Как можно контролировать свое субъективное восприятие времени. Методологические аспекты изучения возрастно-психологических особенностей субъективного восприятия времени в период средней и поздней взрослости Что такое восприятие времени в психологии

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Восприятие пространства

Восприятие неподвижных, статичных предметов - тема, пусть и хорошо проработанная в общей и экспериментальной психологии, до сих пор, тем не менее, не закрыта. И при этом значительно более сложным вопросом является восприятие движения и времени.

Изучать проблемы восприятия нельзя в отрыве от физиологических особенностей нашего организма. Восприятие, в том числе и восприятие движения, осуществляется благодаря очень сложному физиологическому механизму, природа которого еще не вполне выяснена.

Как известно, окружающие нас образы проецируются на сетчатку глаза. Если тот или иной образ (например автомобиля) движется по сетчатке, это будет считаться движением или не будет? Может быть и так, и не так. Автомобиль проехал мимо - его образ проскользил по сетчатке. Мы перевели свой взгляд - образ стоящего автомобиля тоже скользнул по сетчатке. Может быть и иначе. Мы стоим и смотрим на стоящий автомобиль - его образ покоится на сетчатке. Мы провели глазами вслед проезжающему автомобилю - образ так же неподвижен на сетчатке.

Как известно из физики, во вселенной нет какой-то центральной точки отсчета, начала координат. Нет и "объективно нулевой" скорости: нет таких объектов, про которые можно сказать точно, что они стоят на месте (обратное, по крайней мере, не доказано). В физике любые скорости - относительны. Так и в нашем зрительном восприятии, мы не измеряем некоторую универсальную скорость, пусть даже и относительно поверхности Земли. Мы оцениваем скорость относительно нас самих .

Скорость пролетающих мимо объектов, а также пробегающих, проползающих, проплывающих и т.д., мы оцениваем двояко:

Пассивно (не следя глазами за объектом),

Активно (следя за ним).

В первом случае скорость оценивается как раз по скорости перемещения образа по сетчатке - с рядом поправок, разумеется. Это не самый точный способ. Хотя бы потому, что перемещения образа по сетчатке показывают угловую скорость объекта, и, чтобы узнать его скорость, надо знать расстояние до него. Глаз тем временем сфокусирован на другом объекте, который и помещен в зону лучшей видимости. Расстояние можно оценить по косвенным признакам, например по реальному размеру объекта и размеру образа на сетчатке глаза. Однако этот реальный размер не всегда известен. Если речь идет об автомобиле известной марки, то размер его наблюдателю известен. Если же пролетел камень или неизвестная птица - размер у них может быть разный.

Активной восприятие более точно. Мы следим за объектом. Он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Наш глаз настолько "умный", что даже пытается предвидеть перемещения объекта, чтобы ни на долю секунды не выпускать его из поля зрения.

Как известно, человек выжил в процессе жестокого естественного отбора. Если учесть, что этот процесс происходил многие миллионы лет, то становится понятным стремление природы к совершенству. Так оказалось, что мы оцениваем движение окружающих предметов не по состоявшемуся движению глаза, а только по одному такому намерению. Это сберегает несколько миллисекунд, но и одна миллисекунда может оборвать целую ветвь эволюции. Эрнст Мах, чтобы выяснить, будет ли человек в состоянии воспринимать движение, если ему зафиксировать голову и обездвижить глаза, провел следующий эксперимент. Глаза испытуемых были обездвижены с помощью специальной замазки, которая не позволяла поворачивать глаза. Когда испытуемый пробовал повернуть глаза, ему начинало казаться, что предметы вокруг двигаются. Таким образом, в мозгу фиксируется не движение глаз, а лишь попытка двигать глазами, т. е. для восприятия движения важна не афферентная информация о движения глаз (сигнал о перемещении глаз), а копия эфферентной информации (команды на перемещение глаз).

В работе зрительного восприятия большое значение отводится интеллектуальным механизмам обработки информации. Далеко не всегда объект движется перпендикулярно оси наблюдения, оставаясь примерно на одном расстоянии от наблюдателя. Как раз обычно наблюдаемые объекты двигаются, несколько приближаясь или удаляясь. Пример - мы стоим на обочине и наблюдаем, как какая-то машина едет в нашу сторону; чтобы оценить ее скорость надо оценить угловую скорость и изменение расстояния до машины; при этом, чтобы оценить изменение расстояние до машины, сначала надо оценить само это расстояние, это тоже не так просто, на самом деле; могут учитываться и косвенные обстоятельства - например, геометрия дороги или громкость звука, издаваемого машиной.

Косвенных признаков много, и они играют весьма значительную роль в восприятии скорости. Механизм использования косвенных признаков состоит в том, что при обнаружении неких признаков движения осуществляется их интеллектуальная обработка и выносится суждение том, что предмет движется. Так, впечатление движения может вызвать необычное для неподвижного предмета положение его частей (так называемое "кинетическое положение"). Примеры кинетических положений: наклонное положение, размытость очертаний предмета (особенно размытость вдоль одной линии).

При этом следует отметить, что процесс восприятия довольно сильно замкнут в себе. Своим интеллектом и сознанием мы можем быть твердо уверены в том, что предмет находится на одном месте, но впечатление движения все равно может иметь место. Таковы, например, зрительные иллюзии. Нарисованные объекты могут казаться движущимися, если расположены особенным образом. Шагая вечером или ночью по улице, можно заметить, что луна как бы движется вместе с тобой - "идет" параллельным курсом.

Теории восприятия движения могут быть разбиты на две группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение. Утверждается, что восприятие движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт и др.).

В теориях второй группы утверждается, что восприятие движения имеет специфическое качество, которое не сводится к элементарным ощущениям. Подобно тому, как мелодия не является простой суммой звуков, а качественно отличным от них целым, так и восприятие движения не сводится к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений.

Гештальтпсихологи (М. Вертгеймер и др.) восприятие движения считают специфическим переживанием, отличным от восприятия самих движущихся предметов. Если имеются два последовательных восприятия объекта в различных положениях, то переживание движения не складывается из этих двух ощущений, а соединяет их, находясь между ними. Это переживание движения Вертгеймер назвал фи-феноменом.

Гештальтпсихологами было в частности показано, что из двух предметов, при прочих равных условиях, обычно движущимся кажется меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который в течение опыта претерпевает наибольшие количественные или качественные изменения.

В восприятии скорости большое значение имеет прагматический аспект. Дело в том, что природа не наградила нас способностью оценивать скорость движения в каких-либо физических величинах. Наблюдая движущийся на нас автобус, мы не осознаем информацию, что он движется со скоростью 62 км/ч, однако понимаем, что скорость большая, больше, чем та, на которую мы способны, и лучше всего это убраться с дороги такого "зверя". Это обстоятельство облегчает работу восприятия, давая возможность оценивать скорость лишь по весьма грубой порядковой шкале.

Восприятие времени

Восприятие времени изучено меньше, чем восприятие пространства. Нет специализированного органа, занимающегося восприятием времени, нет поэтому и более-менее объективных экспериментов на восприятие времени, сопровождающихся наблюдением за этим органом.

Время можно рассматривать (многие физики и математики этим и занимаются) как четвертое измерение пространства. Как двухмерные бумажки могут образовать трехмерную стопку из бумажек, так и трехмерные кубы, если было бы настоящее четвертое измерение, могли образовать четырехмерную "стопку-мегакуб". Один момент времени плавно и быстро перетекает в другой момент, все эти моменты можно рассматривать каждый в отдельности как трехмерный куб, а в совокупности - как "стопку-мегакуб".

Представим теперь, что кто-то взял кинопленку и разрезал ее на отдельные кадры. Потом все эти кадры были сложены в одну стопку (довольно высокую). Если обладать рентгеновским зрением, то теперь можно наблюдать тело главного героя (героини) не в виде плоской фигуры, а в виде объемной. И весь этот объем отражает два часа жизни этого героя, но мы можем наблюдать его в один момент.

Примерно так было бы, если бы мы были обладателями полноценного восприятия времени. Если бы мы разбили вазу, а потом нас попросили бы представить то, как это произошло, то мы представили бы не несколько картинок-фаз этого события (вот я задел ее локтем, вот она летит на паркет, вот лежат осколки), а полноценную четырехмерную картинку. Это было бы похоже на четырехмерное дерево: сначала ваза цела - это ствол, потом разбилась на части - отсюда ветки.

Разумеется, полноценное восприятие времени потребовало бы колоссальных ресурсов нашего мозга. Даже трехмерные объекты (например шахту или здание сложной планировки) нам удается воспринимать с трудом, а тут четыре измерения...

В широком смысле восприятие времени это и есть восприятие всей этой гипотетической четырехмерной картины. Непосредственное наблюдение этого континуума позволило бы наглядно видеть некоторые причинно-следственные связи. Четырехмерный локоть соприкоснулся с четырехмерной вазой-осколками - ствол вазы после этого несколько смещен в пространстве, а потом распадается на ветви. Нельзя, конечно, было бы видеть более тонкие причинно-следственные связи, не видимые глазом: почему, например, зазвонил телефон.

Для нас восприятие времени - лишь очень приблизительное подобие того, что могло бы быть. В основном восприятие времени связано с восприятием объектов окружающего мира. Для нас восприятие времени это:

Восприятие перемещения объектов в пространстве,

Восприятие трансформации этих объектов,

Восприятие взаимодействия двух и более объектов,

Установление наглядных причинно-следственных связей.

Элементарными формами восприятия времени являются процессы восприятия длительности и последовательности событий. В узком смысле восприятие времени это и есть восприятие длительности и последовательности тех или иных событий.

Базовым инструментом для оценки длительности событий являются элементарные ритмические явления организма, известные под названием "биологических часов". К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Например, чередования сна и отдыха. С другой стороны, мы воспринимаем время при выполнении какой-либо работы, т.е. когда происходят определенные нервные процессы, обеспечивающие нашу работу. В зависимости от количества этих процессов, чередования возбуждения и торможения, мы получаем определенную информацию о времени.

"Биологические часы" работают не так точно, как хотелось бы. В значительной степени они оценивают не объективное, всеобщее время, а субъективное, которое зависит от того, какими событиями был заполнен оцениваемый промежуток. Если событий было много и они были интересны для нас, то время шло быстро. И наоборот, если событий было мало или они были не интересны для нас, то время тянулось медленно. Однако если приходится оценивать прошедшие события, то оценка длительности носит обратный характер. Время, заполненное разнообразными событиями, мы переоцениваем, временной отрезок кажется нам более продолжительным. И наоборот, не интересное для нас время мы недооцениваем, временной отрезок кажется нам незначительным.

Работа "биологических часов" зависит и от эмоциональных переживаний. Было показано, что если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

Как и планировал. Кратко напомню суть проекта: я исхожу из предположения, что человеческий мозг может проводить оздоровление и омоложение эффективнее, безопаснее и мощнее, чем все что угодно из существующих сегодня средств. Далее, я создаю особые компьютерные упражнения и игры, цель которых — убедить, уговорить или обмануть мозг проделать такие изменения. Все эти упражнения и игры основаны на когнитивных психологических методах и техниках. Но «по-хорошему» делать ничего подобного мозг не хочет. Для усиления воздействия необходимо создать благоприятные условия. Так появилась комната как среда для производства четко заданных параметров, определенного стресса или сенсорной депривации.

Каждый раз, когда я закрываюсь в комнате, происходит следующее:

Восприятие времени начинает сразу искажаться. Уже через 10 минут начинает казаться, что прошло существенно больше. В дальнейшем это продолжается, но принимает непредсказуемо разные формы. Каждый раз думаю, что надо почитать про это побольше и подумать как следует. Ведь восприятие времени является в некоторых случаях (например, при определенных заболеваниях) значимой характерной чертой; к восприятию времени привязаны многие биологические процессы. Та беспечная легкость, с которой это восприятие меняется – неслучайная особенность.

Галлюцинации также приходят довольно быстро. Зрительные пока редки и почему-то спокойно воспринимаются, а вот слуховые – настораживают и пугают. Так часто кажется, что за спиной тихо шевельнулся монстр, что, кажется, когда он появится там по-настоящему, я не придам этому значения. Слуховые пугали, впрочем, только до момента, когда меня, сидящего спиной к стене почти вплотную, кто-то тронул за плечо. Это было жутко.

В целом, как только я начинаю эксперимент – первое же желание, которое растет и усиливается: все это немедленно прекратить. Поводы следуют один за другим, перемежаясь отвлекающими мыслями о еде, сексе, кино, вине и сне. Сон не возбраняется, поэтому это удовлетворяется легко. Потом идут эшелоны сомнений, один а одним, без перерывов.

На все эти искажения, галлюцинации и сомнения ответ один – продолжать полет по курсу, и по ходу разбираться. Мозг сопротивляется изменениям как только может. Кстати, хорошая иллюстрация того, что мы не знаем, на что мы способны и на что неспособны, окажись в сильном поле ситуации . Не поверишь, как сильно можешь измениться уже через 15 минут.

Есть и другие, скорее позитивные стороны этого ситуативного фона. Это фонтан креативности: количество идей и их качество существенно выше, чем в обычных состояниях. Креативность просто можно намазывать на хлеб.

Неожиданно, мои исследования по получают как бы вторую жизнь. Это реально, без преувеличения, жизненно необходимый инструмент – искусство воображать будущее. Возможно, именно в нем и найду ответы.

Еще: мощная фокусировка на ценностях, ловишь моменты истины один за другим. По выходу смотришь на мир иначе, и видишь без сомнений, что нужно, а что нет, и это, если не притворяться, вызывает вопросы у окружающих.

В итоге, того, что хочу достичь, я пока не достиг, но это нормально, ведь я только начал. Но уже то, что было, порезало и забраковало множество техник и упражнений, с которыми я спускался на эксперимент. Пару часов в комнате стоят недели снаружи. Я знаю, что делать дальше и процесс продолжается. Еще не все техники и условия успел протестировать и испробовать, поэтому уверен: меня ждут неожиданности. Не нужна никакая мистика, восточная мудрость и арома-мать-ее-терапия. Мир самопознания, в самом правильном его понимании – вот здесь, рядом, стоит лишь создать незамысловатые условия: богатый, почти неисследованный, таящий множество загадок и открытий.

Дельфийский оракул Греции призывал «Познай самого себя», но мы по-прежнему «Незнакомцы для самих себя» (название книги известного психолога Тимоти Уилсона). Ко мне в ходе экспериментов прицепилась метафора хитрого ускользающего Чужого , с которым только предстоит познакомиться. Он уже хлопает сзади по плечу:)

Давным-давно жители деревни Марсден в графстве Йоркшир заметили причинно-следственную связь, что когда прилетает кукушка и начинает куковать, то приходит весна, с теплом и солнышком. «Ах, если бы она никуда не улетала», вздыхали они. И вот они решили быстро построить каменные стены вокруг дерева, на котором сидела кукушка, чтобы заключить ее в башню и остаться в состоянии вечной весны . По легенде, им оставалось положить последние камни на самом верху башни, как кукушка улетела. В 1821 году такую же попытку предприняли крестьяне деревни Тюрон, в том же Йоркшире (бросить все и уехать в Йоркшир), но так же безуспешно.

Теперь эти слабаки, вместо того, чтобы пытаться поймать ее снова, просто устраивают каждый год фестиваль Кукушки (на фото). А за солнышком уже сами летают на юга.

Время определяет нашу жизнь и поведение. Восприятие времени – странный и загадочный феномен: в отличие от объективного времени, психологическое время субъективно и подвластно самым разнообразным изменениям. Каждый из нас знает чувство, когда время то тянется бесконечно, то пролетает невероятно быстро. Вы сидите на лекции и думаете, что она вот-вот закончится, вы смотрите на часы и не верите своим глазам – еще осталось полчаса! Или наоборот — вы сидите с друзьями, и потом кто-то говорит: уже два часа ночи. Как?! Вы думали что, ну, максимум, 11 часов вечера!

Восприятие времени имеет множество сторон: ощущение течения времени, длительность происходящего в настоящем, прошлом и будущем, и скорость движения времени. Ученые, глядя на результаты исследований, говорят о биологических часах в мозге человека, но никто еще не нашел этих часов в мозге, хотя известны несколько регионов, устанавливающих ход временных процессов. Может быть, это связано с электрическими сигналами между нейронами во всем мозге, и такие часы физически не существуют.

Мы так мало знаем о восприятии времени, потому что это никогда не было зоной повышенного внимания науки и бизнеса. Большинство исследований было проведено на животных. Это странно, ведь, казалось бы, разгадать тайну времени – значит управлять им. Тем не менее, кое-что нам уже известно, и наука продолжает скрывать покровы тайны времени.

Течение времени – иллюзия

В одной работе (Gruber & Block, 2013) описывается эксперимент: людям показывали кадры двух видео: одно – идущего человека, другое – поджариваемого тоста. Каждый кадр показывался на 100 миллисекунд, а между кадрами были интервалы различной длительности: полсекунды, три или семь секунд. Участники должны были решить, видят ли они течение времени или нет. Восприятие течения времени терялось при 6,1 секунде интервала для изменений движения (ходьба) и 4,7 секунд для изменения цвета (поджаривание хлеба). Ученые заключают, что течение времени – лишь иллюзия нашего восприятия. Если бы течение времени было физической характеристикой мира, оно бы не зависело от происходящего, будь то цвет или движение. Если же это исключительно субъективное восприятие, то оно будет изменяться от качественно различимого стимула, что и произошло.

Другой эксперимент также показывает, что наше восприятие времени зачастую иллюзорно. Так, например, вам предлагается нажимать на пробел на клавиатуре и на экране монитора появляется светящийся круг. Между нажатием клавиши и появлением света установлен интервал в 200 миллисекунд, и вы, в течение минуты нажимаете клавишу, с любой периодичностью, как вам удобно. Затем экспериментаторы уменьшают этот интервал до 50 миллисекунд, вы нажимаете на клавишу, загорается свет, и вам кажется, вы готовы поклясться, что он зажегся еще до вашего прикосновения к клавише!

Отношение ко времени

Вы можете понять, как вы в целом воспринимаете время, ответив на вопрос:

У вас назначена встреча на среду, но она была перенесена на два дня. Не задумываясь долго, на какой день она перенесена?
Ответ – в конце статьи.

Филип Зимбардо, автор одного из самых известных исследований, Стэндфордского тюремного эксперимента, уже давно занимается психологией времени. Он обнаружил, что ориентация во времени влияет на наши решения и поведение, формируя нашу жизнь, даже если мы об этом не подозреваем. Как показал классический эксперимент, когда десятилетним детям предлагали одну сладость, но говорили, что если они подождут пять минут, они получат две. Две трети детей поддались искушению, а остальные стали ждать большего вознаграждения в будущем. Через 14 лет этих детей нашли и стали анализировать их жизнь: между двумя группами детей оказалась невероятно большая разница. Те, кто ждал, имели гигантский отрыв по оценкам в школе, были хорошими учениками, меньше поддавались вредным привычкам, получили лучше работу и зарабатывали больше.

Зимбардо описал шесть типов отношения ко времени, и нашел подтверждение влияния это отношения на все аспекты жизни, даже в политике. Почему, например, северные итальянцы не понимают южных? Потому что северяне ориентированы на будущее в большей мере, тогда как южане хотят получать удовольствие здесь и сейчас, меньше заботясь о том, что будет завтра.

Зимбардо вывел оптимальное отношение ко времени: очень позитивно относиться к своему прошлому, быть чуть больше среднего ориентированным в будущее, и умеренно относиться к наслаждениям в настоящем. При этом негативное отношение к прошлому должно практически отсутствовать, так же как и фатализм к настоящему.

Что же нам известно о факторах, которые влияют на восприятие времени?

Возраст и наполненность жизни:

Известно, что в детстве лето длится бесконечно долго. Ученые объясняют это и относительной длительностью промежутка по отношению к возрасту: так, для пятилетнего ребенка один год – одна пятая часть жизни. Тот же самый год для пятидесятилетнего человека – всего лишь 2%. Другое объяснение: в детстве и юности каждый лень наполнен новым опытом, переживаниями и ощущениями, и плотность этого создает ощущение насыщенности и длительности. Мы взрослеем, и нового для нас становится все меньше, и редкий день отмечается чем-то особенным. Это феномен работает, даже если мы его не осознаем: в одном эксперименте людям показывали фотографии людей разного возраста и обнаружили, что лица пожилых замедляют время, а молодых – ускоряют.

Влияние плотности переживаний на время подтверждается простым экспериментом, когда людям показывают два видеоролика одинаковой продолжительности. В одном они видят спокойное течение реки, а в другом — сцену вооруженного ограбления. И ограбление кажется более длительным, потому что происходит много быстрых и эмоционально насыщенных событий. Психологи полагают, что насыщенные или новые, никогда прежде не переживаемые события запоминаются нами интенсивнее. Мы не то чтобы запоминаем больше деталей происходящего, но делаем больше копий в памяти этих событиях.

Один из тестов, предложенный еще в 1975 году заключается в том, что участникам дают посмотреть на геометрические фигуры и запомнить их в течение одинакового периода времени. Одни смотрят на довольно простую фигуру, а другие – на сложную. Те, кто видел простую фигуру, оценивали период времени просмотра короче, чем те, кто смотрел на сложную фигуру. Объясняется это разницей между объемом информации, которую необходимо сохранить в памяти, что искажает восприятие длительности.

Это объяснение хорошо тем, что предлагает нам простой способ вернуться в детство! Необходимо каждый день находить и пробовать новое, и это делается просто: можно носить часы на другой руке, отвечать на звонок, используя другое ухо, ехать на работу другой дорогой, расставить иначе мебель и тому подобное. Мозг оживится, так же, как в юности, и вы заметите, как растягивается время. Именно поэтому отпуск кажется долгим, но только, если вы испробовали много нового и необычного. Так что если вы хотите, чтобы выходные казались вам длинными и интересными, не сидите у телевизора, а займитесь чем-то, что вы еще никогда не делали.

Эмоции, опасность, стресс:

Сильные эмоции изменяют восприятие времени. В одном исследовании выяснилось, что лица людей, выражающих какие-то эмоции, ускоряют время, в сравнении с нейтральным выражением лица.

Многие свидетельствуют, что во время автомобильной аварии у некоторых людей время замедляется. Этот феномен был хорошо изучен в боевых условиях. Так, исследования показали, что во время перестрелок, в 65% случаях у полицейских возникало ощущение замедления времени. Было обнаружено, что землетрясения ощущаются гораздо более длительным по времени, чем в реальности.

Алан Джонсон, журналист Би-Би-Си, которого держала в заложниках радикальная группа исламистов в течение четырех месяцев, рассказывает, что однажды ночью ему удалось услышать по радио новость, что его казнили! Он подумал, что, наверное, его захватчики сообщили новость раньше, чем сделали и скоро придут за ним исполнить приговор. Время драматически замедлилось, и та ночь показалась ему вечностью.

Психолог Дэвид Иглман решил проверить, правда ли, что внезапный острый стресс и страх вызывают замедление времени. Он набрал добровольцев, которые согласились спрыгнуть с 30-ти метровой вышки на сетку, закрепленную внизу: это было безопасно, но очень страшно. На руку им прикрепили часы, на которых менялись с огромной скоростью цифры, которые невозможно увидеть в нормальном состоянии. Он полагал, что если время замедлится, добровольцы смогут увидеть эти цифры. Ничего этого не произошло, и, вероятнее всего, замедление субъективного времени – тоже иллюзия.

Один известный эксперимент показал, как социальные отношения меняют восприятие времени. Участников эксперимента собрали в комнате, где они познакомились и поговорили на обычные темы. Затем ученые предложили каждому выбрать двух людей, с которыми они будут выполнять определенные задачи. Людей незаметно для них и случайным образом разделили на две группы – одним сказали: «извините, такого раньше никогда не случалось, но вас никто не выбрал и вам придется работать одному». Другим сказали, что они настолько популярны, что все выбрали их, и будет только справедливо, если они будут работать в одиночестве. Затем их просили оценить длительность одной минуты, и для отвергнутых всеми минута длилась очень долго, а для популярных и любимых – пролетала быстро.

Боль, вещества, болезни:

Время замедляется, когда мы чувствуем боль, потому что время становится важным фактором, и человек следит за ним. Алкоголь в больших дозах ускоряет время, также как и кокаин и метамфетамин. Марихуана чаще всего замедляет время.

Американский психолог Хадсон Хогланд случайно обратил внимание на то, что его больная жена жаловалась на то, что он долго шел за ее лекарствами, в то время как он отсутствовал всего минуту. Он заинтересовался, и попросил ее отмерить мысленно одну минуту. Она подала знак на 37 секунде. Хогланд проделал несколько десятков экспериментов, установив, чем выше температура, тем длиннее казалась для нее минута.

Другой психолог, Баддли, исследовал противоположный феномен, попросив испытателей поплавать в холодном море. Он обнаружил, что субъективная длительность минуты для пловцов составляла две минуты реального времени.

Депрессия и самоубийственные мысли приводят к субъективному замедлению времени. У шизофреников время изменяется в самых разных направлениях. Люди с синдромом Туретта, неврологическим нарушением, характеризующимся непроизвольными моторными тиками и компульсивными выкриками грубостей, невероятно точны в определении длительности времени, и особенно те, которые научились подавлять свои тики. Для детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, время течет очень медленно. Когда учитель требует спокойно посидеть такого ребенка хотя бы пять минут, для него это кажется невыносимо долго.

Для одной пациентки с повреждением височно-затылочной области мозга, течение времени принимало гротескные изменения. Когда она, например, наливала чай в чашку, она не могла видеть движения струи, и не знала, когда остановится – все казалось застывшим как скульптура.

У другого пациента была опухоль мозга в передней части фронтальной коры левого полушария. Для него симптомы иногда наступали неожиданно – например, он мог вести машину, и вдруг время начинало ускоряться в несколько раз пять, так, словно видео поставили на перемотку вперед или как будто машина развила скоростью в 300 км в час. Он был вынужден останавливаться. Когда его просили отмерить одну минуту, его 60 секунд оказывались пятью минутами реального времени! Он и телевизор не мог смотреть.

Привычная деятельность:

Люди очень часто неверно оценивают продолжительность времени, которое у них займет выполнение какой-то работы. Психологи обнаружили, что особенно это касается тех задач, которые очень хорошо известны человеку – сколько займет у него знакомая дорога от одного места до другого, или привычная рутинная задача на работе – люди чаще недооценивает их длительность.

Возвращение домой кажется короче по времени. Это связано с тем, что когда мы отправляемся куда-то, мы, как правило, стараемся не опоздать. Кроме того, мы видим больше нового, а возвращение, если не связано жестко со временем, — привычно и известно нам, мы не следим за временем, и наше внимание отвлекается на другие вещи.

У животных:

У разных животных восприятие времени тоже должно быть разное. Для мыши, которая живет 3 года, вероятно, они кажутся такими же длинными, как для нас наши 70 лет. Для черепахи, живущей 300 лет, время, должно быть, течет невероятно медленно, в сравнении с нашим.

Две улитки ограбили слизняка. Полицейский спрашивает его:
— Расскажите, как это случилось.
— Я не могу ничего вспомнить, офицер, всё было так быстро!

Другие факты:

Немецкий ученый 19 века Карл фон Верордт (Vierordt) сделал основательные вклад в психологию восприятия времени своей книгой 1868 года Der Zeitsinn nach Versuchen , (Экспериментальные исследования чувства времени). В ней он описал много экспериментов, и один из выводов сегодня известен как закон Верордта : когда люди оценивают длительность коротких промежутков времени, они обычно переоценивают их длительность, а когда длинные промежутки – то недооценивают. Между этим двумя величинами находится точка безразличия, когда ощущение длительности прошедшего времени точно соответствует физическому времени.

Психологи включали метроном со скоростью пять ударов в секунду, а затем просили людей оценить длительность какого-то стимула – звука или света. Люди переоценивали эту длительность в среднем на 10%. Экспериментаторы рассудили, что если это действительно приводит к искажению времени, то это можно использовать – и под это быстрое кликание люди решали арифметические задачи и запоминали слова. И оказались правы — это кликанье увеличило субъективную длительность времени у людей, и они решали задачи на 10-20% быстрее!

Ответ на вопрос о переносе встречи. Если вы ответили, что встреча перенесена на пятницу, вы «движетесь» по линии времени. Это некая эгоцентричное отношение ко времени. Лежит абстрактная линия времени и вы по ней двигаетесь. «Мы уедем на праздники» или «я пропустил сроки сдачи проекта». Вы словно не подвластны времени.

Если вы ответили «понедельник», то вы воспринимаете время как движущееся к вам навстречу. Словно вы стоите на месте, а оно идет к вам и сквозь вас. «Каникулы приближаются!», скажете вы, или «лето пролетело». Вы, в отличие с «пятничными» людьми, словно меньше контролируете происходящее и более подвластны ходу времени.

Ну, и конечно, правильного или неправильного отношения ко времени в этом нет, и, в зависимости от ситуации, вы можете вести себя по-разному. В одном эксперименте (Margulies & Crawford, 2008) людей просили представлять либо что-то неприятное (поход к врачу) либо приятное (вечеринку). Если люди ожидали будущее событие с удовольствием, они чаще видели себя двигающимися к событию , но если событие было неприятным, то видели как оно надвигается на них .

Gruber, R. P., & Block, R. A. (2013). The flow of time as a perceptual illusion. Journal of Mind and Behavior, 34 , 91-100.

Hammond, C. (2012). Time warped: unlocking the mysteries of time perception . Canongate: Edinburgh.

Margulies, S.O. & Crawford, L.E. (2008). Event valence and spatial metaphors of time. Cognition & Emotion , 22(7), 1401–1414.

Пространство и время связано у нас в голове в причудливой форме. Мы знаем, например, что для человека, читающего слева направо, прошлое – слева, а будущее обычно справа, и впереди, но многое мы еще не представляем.

Так, например, думать о времени и говорить о нём – разные вещи. Прошлое, в нашем воображении – слева, но понедельник идет до вторника, а не слева от него. Для меня, например, понедельник «выше» вторника в левой части поля зрения – эту дурацкую (или прекрасную) схему мне вдолбил в голову дневник средней школы. В этой схеме, кстати, не существует воскресенья! Но, да, признаюсь, я никогда не говорил: «давай встретимся справа вверху», имея в виду четверг, хотя представить четверг именно в том месте я могу вполне. Могу и допустить, что человек, прошедший школу в те же года, меня поймет.

В классическом уже эксперименте Тверски с коллегами (Tversky, Kugelmass, & Winter, 1991) давали детям и взрослым картинки, изображающие завтрак, обед и ужин и просили их разложить, «по порядку». Вы читаете это текст по-русски, и думаю, разложили бы их так же, как и те англоязычные участники: завтрак слева, ужин справа, и обед посередине. Арабские участники сделали наоборот, с завтраком справа. Направление чтения и письма реально определяет восприятие течения времени.

Недавнее исследование голландских психологов (Casasanto & Bottini, 2014) подтвердило течение времени слева направо в восприятии фраз, таких как «неделей позже», «годом ранее», «столетием после». Эксперимент был тщательно продуманным, и подробно описанным: на экран подавались инструкции и фразы, и участники реагировали на них соответствующими клавишами, находящимися слева или справа на клавиатуре. Создав таким образом результат, красноречиво свидетельствующий о восприятии течения времени, они приступили ко второму эксперименту. Он был в точности такой же, как и первый, только все – и инструкции и фразы были написано в зеркальном отображении, перевернутым по горизонтальной оси (как на картинке в начале статьи).

Слева на графике показаны результаты, при этом Block 2 – повторный показ. Чем меньше столбик — тем быстрее реакция, тем натуральнее кажется концепция.

Длительность всего эксперимента была около 15 минут, и, как видно, повторная экспозиция привела к кардинальному изменению восприятия хода времени. Исследователи отмечают, что показатели реакции голландцев при чтении зеркальных фраз аналогичны показателям людей с родным ивритом, на котором пишут и читают справа налево.

Таким образом, даже небольшого времени хватает, чтобы восприятие течения времени изменилось. Правда, эффект этот не будет долговременным, но если мы вдруг окажемся в Зазеркалье, то адаптироваться там сможем очень быстро, ну а жителям России даже и привыкать не придется.

Вы можете отзеркалить текст, распечатать или читать его на мониторе, и сами убедитесь, что освоитесь вы довольно быстро, но теперь вы будете знать, что ваше представление о времени изменилось. Это должно повлиять на понимание ваших планов на будущее, и, с большой вероятностью, подарит вам пару интересных идей. Впрочем, изменяется не только восприятие течения времени, но и другие любопытные вещи, но об этом завтра.

Casasanto, D., & Bottini, R. (2014). Mirror reading can reverse the flow of time. Journal of Experimental Psychology: General , 143(2), 473-479.

Tversky, B., Kugelmass, S., & Winter, A. (1991). Crosscultural and developmental trends in graphic productions. Cognitive Psychology , 23, 515-557.

Психологическая теория уровней толкования (construal level theory ) говорит о зависимости абстрактного или конкретного мышления от психологического расстояния до происходящего. Чем дальше отстоит по времени, в пространстве или социально событие, тем более абстрактно мы о нем думаем. Битва при Фермопилах абстрактнее, чем недавние сражения на Майдане. Планы каникул через год заметно отличаются от планов отпуска через неделю. Мы можем думать о жизни крестьян африканской деревушки только абстрактно, и, напротив, город, в котором мы живем, вызывает у нас чаще только конкретные мысли.

Одно исследование показало (Kanten, 2011), что чем дальше в будущем находится какое-то дело, тем больше времени, по нашему мнению, оно займет. Гипотетическая задача также занимает больше времени, чем конкретная. Было выдвинуто предположение, что мы представляем время состоящим из блоков, и когда мы начинаем думать абстрактно, эти блоки времени воспринимаются меньшими по размеру, и, соответственно, их требуется больше для выполнения задачи.

В одном из экспериментов был использован весьма остроумный ход, чтобы это продемонстрировать. Участникам дали лист со следующим текстом:

Восприятие времени – субъективная вещь, и может варьироваться у разных людей. Один час может показаться долгим одному, и кратким для другого. Иногда длительность времени иллюстрируется стрелкой, направленной слева направо, так называемой временной линией. Ниже вы видите такую линию и можете заметить, что на ней нет никаких делений. Насколько долгим кажется 1 час для вас? Пожалуйста, поставьте крестик на линии, так, чтобы расстоянии от начала до этого крестика соответствовало вашему представлению об одном часе.

И ниже была такая линия:
Люди, которых незаметно для них самих переводили на абстрактный уровень мышления, отмечали длительность одного часа существенно короче, чем люди с вмененным конкретным мышлением!


Линейка была 140 миллиметров, и абстрактно мыслящие отмечали один час в среднем как 30,2 мм, а конкретно мыслящие – 54,5 мм.

Как исследователи вменяли образ мышления?
Они просили заполнять диаграммы, отвечая на вопросы «зачем?» для установки абстрактного, высшего уровня мышления, и на вопросы «как?» — для конкретного мышления. Например, листок был озаглавлен «Улучшение и поддержка здоровья», и четыре квадратика со стрелками, от одного к другому. Стрелки были названы либо «Зачем», либо «Как». Этого было достаточно, чтобы заставить человека думать иначе.

В следующий раз, думая о делах, которые вам предстоит сделать в будущем, попробуйте думать об этом как абстрактно, так и конкретно, и вы получите хорошо сбалансированный результат.

Kanten, A. B. (2011). The effect of construal level on predictions of task duration. Journal of Experimental Social Psychology , 47(6), 1037-1047.

В русском языке, как и во многих других, люди представляют прошлое как нечто, что находится позади, а будущее – впереди. Ученые выдвигают ряд моделей, которые бы объясняли этот феномен. Одна из моделей утверждает, что абстрактная концепция времени привязывается нами к вполне конкретной концепции пространства. Так или иначе, все модели представляют это как схему, восходящую к универсальному опыту моторных движений и восприятия: мы двигаемся вперед от одной точки к другой, оставляя стартовую позицию позади и в пространстве, и во времени.

Но есть языки с иным представлением о времени, которое нам может показаться странным. Например , в языках Тоба, Аймара (язык американских индейцев в Андах на территории Боливии и Перу) и Малагаси (язык жителей Мадагаскара) прошлое – впереди, потому что его видно, а будущее – сзади, потому что не видно, что будет («Ни у кого нет глаз на затылке», – объяснил ученому один абориген). Звучит логично, даже получше, чем наша модель, не правда ли? Но, вероятно, есть что-то важное в том, что такая модель восприятия времени в современном мире практически неизвестна.

150 участников эксперимента (Mogilner, Chance, & Norton, 2012) были случайным образом распределены на четыре группы, в зависимости от двух условий: потратить время на себя или на другого, в течение 10 минут или 30 минут. В субботнее утро все участники получили инструкции: Проведите 10/30 минут, сделав что-то для себя/для кого-то другого, то, что вы не планировали делать сегодня .

В конце дня их попросили оценить восприятие времени в будущем, ответив по шкале от 1 (совсем неверно) до 7 (очень верно) на вопросы вроде: «Моё будущее кажется мне бесконечным», «Большая часть моей жизни еще впереди».

На графике показаны результаты:
Как видите, когда люди уделяли время другим, ощущение большего времени в будущем только вырастало, причем оказалось неважным, сколько именно времени посвящалось другим.

В других экспериментах проверялось ощущение времени в настоящем, с таким же результатом. Когда мы посвящаем свое время другим, у нас растет ощущение полноты и количества времени, в настоящем и будущем, за счет чувства и веры в эффективность собственных действий.

Парадоксально, но факт: когда нам не хватает времени на все дела, надо выделить и посвятить часть его кому-то другому, и эффективность наших действий вырастет. Это приводит к другому восприятию нами времени, и мы фактически получаем больше времени.

Mogilner, C., Chance, Z., & Norton, M. I. (2012). Giving time gives you time. Psychological Science , 23(10), 1233-1238.

Восприятие времени, в отличие от других видов, не имеет специального анализатора, способного указать человеку на объективные характеристики прошедшего отрезка времени. Его заменяет непосредственное переживание, основанное на опыте каждого и названное «чувством времени». Оно связано с органической основой человека, а именно с постоянной сменой в нервной системе человека процессов возбуждения и торможения. Ритмичность функционирования организма: ритм сердечных сокращений, дыхания, физиологических потребностей – влечет за собой выработку определенных рефлексов, позволяющих правильно оценивать определенные отрезки времени . Известно также, что на восприятие времени оказывают влияние некоторые медикаменты, оказывающие воздействие на ритмику организма. Экспериментально доказано, что под влиянием амфетаминов у людей возникает ощущение более медленного течения времени, чем происходит на самом деле . Подобное же действие оказывает и кофеин. Оксид азота и другие анестезирующие газы воздействуют на человека так, что время для него укорачивается, т.е. происходит недооценка временных интервалов . С другой стороны, мескалин и марихуана имеют сильное, но непостоянное влияние на восприятие времени: они могут приводить как к ускорению, так и к замедлению субъективного времени. Вообще говоря, воздействия, ускоряющие процессы в организме, ускоряют течение времени, а физиологические депрессанты замедляют его. Тем не менее, механизм, опосредующий восприятие времени, а также причины, по которым химические вещества оказывают искажающее влияние на данный тип восприятия, до сих пор являются одной из нерешенных психофизиологических проблем . Данные выводы представляют собой выводы в рамках психофизиологической школы. Таким образом, можно сделать предположение об управлении временем на физиологическом уровне с помощью разных веществ, однако, путем угнетения нервной системы, что может негативно сказаться на последующей активности.

Н.Н. Трубников в своей работе «Время человеческого бытия» вывел следующие постулаты в отношении времени .

Время движется от прошлого к будущему. Что заключает в себе утверждение, вытекающее из данного постулата: время не может двигаться из прошлого в будущее. Соответственно, наше сознание совершает то невозможное, которое не может иметь места в реальном мире – идет из настоящего в прошлое – вспоминает.

Второй постулат гласит: Момент “теперь” есть настоящее время, отделяющее прошлое от будущего. Согласно его логике, человеку следует жить в настоящем, тем самым, отделяя свое прошлое от еще не свершившегося будущего. Проблема состоит в том, что часто люди живут либо в субъективном прошлом, либо мыслями ушли в будущее. И момент «теперь» стирается в их понимании, что влечет за собой ряд психологических проблем.

Третий постулат заключается в том, что прошлое никогда не возвращается. Опять же, человеческое сознание делает исключение и для этого правила. В мыслях, образах и идеях прошлого человек может вспомнить событие и, таким образом, его «вернуть».

Четвертый постулат говорит нам, что мы не можем изменить прошлое, но мы можем изменить будущее. Он имеет четкий вектор направленности в будущее, призывая откинуть сожаления о том, что прошло. Беря во внимание способность сознания, вытаскивать из памяти события уже прошедшие, очень важно помнить о том, что свершившееся изменить невозможно – мы можем принять его и пытаться изменить лишь последствия. Что автоматически избавляет от сожаления. Принятие событий – один из аспектов созревшей личности.

Из этого постулата вытекает и пятый: мы можем иметь протоколы прошлого, но не будущего, а значит, прошлое детерминировано, а будущее недетерминировано (6 постулат).

Т.П. Зинченко рассматривает время через показатель его субъективности восприятия событий и явлений. Она говорит, что субъективное восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта. Таким образом, время, заполненное интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Однако в ретроспективном отчете соотношение может быть обратным: время, проведенное в безделье и скуке, кажется короче, когда о нем вспоминают спустя некоторое время. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные - субъективно несколько растягивают временные интервалы. Таким образом, субъекты, которые пережили травмирующие события, часто говорят о том, что время тянулось, а минуты шли часами. Это наглядно иллюстрирует данное положение .

С. Л. Рубинштейн в своем труде «Основы общей психологии» делит восприятие времени на восприятие последовательности явлений, их длительности, темпа и ритма. Рассмотрим этот подход более подробно.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими. Одни явления отражаются в сознании как непосредственно на нас действующие в данный момент, другие - как уже ранее воспринимавшиеся, третьи - как ожидаемые и еще не наступившие.

Восприятие последовательности явлений связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе: закономерная смена дня ночью и ночи днем, смена времен года и т. д. Однажды воспринятое явление остается в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.

Неоднократное повторение приводит к образованию своеобразного условного рефлекса: появление данного раздражителя является сигналом появления и других раздражителей, которые были связаны с ним в прошлом опыте. Образование и закрепление этого условного рефлекса необходимо также и для возникновения представлений о будущем.

Восприятие последовательности явлений опирается, таким образом, на обобщение предшествующего опыта и почти всегда характеризуется большой правильностью. Некоторые ошибки могут иметь место в представлении о последовательности давно прошедших событий благодаря выпадению из памяти отдельных представлений. Восстановление в памяти этих представлений, касающихся побочных обстоятельств, обыкновенно приводит к уточнению последовательности событий . Однако нужно уточнить, что данное восстановление в памяти прошедшего может иметь ошибки. На это влияют эмоциональность индивида, субъективная значимость события, сила эмоционального выплеска, которую спровоцировало событие. Например, в стрессовых ситуациях индивид часто не может вспомнить, как события следовали друг за другом.

Восприятие длительности явлений опирается на представления о начале и конце явления, т. е. на представления о моменте, который уже прошел и с которого начинается отсчет времени (при беге такую роль играет момент старта), и о моменте, которым завершается данное явление и с которого прекращается счет времени (при беге таким моментом будет финиш). Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки. Так, при беге на длинные дистанции общее время преодоления всей дистанции может быть разбито на отдельные отрезки, соответствующие количеству времени, затрачиваемому на пробег каждого круга. На субъективную оценку длительности влияют и многие другие, не столь очевидные факторы: окружающая среда (шум укорачивает субъективную длительность), задача, стоящая перед субъектом (чем сложнее задача, тем короче кажется длительность), мотивация (всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно кажется нам длиннее, самое точная - это непринужденная спокойная оценка времени), фармакологические средства. Также время, проведенное в движении, субъективно протекает значительно быстрее, чем время в покое. Даже повседневные наблюдения и житейский опыт доказывают этот факт: время летит, когда человек куда-то спешит, и неимоверно тянется, когда он вынужден ждать что-то, особенно оставаясь на одном месте .

Восприятие времени длительных событий есть в собственном смысле не восприятие, а представление об этой длительности. Только очень малые промежутки времени (не более 0,75 сек.) могут быть восприняты непосредственно: это такие промежутки, в которых нервные возбуждения, вызванные началом события, еще продолжают существовать, в то время когда возникают возбуждения, вызванные его концом. Во всех же других случаях мы отражаем начало события только в своем представлении о нем на основании следов ранее бывших возбуждений.

Поскольку восприятие длительности всегда связано с целым рядом всплывающих в памяти представлений, оно отличается большой неточностью. Оцениваемые отрезки времени никогда не бывают пустыми, они всегда заполнены какими-либо промежуточными событиями. Представление только о начале и конце без представления каких-либо промежуточных действий или событий (хотя бы тех, на фоне которых совершалось данное явление) не может вызвать представления длительности потому, что в этом случае начало и конец слились бы в одно представление. Заполненность данного отрезка времени той или другой деятельностью, теми или иными событиями является необходимым условием для оценки его длительности .

Отрезки времени, заполненные большим количеством разнообразных и интересных событий или собственных действий, воспринимаются как очень быстро проходящие. Наоборот, промежутки времени, заполненные небольшим количеством событий или действий, особенно если они при этом однообразны и неинтересны, воспринимаются как очень медленно идущие.

В этих случаях мы не воспринимаем длительности всего данного отрезка времени от его начала и до конца, а судим о нем по непосредственному восприятию его «плотности» (наполненности событиями) в каждый данный краткий момент.

Оценка длительности временных промежутков по представлениям о них диаметрально противоположна суждению о них по непосредственному восприятию: заполненные отрезки времени оцениваются при воспроизведении в памяти (т. е. по представлению о них) как очень длительные, так как они богаты событиями; незаполненные же кажутся прошедшими очень быстро, так как они бедны событиями, и воспроизведение в памяти их длительности не требует большого труда и времени .

Отражением сложных форм временных отношений являются восприятия темпа и ритма.

В восприятии темпа отражается скорость, с которой сменяют друг друга отдельные элементы совершающегося во времени процесса, например чередование звуков. Темп характеризует это чередование только с одной стороны - быстроты следования одних элементов за другими.

В восприятии ритма отражается структура периодически повторяющегося во времени сложного явления, называемая ритмической фигурой. Примерами могут служить различные ритмы в музыке. Субъект различает ритм вальса и ритм польки по характерным особенностям их ритмических фигур. У вальса эта фигура состоит из трех, у польки - из четырех элементов.

Ритм составляют как количество входящих в ритмическую фигуру элементов, так и временные и динамические соотношения их друг с другом. Эти элементы могут быть разъединены более или менее длительными промежутками - паузами; каждая из них может иметь большую или меньшую длительность. Все это придает ритмической фигуре определенное своеобразие.

Отдельные элементы, составляющие ритмическую фигуру, неравноценны. Некоторые из них выделяются, подчеркиваются, что иногда делается с помощью звука или данного движения. Так, в ритме вальса такой акцент падает на первый из трех основных элементов ритмической фигуры. Сочетая количество элементов, их длительность, способ акцентирования, можно создать очень большое разнообразие ритмических соотношений .

Интересен взгляд С.Л. Рубинштейна на структуру временного восприятия. Он выделяет восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности, что перекликается с вышеописанными теориями. «Как одно, так и другое включает в единстве и взаимопроникновении и непосредственные, и опосредованные компоненты. У нас имеется некоторое непосредственное переживание, ощущение, или "чувство", времени. Оно обусловлено органическими ощущениями и связано с ритмичностью основных процессов органической жизни - пульса, дыхания и т. д. По крайней мере, у больных, у которых наблюдается анестезия внутренних органов, оказывается утраченной или очень сниженной непосредственная оценка времени. Значительную роль в "чувстве", или ощущении времени играют, по-видимому, необратимые химические реакции в нервной системе» .

Так же, он выдвигает интересную идею о том, что оценка длительности коротких временных интервалов зависит также от внутренней температуры тела. Но надо помнить о том, что восприятие времени обусловлено не только ею, но в не меньшей мере и тем содержанием, которое его заполняет и расчленяет: время неотделимо от реальных, во времени протекающих процессов.

Соответственно, чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.

Для времени переживания настоящего имеет место обратное положение. Если прошедшее время в воспоминании кажется нам тем более длительным, чем оно было богаче событиями, и тем короче, чем более оно было пустым, то в отношении текущего времени наоборот: чем оно беднее событиями и чем однообразнее его течение, тем более длительным, "тягучим" оно является в переживании; чем богаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает, тем меньше кажется его длительность. В этом расчленении закона заполненного временного отрезка на два противоположных по своему содержанию положения сказывается качественная специфика прошлого и настоящего. Прошлое объективировано в своем содержании и целиком определяется им; события в нем внеположны: они тем самым расчленяют время и этим удлиняют его для переживания. В настоящем, как бы ни было велико его заполнение, поскольку оно переживается как настоящее, оно по существу смыкается в переживании в одно единство; заполняющими его событиями оно не расчленяется именно постольку, поскольку оно переживается как настоящее. При незаполнении же переживаемого времени в переживании обычно создается томительное напряжение, так что внимание концентрируется на самом течении времени, которое в результате как бы удлиняется .

По мере того как в переживаемом времени выступает на первый план установка на будущее, снова видоизменяются закономерности, определяющие переживаемую длительность. Время ожидания желательного события в непосредственном переживании томительно удлиняется, нежелательного - мучительно сокращается. В первом случае время никогда не течет достаточно быстро, во втором - оно всегда протекает слишком быстро. Переживаемая длительность отклоняется от объективного времени в сторону, обратную господствующей у субъекта направленности. Роль этого фактора, связанного с эмоциональным характером переживания, можно зафиксировать как закон эмоционально детерминированной оценки времени. Он сказывается и в том, что время, заполненное событиями с положительным эмоциональным знаком, сокращается в переживании, а заполненное событиями с отрицательным эмоциональным знаком в переживании удлиняется: "Грустные часы длинны", - как говорит Ромео у Шекспира .

Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, от которого мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. Установление объективного порядка или однозначной, необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ними.

Именно на основании причинных зависимостей мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективной последовательности событий. Непосредственная локализация во времени ограничивается лишь очень общим недифференцированным не столько знанием, сколько "чувством" того, что данное событие близко, поскольку оно актуально, или отдалено, поскольку оно чуждо. Более точная временная локализация переживаемого предполагает умение оперировать соотношениями временных величин. Поскольку время - направленная величина (вектор), однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, сутки, месяц, год, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. С этим связан дальнейший момент, особенно осложняющий восприятие времени опосредованными компонентами. Естественной отправной точкой во времени является настоящее, это "теперь", которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Оно одно как будто непосредственно дано как нечто наличное; от него взор направляется на прошлое и на будущее, которые могут быть определены лишь через свое отношение к настоящему. Но проблематика времени здесь осложняется диалектикой всех временных определений, связанной с текучестью времени .

Восприятие времени - образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира принимают участие различные анализаторы, из которых наиболее важную роль в точной дифференцировки промежутков времени играют кинестезические и слуховые ощущения. Индивидуальное восприятие продолжительности временных периодов существенно зависит от интенсивности деятельности, которая совершается в эти периоды и от эмоциональных состояний, порождаемых в ходе ее реализации.

В восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с нашей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от заполненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает наше ощущение времени, то второй аспект помогает нам ориентироваться во времени.

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ (англ. time perception ) - отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

В основе В. в. лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. В В. в. участвуют различные анализаторы , наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестезические и слуховые ощущения. И . М . Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память - памятью времени. Субъективное восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта. Время, заполненное интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Однако в ретроспективном отчете соотношение м. б. обратным: время, проведенное в безделье и скуке, кажется короче, когда о нем вспоминают спустя некоторое время. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицат. - субъективно несколько растягивают временные интервалы. (Т. П. Зинченко.)

Добавление ред.: Человек переживает и осознает время в значительной степени с помощью культурно-исторических средств его измерения и отражения (разнообразных часовых механизмов, календарей, учебников истории, внутренних сенсорных эталонов временных промежутков т. д.).

На культуральном уровне Л. Н. Гумилев (1979) выделил 7 типов отсчета времени и отношения к нему:

· атемпоральность,

· фенологический и циклический календари,

· живая хронология и линейный счет,

· квантование и релятивизация времени.

Важную роль в В. в. у древних людей и в традиционных культурах играли производственные процессы, согласованные с природными циклами, что находило прямое отражение в названиях «месяцев» народных календарей (напр., в нанайском календаре есть «месяц горбуши», «месяц летней кеты», «месяц осенней кеты», «месяц петель на соболя» и т. п.).

В своих долголетних исследованиях сов. психолог Д . Г . Элькин показал, что у человека на протяжении его культурного развития происходит постепенное усвоение социальных эталонов длительности, составляющих систему временных шкал и мер. Такое опосредствование позволяет не только точнее оценивать различные интервалы, но и выходить далеко за пределы возможностей непосредственного В. в. Отметим также, что культурно опосредствованное чувство времени играет огромную роль в различных видах практической деятельности (напр.: охотника и рыболова, крестьянина и кузнеца, рабочего и инженера, ученого и педагога, космонавта и спортсмена, актера и музыканта). Т. о., В. в. основывается, с одной стороны, на сигнальном значении временных характеристик собственных произвольных движений и ритмов непроизвольных вегетативных процессов («биологические часы» ), как натуральных мерках, при посредстве которых осуществляется оценка времени; с др. стороны, на исторически развивающейся системе социальных эталонов и технических средств.

ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ НАРУШЕНИЯ (англ. disturbances , илиimpairments of time perception ) - утрата или снижение способности ориентироваться в коротких (с, мин, ч.) и длинных (дни, мес, гг.) промежутках времени; проявляются в 2 основных формах.

1. В. в. н., связанные с нарушением сознания и проявляющиеся в виде общей дезориентировки во времени. Подобные нарушения возникают как при локальных поражениях мозга (лобных долей, глубоких структур правого полушария и др.), так и при психических заболеваниях (в синдромах различных нарушений сознания).

2. В. в. н., имеющие более частный характер и проявляющиеся как невозможность правильно оценить относительно короткие интервалы времени (с, мин). Эта форма нарушений возникает при поражении височных отделов мозга (преимущественно правого полушария) в синдроме др. расстройств в работе слухового анализатора. В. в. и. возможны при различных экстремальных состояниях: при стрессе , длительной сенсорной депривации, алкогольном опьянении и др.

Восприятие времени, в отличие от других видов, не имеет специального анализатора, способного указать человеку на объективные характеристики прошедшего отрезка времени. Его заменяет непосредственное переживание, основанное на опыте каждого и названное «чувством времени». Оно связано с органической основой человека, а именно с постоянной сменой в нервной системе человека процессов возбуждения и торможения. Ритмичность функционирования организма: ритм сердечных сокращений, дыхания, физиологических потребностей - влечет за собой выработку определенных рефлексов, позволяющих правильно оценивать определенные отрезки времени . Известно также, что на восприятие времени оказывают влияние некоторые медикаменты, оказывающие воздействие на ритмику организма. Экспериментально доказано, что под влиянием амфетаминов у людей возникает ощущение более медленного течения времени, чем происходит на самом деле . Подобное же действие оказывает и кофеин. Оксид азота и другие анестезирующие газы воздействуют на человека так, что время для него укорачивается, т.е. происходит недооценка временных интервалов . С другой стороны, мескалин и марихуана имеют сильное, но непостоянное влияние на восприятие времени: они могут приводить как к ускорению, так и к замедлению субъективного времени. Вообще говоря, воздействия, ускоряющие процессы в организме, ускоряют течение времени, а физиологические депрессанты замедляют его. Тем не менее, механизм, опосредующий восприятие времени, а также причины, по которым химические вещества оказывают искажающее влияние на данный тип восприятия, до сих пор являются одной из нерешенных психофизиологических проблем . Данные выводы представляют собой выводы в рамках психофизиологической школы. Таким образом, можно сделать предположение об управлении временем на физиологическом уровне с помощью разных веществ, однако, путем угнетения нервной системы, что может негативно сказаться на последующей активности.

Н.Н. Трубников в своей работе «Время человеческого бытия» вывел следующие постулаты в отношении времени .

Время движется от прошлого к будущему. Что заключает в себе утверждение, вытекающее из данного постулата: время не может двигаться из прошлого в будущее. Соответственно, наше сознание совершает то невозможное, которое не может иметь места в реальном мире - идет из настоящего в прошлое - вспоминает.

Второй постулат гласит: Момент «теперь» есть настоящее время, отделяющее прошлое от будущего. Согласно его логике, человеку следует жить в настоящем, тем самым, отделяя свое прошлое от еще не свершившегося будущего. Проблема состоит в том, что часто люди живут либо в субъективном прошлом, либо мыслями ушли в будущее. И момент «теперь» стирается в их понимании, что влечет за собой ряд психологических проблем.

Третий постулат заключается в том, что прошлое никогда не возвращается. Опять же, человеческое сознание делает исключение и для этого правила. В мыслях, образах и идеях прошлого человек может вспомнить событие и, таким образом, его «вернуть».

Четвертый постулат говорит нам, что мы не можем изменить прошлое, но мы можем изменить будущее. Он имеет четкий вектор направленности в будущее, призывая откинуть сожаления о том, что прошло. Беря во внимание способность сознания, вытаскивать из памяти события уже прошедшие, очень важно помнить о том, что свершившееся изменить невозможно - мы можем принять его и пытаться изменить лишь последствия. Что автоматически избавляет от сожаления. Принятие событий - один из аспектов созревшей личности.

Из этого постулата вытекает и пятый: мы можем иметь протоколы прошлого, но не будущего, а значит, прошлое детерминировано, а будущее недетерминировано (6 постулат).

Т.П. Зинченко рассматривает время через показатель его субъективности восприятия событий и явлений. Она говорит, что субъективное восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта. Таким образом, время, заполненное интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Однако в ретроспективном отчете соотношение может быть обратным: время, проведенное в безделье и скуке, кажется короче, когда о нем вспоминают спустя некоторое время. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные - субъективно несколько растягивают временные интервалы. Таким образом, субъекты, которые пережили травмирующие события, часто говорят о том, что время тянулось, а минуты шли часами. Это наглядно иллюстрирует данное положение .

С.Л. Рубинштейн в своем труде «Основы общей психологии» делит восприятие времени на восприятие последовательности явлений, их длительности, темпа и ритма. Рассмотрим этот подход более подробно.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими. Одни явления отражаются в сознании как непосредственно на нас действующие в данный момент, другие - как уже ранее воспринимавшиеся, третьи - как ожидаемые и еще не наступившие.

Восприятие последовательности явлений связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе: закономерная смена дня ночью и ночи днем, смена времен года и т.д. Однажды воспринятое явление остается в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.

Неоднократное повторение приводит к образованию своеобразного условного рефлекса: появление данного раздражителя является сигналом появления и других раздражителей, которые были связаны с ним в прошлом опыте. Образование и закрепление этого условного рефлекса необходимо также и для возникновения представлений о будущем.

Восприятие последовательности явлений опирается, таким образом, на обобщение предшествующего опыта и почти всегда характеризуется большой правильностью. Некоторые ошибки могут иметь место в представлении о последовательности давно прошедших событий благодаря выпадению из памяти отдельных представлений. Восстановление в памяти этих представлений, касающихся побочных обстоятельств, обыкновенно приводит к уточнению последовательности событий . Однако нужно уточнить, что данное восстановление в памяти прошедшего может иметь ошибки. На это влияют эмоциональность индивида, субъективная значимость события, сила эмоционального выплеска, которую спровоцировало событие. Например, в стрессовых ситуациях индивид часто не может вспомнить, как события следовали друг за другом.

Восприятие длительности явлений опирается на представления о начале и конце явления, т.е. на представления о моменте, который уже прошел и с которого начинается отсчет времени (при беге такую роль играет момент старта), и о моменте, которым завершается данное явление и с которого прекращается счет времени (при беге таким моментом будет финиш). Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки. Так, при беге на длинные дистанции общее время преодоления всей дистанции может быть разбито на отдельные отрезки, соответствующие количеству времени, затрачиваемому на пробег каждого круга. На субъективную оценку длительности влияют и многие другие, не столь очевидные факторы: окружающая среда (шум укорачивает субъективную длительность), задача, стоящая перед субъектом (чем сложнее задача, тем короче кажется длительность), мотивация (всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно кажется нам длиннее, самое точная - это непринужденная спокойная оценка времени), фармакологические средства. Также время, проведенное в движении, субъективно протекает значительно быстрее, чем время в покое. Даже повседневные наблюдения и житейский опыт доказывают этот факт: время летит, когда человек куда-то спешит, и неимоверно тянется, когда он вынужден ждать что-то, особенно оставаясь на одном месте .

Восприятие времени длительных событий есть в собственном смысле не восприятие, а представление об этой длительности. Только очень малые промежутки времени (не более 0,75 сек.) могут быть восприняты непосредственно: это такие промежутки, в которых нервные возбуждения, вызванные началом события, еще продолжают существовать, в то время когда возникают возбуждения, вызванные его концом. Во всех же других случаях мы отражаем начало события только в своем представлении о нем на основании следов ранее бывших возбуждений.

Поскольку восприятие длительности всегда связано с целым рядом всплывающих в памяти представлений, оно отличается большой неточностью. Оцениваемые отрезки времени никогда не бывают пустыми, они всегда заполнены какими-либо промежуточными событиями. Представление только о начале и конце без представления каких-либо промежуточных действий или событий (хотя бы тех, на фоне которых совершалось данное явление) не может вызвать представления длительности потому, что в этом случае начало и конец слились бы в одно представление. Заполненность данного отрезка времени той или другой деятельностью, теми или иными событиями является необходимым условием для оценки его длительности .

Отрезки времени, заполненные большим количеством разнообразных и интересных событий или собственных действий, воспринимаются как очень быстро проходящие. Наоборот, промежутки времени, заполненные небольшим количеством событий или действий, особенно если они при этом однообразны и неинтересны, воспринимаются как очень медленно идущие.

В этих случаях мы не воспринимаем длительности всего данного отрезка времени от его начала и до конца, а судим о нем по непосредственному восприятию его «плотности» (наполненности событиями) в каждый данный краткий момент.

Оценка длительности временных промежутков по представлениям о них диаметрально противоположна суждению о них по непосредственному восприятию: заполненные отрезки времени оцениваются при воспроизведении в памяти (т.е. по представлению о них) как очень длительные, так как они богаты событиями; незаполненные же кажутся прошедшими очень быстро, так как они бедны событиями, и воспроизведение в памяти их длительности не требует большого труда и времени .

Отражением сложных форм временных отношений являются восприятия темпа и ритма.

В восприятии темпа отражается скорость, с которой сменяют друг друга отдельные элементы совершающегося во времени процесса, например чередование звуков. Темп характеризует это чередование только с одной стороны - быстроты следования одних элементов за другими.

В восприятии ритма отражается структура периодически повторяющегося во времени сложного явления, называемая ритмической фигурой. Примерами могут служить различные ритмы в музыке. Субъект различает ритм вальса и ритм польки по характерным особенностям их ритмических фигур. У вальса эта фигура состоит из трех, у польки - из четырех элементов.

Ритм составляют как количество входящих в ритмическую фигуру элементов, так и временные и динамические соотношения их друг с другом. Эти элементы могут быть разъединены более или менее длительными промежутками - паузами; каждая из них может иметь большую или меньшую длительность. Все это придает ритмической фигуре определенное своеобразие.

Отдельные элементы, составляющие ритмическую фигуру, неравноценны. Некоторые из них выделяются, подчеркиваются, что иногда делается с помощью звука или данного движения. Так, в ритме вальса такой акцент падает на первый из трех основных элементов ритмической фигуры. Сочетая количество элементов, их длительность, способ акцентирования, можно создать очень большое разнообразие ритмических соотношений .

Интересен взгляд С.Л. Рубинштейна на структуру временного восприятия. Он выделяет восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности, что перекликается с вышеописанными теориями. «Как одно, так и другое включает в единстве и взаимопроникновении и непосредственные, и опосредованные компоненты. У нас имеется некоторое непосредственное переживание, ощущение, или «чувство», времени. Оно обусловлено органическими ощущениями и связано с ритмичностью основных процессов органической жизни - пульса, дыхания и т.д. По крайней мере, у больных, у которых наблюдается анестезия внутренних органов, оказывается утраченной или очень сниженной непосредственная оценка времени. Значительную роль в «чувстве», или ощущении времени играют, по-видимому, необратимые химические реакции в нервной системе» .

Так же, он выдвигает интересную идею о том, что оценка длительности коротких временных интервалов зависит также от внутренней температуры тела. Но надо помнить о том, что восприятие времени обусловлено не только ею, но в не меньшей мере и тем содержанием, которое его заполняет и расчленяет: время неотделимо от реальных, во времени протекающих процессов.

Соответственно, чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.

Для времени переживания настоящего имеет место обратное положение. Если прошедшее время в воспоминании кажется нам тем более длительным, чем оно было богаче событиями, и тем короче, чем более оно было пустым, то в отношении текущего времени наоборот: чем оно беднее событиями и чем однообразнее его течение, тем более длительным, «тягучим» оно является в переживании; чем богаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает, тем меньше кажется его длительность. В этом расчленении закона заполненного временного отрезка на два противоположных по своему содержанию положения сказывается качественная специфика прошлого и настоящего. Прошлое объективировано в своем содержании и целиком определяется им; события в нем внеположны: они тем самым расчленяют время и этим удлиняют его для переживания. В настоящем, как бы ни было велико его заполнение, поскольку оно переживается как настоящее, оно по существу смыкается в переживании в одно единство; заполняющими его событиями оно не расчленяется именно постольку, поскольку оно переживается как настоящее. При незаполнении же переживаемого времени в переживании обычно создается томительное напряжение, так что внимание концентрируется на самом течении времени, которое в результате как бы удлиняется .

По мере того как в переживаемом времени выступает на первый план установка на будущее, снова видоизменяются закономерности, определяющие переживаемую длительность. Время ожидания желательного события в непосредственном переживании томительно удлиняется, нежелательного - мучительно сокращается. В первом случае время никогда не течет достаточно быстро, во втором - оно всегда протекает слишком быстро. Переживаемая длительность отклоняется от объективного времени в сторону, обратную господствующей у субъекта направленности. Роль этого фактора, связанного с эмоциональным характером переживания, можно зафиксировать как закон эмоционально детерминированной оценки времени. Он сказывается и в том, что время, заполненное событиями с положительным эмоциональным знаком, сокращается в переживании, а заполненное событиями с отрицательным эмоциональным знаком в переживании удлиняется: «Грустные часы длинны», - как говорит Ромео у Шекспира .

Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, от которого мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. Установление объективного порядка или однозначной, необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ними.

Именно на основании причинных зависимостей мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективной последовательности событий. Непосредственная локализация во времени ограничивается лишь очень общим недифференцированным не столько знанием, сколько «чувством» того, что данное событие близко, поскольку оно актуально, или отдалено, поскольку оно чуждо. Более точная временная локализация переживаемого предполагает умение оперировать соотношениями временных величин. Поскольку время - направленная величина (вектор), однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, сутки, месяц, год, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. С этим связан дальнейший момент, особенно осложняющий восприятие времени опосредованными компонентами. Естественной отправной точкой во времени является настоящее, это «теперь», которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Оно одно как будто непосредственно дано как нечто наличное; от него взор направляется на прошлое и на будущее, которые могут быть определены лишь через свое отношение к настоящему. Но проблематика времени здесь осложняется диалектикой всех временных определений, связанной с текучестью времени .



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Иван Ефремов: Таис Афинская Иван Ефремов: Таис Афинская Что болит в левом боку под ребрами? Что болит в левом боку под ребрами?