Проверки индивидуальных предпринимателей. Проверки предпринимателей: правила проверок, проверяющие инстанции

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Говоря о проверках, проводимых в отношении предпринимательской деятельности , необходимо сразу же выделить несколько важных моментов. Первый заключается в том, что проверяющие органы определяются в зависимости от сфер деятельности . Например, такие инстанции как ветнадзор или Росохранкультура занимаются проверками только тех предпринимателей, которые работают в курируемых данными инстанциями областях. Вместе с тем, существует ряд организаций, которые осуществляют контролирующие функции практически всех предпринимателей, независимо от рода их деятельности. К ним относятся: , Роспотребнадзор, МЧС, органы санитарного контроля, инспекции по труду и т.д. За исключением налоговых органов, которые самостоятельно устанавливают план проводимых ими проверок, все остальные проверяющие инстанции обязаны согласовывать планы своих проверок с Генеральной прокуратурой, которая и утверждает окончательный список проверок в том или ином году для конкретного предпринимателя.

Проверка – это совокупность проводимых уполномоченными органами в отношении предпринимателя мероприятий по контролю, для оценки соответствия осуществляемой им деятельности, производимых и реализуемых им товаров (работ, услуг) обязательным законодательным требованиям. Каждый предприниматель, начиная свой , обязан уведомить об этом, контролирующие органы. Так же, предприниматель обязан вести журнал, в котором будут делаться отметки обо всех произведенных проверках.

Сведения о запланированных проверках, предприниматель может узнать в сети, на сайтах соответствующих инстанций (например, на сайте Генпрокуратуры РФ, ФСН). Однако, данная информация размещается исключительно в отношении плановых проверок , но есть еще и внеплановые проверки (проводимые, из-за ставших известными контролирующим инстанциям, нарушений, либо в связи с угрозой жизни людей, причинения вреда окружающей среде и т.д.). О внеплановых проверках могут либо вообще не уведомляться, либо уведомляться в минимальные сроки перед проверкой. Помимо этого, проверки подразделяются на документарные и выездные – обе они могут быть плановыми или внеплановыми . Деятельность проверяющих предпринимателей инстанций, регулируется «О защите прав и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При документарной проверке () проверяются сведения, содержащиеся в документах предпринимателя, устанавливающие его , права и обязанности, документы, используемые при осуществлении им деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований и предписаний. Данные проверки производятся непосредственно в своем ведомстве, на основе документов, без выезда на место, к предпринимателю.

Отдельно несколько слов хотелось бы сказать о налоговой проверке , т.к это особый вид проверки предпринимателей. Налоговые проверки подразделяются на:

-камеральные – проводится в отношении всех предпринимателей и заключается в проверке предоставления ими , и проверки сведений, указанных в них.
-выездные проверки - масштабная проверка всей (выборочной) документации предпринимателя, обычно с выездом на место его нахождения. Продолжительность проверки – не более 2 месяцев.

Налоговые проверки так же подразделяются на плановые и внеплановые – и о тех, и о других предприниматель уведомляется заранее.

В завершении хотелось бы сказать, что в результате проверки предпринимателя любой инстанцией, если будут обнаружены нарушения, может быть либо выдано предписание о его устранении, либо наложены соответствующие санкции (например, ).

Как известно, основы осуществления государственного и муниципального контроля (надзора) установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Этот документ содержит общие нормы, касающиеся видов, предмета, сроков, процедур проведения проверок.

Федеральный закон № 242-ФЗ создал новую редакцию Федерального закона № 294-ФЗ. В частности, из сферы его действия полностью исключены таможенный контроль, государственный портовый контроль, надзор в национальной платежной системе, государственный контроль за осуществлением клиринговой деятельности, контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов (ст. 1). Не применяются нормы этого закона и при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства и при производстве по делам о причинении вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу.

Установлено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора): федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности; федеральный государственный пожарный надзор; государственный контроль (надзор) на территории особой экономической зоны; государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; государственный надзор в области организации и проведения азартных игр; государственный надзор за проведением лотерей; федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

В п. 4 ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ в редакции Федерального закона № 242-ФЗ ограничен общий срок проведения проверки для лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации: он не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Новой статьей 13.1 введен ранее не существовавший институт - режим постоянного государственного контроля (надзора), предусматривающий постоянное пребывание уполномоченных должностных лиц органов контроля (надзора) на объектах повышенной опасности. Он может применяться на объектах атомной энергии, опасных производственных объектах, гидротехнических сооружениях и т. д.

В то же время большая часть общих правил проведения государственного и муниципального контроля осталась неизменной.

Вне плана

Так, закон выделяет документарные и выездные проверки, которые могут быть плановыми и внеплановыми. При этом плановые проверки могут проводиться не чаще чем один раз в три года в соответствии с планом органа контроля, а о проведении плановой проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть информированы заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В ст. 10 Закона № 294-ФЗ четко оговорены случаи проведения внеплановой проверки и основания, по которым она производится без предупреждения проверяемого лица.

К ним относятся:

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

2) поступление обращений, заявлений, информации о следующих фактах:

  • возникновение угрозы причинения или причинение вреда вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В этом случае выездная проверка может быть проведена только после согласования с территориальным органом прокуратуры;
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями президента или Правительства РФ и на основании требования прокурора.

О проведении внеплановой выездной проверки по основаниям, указанным в п. 1 и 3, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены контролирующим органом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Срок проведения каждой из проверок в силу ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ не может превышать двадцати рабочих дней. Для небольших фирм этот срок сокращен: общая продолжительность проведения плановых выездных проверок не может превышать для малого предприятия пятьдесят часов и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Расширение полномочий

Это лишь некоторые из многочисленных общих норм, установленных Федеральным законом № 294-ФЗ, из которого теперь Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ сделал исключения для более чем 70 органов государственного и муниципального контроля (надзора).

Определены особенности, касающиеся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.

В числе тех, кто приобрел больше полномочий, пожарный надзор, надзор за деятельностью некоммерческих организаций, надзор в области промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологический надзор, экспортный контроль, инспекция труда, надзор в области защиты прав потребителей, контроль в сфере миграции, экологический надзор и многие другие.

Например, пожарный надзор может посетить предприятие без предупреждения с внеплановой проверкой на основании поступившей жалобы или информации о нарушениях.

Миграционной службе разрешено проводить плановые проверки в сфере миграции ежегодно, а не раз в три года.

Для этого контролирующего органа расширен спектр случаев проведения внеплановых проверок, причем при выявлении факта возможного нарушения предупреждение проверяемого лица о грядущей внеплановой проверке не допускается. Продолжительность проводимых миграционной службой проверок не будет зависеть от численности работников проверяемого лица.

Ежегодные плановые проверки смогут проводить и органы Ростехнадзора в области промышленной безопасности. Сроки проведения проверок в этой сфере увеличены до 30–50 рабочих дней.

Еще более расширены полномочия инспекторов труда, которые и до выхода Федерального закона № 242-ФЗ могли на основании ст. 357 ТК РФ беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц. Инспекция труда имеется право провести внеплановую проверку по информации о нарушении трудового права работодателем немедленно и без предварительного согласования с прокуратурой. Незапланированная проверка без предварительного уведомления работодателя может быть назначена и на основании запроса работника о проведении контроля условий и охраны труда на его рабочем месте, а также в случае обращения работника о нарушении работодателем его трудовых прав. Кроме того, с 1 августа 2011 года в дополнение к государственному контролю в сфере труда введен ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ТК РФ дополнен ст. 353.1).

Дополнительные разъяснения по осуществлению контроля за хозяйствующими субъектами в последнее время давали Роспотребнадзор (письмо от 02.08.2011 № 01/9766-1-23 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», письмо от 08.08.2011 № 01/10020-1-32 «Об изменениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи со вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ») и МЧС (письмо от 02.06.2011 № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП»).

С 1 августа 2011 года в КоАП введена ст. 19.4.1, предусматривающая санкции за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора). Она предусматривает штраф до 100 000 руб.

Марина Климова

24.06.2015

Информационно-правовой материал, разъясняющий порядок проведения проверок контролирующими и надзорными органами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Какими нормативными актами регламентируется порядок осуществления государственного и муниципального контроля?

Вопросы осуществления проверок за деятельностью субъектов предпринимательства регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон №294-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним иными нормативными актами. Особенности в отношении отдельных видов контроля могут быть предусмотрены соответствующими профильными законами (например, государственного пожарного надзора - Федеральным законом от 21.12.1994 № 69- ФЗ "О пожарной безопасности").

На все ли проверки распространяются положения Закона № 294-ФЗ?

Требования названного Закона не применяются при проведении оперативно­розыскных мероприятий сотрудниками МВД, ФСИН, ФСКН ФСБ, ФТС, СВР, ФСО, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с проверяемым лицом и в других случаях, указанных в п.п. 3 и 3.1 ст. 1 Закона №294-ФЗ.

Могут ли проверки проводиться не органами государственной власти и местного самоуправления?

Общественные объединения и негосударственные (частные) организации не имеют право осуществлять какие-либо проверки предпринимателей.

Каков порядок проведения проверки?

Все проверки проводятся на основании распоряжения (приказа) руководителя органа контроля, который в начале проверки вручается под роспись руководителю проверяемого лица или его представителю одновременно с предъявлением служебного удостоверения. По тогам проверки составляется акт, один экземпляр которого также вручается

проверяемому лицу. Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении (приказе).

Должны ли контролирующие органы извещать о проведении проверки?

О проведении плановой проверки лицо извещается не позднее трех рабочих дней до ее начала, внеплановой - не менее чем за двадцать четыре часа посредством направления копии распоряжения или приказа заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Однако предварительного уведомления о внеплановой проверке не требуется, если в результате деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Проверки делятся на плановые и внеплановые, каждая из которых может быть выездной (проводятся по месту осуществления хозяйственной деятельности) и документарной (проводятся по месту нахождения контролирующего органа).

Общая периодичность плановых проверок - по истечении 3 лет с даты последней проверки, государственной регистрации или начала осуществления предпринимательской деятельности согласно поданного уведомления. Вместе с тем, иная периодичность может быть предусмотрена специальными федеральными законами (например, проверка в рамках лицензионного контроля возможна по истечении 1 года с даты выдачи лицензии - ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Общими основаниями для внеплановой проверки являются:

1)истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений;

2)поступление в орган контроля обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

Причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно об их угрозе;

Нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Приказ (распоряжение) руководителя органа контроля, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора.


Другие основания могут быть предусмотрены специальными федеральными законами (например, наличие заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав может стать поводом для проверки Государственной инспекции труда

Ст. 360 Трудового кодекса РФ).

Согласно п. 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган контроля, а также обращения, не содержащие сведений о фактах, приведенных в ответе на предыдущий вопрос, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Максимальный срок проверки не может превышать 20 рабочих дней (конкретный срок плановой проверки определяется планом, внеплановой -приказом о ее проведении).

При этом в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год (ст. 13 Закона №294-ФЗ). Данное время считается по продолжительности нахождения инспектора на предприятии.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок, в который контролирующими органами вносятся сведения о всех проводимых контрольных мероприятиях (п. 8 ст. 16 Закона № 294-ФЗ). В последующем записи в журнале помогут отстоять свои права.

Реальный пример из практики: исходя из записей в журнале одного

микропредприятия на момент последней проверки другими контролирующими органами уже был исчерпан лимит в 15 часов. Несмотря на то, что данное контрольное мероприятие было включено в план, суд признал его незаконным и отменил назначенный по его результатам административный штраф.

При проведении проверок предприниматель вправе (ст. 21 Закона №294-ФЗ):

Непосредственно присутствовать при проведении проверки и давать необходимые объяснения;

Получать от проверяющего лица информацию, которая относится к предмету проверки;

Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними;

Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контролирующего органа в


административном и (или) судебном порядке;

Привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

В случае грубого нарушения требований Закона № 294-ФЗ, как то отсутствие оснований для проверки, отсутствия согласования с органами прокуратуры, нарушения сроков, проведение проверки без распоряжения (приказа) и т.д., результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения лицом обязательных требований и подлежат отмене (ст. 20). Одновременно ст. 19.6.1 Ко АП РФ для сотрудников органов контроля предусмотрена административная ответственность вплоть до дисквалификации.

Проверить достоверность плановой проверки можно изучив план данного контролирующего органа, в случае внеплановой проверки - позвонив в соответствующую службу, контактные телефоны которых всегда указываются на официальных сайтах или в справочной литературе.

По ряду направлений деятельности, например предоставление бытовых услуг, услуг общественного питания, розничная торговля и т.д., предприниматели обязаны предварительно уведомить о ее начале уполномоченный орган (ст. 8 Закона № 294- ФЗ). При этом предъявление требований о получении в данных случаях каких-либо разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти или местного самоуправления, для начала осуществления такой предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами, не допускается.

Органами внутренних дел, за исключением подразделений ГИБДД, лицензионно­разрешительной системы и вневедомственной охраны, проверки хозяйствующих субъектов проводятся исключительно по основаниям и в порядке, предусмотренным УПК РФ, КоАП РФ и Федеральным законом "Об оперативно­розыскной деятельности". В плановом или рейдовой режимах, а также по собственной инициативе проверки не проводятся.


Полномочия прокуратуры:

Формирование сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, исключение из планов органов контроля необоснованных проверок;

Согласование в ряде случаев внеплановых выездных проверок;

Проведение проверок исполнения органами государственной власти и местного самоуправления законодательства в сфере государственного и муниципального контроля и надзора, принятие при необходимости мер прокурорского реагирования.

Какие меры реагирования могут быть применены при выявлении нарушений закона со стороны органов контроля?

В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе внести представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, принести протест на противоречащий закону правовой акт, в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявить предостережение о недопустимости нарушения закона. Кроме того, прокурор вправе вынести постановление о возбуждении производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном любой статьей КоАП РФ, а также о направлении материалов в следственные органы для проведения проверки в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ на предмет наличия в действиях лица состава преступления.

Все ли внеплановые проверки согласовываются с органами прокуратуры?

С органами прокуратуры согласовываются только внеплановые выездные проверки, проводимые на основании обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно об их угрозе.

Отдельными федеральными законами могут предусматриваться иные случаи внеплановых проверок, требующих согласования с органами прокуратуры.

Где можно ознакомиться с планом проверок на очередной год?

План проверок на очередной год размещается Интернет-сайтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации (genproc . gov . ru ) и прокуратуры Оренбургской области (orenprok .ru ), а также официальных Интернет-сайтах соответствующих органов контроля.

Куда обращаться если мои права нарушаются?

В случаях нарушения Ваших прав Вы вправе обращаться в районные (городские) прокуратуры по месту совершения неправомерных, по Вашему мнению, действий, адреса и телефоны которых указаны на сайте прокуратуры Оренбургской области.

Согласно ст. 21 и ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Экономические споры между хозяйствующими субъектами разрешаются в судебном порядке.

Наряду с надзором за контролирующими органами прокуратурой значительное внимание уделяется соблюдению прав субъектов предпринимательской деятельности при оказании государственных и муниципальных услуг, при осуществлении разрешительных, лицензионных, регистрационных и других правоприменительных процедур, устранению средствами прокурорского надзора административных барьеров в сфере бизнеса, в том числе связанных с введением не предусмотренных законодательством процедур и запретов, обязательных платежей, истребованием излишних документов, надзору за исполнением законов о защите конкуренции, о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, а также за законностью нормативных правовых актов в указанной сфере.

Несмотря на неоднократные заверения о прекращении нападок на бизнес, на практике количество проверок контролирующими органами не уменьшается. Чаще всего предпринимателям приходится сталкиваться с представителями прокуратуры, налоговой инспекции, Роспотребнадзора, трудовой инспекции, Роскомнадзора и МЧС.

В данной статье я поделюсь советами, которые могут быть полезны предпринимателям, внезапно столкнувшимся с сотрудниками контролирующих органов у себя в офисе или на производстве.

Правило № 1. Не паниковать и вести себя нейтрально-добродушно

Каким бы банальным не казался данный совет, сдержанное и нейтральное поведение в ходе проверки поможет избежать ошибок, вызванных эмоциональным перенапряжением. Нужно понимать, что сотрудники проверяющих органов – простые люди, выполняющие свою работу. Они, разумеется, вам не друзья, но и врагами они также не являются.

Агрессивное поведение лишь отвлечет ваше внимание и не позволит контролировать ситуацию, что зачастую является залогом успеха. Умеренно добродушная беседа позволит вам выяснить прямую, а может быть, и косвенную цель проверки, что даст вам дополнительное время для планирования дальнейших шагов.

Правы вы или нет, но запомните навсегда – никогда не оказывайте сотрудникам проверяющих органов силового противодействия. Ни к чему хорошему это не приведет и может вылиться в ответственность по ст. 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти»), вплоть до лишения свободы сроком в 10 лет. Если по вашему мнению в ходе проверки допускаются грубые нарушения закона, это может стать основанием для оспаривания результатов такой проверки и привлечения контролеров к ответственности. Смотрите в этой связи правило № 6.

Правило № 2. Проверить полномочия контролера

В самом начале знакомства с представителем контролирующего органа необходимо попросить его предъявить служебное удостоверение, а также сделать для себя запись ФИО и иной информации о проверяющем (№ удостоверения, кем и когда выдано, должность и так далее). Такая информация позволит вам определиться с проверяющим органом (и соответственно, видом проверки), а также пригодится для дальнейшего оспаривания действий контролера.

В большинстве случаев проверка может проводиться только на основании распоряжения или приказа о проведении проверки (например, такое правило установлено для налоговых органов, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, ФАС РФ и МЧС). Проверьте, чтобы лицо, указанное в таком документе, совпадало с лицом, предъявившем удостоверение. Такие бдительные действия с вашей стороны не оставят у контролера сомнений в вашей осведомленности о своих правах и зададут правильный тон для проверки.

Правило № 3. Записать ход проверки на видео или аудио

Видео- и аудио-съемка собственных помещений не запрещена, поэтому остановить вас в использовании этого права сотрудники контролирующих органов не вправе. Более того, зачастую они сами прибегают к таким средствам фиксации - такое правомочие предоставлено, например, налоговым органам (п. 4 ст. 92 НК). Фиксация хода проведения проверки, вопросов и требований контролеров облегчит процесс доказывания нарушений с их стороны, а также позволит избежать явных и откровенных правонарушений и случаев превышения полномочий.

Правило № 4. Отвечать на вопросы контролеров строго в рамках трудовой функции

Представители контролирующих органов любят задавать наводящие вопросы и выпытывать нужную им информацию. При этом отличным источником такой информации выступают сами сотрудники проверяемой компании, готовые делиться своими мыслями и догадками. Такая сговорчивость усугубляется стрессом и в итоге может дорого обойтись работодателю.

Поэтому важно, чтобы каждый работник отвечал только на те вопросы, которые непосредственно относятся к его трудовой функции, закрепленной в трудовом договоре и должностных инструкциях. Например, штатный программист по характеру работы не должны знать о том, с какой целью компанией приобретались прокатные станки и сколько они стоили. Даже если он догадывается, лучше всего ответить «Не уверен, это не входит в круг моих должностных обязанностей».

Разумеется, следует заблаговременно провести беседу с работниками, рассказать им, как стоит себя вести при общении с контролерами, успокоить тем, что ст. 307 УК РФ («Заведомо ложные показания») к ним неприменима и для верности грамотно оформить должностные инструкции работников. Более того, каждый работник компании всегда может воспользоваться ст. 51 Конституции РФ и отказаться свидетельствовать против себя и своих близких.

Правило № 5. Передавать документы только по описи

Все документы компании должны передаваться контролерам строго по акту приема-передачи. Такой акт должен содержать список всех передаваемых документов, с указанием количества страниц, а также обозначением того, передаются оригиналы или копии документов. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителями компании и контролирующего органа. Один экземпляр акта остается в компании. Это необходимо для того, чтобы в случае утери проверяющим органом копий вы смогли доказать, что они были переданы в ходе проверки.

Обратите внимание, что оригиналы документов подлежат изъятию в исключительных случаях. Например, налоговые органы вправе произвести выемку подлинников лишь в случае, если для осуществления контроля недостаточно копий, и у налогового органа есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (п. 8 ст. 94 НК РФ). При этом при изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. Такое же правило установлено для работников полиции (п. 1 ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Также помните, что документы, в отношении которых в компании установлен режим коммерческой тайны, могут изыматься только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 183 УПК РФ). При правильном оформлении режим коммерческой тайны может «покрывать» значительный объем сведений, как минимум, например, клиентскую базу и внутренние производственные политики.

Правило № 6. Выявить, зафиксировать, обжаловать

Порядок и условия проведения проверок разнятся в зависимости от типа проверок (плановых или внеплановых, выездных или документарных), проверяющего органа и обстоятельств конкретного дела. Для информации, можете проверить, планируется ли в отношении вашей организации проведение плановой проверки в 2016 году в Едином реестре плановых проверок. В настоящем пункте затрону только внеплановые выездные проверки, поскольку в силу своей срочности и непредсказуемости к ним сложнее всего подготовиться.

За некоторыми исключениями, требующими незамедлительной реакции со стороны контролирующего органа, внеплановая выездная проверка должна быть согласована с органом прокуратуры. Такое требование распространяется на проверки Роскомнадзора, трудовой инспекции, Роспотребнадзора, МЧС и другие. Убедитесь, что данное согласие на проверку было заранее получено контролером.

Проводимая проверка должна относиться к полномочиям проверяющего органа. При этом сам орган не должен выходить за пределы, установленные специальными правилами для данного вида проверок. Например, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трёх лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Иначе говоря, если решение вынесено в 2016 году, то проверка может охватывать только периоды с 2013 по 2016 годы. При этом налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (пп. 4, 5 ст. 89 НК РФ).

О внеплановой выездной проверке проверяемое лицо должно быть предупреждено не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Неисполнение данного требования является грубым нарушением закона. Однако следует отметить, что данное требование применяется далеко не ко всем видам внеплановых проверок. Налоговые органы и прокуратура, например, не обязаны предупреждать о выездных проверках.

Большинство проверок заканчивается составлением итогового документа: протокола или акта. Такие документы чрезвычайно важны, поэтому перед их подписанием убедитесь в том, что все изложенное в них соответствует действительности. Если вы считаете, что в ходе проверки были нарушены требования закона, а зафиксированные в протоколе или акте обстоятельства недостоверны, сделайте об этом запись в итоговом документе - не стесняйтесь. Помните, отказ от подписания хуже, чем подписание с детальным изложением всех нарушений и несогласий.

После подписания следует безотлагательно обратиться с жалобой в вышестоящие надзорные инстанции, а также в прокуратуру, изложить все обстоятельства, а также приложить заверенные копии подтверждающих доказательств.

Правило № 7. Связаться с юристом

Российское регулирование в области государственных проверок чрезвычайно разнообразно и разобщено – это и отдельный закон «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора)», отраслевые акты (например, глава 14 НК РФ) и многочисленные методические рекомендации, изданные для отдельных видов проверок.

Ошибки, совершенные в самом начале: предоставление лишних документов, разглашение ценной информации, пропуск срока для заявления возражений и прочего, могут быть трудно исправимы в дальнейшем. Поэтому наличие в вашей команде хорошего юриста необходимо. Опять же присутствие внутреннего юриста или внешнего консультанта непосредственно во время самой проверки поможет сдержать пыл контролеров и задать правильный тон беседы.

В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должностные лица органов контроля (служба по труду и занятости, миграционная служба, таможенная служба и т. д.) не имеют права проводить проверку в случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица.

Однако надо помнить, что из данной нормы закона есть исключения.

В ряде случаев присутствие руководителя не обязательно и проверка может проводиться без его участия, на основании и в порядке, предусмотренных соответствующими законами Российской Федерации.

Без участия руководителя могут проводиться мероприятия по контролю:

  • при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания;
  • при проведении предварительного следствия;
  • при осуществлении прокурорского надзора и правосудия;
  • при проведении административного расследования;
  • при проведении налогового контроля, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора;
  • при проведении валютного контроля, контроля на финансовых рынках, банковского надзора;
  • при проведении контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • при проведении расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве;
  • при осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Поэтому, если на предприятие пришли с проверкой из МВД (ОБЭП, УБЭП, ДЭБ), прокуратуры, налоговой службы и т. д., а руководителя нет на месте, сотрудники предприятия должны:
  • выполнять все требования проверяющих органов;
  • фиксировать в письменном виде все действия проверяющих органов;
  • следить за тем, чтобы в протоколах и актах органов государственного и муниципального контроля были перечислены все изъятые у предприятия документы, все полученные от сотрудников предприятия сведения и все предъявленные сотрудниками предприятия претензии в том случае, если проверка проводится с нарушением законодательства;
  • проследить за тем, чтобы вместо изъятых в ходе проверки документов проверяющими органами были предоставлены их копии.
Если проверка проводится органами МВД (ОБЭП, УБЭП, ДЭБ и т. д.), из данных правил есть небольшое исключение.

При проведении ими оперативно-розыскных мероприятий может скрываться личность сотрудников оперативных подразделений и основания проведения проверки. То есть в некоторых случаях удостоверения и распоряжения о назначении проверки сотрудники МВД предъявлять не обязаны.

Проверка федеральной налоговой службой (ФНС)

Налоговые органы проводят выездные налоговые проверки в соответствии со ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации. В данных проверках также могут участвовать органы внутренних дел (ст. 36 НК РФ).

Непосредственно после прибытия в вашу фирму проверяющие лица обязаны предъявить руководителю организации, индивидуальному предпринимателю либо их представителю:

  • свои служебные удостоверения;
  • решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.
Факт предъявления решения удостоверяется подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя либо их представителя на экземпляре данного решения, с указанием соответствующей даты.

При проведении проверки должностные лица налоговых органов могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения. Осмотр производится в присутствии понятых. О производстве осмотра составляется протокол.

Должностные лица, проводящие налоговую проверку, вправе истребовать необходимые для проверки документы. Для этого они должны предъявить соответствующее письменное требование, составленное по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах». Требование подписывается руководителем проверяющей группы и вручается руководителю проверяемой организации, индивидуальному предпринимателю либо их представителям под расписку с указанием даты вручения данного требования. Копия требования остается у проверяющих.

Забирать оригиналы у вас не имеют права – с ними могут лишь ознакомиться на месте. Налоговые органы имеют право затребовать у представителей фирмы копии документов, которые заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя или иного уполномоченного лица) и печатью этой организации. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение десяти дней со дня вручения соответствующего требования. По факту проверки составляется соответствующий акт, который подписывается всеми участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, а также руководителем проверяемой организации, индивидуальным предпринимателем или их представителями.

При наличии разногласий между проверяющими по содержанию акта окончательное решение по данному вопросу принимается руководителем проверяющей группы. По спорному вопросу указанные лица вправе изложить свое мнение в заключении, которое должно быть приобщено к материалам проверки, остающимся в налоговых органах и органах внутренних дел.

Акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй – в установленном порядке вручается руководителю организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям), третий – направляется органу внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

Проверка органами МВД

При проведении оперативно-розыскных мероприятий на вашем предприятии органы внутренних дел имеют право изымать любые документы, предметы, материалы и сообщения, а также прерывать предоставление услуг связи. Изъятие вещей осуществляется в присутствии двух понятых.

В случае изъятия документов, предметов, материалов должностное лицо, осуществившее изъятие, обязано составить протокол. Если изымаются документы, то их копии заверяются оперативным работником и передаются лицу, у которого документы были изъяты, о чем делается запись в протоколе.

В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, оперативный работник передает заверенные копии документов работнику, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.

В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы работнику, тогда заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

Копии документов направляются по месту нахождения юридического лица или по месту жительства физического лица, указанного в протоколе. То же относится и к электронным документам. Сотрудники органов внутренних дел имеют право изъять носители электронной информации (диски, винчестеры и т. п.), но они должны передать копии электронных документов на месте либо в течение пяти дней с момента их изъятия.

Изъятие имущества органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, носит временный характер, не приводит к его отчуждению и не порождает перехода права собственности.

Кроме того, органы внутренних дел имеют право:

  1. производить опрос – специальную беседу с лицами, которым могут быть известны сведения, необходимые для решения тактических задач. Опрос может носить конфиденциальный характер. Результаты опроса, при согласии опрашиваемого, могут быть оформлены объяснением (заявлением, явкой с повинной) либо рапортом (справкой) должностного лица. При проведении опросов могут использоваться видеокамеры, фотоаппараты, диктофоны и т. п. При проведении опроса с согласия его участников может использоваться полиграф (детектор лжи);
  2. наводить справки – изучать документы, содержащие сведения, представляющие оперативный интерес;
  3. собирать образцы для сравнительного исследования. Получать отпечатки пальцев, следов ног и следов транспортных средств, образцы волос, голоса, крови, запаха, почерка, микрочастиц. Получать образцы похищенного имущества, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, оружия, взрывчатых веществ, наркотиков и т. д.;
  4. осуществлять проверочную закупку – совершение мнимой сделки купли-продажи с лицом, заподозренным в противоправной деятельности;
  5. исследовать предметы и документы. Исследование проводится по письменному поручению органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, экспертно-криминалистическими службами правоохранительных органов, а также специалистами научно-исследовательских учреждений других министерств и ведомств;
  6. наблюдать – негласно следить за действиями и разговорами лиц, подозреваемых в преступной деятельности, используемыми ими транспортными средствами и местами их нахождения;
  7. отождествлять личность – устанавливать лиц, причастных к преступной деятельности либо находящихся в розыске, путем непроцессуального опознания личности по ее внешности, голосу, запаху и другим идентифицирующим признакам;
  8. обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортных средств;
  9. производить контролируемую поставку – установление контроля за перемещением (перевозкой, пересылкой) предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота либо являющихся объектами или орудиями преступных посягательств;
  10. контролировать почтовые отправления, телеграфные и иные сообщения;
  11. прослушивать телефонные переговоры;
  12. снимать информацию с технических каналов связи;
  13. производить оперативное внедрение;
  14. осуществлять оперативный эксперимент.
За оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел производится прокурорский надзор и ведомственный контроль. Обжаловать действия органов, производящих оперативно-розыскные мероприятия, можно в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд.

При проведении органами МВД (ОБЭП, УБЭП, ДЭБ и т. д.) оперативно-розыскных мероприятий личность сотрудников оперативных подразделений и основания проведения проверки могут скрываться. То есть в некоторых случаях удостоверения и распоряжения о назначении проверки сотрудники МВД предъявлять не обязаны.

Проверка федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)

Мероприятия по проведению территориальными управлениями Роспотребнадзора контроля могут быть плановые и внеплановые. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года и не ранее чем через три года с момента государственной регистрации.

План проведения проверок составляется Роспотребнадзором ежегодно и утверждается приказом руководителя территориального органа не позднее чем за месяц, предшествующий календарному году.

Внеплановая проверка может быть проведена в целях контроля за исполнением ранее вынесенных предписаний об устранении выявленных нарушений; в результате обращения в федеральную службу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов или получения информации о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в случаях возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.

Внеплановые проверки при поступлении жалоб на возникновение инфекционных или массовых неинфекционных заболеваний, отравлений осуществляются немедленно, при поступлении жалоб на недоброкачественную продукцию – в течение 3 дней, в остальных случаях – в течение месяца.

При проведении внеплановых проверок объектом проверки являются факты и основания, послужившие причиной внеплановой проверки.

Порядок проведения проверки Роспотребнадзором строго регламентирован. Прежде чем приступить к проверке, проверяющие из Роспотребнадзора обязаны предъявить служебное удостоверение и распоряжение о проведении мероприятия по контролю (либо его заверенную печатью копию). В распоряжении (приказе) должны быть указаны:

  • номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
  • наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;
  • цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
  • правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
  • дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Проверку должен проводить именно тот сотрудник, имя которого указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз, со значительным объемом мероприятий по контролю этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Проверки проводятся в соответствии с режимом работы юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В ходе проверки осуществляется:

  • визуальный осмотр объекта надзора с целью оценки соответствия объекта обязательным требованиям:
  • анализ документов и представленной информации;
  • анализ данных лабораторных, инструментальных исследований.
Визуальный осмотр осуществляется в присутствии руководителя или иного уполномоченного руководителем должностного лица, индивидуального предпринимателя. В случае, если проверка является внеплановой и связана с расследованием причин и обстоятельств возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, проверка может осуществляться должностным лицом (должностными лицами) Росптребнадзора единолично либо в присутствии сотрудника проверяемого объекта. При этом должностное лицо должно принять меры к информированию о проводимой проверке руководителя или иного уполномоченного руководителем должностного лица, индивидуального предпринимателя, результаты проверки довести до их сведения в трехдневный срок после ее окончания.

В ходе визуального осмотра фиксируются факты нарушений обязательных требований, на что устно указывается руководителю или иному уполномоченному руководителем должностному лицу, индивидуальному предпринимателю либо сотруднику проверяемого объекта. Факты нарушений обязательных требований вносятся в акт.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором указываются сведения о ее результатах, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений, сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи, подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол об административном правонарушении и дается предписание об устранении выявленных нарушений. С протоколом об административном правонарушении должен быть ознакомлен представитель организации, который, в свою очередь, вправе представить свои объяснения и замечания.

Предписание направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, не позднее трех рабочих дней с момента его подписания уполномоченным должностным лицом. Предписание подлежит исполнению в установленный в нем срок.

Невыполнение в установленный срок предписания влечет за собой административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ.

В случаях, когда при наличии признаков нарушения законодательства о защите прав потребителей для установления фактов таких нарушений требуется проведение дополнительных юридически значимых действий (истребование сведений, получение объяснений, проведение проверок, назначение экспертиз и др.)? Роспотребнадзор возбуждает дело по признакам нарушения законодательства о защите прав потребителей в порядке, предусмотренном главой 28 КоАП РФ.

Должностные лица Роспотребнадзора при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право:

  • беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проведения проверки;
  • проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
  • проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;
  • проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;
  • проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам.
Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:
  • присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Роспотребнадзора.
Должностные лица Роспотребнадзора при проведении мероприятий по контролю обязаны:
  • соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении проверки, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;
  • знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами проверки;
  • при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Должностные лица Роспотреднабзора реализуют свои полномочия исключительно в рамках предмета проверки и, соответственно, не вправе:
  • проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Роспотребнадзора;
  • требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами проверки и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  • требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • превышать установленные сроки проведения проверки.

Если при проведении проверки юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю был причинен вред, он подлежит возмещению. Однако факт нанесения вреда и его размер должны быть установлены судом.

В случае если должностные лица или работники проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представители оказывают неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица Роспотребнадзора или воспрепятствуют осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, они привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

У проверяемых всегда есть право обжаловать действия проверяющих в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора и (или) в суд.

Не являются редкостью случаи, когда заявленные требования о признании недействительным предписания или постановления Роспотребнадзора о привлечении к административной ответственности судом удовлетворяются.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Царство животные особенности представителей царства животные Царство животные особенности представителей царства животные Конспект урока Конспект урока "многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека" Значение крабов в природе и жизни человека Значение ракообразных в природе и жизни человека Значение ракообразных в природе и жизни человека