Что такое малороссия и кто такие малороссы. Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (12) Национальность малороссы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Великороссы, малороссы и белорусы

Мы видели, что до нашествия татар на всем пространстве тогдашней России действовала и господствовала единая народность - русская.

Но мы видели также, что лет сто после этого нашествия, с XIV века, встречается (для Галиции) официальное название "Малая Россия", название, от которого со временем произойдет наименование части нашего южного населения малороссами. У этого населения сложится особое наречие, свои обычаи, а в XVII веке появится некоторое, хотя и зачаточное, подобие государственной самостоятельности. Такие исторические явления не импровизируются; корни их должны уходить в глубь веков - и не вправе ли мы предположить, что уже за рассматриваемый домонгольский период в толще народной происходили какие-то изменения, издалека подготовлявшие раздвоение единой русской народности?

В 1911 году в Петрограде скончался маститый профессор Ключевский, новейший из корифеев русской историографии, человек, одаренный исключительным даром проникновения в тайники былой жизни народа. От прикосновения его критического резца с исторических личностей спадают условные очертания, наложенные на их облик традиционными, на веру повторявшимися поверхностными суждениями. Ни воплощения государственных добродетелей, ни носителей беспримерного злодейства вы не встретите на страницах его книги, там пред вами проходят живые люди - сочетание эгоизма и доброты, государственной мудрости и безрассудных личных вожделений. Но не только Андрей Боголюбский или Иван Грозный воскресают под его творческим прикосновением; оживает и безымянный, почти безмолвный строитель своей истории - обыденный русский человек: он бьется за жизнь в тисках суровой природы, отбивается от сильных врагов и поглощает слабейших; он пашет, торгует, хитрит, покорно терпит и жестоко бунтует; он жаждет над собой власти и свергает ее, губит себя в распрях, уходит в дремучие леса молитвенно схоронить в скиту остаток своих годов или убегает на безудержный простор казачьих степей; он живет ежедневной серой жизнью мелких личных интересов - этих назойливых двигателей, из непрерывной работы которых слагается остов народного здания; а в годы тяжких испытаний поднимается до высоких порывов деятельной любви к гибнущей родине. Этот простой русский человек живет на страницах Ключевского таким, как был, без прикрас, во всей пестроте своих стремлений и дел. Крупные личности, яркие события - это у Ключевского лишь вехи исторического изложения: к ним тянутся и от них отходят многотысячные нити к тем безвестным единицам, которые своей ежедневной жизнью, сами того не зная, сплетают ткань народной истории. Мысль Ключевского, зарожденная в высокой области любви к правде, за десятки лет ученого труда пронизала мощный слой исторического сырого металла, претворила его и течет спокойная, струей исключительного удельного веса, бесстрастная и свободная. Нигде нет фразы, нигде он не унижается до одностороннего увлечения, всюду у него, как в самой жизни, сочетание света и тени, всюду о лицах, классах, народностях, об эпохах беспристрастное, уравновешенное суждение. В наш век рабской партийной мысли и лживых слов книга эта - умственная услада и душевное отдохновение. Ей мы можем довериться. О разветвлении русского народа она повествует так.

Киевская Россия достигла своего расцвета в середине XI века. Со смерти Ярослава I (1054 год) начинается постепенное увядание; основной его причиной была беспрерывная борьба с азиатскими племенами, давившими на Южную Русь с востока и с юга. Россия отбивалась и переходила сама в наступление; нередко соединенные княжеские дружины углублялись далеко в степь и наносили жестокие поражения половцам и иным кочевникам; но на смену одним врагам приходили с востока другие. Силы Руси истощались в неравной борьбе, и наконец она не выдержала, стала сдавать. Жизнь в пограничных землях (на востоке по Ворскле, на юге по Роси) сделалась не в меру опасной, и с конца XI века население стало их покидать. От XII века имеем ряд неопровержимых свидетельств запустения Переяславского княжества, то есть пространства между Днепром и Ворсклой. В 1159 году поспорили между собой два двоюродных брата: князь Изяслав, только что занявший киевский престол, и Святослав, заменивший его на столе черниговском. На упреки первого Святослав отвечает, что, "не хотя лить крови христианской", он смиренно удовлетворился "городом Черниговом с семью другими городами, да и то пустыми: живут в них псари и половцы". Значит, в этих городах остались лишь княжеские дворовые люди да мирные половцы, перешедшие на Русь. В числе этих семи запустелых городов мы, к нашему удивлению, встречаем и один из самых старинных и богатых городов Киевской Руси - Любеч, лежащий на Днепре. Если запустели города даже в самом центре страны, то что же сталось с беззащитными деревнями? Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния. Внешние торговые обороты ее все более стеснялись торжествовавшими кочевниками. "...А вот поганые уже и пути (торговые) у нас отнимают", - говорит в 1167 году князь Мстислав Волынский, стараясь подвинуть свою братию князей в поход на степных варваров.

Итак, запустение южной части Киевщины во второй половине XII века не подлежит сомнению. Остается решить вопрос, куда девалось население опустевшей Киевской Руси.

Отлив населения из Приднестровья шел в XII-XIV веках в двух направлениях: на северо-восток и на запад. Первое из этих движений привело к зарождению великорусской ветви русского народа, второе - к зарождению малороссийской его ветви.

«Слава Богу, что мы русские!»
(Николай Гоголь)

После развала СССР на Русской равнине появилось три государства: Россия, Украина и Белоруссия.

Почти сразу же после развала СССР «мировая закулиса» организовала натравливание друг на друга «властных элит» этих государств. При этом травля постепенно спускается в сферы народной жизни, на уровень бытовых говоров.

Поэтому наряду с исследованиями русской демографии нужно исследование краткой истории понятий «малоросс» и «великоросс» и как это сказалось в переписях ХХ века.

О русских говорах

Понятие «русские» впервые упоминается Иларионом Киевским - первым русским митрополитом, автором «Слова о Законе и Благодати», 1053 год.

Русские люди веками идентифицировали себя не столько по языку, сколько по месту проживания. «Мы - пскопские (псковские), «мы - вологодские», «мы - подольские», «мы - полтавские» и т. д. При общении друг с другом отличие было лишь в «говоре». Недаром пословица говорит: «Что ни город, то говор». За столетия в русском народе сложились местные говоры. До сих пор есть говоры: псковский, московский, вологодский, поморский, вятский, сибирский, галицийский, полтавский... и т. д.

До ХХ века все люди всех русских говоров считали себя русскими - это был единый русский народ с множеством говоров. Именно множество говоров создало огромное разнообразие русских понятий.

И неудивительно, что Михаил Васильевич Ломоносов, когда никакого разделения русского народа на нации не было, богатство русского языка выразил так: «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того сильная в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Вполне понятен и восторг Николая Гоголя: «Слава Богу, что мы русские!»

Нелишне вспомнить: автор первой грамматики русского языка - Мелетий Смотрицкий, то ли белорус, то ли малоросс. По его грамматике учились дети русскому языку на берегах: и Днепра, и Западной Двины, и Северной Двины, и Волги. И на Урале и в Сибири. Между прочим, и Михаил Ломоносов и Григорий Сковорода учили русский язык по этому учебнику. Вот бы они: и Смотрицкий, и Сковорода, и Ломоносов - изрядно удивились, узнав, что они русские люди трёх разных национальностей!..

В XIX веке в интересах «мировой закулисы» началось внушение о том, что нет единого русского народа, а есть разные народы.

При этом в отношении понятий «малоросс» и «великоросс» стали формировать отрицательное мнение.

В отношении понятия «великоросс» стали внушать, что оно возвеличивающее и во всю стали обливать помоями, в публицистике замелькало унизительное и оскорбительное - «русопят».

В отношении понятия «малоросс» стали внушать, что оно унижающее и заменили его на ещё более унизительное и неопределённое - «украинец». С какой, собственно «окраины»?.. С причерноморской, с прибалтийской, с сибирской?..

И вот уже почти 100 лет мы, русские, живём в этом обмане. Ведь, если без эмоций, то ничего унижающего в понятии «малоросс» и чересчур возвеличивающего в понятии «великоросс» нет.

Откуда понятие «малоросс»?..


Название «Малороссия» относится к 1335 году, когда Юрий Второй, князь Галицкий и Волынский назвал себя «князем всея Малая Руссия».

До воссоединения с Московским княжеством в исторических актах Малороссии в титулах гетманов часто есть понятие «малороссийский». Да и сами гетманы времен борьбы за освобождение от поляков называли свое войско и народ «малороссами».

Богдан Хмельницкий в своем Белоцерковном Универсале в 1648 году. «Кому из вас любима целость отчизны вашей Окраины Малороссийской...» А в письме Запорожской Сечи к Богдану Хмельницкому, январь 1654 года: «А замысел ваш добь удаться и буде, а всемъ народамъ малороссийскимъ по обеимь сторонамь Днепра будучимъ, под протекцию монарха Российского, заслушны быть признаем, яку наилучший пользе отчизне Малороссийской» (Андрей Дикий. Неизвращенная история Украины-Руси. Из-во «Самотека», М., 2007).

А вот понятий: «украинский», «украинец», «Украина» - нет ни в одном документе.

Так что «Малороссия» не содержит в себе ничего унижающего. Малороссия - это древняя прародина России. Киевская Русь была, когда Москвы еще и в помине не было. Так что, если по существу, то малоросс - это самый первый русский, самый древний русский. И отказываться малороссам от исторического имени нет никакого смысла.

«Украина» - это окраинные земли государства. В старинных бумагах часты выражения: Рязанская Украина, Сибирская Украина, Воронежская Украина.

В старинной песне сибирских землепроходцев, сложенной во времена, когда Ерофей Хабаров ходил на Амур, поется: «Как во Сибирской во Украине. Да во Даурской стороне...» В то время никаких украинцев в Даурии не жило. А Сибирская Украина означала окраинную Сибирскую землю.

Утверждения «историков», что понятие «малороссы» москали внедрили, чтобы подчеркнуть «малось» малороссов - просто невежество и стремление возбудить вражду внутри русского народа. Такие «историки» - скорее всего, агенты «мировой закулисы».

Образованные люди Средневековой Руси воспитывались на древнегреческой культуре. А в Древней Греции слово «малый» соответствовало понятию «центральный». Например «Малая Греция» - это сама Греция (Афины), а «Великая Греция» (Эллада) - земли, находящиеся под управлением Греции.

Так что неудивительно появление понятий Малая Россия (Киев) и Великая Россия (Москва).

Откуда понятие «великоросс»

Но так уж сложилась история, что Киевская Русь попала в зависимость от поляков, а русское развитие переместилось на северо-восток. И в дальнейшем Русь была объединена вокруг Москвы.

Официальный, государственный уровень требовал единства языка. Этот процесс привел к тому, что московский говор стал официальным. А все остальные русские говоры северо-востока Русской равнины остались на бытовом уровне. Все русские люди, которые в быту называли себя: пскопские, тверские, вятские и т. д. - на государственном уровне стали называться «великороссами», то есть русскими людьми объединенной Великой Руси.

Впрочем, ничего чересчур возвеличивающего в понятии «великоросс» - тоже нет. Что ни говори, а именно русские люди северо-востока Русской равнины расширили Московскую Русь в Великую Россию. От северных морей до Каспия и Причерноморья. И от Балтийского моря до Тихого океана.

Кстати, в Германии тоже разные говоры. В начале ХХ века говор немцев Баварии отличался от говора немца Померании или Силезии - намного сильнее, чем великоросса от малоросса или белоруса. Однако никто немцев по говорам не делит.

А вот русских «разделили».

Как в переписях разделили русский народ

При переписи 1987 года русский народ разделили вопросом по «родному языку». Переписчики просили указать, какой из трех языков: великорусский, малороссийский или белорусский - ваш родной?.. Ответы и легли в основу переписи 1897 года. Сведения по губерниям можно найти в Интернете: http://demoscope.ru/weekly/pril.php. Или в исследовании Менделеева (Д. Менделеев. К познанию России. Айрис-Пресс», М., 2002 с. 53-74).

В 1926 году понятие «малоросс» вообще исключили, заменив на «украинец». Для переписчиков были разработаны разъяснительные «циркуляры», которые требовали уточнить: «чтобы лица, называющие при переписи «русский», точно определяли, к какой именно народности они себя причисляют; записи «русский» и «великоросс» считаются тождественными» (Циркуляр № 14). Т. IX. РСФСР. М.: 1928. С. 201-209. Т.XVII СССР. М.: 1929. С. 97-105.

Но вот достичь этой «точности определения» при переписи было совершенно невозможно.

Потому что на вопрос переписчика многие отвечали, по житейски: «Да все мы - русские!»

Раз люди по своей ментальности чувствовали себя русскими, то многие с малороссийским «говором» и записывали себя - как РУССКИЕ. Что русский народ хотят разделить - это им и в голову не приходило!..

Конечно, переписчики переспрашивали. Кто-то уточнял свой ответ. Но ведь немало было и тех, которые уточняли так: «Да все мы - русские!»

Переписчики так и записывали!..

А так как при обработке переписных листов 1926 года «записи «русский» и «великоросс» считались тождественными», то доля русских увеличивалась, а украинцев - уменьшилась.

Что такое при переписи 1926 года было так - можно показать на примере изменения доли великороссов и малороссов в численности региона, смежном с Украиной, охватывающем три русские области: Курская, Белгородская и Воронежская - таблица 1.

А при переписи 1939 года переписчики стали требовали указывать уже «национальность». Если слово «народность» для всех - было более менее понятно, то понятие «национальность» надо было внушить. Оно было неясно. Ведь русские при общении друг с другом отличие чувствовали лишь в «говоре».

И когда их спрашивали: какой вы национальности, то очень многие отвечали, по-житейски просто: «Да все мы - русские!»

Что так оно и было - показывает таблица 2.

Как видите, при смене понятия «народность» переписи 1926 года на «национальность» переписи 1939 года - каждые ДВА из ТРЕХ малороссов записывали себя «русским». И в этом нет ничего удивительного. Раз люди по своей ментальности чувствовали себя русскими, то многие с малороссийским говором и записывали себя - как РУССКИЕ.

Поэтому к 1939 году, по сравнению с 1926 годом, доля украинцев в СССР сократилась почти на 1%, а доля русских на Украине увеличилась на 4,3% (http://demoscope.ru/weekly/pril.php).

Причем и при последующих переписях доля малороссов, записывающих себя и свою семью как РУССКИЕ увеличивалась.

Например. Доля украинцев в том же регионе из трех областей: Курская, Белгородская и Воронежская непрерывно сокращалась. Так к 1959 году доля людей в этом регионе, записавших себя и свою семью, как украинцы сократилась до 5%, к 1979 году - до 4,2%.

И в этом нет ничего удивительного. До развития радиовещания язык детей формировался на бытовом уровне тем говором, который свойственен местности проживания. Ведь веками бытовало выражение: «Что ни город, то говор».

С развитием радиовещания, а затем телевидения язык детей, да и родителей тоже, стал формироваться не только бытовым общением людей, а, прежде всего, языком радио и телевещания.

В 1950-х, во время учебы и службы в армии у меня было масса знакомых. В том числе - с Украины. Говор моих «однокашников» из Брянской и Курской областей - почти не отличался от говора «однокашников» из Полтавской, Сумской и Хмельницкой областей. При этом в паспорте их могло быть записано - русский, а могло и украинец. Они, как и их предки, по-житейски считают, что все мы - русский народ.

Даже сейчас, спустя ТРИ поколения от введения понятия национальности, нередко в паспорте человека записано - русский, а он говорит, что его «деды» с Украины или Белоруссии.

Ведь ещё Николай Гоголь вполне искренне говорил: «Слава Богу, что мы русские!»

Вениамин БАШЛАЧЕВ

12. Малороссы. Жилье, труд и быт.

В , рассказывалось об основных типах и характерных чертах малороссийского населения Империи. Теперь рассмотрим более детально особенности жизни и быта малороссов второй половины XIX века.

Как и во всех , здесь используются иллюстрации из книг и периодических изданий, фотографии и картины художников того времени. Источниками текстовой информации послужили следующие издания:

- "Народы России" (Картографическое заведение Ильина, СПб, 1877);
- "Живописная Россия" (под редакцией сенатора П.П.Семенова-Тян-Шанского), т.5, ч.1. 1897;
- "Русские народы" под редакцией проф. Н.Ю.Зографа, вып.2, М, 1894;
- "В степях и садах Украины", Е.Сно, 1896;
- , Бабенко В.А., 1900;
- "Очерки Днепра", А.С. Афанасьев (Чужбинский), 1893;
- Этнографический сборник Русского Географического Общества, выпуск III, 1858.


Начнем с рассказа о специфике малороссийских селений и о жилище малороссов.

Малоросские села и деревни не похожи на великорусские. Местоположение их большею частью живописно. Обыкновенно oни расположены на возвышенностях, на холмистых берегах рек или на склонах балок. Селение не образует прямой улицы, обстроенной с обеих сторон домами, а разбросано безо всякой симметрии. Хаты расползаются во всех направлениях, и в длину, и в ширину. Между ними находятся огороды, коноплянники, сады и выгоны, так что все селение как будто купается в зелени. Если оно лепится по склону балки, то среди нее вырыт пруд. Хутором называется выселок, состоящий из одной или нескольких хат.

В середине села или где-нибудь на бугре возвышается церковь, а близ нее обыкновенно волостное правление или сельская расправа. Вокруг села на холмах идет ряд ветряных мельниц. Почти перед каждою хатою есть палисадник, огороженный плетнем. В нем пестреют гвоздика, барвенок, зоря, шток-роза, роза обыкновенная и другие цветы, а иногда растет сирень.

"Народы России"

Малороссийская деревня. Фотографии Светличного, 1880-е.

Малороссийский хутор. "Живописная Россия", т.5, 1897.

Деревня на Пселе. "Живописная Россия", т.5, 1897.

Улица в малороссийской деревне. "Иллюстрированная Россия", 1898.

На окраине Полтавы. "Иллюстрированная Россия", №1, 1894.

Двор обнесен плетнем; ворота сквозные, сколоченные из жердей. Хозяйственные постройки то идут рядом с хатою, то разбросаны по двору, часто между группами деревьев. При этом выказывается иногда вполне любовь малоросса к природе. Если, например, ему надо построить сарай или навес на том месте, где растет какое-нибудь дерево, - он ни за что не срубит его, а обнесет стенами и пропустит чрез крышу, так что оно очутится внутри сарая. На дворе стоит обыкновенно кладовая, сарай для телег, сарай для овец, открытый сарай для скота в лошадей, несколько хлевов и птичник. У зажиточных хозяев бывает также крытое гумно.
"Народы России"

У малороссийской хаты. Фото неизв. автора, 1890-е.

У крыльца. Фото Хмелевского, 1890-е.

Малорусские дворы с плетеною изгородью. "Иллюстрированная Россия", 1897.

Малороссийский двор. "Россия. Полное географическое описание", т.7, 1898.

Основные типы построек можно разделить на плетнево-мазанковые, глинобитные, лимпачевые и каменные. Деревянные тесаные хаты встречаются очень редко и то лишь старинные постройки. Деревянные постройки заменены глиняными и каменными, в силу большого недостатка лесного материала.

Для постройки плетнево-мазанковой хаты вкапываются в землю 12 столбов для одинарной хаты и 18-20 для двойной. Промежуточные столбы служат в то же время и „лутками" или „одвирками" в окнах и дверях. Простенки заплетаются хворостом или же оббиваются планками с двух сторон столбов.

Такие стены насквозь забивают глиной с навозом, затем смазывают внутри и снаружи гладко глиной и белят мелом. Такого рода стены сверху держатся связью в 1 или 2 венца и на нее уже кладутся „сволока" и потолок, чаще тоже из хворосту.

"Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края"


При постройке глинобитным способом хаты, обыкновенно тут же во дворе копается глубокая яма, „глинище", откуда добывается глина, которую смешивают с водой, навозом или старой соломой и хорошо перемешивают все это ногами. Затем, перемешанная таким образом глина кладется большими комьями рядами. Когда выкладывается первый слой, дают ему просохнуть, а потом накладывают второй ряд и т. д., пока не выложат до верху стену. Для окон и дверей оставляют свободные промежутки. После стены выглаживают лопатами и сверху кладут связь в один венец, на котором уже укрепляется крыша.

Лимпачевые стены кладутся из больших кирпичей, приготовленных тоже из глины или просто из земли и высушенных на солнце. Кирпичи эти скрепляются глиной, и затем обмазываются. Лутки для окон и дверей, как в первом, так и во втором случаях вставляются из дерева после.

Каменные постройки делаются из песчаника и кладутся большею частью без всякого цемента и глины и лишь потом хорошо заделываются и обмазываются глиной. Последние постройки встречаются исключительно там, где в изобилии добывается дикий камень.

"Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края"

Из книги В.Бабенко "Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края".

Зайдем в хатку малоросса. Снаружи она так чисто выбелена, что глаз невольно радуется. Широкая соломенная крыша составляет вокруг хаты просторный навес, под которым можно работать и в дурную погоду. Хата окружена насыпью, которую поддерживают колышки. Эта насыпь, „призба", зимою служит для предохранения от холода, а летом заменяет собою скамейку. При входе в хату нужно сильно нагнуться, так как дверь очень низка; зато порог, напротив. очень высок, и о него легко споткнуться. Мы входим прежде всего в „сины", как называют малороссы сени. По одну сторону сеней находится собственно хата, а по другую - камора, где сложена провизия, стоят бочки, мешки, хранятся мука, крупа, сало, деготь и др. припасы. В углу сеней сложены земледельческие орудия; по стенам висят веревки, упряжь; тут же, в сенях, стоит кадка с водой. В самой хате довольно прохладно, несмотря на жаркий летний день. Этому много способствует глиняная обмазка и внутри, и снаружи. Кроме того малороссийские хозяйки нередко обрызгивают пол водой и посыпают его пахучими травами. Въ хате - чистота и порядок. Стены, потолок, печь - все чисто выбелено.
"В степях и садах Украины"

Малороссийская хата. "Россия. Полное географическое описание", т.7, 1898.

Хата Полтавской губернии. "Россия. Полное географическое описание", т.7, 1898.

Жилище у крестьян всегда занимает во дворе главную часть, так что из окон хаты виден весь двор и большая часть главных построек. Потому хата располагается по одну сторону двора, а другие постройки по другую. На улицу хата выходит короткой стеной, „причелком". Выход в хате обращен на солнечную сторону. У малороссов собственно „хатою" называется жилое отделение в xaте. „Сини" и комора составляют только часть хаты и не носят общего названия „хаты".

Малорусская хата состоит из теплой жилой одной или же двух через „сини" хат, „синей" и коморы, служащей для склада запасов и хранения домашнего имущества.

У малороссов „пичь" делается по-старинному - просто из глины, смешанной иногда с мелкими камнями и по-новому - из кирпичей. Печь такая состоит из собственно „печи", нижняя часть ее называется „чиринь", свод „челюстями", и „прыпечка" с „комнем" для отвода дыму в „дымарь". Сбоку печки к стене устраивается „запичек" для склада кухонных принадлежностей. Из „коминя" ведет отверстие в „дымарь" или „бовдур" (дымовая труба). Дымари плетутся из лозы и смазываются глиной или же кладутся из камня, где таковой изобилует. Сверху дымаря на крыше устраивается „верх" из досок и обделывается карнизами. В сенцах внизу дымаря часто пристраиваются небольшие печки „кабыци" для варки пищи в летнее время.

Что же касается способа добывания огня, то самые примитивные способы давно уже вышли из употребления и заменены спичками „сирниками". Кремень и кресало употребляются лишь стариками малороссами при курении трубки.

"Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края"

Из книги В.Бабенко "Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края".

В малороссийской хате. Художник Иван Рашевский, 1897.

Хата имеет обыкновенно от 9 до 12 аршин в длину и от 7 до 8 в ширину. Пол в комнате делают из битой глины. Такая хата состоит из избы, сеней и кладовой. Только зажиточные хозяева имеют по две комнаты. В сенях ставится плетеная дымовая труба, называемая дымарь, которая идет до верха крыши. В степных хуторах, где часто бывают такие сильные вьюги, что снежные сугробы заваливают хаты в уровень с крышею - эти трубы служат тогда единственным отверстием для выхода. Под трубою устраивается род широкой полки, на которой летом готовят пищу. Внутренность хат содержится всегда очень опрятно, так как малороссиянки, в противоположность своим мужьям, очень деятельны. Чистота составляет щегольство здешних хозяек.
"Народы России"

Малороссийская изба. "Всемирная иллюстрация", №37, 1877.

В малороссийской хате. Фото неизв. автора, 1870-е.

Переходя к внутреннему убранству хаты, прежде всего надо обратить внимание на мебель. По обеим стенам тянутся широкие скамьи „ослоны" „лавы" или же диваны. В углу перед „лавами" стоит стол, покрытый скатертью. Вместо стола у малороссов часто ставится „скрыня" – сундук. В углу между печью и „запильным" окном располагается „nил" или иначе помост из досок, шириною в 2 и более аршина, идущий от печи до самой стены. Помост этот служит общей спальней. Над ним прикрепляются жерди для развешивания одежды и пряжи. Около печи недалеко от „пилу" вешается „коляска" (колыбель) так, что ее можно качать, не вставая с „пилу".

В углу около дверей приделывается „мисник", т. е. полки для мисок и посуды. Сверху дверей прибивается „полыця" для хранения печеного хлеба. В этом и заключается вся немногочисленная мебель крестьян среднего достатка. У зажиточных принята обстановка обыкновенная - столы, стулья, кровати, сундуки, шкапы и проч.

Что касается другой утвари и домашних принадлежностей жилого помещения крестьян, то в глаза первым долгом бросается „покутя", вся увешенная иконами, рушниками, искусственными цветами из бумаги или соломы. Точно так же украшается и весь потолок и верхняя часть стенок. К сволоку или стенке привешивается подставка для лампы. Около печи располагаются кухонные принадлежности: „помыныця", рогачи, чапля, кочерга, веник. Под „припечком" ставятся горшки, макотры, кувшины, „макагоны", „салатовки" и проч.

Если же имеется вторая чистая хата, то тут уже кроме обыкновенной мебели - скрыни, стола, диванов или лавок, ничего нет лишнего. Печь здесь заменяется „грубой" лишь для тепла.

Пол, по-малорусски „доливка", чаще земляной и смазывается глиной, у зажиточных крестьян начинает появляться деревянный. Стенки и потолки белятся мелом. У малороссов жилища отличаются украшениями стен, окониц, верхов и печей. Внутри хаты печь часто обведена по углам и карнизам лентами цветных красок, а то и расписана еще всевозможным растительным и животным орнаментом - „квитками", „пивнями", „птычками".

"Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края"

Сцена в малороссийской хате. Художник К.Трутовский, 1876.

От малороссийских хат и их обустройства перейдем к питанию малороссиян тех времен. Благлдаря богатым чернозёмам и теплому мягкому климату, стол малорусса был поразнообразнее, нежели у его великорусского брата:

Образ жизни малорусса самый простой, однако, не лишенный иных удобств, которых не встречается у великорусса. Чистота и опрятность жилища - первое условие, npиятно поражающее путника, а второе - разнообразие пищи, которую самая убогая хозяйка приготовляет два раза в день. Даже в дороге малорусс не может обойтись без горячей пищи, что заметил каждый, кто проезжал по степям, в которых останавливаются обозы и где приготовляют себе обед или ужин. Изобилие птицы, рыбы и овощей дает возможность малороссиянкам разнообразить свои блюда. В скоромные дни она готовит: борщ, юшку (уху), локшину (лапшу), кашу молочную и простую, кулиш (кашицу), галушки, вареники, жарит жаркое, печет хлеб, паляници, буханци, кныши, коржи. В постные дни тe же кушанья, заменяя мясо рыбою, а творог, масло и молоко - маком, урдою, постным маслом. Морковь, картофель, петрушка, лук, чеснок, укроп, кукуруза, тыква, свекла, капуста, огурцы помогают ей приправлять свои кушанья. В летнее время сады и бакши дают возможность лакомиться. Плоды до того бывают дешевы, что и бедняку, не имеющему бакши, легко можно приобресть пару дынь и арбузов, потому что и то, и другое можно купить по грошу.

Обычай курения табака, пришедший в Малороссию вскоре по привозе этого растения из Америки, распространен повсеместно, и потому возделывание низких сортов табака входит в круг действия почти каждой хозяйки. В редких местностях простолюдины возделывают его для продажи, а преимущественно для собственного употребления. Люлька (трубка) - почти необходимая принадлежность малорусса, а в прежнее время у казака она заменяла всё наслаждения.

"Очерки Днепра"

В малороссийской хате. Фото неизв. автора, 1890-е.
Богатство естественных произведений дает малороссу возможность быть прихотливым в пище, а потому он питается пищею более вкусной и изобильной, чем его северный собрат. У каждого, самого беднейшего, из крестьян готовится обед и ужин ежедневно. Борщ, уха, галушки, лапша, вареники, каша различных сортов, балабушки, голубцы, перепичка и книш разнообразят попеременно стол малорусского крестьянина. Если нет мяса, т.е. баранины, свинины, или битой птицы, то у каждого непременно есть сало, молоко, сметана, творог, масло. Говядину найдете разве в городах: сельские жители никогда не бьют скотины, разве уже в крайней необходимости. У зажиточных готовится и завтрак. Прибавьте к этому изобилие разнообразных плодов и зелени, и увидите, сколько предметов для самой вкусной пищи. Малоросс пьет чистую воду, изредка грушевый или яблочный квас, а хлебный (сыровец), употребляемый для борща, служит питьем весьма нечасто.
Этнографический сборник, выпуск III

Обстановка малороссийской хаты. "Россия. Полное географическое описание", т.7, 1898.

Борщи, галушки, кныши и сало сами по себе на столе малороссиянина появиться, конечно, не могли. Для добывания хлеба насущного надо было трудиться. Давайте почитаем о распределении труда в малороссийских семьях, об особенностях земледелия в Малороссии и посмотрим иллюстрации на эту тему.

В великорусских деревнях женатые сыновья всегда живут вместе с отцом и ведут хозяйство сообща. В Малороссии же, напротив, как скоро сын женится - сейчас же заводится своим домом и отдельным хозяйством. Обычай этот хорош в частной жизни, так как избавляет от пустых ссор и домашних дрязг, но в общем, от него страдает хозяйство. У отделившегося сына нет иногда всего необходимого для отдельного хозяйства, а отец, между тем, лишается работника; таким образом у обоих пропадает без пользы много времени. Молодой хозяин привыкает к праздности, и когда обзаведется полным хозяйством, не увеличивает уже размеров пашен. Впрочем, встречаются семейства, где все женатые сыновья живут вместе под надзором отца и работают сообща, хотя такие примеры чрезвычайно редки и не в духе народа.
"Народы России"

Малороссийская семья. Фото неизв. автора, 1890-е.
Малорусская девушка, по выходе замуж, становится полноправной хозяйкой. Еще до замужества она самоуверенно говорит, что будет властвовать над мужем, а провинится муж - так и за чуб драть. Оттого на женской половине Малороссии и сложилась пословица о муже: «неси, Боже, патлатого, щоб було за-вищо скубти». И хоть мужчины также выдумали пословицу о своем превосходстве: «соломенный парубок визьме золоту дивку», однако, все-таки, соломенные мужья так и остаются при своих соломенных ролях.

Но главенство в семье не особенно услаждает жизнь женщины: шапка Мономаха всегда тяжела, в каком бы виде она ни была. Тяжесть этой шапки всецело испытывает на себе малорусская женщина. На ней больше, чем на великорусской женщине, лежат все хлопоты по домашнему хозяйству. Она должна встать чуть свет, истопить избу и сварить завтрак для мужа, который в это время может еще валяться на печи, чем он, в силу исторического навыка, в пользуется весьма охотно. Пока топится печь, жена должна успеть покормить корову и подоить ее, накормить мужа, заткнуть рты старшим детям кусками хлеба, перемыть детей и посуду, наносить воды, нарубить и наносить дров, потому что муж за это дело не возьмется - это «жиноче дило», а его - «чоловиче дило» - благороднее: он едет в поле, на мельницу и т. д. А тут жене опять работа: готовить обед. Потом опять дело: зашить, заштопать; там подмазать, там побелить в избе и снаружи - нельзя, чистота требуется. А возня с детьми: того корми грудью и качай в колыбели, того уйми, потому что оно орет, ушиблось, или просто блажит, есть просит, бегать, ползать захотело. Вот и разрывайся на десять частей. А бедная женщина - одна; вследствие дробимости семейств, она живет отдельным домом, в «своей» хате, и в этой хате нет благодетельницы бабушки для детей, зато нет в грозной, ворчливой свекрови, как у великорусской бабы. Вечером - снова разрывайся: корова, коза, овцы, дети, печь; а там за дверьми орет голодная свинья, куры собрались спать - и их надо устроить, чтобы сова ночью не передушила. А там приспичило родить... Да это просто ад. Оттого так и дорога женщине ее девическая свобода, оттого и ловит она жадно «часы любви» в юности, чтоб было чем помянуть молодость.

Положительно утверждают, что малорусская женщина работает вдвое больше мужчины. Зато она и стоит выше его во всех отношениях. Она, при трудных обстоятельствах общественной жизни, при общей панике, являлась не раз активным и спасительным агентом общества. На волостной суд и даже на мировой нередко женщина являлась с мужем, чтоб защищать его или просить за него. Не даром «козырь-дивка» пользуется в Малороссии популярностью.

"Живописная Россия"

Малороссийская женщина верхом. Фото неизв. автора, 1880-е.

Малороссийские женщины. Фото Йозефа Хмелевского, 1890-е.

Малороссийская молочница. Фото неизв. автора, 1880-е.

Малороссийская перевозчица. "Живописная Россия", т.5, 1897.

Земледелие в хлебородной Малороссии производится способом, заведенным искони по преданию. Тяжелый плуг, запряженный тремя и четырьмя парами волов, бороздит землю, которая с избытком вознаграждает труды пахаря. Если появятся какие-нибудь вредно действующие условия: слишком сухое или очень мокрое лето, саранча, град, червяки, овражки, то они уничтожают иногда жатву, главный предмет доходов простолюдина. Нельзя не заметить, что в Малороссии существует обычай взаимного вспомоществования в работах. Три или четыре пары волов, необходимых для плуга, можно встретить лишь у весьма зажиточного крестьянина, а следовательно у кого недостаток рабочего скота, тот отыскивает товарища, и они пашут вместе. Такая же точно помощь требуется иногда для постройки, рубки и перевозки леса, но никогда за это не платятся деньги. Само собою, хозяин должен хорошо кормить и угощать добровольных работников, которые всегда совестливо исполняют свою обязанность.

Весна в Малороссии начинается почти всегда в половине марта, и так как таянье снегов идет быстро, то народ свет в поле нередко до Благовещения и оканчивает свои полевые работы к ноябрю, во время заморозков, когда уже невозможно пахать. В деревнях прибрежных, где крестьянин преимущественно занимается рыболовством или судоходством, наконец, в деревнях, в которых живут днеnpoвскиe лоцманы, и там земледелие играет не последнюю роль. Плуг и вол - необходимая принадлежность малорусса.

"Очерки Днепра"

Возвращение с пашни. "Всемирная иллюстрация", №32, 1877.
Засеяв свои поля, малорусс около половины июня начинает хлопотать об уборке сена, и время это называется у него «косовиця». Это чуть ли не самая трудная работа в быту крестьянина, но она проходит у него в виде празднества. Каждый, у кого есть степь (луга), запасается заблаговременно косцами и считает непременною обязанностью содержать их на улучшенной пище. Несколько раэ в день винная порция, завтрак, обед, полдник и ужин - необходимые условия, без которых невозможно нанять ни одного работника. Через несколько дней по начатии косовицы «табор» увеличивается прибытием гребцов - обыкновенно девушек и молоденьких парней, которые оживляют степь своими беспрерывными песнями, а иногда, вечером, и танцами под звуки балалайки или свирели.

Не успела кончиться окончательная уборка сена, как уже начинается жнива (жатва), и в это время остаются в деревнях лишь дряхлые старики да малые дети, грудных же младенцев матери берут с собою и устраивают им из снопов защиту от солнца. Жатва требует необыкновенной поспешности и прилежания, потому что один хлеб быстро следует за другим, и иные из них, как ячмень, если не захватить, делаются неудобными к жатве. В иных местностях хлеб косят, приделывая к косе деревянный снаряд (грабки), при пособии которого стебли ложатся ровно и удобно для вязки в снопы.

После жатвы наступает «возовиця», занимающая иногда много времени, потому что поля в иных местах отстоят далеко от селений. Хлеб свозится на ток - место, где молотят, и редко у какого хозяина имеется клуня (рига). Не в обычае строить эти здания, может быть, оттого, что большая часть Малороссии безлесна, и не более пятнадцати лет, как они входят в употребление. Доя молотьбы хлеба малорусс употребляет обычное орудие - «цип», приготовляемый им самим. Утрамбовав и укатав свой ток, малорусс насаживает, т. е. складывает рядом, снопы и приступает к работе, которая продолжается всю осень, а иногда и всю зиму, смотря по количеству хлеба. Богатый хозяин нанимает работников или выделяет известное количество зерна, служащего вознаграждением за труд. Для помолов, собственно у крестьян, существует два рода мельниц: ветряк и «водяный млин», но это принадлежность только достаточного хозяина. Хлеб сеется разного рода: рожь, озимая и яровая, пшеница, ячмень, овес, просо, гречиха, горох, бобы, местами чечевица. Из маслянистых растений: лен, конопля, сурепица, рыжик, но первые два растения употребляются, кроме того, для пряжи. Независимо от этого засевают баштаны (бакши), на которых произрастают арбузы, дыни, огурцы, тыквы, «пшенка» (кукуруза), картофель, подсолнечники.

"Очерки Днепра"

Молотьба пшеницы. "Всемирная иллюстрация", №32, 1875.

Малороссиянка с серпом. Фото неизв. автора, 1890-е.

Дивчина со снопами. Художник К.Трутовский, 1880-е.

Посмотрим еще несколько картин мирного труда малороссийских крестьян. Здесь наглядно проиллюстрирована разница, декларированная в вышеприведенной цитате из "Живописной России", между понятиями «жиноче дило» (см. иллюстрации выше) и «чоловиче дило».

Караульщик баштана в Малороссии. "Русский художественный листок", 1852.

На бахче. "Всемирная иллюстрация", №30, 1875.

Малороссийские гончары. "Всемирная иллюстрация", №33, 1877.

Пасека. "Всемирная иллюстрация", №33, 1877.

Чабан со стадом овец. "Всемирная иллюстрация", №38, 1880.

В малороссийской деревне. Рыбак. Фото Светличного, 1880-е.

И в завершение темы труда посмотрим на орудия труда, а также иную хозяйственную утварь, типичную для крестьянского домохозяйства в Малороссии.
"Живописная Россия", т.5, 1897.

Теперь о такой важной составляющей жизни и быта, каковой является одежда. Сначала посмотрим, как одевались малороссы из различных губерний в 1840-е годы, на иллюстрациях художника Ф.Солнцева к книге "Одежда Российского государства", изданной в 1869 году.

Одежда малороссов, как мужская, так и женская, нисколько не похожа на великорусскую. Даже обувь иного покроя. Малоросс не любит стеснения в одежде, что понятно при малороссийском климате, а потому она вообще отличается широкими, обширными размерами. Он носит белую рубашку из грубого холста, с про­решкой на груди, а не сбоку, с узеньким стоячим воротником, часто вышитым, который завязывается шнурком или лентой. Ру­башку надевают под шаровары. Шаровары делают чрезвычай­но широкие и непременно с карманами. Они стягиваются очкуром, надеваемым изнутри и всегда запущены в голенища. Вообще, ширина шароваров считается щегольством и иногда доходит до безобразия. Верхних одежд не­сколько. Самая легкая называется "юбка" - род пальто из cеpоro или белого сукна, с цветными выпушками, которая застегивается кожаными пуговками. Парубки и молодые женатые малороссы носят суконные полукафтаны, а зимою кожух, т. е. коротенький полушубок. У бедных один кожух служит для всего семейства. Сверх юбки, кафтана или кожуха надевается свита - род армяка, стянутого в талии кожаным поясом. Носят также "кирею", т. е. длинную свиту с капюшоном, защищающим от непогоды голову и шею.

Малороссийский женский наряд совершенно своеобразен.
Рубашки обыкновенно носят холстинные. Девушки и молодицы красиво вышивают их на рукавах и на подоле красною бумагою. Вышитый подол называется "ляховка". Вышивка рубашек составляет большое щегольство, и над иною рубашкою девушка просидит полгода. Вместо великорусского са­рафана, малороссиянки носят плахту и запаску. Одежды эти состоят из двух кусков материи, которые просто обертывают вокруг талии; сверху надевают пояс. Плахты и запаски делают из шерстяной одноцветной материи, из шерстяной клетчатой или с разводами, а иногда парчовые. Пояса носят шерстяные, особенно красные шелковые и очень дорогие парчовые. Этот костюм малороссиянка носит летом и в особенности дома; в другие же вре­мена года и на выход у нее есть другие наряды. Летом девушки и молодые женщины носят "гирсет", коротенькое пальто без рукавов; зимою свитку, только гораздо короче мужской и сшитую со сборками. В некоторых местах сохра­нился еще старинный наряд, кунтуш, который надевают при торжественных случаях или в большие праздники.

Девушки заплетают волосы в одну косу или в несколько мелких кос, которые связывают посредине. Вокруг головы повязывают ленты, концы которых падают назад вместе с косою. Исключительную особенность малороссийского женского наряда, доказывающую врож­денный вкус малороссиянок к изящному, составляют цветы. В великорусских губерниях никогда не увидиш цветов на голове крестьянки, тогда как в Малороссии девушки не только летом убирают голову цветами, но даже и в другие времена года носят искусственные. Цветы или просто втыкаются за ленту, или надевают­ся на голову венки. На шее девушки носят множество монисто и образков.

Женская обувь состоит из черевиков и сапогов, которые у богатых бывают сафьянные. Впрочем, малороссиянки вообще любятъ хо­дить босые, и часто даже, идя в церковь, несут сапоги в руках. Ходить босой по снегу считается здесь чем-то вроде достоин­ства, и про такую женщину обыкновенно говорят: какая чепуриха, т. е. щеголиха.

Дети в Малороссии всегда одеты точно в чужое платье, по­тому что детскую одежду обыкновенно припускают на рост и в длину, и в ширину.

"Народы России", 1877.

На иллюстрациях - одежда малороссиян в 1850-1880-е годы.
Малороссы. Pauli F.H., "Les Peuples de la Russie", 1862.

Группа девушек и парней Полтавской губ. Фото неизв. автора, 1867.

Группа в праздничных одеждах. Черниговская губ. Фото неизв. автора, 1867.

Малороссы. "Народы России", 1877.

Надевают венок. Художник К.Трутовский, 1880-е.

Несмотря на то, что малороссы раскинулись на пространстве шести больших губерний, все они сравнительно мало отличаются друг от друга и своими привычками, и своими костюмами, и своими обычаями. Серая, реже черная смушковая шапка на голове, полотняная рубашка с прямым воротом, завязанная цветной ленточкой у парубков-щеголей, широкие шаровары, запрятанные в кopoткиe сапоги - этот костюм вы встретите и на австрийской границе, и в пределах Харьковской губернии. Зимой к этому присоединяется свитка из бурого или серого грубого сукна, а летом на западном берегу Днепра смушковая шапка заменяется круглой шляпой из пшеничной соломы - брылем.

Также распространен и женский костюм. Узкая плахта вместо юбки, красивая белая, вышитая красными и синими узорами рубашка, мониста из кораллов на шее, в средине которых непременно болтается большой золоченный дукат, венок цветов на голове - вот повсеместный костюм малороссийской девушки. В холодное время к этому прибавляются невысокие сапоги-чоботы, у щеголих - кофта-безрукавка, называемая в западных малороссийских губерниях корсетом.

Не многим более изменчив головной костюм женщины, который большею частью состоит из так или иначе повязанного платка; но кое-где в Волынской и Подольской губерниях на голову надеваются очень красивые, вышитые разными узорами уборы, имеющие вид дисков, вокруг которых уже и подвязывается платок.

"Русские народы, 1894."

А это уже образцы одежды конца XIX века. Фотографии из книги В.А.Бабенко "Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края".

И, наконец, на последних четырех рисунках - образцы одежды малороссиян различных губерний из альбома "Русские народы" (1894).

11. Малороссы. Типы и характер.

Завершив , перехожу ко второй по численности этнической группе населения России - малороссам (малоруссам, малороссиянам). По официальной государственной концепции Империи, малороссы представляли собой одну из трёх ветвей общерусского народа, наряду с великороссами и белорусами. В советское время, в свете новой национальной политики, понятие "малоросс" оказалось вне закона, утратило легитимность и повсеместно было заменено понятием "украинец".

Вот как характеризует ареал обитания малороссов издание "Народы России" (1877):

Малороссы, в числе около 11.000.000 душ, составляют главную массу населения в губерниях: Полтавской, Харьковской, Черниговской, Киевской, Волынской, Подольской, Екатеринославской, Херсонской и Таврической. Кроме того, они живут в значительном числе в губерниях: Воронежской, Орловской, Курской, Могилевсеой, в Бессарабской и в Донской области и попадаются в губерниях; Саратовской и Самарской.

В этой части обзора использовались материалы из следующих изданий:
- "Россия европейская и азиатская", Жан Жак Элизе Реклю, т.1, СПб, 1883;
- "Народы России" (Картографическое заведение Ильина, СПб, 1877);
- "Живописная Россия" (под редакцией сенатора П.П.Семенова-Тян-Шанского), т.5, ч.1. 1897;
- "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" под редакцией В.П.Семенова и под общим руководством П.П.Семенова-Тян-Шанского и акад. В.И.Ламанского, т.7 (Издательство Девриена, СПб);
- "Русские народы" под редакцией проф. Н.Ю.Зографа, вып.2, М, 1894.
Источниками иллюстраций, помимо названных изданий, послужили журналы "Всемирная иллюстрация", "Живописное обозрение", "Нива", "Русский художественный листок", другие издания, фотографии 2-й половины XIX века, картины художников того времени.


Малороссы, или малороссияне, сливаются нечувствительными переходами с белорусами на севере, а по ту сторону Карпатских гор - со словаками; но они ясно отличаются от поляков на западе и от великороссиян на востоке; смешения очень редки между малороссами и великороссами. Даже с физической точки зрения эти две народности резко различаются между собой. У малороссиян - голова вообще более широкая и более короткая, чем у великороссов, а задняя часть черепа у них более плоская. Около половины из них имеют темно-русые волосы и кapиe глаза; вообще говоря, малороссы - народ рослый, преимущественно из них набирают гренадеров, вследствиe их высокого роста и статного вида, а также кавалеристов - вследствие длинноты их ног; но вообще они не имеют столько мускульной силы, как великороссы.

В некоторых уездах, где малороссы и великороссы живут в непосредственном соседстве друг с другом, без промежуточного населения, можно явственно заметить физическое превосходство первых в отношении роста и красивой наружности. Малороссийские женщины отличаются грациозной поступью, ласковым взором, приятным голосом; у них также и более красивый костюм, похожий на одежду румынок. Вышивки красными и синими нитками, украшающие рубашку, юбку, передник разными фигурами: косоусольниками и крестами, треугольниками, шашешницами и ветками, сочетаются, самым удачным образом, правда, по стародавним правилам, но с некоторой свободой, всегда позволяющей располагать украшения так, чтобы они гармонировали c турнюрой и чертами лица данной особы). Наконец, малороссиянки держат свои хаты в гораздо большем порядке в большей чистоте и опрятности, чем великорусские женщины, как ни скромны эти жилица, мазанки из глины, крытые соломой и выбеленные известкой.

В целом, по-видимому, можно указать ту разницу, что малоруссы превосходят великоруссов природным умом, насмешливостью, иpoниeю, природным вкусом, воображением живым и в то же время сдержанным; они не впадают в преувеличения, какие встречаются в произведениях народной поэзии великорусской или финской, но зато они не обладают практическим смыслом великорусса; они менее солидарны между собою, менее настойчивы в преследовании цели, легче останавливаются на полпути и не умеют так хорошо совладать с неблагоприятными обстоятельствами; вообще они более даровиты, но менее энергичны.

Будучи исконными соперниками, малоруссы и великоруссы награждают друг друга насмешливыми прозвищами: великорусс дал украинцу кличку «хохол», вследствие пучка волос или чуба (оселедець), который тот прежде отращивал на макушке и закладывал за ухо; в свою очередь малоросс прозвал великоросса, или „москаля", «кацапом», то есть козлом, вследствие длинной бороды, которою он любит похвастать. Конечно, прозвища эти основаны только на наружных отличиях, но под этими странными названиями русские двух национальностей представляют себе также контраст, существующий между народными характерами и нравами.

Реклю, "Россия европейская и азиатская"

На Полтавщине. Фотографии неизв. автора, 1882.
Между малоруссами преобладают типы, которые могли создаться только под жарким солнцем юга. Малоруссы в большинстве случаев брюнеты. Светловолосых между ними - с небольшим 28%; остальные - черные и темно-русые. Голубые глаза встречаются довольно редко - менее 18%; преобладают темно-серые. Kapиe и черные глаза - почти у трети населения. По внешнему виду малоруссы красивы. Лица мужчин мужественны, и малоруссы почтя всегда кажутся старше своего возраста, если его поставить рядом со сверстником-великоруссом. В пoнятиe красоты у малорусса входят непременно «карие очи» (у красавиц - «кари оченята») и «черные брови» (даже «брови на шнурочку»). Телосложение малорусса - большею частью умеренное и даже скорее сухощавое, чем полное. Женщины значительно ниже ростом, чем мужчины, но зато довольно полны. Вообще, о малорусских женщинах наблюдатель замечает, что они - «статны и грациозны», на этот счет существуют даже поэтические сравнения: «тонка, гнучка та высока, як тополя»; по гибкости и живости - она «ясочка» и быстра «як рыбка». Зато и «парубок» - «як орел». Вообще украинка не совсем похожа на свою великорусскую сестру - «лебедушку белую». И нога украинки, не знающая лаптей, такова, что любезный парубок, вызывая на ночное свидание свою «рыбоньку», успокаивает ее тем, что если озябнут ее босые «ноженьки», то он их спрячет в свою шапку.

Между малоруссами встречаются совершенно татарские типы, и наоборот - между крымскими татарами весьма нередки типичные малорусские лица. Есть между малоруссами и типы чистейших «восточных людей» - кавказских горцев. Это - если можно так выразиться - следы исторических скрещиваний, во времена очень отдаленные, южнорусского народа с печенегами и хазарами, с торками, берендеями и черными клобуками, с горскими нагаями и татарами, которые то осаживались на южнорусской земле, то забирали в плен ее женщин, «золотокосых» и «чернобровых», подоляночек и иных полонянок, которые рожали татарчат и сами бусурманились.

"Живописная Россия"

Чабан и крестьянка. Из книги П.Свиньина "Картины России и быт разноплеменных ее народов", 1838.

Малороссиянка. "Русский художественный листок", 1861.

Малоросс. "Живописное обозрение", №51, 1880.

Малороссиянка у колодца. Фото неизв.автора, 1890-е.

Один из исследователей малороссиян, доктор Дибольдт, различает три типа малороссов, отличающихся между собою как по наречиям, так и по некоторым обычаям и привычкам. К одной группе он причисляет украинских малороссов, куда он относит всех малороссиян восточного берега Днепра, а также малороссов Киевской губернии, к другой, подольской группе, он относит малороссиян Подольской, южной части Волынской губернии и тех, которые населяют Австрийскую Галицию и Буковину. К третьей, полесской группе, он относит, кроме обитающих в болотистых местностях северо-западного угла Киевской губернии и северной половины Волынской губернии полещуков, а также тех немногочисленных малороссов, которые обитают в Гродненской и Седлецкой губерниях. Эти группы различаются также и по наружному виду, и по языку. В самом деле, малороссы украинской группы высоки, темно-русы и говорят правильным малороссийским говором. Малороссы подольской группы среднего роста, черноволосы и говорят наречием, отличающимся грамматическими неправильностями. Наконец, малороссы полесской группы низкорослы, среди них много бвлокурых, и они говорят очень неправильно с фонетической точки зрения.
"Русские народы"



Малороссы из Волыни. "Иллюстрированная Россия", 1898.

Малороссиянка с Харьковщины. Фото неизв.автора, 1890-е.

Малороссийский крестьянин Воронежской губ. Фото В.Каррика, 1860-е.

"Живописная Россия", 1897.

Наружность малоросса больше подходит к азиатскому типу. Он худощав, оклад лица продолговатый, волосы и глаза темные, цвет тела смуглый. В движениях своих он медлен и неповоротлив, что происходит, отчасти, от действия климата, отчасти от занятий хлебопашеством и скотоводством, которые неспособны расшевелить человека. Он немногоречив, особенно с чужими людьми, часто даже угрюм и смотрит исподлобья. Старики держат себя иногда с какою-то свойственною им важностью и достоинством. Совсем не таков малоросс в дружеском кругу, особенно на пирушках; здесь он развертывается, и шутки его исполнены юмора и остроумия.

Как все земледельческие народы, малоросс нрава доброго и тихого. Он сильно привязан к своей прекрасной родине, любит оседлую жизнь, свою благодатную землю, своих волов, свой домашний очаг, свой благодарный труд и гордится положением земледельца.

Вообще, народ этот стоит на высоком нравственном уровне. Между малороссами мало встречается пороков. Честность их напоминает патриархальные времена, а кражи случаются весьма редко, и в малороссийском языке нет даже слова «вор», которое заменяется словом «злодий».

Вместе с обеспеченною жизнью, малоросс наследовал от своих предков равнодушие к наживе; коренной малоросс не понимает стремления к обогащению. Для него не существует пpoмышленности. Он смотрит на промыслы свысока, почти с презрением. Единственный его старинный и излюбленный промысел – чумачество. Малоросс непрактичен в житейских делах, и за эту непрактичность о малороссах часто отзываются как о простаках, но такие отзывы несправедливы. Напротив, народ этот одарен умом проницательным, тонким, часто глубоким и способным к продолжительному и упорному труду. Если ум малоросса не всегда способен действовать быстро, зато он отчетливо и ясно понимает усвоенный предмет. Правда, что при встрече с незнакомым человеком малоросс не засыплет его словами, не поторопится выставить напоказ весь свой умственный запас, а будет вести себя сдержанно. Но иногда два, три метких слова докажут меткий юмор или блестящее ocтpoумиe. Вообще насмешливость свойственна этому племени; она заметна даже в детях, особенно во время их игр.

"Народы России"

Чумаки. "Всемирная иллюстрация", №22, 1869.

На роздыхе. "Нива", №1, 1871.

Старый хохол. "Живописное обозрение", №42, 1883.

Малороссов сильно упрекают в лени. О ней рассказывают много анекдотов, так, что она npиo6pелa даже своего рода знаменитость. Не в оправдание, но в пояснение этой лени, следует заметить, что малоросс обрабатывает свои поля под сильным зноем, почти с апреля и до половины сентября, а так как посевов много, и все здесь зреет и поспевает быстро, то полевые работы следуют одна за другою, без перемежки. Крестьянину некогда отдохнуть в рабочее время; он встает с зарею и трудится без устали целый день. Понятно после этого, что он любит насладиться удовольствием бездействия.

Малоросс вообще добр и гостеприимен. Но гостеприимство это происходит отчасти и от того, что он еще любит попировать. Осенью и зимою, в великорусских губерниях, крестьяне часто отправляются на заработки, но украинцу нет этой необходимости. Следовательно, времени у него свободного много, и пирушки случаются часто. Он считает святою обязанностью справлять все именины, крестины, поминки и пр. и обыкновенно при таких случаях слишком много пьет горелки. Вообще, как ни грустно, но справедливость требует сказать, что пьянство сильно распространено в Maлopoccии; ему подвержены не только мужчины, но даже женщины и девушки. Несмотря на то, к пьяным относятся с презрением.

"Народы России"

Малороссийский шинок. "Живописное обозрение", №8, 1877.

В малороссийском шинке, "Всемирная иллюстрация", №45, 1885.

Малороссы очень набожны. Они свято чтят все предписания религии и в особенности строго соблюдают посты. Даже детям, отнятым от груди, не дают молока по средам и пятницам; но вместе с тем малороссы чрезвычайно суеверны. Нигде следы древних языческих обычаев не уцелели так, как между малороссами, тем более, что близкие отношения к природе щедро одарили это племя фантазиею и поэтическим чувством. Последнее выражается также в музыкальности малороссов. Между ними очень много хороших голосов, и они чрезвычайно любят пение, что доказывает и богатый запас их песен, равного которому нет ни у одного из славянских племен.

Одну из отличительных черт малороссийского характера составляет также привязанность к старине, доходящая до закоснелости. Малоросс не любит никаких нововведений, а вместе с ними и грамотности. Это тем более достойно сожаления, что племя это, при своем проницательном, часто глубоком уме, было бы очень способно к развитию, если бы ничто не мешало ему осознать его пользу.

"Народы России"

Освящение нового колодца в Малороссии. "Живописное обозрение", №18, 1889.
Характеристические особенности малорусса заключаются в следующем.
По отношению к уходу за своим телом - он неряшлив. Дегтярная сорочка на «чумаке» - это даже нечто вроде почетного признака. Малорусс совершенно не знает бани. Где есть река или озеро - там малорусс купается летом, но только когда он молод; за 30 лет он уже считает себя стариком и стыдится купаться, предоставляя эту молодую забаву «парубкам» и «дивчатам». Женщины моют головы по субботам, чтобы в «недилю» идти в церковь; мужчины же не моют и по субботам, но зато в церковь непременно надевают «билу сорочку». Что касается до жилища, то в этом отношении малорусс любит чистоту, даже изящество: у него хатка выбелена, выкрашена цветною глиною, «размалевана» и внутри утыкана цветами и пахучими травами. «Хата» - его слабость, как у серба «куча».

Физиономия малорусса серьезна и, по-видимому, даже сурова; но под этой суровостью кроется мягкое, глубоко отзывчивое сердце. Выражение лица у женщин, напротив, большею частью мягкое, приветливое, с несколько грустным оттенком. Малорусс говорит, обыкновенно, медленно и лаконически. - «Був на ярмарку?» - «Эге» - «Продав волы?» - (Кивок рукой).- «А де-ж гроши?» - «Овва!» - «Пропыв?» - (Нет ответа). Разговор кончен. Зато женщины очень говорливы и, вообще, говорят бойко; между ними «цокотуха» и «сорока»-не редкость. Мужчина говорит медленно, с сознанием собственного достоинства, роняет немного слов, но с весом. Но если он и любит иногда фразу, то в ней звучит серьезный юмор. Острота его метка и часто клеймит на всю жизнь. Напротив, тон женской речи большею частью добродушно-наивный. Шутка женщины не резка, и в речи ее, как и на лице, всегда отыщется оттенок грусти. Вообще, некоторая меланхоличность малоруссов не может не обращать на себя внимания. Прошедшие страдания не могли не оставить по себе следа в этом племени.

"Живописная Россия"

Старый малоросс. "Живописное обозрение", №4, 1880.

Малороссы на ярмарке. "Всемирная иллюстрация", №2, 1894.

Малороссийская женщина. Фото неизв.автора, 1890-е.

Соседки. "Живописная Россия", т.5, 1897.

Чувствительность малоруссов сделалась даже предметом насмешки. Малоруссов, и в особенности женщин, легко довести до слез. Горестный рассказ, грустная «писня» вызовут всегда ряд глубоких вздохов и не одну слезу горячего сочувствия к тому, что страдает, что обижено, что само плачет. Эту чувствительность воспитали в малорусе климат и природа, с помощью исторических воздействий, и чувствительность эта отразилась на всех явлениях жизни, во всех ее формах. «Любощи и кохання» между молодежью, семейная привязанность между супругами, и наконец любовь к детям - все это говорит в пользу малорусской чувствительности, как чего-то национально-типического. Пройдете летом, в праздники, по селу, и вы увидите не одного усатого малорусса, суровое лицо которого прояснилось: он держит на руках ребенка и ласкает его.

Чувствительность, восприимчивость и воображение создали ту богатую поэзию и музыку малоруссов, которые получили громкую известность. Действительно, малорусская народная песня прекрасна, как по содержанию, так и по мелодии, хотя, при ее монотонности, ей недостает той поразительной силы, величавости, разудалости и, подчас, стонущей, задушающей тоски, которые отличают великорусскую песню.

"Живописная Россия"

У плетня. Худ. К.Трутовский, 1863.

Малороссийский бандурист. "Русский художественный листок", 1859.

Кобзарь и лирник. "Россия европейская и азиатская", 1883.

Характер малоруссов представляет много своеобразного, довольно резко выделяющего их из среды других славянских племен. Прежде всего, следует отметить медленность движений, граничащую с леностью. В работе ума нередко проявляется та же медленность и неповоротливость, неспособность к быстрой сметливости, почему малорусс не отличается большой практичностью. Способность сосредотачиваться ведет малорусса к мечтательности, а последняя дает пищу его богатому поэтическому творчеству. В творчестве малорусса сказались больше всего его эстетические наклонности, составляющие замечательную черту характера.

В действительности, любовь к изящному пропитывает всю жизнь малорусса. Кроме сферы поэтического и музыкального творчества, заметна она и в его одежде, и в жилище, в любви к природе, проявляющейся, например, в заботливом ухаживании за садиком - непременной принадлежности малороссийской хаты, наконец, в отсутствии цинизма в его языке и поступках. Примесь к характеру мягкости лишает малорусса энергии, силы воли, которые заменены у него упрямством: нелегко откажется он от раз принятого решения или согласится с чужим мнением. Мягкость характера, в связи с непрактичностью, во время невзгод его исторической жизни часто делали его страдающим и угнетаемым, неудачником, что и отразилось в нотках тихой грусти, меланхолии, звучащих в его поэзии, а еще больше в музыке. Наконец, та же мягкость ограничила его отрицательное отношение к людям добродушным, но довольно тонким юмором. Невзгоды исторической жизни способствовали также выработке у малоруссов скрытности, сдержанности, переходящей нередко в хитрость, вообще, развитию дипломатических способностей. К сказанному надо прибавить необыкновенную чувствительность малорусса, весьма трогательную привязанность его к семье. Избыток этой чувствительности ведет его к беспричинной слезливости, к любви провести время в душевных разговорах за чаркой водки в деревенском клубе - корчме.

"Россия. Полное географическое описание."

Певец былин в Малороссии. "Всемирная иллюстрация", №42, 1893.

Малороссийская крестьянка-старуха. "Всемирная иллюстрация", №12, 1884.

Какой-то неуловимый внутренний аристократизм природы и духа малорусса и изящество этого духа породили в украинце и любовь к красотам внешней природы. Селенья их покрыты зеленью и садами. Каждому хочется иметь около своей хатки «вишневый садочок» или, по крайней мере, несколько вишневых деревьев, а то и «тополю». Их «левады» обсажены вербами: верба - это что-то сросшееся с жизнью малорусса, и его жилье немыслимо без вербы. В каждом огороде непременно найдутся цветы, хоть иногда в хозяйстве не хватает чего-либо самого насущного. Девушки летом постоянно украшают головы цветами: «заквичаться» - это так же делается само собой, как само собой в жаркий день, в поле, является желание напиться «водици из холодной криници». В хатах, за образами - всегда цветы, хотя бы даже засохшие, а за неимением их - искусственные, из цветной бумаги.
"Живописная Россия"

Тип малороссийской женщины. Фото неизв.автора, 1890-е.

Малороссийские женщина и девушка. Фото неизв.автора, 1890-е.

Малороссийские девушки. Фото неизв.автора, 1890-е.

Что особенно положительно можно утверждать о малоруссе, так это то, что он не кулак, не барышник. Торговая предприимчивость требует бойкости, подвижности, быстрой сметки, уменья пользоваться обстоятельствами и достаточной доли вороватости, цинически-панибратского отношения к своей совести. Все это - качества, которых лишен малорусс. Он медлен в движениях, мысль его вращается солидно, не быстро, не юрко, у него много совестливости: он не может допустить, чтобы о нем сказали, будто он «псови очи продав» - так или иначе обманул покупщика. Вообще, торговля ему не симпатична. Да для него, как не любящего разглагольствований, она и не по силам, не к рукам. Стоит посмотреть малорусса на ярмарке: он не зазывает покупателя, и даже когда его спрашивают: «что он продает?» - он как бы нехотя отвечает. Ему чего-то стыдно. Объявив цену товара, он, когда ему дают меньше, отвечает флегматически: «и то гроши»...
"Живописная Россия"

Ярмарка в Малороссии. "Иллюстрированная Россия", №2, 1886.

Сельский базар. "Всемирная иллюстрация", №37, 1877.

Крестьянская ярмарка. "Всемирная иллюстрация", №27, 1898.

А вот малорусская женщина, часто вдовствовавшая при живом муже-казаке, хорошо знала нужду, - и она-то научила ее быть торговкой, «перекупкой», «бублейницей», «шинкаркой» и т. д. Малорусская женщина, как торговка, бойка, сметлива и предприимчива. Если мужчины выпустили из своих рук всякую торговлю, кроме продажи мещанами-ремесленниками своих изделий, то женский голос еще имеет некоторую силу на рынке. У торговцев Черниговской и Полтавской губерний в лавках сидят обыкновенно женщины А когда-то все море «горилки», выпивавшееся южною Русью, переливалось в глотки всего крещеного миpa ловкими руками «шинкарок». «Шинкарочка молода» – это исторический тип, который обессмертила народная поэзия.
"Живописная Россия"

Крестьянка Черниговской губ. "Живописное обозрение", №4, 1883.

Малороссиянки, которых мы видим на последних двух фотографиях, вполне, на мой взгляд, соответствут вышеприведенному определению: "бойка, сметлива, предприимчива". А теперь давайте посмотрим на других малороссиянок второй половины XIX века - бойких и не очень, молодых и пожилых, с детьми и без.

В малороссийской деревне. Фото неизв.автора, 1890-е.

Два следующих рисунка К.Трутовского имеют общее название "Через ручей". "Всемирная иллюстрация", №37, 1875.

Малороссийская старуха. Фото неизв.автора, 1880-е.

Казачка. "Живописное обозрение", №35, 1890.

Малороссиянка. Худ. И.Е.Репин. "Всемирная иллюстрация", №17, 1892.

Малороссийские женские типы. Фото неизв.автора, 1880-е.

Малороссийская крестьянка. Фото Светличного, 1890-е.

И, наконец, было бы не совсем справедливо, уделив столько внимания сельскому населению Малороссии, не показать типы горожан.
На следующей фотографии - не совсем горожане, но находятся они не просто в городе, а в "матери городов русских":

Деревенские музыканты в Киеве. Фото неизв.автора, 1870-е.

Киев. Женщина, идущая по воду. Фото неизв.автора, 1870-е.

Киев. Портрет старого мужчины. Фото Кордыша, 1880-е.

Полтавские дети. Фото И.Хмелевского, 1880.

Луцк. Ксения, Эмилия, Екатерина. Фото неизв.автора, 1890.

Харьков. Фото Досекина, 1896.

Последняя фотография с видом города Харькова 1896 года вроде бы не совсем соответствует теме обзора. А разместил я её вот по какой причине. Годом позже малороссийский мещанин города Харькова, Игнатий Васильевич Воробьев, вдовец, оставил этот славный город и переселился с сыном-подростком в город Старый Оскол Курской губернии, где приобрел земельный участок в пригородном селе Гумны и женился на девице Прасковье Баклановой. В браке у них родилось 10 детей, среди которых была и моя бабушка, Клавдия Игнатьевна. То есть, чисто теоретически, одним из персонажей, изображенных на фотографии, вполне мог быть и мой прадедушка. Ну, в полиции-то он точно не служил (зато его сын, Михаил Игнатьевич, возглавлял Харьковский угрозыск в предвоенные годы), но стоять у столба или ехать на велосипеде - вполне мог...

ГЕНЕТИКИ ДОКАЗАЛИ: великороссы, малороссы и белороссы - ОДИН РУССКИЙ НАРОД! Недавние совместные исследования российских, британских и эстонских ученых-генетиков поставили большой и жирный крест на обихожем русофобском мифе, десятки лет внедрявшемся в сознание людей - дескать, "поскреби русского и обязательно найдешь татарина". Результаты масштабного эксперимента, опубликованные в последнем номере The American Journal of Human Genetics совершенно однозначно говорят - "несмотря на расхожие мнения о сильной татарской и монгольской примеси в крови русских, доставшейся их предкам еще во времена татаро-монгольского нашествия, гаплогруппы тюркских народов и других азиатских этносов практически не оставили следа на населении современного северо-западного, центрального и южного регионов". Вот так. В этом многолетнем споре можно смело поставить точку и считать дальнейшие дискуссии по данному поводу просто неуместными. Мы - не татары. Татары - не мы. Никакого влияния на русские гены т.н. "монголо-татарское иго" - не оказало. Никакой примеси "ордынской крови" у нас, русских не было и нет. Более того, ученые - генетики, подытоживая свои исследования, заявляют о практически полной индентичности генотипов русских, украинцев и белорусов, доказав тем самым, что мы были и остаемся одним народом:"...генетические вариации Y-хромосомы жителей центральных и южных районов Древней Руси оказались практически идентичны таковым у «братьев-славян» – украинцев и белорусов". Один из руководителей проекта, российский генетик Олег Балановский признал в интервью Газета.ру что русские являются практически монолитным народом с генетической точки зрения, разрушив еще один миф "все перемешались, русских уже нет". Как раз ровным счетом наоборот - русские были и русские есть. Единый народ, единая нация, монолитная национальность - с четко выраженным особенным генотипом. Далее, исследуя материалы останков из древнейших захоронений, ученые установили, что "славянские племена освоили эти земли (Центральную и Южную Россию) задолго до массового переселения на них в VII–IX веках основной части древних русских". То есть земли Центральной и Южной России были заселены русскими (русичами) уже, как минимум - в первых веках нашей эры (по РХ). Если еще не раньше. Что позволяет развенчать и еще один русофобский миф - о том, что Москва и окружающие ее области, якобы издревле были заселены угро-финнскими племенами и русские там - "пришельцы". Мы, как доказали генетики - не пришельцы, а совершенно автохтонные жители Центральной России, где русичи жили с незапамятных времен. "Несмотря на то что заселены эти земли были ещё до последнего оледенения нашей планеты около 20 тысяч лет назад, свидетельств, прямо указывающих на наличие каких-либо «исконных» народностей, живших на этой территории, нет" - указывается в докладе. То есть нет никаких свидетельств, что до нас на наших землях жили какие то другие племена, которых мы, якобы вытеснили или ассимилировали. Если так можно выразиться - мы тут живем от сотворения мира. Определили ученые и дальние границы ареала обитания наших предков: "анализ костных останков указывает на то, что основная зона контактов европеоидов с людьми монголоидного типа находилась на территории Западной Сибири". А если учесть, что археологи, раскопавшие древнейшие захоронения 1 тысячелетия до нашей эры (до РХ) на территории Алтая, обнаружили там останки ярко выраженных европеоидов (не говоря уже о всемирно известном Аркаиме) - то вывод очевиден. Наши предки (древние русичи, протославяне) - исконно проживали на практически всей территории современной России, включая Сибирь, а вполне возможно и Дальний Восток. Так что поход Ермака Тимофеевича сотоварищи за Урал, с этой точки зрения - был вполне законным возвращением ранее утраченных территорий. Вот так, друзья. Современная наука разрушает русофобские стереотипы и мифы, выбивая почву из-под ног наших "друзей" - либералов. Дальнейшие их спекуляции на данные темы уже окончательно выносятся за рамки здравого смысла, представляя интерес исключительно для психиатров, исследующих механизмы навязчивого бреда...



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Гэвин Кеннеди - Договориться можно обо всем! Иван Ефремов: Таис Афинская Иван Ефремов: Таис Афинская Что болит в левом боку под ребрами? Что болит в левом боку под ребрами?