила.

предыдущая глава | следующая глава | Содержание книги | Содержание Библии

БЫТИЕ, ГЛАВА 17

предыдущая глава | следующая глава | Содержание книги | Содержание Библии

1Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
2и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.
3И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:
4Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,
5и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам , ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;
6и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;
7и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;
8и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.
9И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.
10Сей есть завет Мой, который выдолжны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя, да будет у вас обрезан весь мужской пол;
11обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.
12Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.
13Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.
14Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего,ибо он нарушил завет Мой.

15И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра ;
16Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее.
17И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын ? и Сарра, девяностолетняя , неужели родит?
18И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!
19Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечными потомству его после него.
20И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ.
21Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год.
22И Бог перестал говорить с Авраамом и восшел от него.
23И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог.
24Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его.
25А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его.
26В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его,
27и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников.

предыдущая глава | следующая глава | Содержание книги | Содержание Библии

1И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.
2Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли,
3и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;
4и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,
5а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.

Авраам узнавал в Небесном Ангеле Бога, потому что Он часто с Ним разговаривал.

6И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
7И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
8И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
9И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.
10И сказалодин из них : Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его.

Это сказал Бог.

11Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.

У Сарры
прекратились месячные выделения.

12Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.
13И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась "?
14Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Саррыбудет сын.
15Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась.

Бог прочитал мысли Сарры.

16И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их.
17И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!
18От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли,
19ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем.
20И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский , велик он, и грех их, тяжел он весьма;
21сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
22И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
23И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?
24может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем?
25не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
26Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие.
27Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:
28может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
29Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаютого и ради сорока.
30И сказалАвраам : да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
31Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
32Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
33И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

В то время в городах проживало не большое количество людей. Десять праведников смогли бы оказывать положительное воздействие на людей.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Готовим говяжье легкое: лучшие рецепты Готовим говяжье легкое: лучшие рецепты Как готовить винегрет с фасолью Как готовить винегрет с фасолью Биография афанасия фета кратко самое главное для детей Биография афанасия фета кратко самое главное для детей