Моллюски называются так потому что. Почему моллюсков называют мягкотелыми? Почему моллюски - мягкотелые? Кровеносная система моллюсков

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

О.К. № 13. Биология.

7 класс.

Моллюски - крупный по числу видов (130 тыс.) тип животных. Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже - во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела - от нескольких миллиметров до 20 м. Большинство- малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом.

Часть моллюсков - двусторонне-симметричные

(билатеральные) животные (но: убрюхоногих

моллюсков появилась закрученная раковина, их

тело - асимметричное)

Твердая минеральная раковина , прикрывает тело

моллюска со спинной стороны. Она состоит

из кристалликов углекислого кальция, сверху

покрыта рогоподобным органическим веществом,

а изнутри выстлана твердым блестящим

известковым слоем - перламутром.

У некоторых моллюсков раковина редуцирована (недоразвита) или отсутствует вовсе. Это происходит, когда моллюск живет в таких местах, куда хищникам трудно добраться (например, когда он глубоко зарывается в песок морского дна или сверлит ходы в стволах попавших в море деревьев). Утратили раковину слизни и моллюски, которые хорошо плавают.

Разнообразные моллюски:

А - брюхоногий;

Б - двустворчатый;

В - головоногий:

2 - раковина;

3 - щупальца

Тело моллюсков состоит из туловища,

головы и ноги . Наголове расположены

ротовое отверстие, щупальца и глаза.

Нога - мускулистый непарный вырост

тела. Располагается она на брюшной

стороне и служит для ползания.

У двустворчатых моллюсков из-за

сидячего образа жизни голова

отсутствует, нога редуцирована.

У головоногих моллюсков - нога

превратилась в орган плавания.

Внутреннее строение.

Туловище моллюсков окружено кожной

складкой - мантией. Пространство

между стенками туловища и мантией

называется мантийной полостью . Туда

открываются отверстия органов

выделения, половых органов и анальное

отверстие . В ней расположеныорганы

дыхания - жабры .

Вторичная полость тела (целом ) у

взрослых - сохраняется в виде

околосердечной сумки и полости

половой железы . Промежутки между

органами заполнены соединительной

Пищеварение. Ротовое отверстие ведет

в глотку . В глотке у многих видов имеется

тёрка (радула ). При помощи тёрки

растительноядные моллюски соскабливают

пищу с растений, а хищные схватывают

добычу. В ротовую полость у некоторых

хищных моллюсков открываются слюнные

железы – их секрет содержит яд.

следует желудок , в который открываются

протоки печени . Секрет печени растворяет

углеводы, в печени также происходит всасывание пищи. Желудок переходит в кишку , заканчивающуюсяанальным отверстием .У двустворчатых моллюсков , питающихся взвешенными в воде микроскопическими водорослями, мелкими органическими частичкамиглотка, тёрка и слюнные железы утрачиваются .

Дыхание. У водных моллюсков органами дыхания служатпарные жабры , лежащие в мантийной полости.Наземные моллюски дышат с помощьюлегкого – этокарман мантии, который заполнен воздухом и через дыхательное отверстие сообщается с внешней средой .

Кровеносная система. Сердце моллюсков состоит,

как правило, из трех отделов (одного желудочка и

двух предсердий ). Кровеносная системанезамкнутая .

У некоторых моллюсков в крови находится марганец

или медь , как и железо в крови у высших животных

Обеспечивают перенос кислорода.

Органы выделения представленыпарными почками , которые одним концомсообщаются с полостью околосердечной сумки , которая окружает сердце, а другимоткрываются в мантийную полость .

Нервная система. Центральная нервная система

состоит из нескольких пар ганглиев (узлов),

соединенных нервными стволами, от которых на

периферию отходят нервы – нервная система узлового

типа .

Органы чувств - хорошо развиты органыосязания,

химического чувства и равновесия. У подвижных

моллюсков имеются органы зрения . Особенно хорошо

развиты глаза у быстро плавающих головоногих моллюсков.

Размножение. Большинство моллюсковраздельнополы .

Однако есть и гермафродиты , у которых происходит

перекрестное оплодотворение . Оплодотворение у

моллюсков бывает наружное (у устрицы, беззубки) и

внутреннее (у виноградной улитки).

Развитие или с неполным метаморфозом или прямое.

Из оплодотворенного яйца развивается или личинка ,

ведущая планктонный образ жизни (так называемый

парусник ), или сформировавшийся маленький моллюск.

Разнообразие и значение моллюсков.

О.К. № 14. Биология.

7 класс.

Класс Брюхоногие:

Представители - черноморская

рамена, виноградная улитка,

Особенности:

    спирально-закрученная раковина,

    мускулистый язык-терка,

    сердце 2-х камерное

    дыхание – жабры или легкое

    питание – растительноядные или хищники

Класс Двустворчатые:

Представители - мидии, беззубки,

перловицы, устрицы.

Особенности:

    отсутствие головы,

    раковина двустворчатая,

    способ питания - фильтрация

    органы дыхания - жабры,

    сердце 3-х камерное,

    в основном раздельнополые

Класс Головоногие:

Представители - осьминог, кальмар,

каракатица, наутилус.

Особенности:

    нет раковины,

    тело делится: голова, щупальца,

    органы дыхания - жабры;

    сердце 3-х камерное;

    хорошо развиты органы чувств;

    сложно устроена нервная система

    питание - хищники

Значение моллюсков в природе и в жизни человека.

Положительное

Отрицательное

1.Цепь питания в биогеоценозе.

2. Человек использует в пищу. 3.Индикаторы чистоты воды, фильтруют воду.

4. Образуют перламутр и жемчуг.

5.Из секретов чернильного мешка каракатиц получают акварельную краску.

6.Человек использует для создания сувениров и ювелирных украшений.

1.Наземные моллюски уничтожают культурные растения.

2.Прудовик – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.

3.Морские, закрепляются на днище корабля. 4.Кожные моллюски наносят вред здоровью человека.

Лабораторное исследование № 2 (демонстрационный материал).

Строение раковины брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

    Беззубка:

Внешний вид раковины; 1 - передний край раковины; 2 - брюшной край; 3 - задний край; 4 - спинной (замковый) край; 5 - макушка; 6 - наружный лигамент (связка);

    Виноградная улитка:

Тело улитки покрыто раковиной - цельной, спирально закрученной в правую сторону; спираль образует несколько (четыре) оборотов.

1 - 5 - голова и ее придатки (1 - голова, 2 - губное щупальце, 3 - глазное щупальце, 4-глаза, 5-ротовое отверстие): 6-нога; 7 - половое отверстие; 8 - дыхательное отверстие; 9-13 - детали строения раковины (9 - вершина, 10 - обороты спирали, 11 - последний оборот, 12 - устье, 13-край устья)

Продолжение. См.№ 16, 17, 18/2002

Игровые задания по зоологии.
Тема «Моллюски»

Задание 10. «Осьминог» (рис. 10)

1. К моллюскам, обитающим на суше, относится:

а) беззубка (41–37–22–2);
б) кальмар (35–4–33–1);
в) виноградная улитка (35–12–20–5).

2. Раковина моллюска образована:

а) выделениями мантии (33–39–42–34);
б) песком и другими частицами, приклеившимися к телу (21–5–31–27);
в) выделениями пищеварительных желез (52–6–34–8).

3. Мантийная полость – это:

а) внутреннее пространство в пищеварительном тракте (36–53–4–18);
б) пространство между мантией и телом (34–19–1–25);
в) пространство между раковиной и мантией (46–3–14–50).

4. У беззубки нет головы, так как:

а) у всех моллюсков вообще нет головного отдела (3–52–7–44);
б) головы нет у двустворчатых моллюсков, потому что они не ловят добычу, a питаются пассивно (8–31–27–41);
в) голова у беззубки имеется, но она скрыта под мантией (11–43–22–19).

5. Радула, или терка, имеется у:

а) рапаны (8–32–13–25);
б) перловицы (6–52–3–11);
в) дрейсены (46–32–14–5).

6.

а) перловицы (47–41–35–4);
б) осьминога (43–7–38–4);
в) слизня (50–4–30–21).

7. К пищеварительным железам моллюсков относятся:

в) печень и поджелудочная железа (2–24–43–21);
б) только печень (2–36–18–22);
в) только поджелудочная железа (2–18–23–36).

8. Реактивный способ передвижения характерен для:

а) беззубки (45–54–5–32);
б) мидии (46–5–28–29);
в) кальмара (5–14–26–33).

9. Кровеносная система прудовика:

а) незамкнутая, сердца нет (14–19–50–1);
б) незамкнутая, сердце есть (41–11–38–50);
в) замкнутая, сердце есть (42–27–24–6).

10. Чернильной железы не имеют:

а) конусы (2–52–18–51);
в) кальмары (6–24–27–3);
б) каракатицы (7–49–22–27).

11. Гермафродитизм характерен для:

а) беззубки (43–48–26–24);
б) прудовика (51–17–44–10);
в) перловицы (25–29–46–4).

12. К классу двустворчатых моллюсков не относится:

а) дрейсена (21–31–7–44);
б) рапана (10–37–46–16);
в) гребешок (42–8–24–28).

13 . В пресных водах встречается брюхоногий моллюск:

а) рапана (11–53–37–8);
б) конус (17–19–42–48);
в) катушка (3–47–36–16).

14. К классу головоногих моллюсков относится:

а) каракатица (3–22–48–29);
б) устрица (3–43–47–12);
в) тридакна (3–7–46–23).

15. Жемчуг образуется в раковинах двустворчатых моллюсков, обитающих:

а) только в морях и океанах (4–43–3–54);
в) только в пресных водоемах (23–4–27–46);
б) как в морях, так и в пресных водоемах (29–23–28–45).

16. Клюв головоногих моллюсков напоминает по форме клюв:

а) вороны (33–28–7–47);
б) попугая (54–49–9–45);
в) утки (46–47–31–6);

17. К двустворчатым моллюскам, обитающим среди коралловых рифов, относится:

а) гребешок исландский (21–40–36–53);
б) тридакна гигантская (54–6–53–7);
в) пандора холодноводная: (46–3–44–9).

18. История знает случаи нападения на парусные суда гигантских головоногих моллюсков. Известны случаи жестоких битв огромных китов – кашалотов – с этими существами. Моряки называют их кракенами, пульпами, полипусами. Речь идет о:

а) кальмарах-архитевтисах (35–40–15–7);
б) осьминогах-аргонавтах (25–39–16–4);
в) черном глубоководном осьминоге (адском вампире) (34–41–14–8).

(Правильные ответы: 35–12–20–5; 33–39–42–34; 34–19–1–25; 8–31–27–41; 8–32–13–25; 50–4–30–21; 2–24–43–21; 5–14–26–33; 41–11–38–50; 2–52–18–51; 51–17–44–10; 10–37–46–16; 3–47–36–16; 3–22–48–29; 29–23–28–45;54–49–9–45; 54–6–53–7; 35–40–15–7.)

Задание 11. «Гребешок» (рис. 11)

1. Кожная складка, которая покрывает тело моллюска, называется:

а) пелликулой (3–17–30–5);
б) кутикулой (8–1–33–6);
в) мантией (4–18–13–29);
г) плазмолеммой (30–12–7–15).

2. Твердое образование, защищающее тело моллюска, называется:

а) панцирем (31–1–20–6);
б) раковиной (29–32–7–19);
в) щитом (12–8–27–22);
г) камерой (5–29–4–22).

3. К типу моллюсков не относится:

а) каракатица (1–7–23–13–4);
б) живородка (1–9–32–13–4);
в) перловица (16–8–23–13–29);
г) планария (4–33–1–19–28).

4. К классу двустворчатых моллюсков относится:

а) рапана (25–7–33–1);
б) устрица (28–31–2–1);
в) большой слизень (25–3–16–1);
г) катушка (28–12–27–1).

5. К классу головоногих моллюсков не относится:

а) кальмар (22–7–5–16);
б) каракатица (5–24–22–7);
в) виноградная улитка (2–10–15–30);
г) осьминог (7–24–3–10).

6. В морях встречается двустворчатый моллюск:

а) перловица (6–16–26–1);
б) речная жемчужница (3–1–22–6);
в) гребешок (29–1–30–8);
г) шаровка (22–7–9–11).

7. Голова отсутствует у:

а) рапаны (15–4–22–7);
б) каракатицы (11–10–5–33);
в) большого слизня (23–4–24–2);
г) беззубки (8–24–17–5).

8. В пресной воде не встречаются:

а) головоногие моллюски (5–20–3–25);
б) двустворчатые моллюски (16–4–33–2);
в) брюхоногие моллюски (20–12–1–25).

9. При помощи секрета, выделяемого чернильной железой, защищаются:

а) гребешки (8–20–29–11);
б) устрицы (6–31–27–30);
в) виноградные улитки (6–1–22–25);
г) каракатицы (25–14–27–1).

10. Легочное дыхание характерно для:

а) беззубки (4–29–25–7);
б) перловицы (2–33–20);
в) прудовика (17–1–21);
г) осьминогов-аргонавтов (4–3–26).

11. К крупнейшим двустворчатым моллюскам относятся:

а) тридакны (27–9–16–21);
б) перловицы (3–26–1–12);
в) мидии (4–23–7–17);
г) беззубки (17–2–29–1).

12. К вымершим головоногим относятся:

а) каракатицы (24–7–6–21);
б) аммониты (21–26–11–23);
в) осьминоги (21–3–5–13);
г) кальмары (21–26–24–23).

13. Этих моллюсков образно называют «приматами моря». Их головной мозг заключен в специальную хрящевую капсулу. Речь идет о:

а) рапанах (20–11–23–17);
б) тридакнах (5–32–7–33);
в) осьминогах (3–1–6–23);
г) гребешках (6–5–1–30).

14. Каких головоногих моллюсков за их красивую перламутровую раковину называют «жемчужными корабликами»?

а) осьминогов-аргонавтов (7–26–14–6);
в) наутилусов (33–12–22–6);
б) каракатиц (33–13–23–2);
г) кальмаров (7–4–22–28).

(Правильные ответы: 4–18–13–29; 29–32–7–19; 4–33–1–19–28; 28–31–2–1; 2–10–15–30; 29–1–30–8; 8–24–17–5; 5–20–3–25; 25–14–27–1; 17–1–21; 27–9–16–21; 21–26–11–23; 3–1–6–23; 33–12–22–6.)

Задание 12. «Кальмар» (рис. 12)

Какие из названных моллюсков относятся к двустворчатым?

1. Перловица обыкновенная (9–24–15–37–23).

2. Европейская жемчужница (17–3–41–29–23).

3. Голый слизень (49–32–8–5–22).

4. Беззубка озерная (28–9–17–34–46–12).

5. Роговая катушка 29–3–19–41–15–23).

6. Черноморский гребешок (28–21–4–36).

7. Мидия гигантская (21–20–36–30–6–45).

8. Устрица адриатическая (10–2–7).

9. Большой прудовик (20–12–39–49–1–40).

10. Рапана (36–1–40–22–23).

11. Тридакна гигантская (25–38–13–48).

12. Дрейсена каспийская (16–22–43–48).

13. Конус (17–21–30).

14. Шашень, или корабельный червь (42–47–25–10–33–18).

15. Шаровка речная (6–11–18–45).

16. Морская жемчужница (49–39–26–12–39).

17. Сердцевидка ребристая (27–42–14–27–50).

18. Аргонавт (45–42–47–18–14).

19. Осьминог обыкновенный (10–14–35–5).

20. Горошина обыкновенная (1–50–35–44–5).

21. Кальмар-архитевтис (26–14–38).

22. Корабельный червь – торедо (1–49–19–32–8).

23. Каракатица, или сепия (1–27–13–38–50–49).

24. Мидия зеленая (44–40–5).

25. Беззубка сводчатая (8–40–32).

(Правильные ответы: 9–24–15–37–23; 17–3–41–29–23; 28–9–17–34–46–12; 28–21–4–36; 21–20–36–30–6–45; 10–2–7–31–16; 25–38–13–48; 16–22–43–48; 42–47–25–10–33–18; 6–11–18–45; 49–39–26–12–39; 27–42–14–27–50; 1–50–35–44–5; 1–49–19–32–8; 44–40–5; 8–40–32.)

Слизни, устрицы, кальмары, осьминоги и прочие скользкие существа.

Само название типа происходит от латинского слова «моллюска» - мягкий. Действительно, у них нет ни позвоночника, ни костей, все тело мягкое и покрыто слизью. В остальном же моллюски довольно разнообразны.

Наиболее распространенный класс моллюсков - брюхоногие , живущие и в воде, и на суше. У них всего одна нога, с помощью которой они медленно передвигаются по земле или речному дну - это улитки, морские блюдечки, слизни, прудовики .

Мидии

Двустворчатые обитают в раковине из двух половинок, которые могут открываться и закрываться, как книга — это мидии, устрицы , гребешки. Головоногие - в основном морские хищники, живущие в морях и океанах: наутилусы, каракатицы , осьминоги.

Каракатица (Sepia). Фото Alexander Semenov

Очень красивы голожаберные моллюски . Они живут исключительно в воде, абсолютно лишены панциря, а их тело раскрашено в яркие цвета. Они ядовиты - поэтому могут позволить себе быть пестрыми и заметными.

Голожаберный моллюск дендронотус (Dendronotus frondosus). Фото Alexander Semenov

Среди представителей этого типа животных есть поистине удивительные существа. Самый тяжелый двустворчатый моллюск (тридакна гигантская) может весить до 250 килограммов, а - гигантский кальмар - достигать длины в 18 метров. Карликовый осьминог весит всего один грамм, а его самый крупный сородич тихоокеанский осьминог - больше 50 килограммов. Многие моллюски настолько удивительны по форме и расцветке, что сложно поверить в их существование.


МОЛЛЮСКИ

1 вариант

А. Выберите все правильные ответы.

1. Моллюски названы так потому, что

А. имеют несегментированное тело Б. имеют раковину

В. тело их мягкое Г. передвигаются при помощи мускулистой ноги

2. Глаза характерны для представителей классов

А. двустворчатых Б. брюхоногих В. головоногих Г. глаза имеются у всех

3. Органы дыхания моллюсков:

А. покровы тела Б. легкие В. жабры Г. сердце

4. Виноградная улитка относится к классу

5. Головоногие моллюски движутся

А. при помощи мускулистой ноги Б. задним концом тела вперед

В. реактивным способом Г. при помощи щупальцев

^ 6. Отсутствие головы у двустворчатых моллюсков объясняется тем, что они

А. имеют двустворчатую раковину Б. ведут малоподвижный образ жизни

В. живут в воде Г. передвигаются при помощи ноги

^ 7. Содержимое чернильного мешка осьминог выпускает

А. в случае опасности Б. в период размножения

В. в процессе питания Г. в мутной воде

8. Внутренний хрящевой скелет головоногих развивается в связи

А. с необходимостью опоры для мышц Б. с исчезновением раковины

В. с активным движением Г. с развитием присосок на щупальцах

^ 9. Сокращение мускула, соединяющего раковину с телом брюхоногого моллюска, обеспечивает :

А. поглощение пищи Б. втягивание тела моллюска в раковину

В. выход тела моллюска из раковины Г. процесс дыхания

С. Разделите моллюсков на группы

^ 10. Разделите моллюсков на группы, ведущие подвижный или малоподвижный образ жизни

Группы Представители

А. подвижный образ жизни 1) мидия 2) перловица 3) устрица 4) слизень

Б. малоподвижный образ жизни 5) каракатица 6) прудовик 7) беззубка

8) осьминог 9) катушка 10) жемчужница

МОЛЛЮСКИ

2 вариант

А. Выберите все правильные ответы .

^ 1. Моллюски обитают в среде

А. наземно-воздушной Б. почвенной В. водной Г. организменной

2. Закрученная раковина характерна для представителей класса

А. головоногих Б. брюхоногих В. двустворчатых

^ 3. Кровеносная система моллюсков

А. замкнутая Б. незамкнутая

В. состоит из сердца и сосудов Г. обеспечивает движение крови

4. Устрицы относятся к классу

А. двустворчатых Б. головоногих В. брюхоногих

5. Цвет крови головоногих моллюсков

А. красный Б желтый В. зеленый Г. синий (голубой)

^ 6. Органы чувств двустворчатых моллюсков развиты слабо в результате

А. жаберного дыхания Б. малоподвижного образа жизни

В. фильтрующего типа питания Г. развития двустворчатой раковины

^ 7. Исчезновение раковины у осьминогов связано:

А. с наличием щупалец Б. с большой скоростью передвижения

В. с развитием чернильного мешка Г. с хорошо развитым зрением

^ 8. Расселение беззубки происходит на личиночной стадии потому, что

А. личинка развивается из оплодотворенной яйцеклетки

Б. личинка имеет маленькие размеры

В. личинка может прикрепляться к коже и жабрам рыб

Г. личинка активно и быстро самостоятельно передвигается

^ 9. Ритмичные сокращения мантии головоногого моллюска обеспечивают:

А. доставку кислорода, растворенного в воде, к жабрам

Б. забор воды для реактивного движения

В. доставку мелких организмов для питания

Г. изменение окраски тела

С. Распределите представителей моллюсков по классам

10. Распределите представителей моллюсков по классам и назовите эти классы

А. класс…………. 1) мидия 2) перловица 3) устрица 4) каракатица

Б. класс…………. 5) слизень 6) прудовик 7) беззубка 8) осьминог

В. класс…………. 9) катушка 10) жемчужница



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Иван Ефремов: Таис Афинская Иван Ефремов: Таис Афинская Что болит в левом боку под ребрами? Что болит в левом боку под ребрами?