Использование икт в работе по развитию речи дошкольников. Применение икт в речевом развитии детей раннего возраста Использование икт в развитии речи

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

наталья николаева
Доклад для педсовета «Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников»

Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (исследования С. Л. Новоселовой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом.

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка- дошкольника . Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие . Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи , поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи аграмматизмы , ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи , бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи , отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса : администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера , Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Свои навыки я применяю в работе :

С детьми

С родителями

С коллегами

В методической, экспериментальной, инновационной деятельности.

Именно дошкольникам , с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В Связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации- это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику.

Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.

Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, так я сочетаю традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.

Я считаю, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям и , что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.

Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет :

1. Расширяется представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.

2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.

3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их.

5. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка проявлять интерес к стихам, загадкам, сказкам.

6. В данном подходе оправдают себя предусмотренная взаимосвязь групповых и подгрупповых, совместных и индивидуальных форм организации работы с детьми.

Актуальность- проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.

Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников .

Применение ИКТ усиливает :

1. Положительную мотивацию обучения.

2. Активизирует познавательную деятельность детей.

Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность :

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка) ;

обеспечивает наглядность;

привлекает большое количество дидактического материала;

способствует повышению качества образования.

Итак, рассмотрим первую особенность компьютерной технологии- универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями- на примере сочинения рассказов по картинке.

Это задание можно выполнить 3-мя способами :

1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец) .Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос : Что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.

3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.

ПМК по «Развитию речи » А. Ю. Коркиной используется в работе на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, на логопедических занятиях и в коррекционной работе с детьми.

Программа является многопользовательской, адаптирована для использования с интерактивной доской, предназначена для эффективного речевого развития детей от 3 лет посредством интерактивных возможностей :

1. использование программы способствует развитию у детей слухового восприятия;

2. формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов;

3. развитию умения связано говорить, самостоятельно строить предложения;

4. наличие несколько уровней сложности в каждом задании позволяет осуществлять индивидуализацию обучения.

Программа включает следующие разделы :

1. неречевые звуки : Знакомство со звуками предметного мира и мира природы.

2. звукоподражание : Знакомство со звуками животного мира.

3. речевые звуки : Развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.

4. развитие связной речи : обучение построению предложений (от словосочетания до текста)

5. специальный «Интерактивный раздел» , позволяет создавать свои задания и дидактические материалы, делать подписи и рисунки поверх учебного материала, выводить на печать.

Работа с программой предполагает многообразные формы деятельности детей : речевая, познавательная, практическая.

Это дает возможность сделать вариативной речевую деятельность детей посредством использования разных типов занятий, как непосредственно по развитию речи (фонетической, связной речи и др ., так и по развитию познавательно - исследовательской и практической деятельности.

Использование мною данного ПМК на занятиях по развитию речи вызывает не только широкий положительный отклик у детей, а также способствует усвоению речевого материала на высоком уровне.

Программа «Готовимся к школе с Зайкой Всезнайкой!» разработана при активном участии профессиональных педагогов и детских психологов. В процессе создания игры учитывались пожелания родителей, учителей и непосредственно детей, что позволило добиться максимальной эффективности использования образовательного продукта. Кроме компьютерного диска с заданиями в продукции содержатся наглядные пособия-карточки с яркими картинками, песенками, которые помогают ребенку быстрее закрепить изученный материал. «Зайка–Всезнайка» прививает ребенку навыки самостоятельных ответов, способствует развитию фонематического слуха, устной речи , пополняет словарный запас.

Необходимо помнить, что при использовании ИКТ следует соблюдать СанПиН, где определены требования к размеру экрана, высоте установки, расстоянию между ребенком и монитором, а также к длительности и частоте занятий.

Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды .

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать практические задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе.

Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельности, при этом обучение делается неформальным и интересным.

Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него.

В современных условиях при широком внедрении информационно-коммуникационных технологий на первый план выступает одна из актуальных проблем развития младшего школьника - это уровень развития связной речи. От уровня развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями.

Каковы причины данного явления? Одна из причин, от которых часто зависит уровень развития связной речи наших детей является неумение учителя эту речь сформировать.

Следующая причина: нельзя не учитывать особенности современной культуры, в которой пребывает сегодня любой человек. Такая культура, по мнению французского социолога А. Моля, определена как мозаичная, складывающаяся из отдельно взятых фрагментов, связанных между собой бессистемно, случайными связями.

Средства массовой информации дают человеку невероятный поток информации, который не успевает перерабатываться в его сознании. Поэтому в памяти человека "остаются лишь мимолетные впечатления и осколки знаний-идей". В данной ситуации трудно говорить о глубине полученных знаний, можно лишь судить о невероятном количестве всякой информации, поступающей извне: телевидения, радио, Интернета.

Нельзя закрывать глаза на существующее и достаточно прочно укоренившееся в современном обществе клиповое сознание, имеющее прямое отношение к мозаичной культуре. Клиповое сознание проникло во все сферы деятельности человека и связанные с ним проблемы личности. Клиповое сознание хаотично, разорвано, оно не дает представление о целостности мира. Но оно существует как факт, от которого нельзя избавиться. Сейчас без клипового сознания - никуда, потому что визуальная картинка работает на все наше восприятие жизни. Мы иногда не верим словам, но верим глазам.

Происходит переориентация культуры, связанная с ролью слова и изображения в пространстве формирования культуры восприятия художественных произведений.

Если клиповое сознание уже укоренилось в мире, то надо находить выход: открывать и осваивать новые способы заговорить с аудиторией на другом языке. И поставить этот язык на службу современному процессу обучения.

Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании сегодня очевидна. Современные дети подчас оказываются более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в области компьютерной техники, телефонной связи и возможностях сети Интернет. Обращение детей к образовательным, а не игровым возможностям информационных компьютерных технологий весьма эффективно и целесообразно.

Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, группами, и индивидуальная работа с машинами.

  • В рамках занятия открывается перспектива использования разнообразных новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и аудиально: большое количество иллюстраций художественных и "наложенные на изображение" музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоение учеником материала, подающегося наглядно, динамично, зрелищно. Например, по методике Ткаченко выполнена презентация схем-описаний. Составление описательных рассказов один из самых сложных видов речевой деятельности информационно-коммуникационные технологии дают возможность привлечь внимание детей и повысить интерес сочетанием цвета, звука и графических возможностей компьютера
  • Возможность использования новых методов не только в процессе обучения, но и при систематизации знаний и контроле. Есть возможность использования мультимедийной продукции, а также самостоятельного создания учителем тестовых заданий с помощью программы "Генератор тестов".
  • Энциклопедичность содержания (используемого как учителем, так и обучающимися), развивающего эрудицию пользователя в различных предметных областях (следует отметить, что при подготовке к уроку можно сэкономить время на поиск информации, иллюстративного материала, вариантов заданий).
  • Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения: не отрицая необходимости в операции письма формировании каллиграфии, в то же время появляется возможность увеличить объем выполнения тренировочных упражнений, сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания. Хорошо выполняются на компьютере задания, предусматривающие различные виды грамматического разбора и орфографической проверки. Разработкой данной проблемы в коррекционной педагогике занимается О.И.Кукушкина. Созданные для взрослых компьютерные программы, объединенные под общим названием "Текстовые редакторы", рассматриваются как новое средство развития письменной речи детей, испытывающих по тем или иным причинам выраженные трудности в овладении данной формой речи. Автором описан подход к обучению детей младшего школьного возраста навыкам создания и редактирования доступных им текстов на компьютере.
  • Включение компьютера в процесс урока позволяет усилить индивидуализацию учебного процесса. В компьютерных программах предусматриваются задания по уровню трудности, что позволяет давать учащимся задания того уровня, который им доступен. Но если в компьютерной программе не предусмотрены задания различного уровня сложности, то учитель сам может дифференцировать работу. Ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.
  • Создается особая обстановка, позволяющая обучающемуся пережить ситуацию успеха в достижении учебных целей: перед машиной ребенок не боится допустить ошибку, не боится быть неправильно понятым и т. п. Учитель имеет возможность включать в урок игровые программы, в которых в качестве средства обучения используются интерактивные игры.
  • Системная работа по использованию интегрированного обучения и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, умение добывать нужные им знания, применять их в жизненных ситуациях. Почерпнуть новые знания, получить интересующую информацию ребенок может, воспользовавшись электронными энциклопедиями или возможностями сети Интернет.
  • Применения компьютера влияет на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации к достижению поставленных задач.
  • Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены.

Информационно-коммуникационные технологии открывают перед педагогом новые перспективы в поиске путей развития связной речи учащихся. Рассмотрим некоторые из них.

Всякое коррекционное или развивающее воздействие начинается с определение актуального уровня развития ребенка, его интеллектуального багажа, уровня развития всех компонентов речи. Учитель-логопед начинает данный вид деятельности с диагностических мероприятий.

Учитель, владеющий соответствующими технологиями, может использовать ЭВМ, как средство:

  • создания электронных каталогов и баз данных;
  • средство создания дидактических материалов;
  • проведения мониторингов.

Для выявления уровня актуального речевого развития учащихся первой ступени обучения, мной выбрана методика Т. А. Фотековой "Тестовая методика диагностики развития речи младших школьников". С целью оптимизации процедуры проведения диагностических исследований мной разработан комплекс пособий. В данной работе огромную помощь оказала заместитель директора школы по информатизации Н. В. Семенова. Подготовлены следующие материалы:

  • Протокол логопедического обследования, куда фиксируются материалы в ходе диагностики.
  • Презентация с использование звукового сопровождения "Диагностика уровня развития речи младших школьников". Она позволяет возвращаться к любому моменту обследования, многократно повторять отдельные задания, если в этом возникает необходимость, продвигаться в темпе доступном для ребенка, при этом снимается нагрузка с учителя-логопеда, освобождает время для фиксации результатов.
  • Мониторинг в программе Ехсе1, куда вносятся результаты исследования, обработка результатов проводится автоматически и не требует много временных затрат. Дает возможность длительного хранения и проведение сравнительного анализа на начало и конец учебного года, а также за несколько лет обучения если в этом возникает необходимость.

После диагностических исследований ведется собственно коррекционно-развивающее воздействие.

Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания реализуются в определенной последовательности.

  • Программирование смысловой структуры высказывания.
  • Установление связности и последовательности высказывания.
  • Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждения, передача содержания текста).

Основной акцент в применении ИКТ в логопедической практике делается на мультимедиа продукцию. Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.

Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В группе во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Здесь мы имеем два основных преимущества - качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.

Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30 %, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1. Для обозначения темы (тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса).

2. Как сопровождение объяснения учителя.

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнении практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах.

3. Как информационно-обучающее пособие.

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

4. Для контроля знаний.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.

Опыт организации коррекционно-развивающего процесса по описанным моделям использования ИКТ в логопедических занятиях позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.

Литература.

  1. Ф.Г. Золотавина. Компьютеризация учебного процесса.
  2. А.И. Горемычкин. Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения.
  3. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов Дефектология - М., 2001. - № 3.
  4. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду - Л., 2006. - № 6
  5. Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду - Л., 2005. - № 5-6.
  6. С.Ю.Селянина. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

«Использование ИКТ в коррекции речевых нарушений

у детей дошкольного возраста с ОНР» (из опыта работы)

воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №32 г. Ельца «Солнышко»

Компьютер активно вошел в нашу жизнь и стал необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Использование современных коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста обусловлено необходимостью значительных перемен в системе .

Введение в действие ФГОС ДО предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей, а так же внедрение современных подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это создание единого информационного образовательного пространства дошкольного учреждения, использование в воспитательно-образовательном процессе, разработка интегрированных занятий, .

Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования, И. Пашелите, Б. Хантер и др.).


В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные, и др.

Теоретическую основу моего опыта составили: концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (,), деятельностный подход в обучении (,), концепция применения компьютерных учебных средств (, и др.), концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании ().

В настоящее время использование в с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья.

Чтобы обеспечить устойчивый интерес дошкольников к получению новых знаний, образовательная деятельность должна стать эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и . Всё это может обеспечить с её мультимедийными возможностями.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

Повышает интерес к занятиям;

Стимулирует познавательную активность;

Помогает в реализации индивидуального подхода;

Создает «ситуацию успеха»;

Сокращает сроки реабилитации.

Использование большого и разнообразного спектра заданий способствует расширению кругозора дошкольников, развитию их познавательных процессов. Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.

Широкое применение компьютерные технологии нашли и в дошкольных образовательных учреждениях. Воспитатели коррекционных групп МБДОУ детский сад №32 г. Ельца «Солнышко» не остались в стороне, а активно включились в процесс широкого использования ИКТ в с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Данные нарушения характеризуются сложной структурой. В связи с этим процесс их коррекции, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение воспитателями групп специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей, позволило повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

Использование компьютерных программ воспитателями логопедических групп нашего детского сада в работе с воспитанниками, позволяет решать ряд коррекционных задач:

1. Постоянно совершенствовать , тонкую и общую моторику.

2. Закреплять произношение поставленных логопедом звуков.

3. Целенаправленно активизировать отработанную лексику.

4. Упражнять в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5. Развивать память, внимание, логическое мышление в играх и упражнениях.

6. Формировать связную речь.

7. Закреплять навыки чтения и письма.

Помимо коррекционных задач применение компьютерных технологий в образовательном процессе воспитанников, помогает нам решать задачи творческого характера – развивать воображение и творческое мышление, а также познавательную активность.


В своей работе мы используем компьютер, как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальной коррекционной работе с воспитанниками. Использование ИКТ на фронтальных занятиях позволяет вызвать интерес у детей, активизировать внимание, повысить познавательную активность, предотвратить утомление. Чтобы образовательная деятельность давала больший результат, стараемся каждое занятие сделать комплексным, сочетающим в себе традиционный подход и наличие компьютерных средств коррекционного обучения. Для этого в качестве наглядности используются презентации по лексическим темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года», «Профессии», «Домашние и перелетные птицы», «Животные жарких стран», «Деревья наших лесов», «Артикуляционная гимнастика», «Звуки и буквы» и многие др. Некоторые из них создаем сами. Помимо презентаций во время образовательной деятельности используется материал, созданный на основе дидактических игр, способствующий развитию внимания и наблюдательности «Сравни картинки», «Что изменилось», «Что лишнее» и др., развитию словесно-логического мышления «Выдели главное», «Узнай и подбери схему», «Составь схему», формированию навыков анализа и синтеза «Что сначала, что потом» и т. п.

Очень нравится детям, когда в образовательную деятельность включаются компьютерные игры. Здесь нам на помощь приходят готовые компьютерные программы. Одна из таких программ - «Игры для Тигры», предназначенная для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Все упражнения данной программы построены в игровой форме и направлены на активизацию лексики, употребление сформированных грамматических категорий, формирование связной речи, закрепление навыков чтения. Со стороны компьютера выступает веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения задания, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.

Второй помощник - программно-методический комплекс «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Программа содержит четыре раздела: неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи. Виды заданий разнообразны: «послушай – определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги». Работая с такими заданиями, дети учатся быть внимательными, не смешивать схожие по каким-либо параметрам звуки. На диске имеется также раздел «Развитие связной речи», где ребёнку предлагается алгоритм создания описательного рассказа и рассказа по серии картинок. В легкой, веселой и ненавязчивой форме эта программа учит ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Увлекательные задания помогают расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

Для автоматизации поставленных логопедом звуков используется программа «Домашний логопед», в которой предоставлены красочные слайды-картинки и образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). Ребёнок сам или с помощью воспитателя находит слова-названия на определённый звук.

Для подготовки к обучению грамоте используем компьютерную игру «Букварик-Смешарик», содержащую четыре раздела: гласных-согласных, деление на слоги, выделение первого звука, игра на закрепление образов букв. Приключения вместе с любимыми героями помогают детям сделать звуко-буквенный анализ слова, выделить определённую букву во всех словах текста, разделить слова на слоги, запомнить графическое изображение букв. Оживающая картинка-иллюстрация указывает ребенку на правильность выполнения задания. Результат работы – у детей закрепляется в сознании образ буквы и звуки, которые буква обозначает. «Букварик-Смешарик» - игра с воспитательным моментом. Программа не пропустит на следующий уровень (новая буква), если не все нужные буквы в тексте будут отмечены.

Таким образом, целенаправленное системное полисенсорное воздействие, интерактивные формы обучения, а также создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации, позволило нам достичь в коррекционной работе с воспитанниками, имеющими общее недоразвитие речи значительных успехов. Это видно из результатов коррекционной работы за последние 4 года. Так в 2012 году при поступлении в логопедическую группу высокий уровень речевого развития не был диагностирован ни у кого, средний - имели 46% воспитанников, а низкий – 54%. На выпуске в школу в 2013 году эти же дети показали следующие результаты: высокий уровень речевого развития вырос с 0% до 16%, средний поднялся с 46% до 52%, а низкий снизился с 54% до 32%. В 2014-2015 учебных годах в коррекционной работе стали широко применяться ИКТ, что значительно улучшило качество обучения: выпускники 2015 года имели высокий уровень речевого развития 19% (2010 -16%), средний показатель подрос с 52% до 61%, а низкий снизился с 32% до 20% по сравнению с 2013 годом.

В заключении хочется отметить, что применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности в логопедической группе ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность коррекционно – развивающей деятельности педагога, является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды и всех компонентов речи. Инновационные технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ является частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов у детей дошкольного возраста.

Литература:

Вренёва информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. – Журнал «Логопед»

№ 5, 2010, с. 46

Лизунова технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Пермь, 2005 Киселькова - коммуникационные технологии как средство коррекции речи дошкольников» Кострома, 2012 Фисенкова -коммуникационные технологии в коррекционно-развивающей работе логопеда ДОУ. Екатеринбург, 2010

«Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников»

Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (исследования С. Л. Новоселовой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.) .

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом.

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи аграмматизмы, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Свои навыки я применяю в работе:

С детьми

С родителями

С коллегами

В методической, экспериментальной, инновационной деятельности.

Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В Связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации- это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику.

Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.

Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, так я сочетаю традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.

Я считаю, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.

Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет:

1. Расширяется представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.

2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.

3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их.

5. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка проявлять интерес к стихам, загадкам, сказкам.

6. В данном подходе оправдают себя предусмотренная взаимосвязь групповых и подгрупповых, совместных и индивидуальных форм организации работы с детьми.

Актуальность- проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.

Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Применение ИКТ усиливает:

1. Положительную мотивацию обучения.

2. Активизирует познавательную деятельность детей.

Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность:

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка) ;

обеспечивает наглядность;

привлекает большое количество дидактического материала;

способствует повышению качества образования.

Итак, рассмотрим первую особенность компьютерной технологии- универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями- на примере сочинения рассказов по картинке.

Это задание можно выполнить 3-мя способами:

1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец) .Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.

3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.

ПМК по «Развитию речи» А. Ю. Коркиной используется в работе на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, на логопедических занятиях и в коррекционной работе с детьми.

Программа является многопользовательской, адаптирована для использования с интерактивной доской, предназначена для эффективного речевого развития детей от 3 лет посредством интерактивных возможностей:

1. использование программы способствует развитию у детей слухового восприятия;

2. формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов;

3. развитию умения связано говорить, самостоятельно строить предложения;

4. наличие несколько уровней сложности в каждом задании позволяет осуществлять индивидуализацию обучения.

Программа включает следующие разделы:

1. неречевые звуки: Знакомство со звуками предметного мира и мира природы.

2. звукоподражание: Знакомство со звуками животного мира.

3. речевые звуки: Развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.

4. развитие связной речи: обучение построению предложений (от словосочетания до текста)

5. специальный «Интерактивный раздел», позволяет создавать свои задания и дидактические материалы, делать подписи и рисунки поверх учебного материала, выводить на печать.

Работа с программой предполагает многообразные формы деятельности детей: речевая, познавательная, практическая.

Это дает возможность сделать вариативной речевую деятельность детей посредством использования разных типов занятий, как непосредственно по развитию речи (фонетической, связной речи и др., так и по развитию познавательно - исследовательской и практической деятельности.

Использование мною данного ПМК на занятиях по развитию речи вызывает не только широкий положительный отклик у детей, а также способствует усвоению речевого материала на высоком уровне.

Программа «Готовимся к школе с Зайкой Всезнайкой! » разработана при активном участии профессиональных педагогов и детских психологов. В процессе создания игры учитывались пожелания родителей, учителей и непосредственно детей, что позволило добиться максимальной эффективности использования образовательного продукта. Кроме компьютерного диска с заданиями в продукции содержатся наглядные пособия-карточки с яркими картинками, песенками, которые помогают ребенку быстрее закрепить изученный материал. «Зайка–Всезнайка» прививает ребенку навыки самостоятельных ответов, способствует развитию фонематического слуха, устной речи, пополняет словарный запас.

Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей старшего дошкольного возраста и сюжетные альбомы.

Ресурс, адресованный как к педагогам, готовящим детей старшего дошкольного возраста к школе, так и к самим дошкольникам. Он в основном предназначен для увеличения словарного запаса детей; его можно использовать как дидактические материалы при обучении детей чтению.

Иллюстрированный словарь может предоставлять педагогу следующие возможности:

    подбор иллюстраций к заданной теме,

    подбор иллюстраций к словам, содержащим конкретную букву в начале, в середине или в конце слова,

    просмотр отобранных иллюстраций и скачивание их на персональный компьютер.

Предназначены для развития связной речи детей.

Электронные альбомы предоставляют педагогу следующие возможности:

    отбор иллюстраций для скачивания (для распечатки),

    просмотр отобранного,

    набор и сохранение текстов рассказов, составленных по картинкам.

Электронные учебные пособия предназначены специально для детей дошкольного возраста. Они помогут выучить начертание букв и научиться читать. Данные разработки в полном объеме учитывают психические и культурно-социальные особенности постижения детьми такого феномена культуры, как слово и словосложение.

Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам раннего развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий.

б) Использование компьютера для ведения документации.

Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и "продвинутым" родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка . Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

Немаловажный аспект использования компьютера - это ведение базы данных по книгам . На сегодня появилось очень большое количество книг по воспитанию и развитию детей, многие книги отражают комплексные подходы в обучении, другие отражают развитие какого-то определенного качества, дифференцируя возрастные категории и др. Без базы данных трудно ориентироваться в литературе.

2. Непосредственное обучение.

а) Использование развивающих компьютерных программ

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для

ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.

Американские специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

    исследовательский характер,

    легкость для самостоятельных занятий ребенка,

    развитие широкого спектра навыков и представлений,

    высокий технический уровень,

    возрастное соответствие,

    занимательность.

Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Для развития дошкольников можно использовать серию программ "Несерьезные уроки", выпускаемую фирмой "Новый диск".

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

б) Использование мультимедийных презентаций

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

3. Сохранение здоровья детей при работе с компьютером.

Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут), поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален.

Вывод

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Литература

    Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей - М.: Просвещение, 1992г.

    Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.

    Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95.

    Зубрилин А.А. "Игровой компонент в обучении информатики". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 3, с. 3 - 16.

    Ибука М. После трех уже поздно. - М.: Знание, 1992.

    Каралашвили: Е. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Дошкольное воспитание. 2002г., № 6, с.39 - 41.

    Макасер И.Л. "Игра как элемент обучения". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 2, с. 71 - 73.

    Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 - 57.

    Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997г.

    Петрова Е. "Развивающие компьютерные игры". Дошкольное воспитание, 2000г., № 8, с. 60 - 68.

    Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: "Гелиос АРВ", 2000г.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У обучающихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Информационно-коммуникационные технологии входят в число современных образовательных технологий и для того, чтобы соответствовать сегодняшнему уровню образования, педагог, безусловно, должен использовать их на своих занятиях. Возможности и преимущества медиазанятия: повышение мотивации к обучению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов; повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности; появление возможности моделировать объекты и явления; развитие наглядно-образного мышления.

О чем мечтают дети,
На всей, на всей планете?
Мечтают путешествовать,
И новый мир познать,
Простых вещей основу,
И таинства узнать!

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в образовательном учреждении - это одна из самых актуальных проблем в отечественной педагогике.

Необходимо целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

Занятия должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуко и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

На занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть занятия, но на итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в течение всего занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

В форме обучающей игры можно проводить любые занятия.

Системы интерактивной графики и анимации позволяют в процессе анализа изображений управлять их содержанием, формой, размерами, цветом и другими параметрами для достижения наибольшей наглядности.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, даю щая возможность педагогу выстроить объ яснение на занятиях логично, научно, с исполь зованием видеофрагментов. При такой ор ганизации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рас смотреть сложный материал поэтапно, об ратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остано виться на вопросах, вызывающих затрудне ния. Использование анима ционных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Также в качестве мультимедиаресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды и пр.

Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога Д.О. – это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы. Педагог практически в любой момент может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

Сканер поможет детям стать полноценными участниками создания слайд-шоу. Вместе с педагогом данный материал сканируется и вставляется в слайд-шоу или клип. При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает бурю эмоций. В следующий раз ребенок будет подбирать картинки и иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников. Вот вам и познавательная активность и, как результат, вариативность наглядного ряда.

Итак, привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиаресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности.

Хочется заметить, что если педагоги не разовьют у детей любознательность, стремление не только что-то узнавать, но и прилагать усилия для самостоятельного получения необходимых знаний, то ни одно оснащенное новейшей техникой учреждение образования не сможет исправить наших ошибок.

Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки наиболее интересными, в процесс восприятия учебного материала включается не только зрение, но и слух, воображение, всё это помогает учащимся лучше усвоить изучаемый материал. Мультимедийным средствам обучения отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых моментов урока. Использование в презентациях анимационных изображений героев мультфильмов, сказок, рассказов создает обстановку психологического комфорта на уроке. Проведение урока с использованием компьютерных технологий требует от учителя начальных классов огромной подготовитель ной работы, но все затраты окупаются высокими результатами – улучшается качество обучения, повышается мотивация учащихся. Практика показывает, что применение ИКТ имеет свои положительные и отрицательные стороны.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

1. использование ИКТ дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения, повысит мотивацию к изучению предмета, стимулировать учащихся;

2. все участники образовательного процесса имеют возможность, используя средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что, важно для всестороннего развития личности, как ребенка, так и взрослого;

3. информационно-коммуникационные технологии дают возможность учащимся спланировать время обучения при работе с компьютерными тренажерами, сформировать общую картину при восприятии и запоминании материала;

4. ИКТ дают возможность создать собственный фонд демонстрационных материалов, которые способны развивать логическое и образное мышление учащихся, использовать разные виды внимания.

5. свобода поиска и выбора учебной информации, ее доступность, неограниченность информационных ресурсов, разнообразие видов информации и т.д.

7. процесс обучения становится более индивидуализированным, личностно-ориентированным. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. У учителя появляются дополнительные стимулы отойти от традиционной репродуктивной модели преподавания в пользу исследовательских, проектных методик;

8. с появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.)

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

1. возросшие требования к педагогу;

2. неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье;

3. неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку;

4. исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя причинами:

Множество рефератов на CD дисках и в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт;

Технология проектной деятельности не до конца освоена учителями-предметниками;

5. невысокая информационная культура;

6. психологическая неготовность учителей к освоению ИКТ;

7. часто встречается невысокое качество авторских мультимедийных программ с точки зрения содержания и методики: погоня за «картинкой» в ущерб содержанию, неудачное методическое сопровождение;

8. ИКТ оказывает негативное воздействие на личность ученика: утрата

коммуникативных навыков, чрезмерная индивидуализация и утрата навыков групповой работы, отрицательно сказывается на здоровье, формирует психологическую зависимость от виртуального мира, стимулирует акцент не на анализ, а на поиск и сбор материала, ухудшает устную и письменную речь;

Тем ни менее применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.

Итак, тема, которую я вам предлагаю «Развитие и совершенствование образной и выразительной речи в образовательной деятельности с использование ИКТ»

Задачи, которые вытекают из данной темы:

    изучить нормативные законодательные документы, психологическую и педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с обучающимися;

    обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в работе с детьми по развитию речи;

    использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам развития речи детей;

    создать банк компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ для работы по совершенствованию и развитию образной и выразительной речи.

Направления использования мультимедийных презентаций
в развитии речи обучающихся:

    Звуковая культура речи

    • Развитие фонематического восприятия,

    овладение элементами грамоты

    • Формирование лексико – грамматического строя речи

      Развитие связной речи

Сейчас начинается Зима и уместно использовать материал для познавательной деятельности детей, что позволит расширить кругозор ребят, повысить словарный запас, развить логическое мышление, абстрактное представление.

Так же можно использовать различные виды упражнений:

Заверши рассказ по имеющемуся началу;

Составь рассказ по имеющемуся концу;

Продолжи предложение;

Развяжи язычок – Скороговорки;

Цвет, вкус настроения;

Нарисовать свою маму словами – словесный портрет.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Иван Ефремов: Таис Афинская Иван Ефремов: Таис Афинская Что болит в левом боку под ребрами? Что болит в левом боку под ребрами?