Подробный анализ стихотворения Silentium! (Тютчев Ф. ). «Стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium!» (восприятие, истолкование, оценка) Силентиум тема и идея

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Пожалуй, ни одному произведению Тютчева не было дано так много противоречивых толкований, как стихотворению “Silentium”.
Буквой “Г” – “глубина” – на полях издания 1886 года пометил это стихотворение Лев Толстой, имея в виду не только глубину общечеловеческого содержания, но и глубину тютчевского лиризма, выразившегося в “Silentium!”. Толстой пометил это стихотворение в “Кру-ге чтения” 30 сентября в качестве эпиграфа к размышлениям, предлагаемым читателям в тот день: “Чем уединённее человек, тем слышнее ему всегда зовущий его голос бога”. “В важ-ных вопросах жизни мы всегда одни, и наша настоящая история почти никогда не может быть понята другими. Лучшая часть этой драмы есть монолог, или, скорее, задушевное рассуждение между богом, нашей совестью и нами. Амиель”, “Паскаль говорит: человек должен умирать один. Так же должен и жить человек. В том, что главное в жизни, человек всегда один, то есть не с людьми, а с богом” – это цитаты Амиеля и Паскаля, приведённые тут же в “Круге чтения”. Многообразию глубинных, потаённых смыслов тютчевского стихотворения нет конца.
Вот точка зрения К. Д. Бальмонта: “Тютчев понял необходимость того великого молчания, из глубины которого, как из очарованной пещеры, озарённой внутренним светом, выходят преображённые прекрасные призраки”. По мнению К. Бальмонта, стихотворение “Silentium!”: о сущности творческого процесса, об акте творчества, трактованном с позиций идеализма.
В. Иванов: “слово перестало быть равносильным содержанию внутреннего опыта”. Вослед за Вячеславом Ивановым – современный исследователь символизма и модернизма И. Ангере: “Тютчев предполагает, что мир, особенно невидимый, настолько многообразен и сложен, что для выражения действительных явлений жизни общепринятый человеческий язык слишком беден и что является причиной ложности нашей речи: “Как сердцу высказать себя? Мысль изречённая есть ложь””.
Приступая к непосредственному анализу построения и выразительных средств стихотворения “Silentium!”, оставшегося навечно в истории русской и мировой лирики в качестве одного из глубочайших постижений внутренней жизни человеческой души, оговорюсь, что так же, как и каждая эпоха создаёт своего Гамлета, каждое поколение по-своему читает и будет читать “Silentium!”.
В качестве основного текста для анализа выбран текст “Современника” 1836 г., признанный основным в большинстве изданий стихотворений Тютчева:

Silentium!
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне

Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью – и молчи!…

“Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого… происхождения своего мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира ду-ши или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно”, - писал Иван Сергеевич Тургенев.
В самом названии чувствуется торжественность, состоящая в том, что Тютчев назвал стихотворение не русским словом “Молчание”, а латинским “Silentium!”.
Среди лучших тютчевских стихотворений “Silentium!” имеет совершенно особую судьбу. Поэт не хранил черновиков, в изданиях его стихотворений раздел “Другие редакции и варианты” чрезвычайно беден; “Silentium!” – единственное произведение, дошедшее до нас в трёх редакциях. Редакции эти свидетельствуют не о тщательных поисках слова, а как бы о неполной небрежности автора, то ли смутно, по памяти воспроизводящего забытый текст, то ли вообще не нуждающегося в точной записи своего гениального творения.
“Молчи, скрывайся и таи / И мысли и мечты свои” – печатает Тютчев в “Молве” 1833 года. “И чувства и мечты свои” – “ Современник” 1836-го. “Пускай в душевной глубине/
Встают и кроются оне…” – “Молва”. “Встают и заходят оне” - “Современник”. “И всходят и зайдут оне” – “Современник” 1854 года. “Как звёзды мирные в ночи” – “Молва”. “Безмолвно, как звезды в ночи” – “Современник”. “Как звёзды ясные в ночи” – “Современник” 1854 года. Легко можно объяснить первую из перемен, “И мысли и мечты” на “И чувства и мечты”. Может показаться чрезмерным количество сонорных в первых двух строках, особенно слогов: “мо”, “мы”, “ме”, а отрывистое “ч” задаёт тон первой строфе. Остальные перемены объяснить труднее.
Такая свобода обращения с собственным текстом не была свойственна Тютчеву ни в ранний период его творчества, когда он переводил Горация, подражал Жуковскому и Ба-тюшкову, увлекался Державиным, ни в поздний период 1850-1860-х годов, когда тютчевская лирика может быть сочтена одним из замечательных достижений русского реализма в лирике.
Восемнадцать строк поделены на три секстины. Каждая из трёх частей замкнута в себе – по смыслу, интонационно, синтаксически и музыкально. Связь частей – лишь в развитии мысли. Единственная формальная деталь, которой поэт позволяет себе подкрепить, подчеркнуть единство трёх частей, - последние строки секстин:

Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими – и молчи.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими – и молчи.
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью – и молчи!…

Настойчивое повторение – этот приём превалирует в стихотворении, построенном как призыв, как убеждение, как стремление объяснить.
Вновь и вновь перечитывая стихотворение, перенасыщенной повелительной интонацией, убеждаемся, что оно не носит характера спора и у него нет адресата – человека, с кото-рым спорят. В стихотворении “Silentium!” нет полемики. Скорее оно утешает отчаявшегося, объясняет растерявшемуся, другому или себе, как жить в мире. “Как бессильна человеческая мысль, так бессильно и человеческое слово. Не удивительно, что в одном из самых задушевных стихотворений Тютчев оставил нам такие суровые советы”, - пишет Валерий Брюсов.
Первая строфа – энергичное убеждение, волевой напор, обращённый к себе ли, к другому ли, но к родному и слабому, нуждающемуся в помощи словом со стороны более опыт-ного или просто себя же, но повзрослевшего: “Молчи, скрывайся и таи…”. И тут же успокоение: твои чувства от этого не погибнут, но будут жить всё той же жизнью, вставать и заходить в душевной глубине, “как звезды в ночи”, “любуйся ими”. Старший друг заботливо оберегает младшего; повзрослевший человек учит юного романтика, в душе которого встают и заходят прекрасные звёзды чувств и мечтаний. Такова первая строфа.
Во второй строфе энергичный напор, настойчивость уступают место убеждению с помощью логического размышления, доказательств. На три предельно острых вопроса:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?

следует афористически ёмкое: “Мысль изречённая есть ложь”. Вот что пишет по этому поводу В. Брюсов: “Из сознания непостижимости мира вытекает другое – невозможность выразить свою душу, рассказать свои мысли другому… Если “мысль”, то есть всякое рассу-дочное познание, есть ложь, то приходится ценить и лелеять все нерассудочные формы постижения мира: мечту, фантазию, сон”. Во второй строфе идёт речь о возможности передать словом жизнь сердца и души. “Мысль изречённая” – это не просто мысль сказанная, произнесённая, это ещё антоним слову “неизречённая”. Значение слова – необыкновенный, неопи-суемый. Следовательно, изречённая – это ещё и обыкновенная. Я думаю, что читателям де-вятнадцатого века этот смысл слова “изречённая” был гораздо более явен, лежал ближе к поверхности, чем для нас.
Тютчев необычайно скуп на тропы в “Silentium!”. На три строфы – три образа: сравнение “Безмолвно, как звезды в ночи”, параллель души с незамутнёнными ключами и образ дневных лучей, разгоняющих мир “таинственно-волшебных дум”. Звёзды и ключи – образы, выражающие внутреннюю жизнь души, дневные лучи – символ внешнего мира.
Таинственно-волшебные думы – это не мысли, это романтические мечтания. Соприкосновения с реальной жизнью они не выдерживают:

Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -

Призывом “Молчи!…” начинается стихотворение, и этим же оканчивается каждая из трёх строф:
Любуйся ими – и молчи,
Питайся ими – и молчи,
Внимай их пенью – и молчи.

Основываясь на прочитанной мной статье Н. Королёвой, хочу сказать, что лирически стихотворение “Silentium!” выдержано в нейтральном стиле лирики 1830-х годов со словами высокого стиля: “оне”, “звезды” вместо “звёзды”. Параллельно со словами высокого стиля используется разговорный синтаксис.

Пускай в душевной глубине

Мнения о размере, которым написано “Silentium!” разделяются. Вот какой точки зрения придерживается Н. Королёва, статью которой я прочитал: “Сказать о “Silentium!”, что это стихотворение написано четырёхстопным ямбом, равносильно тому, чтобы не сказать ничего. Ритмика тютчевского стихотворения и система ударений строки свободны от условно-стихового размера. О размере этого стихотворения возникли фантастические теории, что оно написано ямбом со включением трёх строк амфибрахия… Видимо, к музыке тютчевского стиха должен быть найден другой ключ”. Если подойти к раскрытию секрета ритмики тютчевского “Silentium!” с другой точки зрения, то окажется, что оно написано в основном трёхударной строкой:

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими – и молчи.

“Тютчев мастерски умел пользоваться перебоями ритма, подчёркивая ими смысл стиха. На сбое строки, начинающейся словом “дневные”, ритм, как бы споткнувшись, образует пау-зу и тем подчёркивает её заветный смысл”, - пишет А. Горелов о ритмике тютчевского сти-хотворения.
В своём “Silentium!” поэт призывает романтика вслушаться в пение “таинственно-волшебных дум” в его собственной душе. Гармония соразмерности частей, гармония смысла и формы, фраз и строк – таковы главные средства, с помощью которых Тютчев создал свой великий шедевр романтической лирики – 18 строк о молчании.

Анализ стихотворения “Silentium!” Ф. И. Тютчева.

Пожалуй, ни одному произведению Тютчева не было дано так много противоречивых толкований, как стихотворению “Silentium”.

Буквой “Г” – “глубина” – на полях издания 1886 года пометил это стихотворение Лев Толстой, имея в виду не только глубину общечеловеческого содержания, но и глубину тютчевского лиризма, выразившегося в “Silentium!”. Толстой пометил это стихотворение в “Круге чтения” 30 сентября в качестве эпиграфа к размышлениям, предлагаемым читателям в тот день: “Чем уединённее человек, тем слышнее ему всегда зовущий его голос бога”. “В важных вопросах жизни мы всегда одни, и наша настоящая история почти никогда не может быть понята другими. Лучшая часть этой драмы есть монолог, или, скорее, задушевное рассуждение между богом, нашей совестью и нами. Амиель”, “Паскаль говорит: человек должен умирать один. Так же должен и жить человек. В том, что главное в жизни, человек всегда один, то есть не с людьми, а с богом” – это цитаты Амиеля и Паскаля, приведённые тут же в “Круге чтения”. Многообразию глубинных, потаённых смыслов тютчевского стихотворения нет конца.

Вот точка зрения К. Д. Бальмонта: “Тютчев понял необходимость того великого молчания, из глубины которого, как из очарованной пещеры, озарённой внутренним светом, выходят преображённые прекрасные призраки”. По мнению К. Бальмонта, стихотворение “Silentium!”: о сущности творческого процесса, об акте творчества, трактованном с позиций идеализма.

В. Иванов: “слово перестало быть равносильным содержанию внутреннего опыта”. Вослед за Вячеславом Ивановым – современный исследователь символизма и модернизма И. Ангере: “Тютчев предполагает, что мир, особенно невидимый, настолько многообразен и сложен, что для выражения действительных явлений жизни общепринятый человеческий язык слишком беден и что является причиной ложности нашей речи: “Как сердцу высказать себя? Мысль изречённая есть ложь””.

Приступая к непосредственному анализу построения и выразительных средств стихотворения “Silentium!”, оставшегося навечно в истории русской и мировой лирики в качестве одного из глубочайших постижений внутренней жизни человеческой души, оговорюсь, что так же, как и каждая эпоха создаёт своего Гамлета, каждое поколение по-своему читает и будет читать “Silentium!”.

В качестве основного текста для анализа выбран текст “Современника” 1836 г., признанный основным в большинстве изданий стихотворений Тютчева:

Silentium!

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,

Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью – и молчи!…

“Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного

впечатления; вследствие этого… происхождения своего мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно”, - писал Иван Сергеевич Тургенев.

В самом названии чувствуется торжественность, состоящая в том, что Тютчев назвал стихотворение не русским словом “Молчание”, а латинским “Silentium!”.

Среди лучших тютчевских стихотворений “Silentium!” имеет совершенно особую судьбу. Поэт не хранил черновиков, в изданиях его стихотворений раздел “Другие редакции и варианты” чрезвычайно беден; “Silentium!” – единственное произведение, дошедшее до нас в трёх редакциях. Редакции эти свидетельствуют не о тщательных поисках слова, а как бы о неполной небрежности автора, то ли смутно, по памяти воспроизводящего забытый текст, то ли вообще не нуждающегося в точной записи своего гениального творения.

“Молчи, скрывайся и таи / И мысли и мечты свои” – печатает Тютчев в “Молве” 1833 года. “И чувства и мечты

свои” – “ Современник” 1836-го. “Пускай в душевной глубине/

Встают и кроются оне…” – “Молва”. “Встают и заходят оне” - “Современник”. “И всходят и зайдут оне” – “Современник” 1854 года. “Как звёзды мирные в ночи” – “Молва”. “Безмолвно, как звезды в ночи” – “Современник”. “Как звёзды ясные в ночи” – “Современник” 1854 года. Легко можно объяснить первую из перемен, “И мысли и мечты” на “И чувства и мечты”. Может показаться чрезмерным количество сонорных в первых двух строках, особенно слогов: “мо”, “мы”, “ме”, а отрывистое “ч” задаёт тон первой строфе. Остальные перемены объяснить труднее.

Такая свобода обращения с собственным текстом не была свойственна Тютчеву ни в ранний период его творчества, когда он переводил Горация, подражал Жуковскому и Батюшкову, увлекался Державиным, ни в поздний период 1850-1860-х годов, когда тютчевская лирика может быть сочтена одним из замечательных достижений русского реализма в лирике.

Восемнадцать строк поделены на три секстины. Каждая из трёх частей замкнута в себе – по смыслу, интонационно, синтаксически и музыкально. Связь частей – лишь в развитии

мысли. Единственная формальная деталь, которой поэт позволяет себе подкрепить, подчеркнуть единство трёх частей, - последние строки секстин:

Безмолвно, как звезды в ночи, -

Любуйся ими – и молчи.

…………………………………

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими – и молчи.

…………………………………

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью – и молчи!…

Настойчивое повторение – этот приём превалирует в стихотворении, построенном как призыв, как убеждение, как стремление объяснить.

Вновь и вновь перечитывая стихотворение, перенасыщенной повелительной интонацией, убеждаемся, что оно не носит характера спора и у него нет адресата – человека, с которым спорят. В стихотворении “Silentium!” нет полемики. Скорее оно утешает отчаявшегося, объясняет растерявшемуся, другому или себе, как жить в мире. “Как бессильна человеческая мысль, так бессильно и человеческое слово. Не удивительно, что в одном из самых задушевных стихотворений Тютчев оставил нам такие суровые советы”, - пишет Валерий Брюсов.

Первая строфа – энергичное убеждение, волевой напор, обращённый к себе ли, к другому ли, но к родному и слабому, нуждающемуся в помощи словом со стороны более опытного или просто себя же, но повзрослевшего: “Молчи, скрывайся и таи…”. И тут же успокоение: твои чувства от этого не погибнут, но будут жить всё той же жизнью, вставать и заходить в душевной глубине, “как звезды в ночи”, “любуйся ими”. Старший друг заботливо оберегает младшего; повзрослевший человек учит юного романтика, в душе которого встают и заходят прекрасные звёзды чувств и мечтаний. Такова первая строфа.

Во второй строфе энергичный напор, настойчивость уступают место убеждению с помощью логического размышления, доказательств. На три предельно острых вопроса:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

следует афористически ёмкое: “Мысль изречённая есть ложь”. Вот что пишет по этому поводу В. Брюсов: “Из сознания непостижимости мира вытекает другое – невозможность выразить свою душу, рассказать свои мысли другому… Если “мысль”, то есть всякое рассудочное познание, есть ложь, то приходится ценить и лелеять все нерассудочные формы постижения мира: мечту, фантазию, сон”. Во второй строфе идёт речь о возможности передать словом жизнь сердца и души. “Мысль изречённая” – это не просто мысль сказанная, произнесённая, это ещё антоним слову “неизречённая”. Значение слова – необыкновенный, неописуемый. Следовательно, изречённая – это ещё и обыкновенная. Я думаю, что читателям девятнадцатого века этот смысл слова “изречённая” был гораздо более явен, лежал ближе к поверхности, чем для нас.

Тютчев необычайно скуп на тропы в “Silentium!”. На три строфы – три образа: сравнение “Безмолвно, как звезды в ночи”, параллель души с незамутнёнными ключами и образ дневных лучей, разгоняющих мир “таинственно-волшебных дум”. Звёзды и ключи – образы, выражающие внутреннюю жизнь души, дневные лучи – символ внешнего мира.

Таинственно-волшебные думы – это не мысли, это романтические мечтания. Соприкосновения с реальной жизнью они не выдерживают:

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Призывом “Молчи!…” начинается стихотворение, и этим же оканчивается каждая из трёх строф:

Любуйся ими – и молчи,

……………………………

Питайся ими – и молчи,

……………………………

Внимай их пенью – и молчи.

Основываясь на прочитанной мной статье Н. Королёвой, хочу сказать, что лирически стихотворение “Silentium!” выдержано в нейтральном стиле лирики 1830-х годов со словами высокого стиля: “оне”, “звезды” вместо “звёзды”. Параллельно со словами высокого стиля используется разговорный синтаксис.

Пускай в душевной глубине

…………………………………

Мнения о размере, которым написано “Silentium!” разделяются. Вот какой точки зрения придерживается Н. Королёва, статью которой я прочитал: “Сказать о “Silentium!”, что это стихотворение написано четырёхстопным ямбом, равносильно тому, чтобы не сказать ничего. Ритмика тютчевского стихотворения и система ударений строки свободны от условно-стихового размера. О размере этого стихотворения возникли фантастические теории, что оно написано ямбом со включением трёх строк амфибрахия… Видимо, к музыке тютчевского стиха должен быть найден другой ключ”. Если подойти к раскрытию секрета ритмики тютчевского “Silentium!” с другой точки зрения, то окажется, что оно написано в основном трёхударной строкой:

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, -

Любуйся ими – и молчи.

“Тютчев мастерски умел пользоваться перебоями ритма, подчёркивая ими смысл стиха. На сбое строки, начинающейся словом “дневные”, ритм, как бы споткнувшись, образует паузу и тем подчёркивает её заветный смысл”, - пишет А. Горелов о ритмике тютчевского стихотворения.

В своём “Silentium!” поэт призывает романтика вслушаться в пение “таинственно-волшебных дум” в его собственной душе. Гармония соразмерности частей, гармония смысла и формы, фраз и строк – таковы главные средства, с помощью которых Тютчев создал свой великий шедевр романтической лирики – 18 строк о молчании.


Ниже приведено несколько вариантов анализа этого стихотворения, выберите который вам по душе. Стихотворение известно под именами Silentium, Силентиум, Молчание

Анализ стихотворения Тютчева Силентиум

Федор Тютчев - не был с юности поэтом, он даже никогда не задумывался о таком роде деятельности. В свои зрелые года, Тютчев стал и был впоследствии многих лет – дипломатом. Тютчев стал создавать стихотворения, не думая о славе или о том, как бы красивее написать и подобрать слова. Он просто выражал свои мысли и чувства через строки в стихах. Стихи выходили красивые, поэтические и даже – иногда романтические, смотря какие мысли и эмоции были в тот момент. Тютчев очень интересный деятель, который смог многого добиться в своем деле, и также – в своем интересном хобби, которое после прославило его на весь свет. Один из его сотрудников по работе, видел его стихи, и ему очень понравились они. Этот человек упросил Федора Тютчева опубликовать некоторые стихи, хотя бы несколько. Тютчев, сначала нехотя, а потом все же согласился, хотя бы ради эксперимента.

Первое стихотворение, которое было опубликовано в обычных журналах, читающиеся всеми простыми гражданами, «Силентиум!». Это произведение переводиться с латинского языка на русский – молчи. Тютчев недаром написал это стихотворение, ведь он многими выражениями и уже самим названием хотел, как бы выразить свое мнение о том, что нужно молчать, что бы то ни стоило. Потому что чувства и эмоции могут быть кем-то не понятыми, а потому нужно молчать и не говорить о своих настоящих чувствах в данный момент. Произведение очень сильно со стороны философских выражениях и размышлениях о смысле молчания, и для чего это важно так делать.

Именно в 1830 году было опубликовано это произведение, название которого – на латинском языке. Были сведение, что Тютчев написал это произведение в преддверии чего-то плохого, потому душой чувствовал что-то это нехорошее. Тютчев, сам того не зная, стал после немногих лет – самим основателем русского романтизма.

Анализ стихотворения Тютчева Молчание

Федор Иванович (1803-1873) изначально занимался деятельностью дипломата (образование получено в МГУ), он писал стихотворения для себя, находил успокоение и выплеск эмоций в приятном занятии. Но все же, он начал публиковать свои творения. Тютчев отправляется с рабочим визитом в Мюнхен и остается на 22 года, там он встречает свою будущую жену по имени Элеонора Петерсон. Его творческое направление: романтизм и русская лирика.

Тютчев написал стих «Молчание» в 1830 году (было мнение, что он посвятил его Элеоноре и, написано оно было намного раньше). Подано стихотворение немного трагично, в нем автор говорит о молчании, о том, что все глубокие чувства следует держать в себе. Он считает, что так безопаснее, для сохранения прекрасного нужно меньше к этому прикасаться, а именно любоваться моментами, удивительными видами. Автор во 2 абзаце пишет о том, как сердцу высказаться, то есть он хочет озвучить мысль, но как донести ее в нужной форме неясно, как можно получить истинное понимание от других людей, тоже загадка.

Говорится, что слово, сказанное вслух – это ложь, понимать это можно так: все что произнесено вслух, может быть искривлено неправильным пониманием, чистота мысли тогда будет потеряна. Федор Иванович считает, что поняв себя можно обрести счастье, необъятный мир кроется в нас самих, а внешняя суета мешает понять самого себя. Так же автор в последних строчках передает мысли о том, что нужно уважать чужое мнение.

Интересное восприятие окружающей среды у Федора Ивановича. Чувствуется в «Молчании», что в авторе присутствует страх. К сожалению, у него случилось позже горе, от которого он быстро поседел – умерла Элеонора. Как будто автор боялся потерять счастье и так произошло. Как и многие, он пытается в своем творчестве найти понимание других людей, желание быть услышанным. Не каждый может проникнуться строчкам.

У автора чуть больше 400 сот стихотворений. Он пишет о природе, о чувствах, о трагедии. Многие его работы вошли в программу школьников различных классов. Посвящает своим любимым женщинам стихи, два посвятил А. С. Пушкину. У него появилось 9 детей от разных браков. Также Тютчев Ф. И. не получил звание профессионального литератора, он всю жизнь занимался государственной службой. Его авторский период можно разделить категории: в юношеские годы похожи стихи на поэзию предыдущего века, 1820-1840 года лиричные мотивы, и далее более изысканный слог.

Анализ стихотворения Силентиум Молчание по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ поэмы Анна Снегина Есенина сочинение

    Поэма, написанная Есениным, играет важную роль в жизни самого Сергея Александровича. В «Анне Снегиной» переданы максимально теплые чувства, наполненные тоской по родине

    Анна Ахматова – человек весьма рациональный, как может показаться с виду, или как казалось вначале другим, кто ее толком не знал. Но когда ее узнавали поближе, все удивлялись

Сочинение

Ф.И. Тютчев – известный русский поэт XIX века. Его творчество очень эмоционально и разнообразно: в нем мы услышим и шум весенних вод, и первый гром, и страдания от безответной любви, и философские размышления о смысле жизни. Философская лирика – одна из тем его литературного наследия. Обратимся к одному из таких стихотворений.
Слово «Silentium» переводится с латыни на русский язык как молчание. В этом слове и заключена основная мысль стихотворения – одиночество поэта, его внутренний мир, скрытый от посторонних глаз. Стихотворение было написано в 1830 году, впервые напечатано в пушкинском журнале «Современник». Поэт долго работал над ним, тщательно оттачивая каждое слово.
Произведение состоит всего из трех строф, но они наполнены очень глубоким смыслом, и каждую строфу можно считать отдельной частью стихотворения. Первая строфа начинается и оканчивается одинаковым глаголом «молчи», это же слово – в конце каждой из строф. Не случайно поэт повторяет его, акцентирует именно на нем внимание читателя. В этом слове – одновременно и тема, и идея стихотворения. Где же, по мнению Тютчева, должны храниться самые сокровенные мечты и чувства поэта, Человека?
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи…
Эпитет «в душевной глубине» подчеркивает недоступность внутреннего мира человека для окружающих, он скрытен от посторонних глаз. Читая эти строки, мы представляет себе тихую ночь, звездное небо, и такое сравнение не случайно. Звезды безмолвно (наречие имеет одинаковый корень со словом «молчание») всходят на небосклоне, так же и человеческие мысли рождаются в его душе. Космос необъемлем и велик так же, как внутренний мир человека.
Вторая часть начинается риторическими вопросами:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Поэт ведет разговор с читателем как с близким другом, и в этом ему помогает местоимение «ты». Но может ли даже самый близкий человек понять, что происходит в твоей душе? Конечно же, нет. Тот, кто слишком откровенен, привык делиться с окружающими, порождает вокруг себя их сплетни, зависть:
Мысль изреченная – есть ложь
Взрывая, возмутишь ключи…
Так нужно ли доверять друзьям свои тайны? Обратимся к третьей части стихотворения:
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум…
Радуйся миру, который тебя окружает, но не пускай никого внутрь самого себя:
…Их оглушат наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью – и молчи!...
Человек, его душа – загадка и для окружающих, и для него самого.
Восклицательное предложение вновь акцентирует внимание читателя на ключевом слове в стихотворении. А после него поэт использует умолчание, оно также связано с идеей стихотворения: поэт не пустит посторонних в свою душу, этот мир принадлежит лишь ему.
В стихотворении Тютчев использует много устаревших » форм слов: «оне» (вместо «они»), «внимай» («слушай», «понимай»), «звезды ‘дят», «садятся»), а также слова со’ходят» (вместо «захо’ (вместо «звезды»), «за старославянскими приставками: «взрывая», «возмутишь», «изреченная». Такие слова наполняют стихотворение патетикой, придают ему особую торжественность.
Глаголы преобладают над другими частями речи, большинство используемых Тютчевым глаголов стоит в повелительном наклонении, выражают просьбу поэта к читателю, вызывают его на откровенный разговор.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, одним из любимых размеров поэтов первой половины XIX века, что придает ему особую напевность.
Мне нравится это произведение, так как оно очень необычно. Это философское размышление поэта о внутреннем мире человека, который скрыт от посторонних глаз. Основная мысль выражена в названии и не раз подчеркивается автором однокоренными словами: «молчи», «безмолвно». Когда читаешь эти строки, чувствуешь глубокое страдание одинокой души поэта, и становится по-человечески жаль его. А еще задаешь себе вопрос: а каков твой внутренний мир, что тебя тревожит, настолько ли он богат, что ты не можешь придать мыслям словесную форму, и поэтому скрываешь их? Таковы мои впечатления после чтения этого стихотворения.

Анализ лирического произведения

  • Какова тема? (О чем?)
  • Какова идея? (Что хотел сказать автор?)
  • Композиция стихотворения.
  • Каково душевное состояние лирического героя?
  • Какими худ. средствами это достигается:
  • а) тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия и т.д.). б) языковой анализ: поэтическая фонетика - звукопись (аллитерация и ассонанс), лексика, синтаксис.
  • 6. Стихотворный размер. Рифма.
  • 7. Какие чувства вызвало чтение стихотворения?
  • Анализ стихотворения
  • Ф.И. Тютчева
  • «Silentium!»
Как развивается лирическая мысль поэта в стихотворении?
  • Обратите внимание на повелительную интонацию 1-ой строки, настойчивый повтор:
  • «Молчи, скрывайся и таи…»
  • Строфа заканчивается глаголами в повелительном наклонении - это усиливает стремление убедить кого-то:
  • «Любуйся ими – и молчи».
  • Энергию убеждения поддерживает подбор рифм - точных, смежных, мужских.
Кого же хочет убедить поэт? К кому он обращается в первой строфе?
  • Первая строфа - энергичное убеждение, обращенное к себе ли, к другому, но нуждающемуся в помощи словом со стороны более опытного человека.
  • Смысл этого убеждения: твои чувства и мечты не погибнут, они будут жить той же прекрасной жизнью в душевной глубине , «как звезды в ночи».
Как понять смысл второй строфы?
  • Речь идет о невозможности передать словом жизнь сердца , души, подсознания, то есть жизнь человеческого духа, которая не сводится к работе разума.
  • Метафора: жизнь души сравнивается с незамутненными ключами, чистейшей водой.
  • Как сердцу высказать себя?
  • Другому как понять тебя?
  • Поймет ли он, чем ты живешь?
  • Мысль изреченная есть ложь.
  • Взрывая, возмутишь ключи, -
  • Питайся ими - и молчи.
О каких двух мирах говорит поэт? Как они взаимодействуют? Каким предстает внешний мир?
  • Два мира: внешний (с наружным шумом и светом) и внутренний (названный «таинственно-волшебным») вступают в противоречие. И последствия этих соприкосновений могут быть опасными.
  • Поэт предостерегает, уговаривая: «Лишь жить в себе самом умей…» - сохрани свой внутренний мир!
  • Лишь жить в себе самом умей –
  • Есть целый мир в душе твоей
  • Таинственно-волшебных дум;
  • Их оглушит наружный шум,
  • Дневные разгонят лучи, -
  • Внимай их пенью – и молчи!..
Обратите внимание на слово, которым начинается и заканчивается стихотворение. Какой можно сделать вывод из этого наблюдения?
  • Призывом «Молчи!..» начинается стихотворение. И этим же рефреном заканчивается каждая из трех его строф.
  • Такова композиция стихотворения.
  • Слова какого стиля вы обнаруживаете, читая стихотворение? («оне», «звезды»). Какова их функция?
  • Найдите строки, ставшие афоризмом, где заключена идея:
  • Лексика стихотворения
Смысловой центр стихотворения - афористическое выражение философской мысли, познанной поэтом истины: "Мысль изреченная есть ложь" .
  • Смысловой центр стихотворения - афористическое выражение философской мысли, познанной поэтом истины: "Мысль изреченная есть ложь" .
  • Акцент сделан на образе молчания, вынесенном и в заглавие. Им начинается и завершается стихотворение: "молчанием" лирический герой стремится "окольцевать" богатый мир души - чувств, мыслей, мечтаний, рвущихся наружу, стремящихся к сердцу "другого".
  • Образ молчания символизирует психологический заслон, которым человек должен оградить свой внутренний мир и от непонимания, и от "наружного шума", "дневной" суеты, прозы жизни.
Тема и проблема стихотворения
  • Стихотворение представляет собой образец философской лирики Тютчева, раскрывающей проблему человеческого взаимопонимания (или непонимания?).
  • Почему человек обречен на непонимание его другими людьми?
  • Как спасти свой внутренний мир от непонимания, наружного «шума»?
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Роль каждого тома в композиции романа Роль каждого тома в композиции романа Творческая работа Творческая работа " образ учителя в классической и современной литературе" Квазиденьги - это особый вид активов Квазиденьги - это особый вид активов