Член предложения дополнение: примеры. Прямое и косвенное дополнение.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

(дополнение, определение, обстоятельство)

ДОПОЛНЕНИЕ

Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

Дополнением могут быть:

Существительное

Я горжусь сыном .

Я горжусь (кем?) сыном

Прилагательное

Теперь поговорим о главном.

Поговорим (о чем?) о главном

Местоимение

Его наградили медалью.

Наградили (кого?) его

Числительное

Сто делится на десять.

Делится (на что?) на десять

Наречие (в значении имени существительного)

Завтра не будет похоже на сегодня.

Не будет похоже (на что?) на сегодня

Неопределенная форма глагола

Я предложил другу прогуляться по саду.

Предложил (что?) прогуляться

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы к а к о й? ч е й?

Согласованные и несогласованные определения.

Согласованные определения

Несогласованные определения

Согласуются с определяемым словом в падеже и числе, а в единственном числе – и в роде

(способ связи – согласование)

Согласуются с определяемым словом по способу управления или примыкания (см. раздел «Сочинительная и подчинительная связь») .

В поле паслась (какая?) красивая лошадь.

В поле вывели (какую?) красивую лошадь.

По полю бежали (какие?) красивые лошади.

Полка (какая?) для книг сделана из дерева.

Полку (какую?) для книг сделали из дерева.

Полки (какие?) для книг сделаны из дерева.

Согласованным определением могут быть:

Несогласованным определением могут быть:

Существительное в форме косвенных падежей с предлогами или без предлогов

Столик с вазой и цветами поставили у окна.

Столик (какой?) с вазой и цветами .

Личное местоимение в родительном падеже (в притяжательном значении)

В его глазах было столько счастья!

В глазах (чьих?) его

Синтаксически цельное словосочетание (существительное и прилагательное)

У окна стоял столик из белого пластика .

Столик (какой?) из белого пластика

Простая форма сравнительной степени прилагательного

Нет горы выше Эвереста.

Горы (какой?) выше

Он любит яйца всмятку .

Яйца (какие?) всмятку .

Неопределенная форма глагола

Он продемонстрировал свое умение убеждать .

Умение (какое?) убеждать

Приложение.

Приложение – особый вид определения, который выражен существительным и стоит в том же падеже, что и определяемое слово.

Приложение характеризует предмет, дает ему другое название и утверждает наличие у него какого-либо дополнительного признака.

Приложение показывает:

Различные качества предмета

Чижа захлопнула злодейка -западня.

Западня (какая?) злодейка

Степень родства

Брат Данил пошел в школу.

Данил (какой?) брат

Неторопливо шествует сторож-старик.

Сторож (какой?) старик

Профессию

Девушка-официантка принесла меню.

Девушка (какая?) официантка

Национальную принадлежность

Таксист-грузин привез нас на вокзал.

Таксист (какой?) грузин

Названия газет, предприятий и т.д.

Атомоход «Ермак » покорил Северный полюс.

Атомоход (какой?) «Ермак »

Правописание приложений.

Подробнее о приложении - в разделе "Приложение"

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Обстоятельство – второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы г д е? к о г д а? к у д а? о т к у д а? п о ч е м у? з а ч е м? к а к?

Виды обстоятельств.

Виды

Отвечает на вопросы

Примеры

Обстоятельство места

выражено существительным в косвенных падежах или наречием

где? куда? откуда?

Мы находимся (где?) здесь с утра.

Машина поехала (куда?) на базу .

Река течет (откуда?) с горы .

Обстоятельство времени

когда? с каких пор?

до каких пор?

Я проснулся (когда?) до рассвета .

Мы беседовали (когда?) вчера .

Мы беседовали (до каких пор?) до утра (допоздна)

Обстоятельство причины

выражено существительным в косвенных падежах, наречием, деепричастным оборотом

почему? отчего?

по какой причине?

Он так сказал (почему?) сгоряча .

От запрыгал (по какой причине?) от радости .

Обстоятельство образа действия и степени

выражено существительным в косвенных падежах, деепричастием и деепричастным оборотом

каким образом?

в какой степени?

Машина ехала (как?) быстро .

Я (как?) с радостью помог ему.

Фильм мне (в какой степени?) очень понравился.

Обстоятельство цели

выражено существительным в косвенных падежах, наречием, глаголом в неопределенной форме

зачем? для чего?

Студент пришел (зачем?) за советом .

Сосед зашел (зачем?) пообщаться .

Он сказал так (для чего?) для смеха .

Обстоятельство условия

выражено существительным в косвенных падежах, деепричастным оборотом

при каком условии?

Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде .

Имея желание (при каком условии?), можно найти решение.

Обстоятельство уступки

выражено существительным с предлогом, деепричастным оборотом

несмотря на что?

Мы поехали на рыбалку, (несмотря на что?) несмотря на дождь .

День был солнечный, (несмотря на что?) вопреки прогнозу .

Обстоятельство сравнения

Мальчик пел (как?), как соловей.

Сравнительный оборот.

Сравнительный оборот – это обстоятельство сравнения с союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, ЧЕМ и др.

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка .

А он разлегся на камнях, словно на перине .

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

Сравнительные обороты с союзами БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО, НЕЖЕЛИ и др. на письме выделяются запятыми.

Лес, точно заколдованный, был тих и недвижим.

Обороты с союзами не выделяются запятыми, если входят в состав сказуемого или имеют с ним тесную смысловую связь:

Солдат словно окаменел .

Сравнительные обороты с союзом КАК:

Выделяются запятыми

Не выделяются запятыми

Если союз КАК соотносится в предложении с указательными словами ТАКОЙ, ТАК и т.п.

Мальчик поступил так, как считал правильным.

Если союз КАК входит в состав сказуемого или имеет с ним тесную смысловую связь .

Отец и мать ей как чужие.

Если передается значение уподобления («подобно»), без других оттенков значения.

Он пыхтел, как паровоз (подобно паровозу).

Если сравнительный оборот имеет значение приравнивания или отождествления.

Смотрю на тебя как на победителя.

В сочетаниях НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК; НЕ КТО ИНОЙ, КАК запятая ставится перед КАК.

Твой демарш был не чем иным, как местью.

Если оборот имеет значение образа действия и легко заменяется существительным в форме творительного падежа или наречием.

Как тень сейчас стоишь передо мной.

(Тенью сейчас стоишь передо мной).

В сочетаниях КАК И

Брат, как и сестра, получил пятерку.

Если сравнительный оборот имеет значение "в качестве".

Я приглашаю тебя как тамаду

(в качестве тамады)

В сочетаниях КАК ПРАВИЛО, КАК ВСЕГДА, КАК СЕЙЧАС, КАК ИСКЛЮЧЕНИЕ, КАК ОБЫЧНО и т.п.

Лето, как правило, начинается с дождей.

Если сравнительному обороту предшествует отрицательная частица НЕ или слова ВРОДЕ, ИМЕННО, ПОЧТИ, СОВСЕМ, ПРЯМО, СОВЕРШЕННО и т.п.

Он вроде как ушел. Ушел не как герой.

Если оборот является устойчивым (фразеологическим) словосочетанием.

Усталость как рукой сняло.

Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет и зависит, как правило, от сказуемого, отвечает на косвенные вопросы и при синтаксическом разборе подчеркивается пунктирной линией.

Применить пунктир несложно, главное – отыскать дополнение.

Как подчеркивается дополнение – ставим вопросы

Чтобы не ошибиться в правильности выбора, задайте вопрос к предполагаемому дополнению от управляющего слова. Посмотрите на приведенную ниже таблицу, из которой ясно, что дополнение отвечает на все падежные вопросы, исключая именительный.

Как подчеркивается дополнение – способы выражения

В роли дополнения может выступать любая часть речи:

  • существительное в косвенном падеже. Летом я всегда приглядываюсь к звездному (чему?) небу. Птицами заполнялся березовый (что?) перелесок;
  • местоимение. Дети увидели (кого?) ее около высокой ограды;
  • числительное. Мы встали навстречу (кому?) обоим и поздоровались (с кем?) с каждым за руку;
  • инфинитив. Нужно привыкнуть (что?) сидеть на коврике с поджатыми ногами;
  • цельное словосочетание и фразеологизм. Отец завещал (что?) не вешать нос.


Как подчеркивается дополнение – виды

Дополнения могут быть прямыми и косвенными. Учитесь их различать:

  • посмотрите, если дополнение связано с глаголом, стоит в винительном падеже и без предлога – оно прямое, в прочих вариантах – косвенное. Сопоставьте – Я вижу (что?) море (прямое). В колониальной Африке продолжалась война (за что?) за освобождение (косвенное);
  • слово обладает обязательным характером – прямое дополнение. К примеру: Мальчики затихли и стали разглядывать (кого?) косулю (прямое). Дед вышел полюбоваться (на что?) на цветы (косвенное).


Как подчеркивается дополнение – добавочная справка

Иногда непросто определить тип дополнения, поэтому постарайтесь запомнить следующее:

  • в отрицательных суждениях прямые дополнения меняют винительный падеж на родительный. Ученик читал (что?) роман. Ученик не читал (чего?) романа;
  • падежная форма не меняется при утверждении и при отрицании? Это косвенное дополнение. Ему хватает (чего?) средств. Ему не хватает (чего?) средств;
  • бывает кроме падежного вопроса к дополнению допустим смысловой вопрос обстоятельства, значит, подчеркивайте как обстоятельство. Пример: Большая серая кошка сидела (на чем? где?) на липе и мяукала. Девочка пошла кататься на роликах (с кем?) с друзьями.


Итак, чтобы правильно применить графическую разметку, сначала определите вид члена предложения и, поняв, что перед вами дополнение – отмечайте его пунктирной прямой.

Определите истинное высказывание. 1. Обстоятельство подчеркивается. 2. Определение подчеркивается.

Слайд 8 из презентации «Дополнение» . Размер архива с презентацией 53 КБ.

Русский язык 3 класс

краткое содержание других презентаций

«Настоящее время» - Как можно называть окончания в настоящем времени? Найдите в тексте глаголы неопределённой формы. Особенности глаголов настоящего времени, понятие о личных окончаниях. Что обозначает форма настоящего времени? Дайте полную характеристику выделенным глаголам. Контроль знаний. Игра «Спрячь окончание».

«Задания по частям речи» - Ты справился с заданием! Запомни табличку! Минутка чистописания. Овощи содержат много полезных веществ. 3 Класс. Части речи. Наша речь состоит из слов. Глагол. Существительное. Имя прилагательное. Все слова делятся на группы (части).

«Русский язык 3 класс «Глаголы»» - Учись, смекай, активней будь. Прошедшее время. Перед глаголами в скобках пишите вопрос, укажите число глагола. Вчера было, сегодня есть и завтра будет. Изменение глаголов по временам. Найдите глаголы, действия которых происходит сегодня, сейчас. Глагол обозначает действие предмета. Каким членом предложения являются глаголы. Глагол отвечает на вопросы. Физкультминутка. Глагол связан с существительным.

«Этапы подготовки речи» - Составь схему. Приёмы подготовки речи. Рассмотри рисунки. Познакомиться с приёмами подготовки речи. Речи вести – не лапти плести. Научиться различным приёмам подготовки речи. Какие речевые ошибки допускают наши друзья. Прорепетируй выступление. Восстанови содержание сказки по ключевым словам. Сюжетные рисунки. Ключевые слова. Как составить план текста. Предлагаем познакомиться с приёмами подготовки речи.

«Правописание безударных гласных в приставках» - Ударные и безударные гласные в приставках. Сверкала молния. Части слова. Окаменел. Подходящие по смыслу приставки. Наехать. Материал для работы в группах. Полететь. Серебриться. Разные приставки. Повисла тяжелая туча. Слово. Засуха. Приставки с гласными «о» и «а». Засверкала молния. Дошел до дома. Серебро. Заяц. Позолота. Правописание приставок. Приставки. Оклеить. Выделить приставку. Лил дождь. Пишутся с гласной «а».

««Тест по русскому языку» 3 класс» - Задание № 5 Спишите все слова, подчеркните лишнее слово. Задание № 8 Спишите правильно текст. Задание № 4 Найди и выпиши только предлоги. Лодка (от) плыла (от) берега. Проверка знаний по русскому языку в 3 классе. Задание № 7 Спешите слова каждого ряда, подчеркните только однокоренные слова: Белые барашки (по) бежали (по) волнам моря. Задание № 6 Запишите слова такого же состава как слова: Белка, белила, белить, белок, беличий, беленький.

Сравните предложения:

1. Дети вернулись домой.

2. Дети вернулись домой из похода.

3. Дети вернулись домой из похода вечером.

Можно ли сказать, что в третьем предложении содержится самая полная и точная информация: куда и когда вернулись дети, где они были?

(Да, можно. Есть уточнение - вернулись ИЗ ПОХОДА ВЕЧЕРОМ.)

Прочитаем текст. Заменим вопросами, подходящими по смыслу словами.

Слова для справок: неподвижно, с охоты, по алее, из гнезда, медленно, на дорожку.

1. Я возвращался (откуда?) и шёл(где?)сада.

2. Собака бежала (где?)

3. Я взглянул (куда?) и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.

4. Он упал (откуда?) и сидел (как?).

5. Моя собака (как?) приближалась к нему.

Правильный ответ:

1. Я возвращался(откуда?) с охоты и шёл(где?)по аллее сада.

2. Собака бежала впереди меня.

3. Я взглянул(куда?) на дорожку и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.

4. Он упал (откуда?) из гнезда и сидел (как?) неподвижно.

5. Моя собака (как?) медленно приближалась к нему.

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, цель, способ, меру, степень действия (признака) и отвечает на вопросы где? когда? зачем? почему? как? и др. Например: Дни поздней осени бранят обыкновенно (А. Пушкин). Обстоятельства чаще относятся к сказуемому, реже - к другим членам предложения. Способы выражения обстоятельств:

1. наречие:

Глядишь вокруг - и на душе легко, И зреет мысль так вольно, широко, И сладко песнь в честь Родины поется. (И. Никитин)

2. существительное в косвенном падеже с предлогом и без него: Ночью над рекой опустился туман (К. Паустовский);

3. инфинитив (со значением цели): Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов);

4. сравнительный оборот: Что ж так имя твое звенит, словно августовская прохлада? (С. Есенин);

5. деепричастие (деепричастный оборот): Ручей, бурля, бежит к ручью (А. Фет);

6. цельное словосочетание: Семь раз отмерь, один раз отрежь (Пословица);

7. фразеологический оборот: ...спешу к вам голову сломя (А. Грибоедов).

Основные виды обстоятельств

По значению обстоятельства делятся на следующие группы:

1. Обстоятельства места . Обозначают место, путь движения и т. д. Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и др. Примеры: Повсюду зеленели травы (И. Тургенев); И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам... (А. Грибоедов).

2. Обстоятельства времени . Обозначают время действия. Отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? и др. Примеры: С утра дом Лариных гостями весь полон (А. Пушкин).

3. Обстоятельства образа действия и степени . Обозначают качество или способ совершения действия, меру, степень действия (признака). Отвечают на вопросы как? каким образом? каким способом? в какой мере? насколько? в какую цену? и др. Примеры: Печально склоняется ива у братских солдатских могил (М. Дудин). Как-то Сережа упал во дворе, ссадил колени в кровь и пришел домой плача (В. Панова). До станции оставалось с версту (М. Лермонтов). Каждый такой кусок весит сотни пудов (В. Гаршин). Дерзок он был до сумасбродства (И. Тургенев).

4. Обстоятельства причины . Обозначают причину совершения действия или возникновения признака. Отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине? и др. Примеры: Отчего волна морская так мне дорога? (А. Жаров); Нескошенные травы так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова (К. Паустовский); Ему стало стыдно из-за его сомнений (И. Тургенев).

5. Обстоятельства условия . Обозначают условие, при котором может совершиться действие. Отвечают на вопросы при каком условии? в каком случае? Примеры: Что было бы с ней в случае моей болезни! (А. Чехов); Не посеяв, не жди урожая (Пословица); Не увидевши горького, не узнаешь и сладкого (Пословица).

6. Обстоятельства уступки . Указывают на то, что действие совершается, несмотря на препятствия. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? Примеры: Вопреки моему желанию они познакомились (В. Гаршин); Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на преданность друзей (И. Тургенев); Работа, несмотря на ранний час, уже шла вовсю (В. Набоков).

7. Обстоятельства цели . Обозначают цель совершения действия. Отвечают на вопросы зачем? для чего? для какой цели? Примеры: Мария Трофимовна делает все, что в ее силах, для украшения и обогащения земли (К. Паустовский); Ради его спасения было отдано все: счастье, любовь, была отдана жизнь (К. Паустовский).

8. Обстоятельства сравнения . Обозначают сравнение. Отвечают на вопрос подобно чему? Примеры: Как очарованное, дремлет на возвышении село (Н. Гоголь); Снег лежал волнами и блестел как сахар (Л. Толстой); Мой спутник мурлычет, точно кот, какую-то песню (М. Горький); Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень (М. Горький).

Обстоятельство в предложение обозначается пунктиром с точкой. Чтобы легко запомнить вопросы обстоятельств, можно выучить считалочку: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

1. Прочитаем записанные парами вопросы и ответы. Определим, к какому члену предложения они заданы. Найдём лишнюю пару. Объясним, почему она лишняя.

1. Проливной дождь шёл (когда?) Проливной дождь шёл ночью.

2. (Где?) набухли почки? На тополях набухли почки.

3. Дети поедут (когда? куда?) Дети поедут завтра за город.

4. Сухой камыш шуршит (почему? по какой причине?) Сухой камыш шуршит от ветра.

5. Дорожкашла к аллее (откуда?) Дорожка шла к аллее от беседки.

6. Вера любит (какое?) мороженое? Вера любит шоколадное мороженое.

7. Охотники грелись (где?) Охотники грелись у костра.

8. Мальчик читает (как?) Мальчик читает выразительно.

Вопросы: где? когда? по какой причине? как? откуда? заданы к обстоятельствам.

А лишняя пара - это предложение про Веру, потому что шоколадное отвечает на вопрос какое? (является определением).

2. Давайте сделаем разбор предложений:

1. Вечером у озера громко квакали лягушки.

(Кто?) лягушки - это подлежащие.

(Что делали?) квакали - это сказуемое.

Квакали (где?) у озера - это обстоятельство места.

Квакали (как?) громко - это обстоятельство образа действия.

Квакали (когда?) вечером - это обстоятельство времени.

2. Сова вылетает на охоту ночью.

(Кто?) сова - это подлежащие.

Сова (что делает?) вылетает - это сказуемое.

Вылетает (куда?) на охоту - это обстоятельство места.

Вылетает (когда?) ночью - это обстоятельство времени.

3. Громко барабанит дятел в лесной тишине.

(Кто?) Дятел - это подлежащие.

Дятел (что делает?) барабанит - это сказуемое.

Барабанит (как?) громко - это обстоятельство образа действия.

Барабанит (где?) в тиши - это обстоятельство места.

В тиши (какой?) лесной - это определение.

Раздавались (где?) за рекой - это обстоятельства места.

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

1. Институт открытого образования ().

Найдите и подчеркните в предложениях обстоятельства.

1) Она ушла в лес.

2) Гроза прекрасна ночью.

3) Он сидел, сложа руки.

4) Я не ходила в школу из-за болезни.

5) Я пришла в школы учиться.

Поставьте правильно вопрос к обстоятельствам. Определите, какого они вида.

1) Мы въехали в город.

2) Мы прождали их около восьми часов.

3) От усталости я не мог говорить.

4) В санатории все приготовлено для лечения отдыхающих.

5) При старании можно добиться успеха.

6) На улице, несмотря на мороз, было многолюдно.

7) Голова у нее острижена, как у мальчишки.

Добавьте в предложения обстоятельства по смыслу, определите их вид.

1) Капитан приказал продолжить движение, несмотря на (что?)

2) Петр пришел в библиотеку (для?)

3) Мокрые ступени оказались мокрые, как (что?)

4) Они готовы на все ради (чего?)

5) Порт будет закрыт в случае (чего?)

*Напишите по два предложения на каждый вид обстоятельств.

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».


Обособление обстоятельств

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака. Обстоятельства поясняют сказуемые или другие члены предложения. При синтаксическом разборе предложения обстоятельства подчеркиваются пунктирной линией (тире, точка, тире). Обстоятельства необходимо выделять запятыми в трех случаях. Рассмотрим каждый из них по очереди.

Первый случай

Обстоятельства в предложениях могут быть выражены четырьмя частями речи:

    наречием, например: Дворник встает рано;

    деепричастием или деепричастным оборотом, например: Мужики, увидев помещика, сняли шапки;

    инфинитивом, например: Все отправились на улицу (зачем?) расчищать снег;

Кроме этого, обстоятельство может быть выражено цельным по смыслу выражением, например: Дождь шел две недели подряд.

Необходимо запомнить, что выделять запятыми нужно обстоятельства, которые выражены деепричастием или деепричастным оборотом. Сравните: Он сидел, листая журнал, и скучал и Он сидел на скамейке . В первом предложении обстоятельство листая журнал выделяется, так как оно выражено деепричастным оборотом, а во втором обстоятельство на скамейке не обособляется, так как оно выражено существительным с предлогом.

Второй и третий случаи

По значению обстоятельства делятся на следующие основные группы:

    обстоятельства места, отвечающие на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? Например: Мы въехали (куда?) в город;

    обстоятельства времени, отвечающие на вопросы КОГДА? С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР? КАК ДОЛГО? Например: Мы прождали их около двух часов;

    обстоятельства причины, которые отвечают на вопросы ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ? Например: От усталости я не мог говорить;

    обстоятельства цели, которые отвечают на вопросы ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? Например: В санатории все приготовлено для лечения отдыхающих;

    обстоятельства образа действия и степени, отвечающие на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? Например: Я несколько призадумался или Отец ни на шаг не отпускал меня;

    обстоятельства условия, которые отвечают на вопрос ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Например: При старании можно добиться успеха;

    обстоятельства уступки, которые отвечают на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО? Например: На улице, несмотря на мороз, было многолюдно;

    обстоятельства сравнения, отвечающие на вопрос КАК? Например: Голова у нее острижена, как у мальчишки.

В классификации обстоятельств по значению одним из восьми видов являются обстоятельства сравнения: они отвечают на вопрос КАК? и начинается с союзов КАК, СЛОВНО или БУДТО. Например: У нее были длинные волосы, мягкие, как лен. В некоторых учебниках и справочных пособиях обстоятельства сравнения называют также сравнительными оборотами. Необходимо запомнить, что обстоятельства сравнения в предложениях выделяются запятыми .

Еще один вид обстоятельств, который необходимо выделять запятыми, это обстоятельства уступки. Такие обстоятельства отвечают на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО? и начинаются с предлога НЕСМОТРЯ НА (или, реже, ВОПРЕКИ). Например: На улицах, несмотря на яркое солнце, горели фонари.

Итак, следует запомнить три случая, когда обстоятельства необходимо выделять запятыми:

    если они выражены деепричастным оборотом,

    если они представляют собой сравнительный оборот,

    если они начинаются с предлога НЕСМОТРЯ НА.

Еще раз рассмотрите примеры. Сверкая быстро в вышине, кружились искры. (Лермонтов) Она вдруг скрылась, как птичка, вспугнутая из кустарника (Лермонтов). Несмотря на непредвиденные трудности, работа закончена в срок.

Это правило имеет несколько важных примечаний:

От деепричастий следует отличать наречия СТОЯ, СИДЯ, ЛЕЖА, МОЛЧА. НЕХОТЯ, ШУТЯ, НЕ ГЛЯДЯ, ИГРАЯ. Они образовались благодаря переходу слов из разряда деепричастий в наречия. Обстоятельства, выраженные такими словами, не обособляются. Например: Он стоял молча.

Не выделяются также обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами, например: Они работали засучив рукава или Верчусь целый день как белка в колесе.

Кроме обстоятельств уступки, которые выделяются всегда, могут факультативно обособляться обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, например: Благодаря хорошей погоде, мы купались в реке все лето. Обычно такие обстоятельства обособляются, если они распространены и стоят перед сказуемым.

Упражнение

    Через две недели_ наш сотрудник выйдет из отпуска.

    Петр пошел в библиотеку_ готовиться к экзамену.

    Выбежав на трибуну_ он быстро заговорил.

    Обгоняя грузовик_ машина выехала на встречную полосу.

    Несмотря на опасность_ капитан приказал продолжить движение.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Иван Ефремов: Таис Афинская Иван Ефремов: Таис Афинская Что болит в левом боку под ребрами? Что болит в левом боку под ребрами?