Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
План разбора:
I . Часть речи (особая форма глагола). Общее значение (добавочное действие). П. Морфологические признаки.
Начальная форма (неопределенная форма глагола).
Постоянные признаки:
б) неизменяемость.
Образец устного разбора:
Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пёстро раскрашенной будочке... (М.А.Булгаков)
I. Попав - деепричастие, особая форма глагола, обозначает добавочное действие (попали и бросились).
II. Морфологические признаки.
Начальная форма - попасть.
Постоянные признаки:
а) совершенный вид,
б) не изменяется.
III. В предложении входит в состав обособленного обстоятельства времени, выраженного деепричастным оборотом.
Морфологический разбор наречия
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение.
П. Морфологические признаки.
Неизменяемое слово.
Разряд но значению.
Степени сравнения (если есть).
III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).
Образец устного разбора:
... как часто я бываю...
I. Часто - наречие, обозначает признак действия. П. Морфологические признаки.
1,Неизменяемое слово.
2.Обстоятельственное, наречие меры и степени.
III. В предложении является обстоятельством меры и степени.
Морфологический разбор категории состояния
Часть речи. Общее значение.
Морфологические признаки: разряд по значению; степень сравнения (если есть). Неизменяемость.
Синтаксическая роль.
Образец устного разбора:
I. Грустно - слово категории состояния, обозначает душевное состояние человека.
II. Морфологические признаки:
1) качественное;
2) грустнее, грустнее всего;
3) неизменяемое слово.
III. Синтаксическая функция. Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложении.
Морфологический разбор предлога
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение.
П. Морфологические признаки:
а) простой или составной
б) производный или непроизводный
в) неизменяемость
Образец разбора:
Над - предлог
I. Вставал над землёй
П. Морф призн.: прост., непроизв., неимзм.
Морфологический разбор союза
План разбора:
П. Морфологические признаки:
а) сочинительный или подчинительный
б) простой или несоставной
в) неизменяемость
Образец разбора:
I.Оглянулась иувидела
II. Морф призн.: сочинит., прост., неимзм.
Морфологический разбор частицы
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение.
II. Разряд
Образец разбора:
Же - частица
I. Доп.знач.усиления
Синтаксический разбор словосочетания
План разбора:
1. Вычленить словосочетание из предложения (при необходимости).
2. Указать главное и зависимое слово.
3. Определить, какими частями речи они выражены и какими средствами соединены.
3. Определить вид словосочетания по главному слову.
4. Указать вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)
Образец разбора:
Шелестя, падали с тополей сухие листья.
Синтаксический разбор простого предложения
План разбора:
Вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
Вид предложения по эмоционально-экспрессивной окраске: восклицательное, невосклицательное.
Грамматическая основа (грамматические основы).
Строение предложения: распространенное, нераспространенное.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения (если есть).
Однородные члены предложения (если есть).
Обращение (если есть).
Образец разбора:
нар. мест. гл. обращ.
Как тебя зовут , душа моя?
(Вопросит., невосклиц., простое, односост., неопределённо-личное, распростр., осложнено обращением).
вв.сл. гл. сущ. сущ. сущ.
Кажется, шепчут колосья друг другу .
(Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено вв.словом)
Сущ прич. оборот гл. нар. нар.
Солнце , ещё не вошедшее в силу , греет бережно и ласково .
(Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено обособленным определением и однородн. обст.)
1. Как уже отмечалось (см. п. 3.1. Части речи. Слово и его формы), деепричастие характеризуется в лингвистике по-разному.
Одни языковеды считают деепричастия особой формой глагола, другие – самостоятельной частью речи. В данном пособии мы придерживаемся последней точки зрения.
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет в себе свойства глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, вызванное глаголом-сказуемым.
Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? Возможны также вопросы как? почему? каким образом? когда? и др.
Уехав, дожидаясь, увидев.
Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом .
Уехав в деревню, дожидаясь выхода на сцену, увидев брата.
Основные признаки деепричастия
А) Общее грамматическое значение |
Примеры |
Это обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается действие глагола-сказуемого. |
Стоя у окна, он внимательно читал поданную ему записку. |
Б) Морфологические признаки |
Примеры |
Сочетание в одном слове признаков глагола и наречия. |
|
Деепричастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов: |
Ср.: думать (несовершенный вид, невозвратное) – думая; подумать (совершенный вид, невозвратное) – подумав; задуматься (совершенный вид, возвратное) – задумавшись |
Деепричастия распространяются, как глаголы. |
Думать о матери – думая о матери; задуматься о будущем – задумавшись о будущем; поссориться с матерью – поссорившись с матерью. . |
Деепричастия имеют следующие признаки наречий : |
|
Читая, прочитав, решив. |
|
Передав записку, он отошёл в сторону. |
|
В) Синтаксические признаки |
Примеры |
В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого. |
|
В предложении деепричастие и деепричастный оборот выполняют роль обстоятельства. |
[Когда?] Передав записку, он отошёл в сторону . |
2. Образование деепричастий – деепричастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов – -а, -я, -в, -вши, -ши:
деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я:
молчать: молч-ат → молча;
решать: реша-ют → решая;
деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши:
замолчать: замолча-ть
→ замолчав
;
решить: реши-ть
→ решив
;
заняться: заня-ть
-ся → занявшись
;
принести: принес-ти
→ принесши
.
3. Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав? ), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.
Например: Даша слушала молча, часто закрывая глаза (Горбатов).
Закрывая – деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза ).
Молча – наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопрос как? ; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие – слушала ).
4. Морфологический разбор деепричастий:
План разбора деепричастий
I |
Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. |
||
II |
Начальная форма. Морфологические признаки: |
||
A |
Постоянные морфологические признаки: |
||
1 |
вид; |
||
2 |
возвратность. |
||
Б |
Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово). |
||
III |
Роль в предложении (каким членом предложения является деепричастие в данном предложении). |
Он ушибся, упав с лошади (Тургенев).
Упав
Деепричастие, так как обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы когда? что сделав?
Н. ф. – упав
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) совершенный вид;
2) невозвратное.
Б) Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово).
Образует деепричастный оборот с формой существительного с лошади ; в предложении деепричастный оборот – обстоятельство времени.
О взглядах на природу деепричастий. Для взрослых и старшеклассников. Для остальных.
Интерпретации деепричастий различны. Одни авторы считают, что деепричастие - особая форма глагола, другие рассматривают их как самостоятельную часть речи. Эти взгляды отражены в учебниках. Не удивляйся поэтому, если в твои руки попадёт учебник, в котором ты увидишь непривычную для себя характеристику. От решения, какой точки зрения придерживаться, зависят ответы на некоторые вопросы:
- Сколько частей речи в русском языке?
- Какую из форм - неопределённую форму глагола или деепричастие - считать начальной формой?
- Каковы границы глагольного слова, сколько и каких форм имеет глагол?
§2. Общая характеристика деепричастия
1. Значение: добавочное действие. Запомни, добавочное. Значит, есть и основное? Да. И оба действия осуществляются одним лицом или группой лиц.
2. Морфологические признаки.
Особенность деепричастий в том, что они обладают признаками как глагола, так и наречия.
Морфологические признаки глагола - это постоянные признаки: вид, переходность, возвратность.
Признаки наречия: неизменяемость и обстоятельственная роль в предложении.
Подробнее о морфологических признаках глагола см. Глава 11. Морфология. Глагол
3. Синтаксическая роль в предложении - обстоятельство.
Иван сидел задумавшись.
§3. Образование деепричастий
Деепричастия бывают только у личных глаголов.
Деепричастия бывают НСВ и СВ.
Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ: решать
- решая
, читать
- читая
, думать
- думая
.
Деепричастия НСВ образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а-, -я-: дышат → дыша, рисуют - рисуя.
Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ: решить - решив, купить - купив.
Деепричастия СВ образуются с помощью суффиксов: -в-, -вши-, -ши-: крикнуть →крикнув, крикнувши. Cуффиксы -в- и -вши- синонимичны, суффикс -вши- просторечно-разговорный. Принести → принесши.
Окончаний деепричастия не имеют. Поэтому синтаксическая связь деепричастия со сказуемым - примыкание.
§4. Деепричастный оборот
Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.
Он сидел, болтая ногами. Он сидел (как?, что делая?), болтая ногами. Он сидел, болтая (чем?) ногами.
О пунктуационном оформлении предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами см. А20. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Проба сил
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
Сколько действий, выполняемых одним и том же лицом, должно быть названо в предложении с деепричастием?
- Не менее 2-х
- Много
Верно ли считать деепричастие изменяемой формой?
Какими являются постоянные признаки деепричастий: глагольными или наречными?
- Глагольными, т.е. свойственными глаголам
- Наречным, т.е. свойственными наречиям
Возможны ли формы деепричастия у безличных глаголов?
От какой глагольной основы образованы деепричастия НСВ?
- От основы настоящего времени
- От основы неопределённой формы глагола
От какой глагольной основы образованы деепричастия СВ?
- От основы настоящего времени
- От основы неопределённой формы глагола
Какова синтаксическая связь деепричастия с глаголом в роли сказуемого?
- Согласование
- Управление
- Примыкание
Сохраняются ли у деепричастия постоянные глагольные признаки?
От каких глаголов образованы деепричастия НСВ?
- От глаголов НВС
- ОТ глаголов СВ
Для грамотного морфологического разбора деепричастия как части речи в данной статье приведен подробный план действий с наглядными примерами. Также описана методика морфемного разбора деепричастия с привидением примеров.
Как сделать морфологический разбор деепричастия?
Морфологический разбор деепричастия как самостоятельной части речи включает в себя грамматическую и синтаксическую характеристику слова. Во время разбора определяются морфологические признаки деепричастия, а также его роль в предложении.
План морфологического разбора деепричастия как части речи:
I. Часть речи. Общее грамматическое значение. На какой вопрос отвечает.
II. Начальная форма. Морфологические признаки (постоянные ).
- Вид (совершенный, несовершенный );
- Возвратность (возвратное, невозвратное );
- Переходность (переходное, непереходное );
- Неизменяемость.
III. Синтаксическая роль.
ТОП-1 статья которые читают вместе с этой
Примеры морфологического разбора деепричастий
Накормив детей, мама пошла в магазин.
что сделав?
II. Н. ф. - накормив . Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное, переходное, неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль - обстоятельство (пошла - когда? - накормив ).
Гуляя , дети увидели выбежавшего из леса зайца.
I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?
II. Н. ф. - гуляя . Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратное, непереходное, неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль - обстоятельство (увидели - когда? - гуляя ).
Радуясь , он приветствовал друга.
I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?
II. Н. ф. - радуясь . Морфологические признаки: несовершенный вид, возвратное, переходное, неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль - обстоятельство (приветствовал - как? - радуясь ).
Морфемный разбор деепричастия
В некоторых источниках морфемный разбор деепричастий входит в общий грамматический разбор. Деепричастия являются неизменяемой частью речи, поэтому при разборе по составу у них не выделяют окончания. Формообразующими суффиксами деепричастий являются - -а/-я, -в/-вши/-ши .
Примеры морфемного разбора деепричастий
Назвавшись другом . На-зв-а-вши-сь - производное от глагола «назваться»; основа - назвавшись , приставка - на- , корень - -зв- , суффиксы - -а-, -вши- , постфикс - –сь .