Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей. Проблемы мониторинга образовательной программы дополнительного образования Мониторинг деятельности учреждений дополнительного образования детей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Морозова Ольга Владимировна (1), Бабарыкин Евгений Юрьевич (2), Платунова Ирина Андреевна (3)

(1) кандидат архитектуры, доцент кафедры ОАПИАиГ, и.о. директора НОЦ НГУАДИ

(2) ассистент ФГБОУ ВО «НГУАДИ»

(3) специалист по учебно-методической работе ФГБОУ ВО «НГУАДИ»

1-3. ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств» (Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts, NSUADA), 630099, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 38

Аннотация:

Статья посвящена анализу процесса мониторинга художественно-творческих способностей учащихся учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Предложена собственная модель мониторинга художественно-творческих способностей учащихся, которая применяется на базе Научно-образовательного центра НГУАДИ. Главное достоинство предложенной модели – наглядность и простота для всех участников образовательного процесса. Мониторинг в архитектурно-художественном образовании улучшает общее качество обучения и индивидуализирует учебный процесс. Разработка и внедрение системы мониторинга является перспективным инструментом регулирования системы дополнительного образования детей.

Результаты получены в рамках научного исследования по теме: «Разработка и внедрение системы комплексной оценки (мониторинга) образовательного процесса в НОЦ НГУАДИ» (утверждено Ученым советом ФГБОУ ВО «НГУАДИ» 01 февраля 2017, рекомендовано к продолжению на период с 01 февраля 2018 г. по 31 января 2019 г.)

Государственная политика в сфере образования в период последних пяти лет очевидно направлена на постепенное сближение и конвергенцию дополнительного образования детей и молодежи с Федеральными государственными образовательными стандартами. Такие выводы можно сделать, основываясь на процессах возвращения дополнительного образования из сферы ответственности муниципалитетов к федеральным органам власти и органам власти субъектов РФ, а также из организации профильного законодательства, которое напрямую касается не только общей системы образования, но дополнительного образования детей и молодежи.

Наметившиеся тенденции государственного регулирования системы дополнительного образования детей ставят перед педагогами дополнительного образования серьезную и массивную задачу – разработку и приведение в действие системы мониторинга результативности педагогического процесса и его влияния на способности учащихся.Мониторинг, как обязательная составляющая учебного процесса, заключается в соотнесении педагогической деятельности и уровня подготовки учащихся. Без понимания реального состояния дел невозможно планомерно и целенаправленно осуществлять профессиональную деятельность, оценивать ее результативность.

На сегодняшний день все еще не сформировано единого концептуально-методологического понимания мониторинга в дополнительном образовании, его функционирования и измерения.

Скорейшая разработка и внедрение мониторинга в образовательные процессы особенно востребована для художественно-творческих учреждений, включая архитектурно-дизайнерской направленности, поскольку, согласно проведенным исследованиям, они занимают лидирующее положение на российском рынке дополнительного образования. Такие выводы можно сделать, исходя из увеличения количества таких организаций в последнее время, а также по высокой востребованности у населения .

Дополнительное образование, как одно из составляющих звеньев системы образования в России, так же необходимо анализировать и подвергать мониторингу для выявления преимуществ и недостатков образовательных программ, по которым занимаются дети и молодежь. Это важно в равной степени для всех участников образовательного процесса, включая родителей учащихся, поскольку позволяет отслеживать успехи и достижения ребенка. Накапливаемая в процессе мониторинга качества образования информация может использоваться для определения и идентификации системных проблем в обучении, связанных с недостатками методов преподавания, оценивать последствия инноваций в образовании в государстве, субъекте страны, муниципальном образовании или в отдельно взятой образовательной организации. Полученная информация может мотивировать руководство и преподавательский состав таких организаций, ориентировать на улучшение своей деятельности, способствовать повышению ответственности за результаты учебного процесса.

В свете модернизации образования в Российской Федерации особенно актуальным становится вопрос разработки технологии и модели мониторинга. На передний план выходит не только мониторинг программ дополнительного образования, но мониторинг саморазвития учащихся в организациях дополнительного образования. Причем преподавателю крайне необходимо абстрагироваться только от оценки освоения знаний в конкретном предмете обучения, перейти к оценке социальных качеств ученика, обратить внимание на его личностное, интеллектуальное и духовное развитие. Это обусловлено явным смещением акцента регламентации деятельности образовательных организаций в сторону индивидуализации образовательного процесса. В свою очередь, это порождает необходимость осуществления психолого-педагогического сопровождения учащихся, отслеживания динамики его саморазвития на всех этапах. От решения поставленного вопроса во многом зависит успех всех предложений по модернизации и профессионально грамотному переводу учреждений дополнительного образования детей на уровень управления качеством .

Целью научного исследования является разработка качественно нового подхода к мониторингу и оценке развития творческих художественных и проектных компетенций учащихся организаций дополнительного образования, апробация мониторинга на базе НОЦ НГУАДИ, а также обоснование важность исследования для индивидуализации дополнительного образования детей и молодежи.

Сущность педагогического мониторинга, подходы к пониманию его структуры и осуществлению описываются в трудах таких исследователей-педагогов, как: Н.Н. Абакумова, В.А. Болотов, Н.В. Борисова, Н.Ф. Ефремова, И.В. Коваленко и других.

Вопросы мониторинга качества дополнительного образования и мониторинга личностного развития учеников учреждений дополнительного образования раскрывается в работах И.В. Ивановой, Л.Г. Логиновой, С.В. Кадяевой, И.В. Семионовой и других. Особый интерес вызывают работы И.В. Ивановой, которая посвящает изучению необходимости педагогического мониторинга программ дополнительного образования немалое количество своих работ.

Изучая современную статистику специфики организаций дополнительного образования в России, становится очевидным, что мониторинг качества художественного образования и развития художественно-творческих способностей детей и подростков становится сегодня особенно актуальным и востребованным в образовательной среде. Рост числа образовательных учреждений, профильным направлением которых является архитектурно-дизайнерская и художественная сфера в последнее время предполагает появление качественных изменений в области мониторинга качества образования и мониторинга способностей учащихся таких учреждений.

Тема мониторинга дополнительного образования в организациях архитектурно-дизайнерской и художественной направленности, а также мониторинг и диагностика художественно-творческих способностей детей и подростков поднимается в работах той же И.В. Ивановой, И.В. Непрокиной, Е.А. Михайловой, В.А. Ярешко и других педагогов-исследователей.

Реализация мониторинга художественно-творческих компетенций учащихся в рамках системы дополнительного образования проводилась в Научно-образовательном центре дополнительного образования детей и молодежи Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств (Далее – НОЦ НГУАДИ) в 2016-2017 учебном году. НОЦ НГУАДИ предоставляет образовательные услуги по программам дополнительного образования художественной и архитектурно-дизайнерской направленности. В состав подразделения входит Студия детского проектного творчества, в которой обучаются дети от 6 до 15 лет, и Подготовительные курсы, на которых старшеклассники готовятся к творческим вступительным испытаниям в вуз. Обучение в Студии проектного творчества проводится по уровневой системе, программа обучения постоянно усложняется и дифференцируется, включая в себя все больше предметов художественной, архитектурной и дизайнерской направленности. В рамках подразделения ведется подготовка по таким предметам, как рисунок и живопись, дизайн одежды, 3D-моделирование и 3D-печать, архитектурное проектирование, компьютерная графика и другим. Подготовительные курсы НОЦ НГУАДИ в 2016-2017 учебном году готовили старшеклассников 10 и 11 класса к поступлению в Университет по предметам рисунок, композиция и живопись.

Для повышения качества дополнительного образования детей было принято решение о внедрении в учебный процесс мониторинга динамики развития творческих художественных и проектных компетенций учащихся. Документом, регулирующем процесс мониторинга и закрепляющим основные цели, задачи и порядок организации процедуры педагогической диагностики и мониторинга в НОЦ НГУАДИ, является «Положение о мониторинге динамики развития творческих художественных и проектных компетенций учащихся НОЦ НГУАДИ». «Положение о мониторинге …» было разработано с учетом обширного отечественного опыта, с опорой на теоретические труды и практические программы.

Согласно названному выше положению, мониторинг динамики развития творческих компетенций учащихся представляет собой специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностику состояния творческих компетенций учащихся на базе имеющихся источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.

Целью проведения мониторинга является выявление показателей, дающих объективную информацию об уровне и динамике развития творческих, художественных и проектных компетенций учащихся НОЦ НГУАДИ, для своевременной корректировки дальнейших обучающих, развивающих и воспитательных задач, стоящих перед педагогами, работающими с разными возрастными группами учащихся.

Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:

Получение объективной информации о творческих художественных и проектных компетенциях учащихся регулярно в течение учебного года (на момент поступления в НОЦ НГУАДИ, в середине учебного года и на момент завершения обучения на каждой образовательной ступени - в конце учебного года);
Индивидуализация образования, в том числе построение образовательной траектории учащегося и профессиональной коррекции особенностей его развития;
Формирование механизма единой системы сбора, обработки хранения информации о состоянии системы образования;
Координация деятельности всех участников мониторинга;
Проведение анализа достижений в воспитании, обучении и развитии учащихся, для прогнозирования перспектив развития НОЦ НГУАДИ;
Совершенствование организации образовательного процесса.

Оценка осуществлялась в процессе освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ НОЦ НГУАДИ в течение 2016-2017 учебного года (9 месяцев) и проводилась в два этапа (входящий контроль, итоговый контроль) с применением экспертной оценки срезовых работ учащихся.

Входящий контроль является первым этапом мониторинга и выполняет функцию первичной проверки уровня творческих художественных и проектных компетенций учащихся и определения перспектив дальнейшего развития. В дальнейшем результаты первого этапа сопоставляются с последующими показателями для отражения динамики развития художественных творческих и проектных компетенций. Входящий контроль проводится после завершения первой срезовой работы в срок первых двух месяцев учебного года.

Итоговый контроль – это финальный этап, по итогам которого определяется степень достижения результатов освоения материала общеобразовательных дополнительных программ учащимися и их ориентация на дальнейшее обучение. Итоговый контроль проводится в конце учебного года по завершению итоговой срезовой работы.

Мониторинг динамики развития творческих художественных и проектных компетенций учащихся, используемый в рамках обучения в НОЦ НГУАДИ представляет собой форму экспертной оценки и направлен на установление качественных и количественных характеристик развития художественно-творческих компетенций учащихся. Для всех учебных курсов каждого уровня учебной программы были разработаны критерии оценки, дополняющие друг друга и позволяющие достичь целостной оценки работ учащегося. Выделены две категории критериев - общие и специальные. Общие критерии отображают общую подготовку учащихся и являются едиными для всех учебных курсов. К общим критериям относятся – «полнота выполнения задания», «степень владения материалами и техниками», «социальная коммуникативная адаптивность». Критерий «полнота выполнения задания» показывает в достаточном ли объеме выполнено задание за отведенный период времени, все ли поставленные задачи выполнены, осуществлена ли детальная проработка. Критерий «степень владения материалами и техниками» отражает уровень владения базовыми техниками и основными материалами в рамках учебных заданий. Оценка по критерию «социальная коммуникативная адаптивность» является результатом педагогического наблюдения и характеризует точность понимания поставленных перед учащимся задач, уровень адаптации в коллективе и уровень взаимодействия с преподавателем.

Специальные критерии предусматривают исследование специальных знаний, компетенций и навыков учащихся по критериям, характерным для конкретных учебных курсов. Так для младшей возрастной категории учащихся (6-7 лет) для курса «Комплексная программа» были разработаны следующие специальные критерии: «композиционное решение» и «цветовое решение». Критерий «композиционное решение» предполагает оценку навыка ребенка ориентироваться в пространстве и передавать свое восприятие пространства в творческой работе, уметь различать главное и второстепенное, близкое и далекое, определять линию горизонта. Критерий «цветовое решение» отображает сформированность осмысленного цветовосприятия у ребенка, а именно знание основных цветов, умение смешивать или получать дополнительные цвета, с целью передачи интонации художественного образа.

Процедура мониторинга предполагает последовательность следующих действий: определение и обоснование объекта мониторинга; сбор данных, используемых для мониторинга; обработка полученных данных; анализ и интерпретация полученных в ходе мониторинга данных; подготовка документов по итогам анализа полученных данных; распространение результатов среди пользователей мониторинга.

Оценка уровня развития творческих художественных и проектных компетенций учащихся НОЦ НГУАДИ осуществляется преподавателями с использованием информационных технологий и сети «Интернет». С помощью сайта подразделения НОЦ НГУАДИ преподаватели выставляют оценки заранее загруженным изображениям срезовых работ учащихся (Рисунок 1 и Рисунок 2).

Система электронной обработки выставленных экспертных оценок обрабатывает полученную информацию, а по окончании каждого этапа проведения мониторинга составляет диагностическую карту личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы. Результат предоставляется родителям учащегося в форме информационно-аналитической справки путем размещения её в личном кабинете учащегося на сайте НОЦ НГУАДИ.

Рис. 1. Загруженные изображения работ учащихся группы 1-2

Рис. 2. Окно выставления экспертных оценок преподавателем

В качестве примера ниже представлены фрагменты информационно-аналитической справки о результатах двух этапов (входящий и промежуточный контроль) мониторинга творческих художественных и проектных компетенций учащейся Студии проектного творчества Полушиной Виктории (7 лет), обучающейся по курсу «Комплексная программа», преподаватель М.А. Капустина.

Рис. 3. Работа учащейся Полушиной Виктории, представленная для экспертной оценки на первом (входящем) этапе мониторинга.

Рис. 4. Диаграмма 1, сравнительный анализ экспертной оценки представленной работы с базовым уровнем «Комплексная программа» (I этап - входящий контроль).

Вывод по I этапу:

Полнота выполнения задания: задание выполнено своевременно, в полном объеме, но без детальной проработки. Владение материалами и техниками: уверенное владение материалами и техниками. Социально-коммуникативная адаптивность: полноценное понимание поставленных задач, выполнение их в полном объеме с позитивной творческой интерпретацией. Высокий уровень адаптации в коллективе и взаимодействия с преподавателем. Композиционное решение: изображение уравновешенное, осознанно выбран формат, выделен «ближний» и «дальний» планы изображения. Цветовое решение: в зависимости от поставленных учебных задач используются как простые как простые спектральные, так и сложные составные цвета (контрастные и родственные).

Рис. 5. Работа учащейся Полушиной Виктории, представленная для экспертной оценки на II (промежуточном) этапе мониторинга.

Рис. 6. Диаграмма 2, сравнительный анализ экспертной оценки представленной работы с базовым уровнем «Комплексная программа» (II этап - промежуточный контроль)

Вывод по II этапу:

Полнота выполнения задания: задание выполнено своевременно, в полном объеме, с детальной проработкой. Владение материалами и техниками: cвободное владение материалами и техниками, выражение собственной авторской индивидуальности. Социально-коммуникативная адаптивность: полноценное понимание поставленных задач, выполнение их в полном объеме с позитивной творческой интерпретацией. Высокий уровень адаптации в коллективе и взаимодействия с преподавателем. Композиционное решение: изображение уравновешенное, осознанно выбран формат, выделен «ближний» и «дальний» планы изображения. Цветовое решение: помимо осознанного использования сложных составных цветов, ребенок выстраивает различные цветовые гармонии (сближенные и контрастные).

Рис. 7. Диаграмма 3. Общая динамика критериев по предмету «Комплексная программа» (учащаяся Полушина Викторая, 7 лет).

Вывод по исследуемому периоду: За прошедший период обучения видна позитивная динамика оценок специальных критериев. Это свидетельствует об эффективности учебного процесса применительно к освоению данного предмета и о несомненных способностях учащегося в этом конкретном виде творчества. Удачно найденные решения, грамотные построения пропорций, подробная проработка конкретных творческих решений удаются учащемуся в лучшей степени, чем на момент начала обучения. Положительная динамика всех показателей по предмету «Комплексная программа» составила 27.27%.

По итогам 2016-2017 учебного года были собраны статистические сведения о результатах мониторинга учащихся НОЦ НГУАДИ. Так, в 2016-2017 учебном году в НОЦ НГУАДИ обучались 325 детей от 5 до 17 лет. Из них 71% всех учащихся приняли участие в процедуре мониторинга, оставшиеся 29% не предоставили работы для экспертной оценки. Индивидуальные результаты обоих этапов были сопоставлены между собой и была проанализирована динамика средней оценки компетенций учащихся детской студии и подготовительных курсов (Рис. 8 и Рис. 9).

Средняя оценка компетенций учащихся показала абсолютный прирост по всем учебным курсам и возрастным категориям. Наибольший прирост компетенций получен по курсам: Живопись для детей 7 и 9 уровня обучения в детской студии и Живопись на подготовительных курсах.

Рис. 8. Динамика средней оценки компетенций учащихся детской студии

Рис. 9. Динамика средней оценки компетенций учащихся подготовительных курсов

Согласно проведенному анализу оценок по общим и специальным критериям (Таблицы 1 и 2) учащихся Подготовительных курсов и Студии детского творчества, выявлено, что:

Наибольший прирост компетенций за год обучения произошел по группе общих критериев и составил 17,83% в год. В частности, «Владение материалами и техниками» улучшилось на 22,42%. В начале года средняя оценка по этому критерию была минимальной и составляла 6,04 балла по 10 бальной шкале оценок, к концу года она выросла до уровня 7,4 балла.
Наименьший прирост по компетенциям произошел по критерию «Социальная коммуникативная адаптивность» из группы общих критериев и составил 11,09% в год, это связано с достаточно высоким уровнем развития этой компетенции на момент начала обучения (6,85 баллов по десяти бальной системе).
Группа специальных критериев показала средний прирост на 15,61%.
Наибольший прирост - 15,95% в группе специальных критериев показал «Критерий 3» (связанный с цвето-тональными решениями).
Наименьший прирост – 13,14% в группе специальных критериев показал «Критерий 2» (связанный с конструктивным построением, точностью и оригинальностью решения).

Таблица 1. Значение специальных критериев по предметам

Таким образом, статистические подсчеты показали, что положительная динамика наблюдается по всем видам компетенций. Это подтверждает эффективность учебного процесса и дает возможность обратить внимание на те компетенции, по которым наблюдается наименьший рост.

Выводы.

В результате проведения мониторинга была получена объективная информация о динамике развития творческих, художественных и проектных компетенций учащихся НОЦ НГУАДИ. Были построены индивидуальные образовательные траектории учащихся, что является частью процесса индивидуализации образования, актуального в настоящее время. Координация деятельности всех участников мониторинга позволила сформировать механизм единой системы сбора, обработки хранения информации о состоянии учебного процесса в НОЦ НГУАДИ.

Объективная информация о результатах достижений в обучении учащихся отражена в индивидуальных информационно-аналитических справках, что дало возможность родителям иметь достоверную информацию о творческом развитии своих детей.

Разработка и внедрение системы мониторинга достижений учащихся в области художественного и проектного творчества является перспективным инструментом регулирования системы дополнительного образования детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.

2.Абакумова Н.Н. Принципы организации педагогического мониторинга инноваций // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. - № 12. – С. 135 – 139.

3.Болотов В. А. О построении общероссийской системы оценки качества образования // Вопросы образования. 2005. №1. С.5-10.

4.Иванова И.В., Логинова Л.Г. Мониторинг результатов и динамики развития личности воспитанников учреждения дополнительного образования детей // Образование личности. 2013. № 2. С. 40–54.

5.Иванова И.В., Логинова Л.Г. Мониторинг саморазвития обучающихся в контексте индивидуализации образовательного процесса в дополнительном образовании // Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. №1. 1412-1419.

6.Иванова И.В., Логинова Л.Г. Технология мониторинга развития личности учащихся в дополнительном образовании // Нижегородское образование. 2013. №3. С.113-118.

7.Коваленко И. В. Педагогический мониторинг как средство управления качеством образования // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. №1-2. С.262-271.

8.Непрокина И.В., Михайлова Е.А. Роль мониторинга в формировании художественно-творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования // Теория и практика общественного развития. 2013. №9. С.129-132.

9.Ярешко В.А. Мониторинг результативности в системе дополнительного художественного образования детей // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка. –. 2015. – т. 1. - № 1. – С.168 – 173.

10.Атлас регионов России //Мониторинг системы образования: дополнительное образование детей. Выпуск №1 2016. // URL: https://atlas.hse.ru/monitoring/analytics/newsletter_additional_education/ (Дата обращения 12.12.201 7)

Разделы: Внеклассная работа

В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.

В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам.

Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.

В МОУ ДОД ЦДТ «Кежемский районный центр детского творчества» Красноярского края разработана система мониторинга, которая является инструментом оценки качества дополнительного образования через определение результативности реализации дополнительных образовательных программ.
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств обучающихся, а в современном контексте – формирование базовых компетентностей, в качестве основополагающего подхода к оценке результативности реализации образовательных программ определен подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и степени освоения основных общеучебных компетентностей.

Программа мониторинговых исследований, проводимых в центре детского творчества в течение учебного года включает:

  1. Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка, основные общеучебные компетентности).
  2. Мониторинг развития качеств личности обучающихся.

Мониторинг результатов обучения
по дополнительной образовательной программе

Для определения уровня освоения предметной области и степени сформированности основных общеучебных компетентностей педагогам предлагается методика «Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе» .

Дважды в течение учебного года (ориентировочно в декабре и мае) педагог заносит данные о детях в диагностическую карту (см. Приложение 1).

Технология определения результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе представлена в таблице-инструкции, содержащей показатели, критерии, степень выраженности оцениваемого качества, возможное количество баллов, методы диагностики (см. Приложение 2).

Графа «Показатели (оцениваемые параметры)» фиксирует то, что оценивается. Это те требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно-тематического плана - развернутый вариант, либо по итогам учебного года (полугодия) – обобщенный вариант. Изложенные в систематизированном виде, эти показатели помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.

Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп:
- теоретическая подготовка,
- практическая подготовка,
- основные общеучебные компетентности, без приобретения которых невозможно успешное усвоение любой образовательной программы и осуществление любой деятельности.

Графа «Критерии» содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей и устанавливается степень соответствия реальных результатов ребенка требованиям, заданным программой.

Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней освоении ребенком программного материала и основных компетентностей – от минимального до максимального. Дается краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.

Выделенные уровни обозначены соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество баллов». Данная графа может быть заполнена самим педагогом в соответствии с особенностями программы и его представлением о степенях выраженности измеряемого качества. Педагог может ставить «промежуточные» баллы (1,5б, 2,5б, 2,8б и т.п.), которые, по его мнению, в наибольшей мере соответствуют той или иной степени выраженности измеряемого качества. Это позволит более четко отразить успешность и характер продвижения ребенка по программе.

В графе «Методы диагностики» напротив каждого оцениваемого показателя обозначен способ, с помощью которого определяется соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. В качестве основных методов выступают наблюдение, контрольный опрос (устный или письменный), собеседование (индивидуальное или групповое), тестирование, анализ проектно-исследовательской работы учащегося. Педагог может использовать обозначенные методы диагностики (подчеркнуть в таблице), либо предложить свои, которые применяются им в соответствии со спецификой программы.

В конце таблицы выделена специальная графа «Достижения воспитанников» , выполняющая роль портфолио, где педагог фиксирует наиболее значимые достижения ребенка в той сфере деятельности, которая изучается образовательной программой.

Мониторинг развития качеств личности воспитанников

Формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Это обусловлено спецификой дополнительного образования детей.

В этой связи педагогам дополнительного образования предлагается психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой .

В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целями и входит в задачи программ дополнительного образования, реализуемых в Центре детского творчества:

  1. Активность, организаторские способности.
  2. Коммуникативные навыки, коллективизм.
  3. Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.
  4. Нравственность, гуманность.
  5. Креативность, склонность к проектно-исследовательской деятельности.

Технология работы педагогов по методике «Изучения качеств личности воспитанников» состоит в заполнении диагностической карты (см. Приложение 3). Карта заполняется на основании критериев (признаков проявления качеств личности), обозначенных в методике (см. Приложение 4).

Каждый педагог может выбрать именно те качества личности, которые наиболее эффективно развиваются в рамках реализуемой им образовательной программы, либо заполнять таблицу целиком. Руководители клубов, секций, студий, мастерских заполняют диагностическую таблицу трижды:
- в течение первого месяца после комплектования и начала работы учебной группы (сентябрь, октябрь),
- в начале второго полугодия (январь),
- в конце учебного года (апрель, май).

В качестве методов диагностики личностных изменений детей используются наблюдение (основной метод), диагностическая беседа, метод рефлексии. По желанию педагогов могут использоваться методы анкетирования, тестирования, незаконченных предложений и пр.

Методическое сопровождение мониторинговых исследований

Методическое сопровождение мониторинговых исследований осуществляют заместитель директора по научно-методической работе и педагог-психолог.

Заместитель директора по научно-методической работе:

  • организует методическую учебу педагогов по вопросам определения результативности реализации программ дополнительного образования через методические семинары, педагогические советы, консультации;
  • оформляет информационные, отчетные документы и методические рекомендации;
  • осуществляет аналитическую деятельность по результатам мониторинга, на основании которой вносит коррективы, руководит процессом совершенствования и развития программ психолого-педагогической диагностики качества дополнительного образования.

Педагог-психолог:

  • консультирует педагогов по вопросам заполнения диагностических карт на разных этапах программы;
  • консультирует педагогов по вопросам воспитательного подхода и коррекции детей, обнаруживающих низкий уровень развития качеств личности, недостаточное усвоение программы, отрицательную динамику; определяет причины выявленных проблем через углубленную диагностику; составляет и реализует индивидуальные программы работы с такими детьми либо всем детским коллективом в целом;
  • осуществляет статистическую обработку диагностических материалов к конце 1-го полугодия, учебного года; обобщает данные по образовательным программам отдельных направленностей и всем образовательным программам, реализуемым в Центре детского творчества;
  • участвует в анализе и корректировке программ психолого-педагогической диагностики, процессе их совершенствования и развития.

Систематическое оценивание успешности обучения, личностных качеств методами психолого-педагогической диагностики в течение всех лет обучения ребенка (группы) по программе позволяет педагогу и специалистам Центра определять направления образовательно-воспитательной работы с каждым воспитанником и детским коллективом на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы в детском объединении.

Кроме того, данные, полученные в результате проведения мониторинга, являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов.

Значительное преимущество единой системы мониторинга для всех образовательных программ Центра состоит в возможности определения качества образования как по каждой отдельно взятой программе, так и по направленностям дополнительного образования и учреждению в целом.

Статистическая обработка данных мониторинговых исследований осуществляется методами математической статистики и позволяет получить сравнительные результаты данных психолого-педагогической диагностики за конкретный временной период, например, учебный год. Так, сравнительные результаты данных мониторинга за 2009-2010 представлены на диаграммах. <рисунки 1, 2, 3>.

Разработанная в Кежемском ЦДТ система мониторинга качества дополнительного образования позволяет своевременно выявлять проблемные зоны образовательно-воспитательного процесса и учитывать их при дальнейшем планировании, координации деятельности всех субъектов образования, совершенствовании технологии и механизмов мониторинговых исследований.

Литература:

  1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
  2. Железнова Л.Б. Результативность образовательной деятельности в сфере дополнительного образования: Материалы Интернет-сайта Оренбурского ИПК РО.-20.03.2002.
  3. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Учебно-методическое пособие/ Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой и др. – СПБ: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005.
  4. Стратегия модернизации содержания общего образования. – М., 2001.
  5. Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников. – Красноярск, 1996 г.
  6. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результативности воспитания школьников // Классный руководитель, 2000 - № 6.

Гордиенко Ирина Ивановна
Должность:
Учебное заведение: МБОУ "СШ №24"
Населённый пункт: посёлок Снежногорск, Норильск, Красноярский край
Наименование материала: реферат
Тема: "Мониторинг в дополнительном образовании детей"
Дата публикации: 26.02.2017
Раздел: дополнительное образование

РЕФЕРАТ

«Мониторинг в дополнительном образовании детей»

Реферат подготовила:

Гордиенко Ирина Ивановна

Должность:

педагог дополнительного образования

Место работы:

МБОУ «СШ №24»

п. Снежногорск, Норильск, Красноярский край

Российская Федерация

Введение………………………………………………………………….3

Мониторинг в дополнительном образовании детей…………………..6

2.1 Что такое мониторинг……………………………………………….6

2.2 Функции мониторинга………………………………………………7

2.3 Принципы мониторинга…………………………………………….7

2.4 Объекты и субъекты мониторинга…………………………………9

2.5 Цель мониторинга………………………………………………….10

2.6 Виды мониторинга…………………………………………………10

2.7 Мониторинг личностных достижений воспитанника…………...13

2.8 Система контроля…………………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………..15

Список литературы………………………………………….…………16

Введение

Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное

внимание во всем мире. В современном мире “образование” стало пони-

маться шире и включает в себя условия социальной и культурной жизни, в

которых ребенок и взрослый осваивают культурные ценности, различные

виды деятельности, приобретают знания, умения жизнедеятельности. Об-

разование органично включает в себя обучение и учение, воспитание и

самовоспитание, развитие и саморазвитие, социализацию и внутренний

рост индивида.

Все острее встает задача общественного понимания необходимости

дополнительного образования как открытого вариативного образования и

его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и

свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит

личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.

утверждена Концепция развития дополнительного образования детей. Кон-

цепция направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного об-

разования как социокультурной практики развития мотивации подрастаю-

щих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение фено-

мена дополнительного образования в подлинный системный интегратор

открытого

вариативного

образования,

обеспечивающего

конкуренто -

способность личности, общества и государства. Такое образование принци-

пиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу

выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индиви-

дуального развития.

На современном этапе содержание дополнительных образовательных про-

грамм ориентировано на: создание необходимых условий для личностного

развития учащихся, позитивной социализации и профессионального само-

определения;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуаль-

ном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в заня-

тиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление,

развитие и поддержку талантливых учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, тру-

дового воспитания учащихся;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепле-

ние здоровья учащихся;

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответ-

ствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из

числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвали-

Отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов норматив-

ной регламентации, с одной стороны, позволяет создавать необходимую ва-

риативность и обновляемость программ, с другой стороны, не всегда обес-

печивает предоставление услуг достойного качества.

Взаимосвязь качества образования с характером развития страны

является проблемой всех развитых стран. Именно под лозунгом повыше-

ния качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в

России. В 1992 году Министерством образования была разработана кон-

цепция управления качеством образования, цель которой - определение

направлений проведения научных и практических работ для непрерывного

повышения качества предоставляемых образовательных услуг и защиты

интересов граждан и государства в получении высококачественного об-

№ 1941 утверждена структура центрального аппарата министерства, вклю-

чающая в числе прочих подразделений Управление контроля качества об-

разования. Государственная система управления качеством образования -

совокупность

организационной

структуры,

ресурсов,

мероприятий,

процессов и процедур, проводимых на нормативной базе, изложенной в

стандартах, правилах и инструкциях и обеспечивающей осуществление об-

щего руководства качеством работы образовательных учреждений.

Под эгидой ЮНЕСКО проводятся исследования качества образования в

разных странах, в том числе и в России. Данные этих исследований гово-

рят не только о том, что чьи-то ученики отстают или опережают других по

некоторым параметрам знаний, но еще и о том, что качество образования в

разных странах оценивается с помощью разных критериев или при разных

весовых показателях для одинаковых критериев, т.е. по-разному.

Сегодня к дополнительному образованию, не смотря на его особен-

ности, предъявляются те же требования, что и к любой педагогической дея-

тельности. Одним из главных требований является результативность. Важ-

средством

управления

образовательным

процессом

является

объективный и систематический контроль работы детей. Поэтому неотъем-

лемой частью педагогической деятельности в учреждении дополнительно-

го образования является мониторинг.

В нашем образовательном учреждении нет единой структуры мони-

торинга, поэтому все педагоги находятся в поиске, создавая свою систему

проверки качества знаний. В таком же творческом поиске нахожусь и я, пе-

дагог дополнительного образования, поэтому выбранная тема для реферата

является для меня в данный момент самой актуальной.

Цель моей работы – уяснить, каким должен быть мониторинг в си-

стеме дополнительного образования детей.

Я ставлю перед собой следующие задачи :

изучить что такое мониторинг;

систематизировать знания о мониторинге;

познакомиться с видами, функциями, принципами и целями мониторинга;

понять применение мониторинга в дополнительном образовании детей;

познакомиться с программами мониторинга в дополнительном образова-

научиться применять полученные знания в разработке собственного мони-

Мониторинг в дополнительном образовании детей

2.1 Что такое мониторинг

Мониторинг осуществляется в соответствии с действующими пра-

вовыми и нормативными документами федерального, регионального и му-

ниципального уровней, к этим документам относится федеральная целевая

программа развития образования 2011-2015 года и концепция долгосрочно-

го социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Мони-

торинг системы образования утвержден постановлением Правительства

Слово “мониторинг” происходит от латинского monitor - напоми-

нающий, надзирающий, и в современном языке обозначает “наблюдение,

оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяй-

ственной деятельностью человека”.

Мониторинг

систематическое

отслеживание

процессов,

результатов,

других характеристик образовательной системы для выявления соответ-

соответствия)

измеряемых

образовательных

результатов,

условий их обеспечения, зафиксированных в нормативных документах, си-

стеме требований к качеству образования.

Мониторинг – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с це-

лью сопоставления наличного состояния (точнее, последовательно, сменя-

ющих друг друга состояний) с ожидаемыми результатами, отслеживание

хода каких-либо процессов по определенным показателям.

Мониторинг

сбор, системный учет, обработка, анализ информации по

организации и результатам образовательного процесса для эффективного

решения задач управления качеством образования.

Мониторинг – комплекс динамических наблюдений, аналитической оцен-

ки и прогноза состояния целостной системы. Это новое современное сред-

ство контроля с целью диагностики, которая позволяет по-другому взгля-

нуть на весь образовательный процесс.

Мониторинг качества образования - система сбора, обработки, анализа,

хранения и распределения информации об образовательной системе и ее

отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспе-

чение управлением качеством образования, позволяет судить о состоянии

системы в ОУ и обеспечить прогнозирование ее развития.

2.2 Функции мониторинга:

Информационная: - обеспечивает необходимой информацией субъекты,

осуществляющих управление образовательным учреждением (ОУ); - ин-

формирует участников образовательного процесса о результатах и состоя-

(объектов)

мониторинга

позволяет

осуществлять

обратную связь.

Диагностическая: выявляет состояние критических или находящихся в

состоянии изменений явлений в образовательной системе, в отношении ко-

торых будут приняты управленческие решения; - устанавливает соответ-

ствие установленным правилам, нормам.

Формирующая: способствует осуществлению личностно – ориентирован-

ного подхода к обучающимся.

Мотивационная: мотивирует участников педагогического процесса на по-

вышение результативности педагогического труда.

Прагматическая: обеспечивает субъектов, осуществляющих управление

образовательным учреждением, необходимой информацией для принятия

максимально обоснованных и адекватных решений.

2.3 Принципы мониторинга

Принцип научности заключается в том, что содержание каждого компо-

нента мониторинга и его структура должны быть соотнесены с основопо-

лагающими принципами менеджмента, педагогики и психологии, т.е. для

чего мы это делаем:

Что бы лучше организовать процесс обучения;

Чтобы наглядно показать педагогическим работникам эффективность их

Чтобы настроить психологический климат учреждения на позитивный

рост и развитие.

Принцип системности означает целостность, в которой элементы или ча-

сти, обладая самостоятельностью, интегративно входят в целое, т.е как мы

это понимаем на примере педагогического коллектива, где имеется единая

задача обучения, развития и образования и элементы этой единой задачи, а

именно образовательные программы различной направленности.

Принцип комплексности несет в себе интеграцию информации о количе-

ственных и качественных сторонах объекта, которые позволили бы видеть

изучаемый объект. В зависимости от того, что подлежит мониторингу педа-

гогический контингент, результаты образовательной деятельности (т.е. реа-

лизации образовательной программы), или достижения учащихся, мы в ре-

зультате мониторинга можем судить о количественных и качественных сто-

ронах данного объекта.

Принцип минимальности и достаточности означает использование ми-

нимума критериев и методик, позволяющих получить достоверную инфор-

мацию об эффективности образовательного процесса.

Принцип действенности означает то, что результаты мониторинга долж-

ны играть важную роль при принятии управленческого решения. Допу-

стим, при подведении мониторинговых итогов выясняется не рентабель-

ность реализации той или иной программы или проведения массового ме-

роприятия, то может быть принято решение о закрытии той или иной про-

граммы, или мероприятия.

Принцип открытости и прозрачности процедур оценки качества образо-

вания. Принципы процедур мониторинга должны быть приняты общим ре-

шением и доведены до сведения всего педагогического коллектива, это

важно для всех участников педагогического процесса.

Принцип доступности информации о состоянии и качестве образования

для потребителей. Потребители у нас дети и родители, поэтому важно, что

бы информация была им доступна при помощи сайта или стенда в учре-

Принцип индивидуализации означает учет индивидуальных способно-

стей и развития отдельных учащихся при оценке результатов их обучения и

воспитания. Это, по настоящему очень важно, т.к. у каждого ребёнка своя

собственная высшая и стартовая точка реализации, своя планка.

2.4 Объекты и субъекты мониторинга

Объектом мониторинга являются следующие компоненты образователь-

ного процесса:

условия (кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение

кабинетов в соответствии со стандартными требованиями, санитарно-гиги-

енические и безопасные условия образовательного процесса);

вания, контингент обучающихся, открытость информации о деятельности

результаты (полученных навыков и умений, результативность, уровень

воспитанности обучающихся).

Субъектами мониторинга являются следующие исполнители мониторин-

говых функций: администрация ОУ, методическое объединение, творческие

группы педагогов.

Мониторинг – это одна из самых эффективных технологий управления ка-

чеством образования.

Благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение опре-

делённых задач управления и высокой технологичности, мониторинг идёт

2.5 Цель любого мониторинга – выяснить, насколько образовательный

процесс, организованный в учреждении дополнительного образования де-

тей, способствует позитивным изменениям в личности ребёнка, формирова-

ключевых

компетенций;

обнаружить

наиболее

проблемы его организации с тем, чтобы анализировать, обобщать и распро-

странять положительный опыт деятельности педагогов.

Целью педагогического мониторинга является получение информации о

ходе образовательного процесса, повышение эффективности и качества это-

го процесса на основе периодически получаемой информации.

Использование педагогического мониторинга педагогами дополнительного

образования позволяет им определить успешность и результативность об-

разовательного процесса, провести самоанализ и самооценку своей деятель-

ности, осуществлять целесообразное управление качеством образователь-

ного процесса, прогнозировать результаты и средства, используемые для их

достижения.

С помощью педагогического мониторинга выявляются изменения в разви-

тии, воспитании, уровне обученности детей и подростков, определяется эф-

фективность педагогической деятельности, что позволяет увидеть какую

корректировку нужно вносить в организацию образовательного процесса.

Основная функция мониторинга не функция контроля, а функция слежения

и постоянного сбора информации с целью выявления динамики изменений.

2.6 Выделяют следующие виды педагогического мониторинга:

Входной контроль – это оценка исходного уровня знаний обучающихся

перед началом образовательного процесса. Проводится с целью выявления

информированности и начальных навыков в определенной сфере деятель-

ности, способностей, задатков и личностных качеств обучающихся. Пред-

полагает коррекцию практической и теоретической работы со стороны пе-

дагога дополнительного образования.

Текущая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися со-

держания конкретной образовательной программы в период обучения после

начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации.

Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающими-

(этапа, года обучения). Она необходима для выявления уровня

освоения разделов образовательной программы, динамики развития лич-

ностных качеств учащихся, выявления недочетов в программе и работе пе-

дагога. Предполагает корректировку плана учебно-воспитательной работы.

Итоговая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися уров-

ня достижений, заявленных в образовательных программах по завершении

всего образовательного курса программы, выявление соответствия реаль-

ных результатов образовательного процесса прогнозируемым результатам

образовательной программы. Выявление причин, способствующих или пре-

пятствующих полноценной реализации программы и внесение необходи-

мых корректив в содержание и методику образовательной деятельности.

Оценка целей и задач программы, внесение корректив.

Аттестация – это оценка уровня и качества освоения обучающимися образо-

вательных программ в конкретной предметной деятельности.

Цель аттестации– выявление исходного, текущего, промежуточного и ито-

гового уровня развития теоретических знаний, практических умений и на-

выков, их соответствия прогнозируемым результатам образовательных про-

Основные критерии оценки результативности итоговой аттестации:

Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:

соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям, ши-

рота кругозора в данной образовательной области, свобода восприятия тео-

ретической информации, осмысленность и свобода использования специ-

альной терминологии.

Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:

соответствие уровня развития практических умений и навыков программ-

ным требованиям, свобода владения специальным оборудованием и осна-

качество

выполнения

практического

технологичность

практической деятельности.

Критерии оценки уровня воспитанности обучающихся: культура поведе-

ния, культура межличностных отношений, культура организации практиче-

ской деятельности.

Критерии оценки уровня развития обучающихся: творческое отношение к

выполнению практического задания, развитие специальных способностей

(исследовательских, рационализаторских, изобретательских, др.)

Степень выраженности каждого показателя выявляется по трем уровням:

Высокий - высокий образовательный результат, полное освоение содержа-

ния образования, имеет творческие достижения на уровне города, области,

Средний - полное освоение программы, но при выполнении

допускает незначительные ошибки.

Низкий - не полностью освоил программу, допускает существенные ошиб-

ки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий.

Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования пред-

полагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля зна-

ний, умений и навыков обучающихся.

Желательно выбирать ту форму аттестации, которая бы была интересной и

увлекательной для детей. Здесь подойдут самые разные формы: игра, кон-

курс мастерства, викторина и т.п.

Можно, например, на итоговом занятии

провести устный опрос по карточкам, а можно – «Турнир знатоков», «Уст-

ный журнал» или «Аукцион знаний». Здесь важно то, что содержание

контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном ма-

териале. Необходимо включать эмоционально-нравственный и действенно-

практический опыт участников образовательного процесса.

2.7 Самый важный тип мониторингового исследования – «Монито-

ринг личностных достижений воспитанника », который позволяет учи-

тывать индивидуальные особенности детей, а также анализировать измене-

ния в личностном развитии, формировании соответствующих компетен-

Анализ теории и практики деятельности учреждений дополнительного об-

разования позволяет выделить основные требования к проведению монито-

ринга личностных достижений:

1. Четкая определённость объектов и предметов мониторинга;

2. Участие в мониторинге каждого субъекта образовательного процесса;

3. Наличие единых параметров, критериев отслеживания и оценки образо-

вательных результатов;

4. Гласность, открытость, управляемость и гибкость мониторингового про-

5. Научно-методическое и психологическое обоснование мониторинга.

Способы мониторинга:

Текущее наблюдение,

Тестирование,

Анализ результатов учебной деятельности,

Оценка и самооценка и т. д.

Этапы мониторинга:

Стартовая диагностика /обзор первичной информации/,

Прогнозирование /описание ожидаемых результатов/,

Промежуточная диагностика,

Коррекция /разработка и внедрение коррекционных мероприятий/,

Итоговая диагностика,

Оценка результатов.

2.8 Система контроля должна быть:

саморазвивающейся, должна служить для оптимизации образователь-

ного процесса;

в ее функционарование должны быть вовлечены все его участники;

результативна: составляющая представления об изменениях каждого

воспитанника, качества работы педагога, подразделения и учрежде-

ния в целом.

Образовательные результаты – это социальные и иные компетентности, со-

циальный опыт, приобретенный учащимися в ходе освоения образователь-

ных программ.

Виды образовательных результатов:

Предметные (академические) результаты (знания, умения и навыки по

отдельным учебным предметам);

Ключевые компетентности (решение проблем, информационная, учебная,

коммуникативная) или набор универсальных учебных действий (познава-

тельных, регулятивных и личностных);

Приобретение социального опыта или результаты личностного развития.

Говоря о достижениях учащихся, как о текущих, так и об итоговых, в сфере

дополнительного образования можно выделить, как минимум, три группы

параметров, по которым эти достижения необходимо отслеживать: учебные,

личностные,

социально-педагогические.

параметров

стать приоритетным в том или ином детском коллективе, в зависимости от

его специфики.

Способы оценки результатов деятельности детей.

Занятие контроля знаний. Форма текущего педагогического контроля. Мо-

жет проводиться в форме устного, письменного, практического, комплекс-

ного контроля.

Смотр ЗУН. Форма текущего или итогового контроля, проводимая с целью

определения фактического состояния обр. уровня детей.

Творческий отчет. Способствует развитию творческих способностей детей,

развитию их возможностей, поощрению активности и самостоятельности.

Конкурс творческих работ.

Выставка

Информационный фонд формируется в соответствии с целями и за-

дачами мониторинговой деятельности и должен быть систематизирован в

виде банка информации. Форма ведения и обработки банка информации -

компьютерный и (или) папочный варианты. Количественные и качествен-

ные показатели могут быть представлены в виде схем, таблиц, графиков.

Характерными признаками мониторинга возможно выделить:

длительность и непрерывность изучения того или иного педагогиче-

ского явления;

систематичность и системность его отслеживания

способность выявлять динамику изменений

Заключение

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию

мость свёртывания системы организаций дополнительного образования де-

Подводя итог, можно констатировать, что педагогический мониторинг обес-

печивает педагогу дополнительного образования качественную и своевре-

менную информацию, необходимую для принятия конструктивного реше-

ния в области организации образовательного процесса. Педагогический мо-

ниторинг

проводится

недостатки,

ошибки в работе, констатировать уровень обученности и развития воспи-

танников. Ее главное предназначение – анализ и устранение причин, накоп-

ление и распространение педагогического опыта, стимулирование творче-

ства, педагогического мастерства.

Мониторинг является одним из наиболее продуктивных, информативных и

мотивирующих методов контроля. Мониторинг позволяет выявить, на ка-

ком уровне идет работа, что следует изменить в ней, чтобы к концу года

подойти к успешным результатам. Овладение технологией мониторинга

позволит каждому педагогу дополнительного образования не только повы-

сить качество своей педагогической деятельности, но и вскрыть внутренние

резервы и полнее раскрыть творческий потенциал каждого учащегося. Та-

ким образом, мониторинг позволит увидеть и точно оценить, что сделано

для развития каждого конкретного ребенка. Овладение технологией мони-

торинга позволит каждому педагогу дополнительного образования не толь-

ко повысить качество своей педагогической деятельности, но и дифферен-

цировать и индивидуализировать творческий рост каждого воспитанника.

Сущность мониторинга качества образования в деятельности преподавателя

заключается в систематическом сборе и обобщении информации о детях,

отслеживанием динамики их развития с формулированием педагогических

Список литературы

ниторинг:

основные

практическое

применение». Сборник

из опыта работы. ─ М.: ГБОУ МДНТХТ ОСПО, 2012. ─ 17 с.

Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного

образования: материалы, анализ, обобщение опыта.- Волгоград: Учитель,

2009. – 377 с.

Каргина З.А. Педагогический мониторинг в детском объединении до-

полнительного образования. Серия «Дополнительное образование детей:

мастерство и творчество». Сборник №4// Редактор-составитель– М.: СОУО

ДОМ, 2005. – С.77-78.

Каргина З.А.Практическое пособие для педагога дополнительного

образования.-М.: Школьная пресса.2006г.-96с.-(«Воспитание школьников.

Библиотека журнала»; Вып.77)

Медведев Д. Концепция развития дополнительного образования де-

организовать

аттестацию

учащихся

объединении учреждения дополнительного образования: Методическое по-

собие для педагогов дополнительного образования. М., 2009.

Учебно-методическое пособие по дополнительной образовательной

программе повышения квалификации «Оценка и управление качеством до-

полнительного образования в условиях ФГОС»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Станция юных техников

Ступинского муниципального района

Д О К Л А Д

На тему:

« Проблемы мониторинга образовательной программы дополнительного образования детей »

Разработчик:

Педагог дополнительного образования

Зуева С.Б.

Ступино 2016 г.

«Проблемы мониторинга образовательной программы дополнительного образования детей»

Проблема мониторинга качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей актуальна и обусловлена рядом обстоятельств, касающихся реального положения дел в данной сфере, государственной политикой в области образования, векторами демократизации и гуманизации общественных институтов.

В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности обучающихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.

Большой энциклопедический словарь определяет мониторинг как «наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с деятельностью человека».

В сфере образования термины «педагогический мониторинг», «мониторинг качества» появились сравнительно недавно. Существует несколько определений термина «педагогический мониторинг».

«Педагогический мониторинг» - это система организации сбора, хранения, обработки распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития.

«Педагогический мониторинг»- это организованное целевое, системное наблюдение за качеством образования в системе образовательных учреждений, позволяющее отслеживать как отклонение от государственных образовательных стандартов, так и уровень удовлетворения образовательных потребностей населения.

Педагогический мониторинг может осуществляться в разных видах деятельности: управленческой, педагогической, методической.

Объектами педагогического мониторинга являются все участники педагогического процесса (педагоги, обучающиеся и сам педагогический процесс).

Если рассматривать мониторинг как наблюдение, оценку и прогноз состояния системы, то детское объединение (студия, кружок, секция, мастерская) – это и есть образовательная система со своими законами, проблемами, перспективами, предполагающая описание и прогнозирование ее развития в образовательной программе. Мониторинг позволяет определить правильность и точность этого прогноза, а также проанализировать изменения, которые произошли в процессе реализации программы.

Мониторинг реализации образовательной программы – это формы организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации по деятельности объединения, обеспечивающие непрерывное слежение за состоянием и изменением, дающие возможность прогнозировать развитие объединения и принимать обоснованные решения.

Образовательный процесс – это процесс управляемый. Им управляет тот, кто ставит цель, определяет и использует средства для решения конкретных задач воспитания, обучения и развития, достигает результата (предполагаемого или отличного от него).

Педагог дополнительного образования может стоять перед вопросом: зачем нужен мониторинг? Чем он помогает в практической работе?

Необходимость мониторинга дополнительной образовательной программы обосновывается рядом положений.

    Чем тщательнее и глубже продуман и лучше организован процесс мониторинга, тем менее вероятно «завышение» или «занижение планки» предполагаемых результатов, тем более гибко способен он реагировать на запланированные и внештатные ситуации образовательного процесса. Мониторинг помогает разобраться, какие проблемы в отслеживании и оценивании результатов образовательной деятельности педагога уже решены, какие существуют затруднения в выборе методик, форм диагностики, организации процесса мониторинга и кто (или что) может помочь в их преодолении.

Образное выражение сути мониторинга можно представить фразой: «Если образовательная программа – это компас , то мониторинг – это лоция в бурном море образовательной деятельности».

    По мнению Л.Г. Логиновой, отсутствие осознанного определения своего результата и собственных методик его определения в дополнительном образовании детей ведет к:

    снижению уровня работы, манипулированию ее показателями,

    утрате ответственности за свою деятельность перед детьми, их родителями,

    пассивности в исполнении всех внешних требований со стороны выше стоящих административных органов власти, учредителей и др.,

    использованию формальных способов оценки, не учитывающих специфику дополнительного образования детей, а значит - разрушающих среду самообразования детей.

Теоретические вопросы мониторинга в образовательном процессе, позволяют выделить разную его направленность: на достижения обучающихся, на процесс, на результат деятельности педагога.

В первом случае педагог оценивает изменения в познавательной и личностной сферах детей и подростков и с учетом выявленных результатов определяет собственную профессиональную деятельность.

Ориентация на процесс педагогической деятельности при реализации образовательной программы дополнительного образования связана с анализом достижений и трудностей педагога для достижения поставленной образовательной цели.

При ориентации на конечный результат собственной деятельности педагог направлен только на достижения обучающихся.

Эти направления реализации мониторинга образовательной программы дополнительного образования предполагают и разные подходы к определению критериев или показателей оценки результатов деятельности.

Существующие подходы к регламентации результатов дополнительного образования представляют диаметрально противоположные точки зрения: от фактического отказа от измерения эффективности до введения универсальных параметров для всех направлений и профилей.

Кроме того, общепризнанно, что результаты дополнительного образования не могут сводиться к информационным, инструментальным, здесь первостепенное место должны занимать мотивы, что в свою очередь осложняет формирование представлений о нормах – регламентах.

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. Поэтому её результаты целесообразно оценить по двум группам показателей :

    личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств ребёнка под влиянием занятий в данном творческом объединении, студии, секции).

учебные достижения (фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения образовательной программы) .

В практике работы дополнительных образовательных учреждений в качестве показателей оценки сформированности и изменения результатов реализации программы дополнительного образования детей также используются:

    Теоретические и практические знания, умения и навыки в определенной области

    Теоретическая и практическая подготовка, общеучебные умения и навыки, учебно-коммуникативные умения, учебно-организационные умения и навыки

    Компетентности, которые заложены в Федеральные государственные стандарты начального и основного общего образования (метапредметные, предметные и личностные результаты освоения образовательной программы).

Показатели оценки уровня выполнения образовательной программы дополнительного образования детей включают в себя отдельные характеристики.

Дополнительное образование детей в качестве приоритетных направлений выделяет воспитательную и профориентационную концепции, что определяет необходимость отслеживания изменений в личностной сфере, к которой могут быть отнесены психофизиологические характеристики (память, внимание, моторика, координация (ориентировка) в учебном пространстве), когнитивные характеристики, эмоционально-волевая сфера (эмоциональный самоконтроль, преобладающее настроение на занятии, волевые качества, реактивность), ценностные ориентации, коммуникативно-адаптационные способности, мотивационная сфера (Н.Б. Габдулхаметова) .

При выделении показателей оценки результативности образовательного процесса всегда встает вопрос о достаточности и полноте определяемых критериев. Позволяют ли они отразить объективно усвоение программного материала и установить изменения в развитии личности ребенка.

Важной проблемой мониторинга образовательной программы дополнительного образования детей является определение методов получения объективных данных об изменениях образовательного и личностного характера. Диагностический инструментарий, которым могут пользовать педагоги дополнительного образования, с одной стороны должен отвечать научности и достоверности получаемой информации, а с другой, должен оставаться в области компетенции педагога. Другими словами, педагог не может использовать психологический инструментарий со сложной системой обработки получаемой информации, а нуждается в адекватном педагогическом диагностическом арсенале. С другой стороны у любого специалиста с педагогическим образованием есть основы психологических знаний, которых вполне достаточно для получения сведений о развитии ребенка с использованием психолого-педагогического инструментария.

Опыт оценки достижений обучающихся по программе дополнительного образования детей позволяет выделить овладение теоретическими, практическими и общеучебными навыками и умениями, а также осуществлять учет динамики развития личностных качеств. Предметные достижения обучающихся педагог дополнительного образования может оценить по разработанной им в соответствие с авторской программой требованиям к овладению терминологией и соответствия теоретических знаний программным требованиям. Практические навыки реализации программы дополнительного образования.

Для объективизации результатов по каждому из выделенных показателей необходимо подобрать методы диагностики. Основными методами диагностики в дополнительном образовании детей можно считать наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, тестирование.

В педагогической практике дополнительного образования детей можно использовать большое количество диагностического инструментария, однако эти методики ориентированы на детей подросткового и юношеского возраста, и мало подходят к дошкольникам и младшим школьникам, которые составляют основную часть контингента дополнительного образования.

Другим вопросом, связанным с диагностикой результативности усвоения образовательной программы в дополнительном образовании детей, остается оценка выделяемых критериев (сопоставление результатов тестовых заданий на разных этапах возрастного развития).

На современном этапе образования необходимость разработки мониторинга качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей является непременным атрибутом педагогического управления образовательным процессом. Педагоги дополнительного образования должны понимать целесообразность применения в своей повседневной практике психолого-педагогической диагностики, необходимость корректировки текущего образовательного процесса, модернизации дополнительных образовательных программ.

В тоже время, существующая практика отслеживания образовательных результатов во внешкольных учреждениях не соответствует современным требованиям. В дополнительном образовании детей чаще всего результаты оцениваются по внешним критериям , к которым можно отнести достижения учащихся в конкурсах и соревнованиях, количество концертных выступлений, наличие у педагога авторской программы и т. д. Такой подход к оценке результативности деятельности педагога не всегда отражает особенности развития ребенка.

Наибольшие трудности связаны с оценкой «внутренних» результатов, связанных с личностным развитием конкретного ребенка в процессе освоения им образовательной программы, успешностью её усвоения.

Сбор данных и оценка результатов, определяющие фиксацию и анализ выполнения образовательной программы, позволяют педагогу самостоятельно осмысливать результаты своей деятельности. Поэтому перед педагогом стоит сложная задача: найти (или разработать) такие формы фиксации, которые, с одной стороны, были бы эффективны, т.е. требовали минимум времени и усилий, не превращая живой процесс образования в заполнение множества таблиц и дневников, а, с другой стороны, не делали процесс мониторинга формальностью, фикцией, где цифры, уровни и результаты – сами по себе, а особенности детей – сами по себе.

Было бы не правильным говорить об отсутствии мотивации педагога к отслеживанию результатов своего труда. Педагоги ориентируются на возможности детей в овладении программным материалом, анализируют применяемые методы и приемы педагогического воздействия, вносят коррективы (изменения) в профессиональную деятельность. Не всегда этот процесс носит организованный и целенаправленный характер, и оформлен педагогом документально.

В заключении мне хотелось бы сделать акцент на том, что имеющиеся проблемы реализации мониторинга дополнительной образовательной программы, позволяют рассматривать их как поиск возможностей решения поставленной задачи в сотрудничестве и взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Районный центр внешкольной работы»

«Организация и проведение мониторинга

в учреждении дополнительного образования детей»

Составитель:

Анна Валерьевна Творогова методист МОУ ДО «РЦВР»

р.п. Ковернино

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

  • Мониторинг – постоянное наблюдение за каким – то процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным положениям.
  • Мониторинг в образовательном учреждении можно определить как систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное отслеживание за ее состоянием и прогнозированием развития.

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Мониторинг

Это система сбора, обработки, хранения и распространения информации

Предназначен для информационного обеспечения управления образовательным процессом

Данные мониторинга позволяют выносить обоснованные суждения о состоянии объекта наблюдения в любой момент времени и прогнозировать его развитие

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Организация и проведение мониторинга в системе дополнительного образования детей

  • это процесс непрерывного научно – обоснованного диагностико – прогностического отслеживания за состоянием, развитием педагогического процесса, который осуществляется в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Виды мониторинга

Мониторинг

Образовательный

Воспитательный

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Система диагностики обученности включает в себя:

  • Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков учащихся
  • Текущая проверка в процессе усвоения каждой изученной темы, при этом диагностируется каждый уровень отдельных элементов программы
  • Повторная проверка – параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного материала
  • Периодическая проверка знаний, умений, навыков по целому разделу курса для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными элементами образовательной программы, изучавшимися в разных частях курса
  • Итоговая проверка и учет полученных обучающимися знаний, умений, навыков проводится в конце обучения по предложенной образовательной программе

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Показатели

  • Изменения наполняемости детского объединения за последние три года, показывающие динамику изменения спроса детей на обучение по каждому виду образовательной деятельности (косвенный показатель).
  • Количество учащихся, участвующих во внеучрежденческих мероприятиях, выставках, конкурсах, фестивалях, результаты участия по итогам последних лет (прямой показатель).
  • Количество детей, связавших будущую профессию с изученным в учреждении видом деятельности (прямой показатель)
  • Период времени, проведенный детьми в учреждении дополнительного образования (косвенный показатель)
  • Творческие отчеты, конкурсы, выставки, поставленные спектакли и т.д., оценка педагогов по качеству выполненной работы (прямой показатель)
  • Мнение родителей о качестве образования, полученном их детьми в стенах учреждения дополнительного образования детей (прямой показатель)

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Диагностика воспитательных результатов

Диагностика личностного развития учащихся может проводиться два – три раза в год по следующим параметрам:

  • Характер изменения личностных качеств
  • Направленность позиции ребенка в жизни и деятельности, характер жизненных ценностей

Критерии оценки

Критерии оценки уровня теоретической подготовки (примерные):

  • Соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям
  • Широта кругозора
  • Свобода воспитания теоретической информации
  • Развитость практических навыков работы со специальной литературой
  • Осмысленность и свобода использования специальной терминологии
  • Критерии оценки практической подготовки (примерные):

  • Соответствие уровня практических умений и навыков программным требованиям
  • Свобода владения специальным оборудованием и оснащением
  • Качество выполнения практического задания
  • Технологичность практической деятельности
  • Критерии оценки уровня развития воспитанности детей (примерные)

  • Культура организации своей практической деятельности
  • Культура поведения
  • Творческое отношение к выполнению практического задания
  • Аккуратность и ответственность в работе
  • Развитость социальных способностей

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Принципы организации мониторинга

  • Принцип деятельностно – событийного подхода к организации мониторинга
  • Принцип концентрированности на учащихся
  • Принцип амбивалентности языка мониторинга (профессионально – педагогического, терминологического и непрофессионального, социокультурного)
  • Принцип информационной оперативности и доступности

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Субъект, объект и предмет мониторинга в дополнительном образовании

  • Субъектом мониторинга является не только тот, кто собственно выполняет оценочную деятельность, но и тот, результат чьей деятельности оценивается
  • Объектом мониторинга в соответствии с современными требованиями к образованию детей может быть, например: цель деятельности, результаты обучения,
  • воспитания, развития детей, результаты реализации социально-педагогических функций

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Предмет мониторинга – динамика изменения результата

  • Предметом мониторинга на уровне ребенка могут стать изменения в личности ребенка – изменения в уровне его знаний, умений, навыков, черт характера, поведения, мотивов, эмоций, волевых устремлений, саморегуляции и других
  • Предметом мониторинга на уровне педагога м огут стать изменения в профессиональной позиции педагога – изменения в уровне построения отношений с детьми в образовательном процессе, достижения профессиональных целей, личностного роста и др.
  • Предмет мониторинга на уровне учреждения - реализация целей деятельности учреждения и влияния на достижение результата состояния всех компонентов системы деятельности

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Критерии и показатели мониторинга

  • Критерий – мерило, оценка, суждение; правило, признак, на основе которого можно судить о достоверности или ценности чего-либо
  • Показатель – данные, по которым можно судить о состоянии или развитии чего-либо

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Показатели мониторинга

  • 1 группа – количественные показатели, которые дают частичное представление о результатах деятельности УДО.
  • К ним можно отнести: охват детей, сохранность контингента, достижения детей и педагогов, продолжительность обучения, а также количественные показатели ресурсного обеспечения (финансового, кадрового, хозяйственного) и другие показатели.

  • 2 группа – показатели, характеризующие соответствие деятельности стандартам или заявленным программам.
  • К ним можно отнести: выполнение нормативов нагрузки, выполнение санитарных норм и правил, полнота реализации образовательных программ и другие показатели.

  • 3 группа – качественные показатели, к которым можно отнести, например, творческий потенциал педагогических кадров, ценности детей и педагогов, морально- психологический климат в коллективе, удовлетворенность детей и родителей условиями обучения и другие показатели.

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

По компонентам (задачам) мониторинга:

  • методы отслеживания и фиксирования образовательных результатов: наблюдение; конспектирование («фотография»); видеофиксация; ведение журналов отчета; дневники педагогического наблюдения и самонаблюдения; книга успехов и достижений, банк достижений и т.п.)
  • аналитико-оценочные методы: анализ занятия; типологическая характеристика образовательного процесса; собственно метод анализа по заданным или выбранным параметрам; методы педагогической оценки и самооценки учащихся; тестирование; шкалирование и др.
  • методы обобщения результатов: методическое или практическое обобщение опыта, описание моделей эффективности образовательных процессов, аналитический отчет; к формам обобщения относятся матрицы, свободные таблицы, графические формы, систематизированный видеофонд и методический фонд.

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Классификация технологий мониторинга

По направленности мониторинга:

  • внешний мониторинг (аттестационные процедуры, открытые занятия; занятия - мастерские, совместный анализ занятия с педагогами и т.д.);
  • внутренний мониторинг (самоанализ; дневник самонаблюдений; коллективный анализ дела; решение проблемных ситуаций; взаимотестирование; зачетные книжки и т.п.).

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Классификация технологий мониторинга

По количеству участвующих субъектов:

  • групповые способы
  • коллективные способы
  • индивидуальные способы.

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Классификация технологий мониторинга

По внешнему выражению способа:

  • вербальные способы (графические, письменные, технические)
  • творческо-активные способы (игра, специально организованная для наблюдения и выявления чего- либо; социальная проба; создание проблемной ситуации; поисково-исследовательские методы организации образовательного процесса)
  • По предмету мониторинга. При таком выборе основания для классификации может быть великое множество групп способов. Например, по масштабу предмета – способы мониторинга воспитательных, учебных и т.д. результатов

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Педагогическая диагностика учащихся объединений в дополнительном образовании

Традиционные:

  • усвоенные знания
  • освоенные способы деятельности (умения и навыки)
  • опыт эмоционально-ценностных отношений
  • Специфические:

  • опыт творчества
  • опыт общения
  • опыт самостоятельной деятельности
  • опыт социально-значимой деятельности

Параметры результативности образовательного процесса

I.Опыт освоения теоретической информации

II. Опыт практической деятельности

III. Опыт эмоционально-ценностных отношений

IV. Опыт творчества

V. Опыт общения

VI. Опыт самостоятельной деятельности

VII. Опыт социально-значимой деятельности

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Формы предъявления результатов

Нормы предъявления результата

Преимущества

Ограничения

Выставки

Наглядность, убедительность,

Оценки наблюдателей,

Дети участвуют с удовольствием,

Возможность сравнения работ (в т.ч. самими детьми)

Задействованы не все дети,

Зависимость от материально-технического оснащения,

Массовые

мероприятия

Яркость, зрелищность, праздничность

Ограниченное количество детей

Экзамены

Концерты

Наглядность, яркость, зрелищность,

Разнообразность тематики

Традиционная форма, наглядная, очевидная

Стресс для ребенка

Видеозапись

Зримость, наглядность. Можно хранить много лет

Зависимость от материально-технического оснащения

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Методы диагностики результативности образовательного процесса (для учащихся)

Методика «Образовательные потребности»

Карта самооценки учащимися и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося

Анкета «Мир ваших увлечений»

Методики изучения умений и навыков

Информационная карта освоения учащимися образовательной программы

Анализ состава учащихся

Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня.

Информационная карта самооценки освоения образовательной программы

Анкета для изучения уровня удовлетворённости обучающихся

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Анкеты для родителей

«Позиция родителей в образовательном процессе»

«Мир увлечений вашего ребёнка»

«Исследование удовлетворённости родителей уровнем дополнительного образования детей»

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Приглашаем к сотрудничеству!

606570 Нижегородская обл

р.п. Ковернино

ул. Карла Маркса, д.8



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Иван Ефремов: Таис Афинская Иван Ефремов: Таис Афинская Что болит в левом боку под ребрами? Что болит в левом боку под ребрами?