Что все психологические особенности человека. Психологические особенности. Психологические особенности восприятия

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Особенности индивидуума зависят от егоспособа мышления, чувств и побуждений, поэтому тесно связаны с социальными условиями и конкретными обстоятельствами.

Которые повторяются в типичных ситуациях, являются чертами характера. Люди отличаются между собой смелостью или трусостью в моменты опасности, замкнутостью или общительностью в отношениях и тому подобным. Ученые разработали множество классификаций, описывающих психологические Отечественная школа разделяет два направления систематизации свойств характера.

1. Психические процессы формируют личностные черты

Волевая сфера отвечает за уровень настойчивости, решительности, самостоятельности, организованности, дисциплинированности, самообладания.

Эмоциональные внутренние процессы делают человека впечатлительным, отзывчивым, инертным, безразличным, вспыльчивым и резким.

Уровень интеллектуального развития определяет сообразительность, любознательность, находчивость, глубокомыслие.

В системе направленности характера разделяют категорию свойств по отношению к себе, к людям, к окружающему миру и к деятельности.

Например, человек относится к окружающему миру, согласно собственным убеждениям или абсолютной беспринципности. В основе системы убеждений лежит собственный опыт и воспитание.

Психологические особенности характера по отношению к деятельностиобусловлены жизненно важными целями. Черты характера проявляются в приоритетных интересах. Неустойчивость склонностей видна на фоне нарушенной цельности личности и отсутствия самостоятельности. Наоборот, люди с постоянными привязанностями и интересами параллельно характеризуются как целеустремленные и настойчивые.

Психологические особенности характера отличаются у двух человек с одинаковыми интересами. Ведь они могут по-разному относится к себе или к окружающим. Поэтому один веселый, а второй грустный, один скромный, а второй навязчивый, эгоист или альтруист. Две личности с совпадающей направленностью иначе понимают пути достижения цели, выбирают разные модели поведения, потому что обладают разными мотивациями. Потребность в успехе определяет психологические особенности в действиях, направленных или на стремление просто избегать неудачи, или на активную борьбу за победу. Поэтому кто-то проявляет инициативу, а кто-то отклоняется от малейшей ответственности.

В отношении к людям наблюдается лживость или честность, общительность, вежливость, отзывчивость.

Отношение к себе базируется на здоровом уровне эгоизма, при этом может наблюдаться заниженная или завышенная самооценка.

Психологические особенности восприятия

У человека в разной степени развиты зрительные, слуховые, осязательные, кинестические, обонятельные и с помощью которых осуществляется процесс восприятия.

Восприятие пространства заключается в определении удаленности объекта от наблюдателя, от предметов, его параметры и форму. Работают зрительные анализаторы, слух, кожные и двигательные рецепторы. Восприятие обеспечивает человеку специальный орган, который называется он находится во внутреннем ухе.

Чтобы воспринимать время человеку приходится задействовать анализаторы внутренних органических ощущений, кроме слуховых, зрительных и двигательных ощущений. Некоторые индивидуумы просыпаются в нужное им время без будильника. О таких людях говорят, что у них в процессе жизни развилось чувство времени.

Еще не все типы восприятия изучены совершенно, ученые активно исследуют данную область человеческой психики.

В увлекательном турне мы займемся рассмотрением интересного показателя: уровня ответственности личности как особенности характера. Ведь характер – своеобразная «программа» поведения личности: некоторые из нас нацелены на достижение успеха, а другие стремятся избежать неудач. Мы раскроем тайну, почему некоторые могут «все», готовы за все отвечать, в их поведении бьет фонтаном незаурядная энергия, жажда перемен, жизненная активность. Такие режиссеры в театре жизни стремятся узнать, что и почему происходит, хотят влиять на события, не устают совершенствовать характер, смело принимают решения и способны гибко менять поведение.

Другие же люди живут себе потихоньку в серой и блеклой действительности, плывут, как листья в сторону дуновения ветра. Такие актеры в театре жизни сетуют на трудности бытия, но даже не пытаются исправлять характер и не желают менять поведение. Их кредо: раз от них ничего не зависит, нечего особо беспокоиться и вносить коррективы в характер. Наши наставники расскажут, почему мы такие разные: одни – режиссеры, другие – актеры, в чем причины психологических особенностей и каковы механизмы формирования стилей жизни и поведения.

Некоторые из нас склонны к медлительности, поведение других выделяется излишней торопливостью. Для одних характерна легкость смены эмоций и пробуждения чувств, другие невозмутимые и хладнокровные. Во время путешествия по страницам рубрики мы узнаем, почему люди отличаются по впечатлительности, импульсивности, имеют разный ресурс жизненной энергии. Мы ознакомимся с типами темпераментов, что позволит легко определить свои сильные стороны и найти «ахиллесову» пяту. Мы станем свидетелями того, что развитие положительных сторон темперамента поможет избежать проблем в воспитании детей и устранит изъяны поведения.
Наши наставники расскажут, как происходит становление характера человека. Ведь зная характер личности, можно предвидеть, как он поведет себя в той или иной ситуации. Мы поймем, что существует закономерная зависимость черт характера, которая определяет поведение индивида. Например: если человек труслив, то вряд ли он станет инициатором преобразований. Однако в поведении он будет демонстрировать угодливость и приниженность по отношению к авторитетной особе, недоверчивость и осторожность, как бы чего плохого ни вышло, конформизм, чтобы не быть «белой вороной».

Мы узнаем об удивительных особенностях характера и поведения людей с разными «полюсами»: интровертами и экстравертами. Мы рассмотрим варианты акцентуации личности – усиления выраженности той или иной черты характера. Нам станет понятно, почему некоторые из нас отличаются безоговорочным стремлением к порядку, ответственные и дисциплинированные, и перепроверяют по нескольку раз, закрыта ли входная дверь. Другие стремятся любыми способами выделиться из толпы, демонстрируя отличное актерское мастерство. Третье вспыхивают как спичка от незначительного раздражителя. Четвертые годами вынашивают планы мести. Пятые пугливые, замкнутые, застенчивые, избегают новых компаний и всего боятся.

Мы попадем в уникальный мир магических свойств психологии и на практике испробуем, как определить характер человека по его почерку, изучим теорию физиогномики и попытаемся раскрыть особенности личности по его внешности.
И, главное, мы получим ценные рекомендации, как самостоятельно совершенствовать и развивать положительные черты характера, чтобы быть успешным, процветающим, здоровым. Развить в себе позитивные свойства – фундаментальный принцип гармонии, счастья, любви. Позитивные черты характера – это не то, чем мы хвастаемся и бравируем перед людьми, это маленькие обязанности каждого человека, который намеревается быть личностью с большой буквы.

Мы научимся управлять своим поведением, основываясь на простых правилах:
Искренне улыбаться и быть приветливым.
Учитывать психологические особенности и не прекращать самосовершенствоваться.
Мотивировать себя творить добро и не забывать поощрять себя.

Работа анализаторов человека обеспечивает физиологическую составляющую психофизиологической надежности, а ее психологическая составляющая определяется памятью, мышлением, вниманием, характером, темпераментом, эмоциями, волей, потребностями, способностями и др.. Психологические особенности человека тесно связаны с деятельностью высшей нервной системы, которая обеспечивает адекватные взаимоотношения организма с окружающей средой. Любое поведение человека (даже самая сложная) определяется наличием безусловных (наследственных) и условных (приобретенных) рефлексов, однако высшая форма приспособления человека к условиям обитания является ее умственная деятельность.
Безопасность жизнедеятельности человека зависит также от его психического состояния. И хотя от рождения человеку присущ инстинкт самозащиты и самосохранения, она часто становится жертвой опасных ситуаций. Причины такого положения вещей кроются как в окружающей среде, так и в самом человеке — индивидуальных физиологических и психологических особенностях, нарушениях эмоционального состояния, в отсутствии знаний и опыта.
К психических процессов, которые занимают важное место в обеспечении безопасности человека, относят память, мышление и внимание.
Память — это сложный комплекс психических процессов, происходящих в центральной нервной системе и обеспечивают накопление, хранение и воспроизведение информации. С памятью тесно связан процесс мисиення, суть которого заключается в улавливании закономерностей взаимосвязей между объектами и явлениями природы и способности их использования в новых условиях. Без памяти и мисиення жизни человека теряет смысл, а необъятные их способности открывают человеку путь к самосовершенствованию и раскрытия своих способностей.
Безопасность человека определяется уровнем внимания — концентрации сознания на отдельных объектах. Сознание человека всегда охватывает определенные объекты, однако важно вовремя волевым усилием сконцентрировать ее на определенном, заданном объекте. Объем внимания, ее распределение и скорость перевода от одного объекта на другой у разных людей неодинакова и зависит от возраста, их психофизиологического состояния и многих других причин.
Эмоции — проявление субъективного отношения человека к окружающему миру и к самому себе. Эмоции — один из главных механизмов внутреннего регулирования психической деятельности и поведения. Они дают возможность определить физиологическую значимость внешних воздействий на состояние организма и осуществить его энергетическую мобилизацию, вызывая изменения в деятельности органов дыхания, пищеварения, круговорота, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры.
Среди эмоциональных состояний человека выделяют, в частности, такие: настроение, аффект и стресс.
Настроение — стойкий эмоциональное состояние, обусловленное слабым и продолжительным возбуждением и отражает отношение человека к окружающему миру. У психически здорового человека доминирует жизнерадостное, оптимистичное мировоззрения.
Аффект — импульсивное состояние, возникающее в экстремальных условиях, когда человек из-за помрачения сознания теряет контроль над своими действиями. Возникает в ответ на сильный раздражитель.
Стресс — характеризуется совокупностью защитных физиологических реакций, возникающих в организме человека в ответ на воздействие неблагоприятных внешних факторов.
Эмоциональные реакции отражают психическое состояние человека, и они имеют различную окраску (положительное, отрицательное): радость и горе, восхищение и разочарование, сожаление и агрессивность и др.. Эмоциональные реакции людей на одну и ту же ситуацию разные, есть субъективные: разные люди неодинаково выражают свои эмоции. Это обусловлено, по крайней мере, двумя причинами: генетической наследственностью и жизненным опытом. Следовательно, эмоционально благополучными и рождаются, и становятся протяжении жизни.
Среди условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие, выделяют следующие:
развитое чувство индивидуальности;
умение общаться;
умение устанавливать доброжелательные отношения;
умение проявлять активность.
их сочетание является гарантом успеха в достижении эмоционального благополучия — эмоциональной стабильности. Эмоциональная стабильность-интегральная свойство психики, которая проявляется в способности успешно преодолевать состояние избыточного эмоционального возбуждения. Эмоциональная стабильность один из важных факторов надежности и эффективности жизнедеятельности.
Темперамент — индивидуальная особенность психики человека, что проявляется в интенсивности, скорости, напряженности, уравновешенности протекания психических процессов индивида, в яркости и устойчивости его эмоциональных состояний. По И. П. Павловым (1849-1936), который разработал научные основы теории темперамента *, нервная система человека характеризуется тремя главными свойствами — силой, уравновешенностью и подвижностью возбудительного и тормозного нервных процессов. Четыре из возможных комбинаций этих свойств определяют четыре типа высшей нервной деятельности и соответствующие темперамента человека:
сильный, неуравновешенный, подвижный (холерик);
сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник);
сильный, уравновешенный, инертный (флегматик);
слабый, неуравновешенный, инертный (меланхолик).
Холерики имеют сильную нервную систему, легко переходят от одной работы к другой, однако неуравновешенность уменьшает их совместимость с другими людьми. Холерики склонны к резким сменам настроения, нетерпеливые, подвергаются эмоциональным срывам.
Сангвиники также имеют сильную нервную систему, легко переходят к другой работе, к общению с другими людьми. Сангвиники часто стремятся к смене впечатлений, легко и быстро отзываются на события, сравнительно легко переживают потери.
В флегматиков сильная, работоспособная нервная система, однако они, преодолевая трудности, начинают другую работу и приспосабливаются к новой оостановкы. Характеризуются спокииним, равным настроением, слабым проявлением эмоций.
У меланхоликов низкий уровень психической активности, медленные движения, они быстро устают, но имеют высокую эмоциональную чувствительность ко всему, что происходит вокруг них, легко уживаются с другими людьми.
Предположив, что сильный и слабый типы высшей нервной деятельности, по Павлову, очень близки к экстравертный и интра-вертного типа личности, а природа экстра-и интроверсии обусловлено свойствами центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения, психолог Айзенк определил типы темперамента в двух шкалах: «интро-и экстраверсия» и «нейторизм (эмоциональная стабильность — нестабильность)»
Чистый тип темперамента попадается редко, следовательно, можно говорить лишь о преобладающий тип темперамента. Чем дальше от центра крутая и его осей находится точка, которая определяется по числовыми значениями шкал «интро-и экстраверсии», «эмоциональная стабильность — нестабильность», тем четче проявляется тот или иной тип темперамента. Числовые значения для шкал крутая Айзенка определяются соответствующими тестами. Поскольку каждый тип темперамента естественно обусловлен, то лицо, определив его, может эффективно использовать его положительные моменты.
Потребность — это необходимость человека в чем-либо. Потребности побуждают человека к проявлению активности и поиска путей их удовлетворения. Они становятся внутренними возбудителями деятельности, ее мотивом. Потребности человека имеют свою иерархию. Одна из них, по психологом Маслоу, выглядит как пирамида, в основе которой лежат физиологические потребности, а дальше идут потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в признании и потребности в самореализации и развития личности
В физиологических потребностей относят потребности в пище, воде, отдыхе, продолжении рода. Это — основные потребности, без их удовлетворения другие потребности теряют смысл.
Потребности в безопасности оказываются во внешней защите человека, сохранении здоровья, стабильности условий жизни и обеспеченной старости.
Социальные потребности — это стремление любви и принадлежности кому-либо, желание пользоваться благосклонностью других людей, быть объектом их внимания и любви.
Потребности в признании проявляются в желании признания успехов и достижений личности со стороны других людей.
Потребности в самореализации и развития личности состоят в самосознании своего места в этом мире и предусматривают максимальную возможность выражения своих творческих способностей.
У психически и социально здоровых людей есть и желание, и возможность удовлетворить любые потребности. Однако пирамидальный переход от простых физиологических потребностей в высоких духовных ценностей является непростой и прежде предполагает осознание каждым лицом смысла своей жизни, своих возможностей с целью их полной реализации.
Об удовлетворении или неудовлетворении потребностей свидетельствуют эмоциональные реакции человека. Если потребность удовлетворена, то человек проявляет положительные эмоции (радость, восторг, любовь), а если недоволен — то отрицательные (гнев, страх, отвращение) — Недовольство потребностей побуждает человека к активности.
Активность личности — это способность к преобразованиям материального и духовного среды с целью удовлетворения потребностей. Во активностью, с точки зрения психологических особенностей человека, понимают ее активную жизненную позицию, которая выражается в последовательности отстаивания своих взглядов и доведении начатых дел до конца (сочетании слова и дела). Активность в этом смысле имеет не только психологические, но и социальные оттенки, поскольку возможность проявления активности зависит от степени общественной свободы, правовых гарантий для инициативы и самодеятельности.
По социальным проявлением активности психологи разделяют три типа поведения человека: пассивную, активную и агрессивную. Люди с пассивным поведением исповедуют идею «авось» и перекладывают решение своих проблем на других. В основном, такой подход к делу не имеет успеха и такие люди обвиняют в этом кого, только не себя.
Активные люди открыто заявляют о своих потребностях и стремятся их удовлетворить всеми дозволенными способами. Активная жизненная позиция таких людей приводит к нормальным отношениям между людьми и они, как правило, достигают поставленной цели.
Иногда активное поведение переходит в агрессивную, когда лица с целью удовлетворения своих потребностей игнорируют потребности других или пытаются их решить за чужой счет. Естественно, такое поведение является опасным для общества и она может привести к изоляции человека.
Для оценки психофизиологических особенностей человека используют различные методы: общенаучные (наблюдение), психо-диагностические (тестирование), педагогические (изучение результатов трудовой деятельности). Чаще всего используют психодиагностических метод. Современная психодиагностика пользуется такими тестами:
тесты интеллекта используют для выявления умственного потенциала индивида;
тесты достижений позволяют оценить степень конкретных знаний;
тесты творчества применяют для выявления творческих способностей;
проективные тесты, предназначенные для целостного изучения личности.
Психодиагностические тесты с успехом используют не только для определения, но и для формирования соответствующих умственных и эмоционально-волевых качеств.
Психофизиологическая надежность человека является непостоянной и закономерно изменяется с возрастом, в частности у детей и пожилых людей она снижена по сравнению с лицами среднего возраста. Это объясняется тем, что у детей соответствующие анализаторы и психофизиологические особенности еще окончательно не сформировались, а у стариков уже не выполняют в полном объеме свои функции. Есть и другие факторы, которые также изменяют психофизиологическую надежность человека и уровень его безопасности.
Снижают уровень безопасности межличностные конфликты (психическая травма, вызванная в результате конфликта, выводит человека из нормального психофизиологического состояния, что может привести к существенным изменениям в выполнении профессиональных функций и общего функционального состояния); усталость, переутомление, болезнь, курение, употребление алкогольных напитков (алкоголь негативно влияет на центральную нервную систему: нарушается умственная и физическая работоспособность, усугубляется усталость, снижается скорость двигательной реакции, устойчивость и интенсивность внимания, нарушаются процессы мышления и памяти); наркомания (употребление наркотиков приводит к хроническому наркотического отравления, которое вызывает расстройство функций многих органов и систем организма, особенно центральной нервной системы) и др.. Уровень безопасности повышают — оздоровительная физическая культура, рациональное питание, физиотерапия, массаж, закаливание, психотерапия, профессиональный отбор и профессиональное образование.

Министерство науки и образования Украины

Харьковский государственный университет архитектуры и строительства

Кафедра украинских и русских языков

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»

Выполнил

Студент группы МОЗ-11

Бондарева Н. С.

Проверил

Дытюк С. А.

Харьков 2011

План работы:

1. Особенности моего темперамента.

2. Агрессивность, ее виды или их отсутствие, проявление этого качества в моем поведении.

3. Мой характер и волевые качества.

4. Мои способности к общению, их оценка.

5. Качества и свойства моей личности, нуждающиеся в изменении и развитии.

1.ОСОБЕННОСТИ МОЕГО ТЕМПЕРАМЕНТА

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Темперамент состоит из 4 типов:

сангвинического, меланхолического, холерического, флегматического.

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует

себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Экстраверсия - обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Э. противоположна интроверсии.

Интроверсия - обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Амбиверсия – Равномерно распределенная обращенность сознания человека как на то, что происходит вокруг, так и на самом себе.

Ригидность - заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий.

Пластичность – легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми.

На полюсе эмоциональной стабильности находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью, отличной адаптацией, а на другом чрезвычайно нервозный, неустойчивый, плохо адаптированный тип.

По результатам диагностики темперамента по шкале Айзенка и оценки свойств темперамента по Русалову, я установила, что в моем темпераменте преобладает холерический тип, наблюдаются высокая эмоциональная нестабильность, значительная экстраверсия, высокий уровень пластичности. Подтверждением результатам диагностик является то, что я действительно очень вспыльчива, часто повышаю голос, но также я быстро успокаиваюсь. Мне сложно признавать свою неправоту, всегда стою на своем, не сдерживаю своих эмоций.

2. АГРЕССИВНОСТЬ. ЕЕ ВИДЫ ИЛИ ИХ ОТСУТСТВИЕ. ПРОЯВЛЕНИЕ ЭТОГО КАЧЕСТВА В МОЕМ ПОВЕДЕНИИ

Агрессивность – это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к их разрушению и к неспровоцированным агрессивным действиям.

Тревожность – это особое эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми.

Фрустрация - эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели. Состояние фрустрации - это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности не нашедшей своего удовлетворения (“Психологический словарь” под редакцией Давыдова). Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием.

С практической точки зрения различают следующие виды агрессии:

1. Физическая агрессия– использование физической силы против другого лица.

2. Вербальная агрессия– выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань.

3. Косвенная агрессия– использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (в крике, топании ногами и т.п.).

4. Негативизм– оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов.

5. Раздражение– склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости.

6. Подозрительность– склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающая из убеждения, что окружающие намерены причинить вред.

7. Обида– проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания.

8. Чувство вины, или аутоагрессия– отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно

Исследования агрессивности, фрустрации и тревожности собственной личности при помощи опросника Спилбергера и теста по Розенцвейргу показали, что у меня высокий уровень агрессии и тревожности. Я соглашусь с результатами, так как я в большинстве случаев враждебно и со злостью реагирую на, казалось бы, безобидные случайности. Я могу оскорбить человека или нагрубить ему, если мне что-то не понравится в его поведении или поступке. Меня часто все раздражает. Также есть и тревожность из-за проблем в семье, но я не думаю, что она настолько велика.

3. МОЙ ХАРАКТЕР И ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА

Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе, система привычных способов поведения человека в определенных условиях. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).

Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься, в общении с людьми. Основными категориями отношений, в которых проявляется характер являются отношение к обществу, коллективу; отношение к труду и результатам, продуктам, труда; отношение к самому себе, своей личности.

Воля – психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий. Воля человека выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам.

К волевым качествам личности относят целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, смелость, мужество, дисциплинированность.

Также можно внести сюда и отрицательные волевые качества: негативизм, внушаемость, упрямство, импульсивность, трусость.

Исследования характера собственной личности показали, что у меня слабая воля характера. В моем характере преобладают такие черты как коллективизм, чуткость, общительность, лень, самостоятельность, упрямство, импульсивность. В своем поведении я заметила эти проявления характера. Я общительный человек, стараюсь чтоб окружающим меня людям было комфортно и интересно. Что касается какой-либо работы, я делаю ее медленно и нехотя. Меня очень сложно переубедить, даже если я осознаю, что не права все равно буду стоять на своем. В это же время я легко поддаюсь чужому влиянию, что показывает слабую силу воли.

4. МОИ СПОСОБНОСТИ К ОБЩЕНИЮ, ИХ ОЦЕНКА

Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен информацией.

Для адекватного общения необходимо владеть культурой общения – умение общаться с собеседником в различных ситуациях, придерживаясь при этом общепринятых норм и правил общения в данном обществе. Правила и нормы зависят от конкретных ситуаций, в связи с которыми определяют 6 основных стилей общения: межличностное общение друзей, деловое общение, примитивное общение, манипуляционное общение, формально-ролевое общение, светское общение. Также для адекватного общения необходимо применять средства общения. Средства общения делятся на визуальные (движение рук, ног, головы; выражение глаз и лица; поза и т. д.), акустические (интонация, тембр, тон голоса и т. д.), тактильные (прикосновения), ольфакторные (ароматы исходящие от собеседника или окружающей среды).

Индивидуально-психологические особенности отличают одного человека от другого. Отрасль психологической науки, изучающая индивидуальные особенности различных сторон личности и психических процессов, называется дифференциальной психологией. Наиболее общей динамической структурой личности является обобщение всех ее возможных индивидуально-психологических особенностей в четыре группы, образующие четыре основные стороны личности:

Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, простейшие потребности).


Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества, мировоззрение).

Индивидуальные особенности различных психических процессов.

Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек).


Далеко не все индивидуально-психологические особенности этих сторон личности будут чертами характера. Но все черты характера, понятно, являются особенностями личности. Прежде всего, надо сказать о принципиальных отличиях черт характера от общих черт, о которых речь шла выше.


Во-первых, характер - это лишь одна из подструктур личности, причем подструктура подчиненная. Развитая зрелая личность хорошо владеет своим характером и способна контролировать его проявления. Наоборот, прорывы характера, когда человек действует непосредственно по логике того, к чему его побуждают те или иные черты характера, типичны, скажем, для психопатов. Имеются в виду взрослые. Что же касается детского и подросткового возраста, то это особый разговор. Таким образом, характер занимает подчиненное положение, и собственно проявления характера зависят от того, каким мотивам и целям служат в конкретном случае эти проявления. То есть черты характера не являются чем-то, что действует само по себе, проявляется во всех ситуациях. Во-вторых, суть тех черт, из которых складывается характер, может быть прояснена через механизмы формирования характера. Прежде чем говорить об этих механизмах, зафиксируем основные мифы, которые бытуют по отношению к характеру: характер биологически определен, и с этим ничего нельзя сделать; характер полностью воспитуем, можно сформировать любой характер по желанию при специально организованной системе воздействий; есть такая очень серьезная вещь, как национальный характер, то есть существуют очень сильно отличающиеся друг от друга структуры характера, присущие разным нациям, которые существенным образом влияют на индивидуальный характер всех представителей данной нации.


У характера есть и, так сказать, макросоциальная основа. В мифе о национальном характере тоже есть доля правды. По поводу национального характера идет очень много споров в литературе. Основная проблема ставилась так: существует ли национальный характер или нет? Выяснилось очень четко, что существуют, по крайней мере, очень сильные стереотипы в отношении национального характера, то есть что представители одних наций демонстрируют достаточно стойкие убеждения в существовании у других наций определенных комплексов черт. Более того, эти стереотипы в восприятии другой нации прямо зависят от того, как эта нация "себя ведет". Так, несколько лет назад в Западной Германии проводились исследования, посвященные отношению к французам. Было проведено 2 опроса с интервалом в 2 года, однако за эти 2 года отношения между Германией и Францией заметно ухудшились. При втором опросе резко увеличилось число людей, назвавших в числе характерных черт французов легкомыслие и национализм, и резко уменьшилось число тех, кто приписывал французам такие положительные качества, как шарм, любезность. А есть ли реальные различия между нациями? Да, есть. Но оказалось, что, во-первых, различия всегда выделяются по небольшому числу черт по сравнению с теми чертами, по которым преобладает сходство, и, во-вторых, что различия между разными людьми внутри одной и той же нации гораздо больше, чем устойчивые различия между нациями. Поэтому справедлив приговор, вынесенный американским психологом Т. Шибутани: "Национальный характер, несмотря на разнообразные формы его изучения, во многом подобен респектабельному этническому стереотипу, приемлемому прежде всего для тех, кто недостаточно близко знаком с народом, о котором идет речь". По сути, представление о национальном характере является формой проявления того самого типологического мышления, о котором уже говорилось. Определенные минимальные различия, которые реально существуют (например, темперамент южных народов) и которые менее существенны, чем сходство, берутся как основа для определенного типа. Типологическое мышление, как уже говорилось, отличается, прежде всего, категоричностью (или одно, или другое), отсутствием градаций, выделением чего-то частного и раздуванием его за счет игнорирования всего остального. Таким образом, появляется мировоззренческий монстр под звучным названием "национальный характер".


Существует и так называемый социальный характер, то есть некоторые инвариантные особенности характера, присущие определенным социальным группам. У нас в свое время было модно говорить о классовом характере, и за этим действительно стоит некоторая реальность. Также было модно говорить о каких-то характерологических особенностях бюрократов, управленцев и т. д. За этим тоже стоит определенная реальность, связанная с тем, что характер формируется в реальной жизни человека, и в меру общности тех условий, в которые попадают представители одних и тех же классов, социальных групп и т. д., у них формируются некоторые общие черты характера. Ведь характер выполняет роль как бы амортизатора, своеобразного буфера между личностью и средой, поэтому он во многом этой средой определяется. Во многом, но не во всем. Главное зависит от личности. Если личность направлена на приспособление, адаптацию к миру, то характер помогает это сделать. Если, наоборот, личность, направлена на преодоление среды или на преобразование ее, то характер помогает ей преодолеть среду или преобразовать ее. Согласно наблюдениям Е. Р. Калитеевской, адаптивность и отсутствие шероховатостей, трудностей в так называемом "трудном возрасте" фиксирует адаптивный характер и потом приводит к тому, что человек испытывает в жизни много трудностей. И наоборот, внешне бурные проявления "трудного возраста" помогают человеку сформировать определенные элементы самостоятельности, самоопределения, которые дадут ему возможность в будущем нормально жить, активно воздействовать на действительность, а не только приспосабливаться к ней. Вместе с тем характер нельзя рассматривать как простую сумму отдельных качеств или особенностей личности. Какие-то его черты всегда будут ведущими; именно по ним и можно охарактеризовать человека, в противном случае задача представления о характере была бы невыполнимой, так как у каждого индивида число отдельных характерных черт может быть велико, а количество оттенков каждой из этих черт еще больше. Например, аккуратность может иметь оттенки: пунктуальность, педантичность, чистоплотность, подтянутость и т. д.


Отдельные черты характера классифицируются значительно более легко и четко, чем типы характеров в целом. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. Б. М. Теплов предложил черты характера делить на несколько групп. В первую группу входят наиболее общие черты характера, образующие основной психический склад личности. К ним относятся: принципиальность, целеустремленность, честность, мужество и т. д. Понятно, что в чертах характера могут выступать и противоположные этим, то есть отрицательные, качества, например: беспринципность, пассивность, лживость и т. д. Вторую группу составляют черты характера, в которых выражается отношение человека к другим людям. Это общительность, которая может быть широкой и поверхностной или избирательной и противоположная ей черта - замкнутость, которая может быть результатом безразличного отношения к людям или недоверия к ним, но может быть следствием глубокой внутренней сосредоточенности; откровенность и противоположная ей - скрытность; чуткость, тактичность, отзывчивость, справедливость, заботливость, вежливость или, напротив, грубость. Третья группа черт характера выражает отношение человека к самому себе. Таковы чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им - тщеславие, заносчивость, самомнение, иногда переходящее в наглость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм (склонность постоянно быть в центре внимания вместе со своими переживаниями), эгоизм (забота преимущественно о своем личном благе) и т. д. Четвертая группа черт характера выражает отношение человека к труду, своему делу. Сюда входят инициативность, настойчивость, трудолюбие и противоположная ему - лень; стремление к преодолению трудностей и противоположная ей - боязнь трудностей; активность, добросовестность, аккуратность и т. д. По отношению к труду характеры делятся на две группы: деятельные и бездеятельные. Для первой группы типичны активность, целеустремленность, настойчивость; для второй – пассивность, созерцательность. Но иногда бездеятельность характера объясняется (но отнюдь не оправдывается) глубокой внутренней противоречивостью человека, еще "не определившегося", не нашедшего своего места в жизни, в коллективе.


Чем ярче и сильнее у человека характер, тем более определенно его поведение и более отчетливо в различных поступках выступает его индивидуальность. Однако не у всех людей их действия и поступки определяются свойственными им личными особенностями. Поведение некоторых людей зависит от внешних обстоятельств, от хорошего или плохого влияния на них товарищей, от пассивного и безынициативного выполнения отдельных указаний руководителей и начальников. О таких сотрудниках говорят как о бесхарактерных. Характер нельзя считать самостоятельной, как бы пятой, стороной общей динамической структуры личности. Характер - это сочетание внутренне взаимосвязанных, наиболее важных индивидуальных сторон личности, особенностей, определяющих деятельность человека как члена общества. Характер - это личность в своеобразии ее деятельности. В этом его близость со способностями (их мы рассмотрим в следующей лекции), которые также представляют собой личность, но в ее продуктивности.


Человек как личность, конечно же, не сводим к характеру. Личность определяется, прежде всего, той общественной деятельностью, которую выполняет. Личность имеет социальные ориентации, идеалы, отношение к окружающим и к различным сторонам жизни, знания, умения, навыки, способности, уровень их развития, темперамент. Личности свойственны гармоничность развития в целом, обучаемость, гибкость поведения, способность к перестройке, умение решать организационные вопросы и др. Однако и характерологические черты имеют существенное значение для понимания личности. Чем ярче характер, тем больше он накладывает отпечаток на личность, больше влияет на поведение. Многочисленные попытки классифицировать типы характеров в целом (а не отдельных черт) до сих пор не увенчались успехом. Помимо разнообразия и многогранности характерологических качеств, многообразие предложенных классификаций объясняется и различием признаков, которые могут быть положены в их основу.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Готовим говяжье легкое: лучшие рецепты Готовим говяжье легкое: лучшие рецепты Как готовить винегрет с фасолью Как готовить винегрет с фасолью Биография афанасия фета кратко самое главное для детей Биография афанасия фета кратко самое главное для детей