Полный разбор прилагательного. Морфологический разбор слова в начальных классах. По значению и грамматическим признакам все прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

План разбора имени прилагательного

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 только для качественных прилагательных:
а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);
б) полная или краткая форма;
2 число, род (в единственном числе), падеж.
III Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).

Образцы разбора имён прилагательных

После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке (Нагибин).

(На) горячем (песке)

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на песке) каком?
  2. Н. ф. - горячий .
    горячее ) и краткая форма (горяч );
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в полной форме, в единственном числе, мужском роде, предложном падеже.

(От) южного (солнца)

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (от солнца) какого?
  2. Н. ф. - южный .
    А) Постоянные морфологические признаки: относительное прилагательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в единственном числе, среднем роде, родительном падеже.
  3. В предложении выполняет роль определения.

Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех (Исаковский).

Хороша

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (страна) какова?
  2. Н. ф. - хороший .
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше ) и краткая форма (хорош );
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в краткой форме, в единственном числе, женском роде.

лучше

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (Россия) какова?
  2. Н. ф. - хороший .
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше ), краткая форма (хорош );
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в сравнительной степени (простая форма).
  3. В предложении выполняет роль именной части сказуемого.

Не отвечая на сестрины слова, Никифор пожимал плечами и разводил плечами (Мельников-Печерский).

(на) сестрины (слова)

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на слова) чьи?
  2. Н. ф. - сестрин .
    А) Постоянные морфологические признаки: притяжательное прилагательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено во множественном числе, винительном падеже.
  3. В предложении выполняет роль определения.

Упражнение к теме «3.3.4. Морфологический разбор имён прилагательных»

  • 3.3.1. Понятие об имени прилагательном. Морфологические признаки имён прилагательных. Разряды имён прилагательных

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

Урок русского языка

на тему:

Саратов 2015г.

Конспект урока

Русского языка в 4 «А» классе по теме:

«Разбор имени прилагательного как части речи»

Тема

«Разбор имени прилагательного как части речи»

Цель:

Формировать умение разбирать имя прилагательное как части речи

УУД:

Познавательные: отнесение объектов к известным понятиям; построение логической цепи рассуждений, доказательство; умение пользоваться справочной литературой;

Коммуникативные: речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий;

Регулятивные: определение цели учебной деятельности; фиксирование несоответствия между результатом деятельности и нормативным предписанием;

Личностные: ответственное отношение к учению.

Оборудование:

Презентация, учебник.

Основные понятия:

Имя прилагательное; имя существительное.

Межпредметные связи:

Русский язык

Ресурсы

Основные:

Дополнительные:

Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий. Русский язык: Учебник для 4 класса: В 2 частях - Москва: Издательство «Просвещение», 2012. Ч.2

Презентация

Организация пространства

Фронтальная.

I.Организационный момент

( 5 мин)

- Давайте проверим, все ли готовы к уроку. Готовы? Молодцы. Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, садитесь.

- Здравствуйте, меня зовут Екатерина Игоревна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

II.Актуализация знаний.

(7 мин)

1.Орфографическая минутка.

НО ДО ЧКА ПЕ БЕ ЛО ЛЕН ТО МО ЧКО

Ребята, посмотрите у нас рассыпались слова, я сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и потом мне скажите какое же у нас задание.

Посмотрите, что случилось –

Так рассыпались слова,

Что узнать теперь их сложно –

Что и кто? Откуда? Ах!

Может быть, удастся снова

Нам вернуть слова назад?

Итак, какое же у нас задание?(составить слова)

Какие слова получились ?(молочко, ночка, дочка, печка, белочка, ленточка, мочка,точка)

Что общего в этих словах? (буквосочетания, которые пишутся без ь- мягкого знака)

Какие ещё буквосочетания пишутся без ъ? (чн,щн,нщ,нч)

Откройте тетради, запишите число.

Я вам буду диктовать слова, вы их будите записывать и подчеркивать буквосочетания. (Один ученик работает у доски)

Мощные, точность, конечно, помощник, обманщик, банщик, болельщик, кончик.

Какое слово лишнее? (Болельщик) Почему? (пишется с ь)

2.Работа по карточкам.

Замените словом с непроизносимым согласным.

Нечестный (бессовестный) , любящий повелевать (властный) , унылый (грустный) , постоянно завидующий (завистливый) , знаменитый (известный) , способный причинить вред (опасный), не письменный (устный ), люди одного возраста (сверстники).

Какое слово может быть лишним? (опасный – нет непроизносимого согласного)

Слушают учителя.

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы.

Открывают тетради.

Записывают слова.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание по карточкам.

Ι II .Самоопределение к деятельности.

( 5 мин)

Найдите среди записанных слов на доске имя прилагательное. (мощные)

Охарактеризуйте слово как часть речи.

Отвечают на вопросы.

Прочитайте тему урока, сформулируйте цель урока.

Формулируют цель урока.

I V. Работа по теме урока.

(10 мин)

Как изменяются имена прилагательные? (по родам (только в единственном числе), числам и падежам – число, род и падеж зависят от того существительного, к которому данное прилагательное относится.)

Работа по учебнику.

Прочитайте на стр. 66, как выполнила разбор Аня.

Как она определяла род, число и падеж имени прилагательного? (Аня разбирала только прилагательное, нужно с зависимым словом существительным)

Значит при разборе имени прилагательного его необходимо выписывать вместе с именем существительным, от которого оно зависит.

Посмотрите, как оформляется разбор. Упражнение 113 стр.66

Найдите ошибки в разборе имён прилагательных. Давайте исправим их.

Сделайте правильный разбор.

Откройте упражнение 114 на стр. 67. Прочитайте задание.

Найдите словосочетание «прил.+сущ.» (белый дом, чудесный дом, живое чудо, теплое чудо, пушистое чудо, золотое чудо)

Первые 2 слова разбираем фронтально, остальные самостоятельно.

Отвечают на вопросы.

Работают с учебником.

Отвечают на вопросы.

Выполняют упражнение.

V. Динамическая пауза.

VI.Закрепление изученного материала.

(10 мин)

Что за птица?

Стоит прекрасный зимний денек. На улице легкий морозец. Под лучами яркого солнца сверкает искрами снежок. На колючей веточке елки сидит прелестная птичка. Хочу разглядеть ее получше. Красавица! На головке у нее черная шапочка. На короткую шейку повязала галстучек. Спинка, крылья и хвост желтенькие. А какая яркая грудка! Словно птичка в желтом жилете. Клюв у птички тоненький. Подлетела она к моему окошку. Полакомилась шустрая птичка вкусным салом и запела радостную песенку: си-си-си. Догадались? Это…

Давайте прочитаем текст.

Подчеркните имена прилагательные, существительные от которых они зависят.

Разберите прилагательные в словосочетаниях яркого солнца,на колючей веточке, на короткую шейку как часть речи.

Проверка.

Откройте упражнение 115 на странице 67. Прочитайте задание.

После выполнения упр. 115 подводится итог.

Что такое имя существительное? ( Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

Что такое имя прилагательное? ( Имя прилага́тельное - самостоятельная часть речи, обозначающая свойство предмета и отвечающая на вопрос «како́й», «кака́я», «каки́е», «чей». )

Чем они похожи? ( это самостоятельные части речи ) . Чем отличаются? ( они отвечают на разные вопросы – сущ. Кто? Что?,прил. Какой? Какая? Какие? Сущ. Обозначают предмет, а прил. обозначают признак )

Читают текст.

Разбирают прилагательные как часть речи.

Проверяют выполненное задание.

Читают задание.

Отвечают на вопросы.

VII. Рефлексия.

(5 мин)

Прочитайте стихотворение. Выпишите из текста словосочетания «прил.+сущ.», разберите имена прилагательные.

«Кискино горе»

Плачет Киска в коридоре.

У нее

Большое горе:

Злые люди

Бедной Киске

Не дают

Украсть

Сосиски!

Б.Заходер

Читают стихотворение. Делают разбор имени прилагательного.

VIII .Подведение итогов.

(2 мин)

Что мы повторили на уроке?

Какие трудности вы испытали при выполнении заданий?

За что вы можете себя похвалить?

Отвечают на вопросы.

IX.Домашнее задание.

Записывают в дневник домашнее задание.

Разбор имени прилагательного как части речи необходимо знать каждому школьнику. Известно, что эта часть речи вносит дополнительные эмоциональные и красочные оттенки в нашу речь, делая ее более богатой и насыщенной. Этот разбор начинают изучать еще в начальных классах, но со временем схема усложняется, и это позволяет сделать более подробный анализ и разбор.

Инструкция для разбора

Чтобы правильно выполнить морфологический разбор, необходимо знать его план-схему и инструкцию о том, как разобрать прилагательное как часть речи. Например, определить часть речи, а затем указать его морфологические признаки и функцию в предложении.

План разбора:

  1. Определить и доказать, к какой части речи относится это указанное слово.
  2. Записать начальную форму этого заданного для разбора слова.
  3. Указать постоянные морфологические признаки заданного слова.
  4. Указать непостоянные грамматические признаки.
  5. Синтаксическая роль заданного слова.

Любой морфологический разбор всегда начинается с того, что определяется часть речи разбираемого слова. Если это прилагательное, то необходимо указать это. Стоит вспомнить, что это самостоятельная или знаменательная часть речи, которая обязательно обозначает какой-либо признак предмета. Здесь же можно задать вопрос, который будет доказывать, что это разбираемое слово является прилагательным. Такие слова для разбора отвечают на следующие вопросы: какой? какая? какое?, а также чей? каков? какова? каковы?

После определения части речи разбираемое слово необходимо поставить в начальную форму . Для имени прилагательного начальная форма – это заданное слово, которое необходимо записать в мужском роде и в единственном числе.

Следующим этапом в разборе является определение его грамматических признаков. Обычно разбор начинается с постоянных признаков, к которым относятся разряды по значению, а если качественное, то, соответственно и степени сравнения.

Разряды по значению , которые известны каждому школьнику и которые можно найти в школьных учебниках:

  1. Качественное.
  2. Относительное.
  3. Притяжательное.

Относительные указывают на материал, из которого изготовлен предмет, на место или время. Например, соломенная шляпка – это шляпка из соломы, весенний дождь – это дождь, который идет весной, пришкольный участок – это тот участок, который относится к школе.

Притяжательные обозначают принадлежность к кому-либо или к чему-либо. Такие слова обычно отвечают на вопрос «чей?». Например, лисий хвост – это хвост, принадлежавший лисе, сестрин шарф – это шарф сестры.

Качественные дают характеристику предмета, описывают внешность и его цвет. Например, тонкий карандаш, голубая лента. Качественные образуют две степени сравнения:

  1. Превосходную.
  2. Сравнительную.

Превосходная степень обязательно имеет две формы: простую и составную. Первая образуется по следующей схеме: имя прилагательное в начальной форме + -ейш или -айш, которые являются суффиксами. Например, превосходный – превосходнейший. Составная форма образуется от имени прилагательного, стоящего в начальной форме, путем прибавления слов: самый, наиболее, наименее, всех, всего. Например, самый высокий, выше всех.

Сравнительная степень имеет также две формы: простую и составную. Простая форма образуется прибавлением к данной части речи, которое должна находиться в начальной форме, таких суффиксов, как -ей, -ее, -е, -ше. Например, злой – злее. Составная форма образуется прибавлением к имени прилагательного, которое стоит в начальной форме, таких слов, как более или менее. Например, более добрый, менее злой. Если прилагательное качественное, то тогда у него следует определить и форму: краткую или полную. Краткая форма у качественных образуется путем усечения окончания. Например, низкий – низок, низкая – низка, низкое – низко, низкие – низки.

Для определения непостоянных признаков стоит найти в тексте или в предложении то существительное, к которому оно относится. Известно, что имя прилагательное согласуется с существительным по нескольким признакам, которые как раз и изменяются. Непостоянными признаками являются:

  1. Число.
  2. Падеж.

Синтаксическая функция разбираемого слова указывается на последнем этапе. Чаще всего имя прилагательное является определение, но реже может входить и в состав составного именного сказуемого. Например, длинный (определение) стол стоял посередине комнаты. Девушка была красива (составное именное сказуемое).

Пример морфологического разбора

I. Короткий (хвост) – имя прилагательное . Слово «короткий» обозначает признак предмета. Хвост (какой?) короткий.

Н. ф. – короткий.

II. Морфологические признаки слова «короткий».

Постоянные признаки: качественное, сравнительная степень, полная форма.

Непостоянные признаки: мужской род (какой), единственное число (один), именительный падеж (что? короткий хвост).

III. Хвост (какой?) короткий (определение).

Морфологический разбор позволяет улучшить навыки грамматического анализа слова . Прежде чем приступать к такому виду работы, необходимо изучить грамматическую характеристику данной части речи.

Всегда стоит помнить, что разбирать имена прилагательные можно только в том случае, если они даны в каком-то предложении, так как правильно проанализировать указанное слово без контекста невозможно.

При морфологическом разборе указанное слово, которое чаще всего выделяется цифрой «3», выписывают из текста, не изменяя его. Если оно употребляется с предлогом, то их выписывают вместе, если и предлог относится к имени прилагательному. Если же предлог относится к существительному или другой части речи, то тогда его выписывать не следует. Выполнить такой разбор, изучив грамматические признаки имени прилагательного, будет несложно.

Видео

В этом видео - образец устного морфологического разбора имени прилагательного.

Порядок разбора:

1.Часть речи, общее значение, вопрос
2.Начальная форма (ед.ч., м.род, им.падеж)
3.Морфологические признаки: постоянные (разряд — качественное, относительное или притяжательное); непостоянные (только у качественных — полная или краткая форма, степень сравнения; у всех — род (в ед.ч.), число, падеж)
4.Чем является в предложении.

Она была самой красивой девочкой в лагере.

  1. Самой красивой (какой?) — имя прилаг., обозначает признак предмета;
  2. Н.ф.- красивый;
  3. Пост.признаки: качественное; непост. признаки: в полной форме, в превосходной степени, в ж.р., в ед.ч., в Т.п.;
  4. В предложении является определением.

Это была деревянная шкатулка.

1.Деревянная (какая?) — имя прилаг., обозначает признак предмета;
2.Н.ф. — деревянный;
3.Пост.признаки: относительное; непост.признаки: в ж.р., в ед.ч., в И.п.

Папин пиджак хорошо сел на мне.

Папин (чей?) — имя прилаг., обозначает признак предмета;
2.Н.ф. — папин;
3.Пост.признаки: притяжательное; непост.признаки: в м.р., в ед.ч., в И.п.
4.В предложении является определением.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Иван Ефремов: Таис Афинская Иван Ефремов: Таис Афинская Что болит в левом боку под ребрами? Что болит в левом боку под ребрами?