Фотоотчет «Просмотр методобъединения по развитию речи. Заседание городского методического объединения «Речевое развитие дошкольников Методическое объединение в доу по речевому развитию

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

«Использование

разнообразных форм и методов

в работе с детьми по развитию речи»

методическое объединение.

Подготовил воспитатель

МБДОУ №3
Складчикова Н.П.

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста - имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

И только небольшая часть детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь .

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как: речевой слух, речевое внимание, речевое дыхание, голосовой и речевой аппарат.

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДОУ.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования:

Речевое развитие включает в себя владение речью, как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель должен помочь развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Педагог должен строить свою работу и применять формы образовательного процесса, соответствующие возрасту детей.

Формы работы с детьми могут быть различны:

Образовательная ситуация;

Ситуация общения,

Проектная деятельность,

Игра.

Основной формой моей работы по развитию речи детей является образовательная ситуация . Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от 3 до 7-8 детей, количество зависит от желания детей и от самой образовательной ситуации. Можно организовать несколько образовательных ситуаций, но с одним и тем же дидактическим материалом, это поможет постепенно усложнять задачи и успешно решать их. В качестве дидактического материала можно использовать любое пособие (книга, игрушка, природный материал, сюжетная картинка и др.)

Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.). Ситуации общения могут быть лексическими, вербально - оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации лучше всего «идти от детей», то есть находить эти ситуации в детской деятельности и использовать их для развития речи ребенка. Примерами общения на развитие коммуникативных умений могут быть ситуации:

«Что не так?»

Цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования:

каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком.

«Улыбка».

Цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения:

посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его.

«Рукопожатие».

Цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия и т. д.

В таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины:

«Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок);

«Кто лучше знает природу своего края?» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов с региональной составляющей);

«Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи); «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Так же в своей работе, как одну из форм, применяю проектную деятельность .

В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.

В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДОУ.

И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра.

Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. В методической литературе много представлено игр со словами:

Театрализованные игры.

Цель: развивать диалогическую и интонационную речь приобрести коммуникативные умения и навыки.

Сюжетно-ролевые игры.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.)

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.

Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.

«При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:

- во-первых, продумывать организацию разных способов взросло - детской и детской совместности,

- во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей.

Таким образом, различные формы работы актуальны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

Дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то;

Обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания;

Педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений .
Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).

Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие.

Выделяют три группы методов:

- наглядные,

- словесные,

- практические.

Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы.

Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов кнаглядным, других к словесным или практическим, зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

- НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ .

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются какнепосредственные, так и опосредованные методы. Кнепосредственным относится метод наблюдения и его разновидности:

экскурсии,

осмотры помещения,

рассматривание натуральных предметов.

Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

- СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ .

В детском саду используются в основном те словесные методы , которые связанны с художественным словом. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы применяем или наглядные приемы обучения:

Кратковременный показ предмета, игрушки;

Рассматривание иллюстраций, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей;

Чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т.д.

- ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД .

Цель этих методов обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра - универсальный способ закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развитияречи .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

На тему: «Организация методической работы по развитию речи в детском саду»

Введение

1. Методика развития речи в дошкольном учреждении, ее задачи

2. Методическая работа по организации деятельности педагогов по развитию речи и ее формы

3. Анализ годового плана ДОУ

Заключение

Список литературы

Введение

Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в дошкольном детстве, т.к. дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - лексической, фонетической, грамматической. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно период дошкольного детства особенно сензитивен к усвоению речи.

Ответственными за развитие речи ребенка и тем самым, за его умственное развитие являются родители и, конечно же, дошкольное учреждение. Дошкольная образовательная организация - первое и самое ответственное звено в общей системе образования.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. Одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребёнка дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая рассматривается нами, как выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий. Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми. Формирование связной речи детей через развитие коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса, улучшение разговорной речи. Коммуникативная компетентность дошкольника так же проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.

Особенности развития связной речи изучались Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Е. А. Флериной, Е. И. Радиной, Э. П. Коротковой, В. И. Логиновой, Н. М. Крыловой, В. В. Гербовой, Г. М. Ляминой. Уточняют и дополняют методику обучения монологической речи исследования Н. Г. Смольниковой о развитии структуры связного высказывания у старших дошкольников, исследования Э. П. Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов. Разносторонне изучаются также методы и приемы обучения дошкольников связной речи: Е. А. Смирнова и О. С. Ушакова раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи, о возможности использования картины в процессе обучения дошкольников рассказыванию достаточно много пишет В. В. Гербова, Л. В. Ворошнина раскрывает потенциал связной речи в плане развития детского творчества.

Изучая труды ученых, мы пришли к выводу, что от уровня овладения детьми дошкольного возраста связной речью во многом зависит успешность дальнейшего обучения детей в школе. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

1. Методика развития речи в дошкольном учреждении , ее задачи

К.Д. Ушинский называл родной язык «удивительным педагогом». «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка,-- и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог -- родное слово!»

К. Д. Ушинский обосновал необходимость целенаправленного руководства со стороны взрослых усвоением ребенком языка. Оно должно начаться до школы, ведь ребенок часто не может выразить свои мысли и чувства в верной языковой форме, ему нужна помощь педагога. К. Д. Ушинский обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, что способствовало выделению развития речи в специальный раздел педагогики. Теоретические и практические положения великого педагога послужили основой для появления методики развития речи детей как самостоятельной науки. Многие прогрессивные взгляды К. Д. Ушинского на первоначальное обучение родному языку были использованы в дальнейшем в русской и советской дошкольной педагогике, и используются по настоящее время.

Методика развития речи -- педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду. Основная задача методики -- разрабатывать на научно-педагогической основе наиболее эффективные средства, методы и приемы развития речи, вооружать ими воспитателей детских садов, чтобы они могли с максимальным успехом развивать у детей необходимые речевые умения и способности.

Методика развития речи тесно связана с другими частными методиками дошкольного воспитания, так как речь -- одно из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь необходимы в любом педагогическом процессе, они сопровождают всю деятельность ребенка. Е. И. Тихеева указывала, что «родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания». Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Об одной из общих задач развития речи детей Е. И. Тихеева писала так: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение. Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обусловливает ценность слова».

Когда мы будем конкретизировать общую задачу формирования правильной устной речи и выделять составляющие ее частные задачи, то всегда будем подразумевать это единство смыслового содержания и правильной формы речи детей. Таких частных задач, соответствующих основным компонентам языка и речи, можно выделить семь.

1. Развитие словаря. В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире и т. д.

В детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отбор прежде всего такого словаря, который нужен для нормального общения ребенка с окружающими и который стихийным путем приобретается им медленно, с трудом, с ошибками. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?).

Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений или слов просторечных, заменяя их литературными. Словарная работа осуществляется в связи с ознакомлением детей с окружающим. Сообщение слова, обозначающего какой-нибудь предмет или явление, происходит во время общего учебно-воспитательного процесса ознакомления с этим объектом.

2. Формирование грамматической стороны речи. Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка (словообразовательные, словоизменительные).

Ребенок слышит от окружающих грамматически оформленную речь. Осмысливая услышанное, он усваивает грамматический строй, познает модели языка. Воспитатель организует разнообразную речевую практику детей, включая в систему обучения языку упражнения, которые привлекали бы внимание детей к наиболее сложным и необходимым для них конструкциям, закрепляли бы определенные правила морфологии и синтаксиса родного языка («Помечтаем, что было бы...» -- упражнение в употреблении сослагательного наклонения; «Отгадай, чего не хватает?»-- упражнение в употреблении существительных в родительном падеже; «Я начну, а ты закончи!»-- упражнение в употреблении распространенных предложений и т. д.).

Воспитатель знакомит детей с новыми для них грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм, в конечном итоге вырабатывает привычку говорить грамматически правильно.

3. Воспитание звуковой культуры речи. Прежде всего ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики и орфоэпии. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Очень важно научить ребенка и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза внимания и взгляд, обращенный к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т. д.).

Важнейшее качество звучащей речи -- ее выразительность. Н. К. Крупская говорила о воспитании у детей этого качества, его значении в их будущей, взрослой жизни, когда каждому придется выступать перед аудиторией, быть оратором. Она подчеркивала, что нужно не сдерживать и подавлять, а развивать естественную выразительность речи детей, вот тогда чаще удастся встретить оратора, «речь которого полна выражения, глаза которого загораются, на лице и в жесте которого отражаются его мысли и чувства...» дошкольный развитие речь педагог

Дошкольный возраст -- благодатная пора для выработки таких речевых привычек и способностей.

4. Формирование разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое. Воспитатель должен подсказать детям, что, если расспрашивать взрослых об их труде, отдыхе и т. д., можно узнать много интересного.

5. Обучение рассказыванию (монологической речи). Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться. Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказ ребенка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. У детей формируется умение слушать устные рассказы, не всегда сопровождаемые показом, понимать их, затем подражать прослушанному -- пересказывать.

В дошкольном возрасте детей также учат самим составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должны проявляться самостоятельность и творческая активность ребенка.

В детском саду воспитывается умение рассказывать неторопливо, обдумывая свои мысли, обращаясь к слушателям, а также умение выступать перед незнакомой аудиторией (на празднике, в присутствии взрослых, в другой группе), что способствует совершенствованию речи, развивает находчивость, навыки поведения в коллективе.

6. Ознакомление с художественной литературой. В дошкольном учреждении детей знакомят с лучшими произведениями детской литературы. Воспитатель формирует у детей некоторые элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Дети должны научиться запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения. Все эти задачи тесно связаны с воспитанием нравственного облика и эстетических чувств детей.

Воспитателю нужно пробудить у каждого ребенка интерес к чтению и рассматриванию иллюстраций, научить правильно обращаться с книгой, делиться своими знаниями с товарищами. Нужно добиться, чтобы в детском саду художественное слово было постоянным спутником детей, звучало в повседневной разговорной речи и в праздничной обстановке, заполняло досуг, оживая в инсценировках, играх-драматизациях, кинофильмах.

7. Подготовка детей к обучению грамоте. Вся педагогическая работа по развитию речи ребенка в детском саду подготавливает его к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить ответ товарища. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность. Для успешного учения в школе наибольшее значение имеют следующие качества: умение слышать сказанное педагогом, умение ясно, точно, грамматически правильно выражать свои мысли в распространенных предложениях, небольших связных рассказах. Эти умения целенаправленно формируются у детей в основном в старшей и подготовительной к школе группах. Наряду с этим с детьми шести лет проводится работа по подготовке к овладению грамотой. Дети занимаются звуковым анализом речи, составляют предложения из двух -- четырех слов и т. д.

Итак, мы выделяем семь основных задач развития речи детей. Большинство задач решается во всех возрастных группах детского сада, только конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных возможностей детей. Каждая из указанных задач имеет и образовательную и воспитательную сторону. В процессе развития речи происходит формирование умственных качеств личности, решаются важные задачи нравственного, эстетического воспитания.

Решение каждой из задач не может осуществляться изолированно. Так, обучая детей грамматически правильной речи (упражнение «Кого не стало?»), приходится обращать внимание на звуковую сторону речи, следить за правильным смысловым употреблением слов и т. д. Но при этом основной, заранее запланированной задачей данного упражнения остается формирование грамматической стороны речи. Для нее были подобраны специальные приемы обучения, другие же задачи решались попутно.

Такое четкое выделение основных задач отчасти условно, но необходимо в практике. Если воспитатель твердо знает, какие качества речи он должен формировать у детей, он будет планомерно развивать каждое из них. Знание важнейших задач по развитию речи облегчает еженедельное планирование работы, поскольку осуществлению каждой из них можно заранее отвести постоянное место в режиме дня.

Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора наиболее подходящих методов и приемов обучения. Зная, какая задача на данном занятии по развитию речи является основной, воспитатель будет целенаправленно воздействовать на речь детей, сосредоточивая их внимание на определенном качестве речи (например, правильно изменять слова в родительном падеже: нет медведей, цыплят и т. д.).

Таким образом, знание основных задач развития речи не является формальным требованием, оно необходимо для правильной организации работы в детском саду.

2. Методическая работа по организации деятельности педаго гов по развитию речи и ее формы

Ведущая роль в руководстве работой детского сада принадлежит заведующему. Заведующий непосредственно руководит учебно-воспитательной работой, выступает как методист, воспитатель воспитателей. Поэтому очень важна ее высокая теоретическая и практическая подготовка. Так же в детском саду есть лицо, отвечающее за методическую работу среди воспитателей - это воспитатель методист и старший воспитатель. У методиста, старшего воспитателя и заведующей общие задачи, общий план работы, которые выполняются совместными усилиями всего коллектива. На основании годового плана работы детского сада они составляют индивидуальные календарные планы, по договоренности распределяя между собой весь объем предстоящей методической работы. Один из разделов общей методической работы заведующей -- работа по развитию речи.

Конкретные задачи этой работы формулируются с учетом ее общих методических должностных обязанностей. Они заключаются в следующем:

1. Обеспечивать и контролировать выполнение программы развития речи детей во всех возрастных группах.

2. Обеспечивать правильную постановку воспитания и обучения детей, преемственность в работе воспитателей разных возрастных групп, а также детского сада и школы.

4. Содействовать созданию правильных условий для развития речи детей, организовывать работу методического кабинета в детском саду, обобщать инструктивно-методический материал по развитию речи.

5. Изучать и обобщать передовой опыт по развитию речи, организовывать обмен опытом между воспитателями.

6. Содействовать повышению квалификации и самообразованию педагогов, росту их мастерства. Методист помогает росту эстетической культуры педагогов. Он -- организатор экскурсий на выставки книг, устраивает конкурсы чтецов внутри детского сада и на уровне городского мероприятия, различных литературных мероприятий, которые устраиваются при библиотеках, и т. д. С целью формирования эстетических интересов педагогов воспитатель-методист, посещение концертов чтецов, по возможности шире включает художественное чтение и рассказывание в программу детских утренников.

7. Организовывать работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей.

Формы методической работы в детском саду многообразны. Некоторые из них способствуют решению сразу нескольких задач. Одной из форм методической работы является посещение групп, ознакомление с работой воспитателя в области развития речи. Изучение письменных материалов. Содержание этой работы составляет проверка календарных планов. Совместно с воспитателями обсуждаются конспекты занятий, сценарии, доклады, которые время от времени готовят педагоги. Индивидуальные и групповые консультации для педагогов. Работа с методической литературой. Использование методистом устной и письменной информации о новинках литературы, обзор статей из журналов, обсуждение литературы лучше проводить с воспитателями дифференцированно, с учетом их образования, стажа. Открытые занятия проводятся не только для воспитателей данного детского сада, но и для педагогов методического объединения города.

Педагогический совет. Это постоянно действующая форма методической работы, коллективного контроля и коллективной помощи каждому.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: для успешного решения поставленных задач руководящие работники должны хорошо знать методику развития речи, постоянно обновлять свои знания, повышать профессиональный уровень каждого воспитателя, развивать их творческие способности. Необходимо знать каждого ребенка, уделяя особое внимание тем детям, у которых наблюдается отставание в развитии речи. Разделение методических обязанностей, постоянная опора на членов коллектива -- важнейшая предпосылка правильной работы заведующей. Так же, большую роль играет использование различных форм работы в плане развития речи дошкольников, формирования их коммуникативной компетентности.

3. Анализ годового плана ДОУ

Проанализировав годовой план дошкольной образовательной организации «Детский сад № 13» г. Нефтеюганска на предмет речевого развития мы выявили, что образование и развитие детей в детском саду осуществляется по программе «Радуга» под редакцией Т.Н.Дороновой, С.Г. Якобсон. Е.В. Соловьевой, Т.И. Гризик, В.В. Гербовой, содержательная часть которой, представлена в виде методических рекомендаций для воспитателей. Конкретных планов работы, критериев развития, диагностического материала развития детей в данной программе не представлено.

В связи с этим, для дифференцированного решения образовательных задач в учреждении возникла необходимость дополнить воспитательно-образовательный процесс парциальными программами, в том числе и региональными, позволяющие обеспечивать целостное развитие ребенка и преемственность в работе ДОУ и начальной школы, выстроенные с учетом принципа дидактики «от простого к сложному».

· «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим

недоразвитием речи» Филичива Т.Б., Чиркина Г.В.;

· «Программа коррекционного обучения и воспитания детей

дошкольного воспитания с фонетико-фонематическим недоразвитием

речи» Филичева Т. Б., Чиркина Г.В.;

· «Обучение дошкольников грамоте» Журовой Л.Е.;

· «Развитию речи детей 3-7 лет» Ушакова О.С

Решение задачи «Активизировать речь детей в различных видах деятельности, развивать речевое общение по речевому развитию воспитанников ДОУ» координировалось учителем - логопедом. Обогащение и совершенствование речи являлось важнейшей педагогической задачей в ДОУ. Для этого в ДОУ была создана благоприятная речевая среда, из которой дети могли черпать культурные речевые образцы. В группах имеются речевые уголки, оснащение которых соответствует возрастным особенностям детей. В речевых уголках представлен наглядный материал и дидактические игры по разным разделам программы. Воспитатели стали более ответственно подходить к организации речевых занятий, структура занятий стала продуманной и логичной, содержание занятий стало насыщенным по объёму и содержанию.

Особое внимание в подготовительных группах уделялось совершенствованию связной речи дошкольников. Дети научились на хорошем уровне составлять описательные и повествовательные высказывания, активно использовать в речи определения, метафоры, т.е. уделялось внимание развитию у детей образности речи. Детей также обучали использовать в речи синтаксические конструкции, фразеологизмы. В то же время выявлено, что отдельные дети испытывали затруднения в составлении творческих рассказов по произведениям изобразительного искусства. Этому аспекту работы в следующем году необходимо уделить больше внимания. Использование педагогами, работающими в группах детей 3-5 лет, сценариев активизирующего общения (диалоговые беседы, игры-инсценировки, игры-драматизации, имитационные игры и упражнения) позволили нам развиватьи совершенствовать диалогическую речь дошкольников, монологические высказывания.

Развитие речи детей осуществлялось педагогами в разных видах деятельности: по ознакомлению с окружающей действительностью, художественной литературой в игре, на всех занятиях, в повседневной жизни, труде, в общении с родителями.

С целью реализации приоритетного направления ДОУ воспитанникам также предлагалось дополнительное образование по авторским программам педагогов учреждения:

«Формирование словообразовательных умений и навыков у воспитанников с ОНР III уровня посредством дидактических игр и упражнений» учитель-логопед Голованова С.М.

Методическая работа, осуществляемая в течение учебного года, органично соединялась с повседневной практикой педагогов. Одной из главных задач в деятельности методической службы было оказание реальной, действенной помощи всем членам коллектива.

Формы методической работы:

· тематические педсоветы;

· семинары-практикумы;

· повышение квалификации;

· работа педагогов над темами самообразования;

· открытые мероприятия и их анализ;

· участие в конкурсах;

· мастер - классы;

· проектная деятельность

Результатом педагогического сотрудничества явились 2 семинара по речевому развитию: «Взаимодействие ДОУ и семьи по развитию речи» в рамках городского методического объединения. А так же семинар «Эффективность методической работы по речевому развитию в ДОУ. Диагностика педагогических кадров, как показатель профессионального роста педагогов». Здесь наши педагоги активно проявили себя и поделились своим педагогическим опытом с коллегами.

Методический кабинет нашего детского сада оснащен основной учебно-методическая литературой, комплектами наглядных и систематизированных дидактических раздаточных материалов, аудио- и видеозаписями, дидактическими материалами в достаточном количестве.

На базе методического кабинета проводятся как постоянные, так и эпизодические экспозиции и выставки. Относящиеся к развитию речи являются такие, как «Новинки педагогической литературы», «Знакомим детей с природой», «Это интересно, прочти», «Методическая копилка» - это новинки методической, педагогической и другой литературы, периодика: направления и рекомендации для использования в работе, материал для самообразования.

Вся методическая литература, дидактический материал, раздаточный материал для организации успешной работы по развитию речи детей дошкольного возраста находится в свободном доступе и востребован воспитателями и логопедами.

Заключение

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога. Полноценная речь ребёнка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работе по развитию речи в детском саду уделяется большое внимание. Совместная деятельность заведующей, методиста, старшего воспитателя и коллектива, четкое и своевременное выдвижение задач и организационных форм работы по развитию речи, их постепенное усложнение, совместное подведение итогов -- вот залог успешной методической работы в детском саду.

От того как творчески, планомерно, и эффективно организуется деятельность по развитию речи, будет зависеть профессиональный успех педагогов, успех наших детей в формировании связной речи и становлении ребенка, как личности, как полноценного гражданина нашего общества.

Список литературы

1. Бородич А.М. Методика развития речи. - М., 1981.

2. Захарова В.М. методические указания к курсу «Методика преподавания педагогических дисциплин в дошкольном педучилище». М., 1977.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Формирование и развитие связанной речи и словарного запаса у детей в ходе нормального развития. Словарная работа как один из эффективных методов работы по развитию связанной речи у умственно отсталых детей в специализированном дошкольном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2009

    Понятие и подходы к изучению диалогической речи, ее становление и специфика формирования у дошкольников. Сущность коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи. Система упражнений для обучения и развития диалогической речи в детском саду.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2012

    Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста, методика и подходы к ее развитию, а также значение беседы в данном процессе. Содержание и принципы педагогической деятельности в направлении формирования диалогической речи дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2014

    Изучение подходов к развитию речи дошкольников в существующих программах воспитания в детском саду. Разработка новых подходов с учётом того, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Создания системы игр, направленных на развитие речи.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2010

    Понятие монологической речи и проблемы ее развития. Особенности нарушения связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Направления коррекционной работы по развитию речевой деятельности дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2014

    Развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка. Закономерности естественного процесса усвоения речи в дошкольном возрасте. Три функции речи ребенка: коммуникативная, познавательная, регулирующая. Программа воспитания в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2015

    Анализ особенностей развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с нормально развивающимися детьми. Разработка методических рекомендаций для преподавателей по развитию связной речи в процессе трудовой деятельности.

    дипломная работа , добавлен 03.11.2017

    Логопедическая работа в детском саду, ее методы, цели и задачи. Игры в логопедической работе. Выявление недостатков развития речи у детей. Недостатки письменной речи. Недостатки слово- и фразообразования. Нарушения темпа и ритма речи. Заикание.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2006

    Исследование психологических особенностей развития речи детей дошкольного возраста. Диагностика уровня речевого развития и использование развивающих игр для формирования речи детей в условиях ДОУ. Методические рекомендаций по развитию речи дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 06.12.2013

    Особенности обучения детей родному языку. Методика развития речи, ее функции и связь с другими науками. Язык как система знаков и средство воспитания. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. План занятия на тему "Деление слов на слоги".

Аминат Нурмагомедова

Просмотр метод . объединения прошёл в МКДОУ/3"Берёзка"

Направление -Развитие речи .

Общая методическая цель : Формирование у педагогов потребности профессионального роста как условие достижения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса. Наши задачи :

Мы тесно связано делимся с опытом работы с другими садами, так же сами посещаем такие мероприятия и один из этих посещений Вам предлагаем к просмотру .

Гармонизация взаимоотношений с коллегами, повышение мотивации к профессиональной деятельности и формирование позитивного отношения к работе. Формирование инновационного банка данных педагогического коллектива ОУ. Обеспечение условий для успешной апробации новых образовательных программ, педагогических технологий, учебных пособий и др. Обмен знаниями, полученными при повышении квалификации. Совершенствование качества дошкольного образования через повышение профессионального мастерства педагогов. Совершенствование педагогического и методического мастерства на основе творчески работающих воспитателей. Оказание методической и практической помощи педагогам. Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Формирование творческого потенциала личности педагога через активное участие в работе МО, мероприятиях различного уровня. Организация открытых просмотров и мастер-классов по определенной теме в целях ознакомления с методическими разработками сложных разделов образовательных программ. Выработка единых требований в оценке результатов освоения образова­тельных программ на основе разработанных критериев оценивания достижений в воспитании.

Функциями методического объединения являются : Изучение нормативной документации и методической литературы по вопросам образования ; Отбор содержания и составление учебных разработок по образовательным программам с учетом вариативности и разноуровневости; Участие в обсуждении и утверждении индивидуальных планов по методической работе ; Ознакомление с анализом состояния воспитания и обучения детей (по итогам обработки карт наблюдения детского развития ) ; Взаимопосещения с целью обмена опытом по организации непосредственно-образовательной деятельности по определенной тематике (с последующим сравнением достигнутых результатов на основе данных анализа и самоанализа педагогического работника); Организация и проведение конкурсов, смотров детского творчества

В ходе просмотра было показано НОД в старшей,средних и младших группах,посетила НОД старшей группы /1 тема :"Заколдованный лес"

Просмотр режимных моментов

Прослушали доклад на тему : "Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников ".




Публикации по теме:

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Проект «В гостях у сказки» осуществлялся, как увлекательный познавательный с творческой деятельностью, направленной на активизацию речевого.

При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, т. е. правильно употребляют существительные,.

Лучший фотоотчет по развитию речи во второй младшей группе «Сказка в гости к нам пришла» Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт " Развитие.

Цель: Формировать знания о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к ней. Задачи: 1. Систематизировать.

Открытый просмотр НОД дидактические игры и приемы в построении грамматического строя речи у дошкольников среднего возраста Муниципальное бюджетное учреждение детский сад «Улыбка» Открытый просмотр НОД Тема: дидактические игры и прёмы в построении грамматического.

По плану работы отдела по образованию администрации Жирновского муниципального района 11 октября на базе ДОУ муниципального детского сада №8 «Семицветик» г. Жирновска состоялось методическое объединение воспитателей по теме «Речевое развитие дошкольников». На заседании присутствовало 26 педагогов района.В приветственном слове заведующий ДОУ Захарова Г.А. рассказала об актуальности данной темы, о месте образовательной области «Речевого развития» с сетке образовательной деятельности. Старший воспитатель Сергеева С.В, настроила коллег на работу, рассказав программу объединения. Затем педагоги, разделившись на 4 группы, посмотрели образовательную деятельность в четырех возрастных группах(1 младшая группа воспитатель Горобченко О.А — образовательная деятельность «Кошечка», 2 младшая группа воспитатель Субботина Н.В.- образовательная деятельность «История про аистенка», средняя группа- интегрированное занятие воспитателя Сергеевой С.В. и музыкального руководителя Воронкиной Е.Д, старшая группа воспитатель Шлюхина Н.Г.- образовательная деятельность «По дороге к Азбуке»), обсудили увиденное, почерпнули для себя что-то ценное для дальнейшей работы. Во второй теоретической части (воспитатели ДОУ МДС №8 «Семицветик» Попова М.Н., Золотых М.И.) вспомнили цели и задачи речевого развития в ДОУ, методы и приемы, работу с родителями по данному направлению, развитие предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в данной образовательной области. Все педагоги пришли к выводу, что образовательная область «Речевое развитие» является наиважнейшей из всех областей, так как развитие речи является первостепенной задачей для подготовки дошкольников к школе, а в дальнейшем и к жизни.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 8

муниципального образования город Горячий Ключ

Составила:

Старший воспитательМБДОУ д/с №8

Мищенко Елена Александровна

г. Горячий Ключ

Методическое объединение воспитателей по теме:

«Комплексный подход к становлению речи дошкольников»

Дата проведения: 18.04.2013г

^ Место проведения: МБДОУ д/с № 8

Форма проведения: Мастер-класс

Руководитель: Мищенко Е.А. – ст.воспитатель МБДОУ д/с № 8

План работы




Мероприятие

Тема

Ответственный

1

Введение в тему. Утверждение плана работы методического объединения на год.

(с использованием ИКТ)


Комплексный подход к становлению речи дошкольников.



2

Теоретическая часть. Сообщение по теме

Нормы звукопроизношения родного языка. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи

Ст.воспитатель МБДОУ д/с № 8 Мищенко Е.А.

3

Практические рекомендации

Работа воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи в совместной деятельности педагога и детей.



4

Теоретическая часть. Сообщение на тему

Развитие мелкой моторики - важная, неотъемлемая часть развития речи детей. Условия нормального становления речевой деятельности

Ст.воспитатель МБДОУ д/с № 8 Мищенко Е.А.

5

Презентация логосказки с использованием ИКТ

Сказка о маленьком паровозике Ту, который плохо разговаривал

Логопед МБДОУ ЦРР д/с № 9 Карманова И.Н.

6

Групповая творческая работа

(обмен опытом)


Выставка и презентация дидактических игр на развитие мелкой моторики

Ст.воспитатель МБДОУ д/с № 8 Мищенко Е.А.

7

Анкетирование

Обратная связь

Ст.воспитатель МБДОУ д/с № 8 Мищенко Е.А.

Практический материал для работы с детьми

Примите на память

Ст.воспитатель МБДОУ д/с № 8 Мищенко Е.А.

^ I. Введение в тему.

Я рада приветствовать вас в этом уютном зале, уважаемые педагоги, - людей,

убежденных в том, что детство – один из лучших периодов человеческой жизни.

Наша встреча посвящена сложнейшей и очень актуальной теме – становлению речи детей.

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь одновременно - необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Речь ребёнка отражает социальную среду, в которой он растёт. Дети с нарушением речи входят в группу риска по адаптации в школе.

Сегодня мы поговорим о комплексном подходе к становлению речи дошкольников.
^ II Сообщение на тему " Нормы звукопроизношения родного языка. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи".
Понятие "звуковая культура речи" широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и др.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры речи - речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Звуковая сторона языка усваивается ребёнком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребёнка сформирован, функционирует и фонематический слух. В тоже время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи, которые рассматриваются в педагогике как неразвитое умение воспроизведении речи.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
У детей дошкольного возраста отмечаются неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечёткая речь, при которой ребёнок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата. При движении органов речедвигательного аппарата особенно важна тонкая координация мелких мышц, точность и быстрота этих движений, а такие качества формируются постепенно. Есть свои особенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз. Эти особенности присущи в основном младшим дошкольникам, в старшем же дошкольном возрасте они встречаются значительно реже.
Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия "звуковая культура". Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей.
Можно выделить следующие задачи:

1. Формирование правильного произношения звуков.

2. Выработка дикции.

3. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением.

4. Работа над орфоэпической правильностью речи.

6. Воспитание выразительности речи.

7. Воспитание культуры речевого общения.

8. Развитие речевого слуха и речевого дыхания.
В каждой возрастной группе в том или ином объёме решаются все названные задачи. В связи с этим необходимо отметить, что в образовательной программе ДОУ должно прослеживаться нарастание ведущих задач работы: от формирования звукопроизношения и дикции во второй младшей и средней группах к формированию фонематического слуха, выразительности речи в старшей и подготовительной. Педагоги не должны сужать объём работы, а, наоборот, использовать дополнительные методические разработки, пособия, где достаточно конкретно, с учётом возрастных особенностей раскрываются содержание и методика формирования звуковой культуры речи детей.

Усвоение ребёнком звуковой стороны слова - сложный процесс, который можно условно разделить на такие этапы: вслушивание в звучание слова, различение и правильное произношение звуков, самостоятельное вычленение их из слова, анализ его звуковой и слоговой структуры, активные действия со словами (собственное рифмотворчество, стихотворчество). Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходит на основе общения ребёнка с окружающими в различных видах деятельности.
Для решения речевых задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь к ним относится непосредственно образовательная деятельность. Чаще всего это еженедельная (1-2 раза в неделю) работа, занимающая от 2 до 10 минут. Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвящённое звуковой культуре речи. Такие мероприятия особенно нужны во второй младшей группе, где очень велик объём работы по звукопроизношению. В подготовительной к школе группе это позволяет делать достаточное количество непосредственно образовательной деятельности из области "Коммуникация" в неделю. Большая часть времени на таком мероприятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков.
Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются в совместной деятельности педагога и детей: игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения и др. В младших и средней группах эффективна речевая гимнастика (1-2 мин артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики, 2-3 раза в неделю).
Широко практикуется и работа с подгруппами детей в удобное для педагога время (дидактические игры, шутки-чистоговорки и др.). Таки образом, в календарном плане почти на каждый день предусматривается работа по звуковой культуре речи.

Итак, существующая в детских садах система обучения для первой и второй младших, а также средней группы позволяют воспитателям оказывать детям планомерную квалификационную помощь в овладении всеми звуками родного языка. Этот процесс должен заканчиваться к пяти годам.

^ Сообщение на тему: "Развитие мелкой моторики - важная, неотъемлемая часть развития речи детей. Условия для нормального становления речевой деятельности».

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 5-7 лет страдает нарушением звукопроизношения, причем нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с другими проблемами различного характера.

Однако, не смотря на столь очевидное значение этого раздела, детские сады не используют все возможности, для того чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования 15%-20% детей поступают в школу из детских садов с плохим произношением звуков, таких детей в пятилетнем возрасте около 50%. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Специфика психолого-педагогической помощи детям с проблемой развития звуковой культуры речи, заключается в комплексности, коррекционно-развивающей направленности, разработке и реализации индивидуальных программ, скорректированных с учетом психологического развития ребенка, рекомендаций педагога.

Актуальность нашей работы, обусловлена противоречием, между достаточной разработанностью проблемы в теории и стабильно сохраняющийся высоким % детей, имеющих недостатки произношения, даже при выпуске в школу.

Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии.

Основываясь на исследования многих ученых, уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено тем, что в коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Передняя центральная извилина мозга - это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны.

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.

Развитие звуковой культуры речи это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов. Одним из важных методов являются пальчиковые игры, функциональное значение которых – развитие речи и мелкой моторики в их единстве и взаимосвязи.

Мы плавно перешли ко второму пункту нашей работы, а именно - выставка и презентация игр и пособий на развитие мелкой моторики. (воспитатели - участники методического объединения делятся опытом работы).

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. Важно, чтобы и родители хорошо ориентировались в проблемах своего ребёнка и могли дать им практические навыки, как можно раньше оказали им помощь. Родителей должны волновать возникающие вопросы: "Речь моего ребёнка отличается от речи сверстников? Стоит ли ждать чуда? Когда обратиться к логопеду? Чем можем мы, родители, помочь ребёнку?"

Некоторые родители считают, что неправильное произношение звуков, торопливая или недостаточно отчётливая речь дошкольника не могут служить поводом для тревоги, что несовершенство детской речи - возрастное явление, проходящее со временем.

Познакомить родителей с особенностями формирования детской речи, со способами ёе развития в различные периоды жизни ребёнка, а также с некоторыми приёмами исправления неправильно произносимых звуков - задача педагогов.

Для того, чтобы речь ребёнка развивались правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий:

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

В общении с ребёнком следите за свей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.

Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - всё это тормозит речевое развитие ребёнка.

Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточность и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно и не спеша.

Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

Раз в месяц записывайте речь ребёнка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем - беседы с ребёнком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи - от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте), при этом не забывайте указывать возраст ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связан с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Психологи утверждают: дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

^ Список использованной литературы

1) Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.//Дошкольное воспитание 2007, №3

2) Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.

3) Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.

4) Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

5) Бородич А.М. Методика развития речи детей - М.: Просвещение, 1981.

6) Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 1999.

7) Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.

8) Гризик Т., Тимощук Л. Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском саду 2001, №3.

9) Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, №2.

10) Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребёнок плохо говорит? Почему? Что делать? - ООО Издательство ГНОМ иД 2002.

11) Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А., Соловьева И.Г., Титков Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005.

12) Занятия по развитию речи в детском саду. Под/ред. Ушаковой О.С. – М.: Просвещение, 1993.

13) Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. - М.: Просвещение, 1989.

14) Катаева А.А.. Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004.

15) Кузнецова Е.А. Работа методобъединения по развитию речи детей.// Управление дошкольным образовательным учреждением 2008, № 2.

16 Логопедия./Под ред. Волковой Л.С. – М.: Владос. 1998.

17 Лопухина И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. - М.: Аквариум, 1995

18 Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Под ред. Власовец Г.А. М.: Детство – Пресс, 2002.

19) Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982.

20) Максаков А.И.. Развитие правильной речи ребёнка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез. 2008.

21) Максаков А.И., Тумакова Г.Т. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.

22) Носенко Н.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах). М.: Центр педагогического образования 2009.

23) Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. - Издательство "КАРО" Санкт-Петербург 2007.

24) Репина В.М. Коррекция нарушений речи у детей. Из опыта работы. - г. Краснодар, 1998.

25) Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. - "ЛИТУР" Екатеринбург 1999.

26) Сохина Ф.А. Развитие детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1984.

27) Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом П/ред. Сохина Ф.А. - М.: Просвещение, 1991.

28) Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

29) Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Лотарёв В.К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1984.

30) Швайко Г.С Игры игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.

31) Швецова И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.//Дошкольное воспитание 2007, №5

Протокол № 1

от 18.04.2013 года

Методическое объединение воспитателей



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Царство животные особенности представителей царства животные Царство животные особенности представителей царства животные Конспект урока Конспект урока "многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека" Значение крабов в природе и жизни человека Значение ракообразных в природе и жизни человека Значение ракообразных в природе и жизни человека