Икона троеручица значение. Икона «Троеручица» значение, в чем помогает. Икона божией матери «троеручица»

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Русский народ издревле нашел в своей душе един­ственно верное слово в обращении к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, - исполненным нежности и любовнымобращением: «Матушка!» Люди духов­но увидели, что не в каком-то условном аллегори­ческом смысле, а в высшей онтологической дейст­вительности Матерь Божия является Матерью Церкви, кровной - по Крови Христовой - Мате­рью каждого верующего.

Протоиерей Лев Лебедев

События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.

Лишь за пределами византийских земель, в мусульман­ском Дамаске, православные не были стеснены в почи­тании икон. Причина была в том, что первым минист­ром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Цер­ковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным зна­комым в Византии Иоанн переправлял письма, в кото­рых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдох­новенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписыва­лись, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой.

Дамаск. Современный вид.
Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непо­бедимого защитника Православия, решил коварно извес­ти Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охра­няется сарацинами небрежно и византийское войско мо­жет без труда им овладеть, в чем обещалась и всячес­кая помощь со стороны первого министра.

Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней предан­ной службе своего министра, повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.

Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее – от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, что­бы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть дес­ницы. Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием.

Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил от­сеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в за­щиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.

В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилеж­но этой рукой».

Пробудившись, Иоанн Дамаскин излил свою благодар­ность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь...». Весть о чу­де быстро разнеслась по всему городу. Устыженный ха­лиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение одно­му Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспослав­шую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, от­литое из серебра.

С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».

Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драго­ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос­тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.

Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одно­му затворнику, объявила, что отныне Сама будет игу­мений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алта­ре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.

Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко ви­дели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.

«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пре­бывает немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Ново-иерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в москов­ском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ны­не в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной сте­не храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слы­шатся неустанные моления.

Чудотворные списки с самого первоявленного афонско­го образа либо же с других списков «Троеручицы» на­ходились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Се­лигере и в иных местах.



25 / 07 / 2005

Истинные христиане в период становления веры претерпевали суровые мучения, гонения, пытки. Одним из таких испытаний стало иконоборчество – движение, уничтожившее ценные алтари, образа, скульптуры святых, фрески, мозаики.

Именно тогда церковь понесла не только материальные, но и духовные убытки. На защиту христианских ценностей встал Иоанн Дамаскин. Именно с этим святым связана история появления образа Троеручица.

Икона Божией Матери Троеручица прославилась во времена Иоанна Дамаскина. Седьмой век нашей эры ознаменован страшными событиями гонений христиан, это период иконоборчества.

Воины, служившие еретику Льву Исавру, вламывались к православным верующим с целью поиска иконописных изображений, а их владельцев предавали смерти и мукам.

Дело обстояло иначе в Дамаске, это был мусульманский город, где правил богослов, верующий христианин Иоанн Дамаскин. Изучая Священное Писание, он доказывал правильность почитания икон – поклонение образу, а не физической причине.

Будучи первым министром у Халифа, все же он очень много сделал для православной веры. Его труды тайно переписывались, передавались, изучались. Однако это не нравилось императору, и он решил извести славного защитника православной веры.

Приказав своим слугам изучить почерк Дамаскина, он составил поддельное письмо, смысл которого заключался в предложении помощи овладением города Дамаска и предательстве местного Халифа Иоанном. Это письмо он отправил Халифу, лживо заявив, что дорожит миром с ним, а предателя советует казнить.

Несмотря на многолетнюю дружбу с Дамаскином, Халиф взбесился и, посчитав это подложное письмо настоящим, приказал отсечь своему министру кисть.

Именно эта кисть была повешена на базарной площади на всеобщее обозрение, а икона Троеручица в самом низу тоже украшена этой отсеченной кистью. Но что же случилось дальше, как разворачивались события, какова история возникновения иконы Троеручица?

Жестоко страдая от боли, Иоанн попросил у Халифа вернуть свою отрубленную кисть. Вспомнив все заслуги своего подданного, он ответил согласием. Затворившись в своем жилище, Иоанн перед образом Богоматери стал усердно молиться.

Приложив к ране свою кисть, он стал еще усерднее молиться, но заснул. В видении к нему пришла Богоматерь и заявила, что он здоров, а исцеленной рукой заповедовала ему прилежно трудиться.

Проснувшись, он убедился, что исцелен; после этого он изложил дивное песнопение своей Исцелительнице: «О Тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь…»

Весть о чудном исцелении распространилась по всей окрестности. Вскоре Халиф попросил прощения у Иоанна, пригласил продолжить свое служение. Однако он с этого момента решил посвятить свою жизнь лишь служению одному Богу.

Примкнув к обители Святого Саввы, он принял иноческий постриг. Чудотворный образ был с ним – в память об этом событии Иоанн отлил из серебра изображение кисти и прикрепил ее к нему. Вот почему икона так называется и что означает кисть, которая находится у ее основания.

История чудотворного образа очень интересна. Долгое время, вплоть до восьмого века, он находился на этом месте, затем его подарили Сербскому архиепископу Савве. Однако во время нападения на Сербию агарян верующие, попытавшись сохранить икону, привязали ее к ослику, затем пустили идти без провожатого.

Чудным образом животное дошло до горы Афон. Местные иноки встретили святыню и приняли как великий дар. Вот она, знаменательная икона Божией Матери Троеручица, увидеть ее можно на фото.

Интересно! На месте остановки ослика каждый год организуется крестный ход.

О чем молятся Троеручице?

Конечно же, каждого православного христианина интересует вопрос: икона Троеручица от чего помогает, и о чем молятся ей.

Конечно же, для исцеления болезней, увечий рук, ног, глаз обязательно нужно обращаться за помощью к Троеручице – на фото можно увидеть, как она выглядит.

Акафист иконе Троеручица, читаемый в тяжелый жизненный период, поможет изгнать горестные мысли, тоску, неуверенность, апатию .

О чем молятся женщины Божией Матери Троеручица – это о помощи по хозяйству, она придает сил и терпения. Особенно почитают ее люди, занимающиеся каким-либо ремеслом.

В чем еще помогает Троеручица и каково ее значение, может узнать каждый семьянин, который сталкивается с невзгодами и тяготами бытия. Она защитит семьи от людей с недобрыми намерениями и помыслами. С Божьей помощью произойдут непременные перемены, которые преобразят жизнь каждого православного христианина.

Если задуматься над тем, что означает икона Троеручица, можно понять, что в ней скрыт весь смысл нашей земной жизни. Иисус, находящийся на руках Богородицы, как будто благословляет всех, преклоняющихся перед иконой.

Владычица указывает на путь к спасению каждого. Значение в Христианстве этой иконы велико. Цель ее – донести до каждого, что исцеление мы можем получить, только если будем истинно верить и служить Богу.

Праздник иконы Божией Матери «Троеручица» во Введенском храме города Болхова

В общем, читают акафист иконе Троеручица и просят помощи у лика Богородицы при следующих обстоятельствах:

  • при семейных неурядицах;
  • для защиты от врагов;
  • при болезнях, для исцеления близких людей;
  • для улучшения благосостояния.

Празднование памяти этого чудотворного образа совершается два раза: 11 июля (28 июня по старому стилю) и 25 июля (12 июля). У нас святой лик почитается издавна, в этот день принято прийти в храм и поклониться святыне . Но в каком же храме находится икона Божией Матери Троеручица, куда пойти?

Где находятся самые почитаемые иконы?

Мы разобрались, в чем помогает святыня и почему называется Троеручицей, но где находится она у нас, где ей можно поклониться? В России она была известна с 1661 года, когда Московский Патриарх Никон удостоился этого великого дара. На территории страны сохранились множественные копии.

Паломникам можно посетить следующие обители:

  1. Московский Свято-Даниловой монастырь. Этот список один из самых почитаемых, написан он был в семнадцатом столетии. Во время его реставрации случилось очередное чудо. Мастер, страдавший слабым зрением, излечился.
  2. Храм-на-Крови, город Екатеринбург. Второй по значимости список находится именно тут.
  3. Успенский храм на Таганке, город Москва.

Есть и другие копии образа Богородицы, встречающиеся в других церквях: Покровский храм, Голики, Белобережская, Нилова пустыни, а также Алексеевский монастырь, Воронеж, Семеновский, Трехсвятительский, Борисоглебский храмы.

Помимо этого можно приобрести в обители Троеручицу, предварительно узнав, куда вешать, в чем она помогает.

Сомнения, где вешать икону, появляются обычно у молодых православных христиан. Как правило, домашний иконостас располагают в восточном углу дома или квартиры. Объясняется это тем, что восточная сторона считается у христиан символом прозрения, веры.

Если возникают какие-либо другие вопросы, служители храма обязательно ответят на них.

Список, находящийся в Гончаровском храме Успения, был снят с копии Ново-иерусалимского монастыря, подаренной в 1661 году хилендарскими иноками. Нужно отметить, что с пребыванием этой святыни связывают тот факт, что обитель не закрывалась даже во времена злостных гонений.

Более того, удалось сохранить все колокола и другие ценности храма. Сегодня перед чудотворным образом каждую пятницу читают акафист, а перед другим ликом, присутствующим на западной стороне храма, постоянно возносятся молитвы. Вот она – искренняя, сильная вера!

Важно! При возникновении любых трудностей Троеручица о нас позаботится и испросит у своего сына Божественную благодать.

Полезное видео

Подведем итоги

Церкви известны случаи исцеления верующих, молящихся чудотворной иконе. Святыня помогла спасти многих людей во время эпидемии тифа, она дарует спасение, благодать всем нуждающимся.

Перед образом молятся христиане о скорейшем выздоровлении близких, о собственном здоровье, благополучии. Святой лик укрепляет веру, направляет на праведный путь!

Образ Богородицы «Троеручица» — один из наиболее чтимых и узнаваемых в православии. Но за отличительной для него третьей рукой скрывается важная предыстория, а о множестве чудес, бывших и происходящих от чудотворных списков, можно долго говорить. Мы же остановимся только на самом главном и более близком к нам по времени.

Как на иконе появилась третья рука

История «Троеручицы» тесно связана с именем святого Иоанна Дамаскина. Ему же она обязана появлением третьей руки на образе и своим названием. В то время, когда жил преподобный, в начале VIII века, разразилась настоящая война против икон, их отыскивали и сжигали.

Одним из ярых иконоборцев был император Византии Лев III Исавр. Он особой нелюбовью воспылал ко святому Иоанну, так как в Дамаске, что в Сирии, сохранялось почитание святых образов именно благодаря письменным трудам преподобного в их защиту. В ту пору святой занимал должность советника халифа — правителя Дамаска. Не имея возможности непосредственно навредить ему, Лев Исавр пошел на хитрость. В чем она состояла?

Он нашел человека, который подделал почерк Иоанна Дамаскина и написал письмо от его имени самому императору Византии. В этом письме советник халифа якобы предательски призывал воспользоваться отсутствием халифа и напасть на Дамаск. Это письмо Лев Исавр передал Дамасскому халифу. Цель была достигнута. Без лишних разбирательств, заподозрив своего советника в измене, правитель Дамаска велел отрубить ему правую руку и повесить ее для назидания другим на центральной площади.

Вечером, когда халиф немного успокоился, преподобный попросил забрать повешенную руку с площади. Ему разрешили. Всю ночь святой Иоанн провел в слезной молитве перед образом Богородицы, семейной реликвией. Приложив к руке отрубленную кисть, он умолял Владычицу об исцелении и дал обещание, что если оно произойдет, он всю свою жизнь будет писать в защиту икон. И чудо свершилось!

Утром святой с удивлением обнаружил, что кисть срослась, и на запястье остался только тоненький шрам в напоминание. В благодарность святой повелел вылить серебряную руку и приложил ее к иконе в память о произошедшем с ним дивном исцелении. Подобная традиция до сих пор существует, например, в Греции. Таким образом икона «Троеручица» и обрела свое название. Также святой Иоанн в благодарность Пречистой написал песню О Тебе радуется, Благодатная… , которую мы всегда слышим на Литургии Василия Великого.

Узнав о случившемся, халиф сразу же раскаялся о своем поступке и просил преподобного вновь занять свою должность. Но на то время святой Иоанн уже решил для себя избрать другой путь и уйти из мира, всецело предав себя служению Богу и Богородице.

Чудесное прибытие образа на Афон

Вскоре святой Иоанн покинул Сирию и навсегда уехал в Палестину. Здесь, в Лавре святого Саввы Освященного, его постригли в монахи. Икона все это время находилась с ним. В монастыре он узнал о пророческом завещании святого Саввы. Перед смертью он велел рядом со своей могилой укрепить игуменский посох и предсказывал, что когда-то для поклонения сюда придет царский сын с таким же именем, как у него — Савва. Игуменский посох должен был упасть на него.

Этому тезоименитому царскому сыну Савва Освященный завещал отдать в благословение игуменский посох (патерицу) и чтимую икону монастыря «Млекопитательница». Узнав об этом, преподобный Иоанн оставил также в дар неизвестному Савве и свою икону «Троеручица».

Спустя пять веков могилу преподобного Саввы действительно посетил афонский монах царского происхождения с именем Савва (мы знаем его сегодня как прославленного в лике святых преподобного Савву Сербского). При поклонении на него, как и было предсказано, упал игуменский посох. Однако отцы монастыря вначале усомнились и водрузили посох на место.

На следующий день монах снова пришел на могилу, и вновь на него падает патерица. Тогда монахи спросили у него имя, узнали о происхождении — сомнений быть не могло. Они вручили избраннику Божию завещанный посох и образа. «Троеручицу» Савва забрал с собой в монастырь Хиландар, в котором подвизался сам. Так икона в первый раз прибыла на Афон.

Спустя столетия, уже после смерти Саввы, сербский царь Душан, как благословение, забрал икону «Троеручица» с Афона в Сербию. С его двора она попала в монастырь Студеницу. Однако в XV веке существовала большая угроза разграбления сербских монастырей турками. Желая спасти чудотворный образ, монахи водрузили его на осла и, предавшись воле Божьей, отпустили его, будучи уверены, что Богородица Сама приведет животное туда, где желает быть.

Пройдя Сербию, Македонию, осел прибыл на Афон и остановился прямо возле монастыря Хиландар. Старцы сразу же поняли, какая Гостья к ним прибыла, и вышли Ее встречать. Осел тут же на месте умер. И до сих пор ежегодно к этому месту совершается Крестный ход с «Троеручицей» в память о дивном возвращении святыни на Святую Гору.

Неизменная Игуменья Хиландара

Еще одно необычное событие, связанное с иконой «Троеручица», произошло спустя некоторое время. Как-то в монастыре преставился игумен, и нужно было выбирать нового. Тогда между братией возникли раздоры, так как обитель была многонациональной — здесь подвизались сербы, греки, болгары, русские — и все хотели, чтобы новый настоятель был их национальности.

Тогда во время вечерней службы вся братия услышала исходящий от иконы голос Богородицы, Которая говорила, что отныне Сама будет Игуменьей монастыря. Однако этому не придали значения. Наутро «Троеручицу» не обнаружили в храме на обычном месте, но нашли ее на игуменском престоле. Но тогда решили, что это, вероятно, что-то перепутал алтарник, и перенесли образ назад. Когда же то же самое повторилось и на следующий день, уже в пустом и закрытом храме, монахи поняли, что такова воля Пресвятой Богородицы.

И по сегодняшний день икона «Троеручица» неизменно пребывает в игуменском месте в Хиландаре. Игумена здесь не выбирают, а назначают только про-игумена, наместника для решения хозяйственных вопросов, который всегда занимает второе место, рядом с иконой. Монахи, каждый день с утра подходя к образу, уверены, что берут благословение на свои послушания у Самой Пречистой Девы. И Матерь Божья, конечно, не оставляет послушников без Своего покровительства.

Другие чудеса от иконы

Кроме уже упомянутых, еще много чудес произошло и продолжает совершаться от чудотворной иконы. Конечно, с необычным исцелением руки преподобного Иоанна Дамаскина вряд ли может что-либо сравниться, но мы расскажем еще о некоторых наиболее значимых и масштабных случаях заступничества Богородицы через ее святой образ.

В 1889 году в Киеве разразился сыпной тиф, грозивший забрать жизни многих людей. Тогда основатель Свято-Троицкого монастыря, прославленный сегодня как преподобный Иона Киевский, решил отслужить перед образом молебен, прося Богородицу о заступничестве. В тот же день бедствие прекратилось. Эта икона и по сей день находится в монастыре.

В 1905 году во время русско-японской войны Русская армия попросила монахов Хиландарского монастыря привезти «Троеручицу» в помощь православному войску. В ответ на просьбу им была отправлена ее близкая копия. Вскоре после этого русские смогли одержать ряд побед и было подписано перемирие.

В 1945 году сильный пожар охватил лес монастыря и вплотную подошел к его стенам. Тогда монахи приняли решение совершить крестный ход вместе с иконой «Троеручицей». Однако только они успели дойти до моста, как подул сильный ветер и отогнал пожар.

Известны также случаи, когда нападавшие иноплеменники сами видели неизвестную Жену над монастырем, защищающую обитель.

Защитница православной веры

Празднование иконы в нашей Церкви совершается дважды в июле: 11 и 25 числа . 11 июля — в память о том, как чудотворный список впервые был привезен в Россию патриархом Никоном в 1661 году. 25 числа — в память о Киевском образе, спасшем город от мора.

Через этот образ мы почитаем Матерь Божью как нашу Ходатаицу и Защитницу православной веры. Об этом свидетельствует как случай исцеления Иоанна Дамаскина, так и другие, связанные с ним чудеса. Традиционно, впрочем, для нашей Церкви возникло и другое, «прикладное» значение иконы.

Считается, например, что особенно хорошо перед иконой молиться об исцелении рук и почему-то ног. С изображенной на иконе третьей рукой кто-то еще связывает помощь в разного рода ремесле и рукоделии. Но стоит прочитать тропарь «Троеручице», где есть такие слова: во образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши, — чтобы понять истинный символизм иконографии.

И это, согласитесь, гораздо важнее, чем вязание крючком или даже на спицах.

Все, кто желает помолиться перед иконой, может почитать соответствующий акафист с молитвой .

Подробнее же о ней можно узнать из сюжета:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Когда тетя перенесла тяжелый перелом руки и носила гипс, я часто приходила к ней домой, чтобы ее проведать. Не просто поговорить, а помочь с приготовлением еды, мытьем посуды, развешиванием стирки и глажкой. Однажды на прикроватной тумбочке я увидела удивительную икону Богородицы.

Одной рукой она держала Младенца, другую прикладывала к сердцу, а третьей… У нее была третья рука! Конечно, я тут же принялась расспрашивать, что это за образ такой. И оказалось…

В 8 веке нашей эры, когда гонения на христиан давно прекратились, мир захлестнули новые волнения: иконоборчество. Император Лев Третий стал призывать людей уничтожать иконы и не рисовать их, молясь только Господу, Сущему на небесах. Вместе с ликами святых уничтожалось много других христианских реликвий: статуи, мозаики, даже алтари.

Один из византийских придворных, Дамаскин, открыто противостоял императору, писал трактаты, всячески объясняя важность икон. Конечно, правителю это не нравилось, и он организовал подлог, а именно - письмо, которое выставляло Иоанна государственным предателем.

Византийский царь, при дворе которого трудился мудрец, поверил подлогу и приказал наказать Иоанна путем отрубления его руки.

Страдая от боли, праведник молился Святой Деве. В одну из ночей она пришла к нему и пообещала исцелить. И действительно, рука приросла! И только большой рубец остался на кисти как доказательство перенесенной Иоанном страшной раны.

В благодарность он заказал копию своей руки из серебра, после чего приложил ее к иконе в церкви, желая показать, что на самом деле его рука принадлежит Царице Небесной.

Кстати! Мощи святого Иоанна находятся не только в Греции и Венеции, но и в Санкт-Петербурге (Новодевичий монастырь, Казанский храм):

Народные легенды, связанные с этой иконой

Не все православные знали об Иоанне Дамаскине, но многие видели в церквях икону, на которой у Богородицы нарисовано три руки (по ошибке все три руки начали рисовать в одном стиле и одной одежде, поэтому все три многие наивные люди приписывали Богородице).

И вот такие истории люди выдумали.

  1. Как-то, когда Христос был еще младенцем, погнались за Его Матерью разбойники. Она бросилась в реку, чтобы спастись вплавь. Но было трудно и плыть, и держать малыша. Поэтому Дева попросила Иисуса дать ей еще одну руку, для удобства. Так и случилось.
  2. Один иконописец рисовал одигитрию. Когда икона была практически готова, он подошел к ней и вдруг увидел, что на изображении три руки. Как он мог так ошибиться? Художник тут же стер третью руку, но на следующий день она опять появилась. Мужчина опять зарисовал ее, но во сне к нему пришла Богородица и приказала больше не трогать икону - дескать, она должна выглядеть именно так. Конечно же, художник послушался.

О чем она говорит нам: значение

Маленький Иисус благословляет всякого смотрящего на икону, а Его Мать указывает на своего Сына, тем самым давая понять, к кому мы должны стремиться и кого просить о помощи.

Также есть мнение, что три руки означают: две ладони нужны Богородице для поддержания Сына, а третья - для помощи всем страждущим.

По стилю написания это - одигитрия (то есть путеводительница, так как Дева Мария указывает на Христа как на истинный путь любого христианина).

Дни празднования этой иконы

  • 28 июня (или 11 июля).
  • 12 (или 25) июля.

Где находятся самые почитаемые списки

В нашей стране есть много списков с данной иконы, она очень популярна в православии. Существует даже монастырь, построенный в ее честь. Но самыми целительными признаны образа, которые вы можете посетить в двух городах:

  • Москва (Свято-Данииловский монастырь). Здесь находится поистине старинный список 17 века, прославившийся излечением мастера, реставрировавшего икону. Этот человек имел проблемы с глазами, но он верил, что святыня поможет - и стал хорошо видеть.
  • Екатеринбург (известный Храм-на-Крови).

Вы не живете в России? Тогда может, вы из Украины? Посетите киевский монастырь Святой Троицы. Именно здесь находится Троеручица, которая остановила эпидемию тифа в городе в 19 веке.

Ну, а самая древняя копия - в болгарском Троянском монастыре. Братия считает ее своей защитницей, охраняющей монастырь много сотен лет.

Чего просят, припадая к ней

  • Естественно, больше всего - здоровья. Особенно Троеручице молятся люди, недуг которых связан с руками.
  • Также молятся о здоровье глаз, обретении хорошего зрения.
  • Да и вообще, к ней возносят любые молитвы о здравии, своем или родных, и многим она помогает.
  • Своей покровительницей Богородицу Троеручицу считают ремесленники.
  • Также это - защитница от злых наветов. Если человека оклеветали, он просит Богородицу помочь правде открыться.
  • Просят защитить их от недругов и врагов, а также нечистых помыслами «друзей».
  • Многие люди обращаются к этой иконе, если чувствуют, что их семейному спокойствию или дому что-то угрожает.
  • Наконец, просят увеличить благосостояние семьи. И не зря, ведь после исцеления Иоанна Дамаскина и византийский правитель поверил в то, что мудрец не мог желать ему зла, простил его, опять приблизил к себе и осыпал всяческими дарами.

Как стоит молиться

Конечно, если есть конкретная просьба (что-то болит, кто-то готовится к операции, чье-то доброе имя под угрозой), люди обращаются своими словами.

Но есть и определенные молитвы, созданные специально для этой иконы.

Они звучат так:


Больше о жизни и деятельности Иоанна Дамаскина (ударение на последнем «и»), святого, о котором, к сожалению, почти ничего не знает большинство наших православных, вы можете узнать из такого докладного видео:

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

События из истории иконы

Как появилась икона Божией Матери «Троеручица»?

В сложной истории христианской церкви был период, который остался как один из самых горестных ее эпизодов. Иконоборчество – это еретическое движение, которое пришло в Византию в начале VIII века. Связано оно с именем уроженца малоазиатского города Германикии императора Льва III Исаврянина, который в основу своей иконоборческой позиции положил строки из книги Исход Ветхого Завета «… не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, ... не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5), очевидно, не осознавая величайшей разницы между тем, что есть христианская икона и что – языческий идол, и какова пропасть между этими двумя явлениями. В этот период были уничтожены многие памятники культуры того времени – иконы, расписные алтари, фрески, мозаики, скульптурные изваяния святых, которые были также безусловными святынями для истинных христиан. От издержек ветхозаветного сознания Восточная Церковь понесла большие духовные и культурные убытки.

На самом деле – иконоборчество становилось очень серьезным препятствием в развитии христианства, так как не оставляло человеку возможности личного общения с Господом и всеми святыми Его, ибо икона – образ, святыня, имеющая Святого Духа, которым освящен первообраз того святого, который на ней изображен, или самих Господа Иисуса Христа и Царицы Небесной.

Лев III Исаврянин, иначе – Исавр, взошел на престол в 717 году. С этого момента и до самой его кончины в 741 году, и еще век далее христианский мир находился в состоянии борьбы между сторонниками иконоборчества и иконопочитания, вплоть до 843 года, когда на церковном соборе были признаны все постановления об иконопочитании, принятые на VII Вселенском соборе, где сторонники иконопочитания одержали победу и иконоборцы были окончательно отлучены от Церкви. На том же соборе 11 марта провозгласили и совершили новый чин провозглашения вечной памяти ревнителям православия и анафематствования еретикам, который теперь совершается Православной Церковью в Неделю Православия – первое воскресенье Великого поста.

История удивительной чудотворной иконы Богоматери, которая по типу восходит к Одигитрии, с той только разницей, что Богомладенец восседает на правой, а не на левой руке Ее, связана с именем песнопевца, ревнителя веры и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина – имя ему дано по месту его жительства и служения в городе Дамаск, столице Сирии. Многие не знают – откуда эта третья, будто посеребренная рука, и принадлежит ли она Богородице? Третья рука «Троеручицы» изображается на иконах более темной по тону или более светлой, но не телесного, свойственного живой руке цвета.
Святой преподобный Иоанн Дамаскин родился в 680 году в семье, исповедовавшей христианство. Отец, Сергий Мансур, служил при дворе халифа казначеем, после его ухода из жизни святой Иоанн занял придворную должность министра и градоправителя.
Когда настал период иконоборчества, преподобный Иоанн Дамаскин прилагал значительные усилия к тому, чтобы воспрепятствовать распространению этой опасной и вредной ереси. Ему принадлежат три трактата, объединенных названием «Против порицающих святые иконы». Содержание этих трудов было столь убедительным, мудрым, вдохновенным от Святого Духа, производило такое впечатление даже на некоторых иконоборцев, приводя их в сомнение по поводу их позиции, что Лев Исавр пришел в ярость. Ему необходимо было погубить автора трактатов. Но поскольку Иоанн Дамаскин занимал высокое положение при дворе самого халифа и не был византийским подданным, арестовать или казнить его император не мог. Так что иначе как коварством унять преподобного Иоанна, в котором византийский царь нашел серьезного противника, было невозможно. Клевета и подлог – вот были лучшие инструменты в этом случае, и он не погнушался ими. По его приказанию было составлено письмо якобы от имени Иоанна Дамаскина, в котором он предлагал императору план завоевания Дамаска, и приложил к нему свой ответ, полный лицемерной лести. Клевета, как известно, вещь страшная, халиф разгневался и велел лишить преподобного святого всех регалий, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на главной площади города всем в назидание.
Физические страдания преподобного были велики. Но еще более велики страдания духовные, ибо он был оклеветан и незаслуженно опозорен. Тем же днем Иоанн через своих товарищей передал халифу письмо, где писал, что болезнь его усиливается, но ему нет и душевного покоя, пока его правая рука выставлена на позор всем. Халиф, очевидно, помня прежние заслуги своего придворного и его отца, приказал вернуть руку Иоанну. В ту же ночь преподобный Иоанн приложил кисть руки к тому месту, где она была отсечена, пал на колени перед иконой Божией Матери и, рыдая, молитвенно просил Ее вернуть ему десницу, не просто, чтобы исцелиться, а вновь обрести возможность трудиться в защиту православия и мыслью, изложенной письменно, противостоять ересям. Так в молитве и слезах он и забылся в сновидении. Но на грани сна и яви он увидел светлый лик Богоматери, склонившейся над ним, и услышал Ее чудный голос – Она обещала ему исцеление, но с тех пор все труды его этой рукою должны быть отданы Ей.

После этого преподобный Иоанн, измученный болью душевной и телесной, крепко уснул, а наутро, проснувшись, не почувствовал боли и тут увидел, что кисть руки принадлежит ему как прежде, остался лишь тонкий рубец.

В порыве любви и благодарности Царице Небесной за скорое и чудесное исцеление святой Иоанн Дамаскин создал песнь Богоматери «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», впоследствии вошедшую в литургию Василия Великого, которую служат в дни Великого поста. А как символ вечного служения своей Избавительнице он приделал к Ее иконе посеребренную руку – этим он как бы признавал, что это отсеченная и возвращенная ему рука принадлежит не ему, а Той, Которая сотворила чудо исцеления его духа и тела. Так появилась эта чудеснейшая из икон – «Троеручица».

Когда халиф узнал, что случилось, увидел чудо, которое было свидетельством невиновности преподобного Иоанна, то попросил прощения и хотел было вернуть святому все, что отнял у него, но тот поблагодарил и отказался. Богатство он роздал нуждающимся и вместе с приемным братом Космой, которого еще ребенком взял в семью и с которым он вместе рос и воспитывался, ушел простым послушником в монастырь Саввы Освященного.

Здесь же Иоанн Дамаскин принял монашеский постриг, затем его призвал в Иерусалим патриарх, рукоположил в священники и пригласил к служению на кафедре, но преподобный, предпочтя простую монашескую жизнь, очень скоро вернулся в обитель Святого Саввы и продолжил свои письменные труды во славу Божию, служа своей Заступнице и Избавительнице. Ему нынешние богослужения обязаны созданием многих церковных песнопений и духовных книг. В 754 году на Константинопольском соборе, где перевес сил оказался на стороне иконоборцев, его бросили в темницу и пытали. Однако Богоматерь не оставила того, чья рука была верна Ей во все дни жизни святого и запечатлена на одном из Ее священных образов. Преподобный Иоанн Дамаскин не погиб, а вернулся в свою обитель, к иконе «Троеручица», с которой не расставался вплоть до своей блаженной кончины в 784 году в возрасте 104 лет.

Как икона попала в сербскую обитель на Афоне

Ушел из жизни преподобный Иоанн Дамаскин, но продолжилось удивительное шествие «Троеручицы». В XIII веке икона Божией Матери «Троеручица» оказалась в Сербии, будучи передана в дар святителю Савве Сербскому. Когда началось завоевание османами восточного христианского мира и турки напали на Сербию, святыню, дабы спасти от поругания, монахи, доверяясь милости Божией, положили на осла и отправили его брести куда глаза глядят. И вот, чудесным образом не встретив никаких препятствий, осел дошел из Сербии до афонского монастыря Хиландар, основанного в XIII веке сербским правителем Стефаном (Симеоном), где монахи с радостью приняли ее и поставили на алтаре в главном соборе. На месте обретения иконы с тех пор каждый год совершается крестный ход.

Здесь через икону «Троеручица» Божия Матерь явила опять свою чудесную волю. Спустя некоторое время после прибытия иконы в монастырь в обители не стало игумена. Братия приступила к выбору нового настоятеля, но монахи никак не могли принять единого решения. Однажды, когда все пришли к утренней службе, на месте, где их встречал игумен, стояла икона Божией Матери «Троеручица». Образ унесли на прежнее место, а на утро следующего дня она опять стояла на игуменском месте. Чтобы удостовериться, что это не чья-то странная шутка, монахи запечатали двери в алтарь, а на другой день «Троеручица» вновь стояла на месте настоятеля. Тогда монахи поняли, что это – воля самой Богородицы, о том же им поведал и монах, бывший долгое время в затворе, но вышел из затвора с тем, чтобы свидетельствовать явление ему в ночи Пречистой. Всеблагая Царица сказала, что отныне Она станет Сама управлять обителью. С той поры в Хиландарской обители игумена нет, а для получения благословения, как полагается перед любым делом, монахи идут к иконе приложиться к Ее благословенной руке, делами же монастыря управляет иеромонах-наместник.

В пору Русско-турецких войн Хиландарская обитель была под защитой Богоматери-Троеручицы. Сами турки свидетельствовали, что над стенами монастыря появлялся небесный Женский образ, и это устрашало османских захватчиков, славившихся бесстрашием и рвением в бою.

Икона Божией Матери «Троеручица» в России

В Россию «Троеручица», вернее, список с древней иконы, привезен 28 июня 1661 года по просьбе патриарха Никона и помещен в Воскресенском монастыре в Новом Иерусалиме. Сейчас там хранится список с той иконы, сделанный в 1854 году. В Москве находятся еще два списка – в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря и в Успенском храме Болгарского подворья.

Какое чудо произошло

Само появление иконы связано с чудом. Иоанн Дамаскин в сердечной молитве перед образом обратился к Богородице с просьбой об исцелении. Его рука с отсеченной кистью снова стала целой и невредимой. В память о случившемся он прикрепил к образу серебряную кисть, и с тех пор икона Божией Матери «Троеручица» стала известна во всем христианском мире как целительная. То, что ее списки тоже становятся чудотворными, подтверждают рассказы людей, получивших от нее помощь. Так, в одном петербургском храме сохранились записи, согласно которым уже в наше время икона «Троеручица» помогла излечить руку с разорванными сухожилиями без оперативного вмешательства, благодаря молитве матери перед этой иконой у ребенка пропала пупочная грыжа. В московском храме три женщины плакали и молились перед иконой о спасении умирающего мужчины, и тот выздоровел. Случаев, подтверждающих чудеса от иконы Божией Матери «Троеручица», множество.

Где бы ни оказывалась икона Божией Матери «Троеручица», происходили чудеса. Московский храм Успения, в котором она находилась, не закрывался даже во времена советской власти. С образом, который находится в московском Даниловом монастыре, интересная история произошла в 1980-х годах. Из музея икону возвращали монастырю, но перед этим ей требовалась реставрация. У близорукого мастера, который с ней работал, вдруг восстановилось зрение.

Значение иконы

При взгляде на икону мы видим, что центр композиции занимает Младенец Иисус Христос, сидящий на руках Богородицы. Он словно благословляет правой рукой того, кто находится перед образом. Божия Матерь указывает на Христа как на путь к Спасению. Это типичное изображение Одигитрии, но само возникновение и великое почитание иконы «Троеручица», которая тесно связана со сложным периодом в истории христианства, служат нам важным духовным и историческим свидетельством того, что икона – не оберег, не талисман, а окно в мир горний, с которым мы можем общаться, и нам дастся по вере нашей. Само явление иконоборчества и началось с этого непонимания: люди соскабливали краску с икон, отламывали кусочки, поклонялись не первообразу, а тому, что о. Павел Флоренский называл «физической причиной». Мы почитаем икону, но отдаем свою любовь и верим тому, той личности, которая смотрит на нас с нее и сквозь нее. И если мы будем так относиться к ней, то и нам будет через икону явлено благоволение той личности, что проявлена в красках рукой благословленной иконописца. Рука же преподобного Иоанна Дамаскина – вечное свидетельство того, как по велению Божией Матери приходит спасение и благодать к тем, кто отдает себя служению Богу под Ее высочайшим водительством.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Иван Ефремов: Таис Афинская Иван Ефремов: Таис Афинская Что болит в левом боку под ребрами? Что болит в левом боку под ребрами?