Динамическое чтение и освоение навыка быстрого чтения. Развитие речи и динамическое чтение.docx - Материал по Динамическому чтению Динамичное чтение

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Обучение динамическому чтению.

Обучая учащихся на протяжении многих лет, замечала, что у всей души. ь друг другу, умеют радоваться успехам другихти себя так, чтобы окружающим было приятно находиться рядом.ьность линельзя быть счастливым, не умея читать. Сколько несчастливых детей уходит из начальной школы в среднее звено, где они не в силах освоить программу. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи.

Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями. Нечитающий ребенок, подросток – это катастрофа школы, общества.

Стала изучать опыт учителей по данной проблеме, искать ответ на вопрос: «Нельзя ли хотя бы в какой-то мере изменить существующее положение?»

Оказывается можно. Нужно научить учащихся начальной школы быстро читать.

Для того чтобы повысить технику и сознательность чтения, учителя начальных классов пользуются нетрадиционным методом обучения чтению – методом динамического чтения. Меня заинтересовал этот метод работы, и я решила попробовать, добавляя и другие, наработанные мною, формы работы.

Динамическое чтение – качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; читатель становится как бы соавтором текста. При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом, воспринимает всю информацию. Динамическое чтение – это чтение глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки.

Начинать можно в любом классе в любое время. Единственное условие – работать каждый день.

Факторы, мешающие быстрому чтению:

    Регрессия - возвратные движения глаз;

    Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию) т.е. поле видения в строке без передвижения зрачков. У нетренированного чтеца за одну фиксацию воспринимается несколько букв, в лучшем случае отдельное слово. На книжной строке такой читатель делает 12-16 фиксаций. При тренировке число фиксаций в строке сокращается до 2-3. Ученые доказали, что поле зрения глаза можно увеличить путем упражнений и научить глаз двигаться вертикально. Можно сделать вывод: быстрее читать, значит «шире глядеть», т.е. одновременно захватывать в поле зрения как можно больше слов.

    Неумение найти главное в тексте. Для большинства читателей в тексте «все главное», они не умеют пропускать через «фильтр» избыточную информацию, быстро находить нужное.

    Слушать своего товарища, который читает очень медленно.

    Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки).

    Артикуляция. Слова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвует слуховой аппарат (уши). Некоторые при чтении шевелят губами или шепчут. Читатель, таким образом, не только видит, но и проговаривает и даже слышит слово, а скорость говорения в четыре раза меньше скорости мысли.

Значит, это тоже замедляет чтение. Отсюда можно сделать вывод, что динамическое чтение помогает преодолевать трудности.

Динамическое чтение – это чтение глазами. Алексей Кушнир, известный педагог, поддерживает: «Сидеть на громком чтении – затормаживать развитие. Чаще читать про себя, реже вслух. А обучение чтению на первых этапах только на эталоне чтения».

Перед приходом в первый класс и на самых первых уроках стараюсь выучить весь алфавит. На уроках дети составляют слова по образцу, я читаю, читают все вместе, читают вместе со мной подписи под картинками, запоминают. Стараются воспроизвести в конце урока, через день и т.д.

Вырезают буквы из старых газет и составляют слова (можно наклеивать). Лепят слова из пластилина.

Я читаю вслух, дети ведут пальчиком в воздухе, один указкой. Ученики читают вместе со мной вслух, повторяя за мной. Читают начало или конец слова, предложения (что показываю я). Вместе со мной или диктором (при использовании магнитофона) только окончание, потом всё слово. Учу детей следить глазами за читающим, при остановке чтения, дети должны показать слово, на котором остановился читающий. Во 2 классе поют песни за исполнителями, тексты лежат перед детьми.

Если очень трудный материал для восприятия, дети должны следить, проговаривать про себя, после чего ответить на вопросы, сказать о том, что поняли. Стараюсь задавать как можно больше вопросов. Тетрадка – тест у каждого ученика

(10 вопросов – утверждений), если ученик согласен с утверждением, он ставит «+», если не согласен - «-».

Например: Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Я предлагаю учащимся следующие утверждения:

1. Жили-были мужик да баба – « - »

2. Пошла Алёнушка в лес и братца с собой взяла – « - »

3. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает – « + »

4. Не послушался Иванушка и напился из лошадиного копытца – « - »

5. Залилась Алёнушка слезами, села на пенёк – плачет – « - »

6. Алёнушка подумала-подумала и пошла за купца замуж – « + »

7. Привела ведьма Алёнушку на озеро – « - »

8. Одному козлёночку всё было ведомо – « + »

9. Велела ведьма растопить печи, греть котлы чугунные – « - »

10. Пошёл слуга на реку – « + »

Тетрадка ученика – 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 итог

Чтобы проверить правильность ответов, учащиеся обмениваются тетрадями в парах и под мою диктовку обводят правильные ответы, после чего идёт проверка ошибок. Такую работу я провожу и как проверку домашнего задания, и после первичного ознакомления с текстом, что нацеливает учащихся на внимательное чтение. Для обучения динамическому чтению необходима помощь родителей. Каждый день 10-20 минут. Взрослый читает вслух, ребенок следит, необходимо менять темп чтения (ускорять, уменьшать).

И параллельно начинается работа над скорочтением.

Начинаю работу над скорочтением с развития зрительной памяти, внимания, этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за одну секунду должны запомнить все, что изображено на картинке «сфотографировать». Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про себя. Например, я показываю иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить все, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка.

Перед демонстрацией предупреждаю учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться!» «Внимание!» даю команду «Фотографируем!»

Начинаю работу в 1 классе. По мере того, как дети знакомятся с буквами, учатся читать, предлагаю следующие задания.

    Найти лишнюю букву (фотографируем):

а, о, в, у, и

    Найди лишний слог:

бо, но, ро, мы, со, ко

    Найди лишнее слово: река, речка, ручей, ручка, ручеёк.

(У меня подобран специальный блок слов для этой работы)

    Раздели слова на две группы:

корова заяц ленивый

соловей горох смелый

коза ежик честный

ворона медведь жадный

овца капуста добрый

сорока волк трусливый

огурец

    Из какой сказки эти слова?

Я - мышка норушка…

Бежит молочко по вымечку …

Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке многие учащиеся считывают за 5-4 секунды.

Таблицы Шульте



В работе с таблицами использую памятку:

1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.

2. Старайся запомнить расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.

3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят всю её целиком.

Наряду с таблицами Шульте использую и таблицы Т.Г. Швайко.

Цель – обучение вертикальному движению глаз.

Таблицы Т.Г. Швайко.

Комплект А № 1 Комплект А № 2 Комплект А № 3

13 33 9 4 26 26 31 23 5 21 10 32 27 3 23

3 22 19 2 30 17 3 35 11 29 6 35 17 13 33

28 31 12 24 6 14 22 8 24 6 30 12 24 5 8

7 10 21 27 14 20 33 27 16 13 22 9 15 26 29

35 18 1 16 8 12 30 18 2 34 20 28 34 18 1

23 5 29 32 11 1 7 25 28 9 25 4 7 31 13

15 34 17 25 20 32 10 15 4 19 16 11 19 2 21

Комплект Б составлен из чисел от 35 до 70, комплект В – от 100 до 135.

Работая над текстом на уроках чтения, использую следующие упражнения: «чтение-спринт», «чтение-разведка», чтение со счетом слов. Эти упражнения начинаю в конце 1 класса.

Чтение-спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные мною перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения поторапливаю детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей», добавляя при этом: «Читать нужно все». Рекомендую проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста. Перед чтением следует подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться! Внимание! Начали!»

При обучении «чтению-спринт» пользуюсь следующей памяткой:

    Плотно сожми губы и зубы.

    Читай только глазами.

    Читай как можно быстрей.

    Ответь на вопросы к тексту.

При таком чтении использую ещё и такую форму работы – «Ответь одним словом». Когда, начиная читать текс, учащиеся не знают, какие вопросы им будут заданы, после чтения они должны ответить на мои вопросы одним словом из текста (учебники закрыты). Проверка может проходить как устно, так и письменно.

Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать число и ответить на сформулированные мною вопросы к тексту.

Цель этого упражнения – загрузить уши учащихся посторонней работой – счетом слов.

В этом случае школьники лишены возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами.

Первый вопрос к учащимся – о числе слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным числом и действительным

не превышает 2%, хорошим - удовлетворительным –5-10%, при условии, если дети ответили на вопросы по содержанию текста.

Упражнение постепенно усложняю, считая тройки слов, строки, пары слов, а на уроках русского языка предлагаю прочитать текст упражнения со счетом слов на определенное правило.

В целях обучения детей вертикальному чтению использую упражнение «чтение - разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.

Использую памятку:

    Плотно сожмите губы и зубы.

    Поставьте пальцы на начало и конец строки.

    Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.

Это упражнение использую на уроках русского языка, например, «разведчики» находят в тексте словарные или слова на какое-либо правило. На уроках математики предлагаю отыскать среди примеров пример с определенным ответом.

Все эти упражнения провожу с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идет обычная работа над выразительным чтением, пересказом и т.д.

Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут. Ценность этих упражнений и в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом читают учащиеся его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой).

Наряду с основными упражнениями использую и другие:

1. Упражнение «финиш». Методика работы такая же, как при «чтении - спринт», только читаем до указанного слова и выражения.

2. Чтение с речевыми помехами. Ученик читает текст про себя, одновременно напевая знакомую песенку или декламируя наизусть стихотворение.

3. Чтение с простукиванием ритма. Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники должны читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.

4. Чтение страницы текста при условии, что закрыто линейкой 5 букв слева, потом 5 букв справа, затем 5 букв слева и 5 букв справа одновременно. Учащиеся догадываются, о чем там написано.

5. Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).

6. Игра «Шифровальщики» с использованием слоговой таблицы.

Например. Предлагаю учащимся « расшифровать» часть предложения, найти его в тексте (текст может быть как знакомый, так и незнакомый), прочитать абзац или часть и подготовить вопросы для одноклассников.

На палубе все смотрели и смеялись тому…

(Л.Н. Толстой «Прыжок»)

3 14, 62, 113 в, 112 с, 21, т, 104, 42 и с, 101, я, 42, сь 28, 61…

Или «зашифровываю» два первых слова из предложения, предлагаю найти это предложение и назвать в нём все встретившиеся орфограммы.

Провожу работу и по «зашифровке» самими учащимися слов на определённые правила, которые изучаем на уроках русского языка. Предлагаю «зашифровать» небольшие предложения для своих товарищей и, обменявшись тетрадями «расшифровать».

Я думаю, что, имея такую таблицу, каждый учитель может придумать массу различных интересных заданий для своих учеников и, таким образом, способствовать развитию интереса к чтению. При желании, такую работу могут организовать и родители дома, привлекая тем самым детей к чтению книг, способствуя общему интеллектуальному развитию своих детей.

Слоговая таблица.

а

о

и

у

ы

е

я

ё

ю

М

ма 1

мо 21

ми 41

му 61

мы 81

ме 101

мя 121

мё 141

мю 161

Л

ла 2

ло 22

ли 42

лу 62

лы 82

ле 102

ля 122

лё 142

лю 162

Н

на 3

но 23

ни 43

ну 63

ны 83

не 103

ня 123

нё 143

ню 163

Р

ра 4

ро 24

ри 44

ру 64

ры 84

ре 104

ря 124

рё 144

рю 164

Г

га 5

го 25

ги 45

гу 65

гы 85

ге 105

125

145

гю 165

К

ка 6

ко 26

ки 46

ку 66

кы 86

ке 106

126

146

кю 166

Д

да 7

до 27

ди 47

ду 67

ды 87

де 107

дя 127

дё 147

дю 167

Т

та 8

то 28

ти 48

ту 68

ты 88

те 108

тя 128

тё 148

тю 168

В

ва 9

во 29

ви 49

ву 69

вы 89

ве 109

вя 129

вё 149

вю 169

Ф

фа 10

фо 30

фи 50

70

фы 90

фе 110

фя 130

фё 150

фю 170

З

за 11

зо 31

зи 51

зу 71

зы 91

зе 111

зя 131

зё 151

зю 171

С

са 12

со 32

си 52

су 72

сы 92

се 112

ся 132

сё 152

сю 172

Б

ба 13

бо 33

би 53

бу 73

бы 93

бе 113

бя 133

бё 153

бю 173

П

па 14

по 34

пи 54

пу 74

пы 94

пе 114

пя 134

пё 154

пю 174

Ж

жа 15

жо 35

жи 55

жу 75

95

же 115

135

жё 155

жю 175

Ш

ша 16

шо 36

ши 56

шу 76

96

ше 116

136

шё 156

176

Х

ха 17

хо 37

хи 57

ху 77

97

хе 117

137

157

177

Ц

ца 18

цо 38

ци 58

цу 78

цы 98

це 118

138

158

178

Щ

ща 19

що 39

щи 59

щу 79

99

ще 119

139

щё 159

179

Ч

ча 20

чо 40

чи 60

чу 80

че 120

140

чё 160

180

Й

ъ

Ь

7. Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения. Это упражнение хорошо развивает долговременную память учащихся.

Каждый учащийся на уроке имеет своё мнение по разным вопросам, оно не обязано совпадать с мнением других учащихся, учителя и даже автора произведения, так как каждый видит проблему по своему. Мнение любого очень важно.

Совершенствование техники чтения про себя - лучший фундамент

совершенствования техники чтения вслух. Быстрое чтение – мощный и современный инструмент познания окружающего нас мира.

Мои дети читают осознанно, умеют хорошо пересказывать, читать по ролям, задавать вопросы и отвечать грамотно, доказательно, четко, умеют сравнивать, обобщать, делать выводы, сочинять небольшие миниатюры, сказки, стихи.

При проведении анкетирования в марте 2014 года из 14 учащихся 10 человек написали, что очень любят уроки чтения, 4 человека любят уроки чтения, и ни один ученик не написал, что не любит уроки чтения.

Создала тесты-вопросники по чтению (учебник «Родная речь», 4 класс, авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.), которые учителя могут использовать в своей работе.

Особенность динамического чтения заключается в том что во время чтения меняете его скорость от медленного к быстрому и наоборот.

Десять принципов динамического чтения:

  1. Создайте удобные условия для чтения. Это поможет не переутомляться.
  2. Приступайте к работе только на пике сил.
  3. Планируйте время.
  4. Отбирайте только дельную литературу.
  5. Читайте целенаправленно.
  6. Не переутомляйтесь.
  7. Используйте альтернативные источники информации. Прислушивайтесь к специалистам, а так же к более продвинутым знакомым.

Человеческий мозг может принять большее количество информации. В настоящее время, в эпоху Интернета и информационных технологий очень полезным является возможность скорочтения.

Большинство людей читает где-то на скорости между 60 и 90 км/час. Причина этого факта лежит в том, что мозг привыкает к такому чтению. Такая необычайная способность мозга приспосабливаться или, адаптироваться к любой новой норме используется в настоящее время во многих сферах, включая подготовку спортсменов к Олимпийским играм

Читайте со скоростью вашего мышления

Спешка - это опускание чего то. Что не идет легко, не идет совсем. Велик Создатель, сотворивший все сложное ненужным, а ненужное очень трудным.

В неспешном чтении развиваются способности. Если изучаем с привычной скоростью, то понимание идет на сто процентов.

Освоение наук - это не скольжение от предложения к предложению по принципу «чем быстрее прочитал - тем большего достиг». Чтение - это тренировка, изучение, интимность.

Когда мы работаем не спеша, у нас возникает контакт с текстом, с языком, с автором.

При чтении останавливайтесь на трудных участках текста. То, что известно - пробегайте взглядом.

Возвращайтесь к тому, что прочитали

Без записок, вы вряд ли что то запомните. Поэтому студенты записывают за преподавателем.

Все мало понятное следует повторить

Прочитали фрагмент - мысленно повторите и проверьте как вы его уяснили.

Ищите альтернативы чтению

Иногда бывает, что гораздо проще попросить совет у другого специалиста, чем вникать в суть самому. Так же можно разбить интересующий вопрос и часть информации получить из устных источников.

Важный текст читайте очень медленно.

Эффект скорочтения состоит не в том, чтобы прочитать как можно больше книг, а в том, чтобы как можно более легко находить решения из затруднительных ситуаций.

Все ли слова в тексте знакомы?

Чем больше непонятных терминов, тем ниже скорость чтения. Можно пропустить одно слово, но если непонятностей довольно много, то понимание текста будет не высоко.

Упражнение с метрономом для тренировки быстрого чтения

Природа мозга и ума также в состоянии научится скорочтению с помощью метронома, который может применяться несколькими разными способами. Вполне возможно для начала сделать так, чтобы каждый удар метронома означал продвижение вашей визуальной указки на один определенный шаг. С помощью этого заданного темпа можно установить и поддерживать стабильный ритм чтения, избегая падения скорости чтения по ходу времени. После того, как этот темп чтения прочно установится и станет привычным, ничто не мешает вам таким же способом повышать свою скорость чтения и далее.

Второй важный способ -вы настраиваете метроном на неестественно быстрый темп, заставляя свою систему "глаз/мозг" свыкаться с весьма высокой новой нормой. Эта форма тренинга опять-таки помогает вам "прыгать выше головы" за счет стремления достигнуть новых норм, невзирая на то, что они очень высоки. Можно их несколько снизить до удобных вам "низких" значений скорости чтения, которые и так окажутся вдвое выше ваших прежних средних показателей.

Как читать быстрее

1. Используйте указатель

На самом деле глаза не смотрят неподвижно в одну точку. Чтобы увидеть больше информации, они делают быстрые скачкообразные движения от того места, куда были направлены. Эти движения называются саккадами.

К сожалению, когда вы читаете, это положение постоянно двигается. Саккады (и просто обычные отвлекающие предметы) являются причиной того, что вы замедляете скорость, потому что вы должны искать место, где вы закончили читать. Решением этой проблемы является использование указателя .

Простейший указатель – это кончик вашего пальца. Просто поставьте палец под строкой в тексте и двигайте им, когда вы читаете. После того, как вы к нему привыкните, вы сможете читать намного быстрее, чем прежде.

2. Для скорости чтения главное не скорость, а контроль над чтением

Скорочитать это не просто развить скорость чтения до предельной скорости, с которой вы успели пробежать по строчкам. В результате многие считают, что они в не состоянии усвоить информацию и отмечают, что восприятие ухудшается, если они увеличивают скорость чтения.

Способность контролировать скорость сделает ваше чтение эффективнее, чем если вы просто будете мчаться по тексту.

Указатель поможет при контроле, вы физически сможете регулировать скорость чтения, двигая рукой. Если ваша рука движется быстрее, вы вынуждены читать быстрее. Так же как, если вы замедлите свой указатель, вы станете читать медленнее. Данный вид контроля позволяет внимательно читать сложные или важные части текста и быстро справляться с понятными и не имеющими важности частями.

3. Не озвучивайте слов в голове

Умение читать без озвучивания слов в голове поможет открыть путь для предельной скорости чтения, которая очень полезна, если текст легко воспринимаем или в нём много ненужной информации. Это не то же самое, что быстро пробежать текст глазами.

Потренируйтесь двигать указателем быстрее, чем вы успеваете произнести слова в голове. Это избавит вас от привычки автоматически озвучивать слова.

4. Активное чтение

Для быстрого чтения требуется активное чтение. Перед тем, как вы начнете читать, настройте своё мышление, поставив перед ним вопрос, что вы надеетесь извлечь из последующего чтения. Даже если вы на 100% уверены, что вам нужно выучить, это упражнение поможет вашему мозгу быстрее заметить соответствующие детали в тексте. Если вы нашли что-то интересное, остановитесь, чтобы подумать, или даже отметьте эту информацию в книге.

Активное чтение подразумевает, что вы будете останавливаться, чтобы обдумать то, что вы прочитали. Остановка для обдумывания не очень подходит для быстрого чтения. Но это – тактика осознанного чтения, которой должен владеть каждый.

Иногда полезным является быстрое прочтение написанного, где мало нужной информации, так же часто нужно сбавлять скорость, чтобы уяснить что-то важное или непонятное. Если сравнить чтение с вождением машины представьте что вы едите по прямой соответствующей стандартам автомагистрали, вы можете свободно набирать скорость. Но если вам нужно делать крутые повороты на горной дороге, лучше эту скорость снизить.

Динамическое чтение - это чтение на основе целенаправленного применения системы приемов (правил), повышающих темп (скорость чтения) и его продуктивность.

Скорость считывания текста зависит от длительности фиксации внимания на отдельных словах, от объема узнавания информации считы­ваемого материала, особенностей памяти, мышления, особенностей лич­ности. Зависит она также от особенностей текста, освещения, наличия помех и иных условий работы.

Для увеличения скорости чтения необходимо использовать следую­щие приемы и правила:

Не читайте все подряд с одинаковой скоростью. Информативность,
смысловая значимость текста даже на двух отдельных страницах мо­
жет быть различной.

Читая, мобилизуйте свое внимание, мышление, память. Постоянно
ориентируйтесь на цель, ради которой вы взяли в руки книгу.
Мысленно расчленяйте, структурируйте материал на следующие ас­
пекты:

1) фактологический;

2) теоретический;

3) практический (вопросы прикладного характера).

Акцентируйте внимание и анализируйте главное в тексте то, что со­ответствует целям чтения.

Читая, старайтесь не проговаривать слова (не шевелить языком и гу­бами).

Для предотвращения «вокализации» (проговаривания текста про себя) можно держать в зубах карандаш. Это повышает быстроту чтения, по­скольку скорость мышления, обеспечиваемая «чтением только глазами», гораздо быстрее, чем скорость проговаривания текста. 310


7.7. Самоменеджмент

Наращивая скорость чтения - сканирования, постепенно учитесь од­новременно схватывать и осознавать смысл:

1) нескольких слов;

2) строки;

3) предложения;

4) целого абзаца.

Постоянно расширяйте словарный запас, от этого во многом зависит понимание текста. Если понимания текста нет, то его нельзя считать про­читанным.

Приучайте себя не возвращаться к прочитанному материалу, пытаясь понять содержание текста после первого его прочтения.

Следует также определить: каковы ваши типичные недостатки в об­ласти культуры чтения и скорочтения. Работу над собой необходимо на­чинать со «слабого звена». Важно постоянно контролировать себя: уве­личивается ли скорость чтения, за счет каких приемов? Затем следует перейти к преодолению следующего недостатка и т. д.

Если прогресс в чтении будет недостаточен, следует дополнительно изучить литературу по скорочтению, динамическому чтению.

С помощью специальных методик обычную скорость чтения (500-600 слов в минуту) можно довести до 4000- 5000 слов. Скорочтение дает даже более качественное усвоение текста, чем обычное чтение.

Традиционная технология чтения имеет серьезные недостатки, замед­ляющие скорость чтения:

Глаза постоянно возвращаются к уже прочитанному участку текста. Многие люди незаметно для себя один и тот же текст читают 2-3 раза;


«подшептывание» и «бормотание» про себя читаемого текста;

Рассеянное внимание;

Отсутствие системы чтения;

Малое поле зрения при чтении;

Скептическое отношение к улучшению своих возможностей и отсут­ствие стремления к самосовершенствованию.

Существуют приемы, позволяющие избавиться от недостатков при чтении:

постукивание карандашом по столу в определенном ритме (для уст­ранения артикуляции); чтение с карандашом, зажатым в зубах (с теми же целями);


Использование «числовых пирамид». Три вертикальных ряда чисел образуют пирамиду. Фиксируя взгляд на цифрах верхнего ряда, необ­ходимо распознавать одновременно числа, расположенные в расхо­дящихся рядах;

Применение таблиц Шульте - разграфленного на 25 ячеек квадрата размером 20x25 см со вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25. Необходимо быстро найти все цифры по порядку и «вернуть­ся к началу»;

Фиксация цифровых или буквенных сочетаний, воспринимаемых в течение короткого интервала времени (для увеличения точности вос­приятия текстового материала);

Созерцание «зеленой точки». Смысл приема - каждый вечер созер­цать страницу с зеленой точкой в центре и думать только о ней, отго­няя все остальные мысли (для улучшения способности сосредоточи­ваться);

Введение в процедуру чтения определенной системы (обратить внима­ние на заголовок, подзаголовки, просмотреть оглавление, список лите­ратуры и т. п. - все это помогает выделить основное содержание);

При чтении газетных материалов усвоению текста помогают ответы на вопросы: Кто делает? Что? Когда? Почему? Где? Как?

Еще одна эффективная методика позволяет запомнить 80% материала спустя 8 часов после его изучения (обычный уровень запоминания со­ставляет 20%). Методика включает пять этапов:

Беглый просмотр текста для выявления его главной мысли;

Постановка вопросов, на которые следует искать ответы при чтении;

Пометки при чтении, выявляющие его структурную композицию;

Пересказ основных идей;

Повторный просмотр текста с акцентом на его основных идеях и внут­ренней структуре.

Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного . Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

План урока:

Перечень упражнений

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10. «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн... полочка.

Нов... футболочка.

Больш... ложка.

Рыж... кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не.......

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим.......

Юк-юк-юк — поломался наш......

Упражнение 3. «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Упражнение 8. «Партизан»

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух. И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами , чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться .

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!

И до новых встреч на страницах блога!

Евгения Климкович.

Упражнения для улучшения техники чтения

Упражнения для развития техники чтения.

    Чередование чтения вслух и чтения про себя .

    Чтение жужжащее. Чтение хором .

    Чтение в темпе скороговорки . Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

    Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу)

    Динамическое чтение . На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах. Также можно использовать упражнение «Словесная лесенка»

    Бинарное чтение . Один текст читают два ученика одновременно

    «Буксир»:

а) учитель читает вслух, изменяя ско­рость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показы­вают слово, где остановился учитель.

    «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.Похожее упражнение - “Мнимое слово”:

Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

    «Прыжки». Чтение через слово, через два слова, через три слова.

    «Голова и хвост». Учитель или уче­ник начинает читать предложение, дети
    быстро его находят и дочитывают все вместе.

    «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и
    последнего слова на строчке, первого и по­следнего слова в предложении.

    «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается
    на букву а; состоит из двух слогов; с ударе­нием в конце слова и др.). Похожее упражнение - поиск в тексте заданных слов: Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

13. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе разложены несколько карточек с текстами. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

14. «Фотоаппарат» На доске столбик слов, которые уче­ники читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти восстанавливают слова. Другая разновидность этого упражнения: На доске записано несколько слов. За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов...?»

14. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поис­ках важной информации.

15. Многократное чтение. Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать!

16. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

17. “Бросок – засечка”. Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

18. “Молния”. Чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд вначале до 2 минут после освоения.

20. Чтение перевернутого текста. Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

21. Восполнение пропусков букв в словах. Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.

Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.

23. «Дом, который построил Джек»

Дети прочитывают на максимальной скорости первое словосочетание несколько раз до тех пор, пока им это не удастся. Затем добавляется еще 1-2 слова, которые прочитываются с той же скоростью. И так до конца отрывка, повторяя каждый раз все сначала, как в известном стихотворении «Дом, который построил Джек». Например:

В некотором царстве...
В некотором царстве, в некотором государстве...
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец..,

Упражнения для формирования навы­ков выразительного чтения.

    Артикуляция: гласные исогласные звуки, слоги различных видов.

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО
ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ

Читаем гласные с ударением на одном из них:

ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ

Читаем, медленно, в умеренном темпе: убыстряя темп:

ЖЗИ ТНО КТРИ

ДРУ ЗБИ СТРУ

    Чтение скороговорок. Можно разнообразить это упражнение (дети читают скороговорку в соответствии с заданием)

немое кино (беззвучно)

    Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).

Чтение скороговорок.

    «На одном дыхании». Сделать глубо­кий вдох, прочитать предложение от начала
    до конца.

    Чтение одного предложения с разной интонацией.

    «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с
    той же интонацией.

    «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп исилу голоса.

    Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.

    Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3 – 4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту, которая больше под­ходит к тексту, и прочитать текст под му­зыку.

    Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни ипропевается текст сти­хотворения или небольшого рассказа.

    «Замена». Чтение с изменением го­лоса героя (например, слова кошки голосом
    мышки).

    Чтение по ролям.

    Инсценирование.

    Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель за­нимается с каждым «диктором».

    Чтение с настроением Один ученик читает текст, другие должны угадать его
    настроение.

    В работе над выразительным чтением очень помогает словарь настроений. Он есть у каждого ученика. После того, как учитель выразительно прочитает произведение, дети выкладывают на парту карточки со словами, обозначающими настроение, которое они ощущали во время чтения произведения. К примеру, у детей появляются карточки со словами: «весёлое», «радостное». Анализируя произведение, мы приближаемся к вопросу: а какие чувства испытал сам автор? И записываем на доске другие слова, отражающие настроение автора: (веселое, радостное, счастливое, удивление, возбуждение ).

После такой работы дети читают текст намного выразительней, стараясь через чтение передать и своё личное настроение, и настроение автора.

«Словарь настроений и состояний»

Беспокойное, боевое

Приветливое, радостное

Бодрое, боязливое

Прихотливое, робкое

Бурное. веселое

Светлое, сердитое

Возбужденное

Серьезное

Возмущенное

Скорбное

Волшебное

Героическое

Сонное, солнечное

Добродушное

Сочувствующие

Спокойное

Загадочное

Таинственное

Ликующее

Тоскливое

Печальное

Шутливое

Насмешливое

Хвастливое

Упражнения для понимания смысла текста

    Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

    Озаглавливание текста.

    Деление текста на части, составление плана.

    Определение темы текста, главной мысли.

    Определение типа текста.

    Подбор иллюстрации к тексту.

    По иллюстрации определить содержа­ние текста.

    Составление диафильма. Текст делит­ся на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

    Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

    «Пропущенное слово». Учитель чи­тает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

    Восстановление логической после­довательности текста. Статьи из журналов,
    газет разрезаются на части, перемешивают­ся и даются ученику в конверте.

    Восстановление текста Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Группа из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

    Распространение предложений.

    Различные фантазии при работе с текстом.

а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;

б) придумать продолжение рассказа;

в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те
же) Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы за­читываются и определяются лучшие.

15.Составление кроссвордов по тексту.

16. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

17. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

18.Подбор загадок к словам из текста.

19. Подбор пословиц и поговорок, рас­крывающих тему текста.

20. Составление ребусов к словам из текста.

21. Выражение мысли другими словами.
Упражнение направлено на то, чтобы научить ребенка оперировать словами.

Нынешняя зима будет очень холодной.

Нужно передать эту же мысль без искажения, но другими словами. Ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях.

22. Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:

озеро медведь карандаш

Например:

Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловит рыбку.

Упражнение развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения

«Зачеркни букву»

Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям.

Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра – другую и т.д.

«Читай цепочки»

«Помоги гласным и согласным подружиться»

Убери одну букву и получи новое слово

полк краска склон экран беда тепло

добавь одну букву и получи новое слово.

Выполни математическое действие и прочитай слово

ЛОД + ИМ – МО + ВАН – Л = ? (диван)
ВЕР + ЛИС + ТУ – УС + 0 – ИЛ + ЛЕТ = ? (вертолет)

СОМ+БАЛ-ОМ+КО-С+Н= БАЛКОН

Переставь буквы

В лесу на сосне дисит теляд. Хвостом упирается в остлв ереавд. Носом по стволу стучит, уорк билотд, букашек ищет.

(В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет).

целостные образы из разрозненных предметов.

Найди слово в слове

гроза газета кустарник
шутка поднос шоколадка
часовщик щепка ярмарка

Закончи предложение

По утрам у доктора Айболита лечат зубы звери: збреы, итгыр, вдрыы, оыббр .

Найди название животных среди строк

Насос сосет речную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной.

Чтение слов и предложений, записанных наоборот

АНИШАМ (машина) АКЛОП (полка) АЛОКШ (школа)

ЬТАТИЧ ЬТЕМУ ОШОРОХ КАК

Сколько спряталось слов?

ВОЛЧИШКОТКРЫТОЛЩЕНОКНОЧЬ

Найди слова, в которых спрятался слог –КРА:

краска крот

икра кран

красота крапива

красный кроткий

украл краб

Прочитай зашифрованные слова, найди лишнее (на основе этого упражнения можно зашифровывать главных героев читаемых произведений, а также можно зашифровывать словарные слова на уроках русского языка)

ИТК КИТ
КУАЛА АКУЛА
ЛЕДФИНЬ ДЕЛЬФИН
ЯЛИЛИ ЛИЛИЯ

Чтение текстов с деформированными словами

Береги здоровье.

Чистота – ЛОАЗГ РОДОЗЯВЬ. Борись с грязью и пылью. Чаще чисти ЁОВС ТЬЕАЛП и обувь. Обязательно ВЕТРИПРОВАЙ НАКОМТУ. Помни: солнце, воздух и вода – твои ИЕШЧУЛ ЗЬЯРУД.

Зашифрованное слово

Из каждого слова взять только первые слоги (второй слог, последний слог)

КОЛОС, РОТА, ВАЗА (КО-РО-ВА)

ЗМЕЯ, РАМА (Я-МА)

СОЛОМКА, ПОРА, МЕЛЬ (КА-РА-МЕЛЬ)

Усложнённое задание (без указания слогов)

САПОГИ, ПАРАШЮТ, ФАНТАЗИЯ (СА-РА-ФАН)

Прочитай слово, используя только буквы русского алфавита



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Иван Ефремов: Таис Афинская Иван Ефремов: Таис Афинская Что болит в левом боку под ребрами? Что болит в левом боку под ребрами?