Для того чтобы уйти в. Монашество – легкий ли это путь?

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Безысходность или духовное призвание? Несчастная любовь или желание служить Богу, - почему женщины идут в монастырь?

Говорят, в монастырь уходят от безысходности, отчаяния, разбитой любви, когда теряешь все, и остается только отречься от всего, уйти, забыться. Но это не так, каждый монастырь живет своей жизнью, где требуются сильные люди, у которых призвание – служить Богу.

Часто у женщин порыв к монашеской жизни возникает под действием какого-нибудь сильного душевного потрясения – болезни, потери родных, крушения жизненных планов, других неожиданных обстоятельств. Одиночество и бесприютность посещают душу, и она ищет себе утешения и надежды вне земной неустроенности, в Том, Кто сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).

Есть еще и такие монахини, которые приходят потому, что хотят прожить жизнь счастливо – молясь обо всех и совершая добрые дела. Красота жизни монахинь не всем видна и понятна. Главное в обители - жизнь духовная, молитвенная, а не материальная. И трудятся здесь не только для того, чтобы прокормиться, но чтобы душу очистить от грехов.

Монастырь как крепость также сыграл неоценимую роль в период многих войн, проводимых Россией на протяжении нескольких веков. Он отразил атаки войск противника во время пехотной войны, Великой Смуты, Крымской войны и гражданской войны, разразившейся после Октябрьской революции.

Коммунистический захват власти начался в один из самых темных периодов в истории Сольтыка. Прибытие на Соло - нийские острова не должно создавать серьезных проблем. Есть аэропорт Соловки, где регулярные самолеты из Архангельской земли, где есть много круизных соединений из крупнейших городов России. Существует также возможность добраться туда по морю из деревни Кием.

Монашество – удел избранных. Это духовный подвиг, где нет места тем, кто не способен раствориться в молитвенной стихии, углубиться в нее, приблизиться через молитву к Богу.

Главная цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают: нестяжание, девство и послушание. А еще в монастыре воспитывается духовное сестричество, живущее по законам любви, милосердия и трудолюбия, которое должно оказывать глубокое назидательное впечатление на мирян.

Высокий на мысе Сунион блестет белая колонна Посейдона, на которой сердце бьёт сердца каждого афинянина. Мы обходим его и плаваем в Сароническом заливе вдоль западного побережья Аттики, очень извилистым, с многочисленными мысами и островками. Слева находится знаменитая Эгина, справа от чердака, весь лабиринт.

Аттика - промышленный регион, но с точки зрения количества древних памятников, музеев, фестивалей и других культурных мероприятий - не имеет себе равных. Регион также привлекает все современные удобства, которые позволяют приятно провести время. Аттика заслуживает того, чтобы рекомендовать всем, кто ценит комфорт и легкое путешествие в разные места, так как это лучшее организованное туристическое направление в Греции.

Настоятельница одного из киевских монастырей сказала:

«Люди, которые не нашли себя в мирской жизни, уйдут и отсюда. Прятаться в монастыре от самого себя - дело пустое. Конечно, мы никого не прогоним. Случайные люди, которые не понимают, зачем идут в монастырь, могут продержаться не больше недели. А потом возвращаются в мир».

Аттика также славится своим белым мрамором из гор Пентили и Парнас, которые использовались для строительства большинства старинных зданий в Афинах. Область окружена горами. К северу от Парнасы - самый высокий пик Аттики, к северо-востоку от Пентела, юго-восточный Химнет и к западу от Айгалеса. К этим горам присоединяются небольшие равнины: северо-восточный марафон, элеузис на северо-западе и Мезоге на юге. Основная река региона - Кефисос; Другой, немного меньший, - Илоссос, который течет через Афины под землей, а его небольшой фрагмент можно увидеть на кладбище Керамейкос.

Что такое монастырь?

Слова «монах», «монастырь», «монашество» произошли от греческого слова «монос» - «один». Монах, значит, живущий уединенно или в одиночестве.

Имеется факт, доказывающий, что и в Сирии монашество существовало со времен апостольских. Преподобномученица Евдокия, жившая в сирийском городе Илиополе в царствование римского императора Траяна, обращена в христианство преподобным Германом, настоятелем мужского монастыря, в котором было 70 иноков. Евдокия по принятии христианства вступила в монастырь женский, в котором было 30 инокинь.

Существует типичный средиземноморский климат, как и вся Греция. Это не обременительно из-за высокой влажности. Это византийский камень, расположенный на руинах храма Аполлона Дафниса. Имя дафна происходит от лавровых деревьев, посвященных этому божеству.

Это место источает спокойствие, мистику, магию. Большинство из них изображают сцены из жизни Христа и Девы Марии. Характер Христа Пантократора особенно выразителен и хорошо отражает настроение Византии. Не забывайте носить соответствующую одежду, особенно женщины должны были покрыть ноги и плечи, а также не приходили в храм в пляжных сандалиях.

Монастыри стоят обычно за высокими стенами, как бы отгороженные от всего окружающего мира и человек, приходя в монастырь, уже не видит ничего, кроме одухотворенных лиц сестер и образов. Человек, даже если он попал в монастырь с целью паломничества, совершенно другими глазами начинает смотреть на все происходящее с ним, на свою жизнь. Монастыри - это по сути дела острова спасения среди бушующего моря житейских проблем.

До Елексины можно добраться на машине по дороге в Афины-Коринф или на автобусе №. Здесь - богиня природы, сельское хозяйство, дама весны. Это было одно из самых важных мест в древности. В Элюзисе была тайна в ее честь, и те, кто решил отказаться от своих обрядов посвящения, получили надежду на лучшую вечность, и в 391 году эти культы были запрещены как язычники. Однако поклонение богине так легко не исчезло. Сегодня в Греции покровителем сельского хозяйства является некий Димитрий.

Здесь были тайны Элевсинов, глубокая тайна, но известно, что им поклонялись в вечном возрождении новой жизни. Отсюда началась священная дорога, ведущая в Афины, которая также проходила через кладбище в Керамейкосе. Кифисия - северный пригород Афин, расположенный у подножия гор Пендели. Сегодня это также прекрасное место для отдыха. Здесь есть большинство спортивных клубов, таких как фитнес, спа, теннисный центр, верховая езда. В непосредственной близости от станции метро есть парк, в котором проходит ярмарка цветов в мае и Международный фестиваль пива.

Протоиерей Евгений Шестун пишет:
«У каждого человека есть два пути, и оба спасительные: путь Марфы и путь Марии (Лк. 10, 38-42). Путь Марфы - это деятельное служение ближним, таково призвание белого духовенства. Путь Марии - это выбор «единого на потребу», жизнь монашеская. Монах внимает Господу, сидя у Его ног. Оба пути спасительны, второй - выше, но не нам выбирать. И в монастыре погибнуть можно, и в миру спастись. Монашество - это лицо Церкви, которое всегда обращено к Богу, а священство - лицо Церкви, обращенное в мир, к людям. Вот такие у Церкви два лица радостных».

Как становятся монахинями?

Обычно Лаврио рассматривается как остановка на пути к мысу Сунион. Это портовый городок с богатой историей, с которой вы можете познакомиться. В Лаврио есть один из старейших театров. В наши дни, остатки руин, вы можете спокойно сидеть и наслаждаться видом на гавань. Театр находится в 5 км от центра, на севере. Был один из первых серебряных мин в мире.

Шахта поддерживала флот и все Афины. Лаврио был первым городом в Греции, который имел железную дорогу с Афинами. Железная дорога в основном использовалась для перевозки руды, которая все еще добывается здесь. Стоит прогуляться по этому маленькому городу, чтобы почувствовать его восточное, восточное чувство, искать старые здания или наблюдать за жителями. Существует ежедневный рыбный рынок с кафенионом, где вы можете пить узо, бросать мезеды или есть свежие анчоусы. По пути к мысу Сунион вы можете отдохнуть в одном из многочисленных бухт, усеянном вдоль побережья, идеально подходящем для купания.

Послушница, изъявившая желание посвятить жизнь иноческим подвигам, испытывается в продолжение 3-5 и более лет. Сроки подготовки ко всем степеням пострига во многом зависят от уровня домашнего духовного воспитания и от усердия в исполнении монастырских послушаний.

Новоначальной послушнице после нескольких месяцев пребывания в обители благословляется ношение первых иноческих одежд - подрясника с поясом и апостольника, и вручаются четки.

Порты Лаврио отправляются несколько раз в неделю на паромы на остров Кеа. Вы также можете арендовать лодку. Стоит поехать в Марафон. Автобусы ходят из Афин с ул. Дорога ведет через фруктовые сады, оливковые рощи и виноградники. Для дневной сиесты вы можете остановиться на красивом пляже Шиниас с сосновыми деревьями. Он находится здесь в 490 п.н.э. Горстка афинян во главе с Милитиадесом побеждала персидскую армию высотой 100 000 человек.

С этой хорошей новостью знаменитый бегун Фейдипидес бежал в Афины. Сегодня марафон является равниной среди холмов. Не было никаких следов Великих Гряд, в которых утонули Персы. Здесь все Афины поставляет воду. В середине старого поля битвы, в 10 км от озера, размещены соросы или надгробный камень, посвященный погибшим в битве при Афинах.

Монашеских постригов три степени:
1. новоначальные инокини (рясофоры),
2. малосхимницы (собственно монахини, или мантийные монахини),
3. великосхимницы (или просто - схимницы).

Настоятельница монастыря на основании наблюдения за исполнением каждой сестрой возложенного на нее послушания судит о готовности ее принять иноческие обеты и пишет прошение на имя правящего архиерея; по его благословению один из монастырских духовников совершает постриг.

Вы можете посмотреть небольшой музей с раскопками из района Марафон с разных периодов. На западных склонах Гимнета в 4 км от города Пеани находится пещера Котууки. Это одна из самых красивых греческих пещер площадью 3, 8 тыс. Человек. м 2. Красиво освещенный, с впечатляющими сталагмитами и сталактитами. Запрещается фотографировать.

Будучи в Атти, важно посетить мыс Сунион. Прибыв из Афин на юг вдоль побережья Саронического залива, здесь так много курортов, таких как. Глифада, Вулиагмени, Варкиза и любуясь прекрасными видами, доходят до самого конца полуострова, где на вершине крутых скальных стендов.

Настоятельница сообщает постригаемым о дне пострига за две-три недели. Этот подготовительный период постригаемые проводят не только в обычных монастырских послушаниях, но и в особой личной подготовке, которая заключается в испытании своей совести, размышлении о высоте иноческих подвигов и о своем недостоинстве, в чтении Псалтири и житий преподобных отцов и матерей, в посте и подвиге просиявших.

Храм Посейдона был построен Периклами на руинах века до Храма. Она была и является вдохновением многих художников и поэтов. Напротив, в 400 метрах к северу от храма находятся руины небольшого храма в Афинах. Афинская виноградная лоза ведет через город Маркопуло. Следы населенных пунктов в районе нынешнего Укроновика находятся в позднем неолите. В ранней древности был важный портовый город. По словам Гомера, Уророн был местом для сбора кораблей, прежде чем отправиться в Троянскую войну.

Были только фонды и несколько дорических колонн. Было лучше, что когда-то стоял могучий. В прежние времена, в окрестностях сегодняшнего Грозного, были фестивали, в которых молодые девушки были переданы в качестве носителей. Они были священными для культа Артемиды. Их традиция, вероятно, с гораздо более ранних времен и связана с культом природы, плодородия, жизни и смерти.

Постриг в рясу является первой степенью монашества. При этом постриге сестре вручаются ряса, камилавка, иногда дается новое имя, однако новоначальная инокиня не принимает монашеских обетов.

При пострижении в мантию даются обеты, прежде всего - отречения от мира, жизни по заповедям Христовым, послушания всегда и во всем своей настоятельнице, хранения целомудрия и нестяжательности.

Деревня Вулиагмени расположена в 18 км от Афин на юге. Место идеально подходит для принятия солнечных ванн. Кесарини, великолепный византийский монастырь, является идеальным местом для отдыха от повседневной суеты города. Монастырь расположен на склонах горы Гимн.

Выйдите на кладбище Кайсариани, затем пройдите 3-километровый переулок, заложенный кипарисами прямо в аббатство. Вокруг - ухоженный сад. Монастырь - отличная отправная точка для пеших прогулок. В аббатстве также есть особое место со скамейками и столами, где вы можете организовать пикник. С этого места также начинается заметный дидактический путь, ведущий в ботанический сад. Большая часть проходящих кустов подробно описана. Панорама Афин и окрестностей впечатляет. Пирей - самый большой порт в Греции и один из самых важных в Средиземноморье.

Монашеский постриг происходит не сразу: поначалу девушки живут в монастыре послушницами. Монахиней может стать женщина не моложе 30 лет, которая осознает все последствия своего поступка.

После пострижения духовник преподает новым сестрам назидание, непременно подчеркивая, что жизнь в обители - это подвиг постоянного борения с грехом и вместе с тем неустанная молитва, тогда как постриг в монашество знаменует собой духовное погребение, ибо «монах должен вменять себя яко мертв».

В древности это место называлось. От главного порта большинство паромов отправляются на греческие острова, а также за границу. Летом, в высокий сезон, создаются миллиметровые пробки, которые следует учитывать при спешке на пароме. Из центра Афин лучше всего добраться до метро, ​​например, станции Монастираки. Последняя остановка находится прямо перед главным входом в терминал в порту.

Автобусные и троллейбусные линии из Пирея. В порту Зеа характерный причал, используемый как док для роскошных яхт и крейсеров, в основном принадлежащих грекам. Микролимано - это место для вечерних встреч и ночных заведений в пабах. Вы можете есть здесь в тавернах. Рядом с Микролимано Марина есть театр под открытым небом; Здесь есть интересные шоу во время Летнего фестиваля.

О том, как протекает внутренняя, сокровенная жизнь насельниц монастыря, можно судить со слов настоятельницы:
«В обители мы познаем себя. Общежительный монастырь для этого - самое благоприятное место. Здесь мы неизбежно сталкиваемся характерами, притираясь друг к другу, как камешки с острыми углами, постепенно делаясь гладкими и ровными. Никогда не принято спрашивать, у кого что в душе, не принято спрашивать, кем монахини были в мирской жизни, все заботы друг о друге должны быть исполнены милосердия».

Современные греческие художники - модели древних и современных кораблей и морских картин. Кроме того, были показаны пушки, флаги, медали, парусные инструменты и карты. Пока в Пирее, прогуляйтесь до Кастелли, района на холме Св. Илия прогуливался по узким улочкам среди живописных резиденций. Лучший вид на гавани Зеи и Микролимано. Этот район является популярным местом встреч с множеством кафе, таверн и ночных клубов.

Здесь вы можете получить свежую рыбу, мясо, фрукты и овощи. Есть также несколько небольших магазинов, специализирующихся на сыре и оливковом масле. В музее, основанном семьей Форресом, разместилось 4 тысячи человек. Годы греческой истории. Площадь 4, 5 акров, что составляет почти 23 тысячи.

Когда монашество - ошибка?

Духовные отцы считают, что монашество не состоялось как таинство, когда человек принял постриг либо против воли, по послушанию другому лицу, либо в слишком раннем возрасте по собственному неразумию, либо под влиянием настроения или энтузиазма, которые потом прошли. Такой человек, уже будучи монахом, понимает, что он совершил ошибку, что для монашеской жизни он совершенно не предназначен. Из этой ситуации есть выход. Если человек поторопился с жизненным выбором, он может исправить его с благословения настоятельницы монастыря.

Это одно из самых популярных мест православного паломничества в Черногории и цель многих туристических поездок. Он расположен примерно в 40 км к северу от Подгорицы и примерно в 15 км к югу от второго по величине города Черногории - Никшица. Монастырь расположен на дороге, соединяющей два города. Он встроен в пропасть массива Прекорника, над живописной долиной Бьелопавлик. Вместе с группой сопровождающих монахов он решил построить монастырь в недоступном месте, что не поставило бы под угрозу турецкую армию.

Самой интересной частью монастыря является Верхний монастырь, где находятся две церкви - Верхняя церковь Святого Креста и Нижняя церковь Успения Пресвятой Девы Марии, а также белый, встроенный в скальный трехэтажный монастырь с низкой колокольней. Они включают воскрешение Христа, вход Христа в Иерусалим, Рождество, Пасху, а также святых - среди них Аарон, Моисей, Самуил и Иеремия. Пасха, потомок пророка Исаии. Да благословит их Бог от начала до конца. Некоторые считают, что во время строительства церкви был приведен фрагмент Креста Христова - отсюда и его название.

Что такое послушание?

Теперь послушница становится монахиней. Как это страшно, непостижимо и странно! Новая одежда, новое имя, новые, доселе неведомые думы, новые, никогда не испытанные чувства, новый внутренний мир, новое настроение, все, все новое. Новая жизнь, где нет возможности вернуться назад, с этой минуты ты умираешь для мира, и свидетельство тому - черная одежда. Жизнь начинается по-новому.

Каждое утро в монастыре начинается с общего молитвенного правила, по завершению которого все расходятся на свои послушания. Слово «послушание» звучит непривычно для слуха невоцерковленного человека. А как раз в этом слове скрыт один из основных принципов монастырской жизни – «будь послушный», ничего не делай по своей воле. Под послушанием подразумевается какая-либо работа, которую поручает исполнять настоятельница каждой сестре. Послушанием называют любую работу: ставить свечки в храме, готовить еду и мыть посуду, работать на огороде, ухаживать за скотиной, вышивать. Отказов «не умею, не буду» в монастырях не существует.

А монахини говорят, что когда сердце горит любовью к Богу, любой труд кажется легким и благодатным.

День в монастыре

Жизнь в монастыре была довольно строгая. К утрене, например, надо было вставать или в половине третьего утра.

Через полчаса в храме молитвы, потом литургия. Самое главное оружие монаха, его сила - это молитва. Молитва не только за себя, но и за ближних, за весь мир. Он уходит из мира именно для молитвы за мир, чтобы сосредоточится на этом, посвятить свою жизнь молитве. Люди, которые приезжают в обитель, ищут этой духовной поддержки, ищут этой монашеской молитвы о больных, о страждущих.

Завтрака в монастырях нет, в 11.00 колокольчик собирает монахинь и послушниц на обед. Готовя трапезу, монахини постоянно читают молитвы. До вечерней трапезы много работы. Часто люди говорят: «Она ушла в монастырь, чтобы ничего не делать». На самом деле трудиться здесь приходится больше, чем в привычной нам мирской жизни. Не говоря уже о том, что отстоять службу – дело не из легких.

У каждой монахини свое послушание

Любой монастырь принимает с желанием паломников. Дети воскресных школ проводят каникулы на монастырских послушаниях.

Для нищих и бездомных всегда находится стол. Матушки никому не отказывают в пропитании. Организован пункт приема вещей, которые сестрами приводятся в порядок и раздаются нуждающимся.

Любой монастырь можно сравнить с маленьким государством, которое полностью обеспечивает себя и еще помогает другим. Все монастырские послушания одинаково важны, ведь что бы ни делала сестра, она, прежде всего несет свое послушание Самому Богу и служит людям, исполняя заповедь о любви к ближнему.

Монашество имеет разные внешние формы. Есть монахи, живущие в монастырях, есть живущие в миру. Есть монахи, выполняющие церковное послушание, например, преподающие в духовных школах, есть монахи, которые занимаются благотворительностью или социальным служением, заботятся о бедных.

О жизни в монастыре сказал оптинский старец Амвросия:
«Если бы люди знали, как тяжело в монастыре, туда бы никто не шел. Но если бы знали, что за это будет награда, все бы пошли!».

На Руси во все времена монастыри являлись надежным оплотом и защитой православной веры, культурными центрами, где на протяжении многих столетий усердием монахов собирались бесценные рукописи и произведения искусства, одним словом, все то, что воспитывало и характеризовало саму душу народа.

Всегда люди стремились посетить монастырь в надежде найти там покой и утешение, хотя бы на некоторое время приобщиться к высокой подвижнической жизни, оставив все мирское и суетное, очистить свою душу молитвой и покаянием.

А монастырские сестры, которые молятся о наших душах неустанно – жертва от общества за грехи наши.

Что же такое, на ваш взгляд, жизнь в женском монастыре? В каких монастырях вы бывали на экскурсии, и что больше всего запомнилось вам? Обсудим в отзывах к статье!

Эту тему вы также можете обсудить с другими читательницами на

Послушник Тимофей (в миру Тимотэ Суладзе) мечтал стать архиереем, но жизнь в монастыре изменила его планы, заставив начать всё с чистого листа.

Первая попытка

Я уходил в монастырь несколько раз. Первое желание возникло, когда мне было 14 лет. Тогда я жил в Минске, учился на первом курсе музыкального училища. Только-только начал ходить в церковь и попросился петь в церковный хор кафедрального собора. В лавке одной из минских церквей мне случайно попалось на глаза подробное житие преподобного Серафима Саровского - толстая книга, около 300 страниц. Я её прочитал одним махом и тут же захотел последовать примеру святого.

Вскоре у меня появилась возможность посетить несколько белорусских и российских монастырей в качестве гостя и паломника. В одном из них я подружился с братией, которая на тот момент состояла всего из двух монахов и одного послушника. С тех пор я периодически приезжал в этот монастырь пожить. По разным причинам, в том числе в силу юного возраста, в те годы мне не удалось осуществить свою мечту.

Второй раз я задумался о монашестве годы спустя. Несколько лет я выбирал между разными монастырями - от Санкт-Петербурга до горных грузинских монастырей. Ездил туда в гости, присматривался. Наконец выбрал Свято-Ильинский монастырь Одесской епархии Московского патриархата, в который и поступил в качестве послушника. Кстати говоря, с его наместником мы познакомились и долго общались перед реальной встречей в одной из социальных сетей.

Монастырская жизнь

Переступив с вещами порог монастыря, я осознал, что мои переживания и сомнения позади: я дома, теперь меня ждёт пусть сложная, но понятная и светлая жизнь, полная душевных подвигов. Это было тихое счастье.

Монастырь находится в самом центре города. Нам можно было свободно выходить за территорию на непродолжительное время. Можно было даже ходить на море, но для более длительного отсутствия нужно было получать разрешение наместника или благочинного. Если надо уехать за пределы города, разрешение должно было быть в письменной форме. Дело в том, что существует очень много обманщиков, которые надевают на себя облачение и выдают себя за священнослужителей, монахов или послушников, но при этом не имеют никакого отношения ни к духовенству, ни к монашеству. Эти люди ходят по городам и сёлам, собирают пожертвования. Разрешение из монастыря было своего рода щитом: чуть что, без проблем можно было доказать, что ты свой, настоящий.

В самом монастыре у меня была отдельная келья, и за это я благодарен наместнику. Большинство послушников и даже некоторые монахи жили по двое. Все удобства находились на этаже. В корпусе всегда были чистота и порядок. За этим следили гражданские работники монастыря: уборщики, прачки и другие сотрудники. Все бытовые потребности удовлетворялись с избытком: нас прекрасно кормили в братской трапезной, смотрели сквозь пальцы на то, что по кельям у нас были ещё и свои собственные продукты.

Очень большую радость я испытывал, когда в трапезной подавали что-нибудь вкусненькое! Например, красную рыбу, икру, хорошее вино. Мясные продукты в общей трапезной не употреблялись, но нам не запрещалось их есть. Поэтому когда удавалось купить что-то за пределами монастыря и затащить это к себе в келью, я тоже радовался. Не имея священного сана, возможностей заработать деньги самому было мало. Например, платили, кажется, 50 гривен за колокольный звон во время венчания. Этого хватало или на то, чтобы положить на телефон, или на то, чтобы купить что-то вкусное. Более серьёзные потребности обеспечивались за счёт монастыря.

Вставали мы в 5:30, за исключением воскресных дней и крупных церковных праздников (в такие дни служилось две или три литургии, и каждый вставал в зависимости от того, на какой литургии он хотел или должен был по расписанию присутствовать или служить). В 6:00 начиналось утреннее монашеское молитвенное правило. На нём должна была присутствовать вся братия, кроме больных, отсутствующих и так далее. Далее в 7:00 начиналась литургия, на которую в обязательном порядке оставались служащий священник, диакон и дежурный пономарь. Остальные - по желанию.

Я в это время или шёл в канцелярию на послушание, или возвращался в келью, чтобы поспать ещё несколько часов. В 9 или 10 часов утра (точно уже не помню) был завтрак, на котором присутствовать было необязательно. В 13 или 14 часов был обед с обязательным присутствием всей братии. За обедом читались жития святых, память которых совершалась в тот день, а также делались важные объявления монастырским начальством. В 17 часов начиналась вечерняя служба, после которой - ужин и вечернее монашеское молитвенное правило. Время отхода ко сну никак не регламентировалось, но если на следующее утро кто-то из братии просыпал правило, к нему отправляли с особым приглашением.

Однажды довелось отпевать иеромонаха. Молодой был очень. Чуть старше меня. Я его и не знал при жизни. Говорят, жил в нашем монастыре, потом куда-то уехал и залетел под запрет. Так и умер. Но отпевали, естественно, как священника. Так вот, мы всей братией круглосуточно у гроба читали Псалтырь. Моё дежурство один раз пришлось на ночное время. В храме был только гроб с телом и я. И так несколько часов, пока меня не сменил следующий. Страха не было, хотя Гоголя вспоминал несколько раз, да. Была ли жалость? Не знаю даже. Ни жизнь, ни смерть не в наших руках, поэтому жалей - не жалей... Надеялся только, что он успел покаяться перед смертью. Как и каждому из нас надо будет успеть.

Проказы послушников

На Пасху после длительного поста я так сильно проголодался, что, не дождавшись общей праздничной трапезы, побежал через дорогу в "Макдоналдс". Прямо в подряснике! У меня и у любого другого была такая возможность, и никто никаких замечаний не делал. Кстати говоря, многие, выходя из монастыря, переодевались в гражданскую одежду. Я же с облачением не расставался никогда. Пока жил в монастыре, у меня просто-напросто не было вообще никакой светской одежды, кроме кофт и штанов, которые нужно было надевать под подрясник в холодную погоду, чтобы не замёрзнуть.

В самом монастыре одной из забав послушников было фантазирование на тему того, кому какое имя дадут при постриге. Обычно его до последнего момента знают только тот, кто постригает, и правящий архиерей. Сам послушник о своём новом имени узнаёт только под ножницами, вот мы и шутили: находили самые экзотические церковные имена и называли ими друг друга.

И наказания

За систематические опоздания могли поставить на поклоны, в самых тяжёлых случаях - на солею (место рядом с алтарём) перед прихожанами, но делалось это крайне редко и всегда обоснованно.

Бывало, кто-то уезжал без разрешения на несколько дней. Один раз это сделал священник. Возвращали его с помощью наместника прямо по телефону. Но опять же, все такие случаи были как детские шалости в большой семье. Родители могут поругать, но не более того.

С одним трудником был весёлый случай. Трудник - это мирянин, светский человек, который пришёл в монастырь потрудиться. Он не относится к братии монастыря и не имеет никаких обязательств перед монастырём, кроме общецерковных и общегражданских (не убей, не укради и другое). В любой момент трудник может уйти, а может и, наоборот, стать послушником и пойти по монашескому пути. Так вот, одного трудника поставили на проходную монастыря. Приехал к наместнику друг и говорит: "Какая у вас в монастыре парковка дешёвая!". А она там вообще бесплатная! Выяснилось, что этот самый трудник брал с посетителей деньги за парковку. Его, конечно, сильно пожурили за это, но выгонять не стали.

Самое сложное

Когда я приезжал ещё только в гости, наместник меня предупреждал, что реальная жизнь в монастыре отличается от того, что пишут в житиях и других книгах. Готовил меня к тому, чтобы я снял розовые очки. То есть в какой-то мере я был предупреждён о некоторых негативных вещах, которые могут иметь место, но не ко всему был готов.

Как и в любой другой организации, в монастыре, конечно, есть очень разные люди. Были и такие, которые старались выслужиться перед начальством, зазнавались перед братией и так далее. Например, как-то раз пришёл к нам один иеромонах, находившийся под запретом. Это означает, что правящий архиерей за какую-то провинность в качестве наказания временно (обычно - до раскаяния) запретил ему священнодействовать, но сам священный сан при этом не снимался. Мы с этим отцом были ровесниками и поначалу сдружились, общались на духовные темы. Один раз он даже нарисовал на меня добрую карикатуру. До сих пор её храню у себя.

Чем ближе шло дело к снятию с него запрета, тем сильнее я замечал, что он ведёт себя со мной всё более высокомерно. Его назначили помощником ризничего (ризничий отвечает за все богослужебные облачения), а я был пономарём, то есть во время исполнения своих обязанностей находился в непосредственном подчинении и у ризничего, и у его помощника. И здесь тоже стало заметно, как он по-другому стал ко мне относиться, но апофеозом стало его требование обращаться к нему на вы после того, как с него был снят запрет.

Для меня самыми сложными не только в монастырской, но и в мирской жизни являются субординация и трудовая дисциплина. В монастыре общаться на равных с вышестоящими по званию или должности отцами было абсолютно невозможно. Рука начальства была видна всегда и везде. Это не только и не всегда наместник или благочинный. Это мог быть тот же самый ризничий и любой, кто находится выше тебя в монастырской иерархии. Что бы ни случилось, не позднее чем через час об этом уже знали на самом верху.

Хотя были среди братии и такие, с кем я прекрасно находил общий язык, несмотря не только на огромное расстояние в иерархической структуре, но и на солидную разницу в возрасте. Как-то раз я приехал в отпуск домой и очень хотел попасть на приём к тогдашнему минскому митрополиту Филарету. Я задумывался о моей дальнейшей судьбе и очень хотел посоветоваться с ним. Мы часто встречались, когда я делал первые шаги в церкви, но я не был уверен, вспомнит ли он меня и примет ли. Так совпало, что в очереди оказалось много маститых минских священников: настоятелей крупных храмов, протоиереев. И тут выходит митрополит, показывает рукой на меня и зовёт к себе в кабинет. Впереди всех настоятелей и протоиереев!

Выслушал он меня внимательно, потом рассказывал долго о своём монашеском опыте. Очень долго рассказывал. Когда я вышел из кабинета, вся очередь из протоиереев и настоятелей очень сильно на меня косилась, а один настоятель, знакомый ещё по старым временам, взял и сказал мне при всех: "Ну ты столько там пробыл, что оттуда должен был выйти с панагией". Панагия - это такой знак отличия, который носят епископы и выше. Очередь рассмеялась, произошла разрядка напряжённости, а вот секретарь митрополита потом очень ругался, что я так долго занимал время митрополита.

Туризм и эмиграция

Шли месяцы, а со мной в монастыре абсолютно ничего не происходило. Я очень сильно желал пострига, рукоположения и дальнейшего служения в священном сане. Скрывать не буду, были у меня и архиерейские амбиции. Если в 14 лет я жаждал аскетического монашества и полного удаления от мира, то когда мне было 27 лет, одним из главных мотивов поступления в монастырь была епископская хиротония. Я даже в мыслях постоянно представлял себя на архиерейской должности и в архиерейском облачении. Одним из главных моих послушаний в монастыре была работа в канцелярии наместника. Через канцелярию проходили документы на рукоположение некоторых семинаристов и других ставленников (кандидатов в священный сан), а также на монашеские постриги в нашем монастыре.

Через меня проходило немало ставленников и кандидатов на монашеский постриг. Некоторые на моих глазах проходили путь от мирянина до иеромонаха и получали назначения на приходы. Со мной же, как я уже сказал, абсолютно ничего не происходило! И вообще мне казалось, что наместник, который был ещё и моим духовником, в некоторой степени отдалил меня от себя. До поступления в монастырь мы дружили, общались. Когда я приезжал в монастырь в качестве гостя, он постоянно брал меня с собой в поездки. Когда я приехал в этот же монастырь с вещами, поначалу мне казалось, что наместника как будто подменили. "Не путай туризм и эмиграцию", - шутили некоторые собратья. Во многом из-за этого я и решил уйти. Если бы я не почувствовал, что наместник изменил своё отношение ко мне, или если бы я хотя бы понял причину таких изменений, возможно, я бы остался в монастыре. А так я почувствовал себя ненужным в этом месте.

С чистого листа

У меня был доступ в Интернет, я мог советоваться по любым вопросам с очень опытными духовными лицами. Я рассказал о себе всё: что хочу, чего не хочу, что чувствую, к чему готов, а к чему нет. Двое священнослужителей посоветовали мне уйти.

Уходил я с большим разочарованием, с обидой на наместника. Но я ни о чём не жалею и очень благодарен монастырю и братии за полученный опыт. Когда я уходил, наместник мне сказал, что мог пять раз постричь меня в монашество, но что-то его останавливало.

Когда уходил, страха не было. Был такой прыжок в неизвестность, ощущение свободы. Так бывает, когда наконец принимаешь решение, которое кажется правильным.

Я начал свою жизнь полностью с чистого листа. Когда я решил уйти из монастыря, у меня не было не только гражданской одежды, но и денег. Вообще ничего не было, кроме гитары, микрофона, усилителя и своей личной библиотеки. Я привёз её с собой ещё из мирской жизни. В основном это были церковные книги, но попадались и светские. Первые я договорился продать через монастырскую лавку, вторые отнёс на городской книжный рынок и продал там. Так у меня появилось некоторое количество денег. Ещё помогли несколько друзей - прислали мне денежные переводы.

На билет в один конец деньги дал наместник монастыря (мы с ним в итоге помирились. Владыка - прекраснейший человек и хороший монах. Общаться с ним даже раз в несколько лет - очень большая радость). У меня был выбор, куда уезжать: или в Москву, или в Минск, где я жил, учился и работал много лет, или в Тбилиси, где я родился. Я выбрал последний вариант и уже через несколько дней был на корабле, который вёз меня в Грузию.

В Тбилиси меня встречали друзья. Они же помогли снять квартиру и начать новую жизнь. Через четыре месяца я вернулся в Россию, где постоянно живу до настоящего времени. После долгих странствий я наконец нашёл своё место именно здесь. Сегодня у меня свой маленький бизнес: я индивидуальный предприниматель, оказываю услуги по письменному и устному переводу, а также юридические услуги. О монастырской жизни вспоминаю с теплом.






Метки: • • • •

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Царство животные особенности представителей царства животные Царство животные особенности представителей царства животные Конспект урока Конспект урока "многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека" Значение крабов в природе и жизни человека Значение ракообразных в природе и жизни человека Значение ракообразных в природе и жизни человека