Осложненное обособленным обстоятельством примеры. В помощь школьнику: обособленное обстоятельство. Упражнения для закрепления материала

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

1. Деепричастные обороты, как правило, обособляются, независимо от места расположения по отношению к глаголу-сказуемому.

Например: Тянутся к балкам, мотая головами , лошадиные косяки (Сер.); Не надевая фуражки , вышел на крыльцо (Шол.); Набуянившись за ночь , лес опустился и затих, поникнув мокрыми ветвями сосен (Вороб.); Откинувшись на удобную, мягкую спинку кресла в троллейбусе , Маргарита Николаевна ехала по Арбату (Булг.); Лиза, взглянув на Николая Всеволодовича , быстро подняла руку (Дост.); Потом [Анна] оттолкнулась палками и побежала сквозь заросли, оставляя за собой вихри снега (Пауст.).

Обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, имеют дополнительное значение предикативности, свойственное деепричастию как глагольной форме. Поэтому часто деепричастия и деепричастные обороты воспринимаются как добавочные сказуемые.

Например: Мы с товарищем вернулись в свое купе. Старушка, отложив книгу и порываясь что-то спросить , так и не спросила и стала смотреть в окно (Расп.) (сравните: Старушка отложила книгу и порывалась что-то спросить, но так и не спросила.. .).

Однако деепричастия и деепричастные обороты не всегда способны заменяться спрягаемыми формами глагола. Они обозначают разные признаки действия и могут быть заменены обособленными причастными оборотами с дополнительным обстоятельственным значением.

Например: Доктор, не умея говорить с плачущими женщинами , вздохнул и тихо зашагал по гостиной.– Доктор, не умевший говорить с плачущими женщинами , вздохнул и тихо зашагал по гостиной (Ч.).

Именно наличие обстоятельственного оттенка значения функционально сближает деепричастные и причастные обороты.

Многие деепричастия и деепричастные обороты, имеющие обстоятельственное значение, могут быть сопоставлены с придаточными частями сложноподчиненных предложений.

Например: Судя по его нерешительным движениям, по выражению угрюмого лица , которое было темно от вечерних сумерек, ему хотелось что-то сказать (Ч.) (сравните: Если судить по его нерешительным движениям... )

2. Деепричастный оборот, находящийся после сочинительного союза, подчинительного союза или союзного слова, отделяется от него запятой, несмотря на отсутствие выделительной интонации (интонационно союз включается в состав оборота).

Например: И Корней слегка повертывался на облучке и, следя задумчивым взглядом за мелькавшими подковами пристяжной , начинает говорить (Бун.); Князь говорил мне, что и он тоже будет работать и что, заработав денег , мы поедем морем до Батума (М. Г.); В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и, осторожно стряхнув его содержимое в руку , завернул толстую неуклюжую цигарку (Вороб.).

В зависимости от контекста союз а может либо включаться в состав деепричастной конструкции, либо связывать члены основного предложения.

Например: Надо понять сущность перестройки-сознания, а поняв это , включиться в активную борьбу за нее. – Надо понять сущность перестройки сознания, а, поняв это , не довольствоваться лишь словесными призывами к ней.

3. При сочетании деепричастных конструкций знаки препинания расставляются так же, как и при однородных членах предложения.

Например: Он пошел, пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки, а правой тихо дергая свой бурый ус (М. Г.).

Если рядом стоящие деепричастные обороты относятся к разным глаголам-сказуемым и союз и не включается в их состав, то они выделяются как самостоятельные конструкции.

Например: Он стоял, прислонясь к груде цибиков чая , и, бесцельно поглядывая вокруг себя , барабанил пальцами по своей трости, как по флейте (М. Г.) (он стоял и барабанил ).

Деепричастные обороты, расположенные в разных частях предложения, оформляются самостоятельно.

Например: Сергей, постояв еще минуту , медленно направился к груде угля и, аккуратно подстелив полу шинели , сел на большой кусок антрацита (Вороб.) (Сергей направился... и сел ); Толкнув грудью дверь , Сергей прыгнул из дома и, не обращая внимания на рвавший тело сухой кустарник и хлеставшие по лицу ветки сосен , побежал, задыхаясь , вперед, в самую чащу леса (Вороб.) (Сергей прыгнул и побежал ); Вагоны, постукивая на стыках рельсов , лениво двинулись за паровозом и, лязгнув буферами , притихли вновь (Вороб.) (Вагоны двинулись и притихли ); Разметав , как летящая ведьма, дымные косы , ало озаренные из-под низу, несся вдали, пересекая шоссе , юго-восточный экспресс (Бун.) (Несся юго-восточный экспресс ).

4. Ограничительные частицы только, лишь, стоящие перед деепричастными конструкциями, включаются в их состав.

Например: Так и жила она без любви, только надеясь на нее .

То же при наличии сравнительных союзов, начинающих деепричастную конструкцию. Например: По темным лестницам... ходили двое, потом – трое... медля и задерживаясь повсюду, словно боясь приступить к делу (Фед.).

5. Одиночные деепричастия обособляются при сохранении глагольного значения. Условия их обособления те же, что и для деепричастных оборотов.

Например: Играли волны, и Шакро, сидевший на корме, то пропадал из моих глаз, проваливаясь вместе с кормой , то подымался высоко надо мной и, крича , почти падал на меня (М. Г.); Обаятельно лежать вверх лицом, следя , как разгораются звезды (М. Г.);Пришептывая, точно танцуя , явился дед (М. Г.); Сначала и на машине двигались со скоростью пешехода, то и дело царапали диффером и, пятясь , объезжали камни (Зал.); Заскрежетав , закрылись двери. Темнота наполнила вагон. Лишь луна, любопытствуя , заглядывала в окно (Вороб.); Привыкнув , глаза различили груду тел на цементном полу (Вороб.).

6. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты не обособляются:

1) если деепричастие утратило глагольное значение .

Например: Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей (Бун.); Сергей долго лежал не шевелясь (Вороб.);

2) если деепричастие включается в устойчивый оборот: работать не покладая рук; бежать высунув язык; бежать сломя голову; слушать затаив дыхание; слушать развесив уши.

Например: В трудные дни он работал с нами рук не покладая (Ник.);

3) если деепричастие или деепричастный оборот оказывается среди однородных членов предложения наряду с другими частями речи.

Например: Он говорил шепотом и ни на кого не глядя ; Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям (М. Г.);

4) если деепричастная конструкция выступает в качестве обстоятельства образа действия и тесно примыкает к глаголу-сказуемому (по функции сближается с наречием).

Например: Это упражнение делают сидя на стуле ; Это упражнение делают стоя . Сравните, однако, при усилении глагольности: Инженер, лежа , читал свое горное искусство (Фад.) (инженер лежал и читал ).

7. Одиночные деепричастия могут обособляться или не обособляться с учетом контекста.

Например, при приобретении значения уточнения деепричастие обособляется: Дети постоянно шумели, не умолкая (сравните: дети шумели не умолкая ).

Обособление или необособление деепричастия может зависеть от значения глагола-сказуемого (необособленное деепричастие можно заменить наречием).

Например: Шел не останавливаясь (шел безостановочно); Спросил, не останавливаясь (деепричастие обозначает второе действие – спросил, но не остановился для этого).

На обособление или необособление деепричастия влияет и место его расположения; сравните: По дорожке сада он шел не оглядываясь . – Не оглядываясь , он шел по дорожке сада.

8. Обособление или необособление деепричастия может зависеть от его вида. Так, деепричастия, заканчивающиеся на -а, -я, чаще выражают значения обстоятельства образа действия и потому не обособляются.

Например: Она вошла улыбаясь (сравните: Улыбаясь , она вошла в комнату; Она вошла, улыбаясь своим тайным мыслям ).

Деепричастия, заканчивающиеся на -в, -вши, передают другие оттенки обстоятельственных значений (причины, времени, уступки), которые способствуют обособлению.

Например: Она вскрикнула, испугавшись ; Испугавшись , она вскрикнула.

9. Обороты со словами несмотря на, невзирая на, смотря по, исходя из, начиная с, благодаря, спустя, выполняющими функцию производных предлогов и предложных сочетаний, обособляются или не обособляются по условиям контекста.

Обороты со словами несмотря на, невзирая на обособляются.

Например: Несмотря на непогоду , мы двинулись в путь; На собрании критиковали, невзирая на лица ; Сонного, как ветка, утонувшая в пруду сна, несла Нэй на руках великолепно спящего сына, раскидавшего, несмотря на малую величину свою , богатырские ноги и руки (Цв.); Несмотря на запрет врачей , я написал в Малеевке повесть «Колхиду» (Пауст.); Науку надо делать чистыми руками.

Оборот со словами несмотря на не обособляется только в случае тесной смысловой связи с глаголом, причем в постпозиции.

Например: Он это сделал несмотря на запрет врачей (сравните: Несмотря на запрет врачей , он это сделал ).

Обороты со словами начиная с, смотря по, спустя, выступающими в значении предлогов, не обособляются.

Например: Будем действовать смотря по обстоятельствам (сравните: действовать по обстоятельствам );Начиная со вторника погода резко изменилась (сравните: Со вторника погода резко изменилась ); Спустя несколько времени пришел Весовщиков (М.Г.).

Если же эти обороты имеют значение уточнения или присоединения, то они обособляются.

Например: Будем действовать умело и быстро, смотря по обстоятельствам ; На прошлой неделе, начиная со вторника , погода резко изменилась.

Оборот со словами исходя из может иметь два значения: при усилении глагольности, когда действие, обозначаемое им, соотносится с субъектом, он обособляется; при отсутствии такой связи – не обособляется.

Например: Оказывается, не только мы, обнаружившие вдруг потребность в новой науке – бионике, стремимся узнать, понять и выгоднейшим образом использовать свойства живой природы; это делали наши предки задолго до нас, исходя из своих знаний и потребностей (Чив.). Сравните: Он разработал проект дома, . – Проект разработан исходя из запланированной стоимости .

Оборот со словом благодаря обособляется или не обособляется в зависимости от степени распространенности и месторасположения.

Например: Благодаря дождям земля пропиталась влагой. – Земля, благодаря дождям , пропиталась влагой.

Обстоятельства, выраженные существительными и наречиями

1. Обстоятельства, выраженные существительными в формах косвенных падежей, могут обособляться для попутного пояснения или смыслового акцентирования.

Например: И Наташка, с болезненным удивлением , глядела на разряженный народ (Бун.); Я ходил, ходил по холодному и сырому песку, выбивая зубами трели в честь голода и холода, и вдруг, в тщетных поисках съестного , зайдя за один из ларей, – я увидел за ним скорченную на земле фигуру в жалком платье (М. Г.); Одно из пятен, в центре узора , очень походило на голову хозяйки кресла (М. Г.); Маленький, утопавший в зелени город, при взгляде на него сверху, производил странное впечатление... (М. Г.); Плоты плыли дальше, среди тьмы и молчания (М. Г.); Когда настал вечер, я, со зла на свои неудачи и на весь мир , решился на несколько рискованную штуку... (М. Г.); Ночью, против окрепшего ветра , отряд шел в порт на посадку (Плат.); За одиннадцать лет, при ежедневной езде , наверное, было пережито немало интересных приключений (Ч.).

Такие обстоятельства обычно несут дополнительную смысловую нагрузку и синонимичны глагольным конструкциям (сравните примеры: ...так как был зол на свои неудачи и на весь мир; ...так как ездил каждый день ).

2. Чаще всего пояснительно-обстоятельственные члены предложения имеют в своем составе производные предлоги и предложные сочетания (вопреки, ввиду, во избежание, вследствие, по случаю, по причине, при наличии, согласно с, в отличие от, в противоположность, в силу, за отсутствием, независимо от и др. ), проявляющие их конкретный обстоятельственный смысл и придающие им форму оборотов.

Например: Сгнивший, серо-голубой от времени балкон, с которого, за отсутствием ступенек , надо было спрыгивать, тонул в крапиве, бузине, бересклете (Бун.); Одиноко и ненужно, ввиду этого покоя , мирного звука жующих лошадей, ввиду пустынности , отпечатался в темноте и уже опять тишина (Сер.); Метелица молча, насмешливо уставился на него, выдерживая его взгляд, чуть пошевеливая атласными черными бровями и всем своим видом показывая, что, независимо от того , какие будут задавать ему вопросы и как будут заставлять отвечать его на них, он не скажет ничего такого, что могло бы удовлетворить спрашивающих (Фад.); Но, вопреки возможному , солнце вышло ярко-красное, и все в мире порозовело, покраснело (Сол.).

При небольшой распространенности таких членов предложения возможны варианты в их пунктуационном оформлении, диктуемые разным порядком слов.

Обороты с производными предлогами и предложными сочетаниями обязательно обособляются, если они располагаются между подлежащим и сказуемым : разрыв их непосредственной связи и способствует выделению оборотов. То же при разрыве естественной связи управляющего и управляемого слов. В других позициях, особенно в малораспространенных предложениях, такие обороты не осложняют предложение особыми выделительными интонациями и могут не обособляться (без специального на то задания).

Например: Во избежание утечки газа отключен кран. – Отключен, во избежание утечки газа , кран; Он сделал это в силу привычки . – Он, в силу привычки , сделал это; Согласно приказу группа расформирована. – Группа, согласно приказу , расформирована; За отсутствием состава преступления дело прекращено. – Дело, за отсутствием состава преступления , прекращено.

3. Обстоятельства, выраженные существительными, могут выделяться тире, если имеется потребность в особом акцентировании таких обстоятельств.

Например: При нашей последней встрече Олег попросил принести общую тетрадь с жесткими «корочками» – для конспектирования лежа (газ.); Оно [творческое воображение] создало науку и литературу. И – на большой глубине – во многом совпадают между собой творческое воображение хотя бы Гершеля, открывшего величественные законы звездного неба, и творческое воображение Гёте, создавшего «Фауста» (Пауст.); Бедные поэты – в зарницах, в бурях и громах – пели вдохновенные песни о прелести дружбы, благородных порывах, свободе и мужестве (Пауст.); Тотчас после рождения мальчика Дьяконов приказал Швальбе усыновить его и дать ему при крещении фамилию Копорский – по месту рождения мальчика в городе Копорье, вблизи Ораниенбаума (Пауст.).

4. В особых случаях для смыслового акцентирования могут обособляться некоторые обстоятельства, выраженные наречиями (с зависимыми словами или без них). Условия их выделения те же, что и обстоятельств, выраженных существительными в косвенных падежах.

Например: Он стоял предо мной, слушал и вдруг, молча, оскалив зубы и сощурив глаза , кошкой бросился на меня (М. Г.); Миша отложил книгу и, не сразу , тихо ответил (М. Г.); И вот, неожиданно для всех , я выдержал блистательно экзамен (Купр.).

Обычно при обособлении обстоятельств, выраженных наречиями, используются запятые, однако, как и в других случаях, в целях более сильного выделения обстоятельства, возможны тире.

Например: Парнишка смущенно, недоверчиво шмыгнул носом, но, поняв, что страшного ничего нет, а все, наоборот, выходит ужасно весело, сморщился так, что нос его вздернулся кверху, и тоже – совсем по-детски – залился озорно и тоненько (Фад.).


ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ Обособленные обстоятельства 1. Обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами

1. Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами или одиночными деепричастиями, не перешедшими в наречия и сохраняющими глагольное значение, обособля ются практически всегда (кроме отдельных особых случаев), независимо от места, занимаемого ими по отношению к г лаголу-сказуемому. Например: 1) Высокой страсти не имея для звуков жизни не щадить, не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить (А. Пушкин). 2) Зина, появившись в дверях, громко закричала (М. Булгаков). 3) Ногтев стоял у дверей, опершись плечами о косяк (А. Чехов). 4) Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака (И. Бунин). 5) Несколько дней лил , не переста­вая, холодный дождь (К. Паустовский).

Непоследовательное обособление наблюдается только у одиночных деепричастий , выступающих в роли обстоятельств образа действия. Как и все другие обстоятельства образа действия, они характеризуются тесной связью с глаголом, что препятствует их обособлению (см. об этом ниже).

2.Деепричастный оборот , стоящий после сочинительного или подчинительного союза либо союзного слова, отделяется от него запятой, несмотря на отсутствие паузы (интонационно союз включается в состав оборота). Такой деепричастный оборот можно оторвать от союза и переставить в другое место предложения: 1) Ты проснёшься ль, исполненный сил, иль, судеб повинуясь закону, всё, что мог, ты уже совершил... (Н. Некрасов). 2) Чеченец взглянул на Лукашку и, медленно отвернувшись, стал смотреть на тот берег (Л. Толстой). 3) Становилось слышно, как, от считывая секунды, с точностью метронома, капает из крана вода (К. Паустовский). 4) И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спе­шит, дав ночи полчаса (А. Пушкин).

Исключение составляет союз а: в зависимости от контекста он может либо входить в состав деепричастной конструкции, либо связывать члены основного предложения. Ср.: 1) Павел начал приносить книги и старался читать их незаметно, а прочитав, куда-то прятал (М. Горький) (союз сливается с деепричастием ) и 2) Мы не просто чита ли стихи, а, желая их запомнить, выучивали наизусть (союз связывает однородные сказуемые: не просто читали, а выучивали наизусть).

3. Необходимо различать два построения: а) однородные деепричастия или деепричастные обороты и б) деепричастные обороты , относящиеся к однородным сказуемым.

а) Между однородными деепричастиями или деепричастными оборотами (они относятся к одному сказуемому) знаки ставятся по тем же правилам, что и между однородными членами: 1) Сидя, и стоя, и лёжа пластом, зайцев с десяток спасалося в нём (Н. Некрасов) - О, и О, и О. 2) Ручьи, журча, и извиваясь, и меж собой перекликаясь, в долину гулкую спешат (А. Фет) - О, и О, и О.

Следует обратить внимание на случаи, когда два однородных деепричастных оборота соединены одиночным союзом и, или, либо. Запятая между такими оборотами не ставится: 1) Стараясь делать как можно меньше быстрых движе ний и прислушиваясь к пролетавшим всё чаще и чаще мимо пчёлам, он дошёл по тропинке до избы (Л. Толстой) - О и О. 2) Волны шуршали, взбегая на песок, сливаясь с ним и снова взбегая (М. Горький) - О, О и О.

б) Если же деепричастные обороты относятся к разным сказуемым, знаки ставятся по правилам обособления деепричастий и деепричастных оборотов : Гости остались в столовой, шёпотом толкуя об этом неожиданном посе­щении, и, опасаясь быть нескромными, вскоре разъехались один за другим, не поблагодарив хозяина за хлеб-соль (А. Пушкин).

4. Застывшие деепричастные обороты , являющиеся вводными словами или близкие к ним по значению, выделяются (или отделяются) запятыми: 1) Судя по всему, наше путе шествие затянется. 2) По совести говоря, мне не хочется об этом рассказывать.

5. Деепричастные обороты и деепричастия не обособля ются:

1) Если деепричастный оборот - фразеологизм: спустя рукава (= небрежно), сломя голову (= быстро), засучив ру­ кава (= дружно), не покладая рук (= усердно), раскрыв рот (= удивлённо), не смыкая глаз (= без сна). Например: И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя (А. Грибоедов). Он работал не покладая рук (М.Горький).

2) Если деепричастие утратило глагольное значение (такое деепричастие близко по функции к наречию образа действия): 1) Не спеша бегут лошади среди зелёных холмис тых полей (И. Бунин). 2) Дмитрий слушал его нахму рясь (М. Горький).

3) Если деепричастие приближается по значению к предлогу: Спустя несколько времени (= через некоторое время) пришёл Весовщиков (М. Горький).

4) Если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово «который» в составе придаточного определительного: 1) Вот книга, прочитав которую вы узнаете много интересного. 2) Перед старыми заводами возникали десятки проблем, не решив которые невозможно пе­рейти к новым методам постройки кораблей (В. Кочетов).

5) Если оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по смыслу со сказуемым и образует смысловой центр высказывания: 1) Яков сидел опустив ноги (М. Горький). 2) Жили Артамоновы ни с кем не знакомясь (М. Горький).

Если оборот или одиночное деепричастие стоит в ряду однородных необособленных обстоятельств: 1) Двор ник с недоумением и нахмурясь разглядывал Расколъникова (Ф. Достоевский). 2) Кучер слез молча и не торопясь (И. Тургенев). 3) К дверям кабинета все подходил обыкновенно перешёптываясь и на цыпочках (Л. Толстой).

2. Обстоятельства, выраженные существительными с предлогами

1. Всегда обособляются обстоятельства уступки, выраженные существительными с предлогами несмотря на, не взирая на, например: 1) Только Григорий Александрович, н есмотря на зной и усталость, не хотел воротиться без добычи (М. Лермонтов). 2) Но, несмотря на праздничный день, в саду было пустынно (М. Горький). 3) Опять, не взирая на ночной час, освещены окошки, в доме не спят (В. Панова). 4) Петухи, невзирая на дождь, кричали врастяжку и по очереди (М. Шолохов).

2. Обособление других обстоятельств , выраженных существительными с предлогами, не является обязательным и зависит от намерения автора выделить, подчеркнуть значение данного обстоятельства в предложении.

Чаще всего происходит обособление следующих обстоятельств : 1) обстоятельств причины с предлогами благода ря, согласно, ввиду, вследствие или с предложными сочетаниями по причине, по случаю, за неимением, в силу и др.; 2) обстоятельств условия с предложными сочетаниями при наличии, при отсутствии, при условии и др; 3) обстоятельств уступки с предлогом вопреки, например: 1) В прибрежном районе, вследствие длинной осени и запаздыва­ния весны, перелёты птиц также запаздывают (В. Арсеньев). Но: Пишу к вам из деревни, куда заехал вследствие печальных обстоятельств(А. Пушкин). 2) К счастью, причине неудачной охоты, наши кони не были измучены (М. Лермонтов). 3) Наша футбольная команда, при условии регулярных тренировок, может перейти в первую лигу. 4) Вопреки предсказаниям моего спутника, погоди прояснилась и обещала нам тихое утро (М. Лермонтов)!

§1. Обособление. Общее понятие

Обособление - способ смыслового выделения или уточнения. Обособляются только второстепенные члены предложения. Обычно обособления позволяют представить информацию более детально и привлечь к ней внимание. По сравнению с обычными, необособленными членами предложения обособления обладают большей самостоятельностью.

Обособления различны. Различаются обособленные определения, обстоятельства и дополнения. Главные члены предложения не обособляются. Примеры:

  1. Обособленное определение: Мальчик, заснувший в неудобной позе прямо на чемодане, вздрогнул.
  2. Обособленное обстоятельство: Сашка сидел на подоконнике, ёрзая на месте и болтая ногами.
  3. Обособленное дополнение: Я ничего не слышал, кроме тиканья будильника.

Чаще всего обособляются определения и обстоятельства. Обособленные члены предложения выделяются в устной речи интонационно, а в письменной - пунктуационно .

§2. Обособленные определения

Обособленные определения делятся на:

  • согласованные
  • несогласованные

Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся.

(согласованное обособленное определение, выраженное причастным оборотом)

Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек.

(несогласованное обособленное определение)

Согласованное определение

Согласованное обособленное определение выражается:

  • причастным оборотом: Ребёнок, спавший у меня на руках, проснулся.
  • двумя и более прилагательными или причастиями:Ребёнок, сытый и довольный, быстро заснул.

Примечание:

Одиночное согласованное определение также возможно, если определяемое слово - местоимение, например:

Он, сытый, быстро заснул.

Несогласованное определение

Несогласованное обособленное определение выражается чаще всего именными словосочетаниями и относится к местоимениям или именам собственным. Примеры:

Как вы, с вашим умом, не поняли её замысла?

Ольга, в подвенечном платье, была необыкновенно хороша.

Несогласованное обособленное определение возможно как в позиции после, так и в позиции перед определяемым словом.
Если несогласованное определение относится к определяемому слову, выраженному именем нарицательным, то обособляется только в позиции после него:

Парень, в бейсбольной кепке, всё время оглядывался.

Структура определения

Структура определения может быть различной. Различаются:

  • одиночное определение: взволнованная девочка;
  • два-три одиночных определения: девочка, взволнованная и счастливая;
  • распространённое определение, выраженное словосочетанием: девочка, взволнованная полученным известием,…

1. Одиночные определения обособляются независимо от позиции относительно определяемого слова, только если определяемое слово выражено местоимением:

Она, взволнованная, не могла заснуть.

(одиночное обособленное определение после определяемого слова, выраженного местоимением)

Взволнованная, она не могла заснуть.

(одиночное обособленное определение перед определяемым словом, выраженным местоимением)

2. Два-три одиночных определения обособляются, если стоят после определяемого слова, выраженного именем существительным:

Девочка, взволнованная и счастливая, долго не могла заснуть.

Если определяемое слово выражено местоимением, то обособление возможно и в позиции перед определяемым членом:

Взволнованная и счастливая, она долго не могла заснуть.

(обособление нескольких одиночных определений перед определяемым словом - местоимением)

3. Распространённое определение, выраженное словосочетанием, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному существительным, и стоит после него:

Девочка, взволнованная полученным известием, долго не могла заснуть.

(обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоит после определяемого слова, выраженного существительным)

Если определяемое слово выражено местоимением, то распространённое определение может быть в позиции как после, так и до определяемого слова:

Взволнованная полученным известием, она долго не могла уснуть.

Она, взволнованная полученным известием, долго не могла уснуть.

Обособленные определения с добавочным обстоятельственным значением

Обособляются определения, стоящие перед определяемым словом, если они имеют добавочные обстоятельственные значения.
Это могут быть как распространенные, так и одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и т.д.). В подобных случаях определительный оборот легко заменяется придаточным предложением причины с союзом потому что , придаточным предложением условия с союзом если , придаточным уступки с союзом хотя .
Для проверки наличия обстоятельственного значения можно использовать замену определительного оборота оборотом со словом будучи : если такая замена возможна, то определение обособляется. Например:

Сильно заболевшая, мать не могла ходить на работу.

(добавочное значение причины)

Даже заболевшая, мать ходила на работу.

(добавочное значение уступки)

Таким образом, для обособления важны различные факторы:

1) чем, какой частью речи выражено определяемое слово,
2) какова структура определения,
3) чем выражено определение,
4) выражает ли оно дополнительные обстоятельственные значения.

§3. Обособленные приложения

Приложение - это особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет: попрыгунья-стрекоза, краса-девица . Приложение может быть:

1) одиночным: Мишка, непоседа, замучил всех;

2) распространённым: Мишка, страшный непоседа, замучил всех.

Приложение, как одиночное, так и распространённое, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному местоимением, независимо от позиции: и до, и после определяемого слова:

Он, отличный врач, очень помог мне.

Отличный врач, он очень помог мне.

Распространённое приложение обособляется, если стоит после определяемого слова, выраженного существительным:

Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу семью.

Одиночное нераспространённое приложение обособляется, если определяемое слово - существительное с пояснительными словами:

Он увидел своего сына, малыша, и тут же заулыбался.

Любое приложение обособляется, если стоит после имени собственного:

Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец.

Обособляется приложение, выраженное именем собственным, если служит для уточнения или пояснения:

А устроил пожар на чердаке сын соседа, Мишка, отчаянный сорванец.

Обособляется приложение в позиции перед определяемым словом - именем собственным, если при этом выражается добавочное обстоятельственное значение.

Архитектор от Бога, Гауди, не мог задумать обычный собор.

(почему? по какой причине?)

Приложение с союзом как обособляется, если выражается оттенок причины:

В первый день у меня, как у новичка, всё выходило хуже, чему у других.

Примечание:

Одиночные приложения, стоящие после определяемого слова, не выделяемые при произношении интонационно, не обособляются, т.к. сливаются с ним:

В темноте подъезда я не узнал Мишку-соседа.

Примечание:

Обособленные приложения могут пунктуационно оформляться не запятой, а тире, которое ставится, если приложение особенно подчёркивается голосом и выделяется паузой.

Скоро Новый год - любимый праздник детворы.

§4. Обособленные дополнения

Обособляются дополнения, выраженные существительными с предлогами: кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с. В них передаются значения включения -исключения или замещения. Например:

Никто, кроме Ивана, не знал ответа на вопрос учителя.

«ЕГЭ-навигатор »: эффективная подготовка онлайн

§6. Обособление сравнительных оборотов

Сравнительные обороты обособляются:

1) с союзами: как , словно , точно , будто , что , чем , нежели и др., если имеют значения:

  • сравнения: Дождь полил, будто из решета.
  • уподобления: Зубы у неё были, как жемчуг.

2) с союзом как и :

Маша, как и все остальные, подготовилась к экзамену хорошо.

Сравнительные обороты не обособляются , если:

1. носят фразеологический характер:

Пристал словно банный лист. Дождь лил как из ведра.

2. имеют значение обстоятельства образа действия (сравнительный оборот отвечает на вопрос как? , часто его можно заменить наречием или существительным в Т.п.:

Мы ходим как по кругу.

(Мы ходим (как?) как по кругу . Можно заменить сущ. в Т.п.: кру´ гом )

3) оборот с союзом как выражает значение «в качестве» :

Дело не в квалификации: он мне не нравится как человек.

4) оборот с как входит в часть составного именного сказуемого или тесно связан со сказуемым по смыслу:

Сад был как лес.

О чувствах он писал как о чём-то очень для него важном.

§7. Обособленные уточняющие члены предложения

Уточняющие члены относятся к уточняемому слову и отвечает на тот же вопрос, например: где именно? когда именно? кто именно? какой именно? и др. Чаще всего уточнение передаётся обособленными обстоятельствами места и времени, но могут быть и другие случаи. Уточняющие члены могут относиться к дополнению, определению или главным членам предложения. Уточняющие члены обособляются, выделяясь в устной речи интонационно, а в письменной - запятыми, скобками или тире. Пример:

Мы засиделись допоздна, до самой ночи.

Внизу, в раскинувшейся перед нами долине, шумел ручей.

Уточняющий член стоит обычно после уточняемого. Они связаны интонационно.

Уточняющие члены могут вводиться в осложняемое предложение:

1) с помощью союзов: то есть, а именно :

Я готовлюсь к заданию ЕГЭ С1, то есть к сочинению.

2) также слов: особенно, даже, в частности, главным образом, например:

Повсюду, особенно в гостиной, было чисто и красиво.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, что обособление - это способ смыслового выделения или уточнения?

  2. Верно ли, что обособляются только второстепенные члены предложения?

  3. Какими могут быть обособленные определения?

    • распространённые и нераспространённые
    • согласованные и несогласованные
  4. Всегда ли обособленные определения выражены причастным оборотом?

  5. В каком случае обособляются определения, стоящие перед определяемым словом?

    • если выражается добавочное обстоятельственное значение
    • если не выражается добавочное обстоятельственное значение
  6. Верно ли думать, что приложение - это особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет?

  7. Какие предлоги употребляются в предложно-падежных сочетаниях, являющихся обособленными дополнениями?

    • о, в, на, к, до, за, под, над, перед
    • кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с
  8. Нужно ли обособлять деепричастия и деепричастные обороты?

  9. Нужно ли обособлять обстоятельства с предлогом несмотря на ?

  10. 2. Простое предложение. Понятие предикативности. Категории, оформляющие предикативность (модальность, синтаксическое время, синтаксическое лицо)
  11. 5. Характеристика сказуемого. Основания типологии сказуемого. Простое глагольное сказуемое
  12. 6. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Вопрос о включении инфинитива в объем сказуемого.
  13. 7. Сущность связи подлежащего и сказуемого. Способо оформления предикативной связи.
  14. 8. Именные односоставные предложения. Конструкции, омонимичные номинативному предложению.
  15. 9. Определенно-личные и неопределенно-личные односоставные предложения. Вопрос о выделении обобщенно-личных предложений.
  16. 10. Безличные предложения. Способы выражения главного члена безличных предложений. Вопрос о выделении инфинитивных предложений.
  17. 11. Понятие приложения. Вопрос о типе связи приложения с определяемым словом. Разновидности приложений по значению.
  18. 13. Понятие о детерминанте. Детерминантная связь. Разновидности детерминантов по значению.
  19. 14.Понятие об эллипсисе. Эллиптические конструкции как самостоятельный тип предложений. Типология эллептических предложений.
  20. 15.Структурно неполные предложения. Вопрос о структурно необходимых членах предложения. Неполнота предложения как проявление его контекстной зависимости.
  21. 17. Обособленные определения, обстоятельства и приложения. Общие и частные условия обособления.
  22. Обособленные обстоятельства
  23. 18 Выделение пояснительных членов как особого вида осложнения простого предложения. Средство выражения пояснительной связи. Функционально- семантические типы пояснительных конструкций.
  24. 19. Функции компонентов, не являющихся членами простого предложения. Вводные компоненты их функции в предложении. Разряды вводных предложений по значению.
  25. 20.Обращения, присоединительные и парцеллированные члены предложения, вставные конструкции.
  26. 20. Обращения, присоединительные и парцеллированные члены предложения, вставные конструкции.
  27. 22. Виды синтаксических отношений в словосочетании. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вопрос об именном примыкании.
  28. 24. Спп. Структурно-семантическая классификация спп. Понятие об спп нерасчлененной и расчлененной структуры.
  29. 25. Ссп. Принципы классификации ссп. Синтаксические отношения между частями ссп.
  30. 26. Бсп. Место бсп в классификации сложных предложений. Синонимия бсп и союзных предложений. Структурная и семантическая характеристика бсп.
  31. 27. Сложные многочленные предложения. Виды подчинения.
  32. 28. Понятие о диалогическом единстве. Синтаксические способы передачи чужой речи.
  33. 29. Понятие об ссц как об особой синтаксической модели. Средства связи предложений в тексте.
  34. 30. Принципы русской пунктуации.
  35. Обособленные обстоятельства

    Обособляются обстоятельства , выраженные:

    1) деепричастиями:

      одиночными: Поев, ребёнок заснул.

      в составе деепричастных оборотов: Обсудив результаты работы, мы разошлись .

    2) обстоятельствами с предлогом несмотря на : Несмотря на дождь, дети убежали гулять.

    3) сравнительными оборотами с союзами: как, будто, точно, словно, что, чем, нежели и др. подобными: Облака, как ватные, низко и неспешно плыли над землёй.

    О пунктуации простых предложений с обособленными обстоятельствами.

    Различаются общие и частные условия обособления. Первые касаются всех или большинства второстепенных членов, вторые - только отдельных их видов. К общим условиям обособления относятся следующие: 1) порядок слов, 2) степень распространенности члена предложения, 3) уточняющий характер одного члена предложения по отношению к другому, 4) смысловая нагрузка второстепенного члена предложения.

    Порядок слов имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств. Препозитивное определение, выраженное причастием или прилагательным с пояснительными словами, не обособляется (если не имеет добавочных оттенков значения), постпозитивное, как правило, обособляется. Ср.: Около стола гуляла привязанная за ногу курочка (Л. Т.). - У крыльца стояло несколько повозок и саней, запряженных гуськом (Акс.).Значение порядка слов при обособлении определений сказывается и в том, что препозитивное определение, непосредственно предшествующее определяемому слову, не обособляется, а определение, оторванное от последующего определяемого слова другими членами предложения, обособляется. Ср.: На солнце ярко сверкнули занесенные снегом избушки (Григ.). - На минуту озаренный молнией, перед нами - ствол березы (М. Г.).Препозитивное приложение, стоящее перед собственным именем, как правило, не обособляется, постпозитивное - обособляется. Ср.: Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин Кирила Петрович Троекуров (П.). - Месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка (Ч.).Обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием, обычно обособляется, если предшествует сказуемому, и чаще не обособляется в постпозитивном по отношению к сказуемому положении. Ср.: Возле крыльца, покуривая, толпилось человек десять казаков (Шол.). - Сергей отстранил Веру, кивнул ей и ушел посвистывая (А.Н. Т.). Степень распространенности члена предложения имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств, дополнений. Одиночное постпозитивное определение обычно не обособляется, распространенное - обособляется. Ср.: Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным (П.). - Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом (Фет).Одиночное приложение, выраженное именем существительным нарицательным и относящееся к нарицательному же существительному, обычно не обособляется, тесно сливаясь с ним, а распространенное приложение обособляется. Ср.: Какой-то повар-грамотей с поварни убежал своей в кабак (Кр.). - Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого (М. Г.).Одиночное обстоятельство, выраженное деепричастием, обычно не обособляется в постпозитивном положении по отношению к сказуемому, а распространенное обстоятельство с тем же значением (деепричастный оборот) обособляется. Ср.: - Видал? - спросила улыбаясь бабушка (М. Г.). - Резво и прямо пролетел в вышине запоздалый ястребок, спеша в свое гнездо (Т.).Члены предложения со значением включения, исключения и замещения с предлогами кроме, вместо, помимо и др. обнаруживают тенденцию к обособлению в зависимости от степени распространенности. Ср.: ...Вместо слов из груди его выходило глухое какое-то клокотанье (Григ.). - ...Вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидел совершенно другие, мне неизвестные места(Т.).

      Уточняющий характер одного члена предложения по отношению к другому имеет значение для обособления определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Например: Толстые, гвардейского сукна, штаны уж никак не шли ни мастеровому, ни батраку (Кат.); Нас, русских, двое только было, а все остальные - латыши (Н. Остр.); Мне хочется одного - покоя (Купр.); Далеко, где-то в чаще, застонала ночная птица (М. Г.); Всю ночь, до петушиного рассвета, мерил Чапаев карту и слушал молодецкий храп командиров (Фурм.).

      Смысловая нагрузка второстепенного члена предложения имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств. Препозитивное определение, имеющее только атрибутивное значение, не обособляется, а определение, осложненное обстоятельственным значением, обособляется. Ср.: Тесно торчали на грядах перепутанные горохом бурые прутья (Т.). - Крепко привязанные к молодым дубкам, добрые кони наши терпели страшную пытку от нападения овода (Акс.).Препозитивное приложение, относящееся к собственному имени, не обособляется, если имеет только атрибутивное значение, и обособляется, если оно осложнено обстоятельственным значением. Ср.: ...Мой товарищ Емельян Пиляй в десятый раз вынул из кармана кисет... (М. Г.). - Человек маленького роста, Темкин почти не виден был из-за трибуны (Аж.).Обстоятельство, выраженное именем существительным в косвенном падеже с предлогом, обособляется, если помимо своего основного значения (например, временного) имеет еще дополнительный оттенок значения (например, причинный, условный, уступительный). Ср.: С приближением ночи все вокруг странно переменилось (Т.). - С приближением неприятеля к Москве, взгляд москвичей на свое положение не только не сделался серьезнее, но, напротив, еще легкомысленнее (Л. Т.).К частным условиям обособления относятся такие, как синтаксическая несочетаемость связанных по смыслу слов (например, личных местоимений и определений), слабая синтаксическая связь определяемого и определяющего слов (слабоуправляемость существительных в косвенном падеже); соседство других обособленных групп и т.д.

    Л.А.АКСЁНОВА,
    с.Тупки,
    Чаплыгинский р-н,
    Липецкая обл.

    Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами

    11 класс

    Цели . Обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся по теме урока, отработка навыка выделения знаками препинания деепричастного оборота.
    Употребление деепричастных оборотов в речи.
    Орфография: основные случаи слитного и дефисного написания имен существительных.

    Оборудование .

    1) Запись на доске:

    – тема урока;
    – лексическое значение слов: метаморфизм, персонификация;
    – предложения для анализа;
    – выходные данные книг для самостоятельного чтения.

    2) Таблица «Правила обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами».

    3) Карточки для самостоятельной работы учащихся.

    ХОД УРОКА

    I. Словарный диктант.

    Мы продолжаем повторять основные случаи слитного и дефисного написания имен существительных.
    Прочитайте записанные на доске слова, вспомните основные правила слитного и дефисного написания существительных, объясните правописание слов.

    1) Великодушие, тысячелетие, языкознание; 2) микротема, авансцена, псевдонародность; 3) пятидневка, времяпрепровождение; 4) пол-одиннадцатого, пол-линейки, пол-Чаплыгина, полдекабря, полугодие; 5) филфак, вуз, Госдума; 6) генерал-лейтенант; ученый-лингвист, революционер-демократ; 7) вице-президент, экс-чемпион, унтер-офицер; 8) северо-восток, юго-запад, норд-вест.

    Первая группа слов – слова с соединительными о, е . Соединительная гласная о пишется после основ на твердый согласный (языко знание ), е – после основ на мягкий согласный, шипящий и ц (тысяче летие ).
    Вторая группа слов подчиняется правилу: «Слова с начальными словообразовательными иноязычными элементами псевдо-, микро-, аван-, авиа-, кино-, био-, теле-, фото- и другими пишутся слитно».
    Слитно пишутся слова с первой частью, употребленной в форме именительного падежа (время препровождение ) или в форме родительного падежа (пятидневка ).
    Слова с первой частью полу- пишутся слитно (полугодие ); слова с первой частью пол- пишутся слитно, если она находится не перед: гласной, л , прописной буквой.
    Все сложносокращенные слова и аббревиатуры пишутся слитно. Этому правилу подчиняются слова пятой группы: филфак, вуз, Госдума .
    Сложные существительные, обозначающие профессию, специальность, звание, должность, научную степень, пишутся через дефис, например: генерал-лейтенант, ученый-лингвист .
    Пишутся через дефис и слова с начальными иноязычными элементами вице-, экс-, камер-, унтер-, штаб- .
    Через дефис пишутся наименования промежуточных стран света, русские и иноязычные (северо-восток, норд-вест ).

    – Как вы понимаете значения следующих слов:

    Авансцена – в состав слова входит словообразовательный элемент аван- (от франц. avant – «перед») – передняя открытая часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал.

    Псевдонародность – псевдо ... – первая составная часть сложных слов, обозначающая: ложный, мнимый (от греч. pseudos – «ложь»).

    Вице-президент – вице -... Первая часть сложных слов в значении «заместитель, помощник».

    Экс-чемпион – экс -... Первая составная часть сложных слов, обозначающая: бывший, утративший прежнее положение.

    – Запишите слова под диктовку учителя, графически выделяя орфограмму.
    – Возьмите ручку с зеленой пастой. Проверьте работу. Сверьте свои записи с записью слов на доске. Если допустили ошибки, исправьте их, а дома еще раз поработайте над «своими» орфограммами. (Учитель контролирует самопроверку учащихся.)
    – Хочу обратить ваше внимание на то, что вопросы слитного, раздельного и дефисного написания – самые сложные в русской орфографии. Именно в этом разделе много колеблющихся, противоречивых написаний. Действует большое количество правил, вследствие чего одно и то же слово может подпадать под разные правила и толковаться двояко.
    Вот почему необходимо обращаться к специальному словарю «Слитно или раздельно?». (Показываю словарь.) Советую поближе познакомиться со словарем, с принципом его построения и почаще заглядывать в него.
    А сейчас запишем в тетрадь полное название и выходные данные: Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П., Чельцова Л.К . Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника.) Под ред. Д.Э. Розенталя. М.: Сов. энциклопедия, 1972.

    II. Словарная работа.

    – Продолжаем пополнять словарную копилку. С этой целью обратите внимание на следующую запись на доске:

    Метаморфизм (от греч. meta – «пере», morphe – «форма» – преобразуюсь, превращаюсь) – процесс преобразования чего-либо. (Метаморфизм художественного мира Есенина.)

    Персонификация (от лат. persona – «лицо» и facere – «делать») – олицетворение, представление неодушевленного предмета или отвлеченного понятия в человеческом образе. (В басенных персонажах, например, с помощью персонификации воплощаются отдельные человеческие качества.)

    – Обратите еще раз внимание на толкование и правописание слов, проговорите их орфографически и запишите в тетрадь.

    III. Обобщение, систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по теме урока.

    – Обратимся к теме урока: «Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами». Повторим, обобщим и углубим наши знания. Слово – Колыханову Роману. Рома напомнит основные сведения по теме. А затем Русанова Елена расширит, углубит наши знания. (Выступают подготовленные учащиеся, на доску вывешивают таблицы с материалами своих сообщений.)

    1. Правила обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами

    Обособляются

    Не обособляются

    1. Деепричастия с зависимыми словами, а также два или несколько деепричастий, относящихся к одному глаголу: 1) Солнце, спрятавшись за узкое сизое облако , золотит его . 2) От Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь и сверкая , движутся полки . (М. Лермонтов)

    2. Одиночные деепричастия, если они не имеют значения наречия (обычно они стоят впереди глагола: 1) Пошумев , река успокоилась . 2) Грохот, не умолкая , катится дальше. 3) Степь побурела и задымилась, подсыхая .

    1. Деепричастия с зависимыми словами, превратившиеся в устойчивые обороты речи, ставшие цельными выражениями (спустя рукава, сломя голову, не переводя дыхания, засучив рукава и т.п.): 1) Будем работать засучив рукава (дружно, упорно). 2) Мальчик бежал сломя голову (быстро). Но: Отец, засучив рукава , тщательно вымыл руки .

    2. Одиночные деепричастия, имеющие значение простого наречия, выступающие в роли обстоятельства образа действия (обычно они стоят после глагола): 1) Яков шел не торопясь (медленно). 2) Мальчик читал книгу лежа .

    3. Группы однородных членов, состоящие из наречия и деепричастия: 1) Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь .

    4. Деепричастия с зависимыми словами, тесно по смыслу сливающиеся с глаголом: Старик сидел опустив голову . (Здесь важно не то, что старик сидел, а что он сидел с опущенной головой.)

    IV. Закрепление. Анализ предложений.

    – Поработаем над закреплением теоретических знаний.

    Задание 1 . Прочитайте записанное на доске предложение. Запишите, расставив знаки препинания, объясните свой выбор.

    (Это предложение соответствует схеме: . Прямая речь стоит после слов автора, поэтому перед прямой речью ставим двоеточие, саму прямую речь заключаем в кавычки.
    Слова автора осложнены одиночным деепричастием, оно обособляется, так как сохранило значение глагольности и выступает в функции второстепенного сказуемого, указывая на время действия.
    Деепричастие отделяется от союза и запятой, так как союз и соединяют два однородных сказуемых.)

    Задание 2 . Запишите предложение под диктовку учителя, расставьте знаки препинания, графически объясните их расстановку.

    2)

    (Это сложносочиненное предложение, запятая перед союзом и отделяет одно простое предложение от другого: = –, и – =. Простые предложения в составе ССП осложнены деепричастными оборотами, мы их обособим, так как обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому.)

    Задание 3 . Приготовьтесь к работе с зелеными карточками (на каждой небольшой карточке написано одно слово, все вместе они составляют одно предложение). Разрозненные слова расположите в соответствии с указанными мною частями речи, чтобы получилась определенная фраза. Если в предложении несколько слов относятся к одной и той же части речи, то я буду указывать дополнительную категорию (падеж, число, род, вид и т.д.). Итак, приготовьтесь «собрать» предложения.

    – Прочитайте предложение, которое у вас получилось. Запишите его в тетрадь, расставьте знаки препинания, объясните графически, затем и устно их расстановку. (Деепричастный оборот раскинув ветви отделяется от союзного слова что запятой, так как деепричастный оборот можно отделить от союзного слова и переставить в другое место.)

    Задание 4 . У каждого из вас на партах лежат карточки больших размеров (альбомный лист, на одной стороне которого написано предложение, на другой нарисована иллюстрация – пейзаж). Прочитайте записанные на них предложения. Дайте им характеристику, расставьте знаки препинания. Приготовьтесь к выступлению (защите своей работы) перед классом.

    (Это предложение со словами автора и прямой речью. Прямая речь состоит из двух простых предложений, между ними ставим запятую. Слова автора осложнены обособленным деепричастным оборотом скинув шапки и обособленными однородными деепричастиями молясь и вздыхая .)

    (Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза либо союзного слова, отделяется от него запятой (такой деепричастный оборот можно переставить в другое место предложения).
    Не выделяются запятыми фразеологические обороты, в состав которых входят деепричастия (не смыкая глаз, затаив дыхание, скрепя сердце и т.п.).

    IVа. Предложения для анализа (дополнительный материал)

    5) Чахнет старая церквушка,
    В облака закинув крест.

    6) Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.

    7) Черемуха душистая,
    Развесившись, стоит,
    А зелень золотистая
    На солнышке горит.

    8) Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
    Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

    9) И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
    Утонул в сугробе, приморозил ногу.

    10) На рассвете он завтра промчится,
    Шапку-месяц пригнув под кустом,
    И игриво взмахнет кобылица
    Над равниною красным хвостом.

    11) Пишут мне, что ты, тая тревогу,
    Загрустила шибко обо мне...

    12) Обняв трубу, сверкает по повети
    Зола зеленая из розовой печи.

    13) И над миром с незримой лестницы,
    Оглашая поля и луг,
    Проклевавшись из сердца месяца,
    Кукарекнув, взлетит петух.

    14) Отвернув к другому ближе плечи
    И немного наклонившись вниз,
    Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер!».

    15) И, спокойно вызов принимая,
    Вижу я, что мне одно и то ж –
    Чтить метель за синий цветень мая,
    Звать любовью чувственную дрожь.

    16) Водит старая мельница ухом,
    Навострив мукомольный нюх.

    17) И с тобой целуюсь по привычке,
    Потому что многих целовал,
    И, как будто зажигая спички,
    Говорю любовные слова.

    18) Хорошо бы, на стог улыбаясь,
    Мордой месяца сено жевать...

    19) Видели ли вы,
    Как бежит по степям,
    В туманах озерных кроясь,
    Железной ноздрей храпя,
    На лапах чугунный поезд?

    20) Остался в прошлом я одной ногою,
    Стремясь догнать стальную рать,
    Скольжу и падаю другою.

    21) И золотеющая осень,
    В березах убавляя сок,
    За всех, кого любил и бросил,
    Листвою плачет на песок.

    22) Но и все ж, теснимый и гонимый,
    Я, смотря с улыбкой на зарю,
    На земле, мне близкой и любимой,
    Эту жизнь за все благодарю.

    23) А заря, лениво
    Обходя кругом,
    Обсыпает ветки
    Новым серебром.

    24) До вечера она их ласкала,
    Причесывая языком,
    И струился снежок подталый
    Под теплым ее животом.

    25) В синюю высь звонко
    Глядела она, скуля,
    А месяц скользил тонкий
    И скрылся за холм в полях.

    26) И нежно охает ячменная солома,
    Свисая с губ кивающих коров.

    27) Неуютная жидкая лунность,
    И тоска бесконечных равнин, –
    Вот что видел я в резвую юность,
    Что, любя, проклинал не один.

    28) И, внимая моторному лаю
    В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
    Ни за что я теперь не желаю
    Слушать песню тележных колес.

    29) Хорошо лежать в траве зеленой
    И, впиваясь в призрачную гладь,
    Чей-то взгляд, ревнивый и влюбленный,
    На себе, уставшем, вспоминать.

    V. Обобщение. Выводы.

    – Посмотрите записанные в тетрадях предложения. Строки какого поэта звучали сегодня на уроке? (Записанные предложения – поэтические строки С.А. Есенина.)
    – Как вы думаете, почему Есенин часто использует в своих стихотворениях деепричастия и деепричастные обороты? Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи? (Деепричастный оборот – сжатая, лаконичная и очень выразительная форма. С.А. Есенин часто использует в своих стихотворениях деепричастия и деепричастные обороты, так как они позволяют «дорисовывать» движение, сделать поэтическую речь выразительной, динамичной. Природа в лирике поэта одушевлена, он использует прием метаморфизма. В сравнении с придаточными обстоятельственными деепричастный оборот более сжат, хотя придает высказыванию книжный характер.)
    – Прочитайте следующие предложения. Определите способ выражения обособленных обстоятельств:

    А. Деепричастный оборот.
    Б. Одиночное деепричастие.
    В. Имя существительное с предлогом.

    1. В синюю высь звонко
    Глядела она, скуля,
    А месяц скользнул тонкий
    И скрылся за холм в полях.

    (С.Есенин)

    2. Стеля стихов злаченые рогожи,
    Мне хочется вам нежное сказать.

    (С.Есенин)

    3. Кроме книг, здесь был лишь письменный стол.

    – Мы немало сегодня написали и прочитали поэтических строк С.А. Есенина, в которых встречали деепричастия и деепричастные обороты. А почему мы не встретились с синтаксическими конструкциями с обособленными обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами? (Такие синтаксические конструкции характерны для научного и официально-делового стиля, придают речи канцелярский оттенок.)

    VI. Выполнение заданий:

    Задание 1 . Посмотрите еще раз записанные в тетрадях поэтические строки С.А. Есенина, найдите деепричастия, выпишите их в отдельную строчку и разберите их по составу.

    Задание 2 . Назовите морфологические признаки деепричастия молясь .

    Задание 3 . Назовите и охарактеризуйте звуки, которые обозначают указанные учителем буквы:

    Задание 4 . Составьте и запишите предложения с данными оборотами, дополнив их при необходимости (описаниями природы, сравнениями).

    VII. Стилистика предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами.

    – Прочитайте следующие предложения. Укажите характер ошибки.

    1) Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша .
    2) Подходя к лесу, мне стало холодно .

    Деепричастный оборот обычно свободно передвигается в пределах предложения, он может стоять в его начале, в середине, в конце. Это положение не соблюдено в первом предложении. В нем речь идет о двух действующих предметах в грамматическом значении этого слова: о пассажире (он спрыгнул с трамвая) и о калоше (она слетела), причем действие пассажира не относится к подлежащему.

    – Как можно исправить данное предложение?
    (Действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, должны быть произведены одним и тем же объектом речи, иначе это приводит к грамматическим ошибкам.)

    Прочитайте второе предложение. В нем тоже допущена ошибка. Если главное предложение является безличным, деепричастный оборот может употребляться только в том случае, если сказуемое выражено инфинитивом. Например: Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель свободной минуты .

    Подобные ошибки часто встречаются в речи. Понаблюдайте за речью других людей – это поможет вам самим избежать ошибок.

    И еще советую познакомиться с книгой И.Б. Голуб и Д.Э. Розенталя «Занимательная стилистика», которая в занимательной и доступной форме расскажет о «секретах» использования слов, их сочетаемости, о правилах и тонкостях употребления грамматических форм и гибких синтаксических конструкций. Знакомство с материалами этой книги расширит ваши знания в области русского языка и поможет вам повысить свою речевую культуру.

    VIII. Оценки.

    IX. Домашнее задание.

    На следующем уроке мы выделим время для анализа предложений с обособленными и необособленными обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями, будем вести разговор о конструкциях с предложными сочетаниями несмотря на, в случае ... и др. Будем работать с правилом «Обстоятельства, выраженные существительными с предлогами». Поэтому дома необходимо повторить соответствующий теоретический материал:

    1) «Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами».
    2) «Правописание производных предлогов».
    3) Упр. 387 (Розенталь Д.Э . Русский язык. 10–11-е кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1995).

    Индивидуальное задание. Пользуясь «Фразеологическим словарем русского языка», составьте тематический словарь «Деепричастные обороты в составе фразеологизмов». Подготовьтесь к выступлению.

    Литература

    1. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П., Чельцова Л.К. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника) / Под. ред. Д.Э. Розенталя. М.: Сов. энциклопедия, 1972.

    2. Одинцов В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е.И., Василевская И.А . Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / Под ред. В.В. Иванова. М.: Просвещение, 1983.

    3. Словарь русского языка в 4 томах. / Академия наук СССР. Институт языкознания. М.: Гос. изд-во иностр. и национ. словарей, 1957.

    4. Есенин С.А. Избранное / Сост., предисл. и примеч. Ю.Л. Прокушева. М.: Просвещение, 1986.

    5. Макурина Л.В. Русский язык. 11-й класс. Урок за уроком: Книга для учителя. М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002. С. 38–42.

    6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика: Книга для учащихся 8–10-х классов. М.: Просвещение, 1988.

    7. Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие речи. 10–11-е классы: Методическое пособие. СПб.: Паритет, 2002. С. 45–48.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жизнь как МиГ: скончался известный авиаконструктор Иван Микоян Жизнь как МиГ: скончался известный авиаконструктор Иван Микоян Биография советский государственный и политический деятель, генерал армии Биография советский государственный и политический деятель, генерал армии Проповедник веры христовой, обличитель сильных мира сего Проповедник веры христовой, обличитель сильных мира сего